Инструкция к выполнению заданий по общей психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструкция к выполнению заданий по общей психологии



Инструкция к выполнению заданий по общей психологии

(преп. Попова Т.А,

permtan@yandex.ru)

Слушателям предлагается для самостоятельной работы перечень тем по общей психологии. Необходимо выбрать для себя одну из тем, написать реферат в соответствии с планом (он может быть примерным, вопросы плана могут варьироваться), текст реферата должен содержать не менее 10-12 стр., далее самостоятельно проверить себя, устно решив задачи по изучаемой теме. Ответы на задачи писать не нужно.

Задания для самостоятельной работы (к зачету)

Тема 1.Темперамент.

Ключевые понятия: индивидуально-своеобразные свойства, темперамент, свойства нервной системы, индивидуальный стиль деятельности.

План сообщения (реферата):

1. Отличительные признаки темперамента в современной отечественной и зарубежной психологии.

2. Физиологические основы темперамента (гуморальные, конституциональные и церебральные теории темперамента).

3. Психологическая характеристика свойств и типов темперамента.

4. Темперамент и деятельность.

& Список литературы:

Основнойрекомендуемые учебники:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 553-567.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 285-288.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 405-417.

и другие учебники по общей психологии.

Дополнительный:

1. Мерлин В.С. Отличительные признаки свойств личности // Психология индивидуальных различий: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: МГУ,1982. - С. 160-167.

2. Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: МГУ, 1982. - С. 153-159.

3. Общая психология: учеб. для пед. ин-тов / под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1978. – С. 405-421.

4. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - С. 19-31.

 

Задача 1.

Выделите особенности, которые характеризуют свойства темперамента:

  1. являются врожденными;
  2. проявляются специфически в деятельности в зависимости от ее содержания, целей, мотивов;
  3. определяют динамику психической деятельности;
  4. характеризуют социально-типичное в человеке;
  5. являются устойчивыми и постоянными;
  6. определяют нравственный облик человека;
  7. остаются постоянными в зрелом возрасте;
  8. в различных видах деятельности проявляются одинаково;
  9. не зависят от целей, мотивов и содержания деятельности человека.

Задача 2.

Какие из ниже перечисленных положений правильно отражают вопрос о ценности темперамента:

  1. Меланхолик ‑ это плохой тип темперамента, поскольку ему свойственны повышенная чувствительность, высокая тревожность, низкая работоспособность, депрессивный характер эмоций, замедленный темп реакций.
  2. Сангвиник ‑ это хороший тип темперамента, поскольку у него высокая активность, ускоренный темп реакций, высокая общительность и пластичность.
  3. Нет темпераментов плохих и хороших ‑ каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других.
  4. Темперамент не подлежит социально-нравственной оценке, так как от него не зависят мировоззрение, нравственные установки и убеждения человека.

Адача 3.

Тема 2. Личность

Ключевые понятия: индивид, субъект,личность, индивидуальность, направленность личности, характер, самосознание.

План:

1. Основные зарубежные персонологические концепции (психоанализ, бихевиоризм, социально-когнитивная, когнитивная, гештальт-теория, диспозиционная, гуманистическая).

2. Соотношение понятий индивид, субъект, личность, индивидуальность. Отличительные признаки свойств личности.

& Список литературы:

Основнойрекомендуемые учебники:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 469 – 470.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 295-315.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 336-370.

Дополнительный:

1. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: учебн. пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПУ, 1990. - Гл. 4. – С. 81-107.

2. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: учебн. пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПУ, 1988. - С. 10-19, 19-40.

3. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. – С. 221-241.

4. Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 11-19, 35-38.

5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. – СПб: Питер, 2001. – С. 574-606.

Задача 1.

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Человека как индивида характеризуют…

а) рост; б) цвет глаз и волос; в) тип высшей нервной деятельности;

г) принадлежность к расе; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами, ‑ это …

а) задатки; б) лидерство; в) нравственность; г) гуманность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Личностные свойства, обусловленные социально, ‑ это…

а) инстинкты; б) ценностные ориентации; в) музыкальный слух; г) острота зрения; д) рефлексы; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

4. Личность – это …

а) совокупность относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других; б) это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению; в) рефлексивный образ «Я»; г) индивидуально выраженное всеобщее; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задача 2.

Задача 3.

Задача 4.

Задачи.

1. Форма психического отражения, проявляющаяся в осознании человеком себя субъектом деятельности, с присущими ему индивидуальными характеристиками:

А) сознание

Б) мировоззрение

В) самосознание.

2. Особо сложный процесс опосредованного познания себя, который приводит к понятию собственного Я, отличного от других субъектов:

А) самосознание

Б) самомнение

В) самоактуализация.

3. В онтогенезе первым появляется:

А) сознание своей тождественности

Б) самооценивание

В) самопринятие.

