Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наиболее значимые источники происхождения нлп

Поиск

Пресуппозиции НЛП

Пресуппозиции в нейролингвистическом программировании – это базовые убеждения, используемые как инструмент, облегчающий, по мнению создателей НЛП, достижения желаемых эффектов от техник. Значимость пресуппозиций состоит не в том, что они истинны (то есть в точности описывают объективную реальность), а в том, что в них полезно поверить для наиболее эффективного выполнения определенных задач.

Выделяют следующие основные пресуппозиции:

1. Карта не есть территория. Этот принцип в НЛП заимствуется из работ Альфреда Коржибски и Грегори Бейтсона, и заключается в идее, что не существует такого явления, как «объективный опыт». Субъективная природа наших переживаний никогда полностью не охватывает объективный мир. С точки зрения НЛП, вне зависимости от того, есть ли абсолютно «объективная реальность» или нет, люди в действительности не обладают доступом к абсолютному познанию реальности, и все, чем они обладают, это набор убеждений относительно реальности, создаваемый ими в течение жизни.

Пресуппозиция «карта не территория» (англ. the map is not the territory) считается одной из важнейших при работе с людьми, чтобы фокусировать их внимание на том, что убеждения относительно реальности и восприятие мира («карта») не являются самой реальностью, или всей совокупностью того, что возможно воспринимать («территория»). Другими словами, в НЛП работают не с реальностью, или «территорией», а с субъективными восприятиями и убеждениями относительно реальности, или «картами».

2. Тело и «сознание» как единая система. До вмешательства в ситуацию считается полезным собрать информацию исходя из множества точек зрения для получения наиболее полной картины всей комплексности проблемы. Поскольку организм также является комплексной системой, данный принцип применяется и к нему. В НЛП учитывается то, что организм (телесность) влияет на психику, а психика влияет на тело. В том, как человек ходит, двигается, дышит, в его мышечных зажимах проявляется психоэмоциональное состояние человека.

3. В основе любого поведения лежит позитивное намерение. Данная пресуппозиция заимствована из системы убеждений Вирджинии Сатир и означает, что бы человек ни делал, он на самом деле стремится выполнить некоторое позитивное намерение (которое он может не осознавать). Предполагается, что текущее поведение, демонстрируемое человеком, представляет собой лучший выбор из доступных ему в данный момент. По мнению сторонников НЛП, нахождение новых альтернатив с этой точки зрения может оказаться полезным, чтобы помочь человеку изменить нежелательное поведение.

4. Нет поражений, есть только обратная связь. В нейролингвистическом программировании коммуникация не рассматривается в понятиях «успеха» и «неудачи». Скорее, она рассматривается с точки зрения эффективности или неэффективности. Неудачные результаты, следующие за какими-то действиями, представляют собой не повод разочаровываться и отчаиваться, но ценную информацию в виде обратной связи, которая определяет эффективность того, что вы делаете. Пресуппозиция заимствуется из принципа важности петель обратной связи в теории информации (Уильям Росс Эшби).

5. Наличие выбора всегда лучше, чем его отсутствие. Значительная часть базовых навыков НЛП состоит в обучении распознавать ситуацию «застоя» и тому, как можно увидеть новые варианты. Аналогично с этим считается, что множество описаний (моделей процессов) лучше, чем одно.

6. Смысл коммуникации состоит в получаемой реакции. В общении смысл посылаемого сообщения состоит не в намерении, стоящем за сообщением, а в том, какую реакцию оно вызывает у реципиента сообщения. Считается, что если руководствоваться этим принципом, то можно стать более эффективным в общении, поскольку это позволяет проследить за тем, насколько, если судить по демонстрируемой реакции, доходит подразумеваемое сообщение до клиента.

7. Каждый располагает всеми необходимыми ему ресурсами (Вселенная представляет собой дружественную нам среду, изобилующую ресурсами или Я могу все то, чего действительно хочу). Утверждается, что субъекту полезно верить в то, что у него есть все необходимое для проведения изменения, поскольку, если это действительно так, это поможет ему достичь искомых результатов.

