Учебно-методические материалы по исторической грамматике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методические материалы по исторической грамматике



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ

(образцы разбора и комментарии)

ЗВУКОВАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕРУССКОГО ЯЗЫКА НАЧ. XI В.

Гласные звуки

В древнерусском языке к началу XI века было 10 гласных фонем.

! Носовые утратились в дописьменную эпоху:

Ę → Ä (а-переднее), Ǫ → У.

Обратите внимание на фонемы, которых нет в современном русском языке. В современном русском языке по Ленинградской фонологической школе насчитывается 6 гласных фонем: [Е], [И], [Ы], [У], [О], [А].

В древнерусском языке кроме того существовали гласные:

[Ä] — а-переднее, обозначается буквой Ѧ «юс малый»,

[Ē] — е-долгое, напряжённое, обозначается буквой Ѣ «ять»,

[Ь] — редуцированный переднего ряда,обозначается буквой Ь «ерь»,

[Ъ] — редуцированный непереднегоряда,обозначается буквой Ъ «ер».

Дифференциальные признаки гласных фонем древнерусского языка:

1) ряд:

гласные переднего ряда: [И, Ē, Е, Ь, Ä,]

гласные непереднего ряда: [Ы, У, О, Ъ, А,]

2) подъём:

гласные верхнего подъёма: [И, Ы, У]

гласные верхне-среднего подъёма: [Ē]

гласные среднего подъёма: [Е, Ь, О, Ъ]

гласные нижнего подъёма: [Ä, А]

3) лабиализованность:

лабиализованные гласные: [О, У]

частично лабиализованные гласные: [Ъ]

нелабиализованные гласные: [И, Ы, Ĕ, Е, Ä, А, Ь]

4) полнота / неполнота образования:

гласные полного образования: [И, Ы, У, Ĕ, Е, О, Ä, А]

гласные неполного образования: [Ь, Ъ ]

 

 

Ряд и подъём

  Ряд
передний непередний
средний задний
Подъем верхний   <и>   <ы>   <у>
верхне-средний   <ē>    
средний <е> <ь>   <о> <ъ>
нижний   <ӓ>   <а>  

 

Схема характеристики гласного звука: 1. Ряд.2. Подъём. 3. Лабиализованность. 4. Полнота/неполнота образования.

Образец разбора: r]yzusyb [к ъ -н·ä -гы- н·и]

[ъ] — гласный

1) непереднего (заднего) ряда, 2) среднего подъема, 3) частично лабиализованный, 4) неполного образования, редуцированный, в слабой позиции.

[ä] — гласный

1) переднего ряда, 2) нижнего подъема, 3) нелабиализованный, 4) полного образования.

 

Редуцированные в древнерусском языке были двух типов:

– с реднего подъёма [ъ] и [ь] (фонемы),

– верхнего подъёма [иь] и [ыъ] (варианты фонем, появлялись перед [j] на месте [и], [ы], [ъ], [ь])

! Позиции редуцированных определяются для всех редуцированных.

Слабая позиция [ ]: в абсолютном конце слова, перед слогом с гласным полного образования, перед слогом с редуцированным в сильной позиции.

Сильная позиция [ ]: под ударением, и перед слогом с редуцированным в слабой позиции.

Например: n ] g ] n ] jn m w m n m v m y m

hf, ] c ] c ] kfnb

djhj, bb v s 2

Особая позиция [+] в единственно возможном закрытом слоге: в сочетании [ър], [ьр], [ъл], [ьл] между двумя согласными: dmh[] [dmh-[ ] ], d]kr] [d]k-r ] ]

Согласные звуки

Дифференциальные признаки согласных фонем древнерусского языка: 1) место образования; 2) способ образования; 3) участие голоса/шума (глухость / звонкость); 4) твёрдость / мягкость. В таблице представлена классификация согласных по двум дифференциальным признакам – месту образования и способу образования:

 

  Место арти-куля-ции Актив-ный орган губные передне язычные средне язычные задне язычные
Пассив-ный орган губные   зубные передне нёбные средне нёбные задне нёбные
Способ артикуляции смычные взрывные б п д т     г5 к
аффрикаты   ц’ ч’    
сложные     ждж’3 шч’    
щелевые (фрикативные) в 1 (ф) 2 з з’ с с’ ж’ ш’ j’4   х
смычные проходные носовые м н н’      
  Плавные боковые   л л’      
дрожащие     р р’    

2 Губно-зубная артикуляция была чужда славянским народам, поэтому звук [ф] встречался только в заимствованных из греческого языка словах.

