Некоторые общие методические указания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые общие методические указания



Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы политологических знаний. К его услугам лек­ционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных проблем данной учебной дисциплины. Используя лекционный материал, доступный учебник или учебное пособие, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, сту­дент готовится к практическим (семинарским) занятиям, рассмат­ривая их как место дискуссий, столкновения различных мнений, так и пополнения, углубления, систематизации своих политоло­гических знаний. Ряд тем учебного курса полностью переносится на самостоятельную работу. Их количество значительно возрас­тает для студентов вечернего и заочного обучения. Студент должен понимать, что самостоятельное овладение знаниями является главным, определяющим. Высшая школа лишь создает для этого необходимые условия.

Самостоятельная работа студента предваряется ознакомлением с «Федеральным компонентом Государст­венного образовательного стандарта высшего профессионального образования по «Политологии» и Программой учебного курса. Изучение каждой темы целесообразно начинать с внимательного озна­комления с набором вопросов. Они ориентируют студента, пока­зывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учеб­ника или учебного пособия. Требуется творческое отношение и к самой Программе учебного курса. Вопросы, составляющие ее содержание, облада­ют разной степенью важности. Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характе­ра, а также исторического экскурса в область политологических знаний. Все эти вопросы не составляют сути, понятийного, кон­цептуального содержания темы, но необходимы для целостного восприятия изучаемых проблем.

«Политология», как и любая наука, имеет свой категориально-понятийный аппарат. Научные понятия - это та база, на которой базируется каждая наука. Понятия - узловые, опор­ные пункты как научного, так и учебного познания, логические ступени движения в учебе от простого к сложному, от явления к сущности.

Важно помнить и то, что «понятия» в науке имеют узкий и широкий смысл. Понятие в узком понимании - это определение (дефиниция) того или иного факта, явления, предмета. Такие оп­ределения составляют категориально-понятийный аппарат поли­тологии. Они, как правило, кратки по содержанию, схватывают суть дела. Такие определения важно понять, осмыслить и запом­нить. Дальнейшая самостоятельная работа без выяснения смысла новых понятий и категорий будет затруднена или начнет приобретать черты ненужной формально­сти.

Понятия в широком смысле есть обобщенная концептуаль­ная характеристика определенного явления. Когда в заголовок темы, параграфа вносится слово «понятие», это первый при­знак того, что в данном случае речь идет не о дефиниции (опре­делении), а о сжатой, обобщенной концептуальной характеристи­ке изучаемого политического явления.

В некоторых учебниках, учебных пособиях к характеристике политических отношений, связей, процессов применяются поня­тия «закона», «закономерностей».

Очевидно, что автор учебника или учебного пособия, пытающийся дать характеристику законам и закономерностям политической сферы, по крайней мере, должен сделать две оговорки: во-первых, отметить, что данная точка зрения не является общепринятой в поли­тической науке; во-вторых, четко определить, что он понимает под политическими законами и закономерностями.

При этом следует знать и то, что нередко трактуемые «за­коны» политики являются во многом надуманными, слабо обос­нованными, другие авторы порой весьма успешно характеризуют содержание политического явления, не прибегая к категориям «закона», «закономерности».

Нелишне иметь в виду и то, что каждый учебник или учеб­ное пособие имеет свою логику построения, которая, естествен­но, не совпадает с логикой данной Программы учебного курса. Одни авторы более широко, а другие более узко рассматривают ту или иную проблему. Одни выделяют ее в отдельную главу, а другие, включают в состав главы. Учебник или учебное пособие целесообразно изучать последовательно, главу за главой, как это сделано в них. Обращаясь к Программе учебного курса, следует постоянно отмечать, какие ее вопросы (пусть в иной ло­гической последовательности) рассмотрены в данной главе учеб­ника, учебного пособия, а какие опущены. При этом, обращаем Ваше внимание на то, что недостающие в учебнике темы Программы можно обнаружить в учебном пособии автора «Политология. Актуальные теоретико-прикладные проблемы» М., 2000, которое было написано с целью восполнения недостающей в учебниках проблематики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.003 с.)