8. Структура важнее, чем содержание. Если у двух проблем схожая психологическая структура, к ним, вероятно, можно использовать аналогичный подход. Часто именно структура проблемы (как происходит ее фиксация, какие виды убеждений ее подкрепляют, как клиент думает о ней) важна более всего, а не детали ситуации, в нее вплетенной. Данное разделение формы и содержания также используется и в современной западной психиатрии (в числе пионеров данного подхода Карл Ясперс и Курт Шнайдер).

9. Если всегда делать то, что ты всегда делал, ты всегда будешь получать то, что всегда получал, или в другой формулировке: «Если ты делаешь нечто, что не работает, попробуй сделать что-нибудь другое» (Бэндлер). НЛП рассматривает задачи как богатые темы для исследования, и принцип постоянного поиска новых подходов присущ всей его методологии.

10. Принцип утилизации, или «используй все, что работает». Принцип, заимствованный у Милтона Эриксона, известного за умение позитивно использовать сформированный клиентом субъективный образ своих дефектов или ограничений. НЛП работает по принципу, если что-то помогает, то это можно использовать.

11. Важность результата (эффективности), а не механической процедуры (эффектности): если что-то можно сделать за десять минут, не следует тратить на это час. НЛП выступает в пользу краткосрочной терапии, то есть в нем считается, что во многих случаях все, что необходимо, чтобы помочь клиенту, это изменить то, как он интерпретирует ситуацию.

 

12. НЛП основано на сенсорном наблюдении. Восприятие считается единственной основой для получения актуальной информации о мире.

13. Осознание смысла не всегда необходимо. В отличие от традиционных психотерапевтических школ, эффективное изменение или обучение на бессознательном уровне более важны, чем сознательное понимание. Согласно НЛП, изменение не всегда требует интерпретации или анализа, важно лишь изменение карты убеждений о мире и о себе, при котором ранее недоступное становится возможным.

14. Ни один паттерн не следует рассматривать как универсальный. В НЛП подразумевается, что структура, или организация, личного опыта глубоко индивидуальна. То есть эта структура уникальным образом развивается в течение индивидуальной жизни человека под воздействием различных внутренних и внешних факторов. Поэтому ни один из методов НЛП не следует распространять на всех людей.

 

Наиболее важными из них считают:

- В основе любого поведения лежит позитивное намерение,

- Если всегда делать то, что ты всегда делал, ты всегда будешь получать то, что всегда получал,

- Нет поражений, есть только обратная связь,

- Карта не есть территория,

- Каждый располагает всеми необходимыми ему ресурсами (Вселенная представляет собой дружественную нам среду, изобилующую ресурсами).

Так расширение программ поведения возможно из-за того что в основе даже плохого поступка лежит положительное намерение.

Смысл нашего общения в том, как нас понял другой человек. Если этого не происходит, необходимо изменить сообщение.

В реальности наши представления о мире не являются объективными и полными, так как многого мы лично не встречали и не ощущали сами. «Карты» разных людей часто сильно отличаются друг от друга.

 

Из этого следуют несколько полезных утверждений:

«Я могу все то, чего действительно хочу»,

«Если это возможно в мире, это возможно и для меня»,

«Или я верю что могу или я ничего не могу»,

«Все что можно представить – осуществимо»,

«Весь наш опыт закодирован в результатах ощущений и восприятия, а значит его можно перекодировать».

 

Понятие «калибровки»

Калибровка в НЛП это определение состояния человека по внешним поведенческим признакам. Это фокусировка на другом человеке с целью распознавания его эмоционально-психологических состояний, настроений, переживаний. Использование наших пяти чувств для того, чтобы научиться распознавать уникальные переживания другого человека.

С помощью калибровки мы можем узнать как данный человек (интересующий нас):

  • перерабатывает информацию,
  • как он входит в некое эмоциональное состояние,
  • как он выходит из него.

При калибровке анализируются слова и невербальное поведение, в том числе сокращение мимических мышц и вегетативные реакции. Так в процессе общения специалист обращает внимание на выражение и цвет лица, тон голоса, жесты, движения глаз, слова. Калибровка также важна при определении изменений в клиенте под действием терапии.

Благодаря калибровке выполняется «подстройка» к клиенту. Цель подстройки состоит в том, чтобы убедить человека на бессознательном уровне, что «подстраивающийся» «свой».