3 Сложная фонема <ждж’> не имела особой буквы для обозначения в славянской азбуке

4 Фонема <j’> не имела особой буквы для обозначения и передавалась в составе йотированных букв.

 

По участию голоса и шума согласные бывают:

- сонорные (преобладает голос): J’, Р, Р’, Л, Л’, Н, Н’, М;

- шумные:

звонкие (участвует голос и шум): Г, Д, Б, В, З, З’, Ж’, ЖДЖ’;

глухие (участвует шум): К, Х, Т, П, (Ф), С, С’, Ш’, ШЧ’, Ч’, Ц’.

 

Особое внимание следует обратить на классификацию согласных по твердости / мягкости (наличию / отсутствию дополнительной j-овой артикуляции).

Дифференциальный признак твёрдости / мягкости отмечается знаком апостр о ф (’) у мягких и отсутствием его у твёрдых согласных.

1. Непарные мягкие (всегда мягкие): J’, Ж’, Ш’, Ц’, Ч’, ШЧ’, ЖДЖ’

2. Непарные твердые, неспособные к позиционной полумягкости (всегда твёрдые), перед гласными переднего ряда не употреблялись (за исключением заимствованных слов, см. структуру слога): Г, К, Х.

3. Непарные твердые, способные к позиционной полумягкости перед гласными переднего ряда: Б, П, Д, Т, В, М.

4. Парные по твёрдости-мягкости (причём твёрдые способны к позиционной полумягкости перед гласными переднего ряда): З - З’, С - С’, Р - Р’, Л - Л’, Н - Н’

! Основная проблема – это разграничение парных согласных: исконно мягких и твёрдых в полумягком варианте.

Различение исконно мягких и твёрдых в полумягком варианте свистящих.

Исконно мягкие свистящие согласные возникли в праславянскую эпоху из заднеязычных как результат 2 и 3 палатализаций, поэтому они чередуются с заднеязычными: З’(<*g) // Г, С’(<*h) // Х. Следовательно, если есть чередование с заднеязычными, то свистящие мягкие; если чередования нет – твёрдые.

Например: r]yz p m, ср. княгиня, з//г, [к ъ - н·ä- з’ ь ],

rj p mk], ср. коза и т. д., //нет, [ко - з· ь - л ъ ].

Различение исконно мягких и твёрдых в полумягком варианте сонорных.

Исконно мягкие сонорные возникли в праславянскую эпоху как результат влияния *j.

Мягкие сонорные:

- если после них находится йотированная буква,

- эль-эпентетикум ([ка-пл’·а], ср. капать),

- на конце основы существительных типа склонения на *jŏ и *jā ([во-л’·а], [по-л’е], [ко-н’ ь ], но [со-л· ь ], [ŏ-гн· ь ]-тип *ĭ),

- на конце основы глаголов 1 лица ([ко-л’·у]).

 

Схема характеристики согласного звука: 1. Место образования. 2. Способ образования. 3. Участие голоса и шума. 4. Наличие или отсутствие дополнительной йотовой артикуляции.

Образец разбора: l]ku] [ дъ л – г ъ ]

[д] – согласный,

1) переднеязычный, зубной, 2) смычно-взрывной, 3) шумный, звонкий, 4) непарный твёрдый (способный к позиционной полумягкости), в твёрдом варианте;

 

[л] – согласный,

1) переднеязычный, передненебный, 2) смычно-проходной, боковой,

4) парный твёрдый.

 

[г] – согласный,

1) заднеязычный, задненебный, 2) смычно-взрывной, 3) шумный, звонкий, 4) непарный твёрдый (неспособный к позиционной полумягкости).

Упражнения.

 

Упражнение 1.

