Размышления о системах и моделях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Размышления о системах и моделях.



Часть I. СИСТЕМЫ.

 

Люди постоянно стремятся к стабильности, в попытке ее обрести они объединяются в группы, организации, институты и общества. Но мир, в котором они живут, становится все более динамичным и нестабильным и менее предсказуемым. Элвин Тоффлер считал, что мы недостаточно быстро и эффективно реагируем на перемены. Он назвал паралич перед лицом перемен – «шоком» перед будущим или футурошоком. Одна из задач этой книги – научиться преодолевать шок, вызванный быстрыми переменами, которые усложняют комплекс проблем, стоящих перед человеком. Рассматривает 4 типа систем. Анализ включает три этапа:

· Разборка вещи на части, дабы понять ее действие;

· Попытка уяснить свойства вещей в отдельности;

· Стремление осознать функционирование механизма в целом.

Гипотеза: самое важное изменение заключается в том, как мы пытаемся понять мир и в нашем осознании его природы. Очевидно, что мы не можем эффективно управлять изменениями, если мы не понимаем их природы. Автор убежден, что мы не сможем эффективно справиться с изменениями, если не разработаем лучшего мировоззрения. (это авторское видение мира).

Акофф выделяет две эпохи противоположные по своему мировоззрению – эпоху машин и эпоху систем. В рамках этих эпох происходит переход от детерминированного к телеологическому видению мира.

Эпоха машин.

Мы живем на исходе эпохи, которую можно назвать машинной, основной метод исследования в эту эпоху, берущую свое начало в период Возрождения – анализ.

Этой эпохе свойственно представление о том, что полное понимание мира вполне возможно. В ера в элементы лежит в основе мировоззрения эпохи машин. Доктрина, которая отстаивает эту веру, называется редукционизмом: вся реальность нашего опыта может быть сведена к конечным неделимым элементам. В это же время считалось также, что для объяснения всех взаимодействий элементов достаточно одной простой зависимости – причинно-следственной связи (каузального эффекта). Данная доктрина получила название детерминизма, когда мы исключаем все, что может происходить случайно или по выбору. Первопричина определяется в рамках детерминизма понятием Бога. Так как причина полностью объясняет следствие, не требуется объяснения влияния внешней среды. Мышление в эпоху машин было свободно от понятия внешней среды. Заложенная на основе подобных представлений концепция Вселенной являлась механистической. Весь мир рассматривался как машина (или не как подобие машины). Машиной считался любой объект, который можно использовать для приложения энергии к веществу.

Механизация труда. Облегчалась сведением его к набору простых задач. Мы стали вести себя как машины, выполняя очень простые повторяющиеся операции. Наш труд дегуманизировался, что стало одной из основных проблем. Бодрийяр

Эпоха систем.

Диалектически возникает из машинной эпохи. Системная эпоха зарождается в результате нового видения мира, новой задачи и нового метода. Эпоха систем является синтезом эпохи механизмов и его антитезой, которая пока находится в стадии формулирования. (по-моему, уже установилась). Истоки эпохи систем лежат в прошлом, следовательно. Проблемы, с которыми она столкнется, унаследованы из прошлого. Она зарождалась на основе диллем(пробелм или вопросов – на которых нельзя было найти ответа – что ставило под сомнение их). Наприме война – породила много проблем военных, государственныз, общественных и тд.) что нужно решать не каждую по отдельности а их взаимодействие. Природа системы.

Система – это состоящее из двух или более элементов множество, которое удовлетворяет следующим трем условиям:

1. Поведение каждого элемента воздействует на поведение целого.

2. Поведение элементов и их воздействие на целое взаимозависимы

3. какие бы подгруппы элементов не образовывались, каждый элемент воздействует на поведение целого, и ни один из них не воздействует на них самостоятельно. Элементы системы объединены таким образом, что образование между ними подгрупп невозможно.

Система – это целое, которое невозможно разделить на независимые части. Отсюда вытекает 2 важных свойства систем: каждая часть системы обладает свойствами, которые она теряет в случае отделения от системы, и каждая система обладает определенными существенными свойствами, которыми не обладает ни одна из ее частей. Если систему разобрать на части, она утратит свои существенные свойства. Система - это целое, которое невозможно понять с помощью анализа.

Системный метод включает 3 этапа:

1. Идентификация целого (системы), частью которого является предмет, который необходимо объяснить.

2. Объяснение поведения и свойств целого.

