Направления и проблемы регулирования малого бизнеса в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления и проблемы регулирования малого бизнеса в Республике Беларусь



 

Ухудшение экономического положения сектора МСП было вызвано как влиянием экономического кризиса, так и состоянием бизнес среды. Основной реакцией на кризис у предприятий стало сокращение издержек. К этой мере было вынуждено обратиться 82.4% респондентов.

Вероятность выбора этой стратегии не зависела от экономического положения предприятия, его размера или сферы деятельности. Основные различия были заметны в политике ценообразования и сохранении объемов производства. Менее чувствительные к кризису предприятия старались сохранить цены и не сокращать производство.

Напротив, предприятия, более пострадавшие от кризиса, снижали и цены и количество выпускаемой продукции. Так, существует отрицательная корреляция между оценкой изменения экономического положения предприятия и вероятностью его реакции на кризис в виде сокращения производства. МСП, которые не отметили ухудшения своего экономического положения, реже среднего обращались к стратегии сокращения производства. Стратегия же сохранения цен напрямую коррелирует с оценкой изменения экономического положения предприятия12. Это подразумевает, что данная мера была характерна для более успешных компаний, не ощутивших ухудшения экономического положения за последний год [12,c.214].

Однако есть ряд проблем, которые, в отличие от присущих многим странам с переходным периодом, являются характерными для Беларуси:

- ограниченный доступ к твердой валюте, множественность валютных курсов, непредсказуемое валютное законодательство;

 

- затрудненный доступ к западным технологиям, ноу-хау, финансовым ресурсам, коммерческой информации, западным партнерам;

- частые проверки со стороны многочисленных контролирующих органов.

Важно отметить, что в то время, как для начинающих предпринимателей основным препятствием для развития бизнеса является недостаток финансовых средств, для более зрелых малых предприятий нестабильное законодательство, то частые проверки контролирующих органов это "привилегия" давно и прибыльно работающих бизнесменов.

Особо необходимо отметить, что почти в два раза - по сравнению с началом 1997 года - снизилось количество предпринимателей, которые планируют расширять свой бизнес, приобретать новое оборудование и осваивать новые технологии.

Что же необходимо для улучшения сложившейся ситуации? По мнению самих предпринимателей, три основных фактора: стабилизация законодательства, стабилизация валютного рынка, гарантия защиты права собственности.

Таким образом, мы подходим к исключительно важной роли, которую играет государство в поддержке предпринимательства. Эта роль заключается в следующем: обеспечение макроэкономической стабильности, проведение правовой реформы, улучшение имиджа предпринимательства, реформа системы образования [13,c.234].

Макроэкономическая стабильность приведет к созданию более длительной перспективы для частного бизнеса, даст возможность предпринимателям составить долгосрочный план своей деятельности и точнее рассчитать риски. Сильный малый бизнес не может появиться при отсутствии соответствующих условий. И каждый шаг государства в сторону поддержки малого и среднего бизнеса повлечет за собой повышение вклада этих предприятий в экономику на местном и республиканском уровне.

Согласно статистике, именно нехватка управленческих знаний явилась одной из основных причин массового разорения мелких фирм в 80-х гг. Проведенный анализ показал, что лишь в 10 % обследованного ряда предприятий, их руководители соответствовали стереотипу предпринимателя. Можно сказать, что суровая необходимость обусловила переход от традиционных иерархических подходов и самоорганизации к потребности научных представлений об управлении в малом бизнесе, разработке адаптивных, быстрореагирующих управленческих механизмов, направленных на рациональное сочетание формальной организованности структуры и активизации человеческого фактора.

Свое влияние оказывают и субъективные факторы: некомпетентность отдельных предпринимателей, несбалансированность опыта (например, опытный технолог, но слабый финансист), нехватка знаний и опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве и управлении.

Изучение специфики экономической политики в Республике Беларусь позволяет выявить ряд проблем предпринимательского сектора в Республике Беларусь.

