Дидактические единицы по социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактические единицы по социологии



КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ и социальных ДИСЦИПЛИН

 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ПО СОЦИОЛОГИИ

 

Сыктывкар 2016

 

Тема 1. Предыстория и социально-философские предпосылки

Социологии как науки

Социология – это наука об обществе как целостной системе. Это наука о наиболее общих проблемах, специфических человеческих отношений и взаимосвязи явлений, изучаемых другими общественными науками. Объектом социологии является общество.

По мнению Э. Дюркгейма предметом социологии является общество как система и процессы, происходящие в ней.

Зарождение социологии как науки произошло в 30-х гг. 19 века. С древних времён человека интересовали не только загадки природы, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Истоки социологии можно найти в рассуждениях философов Даоской школы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодёжи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой. Индийские древние тексты определяли порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех людей. Новый толчок исследованиям социальной сферы дала античная мысль. Такие работы Платона, как «Государство и законы», а также работы Аристотеля «Политика» положили начало отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи и права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе.

Новый этап развития социологической мысли связан с эпохой Возрождения. Великие средневековые учёные Эразм Ротердамский, Томас Мор, Николла Маккиавелли, Мишель Монтень подняли проблемы человеческих отношений в обществе, напоминающих общину, где моральные устои и порядок регулировались волей Бога и традициями, человек в такой системе мироздания играл не значительную роль.

В эпоху Просвещения в корне изменился взгляд на общество и место человека в нём. Клод Гельвеций, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появления неоднородного общества, выявлять роль религии в социальных процессах.

Слово социология было введено в научный оборот Огюстом Контом в 1839 году. Он назвал новую науку об обществе социальной физикой. В его понимании социология равнозначна обществознанию, включающего в себя всё, что относится к обществу. Философия О. Конта получила название «Позитивизм».

Социально-политическое учение Платона. Идеальное государство должно соответствовать строению человеческой души, это соответствие есть средство гармонизации взаимоотношений человека и государства, как душа состоит из трёх частей: разумный, чувствительный, вожделенный, так и государство должно состоять из трёх классов. Высший класс – правители, второй – воины, третий – земледельцы, ремесленники, торговцы. Платону принадлежит первая классификация государственного устройства.

Социально-политическое учение Аристотеля. Аристотель считал политику лучшей формой, так как граждане выбирают из своей среды лучших, которые правят.

Социально-политическое учение Августина Блаженного. В средние века господствующей культурой стала религия. Верховная власть принадлежала церкви. А. Блаженный трансформировал представления Платона о двух мирах – мире идей и мире чувств, в представлении трансформации о двух градах – граде Божьем и граде земном. Градом Божьим является католическая церковь. Необходимость светской власти повиноваться церковной Августин обосновал тем, что высшая власть – это власть Бога, а церковь её представляет. Главная идея Августина заключалась в обосновании необходимости церкви и её господствующего положения в крестьянском мире. Данная концепция господствовала на Западе до эпохи Возрождения и реформации.

Социально-политическое учение Николы Маккиавелли. Обосновывал способы удержания власти в государстве. Взгляды Маккиавелли немало способствовали отношениям к политике как к грязному делу.

Социально-политическое учение Томаса Мора. Автор сочинения «Утопия», в котором он решал проблему построения идеального общества. Мор отталкивался в своих конструкциях от платоновского государства. В идеальном обществе Мора нет частной собственности, как и личной. Всё принадлежит всем и все трудятся.

Социально-политическое учение Жана-Жака Руссо. В эпоху Просвещения изменилось отношение к человеку. Руссо считал, что человек добр по природе и его поведение не сводится к удовлетворению эгоистических желаний, а включает в себя жажду свободы и осуществление «естественных прав», к которым Руссо относил свободу слова, печати, собраний, демонстраций и объединений. Стремлением политических концепций является представление о народном суверенитете как претворении жизнь общей воли. В политическом организме Руссо различает силу и волю – исполнительной и законодательной власти. Последняя должна принадлежать народу. По его мнению, верным признаком хорошего (плохого) правления является численность населения и её рост.