3. Объяснения поведения или свойств предмета по его роли или функции в содержащем его целом.

Системное мышление. Синтез и познание предмета является ключом к системному мышлению. Синтез и анализ – взаимодополняющие процессы. В системной эпохе – синтез, в механической – анализ. Разница между мышлением машинной и системной эпох не в том, что одна анализирует, а другая синтезирует, а в новом сочетании 2-х процессов в системном мышлении.

Анализ фокусируется на структуре, он показывает, как система работает. Синтез сосредотачивается на функции; он показывает, почему она так функционирует. Поэтому анализ дает знание; синтез же – понимание. Первый позволяет описывать, второй – объяснять. Имеются значительные различия между так называемым аналитическим и синтетическим управлением. Одна из задач книги понять эти различия.

Важный тезис: Характеристика системы зависит не столько от работы деталей по отдельности, сколько от их взаимодействий. Современная методология менеджмента основана главным образом на мышлении машинной эпохи.Менеджеры, сталкиваясь с проблемами, обычно раскладывают их на части. Системный подход, однако, настаивает на невозможности подобного сведения. Поэтому требуется иной, более эффективный метод организации и управления частями.

Системы и услуги.

Безоговорочно хорошие услуги – это большая редкость. Раннее понятие сервиса олицетворяло собой рабский труд. Деятельность в области искусства и ремесел сильно отличается от обслуживания. Она была и остается уделом свободных людей. И результатом ее оказываются вполне осязаемые изделии. Услуги же создают только результаты. Тем не мене, в настоящее время услуги становятся основой экономики.

Преодоление систематически воздвигаемых препятствий.

Идея данной процедуры состоит в том, что если обладающая полной информацией и системе команда интеллектуалов не способна достаточно быстро найти способы разрушения системы, возникает возможность построить систему, вероятность нанесения поражения которой будет незначительна. Умная система может использовать знание того, как ее можно побить для того, чтобы переделать себя Аким образом. Чтобы уменьшить или исключить вероятность поражения. Если вы не в силах победить систему, присоединяйтесь к ней.

Коррупция.

Коррупция – это способ «обламывание» людей системой, с которой людям удается справиться очень редко. Чем больше коррумпирована страна, тем больше денег требуется, чтобы выжить в ней. (пример: Мексика – дорожные знаки и правила, которые изменялись каждый день). Тремя главными препятствиями на пути развития общества, а следовательно, тремя главными источниками коррупции являются дефицит ресурсов, плохое распределение ресурсов и отсутствие чувства безопасности. Под словом ресурсы понимается физическое и ментальное, что используется для получения еще чего-то, в чем человек или общество испытывает потребность.

Система и одежда.

Мы больше уважаем форму, чем тех, кто ее носит. Чем выше технология организации, т.е., чем больше мысли требует работа, тем свободнее и проще одеваются ее участники. Одежда может служить средством отличия звания, как например, у военных. Потребность в таком отличие уменьшается тем более, чем больше звание зависит от компетенции и чем выше компетенция самого индивида.

Все мы стараемся оправдать наше нежелание сделать что-то ссылкой на ограничения, которые, как нам кажется, накладывает на нас система и преодолеть которые не в нашей власти. Это одно из затруднений на пути развития и прогресса. Бюрократия имеет склонность к формированию обычаев, повторяющихся методов действия.

Бюрократические монополии.

Если мы хотим ускорить развитие, нам придется дебюрократизировать и демонополизировать многие системы. Единственная возможность выживания бюрократической монополии – получение субсидий независимо от качества услуг. Отделы финансов, персонала, исследований являются бюрократическими монополиями. Они субсидируются единицами более высокого уровня, а не получают плату от пользователей услуг.

Заключение. Неприятие пассивного образа жизни толкает на борьбу с системой. Развитие личности и культуры невозможно без борьбы с системами. Важно одержать верх над системой, используя силу идей. Созидание всегда связано с неожиданным, в то время как бюрократия предпочитает статическое равновесие, создаваемое полным соответствием устоявшимся правилам в неизменной среде; бесконечное повторение ожидаемого.

Часть II. ПЛАНИРОВАНИЕ.

Общая схема главы:В этом разделе автор проводит различие между стратегическим и тактическим планированием, а затем описывает с учетом основных недостатков два стандартных типа планирования – реактивный и преактивный. Наличие недостатков у обоих и обуславливает появление радикально нового типа планирования – интерактивного, цель которого – создание плана идеальной картины.

