Определение понятия «индивид» «субъект» «личность» «индивидуальность» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение понятия «индивид» «субъект» «личность» «индивидуальность»



Немов: Личность – человек, взятый в системе характеристик, который социально обустроены, которые проявляются в социальных связях и отношениях, является устойчивыми и определяют н равственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и для окружающих.

Человек – отнесение человека к своему роду.

 

Становление личности происходит через процесс социализацию.

Становление индивидуалности через индивидуальности (процесс самоопределения, оформление её уникальности и неповторимости)

Инвид – категория которая характеризует принадлежность к биологическому роду хомосапиэнс человек разумный.

Субъект - носитель действия, тот, кто познаёт, мыслит или действует

Личность - относительно устойчивая система поведения индивида, которая строится на оценках индивида другими людьми и его самооценкой.

Индивидуальность – уникальное сочетание личностных качеств.

Потребность

Потребность – субъективное явление, побуждающее явление и означающие нуда в чем-то:

· Биологические (насыщают)

· Информационные (ненасыщаемые)

Маслоу: (пирамида)

Физиологические потребности – безопасность – потребности к привязанности и любви – эстетические – самореализация.

Теория биологических побуждений.

Классификация потребностей:

физиологические потребности (в еде, питье, сне и т.д.)

потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха и т.д.);

социальные потребности (любви, нежности, причастности к какоё-либо группе и т.д.);

признание обществом (самоуважение, достижение цели, одобрения и т.д.);

потребность в самореализации;

Понятие мотива

Понятие об эмоциях и чувствах, их функции. Основные характеристики эмоций и чувств.

Эмоциями называются такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности.

Чувства — высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности

Функции эмоций и чувств:

1) Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать.

2) Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека.

3) Сигнальная функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса

4) Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.

5) Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти.

По своих характеристикам эмоции делятся на:

1) Положительные и отрицательные (Позитивные эмоции имеют приятный эмоциональный фон, переживаются как то или иное удовольствие, являются положительным подкреплением для человека. Отрицательные – наоборот)

2) Позитивные и негативные (Позитивные эмоции и чувства - содержающие позитив и позитивно оцениваемые, негативные эмоции - содержащие негатив и негативно оцениваемые)

3) Адекватные ситуации (Перед лицом угрозы адекватна собранность, а есть человек начинает смеяться, его смех имеет скорее нервную природу и оценивается как неадекватный)

4) Управляемые и не подвластные контролю (Диапазон управляемости эмоций огромен. Эмоции, развившиеся до состояния аффекта – неуправляемы)

Воля

Воля – способность человека ставить цели и мобилизовать себя для достижения целей.

инициирующую, или побудительную, обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;

 стабилизирующую, связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;

 тормозную, которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.

В сложной волевой действия можно выделить четыре основные фазы:
• Возникновения побуждение и предварительное определение цели;
• Стадия обдумывания и борьба мотивов;
• Принятие решения;
• Выполнение. Течение волевой действия в реальных условиях всегда зависит от конкретной ситуации, поэтому различные фазы могут приобретать большей или меньшей тяжести, иногда концентрируя на себе весь волевой акт, иногда совсем нет.

Темперамент. Свойства

Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов.

Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции.

Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон — даже звук).

Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и костно его поведение.

Темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.

Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлении, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

Типы темперамента

холерик (вспыльчивый, подвижные, инициативный, самоуверенный, нетерпеливый, резкие движения, при неудаче либо активно действ, либо впадают в апатию, изменчивое настроение, может работать очень мобилизовано)

сангвиник (сильный тип, хорошо владеть собой, уравновешен, решителен, оптимистичен,

вкусы и интересы непостоянны, если работа не интересна – он её бросает, он трудочпособный, но не трудолюбивый)

флегматик (спокоен и невозмутим, говорит поделу, предприимчив, его мало что может вести себя, способен долго и упорно работать в неблагоприятных условиях, речь спокойна без имоций, может вырасти лентяй или боец)

меланхолик (слабый тип, нерешительный, неуверенный, трудно сделать выбор, трудность вступить в контакт, тихий голос, замедленная речь, предпочитает подчинятся авторитетам, чувственный и глубокий по натуре)

 

Характер

Характер – совокупность устойчивых черт личности, определяющий отношение к людям и выполняемой работе. Характер обнаруживается прежде всего в деятельности: одни люди предпочитают более сложные и трудные виды деятельности, другие выбирают простые беспроблемные пути. В общении с людьми характер проявляется в манере говорения, в способе реагирования на поступки и действия людей. В отличие от темперамента он обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека и его воспитанием.