В подстройке используют ряд приемов. Работают с ритмом дыхания, стараясь дышать также, говорят и жестикулируют в том же темпе, что и другой человек. Можно подстроится к настроению, взглядам на жизнь, если это не противоречит нашей этике.

Одним из наиболее известных приемов подстройки считается «отзеркаливание». Оно может быть симметричным и асимметричным. Например, клиент делает движение рукой, специалист ногой. Асимметричное отзеркаливание менее заметно клиенту.

Подстройка к дыханию может использоваться для спасения самоубийц.

За подстройкой идет «ведение».

Схема ведения следующая: Х1, Х2, Х3…Y.

Х это шаги подстройки, например, утверждения с которыми клиент согласен.

Y это элемент ведения, например, утверждение которое побуждает к какому-либо действию, «команда».

Калибровка, подстройка и ведение составляют основную часть схемы психологической помощи в НЛП, называемую SCORE.

На английском это звучит также как слово «счет», но по смыслу взаимосвязи с этим понятием нет.

S (Symptoms) означает симптомы,

C (Causes) причины,

O (Outcomes) результат,

R (Resources) ресурс,

E (Effects) эффект.

 

По сравнению с психоанализом, в отношении причин НЛП не интересно прошлое, оно сосредоточено на актуальном состоянии и желательном в будущем.

Важным является понятие ресурсов. Это то, чем должен обладать человек для решения проблемы. Их нужно уметь находить. Ресурсы можно взять в прошлом, особенно в детстве. Необходимо найти ситуация в прошлом, когда данный человек преодолевал похожие трудности успешно. Вспомнить то состояние, те умения и навыки, которые помогли преодолеть препятствие. Затем, перенестись в актуальную ситуацию и преодолеть ее с этими ресурсами.

Если подобного опыта не было, ресурсы можно заимствовать у другого человека и даже у героя книги, фильма или другого произведения. Для этого необходимо представить человека обладающего нужными качествами рядом с собой, «войти в образ» этого человека сделав шаг в то место, где он как бы присутствует, представить как он переживает подобную ситуацию, усилить необходимые качества, затем, попросить этого человека поделиться данными ресурсами, поблагодарить и сделать шаг назад, «выйдя» из него.

 

Лекция 2 (Юдина Е. И.)

 

Дополнение к лекции 1.

Понятие о раппорте

Раппорт это биокибернетический резонанс возникающий между двумя людьми в следствии их взаимном уподоблении друг другу.

Выделяют три этапа раппорта:

1. Присоединение – это начальный этап раппорта. Здесь стараются достичь идентичности позы и синхронности дыхания. Поза клиента копируется «отзеркаливанием».

2. Закрепление – это этап, где применяются отзеркаленные жесты, уподобляется мимика, повторяются ключевые, характерные слова клиента.

3. Ведение – это этап, на котором осуществляется полное переключение клиента с его собственной нежелательной программы на предлагаемую взамен.

По мнению большинства авторов. для достижения полного раппорта достаточно отражать следующие поведенческие характеристики в указанных пропорциях:

1) тело (поза) – 50% движений и положений тела.

2) дыхание – 100% темпа и ритма.

3) жесты – 100% основных жестов.

4) лицо и глаза – 70% направлений взгляда и выражений лица.

5) голос – 100% темпа и тона речи.

 

Техники НЛП

 

Понятие теории якорения

 

Якорение это привязка состояния человека к некоторым шаблонам поведения или входам восприятия для последующего воспроизводства и использования.

Это процесс по средством которого любой стимул или репрезентация оказывается связанным с некоторой реакцией и запускает ее.

Якоря бывают естественные и искусственные. Естественным якорем может быть любимая мелодия, поскольку она воссоздает приятное состояние с ней связанное. Здесь стимулом является мелодия, а реакцией подъем настроения. Искусственным якорем может выступать узелок на платке для напоминания о чем-либо.

Предтечей идеи якорения были труды И. П. Павлова. Если есть условный рефлекс, есть якорение.

Практически все в жизни человека и его якобы сознательного поведения это в большинстве своем автоматические воспроизведения связанных с какими-то якорями реакций и состояний.

Якорение это процесс формирования бессознательных программ поведения на основании однократного (в случае сильных эмоций) или более длительного ассоциирования некоего стимула с некоторой реакцией. Также ассоциации позволяют нам не задумываясь действовать необходимым образом.