4. Уровень трудности целей, выбираемых человеком:

А) направленность личности

Б) уровень притязаний

В) уровень самооценки.

5. Уровень самоуважения зависит (согласно формуле У.Джеймса) от:

А) окружения

Б) наследственности

В) уровня притязаний.

6. Ниже приведены выделенные И.С. Коном механизмы самооценивания. Объясните, для каких возрастных этапов характерно включение тех или иных механизмов.

А) Усвоение субъектом оценки его другими людьми (как непосредственное отражение чужих оценок, так и ориентация на то, как индивид представляет себе оценки, а также равнение на генерализованного другого).

Б) Социальное сравнение – индивид осознает и оценивает себя путем сравнения с другими людьми.

В) Самоатрибуция – индивид заключает о себе и о своих внутренних состояниях, наблюдая и оценивания свое поведение в различных ситуациях.

Задачи.

Задача 1.

1. С точки зрения отечественных психологов, основным источником активности человека и животных являются:

А) цели;

Б) потребности;

В) социальное окружение.

2. Мотив – это:

А) переживание;

Б) источник активности;

В) побуждение к активности.

3. Источник активности личности в теории З.Фрейда:

А) потребности;

Б) инстинкты;

В) социальные условия.

4. В соответствии с концепцией А. Маслоу потребность в самоактуализации является:

А) следствием духовного развития человека;

Б) результатом социализации;

В) врожденной.

 

Тема 5. Характер

Ключевые понятия: характер, типология характеров, акцентуация.

План:

1. Понятие о характере, его специфические особенности.

2. Механизмы характера, взаимосвязь темперамента и характера.

3. Структура характера, типологии характера.

4. Формирование характера.

& Список литературы:

Основнойрекомендуемые учебники:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 12-26, 38-68.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 400-432.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 457-465.

и другие учебники по общей психологии.

Дополнительный:

1. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - С. 101-116, 136-159.

2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб.: Речь, 2010. – С. 50-125.

3. Страхов И.В. Психология характера. - Саратов: СГПИ, 1970. – С. 10- 80.

4. Кречмер Э. Строение тела и характер. - М: Педагогика Пресс, 1995. – С. 238-349.

 

З адачи.

Задача 1.

Из числа нижеприведённых положений выберите те, которые раскрывают понятие «характер»:

1. Определяет отношения личности к различным сторонам действительности.

2. Проявляется одинаковым образом везде и во всём, в новых обстоятельствах и условиях.

3. Проявляется лишь в соответствующих им типичных обстоятельствах.

4. Определяет динамику психической деятельности.

5. Определяет индивидуально-своеобразные свойства человека.

6. Определяет социально-типичные свойства человека.

7. Определяет социально-значимые свойства.

8. Имеет структуру, включающую в себя стержневые свойства, выражающие отношение к людям, к деятельности, к себе.

9. Является врождённым и наследуется.

10. Вырабатывается в течение жизни.

Задача № 2.

Тема 6. Способности

Ключевые понятия: способности, задатки, структура способностей, одаренность.

План:

1. Понятие о способностях. Структура способностей.

2. Количественная и качественная характеристика способностей.

3. Задатки и способности.

4. Различные подходы к проблеме возникновения и развития способностей.

5. Проблема одаренности в отечественной и зарубежной психологии.

& Список литературы:

Основнойрекомендуемые учебники:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 535-553.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 443-446.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 475-494.

и другие учебники по общей психологии.

Дополнительный:

1. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. - Пермь: ПГПУ, 1990. - С. 27-58.

2. Способности и склонности: комплексные исследования / под ред. Э.А. Голубевой. - М.: Педагогика, 1989. – 200 с.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. – С.7-15, 54-75, 138-154, 211-242. (Серия «Мастера психологии»)

4. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. - 1988. - № 4. - С. 98-107.

5. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей. - М.: Наука, 1991. - С. 7-21.

Задачи.

Задача 1.

Задача №2.

Какие из признаков способностей ( легкость и скорость усвоения знаний, умений и навыков; преодоление неблагоприятных жизненных обстоятельств; наличие глубокого интереса к определенной деятельности; высокая степень творчества в деятельности; раннее проявление способностей к определенному виду деятельности ) проявляются в следующих примерах?

A. Софья Ковалевская, не зная ещё первых четырех правил арифметики, решала задачи различными оригинальными способами. В возрасте десяти лет она освоила курс арифметики, преподававшийся в Пражском университете. Затем быстро овладела курсом алгебры и приступила к высшей математике. Интерес к алгебре был так велик, что она даже ночью вставала и изучала материал. Встретив в курсе физики тригонометрические понятия, Ковалевская самостоятельно разобралась в них, в возрасте четырнадцати лет повторив путь открытия тригонометрии (По А.Г. Ковалеву, В.Н. Мясищеву, 1960.)

Б. В 1969 году в Киевском университете самым популярным из нескольких тысяч студентов был двенадцатилетний Саша Дворак.