Планирование – это проектирование желаемого будущего и эффективных способов его достижения, принятия множества решений (системы решений) Специфические черты планирования:

1. План – это решение, принятое заранее, до начала действий, а планирование – есть предварительное принятие решений.

2. Планирование необходимо тогда, когда достижение желаемого будущего состояния предполагает принятие множества взаимозависимых решений (т.е. систему решений). Система решений, требуемых для планирования, имеет следующие особенности:

А) они слишком сложны для одновременного рассмотрения, поэтому планирование необходимо разделять на этапы. Б) задачи частного планирования всегда должны быть взаимозависимы. Систему решений невозможно разбить на подсистемы.

3. Планирование – это процесс, направленный на создание одного или нескольких будущих состояний, которые желательны и которые не могут появиться без определенных усилий. Планирование позволяет избежать ошибочных действий и добиться снижения вероятности неудачи.

Итак, планирование есть процесс принятия и оценки целого ряда взаимозависимых решений, предваряющих определенную деятельность в ситуации, когда есть уверенность, что желаемое будущее состояние не возникнет без определенных действий и, что соответствующие действия повысят вероятность благоприятного исхода.

Адаптация может быть 2-х видов:

· Пассивная – когда система изменяет свое поведение для повышения эффективности деятельности в изменяющихся условиях;

· Активная – предполагает воздействие системы на внешнюю среду с тем, чтобы системное поведение стало более эффективным.

Интерактивщик – сторонник интерактивного планирования. Оптимизатор – сторонник преактивного планирования (обычно принимает структуру системы как нечто изначально данное и неизменное, и озабочен исключительно поиском направления для лучшего решения задачи). Сторонник адаптивного планирования пытается изменить систему таким образом, чтобы ее более эффективное поведение следовало естественным путем (инновационно в управлении организациями).

Три измерения различий стратегического и тактического планирования:

1. Стратегическое планирование имеет долгосрочный характер. Тактическое планирование рассчитано на более короткий срок.

2. Стратегический план охватывает большее количество функций организационной деятельности.

3. Тактический план имеет дело с выбором средств и путей достижения специфических целей. Цели обычно ставятся более высоким организационным уровнем. В задачи стратегического планирования входят формулирование целей и выбор средств их достижения.

Альтернативные типы планирования:

Реактивное планирование – это ориентированное снизу вверх тактическое планирование, от организационных единиц более низкого уровня к вышестоящим единицам. Недостатки такого планирования: 1. оно базируется на ошибочном предположении о том, что если удастся избавиться от того, чего ты не хочешь, то ты получаешь то, что желаешь. 2. реактивное планирование выполняется различными частями организации независимо друг от друга. Организация же представляет собой систему, главные недостатки и достоинства которой возникают из взаимодействия ее частей, а вовсе не из взятых по отдельности их действий. Реактивное планирование касается в основном устранения угроз. Определяющее понятие – выживание.

Преактивное планирование - это стратегически ориентированное планирование сверху вниз, когда конечные задачи определяются четко и ясно, а тактика оставлена на предусмотрение самих структурных единиц. Преактивное планирование имеет 2 части – предвидение и подготовку, причем первое считается более важным. Преактивное планирование начинается на вершине организации с создания фьючерсных прогнозов. Его эффективность зависит от точности этих прогнозов. Касается использования благоприятных возможностей. Определяющее понятие – дальнейший рост.

Интерактивное планирование – такой тип планирования состоит из сценария желаемого будущего и выбора или изобретения путей его достижения в максимальной степени близко к задуманному. Берет в расчет и прошлый опыт и прогнозы. Устранение угроз + использовнаие благоприятных возможностей. Определяющее понятие – развитие.

Наше знание о будущем можно разбить на 3 типа: определенность, неопределенность, полное неведение. Для каждого типа требуется свой вид планирования: обязательное (касается аспектов будущего, в которых мы уверены), условное (планирование с учетом непредвиденных обстоятельств – военное, бизнес) и реагирующее или интерактивное (связано с аспектами будущего, которые невозможно предугадать – катаклизмы, катастрофы).

 

5 фаз интерактивного планирования.

1. Формулировка беспорядка. Выявление проблем и позитивных тенденций в организации. На выходе получение опорного сценария.

2. Окончательное планирование. Определение желаемого результата, полученного по схеме идеализированной перестройки планируемой системы.