Возникать якоря могут в любой модальности, то есть они могут быть аудиальными, визуальными, кинестическими и даже дискретными.

Однажды возникнув, они начинают управлять нашим поведением, автоматически воспроизводя связанные с якорем реакции и состояния.

Вместе с породившим его стимулом разные части нашего опыта соединяются, поэтому любой зрительный образ, прикосновение, запах, вкус, чувство потенциально могут напоминать нам что произошло или что происходило когда мы с этим впревые встретились.

Якоря влияют на нас положительно или отрицательно. Например, фото любимого человека положительно, а устойчивые реакции страха на что-то отрицательно.

Якоря всегда срабатывают автоматически и всегда вначале не осознаваемы. В дальнейшем, они могут быть осознаны.

 

Взмах как техника НЛП

 

Метод взмаха позволяет менять образ «Я» и работать со специфическими формами поведения, от которых человек хотел бы избавиться.

Метод взмаха не просто заменяет одно поведение на другое, а порождает новое. Упрощенная техника взмаха дана в книге Р. Бендлера «Используйте свой мозг для изменения».

Выполняется она следующим образом:

1. Необходимо выяснить где и как, в каких ситуациях вы хотели бы вести себя иначе, чем сейчас.

2. Определите пусковую картинку. Для этого проанализируйте, что вы видите (слышите, ощущаете) перед началом нежелательного поведения. Картинку надо обязательно видеть от своего «Я».

3. Создайте образ нового себя, каким бы вы были, если бы достигали желаемого. Образ результата должен нравиться.

4. Этап взмаха. С начала надо увидеть пусковую картину как большую и яркую. В ее нижний правый угол поместите маленький темный образ нового себя. Быстро увеличивая размеры и яркость этого темного образа, перекройте первую картинку. Она должна потемнеть и сжаться, после этого очистите мысленный экран. Для этого посмотрите на что-то. Повторите процедуру взмаха, очищайте экран по завершении.

5. Этап проверки.

1) Вызовите первый нежелательный образ. Если взмах был сделан правильно, эту картинку будет трудно удержать. Она будет стремиться к замене вторым образом, желательным.

2) Это поведенческий способ проверки. Найдите способ воссоздать такую ситуацию, которая представлена в картине нежелательного образа и проверьте, как вы теперь поступите в этой ситуации. Если еще присутствует старое поведение, методику взмаха надо повторить и возможно не один раз. При этом проанализируйте, что было упущено для эффективности процесса.

 

Пресуппозиции НЛП

Пресуппозиции в нейролингвистическом программировании – это базовые убеждения, используемые как инструмент, облегчающий, по мнению создателей НЛП, достижения желаемых эффектов от техник. Значимость пресуппозиций состоит не в том, что они истинны (то есть в точности описывают объективную реальность), а в том, что в них полезно поверить для наиболее эффективного выполнения определенных задач.

Выделяют следующие основные пресуппозиции:

1. Карта не есть территория. Этот принцип в НЛП заимствуется из работ Альфреда Коржибски и Грегори Бейтсона, и заключается в идее, что не существует такого явления, как «объективный опыт». Субъективная природа наших переживаний никогда полностью не охватывает объективный мир. С точки зрения НЛП, вне зависимости от того, есть ли абсолютно «объективная реальность» или нет, люди в действительности не обладают доступом к абсолютному познанию реальности, и все, чем они обладают, это набор убеждений относительно реальности, создаваемый ими в течение жизни.

Пресуппозиция «карта не территория» (англ. the map is not the territory) считается одной из важнейших при работе с людьми, чтобы фокусировать их внимание на том, что убеждения относительно реальности и восприятие мира («карта») не являются самой реальностью, или всей совокупностью того, что возможно воспринимать («территория»). Другими словами, в НЛП работают не с реальностью, или «территорией», а с субъективными восприятиями и убеждениями относительно реальности, или «картами».

2. Тело и «сознание» как единая система. До вмешательства в ситуацию считается полезным собрать информацию исходя из множества точек зрения для получения наиболее полной картины всей комплексности проблемы. Поскольку организм также является комплексной системой, данный принцип применяется и к нему. В НЛП учитывается то, что организм (телесность) влияет на психику, а психика влияет на тело. В том, как человек ходит, двигается, дышит, в его мышечных зажимах проявляется психоэмоциональное состояние человека.