Он успешно выдержал конкурсные экзамены и учился па первом курсе механико-математического факультета. Уже в четыре года он умножал, делил, извлекал корни, всё устно; писать ещё не умел. В школу он поступил семи лет, сразу во второй класс, где занимался только месяц, в третьем классе учился, как все. За четвертый класс сразу сдавал экзамены. Среднюю школу закончил за пять лет с серебряной медалью (Зайцев Р. Первокурснику - 12 лет / Комсомольская правда. - 15 ноября 1969 г.).

B. Эварист Галуа, учась в классе риторики, решил впервые заняться математикой. Он стал знакомиться с «Началами геометрии» Лежандра. Он читал страницу за страницей, и перед ним вставало здание геометрии. Читая быстро, он видел не только частные теоремы, но и их взаимосвязь, планировку целого. Он поймал себя на том, что угадывает, знает заранее, что будет сказано дальше.

Читая теоремы, он почти всегда молниеносно видел, как их можно доказывать. Скоро он мог пропускать доказательства, многие теоремы он предвидел. У него было такое чувство, как будто геометрию он знает очень давно. На других уроках, в каждый свободный момент этого дня он читал, поглощая теоремы, по-своему доказывая их, по-своему рассуждая. Вечером, лежа в кровати с открытыми глазами, он ясно видел все теоремы, с которыми познакомился за день. На другой день он опять читал «Начала геометрии» и усвоил этот курс, рассчитанный на два года занятий, за два дня (Инфельд Л. Эварист Галуа. - М., 1965. - С. 69-71).

Г. Наташа играла сонату Бетховена. Неожиданно раздался голос четырехлетней Тани: «Не так, не так! Неправильно играешь!» Таня взобралась на стул, и её маленькие пальцы побежали по клавишам, Наташа посмотрела в ноты - Таня играла правильно. За два урока она выучила всю нотную грамоту, выучила на память пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского и пьесы С.С. Прокофьева, написанные для детей, прелюдии Баха, Д.Б. Кабалевского и произведения других композиторов (По Е.А. Мальцевой.).

Задача 3.

Инструкция к выполнению заданий по общей психологии

(преп. Попова Т.А,

permtan@yandex.ru)

Слушателям предлагается для самостоятельной работы перечень тем по общей психологии. Необходимо выбрать для себя одну из тем, написать реферат в соответствии с планом (он может быть примерным, вопросы плана могут варьироваться), текст реферата должен содержать не менее 10-12 стр., далее самостоятельно проверить себя, устно решив задачи по изучаемой теме. Ответы на задачи писать не нужно.

Задания для самостоятельной работы (к зачету)

Тема 1.Темперамент.

Ключевые понятия: индивидуально-своеобразные свойства, темперамент, свойства нервной системы, индивидуальный стиль деятельности.

План сообщения (реферата):

1. Отличительные признаки темперамента в современной отечественной и зарубежной психологии.

2. Физиологические основы темперамента (гуморальные, конституциональные и церебральные теории темперамента).

3. Психологическая характеристика свойств и типов темперамента.

4. Темперамент и деятельность.

& Список литературы:

Основнойрекомендуемые учебники:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 553-567.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 285-288.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 405-417.

и другие учебники по общей психологии.

Дополнительный:

1. Мерлин В.С. Отличительные признаки свойств личности // Психология индивидуальных различий: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: МГУ,1982. - С. 160-167.

2. Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: МГУ, 1982. - С. 153-159.

3. Общая психология: учеб. для пед. ин-тов / под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1978. – С. 405-421.

4. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - С. 19-31.

 

Задача 1.

Выделите особенности, которые характеризуют свойства темперамента:

  1. являются врожденными;
  2. проявляются специфически в деятельности в зависимости от ее содержания, целей, мотивов;
  3. определяют динамику психической деятельности;
  4. характеризуют социально-типичное в человеке;
  5. являются устойчивыми и постоянными;
  6. определяют нравственный облик человека;
  7. остаются постоянными в зрелом возрасте;
  8. в различных видах деятельности проявляются одинаково;
  9. не зависят от целей, мотивов и содержания деятельности человека.

Задача 2.

Какие из ниже перечисленных положений правильно отражают вопрос о ценности темперамента:

  1. Меланхолик ‑ это плохой тип темперамента, поскольку ему свойственны повышенная чувствительность, высокая тревожность, низкая работоспособность, депрессивный характер эмоций, замедленный темп реакций.
  2. Сангвиник ‑ это хороший тип темперамента, поскольку у него высокая активность, ускоренный темп реакций, высокая общительность и пластичность.
  3. Нет темпераментов плохих и хороших ‑ каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других.
  4. Темперамент не подлежит социально-нравственной оценке, так как от него не зависят мировоззрение, нравственные установки и убеждения человека.

Адача 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.253.170 (0.065 с.)