3. Планирование средств. Практика. Проекты, программы и методы удаления разрывов между идеализированным и опорным сценарием.

4. Планирование ресурсов.

5. Выполнение плана и контроль (сроки, функции звеньев, способ осуществления контроля и т.д.)

 

Итак, чтобы сделать решение проблем творческим (вдохновляющим) и веселым (развлекательным). Нужно вдохнуть в него искусство. Таким образом, работа, игра и обучение воссоединяться трудом гармоничного человека, хотя бы в деле решения проблем. Творчество для автора – это уход от стандартного видения, принятия знакомого варианта решения в качестве единственно возможного.

Часть III. ПРИМЕНЕНИЯ.

Общая схема главы: В этой главе автор рассматривает возможность применения понятий и методов, которые были выведены в предшествующих разделах. Анализируются возможности использования идеализированной системы для ориентации компаний на потребителя, проблемы образования и преступности в контексте системного мышления и идеализированных проектов, вопросы теории и практики рекламы, представление дизайна системы поддержки принятия корпоративных управленческих решений, обучения и адаптации.

Автор пишет о неэффективности проведения опросов мнения потребителей и фокус-групп, т.к. слишком часто покупатели, подверженные внешним факторам либо не знают, что им нужно, либо стараются ответить так, чтобы соответствовать ожиданиям компании. Траут, Постма. Полезную для конструирования брендов и товаров информацию можно получить при непосредственном участии потребителей в процессе дизайна товаров и услуг. Такой процесс часто опровергает стереотипы восприятия мотивации потребителя (пример, покупатель не стремится приобрести вещь по низкой цене; он хочет приобрести максимальное качество по заранее установленной цене). Маркетологу гораздо труднее воздействовать на сознание потребителя, чем потребителю поделиться своими мыслями со специалистом по маркетингу.

Образование.

Автор выступает с резкой критикой существующих систем образования, построенных на механистических принципах. Обучение приравнивается к запоминанию, превращается в работу, не имеющую ничего общего с игрой. Современная школа моделируется по образцу фабрики, производства. Школьников обучают отвечать на вопросы, а не

Таким образом, автор попытался показать, что современное образование находится в кризисном состоянии. Виной тому его концепция, пригодная для машинной эры, но не для системной эпохи. Креативные способы решений подразумевают неожиданные ответы на вопросы и оригинальные решения проблем и упражнений. Учителя убивают творческие способности, заставляя учащихся давать ответы, которые, по мнению учеников, ожидает от них преподаватель.

Акофф определяет значимым при развитие человека переход от информациии к мудрости. В школе много времени тратится на передачу информации, значительно меньше времени уделяется передаче знаний (аналитическому мышлению, развитию интеллекта) и фактически не уделяется время донесению понимания или способу его достижения (синтетическому мышлению или мудрости)[1].

Заключение.

Требуется коренная перестройка всей системы образования и процессов, в которых она участвует.

В результате система образования должна:

1. Сохранять индивидуальность каждого ученика и поощрять выработку у них только им одним свойственных комбинаций и умений.

2. Сосредоточить внимание на обучении, а не на преподавании.

3. Не просто передавать учащимся информацию и знания, а прививать им по крайней мере навыки синтеза, обращая особое внимание на взаимозависимость предметов и дисциплин.

4. Научит учащихся рассматривать системы в целом, не сводя их к более простому анализу частей.

5. Поощрять постоянный аудит учреждений образования с целью их дебюрократизации, демонополизации и адаптации у изменяющимся условиям.

Также он разбирал преступность.(как относиться к нарушителям, и т.д) разобрал почему люди пьют алкоголь(какиетипы личностей бывают).Разобрал интроверты и экстраверты)

Заключение.

Серьезным препятствием к переходу на внутреннюю рыночную экономику служит нежелание многих руководителей высшего звена делиться с подчиненными информацией, к которой они имеют монопольный доступ, т.к. информация есть власть.

 

Часть IV. НАУКА.