Социально-политическое учение Ш. Монтескье. Он сформулировал практические рекомендации, которые помешали бы государству узурпировать неотъемлемые права личности, также он сформулировал зависимость формы правления от величины территории государства. Разделяя все государства на республиканские, монархические, деспотические Монтескье считал, что Республика по своей природе требует небольшой территории иначе возникают трудности с управлением. Монархия – средней величины. Обширные размеры империи – для деспотического правления. По мнению Монтескье, республика ведёт к равенству людей. Для Монтескье была важна идея равновесия социальных сил в качестве условия политической свободы. Мешают нормальному развитию общества:

1) эгоизм собственников;

2) ригоризм экстремистов;

3) воля к власти деспотов.

Социально-политическое учение А. Токвиля. Его называют отцом политологии. Токвиль исследовал взаимовлияние политики и социума. Он полагал, что цель демократии как власти большинства – благосостояние населения. Залогом свободы является свобода выбора. Токвиль находит много недостатков в демократической системе, но считает, что она лучшая из существующих.

Социально-политическое учение К. Маркса. В марксистском учении большую роль играет диалектика, взятая Марксом у Гегеля. Как и в диалектной системе Гегеля развитие есть результат действия закона, единства и борьбы противоположности. Так в историческом материализме двумя противоположностями выступают два антагонистических класса. К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру.

 

Социальное взаимодействие

Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.

Взаимодействие –это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение

для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем.

Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов; связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.

Объективная сторона взаимодействия – это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия.

Субъективная сторона взаимодействия –это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных экспектациях (ожиданиях) соответствующего поведения. Это межличностные отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов и, наконец, обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.

Под влиянием Г. Зиммеля и особенно П. А. Сорокина взаимодействие в его субъективной интерпретации было принято в качестве исходного понятия теории групп, а затем стало исходным понятием и американской социологии.

Способ взаимодействия. Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет «преломление» социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм и ценностей. Способ взаимодействия включает 6 аспектов:

1) Передача информации

2) Получение информации

3) Реакция на полученную информацию

4) Переработка информации

5) Получение переработанной информации

6) Реакция на эту информацию.

Социальные отношения. Взаимодействие приводит к установлению социальных отношений. Социальные отношения – это относительно устойчивые связи между индивидами и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах.

 

 

Тема 8. Массовые действия

 

Анализ социальных конфликтов будет неполным, если, хотя бы вкратце, не рассмотреть основные виды и формы протекания кон­фликта. В современных условиях, в сущности, каждая сфера об­щественной жизни порождает свои специфические виды социаль­ных конфликтов. Поэтому можно говорить о политических, нацио­нально-этнических, экономических, культурных и других видах конфликтов.

Политический конфликт — это конфликт по поводу распре­деления власти, доминирования, влияния, авторитета. Этот кон­фликт может носить скрытый или открытый характер, Одной из яр­ких форм его проявления в современной России является длящийся на протяжении всего времени после распада СССР конфликт между исполнительной и законодательной властью в стране в целом, а так­же в отдельных республиках и областях. На высшем уровне этот конфликт первоначально проходил по линии противостояния Прези­дента и Верховного Совета, глав республик и местных органов влас­ти, с одной стороны, и Советов народных депутатов всех уровней, с другой стороны. Этот конфликт вылился, как известно, в кровавые события октября 1993 года. Формой частичного разрешения этого конфликта являются выборы депутатов Федерального Собрания и референдум по принятию первой Конституции России. Однако объективные причины конфликта не устранены, и он перешел на новую стадию своего развития. Отныне он реализуется в новых формах про­тивостояния Президента и Федерального Собрания, а также исполнительной и законодательной власти в регионах.