3. В основе любого поведения лежит позитивное намерение. Данная пресуппозиция заимствована из системы убеждений Вирджинии Сатир и означает, что бы человек ни делал, он на самом деле стремится выполнить некоторое позитивное намерение (которое он может не осознавать). Предполагается, что текущее поведение, демонстрируемое человеком, представляет собой лучший выбор из доступных ему в данный момент. По мнению сторонников НЛП, нахождение новых альтернатив с этой точки зрения может оказаться полезным, чтобы помочь человеку изменить нежелательное поведение.

4. Нет поражений, есть только обратная связь. В нейролингвистическом программировании коммуникация не рассматривается в понятиях «успеха» и «неудачи». Скорее, она рассматривается с точки зрения эффективности или неэффективности. Неудачные результаты, следующие за какими-то действиями, представляют собой не повод разочаровываться и отчаиваться, но ценную информацию в виде обратной связи, которая определяет эффективность того, что вы делаете. Пресуппозиция заимствуется из принципа важности петель обратной связи в теории информации (Уильям Росс Эшби).

5. Наличие выбора всегда лучше, чем его отсутствие. Значительная часть базовых навыков НЛП состоит в обучении распознавать ситуацию «застоя» и тому, как можно увидеть новые варианты. Аналогично с этим считается, что множество описаний (моделей процессов) лучше, чем одно.

6. Смысл коммуникации состоит в получаемой реакции. В общении смысл посылаемого сообщения состоит не в намерении, стоящем за сообщением, а в том, какую реакцию оно вызывает у реципиента сообщения. Считается, что если руководствоваться этим принципом, то можно стать более эффективным в общении, поскольку это позволяет проследить за тем, насколько, если судить по демонстрируемой реакции, доходит подразумеваемое сообщение до клиента.

7. Каждый располагает всеми необходимыми ему ресурсами (Вселенная представляет собой дружественную нам среду, изобилующую ресурсами или Я могу все то, чего действительно хочу). Утверждается, что субъекту полезно верить в то, что у него есть все необходимое для проведения изменения, поскольку, если это действительно так, это поможет ему достичь искомых результатов.

8. Структура важнее, чем содержание. Если у двух проблем схожая психологическая структура, к ним, вероятно, можно использовать аналогичный подход. Часто именно структура проблемы (как происходит ее фиксация, какие виды убеждений ее подкрепляют, как клиент думает о ней) важна более всего, а не детали ситуации, в нее вплетенной. Данное разделение формы и содержания также используется и в современной западной психиатрии (в числе пионеров данного подхода Карл Ясперс и Курт Шнайдер).

9. Если всегда делать то, что ты всегда делал, ты всегда будешь получать то, что всегда получал, или в другой формулировке: «Если ты делаешь нечто, что не работает, попробуй сделать что-нибудь другое» (Бэндлер). НЛП рассматривает задачи как богатые темы для исследования, и принцип постоянного поиска новых подходов присущ всей его методологии.

10. Принцип утилизации, или «используй все, что работает». Принцип, заимствованный у Милтона Эриксона, известного за умение позитивно использовать сформированный клиентом субъективный образ своих дефектов или ограничений. НЛП работает по принципу, если что-то помогает, то это можно использовать.

11. Важность результата (эффективности), а не механической процедуры (эффектности): если что-то можно сделать за десять минут, не следует тратить на это час. НЛП выступает в пользу краткосрочной терапии, то есть в нем считается, что во многих случаях все, что необходимо, чтобы помочь клиенту, это изменить то, как он интерпретирует ситуацию.

 

12. НЛП основано на сенсорном наблюдении. Восприятие считается единственной основой для получения актуальной информации о мире.

13. Осознание смысла не всегда необходимо. В отличие от традиционных психотерапевтических школ, эффективное изменение или обучение на бессознательном уровне более важны, чем сознательное понимание. Согласно НЛП, изменение не всегда требует интерпретации или анализа, важно лишь изменение карты убеждений о мире и о себе, при котором ранее недоступное становится возможным.