Объясните происхождение звуков, обозначенных подчеркнутыми буквами:

Д У Ш А, КОЛ Ю Т, П Е ТЬ, ПЕТУШ О К, НАЧ А ЛО, ИМ Я, Р А ВНИН А, КРИЧ А ТЬ, КРИЧ А Т, КРИЧ А ЩИЙ, КРИЧ А, С Е ЛО, ПОЛ Е, Л Е ТО, ЗВ Е ЗДА, ВИД Е Л, НА ВОД Е, Т Е НЬ, З Е М Е ЛЬНЫЙ, Л Е ДЯНОЙ, ЗАМ О Ч Е К, В Е РХ, П А М Я ТЬ, ПАШ У Т, НЕСТ И, ПРОХЛ А ДА.

Ключи. Д У Ш А (у <*ou, ср. дыхание, 2 р.; а < *ā), КОЛ Ю Т (у < *on, ср. носят, 4 р.), П Е ТЬ (е < ē <*oi, ср. поют, 3 р.), ПЕТУШ О К (о< ь < *ĭ, ср. петушка), НАЧ А ЛО (а < *in, ср. начинать, 4 р.), ИМ Я (а < *еn, ср. имени, 4 р.), Р А ВНИН А (Ра < *or, ср. ровно, а < *ā), КРИЧ А ТЬ (а < *ē, ср. лететь, 1 р.), (а <*in, ср. начинать, 4 р.), КРИЧ А ЩИЙ (а < *еn, ср. бегущий, 4 р.), КРИЧ А (а < *еn, дееприч.), С Е ЛО (е < *ĕ, ср. сёла, есть переход в ’О), ПОЛ Е (е < *’ŏ в окончании с.р.), Л Е ТО (е < ē < *ē, ср. лет, нет перехода в ’О, нет чередований 3 р.), ЗВ Е ЗДА (е< ē2 <*ai, условие 2 палатал.), ВИД Е Л (е<*ē, ср.летал), НА ВОД Е (е<*ē в падежном окончании), Т Е НЬ (е < ē < *ai, ср. тайна, 3 р.), З Е М Е ЛЬНЫЙ (е < *ĕ, ср. чернозём, есть переход в ’О; е < вставной после ПР), Л Е ДЯНОЙ (е < *ĕ, ср. лёд, есть переход в ’О, беглость подражательная), ЗАМ О Ч Е К (о < ъ < *ŭ, ср. замка, замыкать, 2 р.), В Е РХ (е < ь < *i, в сочетании ЕР абсолют. сильн. позиция Ь), П А М Я ТЬ (а < *ō, ср. помнить, а < *in, ср. поминать, 4 р.), ПАШ У Т (у < *оn, ср. носят, 4 р.), НЕСТ И (и <*ei, на конце инфинитива), ПРОХЛ А ДА (ла < *ol, неполноглас., ср. холод).

 

Упражнение 2.

Произведите морфемный анализ, объясните происхождение чередования звуков (объясните исторические причины развития алломорфизма):

БАЛУЮ – БАЛОВЕНЬ, УВЛЕЧЬ – ВОЛОЧИТЬ, СМОТРЯЩИЙ – ИГРАЮЩИЙ, МЕЛЬЧАЙШИЙ – КРУПНЕЙШИЙ, ТОЛКУЮ – ТОЛКОВАТЬ, КРЕПЧАЙШИЙ – НЕЖНЕЙШИЙ, НЕСУТ – КОСЯТ, КОЛЮЧИЙ – ГОРЯЧИЙ, ЗВАТЬ – ЗОВУ – ВЫЗЫВАТЬ, МЯТЬ – РАЗМИНАТЬ, КЛЕВАТЬ – КЛЮВ, ПОЮЩИЙ – ПРОСЯЩИЙ, БРАТЬ – БЕРУ – НАБОР – НАБИРАТЬ, ВИТЬ – ВЬЮ – ПОВОЙНИК – ВЕНОК.