Следует отметить, что в противостоянии исполнительной и за­конодательной власти нет ничего противоестественного. По самим условиям их бытия между ними заложены определенные противоречия целей и интересов. Однако это противоречие переходит в конфликт лишь при определенном стечении объективных и субъективных фак­торов. Пока социально-экономическая и политическая обстановка в России благоприятствует конфликтному сценарию развития событий. Важно понимать наличие этой тенденции и стремиться к смягчению условий протекания конфликтов, не допускать, чтобы он перерастал в насильственные действия той или другой стороны.

Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические конфликты - конфликты на основе борьбы за права и ин­тересы этнических и национальных групп. Чаще всего это конфликты, связанные со статутными или территориальными претензиями. В нашей стране доминирующей идеей таких конфликтов является идея суверенитета территории, народа или этнической группы. Первоначально этот конфликт носил характер борьбы за перераспределение власти между центральными органами государственной законодательной и исполнительной власти, центром и регионами. Значительную роль в этом конфликте играет проблема культурного самоопределения тех или иных национальных общностей. Однако в националь­но-этнических конфликтах имеет место много других наслоений. В современной России национально-этнические конфликты чаще всего носят политический характер. В период перестройки в различных. республиках и регионах России на волне демократизации и форми­рования рыночных отношений выросли новые элитарные социаль­ные группы. Местная этнократия, поддерживаемая центром, не под­пускала к процессу принятия решения представителей новой элиты. Поэтому последняя была вынуждена облекать свои притязания на власть в форму национально-исторических лозунгов и требований. Старая правящая элита, чтобы удержаться у власти и получить боль­шую свободу действий от центра, нередко поддерживала эти требо­вания. В результате возникла своего рода «эпидемия суверените­тов». По мере того, как укрепляются позиции центра, и происходит проникновение новых элит к властным структурам, национально-эт­нические конфликты в такой форме ослабевают. Однако остается ак­туальной борьба за обладание властью, материальными и духовны­ми ценностями между коренным населением и мигрантами, между этническим большинством и меньшинством.

Большую роль в современной жизни России играют социаль­но-экономические конфликты, то есть конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования про­фессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам. Социально-экономические конфликты в современной России имеют объективную основу. Они стимулируются переходом народного хозяйства страны на рыночные рельсы и связанной с этим борь­бой за перераспределение собственности между различными соци­альными группами населения, обнищанием широких слоев населе­ния, структурной перестройкой экономики и связанной с ней скрытой или открытой массовой безработицей и т. д. Значительную роль в этом конфликте играет и субъективный фактор: имеющие место перекосы в проведении реформ, ошибки налоговой политики, бюрократические извращения в институтах власти и т. д.

Социальные конфликты в различных сферах общественной жизни могут протекать в форме внутриинституциональных и орга­низационных норм и процедур: дискуссий, запросов, принятия дек­лараций, законов и т. п. Наиболее яркой формой выражения конфлик­та являются различного рода массовые действия. Эти массовые дей­ствия реализуются в форме предъявления требований к власти со стороны недовольных социальных групп, в мобилизации обществен­ного мнения в поддержку своих требований или альтернативных про­грамм, в прямых акциях социального протеста. Массовый протест — это активная форма конфликтного поведения. Он может выражаться в различных формах: организованного и стихийного, прямого или косвенного, принимая характер насилия или системы ненасильственных действий. Организаторами массовых протестов выступают политические организации и так называемые «группы давления», объединяющие людей по экономическим целям, профессиональным, религиозным и культурным интересам. Формами выражения массо­вых протестов могут быть такие, как митинги, демонстрации, пике­тирования, кампании гражданского неповиновения, забастовки. Каждая из этих форм употребляется в определенных целях, являет­ся эффективным средством решения вполне конкретных задач. Поэтому, выбирая форму социального протеста, его организаторы должны четко осознавать, какие конкретные цели ставятся перед этой акцией, и какова общественная поддержка тех или иных требований. Лозунг, являющийся достаточным для организации пикетирования, вряд ли может послужить основой для организации кампании граж­данского неповиновения. Осознание четкости поставленных целей особенно важно в связи с организацией забастовки. Современная за­бастовка – это заранее подготовленная акция с четко сформулиро­ванными целями, предварительно обсужденными в коллективах, опирающаяся на признанных лидеров, возглавляемая органом ру­ководства (стачкомом, рабочим комитетом), пользующимся под­держкой прессы, какой-то части парламента и населения.