Главной проблемой для предпринимателей Беларуси являются административные процедуры. В качестве проблем, присущих всем административным процедурам, можно назвать большой документооборот и объем отчетности, трудности в получении информации о часто меняющихся нормах и правилах, а также высокие штрафные санкции за их несоблюдение.

В стремлении обезопасить рынок от недобросовестных субъектов хозяйствования и предотвратить образование фирм-однодневок государство чрезмерно зарегулировало процедуру открытия бизнеса [5,c.236].

Белорусское законодательство в сфере налогообложения не отличается простотой и однозначностью. В то же время, в рамках программы либерализации налогового законодательства появляются нормы, значительно сокращающие затраты человекачасов на подготовку отчетной документации и непосредственно на уплату налогов. Так, субъект хозяйствования (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо) самостоятельно выбирают систему налогообложения. В налоговых органах (как и во многих других) работает заявительный принцип. Субъекты хозяйствования могут перейти на применение упрощенной системы налогообложения уже со следующего налогового периода, либо с момента регистрации. Для этого необходимо в налоговый орган подать заявление установленной формы [22,c.165].

Среди факторов, удерживающих предпринимателей от желания заняться частным бизнесом, выделяется финансовое ограничение – отсутствие стартового капитала. Это вполне объяснимо, так как доходы всех социально-профессиональных групп, работающих на государственных предприятиях и учреждениях довольно низкие.

Активному развитию малого бизнеса в РБ в настоящее время препятствуют: несовершенное и недостаточное законодательство; высокий уровень налогов; недостаточность денежных накоплений у населения; слабая финансовая поддержка со стороны государства и международных финансовых организаций; недоброжелательное отношение определенной части государственных служащих и значительной части населения к предпринимательству.

Вместе с тем у нас есть все основания надеяться, что в ближайшей перспективе малый бизнес, малое предпринимательство получат в РБ мощное развитие. Таково требование жизни.

Перспективы малого бизнеса довольно широки, если дело открывают в большом городе. Тут и инфраструктура развитая, и экономические отношения наиболее востребованы. Наиболее популярные виды бизнеса малой формы, которые имеют шансы добиться высоких показателей, — это технологии, питание, торговля [10,c.155].

Жителей мегаполисов больше, чем население в провинции, интересуют возможности получать обеспечение своих потребностей быстро и без лишних проволочек, а такое оказывается реальным только при существовании хорошо организованных и органично функционирующих предприятий малого бизнеса.

Стоит отметить, что мегаполис — это всегда предпринимательство, ориентирующееся на довольно состоятельных, успешных и активных людей, которые и являются основой целевой аудитории бизнесменов. Однако в большинстве своем забыты такие слои населения, которые не могут стать потребителями дорогих, зачастую люксовых товаров. Это говорит о том, что для малого бизнеса класса эконом в мегаполисе открываются широкие просторы. Так, например, аналитики всех стран мира отмечают, что сфера гостиничного бизнеса в столицах и крупных городах развита крайне сильно.

Единственным недостатком, который довольно ощутимо сказывается на инфраструктуре и прибыльности бизнеса, является отсутствие гостиниц, которые бы отвечали требованиям качества по низким ценам. Такой гостиничный бизнес может иметь большой успех, ведь большие города — для миллионов туристов, которые всегда хотят получить наиболее приемлемые услуги за меньшую цену. Кроме того, интересной кажется идея создания фирмы, предоставляющей услуги компьютерной и технической помощи. Зачастую, если у простого жителя ломается бытовая техника, компьютерное оборудование, комплектующие детали, то ему приходится обращаться в огромные фирмы, которые предлагают ремонтные услуги определенных марок техники, определенного вида (такие сервисы зачастую располагаются не слишком близко к дому, требуют высокую плату и долгое время тратят на выполнение услуг) [21,c.201].