Ключи. БАЛУЮ – БАЛОВЕНЬ (у//ов – 2 ряд, монофтонгизация и расщепление дифтонга); УВЛЕЧЬ – ВОЛОЧИТЬ (оло//ле – полноглас./неполноглас.), СМОТРЯЩИЙ – ИГРАЮЩИЙ (а//у – 4 ряд, бывшие носовые); МЕЛЬЧАЙШИЙ – КРУПНЕЙШИЙ (а//е – 1 ряд, а < *’ē; e < *ē); ТОЛКУЮ – ТОЛКОВАТЬ (у//ов – 2 ряд, монофтонгизация и расщепление дифтонга); КРЕПЧАЙШИЙ – НЕЖНЕЙШИЙ (а//е – 1 ряд, а < *’ē; e < *ē); НЕСУТ – КОСЯТ (а//у – 4 ряд, бывшие носовые); КОЛЮЧИЙ – ГОРЯЧИЙ (а//у – 4 ряд, бывшие носовые); ЗВАТЬ – ЗОВУ – ВЫЗЫВАТЬ (ø//o//ы – 2 ряд, ø < ъ < *ŭ; o < ъ < *ŭ; ы < *ū); МЯТЬ – РАЗМИНАТЬ (а//ин – 4 ряд, монофтонгизация и расщепление дифтонгоида); КЛЕВАТЬ – КЛЮВ (у//ев – 2 ряд, монофтонгизация и расщепление дифтонга); ПОЮЩИЙ – ПРОСЯЩИЙ (а//у – 4 ряд, бывшие носовые); БРАТЬ – БЕРУ – НАБОР – НАБИРАТЬ (ø//е//o//и – 1 ряд, ø < ь < *ĭ; e < *ĕ; o < *ŏ; и < *ī); ВИТЬ – ВЬЮ – ПОВОЙНИК – ВЕНОК (и //…й //ой //е – 3 ряд, и <*еi; …й < ьй < *ii; ой < *oi; е < ē2(h) < *oi).

 

Упражнение 3.

Приведите доказательства того, что данные пары слов являются этимологически однокоренными: НАДУТЫЙ – НАДМЕННЫЙ, НАЧАЛО – КОНЕЦ, ОБЛАКО – НАВОЛОЧКА.

Ключи. НАДУТЫЙ – НАДМЕННЫЙ (у//…м – 4 ряд, у < о-носовое < *um; …м < ъм < *um); НАЧАЛО – КОНЕЦ (а//он – 4 ряд, к//ч – 1 палат.); ОБЛАКО – НАВОЛОЧКА (ла//оло – полноглас./неполноглас., к//ч –1 палат., ОБ- приставка и *bv > b).

 

 

Палатализация заднеязычных

  Условия Результат Примеры
*g Перед и ь е ě из *ī *ĭ *ě *ē (монофт. происх.) ж’ друг – дружить
*k чʾ крик – кричать
*h шʾ горох – горошина

Палатализация заднеязычных

  Условия Результат Примеры
*g Перед ě и из *ai *oi *ei (дифт. происх.)   з’ рогъ – рози
*k цʾ рука – руци
*h сʾ монахъ – монаси

Палатализация заднеязычных

Условия   Результат Примеры
После ь, и, ę *g зʾ льгота – польза
*k цʾ купец
*h сʾ  

Особая палатализация

  Условия Результат Примеры
*gt *kt перед гласным переднего ряда чʾ (др.рус.) штʾ (ст.сл.) *pektei – печь; пешти

 

Отражение влияния *j на согласные

Согласные Сочетание с * j Результаты Примеры Чередования
сонорные *rj *lj *nj рʾ лʾ нʾ *bourja > буря *volja > воля *vonja > воня  
заднеязычные *gj *kj *hj жʾ чʾ шʾ   *lougja > лужа *sekja > сеча *souhja > суша г//жʾ к // чʾ х // шʾ
свистящие *sj *zj шʾ жʾ *nosja > ноша *vozjom > вожу с //шʾ з //жʾ
губные *bj *pj *vj *mj блʾ плʾ влʾ млʾ *leubjom > люблю *kapja > капля *lovja > ловля *zemja > земля б //блʾ п //плʾ в //влʾ м //млʾ  
группы согласных *skj *stj штʾ штʾ *iskjom > ищу *prostom > прощу ск //щ ст // щ
переднеязычные взрывные *tj   *dj чʾ (рус.) штʾ (ст.-слав.)   жʾ (рус.) ждʾ (ст. слав.) *svetja> свеча, освещение     *vodjos > вожак, вождь т// ч ʾ//щ   д // жʾ // ждʾ

 

Поскольку результаты 1 палатализации и влияния j на заднеязычные совпадали, то для определения происхождения шипящих и Ч необходимо воспользоваться следующим алгоритмом рассуждения.