В заключение следует подчеркнуть, что, поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стре­миться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.

 

 

Тема 10. Типология обществ

Несколько обществ, объединенных сходными признаками, критериями, составляют типологию.

В социологии существуют множество типологий в зависимости от критерия типологизации.

1. Согласно первой типологии все общества делятся на простые и сложные. Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества – число уровней управления и степень социального расслоения.

Простые общес тва характеризуют относительно небольшие размеры объединений, низкий уровень разделения труда, развития техники, приоритет кровно-родственных связей, полное социальное, экономическое и политическое равенство.

Сложные общества – это многочисленные социальные образования, включающие в свой состав от сотен тысяч до сотен миллионов человек. В сложных обществах личные, кровно-родственные отношения заменяются безличностными, неродственными. Благодаря относительно высокому уровню развития орудий труда в сложных обществах появляется прибавочный продукт, устанавливаются товаро-денежные отношения. На этой почве развивается социальное, экономическое и политическое неравенство, возникают классы, касты, сословия, слои, возникает государство, в котором функционирует специализированный и широразветвленный аппарат управления. Возникшее стихийно социальное неравенство закрепляется экономически, юридически, политически и религиозно.

2. Вторая типология построена на выделении различных форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добывания средств существования. Самый древний способ охота и собирательство. Общество, жизнедеятельность которого построена на охоте и собирательстве, является самым древним обществом. Более высокая стадия хозяйственной деятельности скотоводство и огородничество.

Небольшие огороды со временем со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги – деревянному, а позже железному плугу, и на этой основе сформировались аграрные общества, в основе хозяйственной деятельности которых лежит земледелие и скотоводство. С земледелием связанно зарождение государства, городов, интенсивное социальное расслоение и письменность.

На смену аграрному обществу пришло индустриальное общество, оснавная форма хозяйственной деятельности которого базируется на машинной технике.

В 70-х годах XX века на смену индустриальному обществу пришло постиндустриальное общество. В этом обществе жизнедеятельность людей строится на информационных технологиях: автоматизированные системы, повсеместная компьтеризация, преобладание сферы обслуживания над сферой производства – таковы характерные черты этого общества.

3. Третья типология строится на разделении общества на разделении общества на традиционное и современное в соответствии с особенностями господствующих в них общественных связей и взаимодействий.

В соответствии с этой типологией традиционное общество характеризуется:

1) Естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку).

2) Персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных лиц);

3) Неформальным регулированием взаимодействий (обычаи, нравы);

4) Связанностью членов отношениями родства;

5) Примитивной системой управления (правлением старейших, непосредственной властью).

 

Современное общество характеризуется иными, более развитыми социальными качествами:

1) Развившимся глубоким разделением труда (на профиссионально-квалифицированной основе, связанной с образованием и опытом работы);

2) Ролевым характером взаимодействия (ожидание и поведение людей определяют общественным заказом и социальными функциями индивидов);

3) Формальной системой регулирования отношений и силой писаного права: законов, договоров и т. д.;

4) Сложной системой социального управления (выделением институтов управления, специальных органов управления);

5) Выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечить общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производства, общение).

 

Помимо рассмотренных выше трех типологизаций существуют типологии, исходя из теорий стадиального развития то общества, взаимодействия и развитие цивилизаций, общественно-экономичесикх формаций и др.

 

 

Тема 14. Образование как социальный институт

Социальный институт – это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие Совместное достижение целей на основе выполнения членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Социальные институты – учреждение, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества. Социальный институт – совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Социальный институт – это организованная система Связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

B процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которого является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование – обучение человека c целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей.

Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, "функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами и поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.

B социологии принято различать формальное и неформальное образование. Термин формальное образование подразумевает существование в обществе специальных учреждений (школ, вузов), осуществляющих процесс обучения. Функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, политическими установками, которые находят воплощение в государственной политике в области образования.

Под термином неформального образования понимается несистематизированное обучение человека знаниями и навыками, которые он стихийно осваивает в процессе общения c окружающей социальной средой или путем индивидуального усвоения информации. При всей своей значимости неформальное образование играет вспомогательную роль по отношению к системе формального образования.

Наиболее существенными особенностями современной системы образования являются:

1. Ппревращение ее в многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование);

2. Решающее воздействие на личность (по существу образование является основным фактором ее социализации);

3. Предопределение в значительной степени возможностей карьеры, достижения высокого социального положения.

 

Институт образования обеспечивает социальную стабильность и интеграцию общества, выполняя следующие функции:

1. Трансляция и распространение культуры в обществе (ибо именно посредством образования происходит передача от поколения к поколению научных знаний, достижений искусства, моральных норм и т. д.);

2. Формирование y молодых поколений установок, ценностных ориентаций и идеалов, доминирующих в обществе;

3. Социальная селекция, или дифференцированный подход к обучающимся (одна из важнейших функций формального образования, когда поиск талантливой молодежи в современном обществе возводится в ранг государственной политики);

4. Социальное и культурное изменение, реализуемое в процессе научных исследований и открытии (современные институты формального образования, в первую очередь вузы, являются основными или одними из важнейших научных центров во всех отраслях знания).

Модель социальной структуры образования можно представить как состоящую из трех основных компонентов:

· учащихся:

· преподавателей;

· организаторов и руководителей образования.

B современном обществе образование является важнейшим средством достижения успеха и символом социальной позиции человека. Расширение круга высокообразованных людей, совершенствование системы формального образования оказывают воздействие на социальную мобильность в обществе, делают его более открытым и совершенным.

 

 


Первичными и вторичными.

Первичные группы – это, как правило, малые группы, характеризующиеся тесными связями между членами и, как следствие, оказывающие большое влияние на индивида. Последний признак играет определяющую роль для определения первичной группы. Первичные группы – это обязательно малые группы.

Во вторичных группах тесных взаимоотношений между индивидами практически нет, а целостность группы обеспечивается наличием общих целей и интересов. Тесных контактов между членами вторичной группы также не наблюдается, хотя такая группа – при условии усвоения групповых ценностей индивидом – может оказывать на него сильное влияние. Ко вторичным относятся, как правило, средние и большие группы.

Реальными и социальными.

Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака. Так, реальным признаком может служить уровень дохода, возраст, пол и т.д.

В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными:

· Стратификационные – рабство, касты, сословия, классы;

· Этнические – расы, нации, народы, народности, племена, классы;

· Территориальные – выходцы из одной местности (земляки), горожане, селяне.

Социальные группы (социальные категории) – это группы, которые выделяются, как правило, для целей социологических исследований на основании случайных признаков, не имеющих особой социальной значимости. Например, социальной группой будет вся совокупность людей, умеющих пользоваться компьютером; вся совокупность пассажиров общественного транспорта и т.п.

5. Интерактивными и номинальными.

Интерактивными называются такие группы, члены которых взаимодействуют непосредственно и принимают участие в коллективном принятии решений. Примером интерактивных групп являются группы друзей, образования типа комиссий и т.д.

Номинальной считается группа, в которой каждый из членов действует независимо от других. Для них более характерно косвенное взаимодействие.