Куда проще обычному потребителю обратиться в фирму, которая находится на соседней улице, оказывает услуги широкого спектра по ремонту и обслуживанию техники и взимает за это не столь высокую плату. Ну, и извечной, излюбленной темой любого предпринимателя является сфера питания. Здесь простор для деятельности малого бизнеса открывается столь широкий, что грядущими перспективами некоторые предприниматели могут быть ослеплены. Главными факторами, которые стоит учитывать при создании малого бизнеса в мегаполисе — это доступность, скорость, низкая стоимость товаров и услуг, которые предлагает предприятие малого бизнеса. Бизнес-план, ориентированный на определенную сформированную целевую группу, качественная организация и постоянное стремление к совершенствованию дела позволят стать малому бизнесу востребованным в мегаполисе.

Открытие малого бизнеса в провинциальном городке — задача нестандартная, у которой имеются свои особенности, касающиеся как преимуществ, так и негативных факторов. Среди положительных факторов стоит отметить такие, как низкий уровень конкуренции на местном рынке. Чем меньше город, поселение, тем меньшее число людей занимается бизнесом, а следовательно, конкурентов с аналогичным товаром или услугой гораздо меньше. Такое положение значительно облегчает вопросы маркетингового плана, возможно использование привычных методов для того, чтобы победить на рынке.

Еще одно значительное преимущество, влияющее на ведение успешного бизнеса малых форм в провинции — довольно низкая стоимость рекламы, которая во все времена остается главным фактором, двигающим торговлю. Дополнительный плюс в копилку позитива малого бизнеса на периферии — довольно низкие требования, предъявляемые клиентами к качеству продукции и услуг. Говоря о недостатках, которые ярко выражены в сфере ведения малого бизнеса в малых городах, стоит отметить фактор недостаточности целевой аудитории. Этот фактор остро ставит вопрос завоевания доверия населения, а также удержания этого доверия на уровне, достаточном для того, чтобы стать единственным привлекательным продавцом на рынке. Также преимуществом малого бизнеса в провинции является отсутствие необходимости привлечения крупного капитала для старта дела [23,c.212].

Невысокие показатели платежеспособности аудитории, на которую рассчитывается создание бизнеса, в таком случае отлично сочетается с требованиями к первоначальным накоплениям. К преимуществам также можно относить легкость организации малого предпринимательства в небольшом поселении, а также постоянный, стабильный, хоть и невысокий доход. Главным вопросом при открытии дела в малом городе становится профиль, направление, которое выберет предприниматель. Тут необходимо основываться на результаты всевозможных опросов, мнений местных жителей. Тем более что получить их не представляется большой сложностью. Подводя итоги сказанному, следует отметить, что предприятия малого бизнеса существовали всегда и при любом общественном строе. Эти предприятия стали важным явлением экономической жизни именно в условиях рыночной экономики. На современном этапе предприятия малого бизнеса играют большую роль в жизни страны, представляя собой многоплановое явление.

В настоящее время малое предпринимательство имеет свои ниши в различных отраслях экономики. При этом во многих отраслях малое предпринимательство находится, в силу особенностей экономики, в схожих условиях, но применяя различные стили управления и формы, а также методы осуществления деятельности, выбор которых существенно влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий. На основе вышеизложенного формируется вывод о том, что повышению основных показателей хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса будет способствовать разработка общих для них методологий, учитывающих как современное состояние и тенденции экономики в целом, особенности малых предприятий, в частности особенности влияния на их деятельность законодательства.

Говоря о влиянии законодательства на малый бизнес, стоить сказать о том, что вместе с заметным ростом количества предприятий малого бизнеса государственная поддержка реализуется не в полной мере, происходит «вымывание» его из системы государственных заказов.

Существует необходимость совершенствования законодательства в области, регулирующей развитие предприятий малого бизнеса, расширение возможностей для малых предприятий по участию в различных проектах, в том числе путем предоставления им права выполнения соответствующих работ или услуг при одновременном использовании положительного опыта зарубежных стран в различных отраслях [20,c.213].

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.034 с.)