Алгоритм определения происхождения шипящих звуков и Ч.

1. Выделите морфему и подберите чередования.

2. Если шипящий чередуется не с заднеязычным, то он возник из того звука, с которым чередуется, под влиянием j.

3. Если шипящий чередуется с заднеязычным, то необходимо провести морфологический анализ слова (определить часть речи и форму):

- если это сравнительная степень прилагательного или наречия, то шипящий возник из того звука, с которым чередуется под влиянием *j;

- если это глагол в личной форме, то следует уточнить спряжение и проанализировать парадигму личных форм:

- если это форма 1-ого лица ед. ч. глагола, то это влияние j;

- если это личная форма глагола 1 спряжения, то при чередовании в парадигме с заднеязычным - 1 палатализация (глаг. 1 кл.), при отсутствии чередования в парадигме – влияние j (глаг. 3 кл.);

- если это страдательное причастие прошедшего времени от глагола 1 спр. – то 1 палатализация; если 2 спр. – то влияние j;

- в инфинитиве глагола с суффиксом -а- и в превосходной степени прилагательного с суффиксом -айш- наблюдаются результаты 1 палатализации, т. к. звук а < *’ē;

- в инфинитиве глаголов на -ЧИ и существительных на ЧЬ наблюдается изменение групп *ktи *gt под влиянием *i.

4. Если перед нами какая-либо другая форма, то нужно проанализировать фонетическое окружение:

- если следом идёт гласный, то нужно проанализировать, к чему он восходит:

- если шипящий стоит перед гласным переднего ряда, значит, возник по 1-й палатализации,

- если за ним следует гласный непереднего ряда, следует проверить происхождение этого гласного и если он восходит к звуку переднего ряда, то это 1-я палатализация, если этот гласный восходит к звуку непереднего ряда, значит, это влияние *j.

- если следом идёт согласный, то напишите слово по-древнерусски – и гласный обязательно появится, между согласными до падения редуцированных был сверхкраткий звук Ь в слабой позиции, т.е. это результат 1-й палатализации..

 

Примеры.

1. СВЕ Ч А

Образец рассуждения:

Выделяем морфему – корень свеч, подбираем чередование – свет. Чередуется не с заднеязычным, следовательно: ч’ < *tj в РПЭ по ЗСС. Слово по происхождению русское, т.к. в ССЯ *tj > шт’ (ср. освещение).

Образец записи: све ч -а (ср. свет, ч’ // т), ч’ < *tj (РПЭ, ЗСС).

2. БЕРЕ Ч Ь

Образец рассуждения:

Выделяем морфему – корень береч, подбираем чередование – берегу. Чередуется с заднеязычным, это инфинитив на -ЧИ, следовательно: ч’ < *gt под влиянием i дифтонгического происхождения в РПЭ по ЗСС.

Образец записи: бере ч ь (ср. берегу, ч’ // г), ч’ < *gti2 (РПЭ, ЗСС).

3. МОЛ Ч АТЬ

Образец рассуждения:

Выделяем морфему – корень молч, подбираем чередование – умолкать. Чередуется с заднеязычным, это инфинитив с суффиксом -а-, следовательно: ч’ < *k по 1 палатализации, т. к. а < *’ē (ср. лет-е-ть) в РПЭ по ЗСС.

Образец записи: мол ч -а-ть (ср. умолкать, ч’ // к), ч’ < *k по 1 палатализации, т. к. а < *’ē (ср. лет-е-ть) (РПЭ, ЗСС).

4. ЧЁТ Ч Е

Образец рассуждения:

Выделяем морфему – корень чётч, подбираем чередование – чёткий. Чередуется с заднеязычным, это сравнительная степень прилагательного, следовательно: ч’ < *kj в РПЭ по ЗСС.

Образец записи: чётч-е (ср.чёткий, ч’ // к), ч’ < *kj, т. к. сравн. степ. (РПЭ, ЗСС).