Особо следует остановиться на понятии референтной группы. Референтной считается группа, которая в силу авторитета для индивида способна оказывать на него сильное влияние. Другими словами, эту группу можно назвать эталонной. Индивид может стремиться стать членом этой группы, и его активность обычно направлена на то, чтобы быть более похожим на ее представителя. Такое явление называется предвосхищающей социализацией. В обычном случае социализация протекает в процессе непосредственного взаимодействия в рамках первичной группы. В данном же случае индивид перенимает характерные для группы признаки и способы действия еще до того, как вступил во взаимодействие с ее членами.

Особо в социальной коммуникации выделяются так называемые агрегаты (квазигруппы) – совокупность людей, которые объединяются на основании поведенческого признака. Агрегатом, например, является аудитория какой-либо телепрограммы (то есть люди, которые смотрят данную телепрограмму), аудитория какой-либо газеты (то есть люди, которые покупают и читают эту газету) и т.д. Обычно к агрегатам относят аудиторию, публику, а также толпу зевак.

Социальная структура нередко рассматривается как совокупность отношений между социальными группами. С этой точки зрения в качестве элементов общества выступают не социальные статусы, а малые и большие социальные группы. Совокупность социальных отношений между всеми социальными группами, точнее, общий итог всех отношений определяет общее состояние общества, то есть то, какая атмосфера в нем царит – согласие, доверие и терпимость или недоверие и нетерпимость.

 

 

Общественный прогресс

Устойчивость бедности как макро- и микроэкономического явления необходимо рассматривать в контексте более широкой проблемы, связанной с социально- экономической структурой общества и ее эволюцией. Мобильность труда— содержательная, функциональная, пространственная и временная – является необходимой чертой современного рынка. Понятие мобильность может быть применено и к другим производственным ресурсам.

Социальная мобильность характеризует степень подвижности социально- экономической иерархии общества. Все формы социально-экономической дифференциации общества фокусируются в имущественной, доходной дифференциации населения. В любом реально существующем обществе, независимо от уровня его развития и модели функционирования, существуют богатые и бедные. Грубо говоря, это и есть имущественный статус. Общественный прогресс отражается в степени жесткости закрепления определенного статуса за индивидами. При заданной структуре общественной субординации возможности изменения социального статуса для отдельного человека и его семьи могут широко варьироваться. Чем более подвижной и гибкой является система общественной иерархии, тем более высока социальная мобильность, тем более демократичной выглядит система общественного устройства.

Социальная мобильность – это степень легкости, с которой человек может изменить свой общественный статус. Общественный статус в современных рыночных системах в качестве главной составляющей имеет статус имущественный (доходный), но не исчерпывается им. Важны также общественное признание (престиж) определенных видов деятельности, зависящие от национальных, культурных, исторических и политических условий жизнедеятельности общества.

Факторы, воздействующие на социальную мобильность, столь же многообразны и неоднородны, как и факторы дифференциации доходов. Ограничение мобильности связано с наличием барьеров социальной конкуренции, к которым относятся все формы дискриминации: скрытой и открытой, правовой и психологической, институциональной и пр. Одной из форм мобильности в современных условиях является диверсификация социального статуса.

Формирование гражданских обществ и гибких систем социальной субординации происходит противоречиво и неравномерно. Так называемый общественный прогресс вызывает ностальгию по «старым, добрым временам» у старшего поколения и дискуссии о границах экономического роста у специалистов.

 

 

Физическая среда.

Люди живут в определенной среде обитания. Если окружающая среда по какой-либо причине изменяется, ее обитатели, выработавшие определенный тип адаптации к ней, должны отреагировать на эти перемены соответствующими институциональными изменениями, новыми формами социальной организации, новыми техническими изобре­тениями - человек связан с окружающей средой цепью сложных взаимных изменений.

Население

Изменение в численности, структуре и распределения народонаселения сказывают­ся на культуре и социальной структуре общества.

Инновации.

6. Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распреде­ляются от одной социальной системы к другой.

 

 

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ и социальных ДИСЦИПЛИН

 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ПО СОЦИОЛОГИИ

 

Сыктывкар 2016

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.09 с.)