14. Ни один паттерн не следует рассматривать как универсальный. В НЛП подразумевается, что структура, или организация, личного опыта глубоко индивидуальна. То есть эта структура уникальным образом развивается в течение индивидуальной жизни человека под воздействием различных внутренних и внешних факторов. Поэтому ни один из методов НЛП не следует распространять на всех людей.

 

Наиболее важными из них считают:

- В основе любого поведения лежит позитивное намерение,

- Если всегда делать то, что ты всегда делал, ты всегда будешь получать то, что всегда получал,

- Нет поражений, есть только обратная связь,

- Карта не есть территория,

- Каждый располагает всеми необходимыми ему ресурсами (Вселенная представляет собой дружественную нам среду, изобилующую ресурсами).

Так расширение программ поведения возможно из-за того что в основе даже плохого поступка лежит положительное намерение.

Смысл нашего общения в том, как нас понял другой человек. Если этого не происходит, необходимо изменить сообщение.

В реальности наши представления о мире не являются объективными и полными, так как многого мы лично не встречали и не ощущали сами. «Карты» разных людей часто сильно отличаются друг от друга.

 

Из этого следуют несколько полезных утверждений:

«Я могу все то, чего действительно хочу»,

«Если это возможно в мире, это возможно и для меня»,

«Или я верю что могу или я ничего не могу»,

«Все что можно представить – осуществимо»,

«Весь наш опыт закодирован в результатах ощущений и восприятия, а значит его можно перекодировать».

 

Понятие «калибровки»

Калибровка в НЛП это определение состояния человека по внешним поведенческим признакам. Это фокусировка на другом человеке с целью распознавания его эмоционально-психологических состояний, настроений, переживаний. Использование наших пяти чувств для того, чтобы научиться распознавать уникальные переживания другого человека.

С помощью калибровки мы можем узнать как данный человек (интересующий нас):

  • перерабатывает информацию,
  • как он входит в некое эмоциональное состояние,
  • как он выходит из него.

При калибровке анализируются слова и невербальное поведение, в том числе сокращение мимических мышц и вегетативные реакции. Так в процессе общения специалист обращает внимание на выражение и цвет лица, тон голоса, жесты, движения глаз, слова. Калибровка также важна при определении изменений в клиенте под действием терапии.

Благодаря калибровке выполняется «подстройка» к клиенту. Цель подстройки состоит в том, чтобы убедить человека на бессознательном уровне, что «подстраивающийся» «свой».

В подстройке используют ряд приемов. Работают с ритмом дыхания, стараясь дышать также, говорят и жестикулируют в том же темпе, что и другой человек. Можно подстроится к настроению, взглядам на жизнь, если это не противоречит нашей этике.

Одним из наиболее известных приемов подстройки считается «отзеркаливание». Оно может быть симметричным и асимметричным. Например, клиент делает движение рукой, специалист ногой. Асимметричное отзеркаливание менее заметно клиенту.

Подстройка к дыханию может использоваться для спасения самоубийц.

За подстройкой идет «ведение».

Схема ведения следующая: Х1, Х2, Х3…Y.

Х это шаги подстройки, например, утверждения с которыми клиент согласен.

Y это элемент ведения, например, утверждение которое побуждает к какому-либо действию, «команда».

Калибровка, подстройка и ведение составляют основную часть схемы психологической помощи в НЛП, называемую SCORE.

На английском это звучит также как слово «счет», но по смыслу взаимосвязи с этим понятием нет.

S (Symptoms) означает симптомы,

C (Causes) причины,

O (Outcomes) результат,

R (Resources) ресурс,

E (Effects) эффект.

 

По сравнению с психоанализом, в отношении причин НЛП не интересно прошлое, оно сосредоточено на актуальном состоянии и желательном в будущем.

Важным является понятие ресурсов. Это то, чем должен обладать человек для решения проблемы. Их нужно уметь находить. Ресурсы можно взять в прошлом, особенно в детстве. Необходимо найти ситуация в прошлом, когда данный человек преодолевал похожие трудности успешно. Вспомнить то состояние, те умения и навыки, которые помогли преодолеть препятствие. Затем, перенестись в актуальную ситуацию и преодолеть ее с этими ресурсами.