Общая схема главы: Критика утверждения о возможности нахождения формулы успеха корпораций. Нашим читателям особенно важно понять, что ни корреляционный, ни регрессионный анализ не позволяет идентифицировать каузальные связи какого-либо явления. Данная задача решается только в ходе эксперимента. Вторжение псевдонаучных методов исследования управления посредством корреляционного (сравнительного) и регрессионного (упрощенного) анализа создает непрерывные источники заблуждений (неправильна идентификация компаний по категории «успешные – неуспешные», которая способствует переносу признаков и выводов на другие случаи). Мы рассматриваем науку как процесс исследования, а именно совокупность действий, направленных на а) получение ответов на вопросы, б) решение проблем, в) разработку более эффективных методов ответов на вопросы и решения проблем. Наука интересна как процесс генерирования знаний. Признаки научных изысканий – контроль, самосохранение и самосовершенствование. Это непрерывная развивающаяся система, которая преследует единственный идеал – беспредельное расширение и углубление наших знаний и наших способностей отвечать на вопросы и решать проблемы. Результатами научных изысканий являются:

· Массив информации, обеспечивающей нам познание мира, в котором мы живем;

· Совокупность методов, обеспечивающих успешный прирост информационных массивов.

 

Выводы: Бизнес – это социальная система. Фирма представляется обществу как множество трансакций (связанных с обменом товара и денег) с поставщиками, наемными работниками, покупателями, инвесторами, кредиторами, правительством.

Мы попытались концептуализировать организацию как социальную систему. Корпорация имеет обязанности как перед обществом, частью которого она является. Так и перед своими составными частями и своими сотрудниками. ЕЕ главной функцией является производство и распределение богатств. Ее главным средством распределения богатства является компенсация за труд – занятость. Главная задача корпорации как социальной системы – ее собственно развитие. Развиваться значит увеличивать собственное желание и способность удовлетворять свои потребности и потребности других.

Системный менеджмент есть управление взаимодействиями. В его основе лежит знание того, что система есть произведение взаимодействий частей организации друг с другом и внешней средой. В системном управлении на смену надзору и командам приходит авторитет лидера. Системно управляемые корпорации способствуют развитию всех заинтересованных в их деятельности групп и общества, частью которого они являются.

 


[1] Эффективность – это оцененная производительность, продуктивность, умноженная на ценность, результативность оцененного результата. Интеллект – это способность увеличить производительность, мудрость - способ добиться повышения эффективности. Разница между производительностью и эффективностью – это то, что отличает мудрость от понимания, знания, информации, данных; она отражена в различиях меду развитием и ростом.

 

Часть I. СИСТЕМЫ.

 

Люди постоянно стремятся к стабильности, в попытке ее обрести они объединяются в группы, организации, институты и общества. Но мир, в котором они живут, становится все более динамичным и нестабильным и менее предсказуемым. Элвин Тоффлер считал, что мы недостаточно быстро и эффективно реагируем на перемены. Он назвал паралич перед лицом перемен – «шоком» перед будущим или футурошоком. Одна из задач этой книги – научиться преодолевать шок, вызванный быстрыми переменами, которые усложняют комплекс проблем, стоящих перед человеком. Рассматривает 4 типа систем. Анализ включает три этапа:

· Разборка вещи на части, дабы понять ее действие;

· Попытка уяснить свойства вещей в отдельности;

· Стремление осознать функционирование механизма в целом.

Гипотеза: самое важное изменение заключается в том, как мы пытаемся понять мир и в нашем осознании его природы. Очевидно, что мы не можем эффективно управлять изменениями, если мы не понимаем их природы. Автор убежден, что мы не сможем эффективно справиться с изменениями, если не разработаем лучшего мировоззрения. (это авторское видение мира).

Акофф выделяет две эпохи противоположные по своему мировоззрению – эпоху машин и эпоху систем. В рамках этих эпох происходит переход от детерминированного к телеологическому видению мира.

Эпоха машин.

Мы живем на исходе эпохи, которую можно назвать машинной, основной метод исследования в эту эпоху, берущую свое начало в период Возрождения – анализ.

Этой эпохе свойственно представление о том, что полное понимание мира вполне возможно. В ера в элементы лежит в основе мировоззрения эпохи машин. Доктрина, которая отстаивает эту веру, называется редукционизмом: вся реальность нашего опыта может быть сведена к конечным неделимым элементам. В это же время считалось также, что для объяснения всех взаимодействий элементов достаточно одной простой зависимости – причинно-следственной связи (каузального эффекта). Данная доктрина получила название детерминизма, когда мы исключаем все, что может происходить случайно или по выбору. Первопричина определяется в рамках детерминизма понятием Бога. Так как причина полностью объясняет следствие, не требуется объяснения влияния внешней среды. Мышление в эпоху машин было свободно от понятия внешней среды. Заложенная на основе подобных представлений концепция Вселенной являлась механистической. Весь мир рассматривался как машина (или не как подобие машины). Машиной считался любой объект, который можно использовать для приложения энергии к веществу.