В 18 лет характер сформировывается окончательно.

Классификация:

Зависит от доминирующих волевых или эмоциональных качеств:

· Волевой (активный деятель, целеустремленный)

· Эмоциональный (действующие под влиянием порывов переживаний)

· Рассудочный (расценивающий все с точки зрения разума)

Карлигов выделяет 2 типа:

· Экстравертированный (обращенность личности на окружающий мир, импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность)

· Интровентированный тип (фиксация интересов на счет внутреннего мира, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация)

 

 

· Доминирующий

· Подчиняющийся характер

 

· Нормативный и Анархический

 

· Камфорный и самостоятельный

Способности

Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей. Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей). Задатки не заключают в себе способностей. Способности могут развиться лишь в определенных условиях жизни и деятельности людей.

Виды способностей:

1) Общие ( которые в той или иной мере проявляются во всех видах его деятельности: способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. )

2) Специальные ( которые отчетливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности: сценической, музыкальной, спортивной )

Одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с ихразвитием.

Талант - высокий уровень способностей человека к определенной деятельности.

Гениальность - высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества

Межличностные отношения

Межличностное отношение – отношение, складывающееся между людьми на основе определенных чувств, рождающихся по отношению к друг другу. Выделяют

· официальные

· неофициальные

межличностные отношения. Официальные – отношения, возникающие на должностной основе или регулируемы уставами, законами, кодексами. Это отношение, имеющее правовую основу и в эти отношении люди входят по необходимости. Неофициальные складываются на основе личных отношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.

· Деловые (возникают в связи с совместной работой людей)

· Личные (складываются помимо их совместной деятельности) В основе лежат чувства и поэтом они носят субъективный характер.

В личных отношениях выделяют знакомства – это отношения, когда мы знаем человека по имени и можем вступать с ним в поверхностный контакт. Товарищества – это более положительные и равноправные отношения, складывающиеся на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга и компании. Дружба – еще более тесное и избирательное отношение людьми, основанное на привязанности, общих интересах. Интимные отношения, отношения, которые характеризуются привязанностью, интимностью, откровенностью и когда человек доверяет свое самое сокровенное.

· Рациональные (отношения, основанные на разуме и отсчете, строятся на будущей (реальной) пользе от отношений

· Эмоциональные (на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке)

 

· Субординационные (это отношения неравноправные (между родителем и ребенком))

· Паритетные (равноправие меду людьми, они не подчинены друг другу)

 

Общение

Общение, труд, игра

Общение – процесс взаимодействия людей, на основе которого происходит обмен информации

Функции:

  • Информационное (передача информации друг другу)
  • Аффективная (Чувственная) – понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга, его изменения
  • Регулятивная – в результате воздействия одного партнера на другого должно произойти изменение их поведения или изменение их эмоционального состояния, или свойств личности (при воспитании)

Виды общения:

· Прямое (личные контакты)

· Косвенное (общение, которое характеризуется наличие посредника, с помощью которого приходит передача информация)

 

· Целевое (удовлетворение потребностей в общении)

· Инструментальное (необходимость создание индивидуальной или совместной деятельности)

 

· Межличностные (межу 2-3)

· Личностно – групповое

· Межгрупповое

 

· Деловое

· Неделовое (связано с решением внутренних психологических проблем)

 

· Ритуальные (когда приветствуешь соседа или кассира)

· Манипулятивное (общение с целью использования партнера в своих целях)

· Гуманистическое (личностное общение, позволяющее удовлетворить потребность в понимании, сочувствии, переживании)

 

· Кратковременное (создается первое представление о человеке)

· Длительное (приводит к взаимопресущению)

 

· Вербальные (общение с помощью речи, самое богатое из всех видов)

· Невербальные (общение с использованием неречевых средств, телестные контакты).

· Проксимальные (общение, которое осуществляется через особое расположение людей в пространстве относительно друг другу). 4 расстояния: 1) публичная зона до 2,5 м., люди не собираются сближаться, 2) социальная зона (1,3 – 3,5) общающиеся знакомы, это важны коллеги и возможно более тесные отношения, 3) личная зона 45 см – 1,3 м – личные

Конфликты

Межличностный конфликт — это столкновение личностей с разными целями, характерами, взглядами и др.

Предпосылкой для возникновения конфликта является конфликтная ситуация. Она появляется при несовпадении интересов сторон, стремлении к противоположным целям, использовании разных средств их достижения и т.п. Конфликтная ситуация — это условие конфликта. Чтобы ситуация перешла в конфликт, нужен толчок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.038 с.)