Если подобного опыта не было, ресурсы можно заимствовать у другого человека и даже у героя книги, фильма или другого произведения. Для этого необходимо представить человека обладающего нужными качествами рядом с собой, «войти в образ» этого человека сделав шаг в то место, где он как бы присутствует, представить как он переживает подобную ситуацию, усилить необходимые качества, затем, попросить этого человека поделиться данными ресурсами, поблагодарить и сделать шаг назад, «выйдя» из него.

 

Лекция 2 (Юдина Е. И.)

 

Дополнение к лекции 1.

Понятие о раппорте

Раппорт это биокибернетический резонанс возникающий между двумя людьми в следствии их взаимном уподоблении друг другу.

Выделяют три этапа раппорта:

1. Присоединение – это начальный этап раппорта. Здесь стараются достичь идентичности позы и синхронности дыхания. Поза клиента копируется «отзеркаливанием».

2. Закрепление – это этап, где применяются отзеркаленные жесты, уподобляется мимика, повторяются ключевые, характерные слова клиента.

3. Ведение – это этап, на котором осуществляется полное переключение клиента с его собственной нежелательной программы на предлагаемую взамен.

По мнению большинства авторов. для достижения полного раппорта достаточно отражать следующие поведенческие характеристики в указанных пропорциях:

1) тело (поза) – 50% движений и положений тела.

2) дыхание – 100% темпа и ритма.

3) жесты – 100% основных жестов.

4) лицо и глаза – 70% направлений взгляда и выражений лица.

5) голос – 100% темпа и тона речи.

 

Наиболее значимые источники происхождения НЛП

В самом начале, основоположники НЛП не собирались ничего открывать, они просто изучали труды выдающихся психотерапевтов и обнаружили ряд схожих оментов при абсолютной разнице подходов.

Одним из таких психотерапевтов была Вирджиния Сатир (1916-1988). Она первая начала работать не с отдельными личностями, а с целыми семьями. Но работая так, она обращала внимание на баланс между личностным развитием и уважением к потребностям других. Ее работа была направлена на повышение самооценки и улучшение способности понимать других людей. Она впервые ввела в оборот понятие «двойное послание», когда словесно говорится одно, а эмоционально выражается другое. В результате происходит когнитивный диссонанс. Если это происходит часто, то может породить у детей расщепление сознания. Наиболее инновационной из ее идей была идея о проблемы представления трудности. Сатир указывала, что человек часто описывая свою проблему, говорит об образе трудности, тогда как реальной проблемой является способы преодоления трудностей. Также она считала, что наиболее распространенной проблемой является заниженное чувство собственного достоинства. К 5 годам у человека уже имеется некоторое представление о том, насколько он ценен в своей семье.

В. Сатир в своей работе использовала представление о 4 типах личности:

1. Обвинитель

2. Примиритель

3. Отвлекатель

4. Вычислитель

 

Вторым основным предшественником НЛП считается Милтон Эриксон (1901-1980). Он известен как гипнотерапевт. В своей практике он использовал неопределенный язык для того, чтобы клиент сам истолковывал сказанное им в соответствии со своей личностью. Его стиль гипнотерапии (вхождение клиентом в особо состояние транса) получил название «эриксоновский гипноз». Данный метод широко использовался в психотерапии и медицине. Обычные психотехники повышают свою эффективность во много раз, если проведены в состоянии транса. Это становиться возможным из-за отсутствия контроля сознания. Состояние транса дает возможность выборочно работать со здоровыми слоями психики, не затрагивая поврежденные. Таким образом выращиваются ресурсы здоровья. Языковые шаблоны Эриксона вошли в НЛП. Они позволяют говорящему быть «искусно неявным». Конструируются такие предложения, в которых почти вся информация удалена, так что слушатель свободно может заполнить пробелы в соответствии с собственным опытом.

В 1936 г Эриксон изложил результаты своего эксперимента с тестом словесных ассоциаций. Его суть заключалась в том, что человек бессознательно дает ассоциативную связь на стимульное слово теми словами, которые описывают его проблему.

Используя некую обратную логику Эриксон мог обратить весь процесс вспять и послать клиенту «замаскированное» сообщение в виде рассказа. Именно тогда у него возникла идея создания особого языка гипноза, с помощью которого внушение проводится легко, без насилия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.42 (0.01 с.)