Механизация труда. Облегчалась сведением его к набору простых задач. Мы стали вести себя как машины, выполняя очень простые повторяющиеся операции. Наш труд дегуманизировался, что стало одной из основных проблем. Бодрийяр

Эпоха систем.

Диалектически возникает из машинной эпохи. Системная эпоха зарождается в результате нового видения мира, новой задачи и нового метода. Эпоха систем является синтезом эпохи механизмов и его антитезой, которая пока находится в стадии формулирования. (по-моему, уже установилась). Истоки эпохи систем лежат в прошлом, следовательно. Проблемы, с которыми она столкнется, унаследованы из прошлого. Она зарождалась на основе диллем(пробелм или вопросов – на которых нельзя было найти ответа – что ставило под сомнение их). Наприме война – породила много проблем военных, государственныз, общественных и тд.) что нужно решать не каждую по отдельности а их взаимодействие. Природа системы.

Система – это состоящее из двух или более элементов множество, которое удовлетворяет следующим трем условиям:

1. Поведение каждого элемента воздействует на поведение целого.

2. Поведение элементов и их воздействие на целое взаимозависимы

3. какие бы подгруппы элементов не образовывались, каждый элемент воздействует на поведение целого, и ни один из них не воздействует на них самостоятельно. Элементы системы объединены таким образом, что образование между ними подгрупп невозможно.

Система – это целое, которое невозможно разделить на независимые части. Отсюда вытекает 2 важных свойства систем: каждая часть системы обладает свойствами, которые она теряет в случае отделения от системы, и каждая система обладает определенными существенными свойствами, которыми не обладает ни одна из ее частей. Если систему разобрать на части, она утратит свои существенные свойства. Система - это целое, которое невозможно понять с помощью анализа.

Системный метод включает 3 этапа:

1. Идентификация целого (системы), частью которого является предмет, который необходимо объяснить.

2. Объяснение поведения и свойств целого.

3. Объяснения поведения или свойств предмета по его роли или функции в содержащем его целом.

Системное мышление. Синтез и познание предмета является ключом к системному мышлению. Синтез и анализ – взаимодополняющие процессы. В системной эпохе – синтез, в механической – анализ. Разница между мышлением машинной и системной эпох не в том, что одна анализирует, а другая синтезирует, а в новом сочетании 2-х процессов в системном мышлении.

Анализ фокусируется на структуре, он показывает, как система работает. Синтез сосредотачивается на функции; он показывает, почему она так функционирует. Поэтому анализ дает знание; синтез же – понимание. Первый позволяет описывать, второй – объяснять. Имеются значительные различия между так называемым аналитическим и синтетическим управлением. Одна из задач книги понять эти различия.

Важный тезис: Характеристика системы зависит не столько от работы деталей по отдельности, сколько от их взаимодействий. Современная методология менеджмента основана главным образом на мышлении машинной эпохи.Менеджеры, сталкиваясь с проблемами, обычно раскладывают их на части. Системный подход, однако, настаивает на невозможности подобного сведения. Поэтому требуется иной, более эффективный метод организации и управления частями.

Размышления о системах и моделях.

Существуют 3 основных типа систем и их моделей, а также метасистема (экологические), включающая как составные части системы первых 3-х типов:

Детерминированные системы, не имеющие цели – это системы свойства которых заранее определены. Хотя части механистической системы не имеют своих собственных целей, их функцией является обслуживание функции целого. Пример д. системы – механизмы и растения. Д. системы можно классифицировать по числу функций. Которые они выполняют. Детерминизм – учение, утверждающее закономерность и причинную обусловленность всех явлений.

Анимационные системы. Животные, включая людей.(одущевленные)

Социальные системы .(обещственные) Социальные (общественные) системы – например, корпорации, университеты, общества – имеют свои цели, содержат части(другие общественные системы или одушевленные организмы), которые также имеют собственные цели и обычно являются частями больших социальных систем, например корпораций или наций.

Экологические системы. Содержат взаимодействующие механистичесие, организматические и общественные системы, но в отличие от общественных систем не имеют собственной цели. Однако, они служат целям организмов и общественных систем и обеспечивают необходимые условия для выживания неодушевленных биологических систем, которые в них входят (растения). Функцией экологической системы является обслуживание ее частей.(например земля)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.064 с.)