5. ПЕ Ч ЁШЬ

Образец рассуждения:

Выделяем морфему – корень печ, подбираем чередование – пеку. Чередуется с заднеязычным, это личная форма глагола 1 спр., парадигма: пеку, печёшь, печёт – есть чередование, следовательно: ч’ < *k по 1 палатализации в РПЭ по ЗСС.

Образец записи: пе ч -ёшь (ср. пеку, ч’ // к), ч’ < *k перед ГПР по 1 пал., т.к. личный глагол с // в парадигме (пеку, печёшь, печёт), (РПЭ, ЗСС).

6. ПА Ш ЕТ

Образец рассуждения:

Выделяем морфему – корень паш, подбираем чередование – пахать. Чередуется с заднеязычным, это личная форма глагола 1 спр., парадигма: пашу, пашешь, пашет – нет чередования, следовательно: ч’ < *k под влиянием j в РПЭ по ЗСС.

Образец записи: па ш -ет (ср. пеку, ч’ // к), ч’ < *kj, т. к. личный глагол без // в парадигме (пашу, пашешь, пашет), (РПЭ, ЗСС).

7. НЕ Ж НЫЙ

Выделяем морфему – корень неж, подбираем чередование – нега. Чередуется с заднеязычным, следом идёт согласный, пишем слово по-древнерусски НhЖЬНЫИ, [ж’] в ДРЯ был мягким, после него следует суффикс -ьн-, следовательно: ж <ж’< *g по 1 палатализации перед ГПР *ĭ (>ь) в РПЭ по ЗСС.

Образец записи: не ж -ный (ср. нега, ж // г), НhЖЬНЫИ, ж <ж’< *g перед ГПР *ĭ (>ь) по 1 пал. (РПЭ, ЗСС).

8. ВРА Ж ДА

Выделяем морфему – корень враж (-д- суффикс!), подбираем чередование – враг. Чередуется с заднеязычным (обратите внимание, что из *g ни при каких условиях не получалось [жд’]), следом идёт согласный, пишем слово по-древнерусски (хотя по происхождению оно старославянское, в нём есть неполногласие РА) ВРАЖЬДА (ВОРОЖЬДА), [ж’] в ДРЯ был мягким, после него следует суффикс - ь д-, следовательно: ж < ж’ < *g по 1 палатализации перед ГПР *ĭ (> ь) в РПЭ по ЗСС.

Образец записи: вра ж -да (ср. враг, ж // г), ВРАЖЬДА (ВОРОЖЬДА), ж < ж’ < *g перед ГПР *ĭ (> ь) по 1 пал. (РПЭ, ЗСС).

 

9. КЛЮ Ч

Выделяем морфему – корень ключ, подбираем чередование – клюка. Чередуется с заднеязычным, следом никакого звука нет, пишем слово по-древнерусски КЛЮЧЬ, [ч’] мягкий, после него следует окончание – ь, однако Ь восходит к ГНПР *ŏ, т.к. это окончание существительного м.р. типа скл. на *ŏ (мягк. вар.), следовательно: ч’ < *kj в РПЭ по ЗСС.

Образец записи: клю ч (ср. клюка, ч // к), КЛЮЧЬ, ч’ < *kj, т.к. ь < *ŏ (окончание сущ. м.р. типа скл. на *ŏ (мягк. вар.)), (РПЭ, ЗСС).

10. САПО Ж ОК

Выделяем морфему – корень сапож, подбираем чередование – сапог. Чередуется с заднеязычным, следом идёт гласный, однако О восходит к ГПР ь < *ĭ, т.к. есть беглость в суффиксе -ок- и [ж’] в ДРЯ был мягким, следовательно: ж < ж’< *g по 1 палатализации перед ГПР *ĭ (> ь) в РПЭ по ЗСС.

Образец записи: сапо ж -ок (ср. сапог, ж // г), САПОЖЬКЪ (ср. сапожка), ж < ж’< *g перед ГПР *ĭ (> ь) по 1 пал. (РПЭ, ЗСС).

 

Обобщающая таблица

Упражнение 4.

Объясните происхождение шипящих и свистящих звуков в словах:

ЗАМОЧЕК, ВЕШАТЬ, ТУЖЕ, НИЖАЙШИЙ, СТРОЖАЙШИЙ, БЕЖИТ, ВОЖАК, КРЕПЧЕ, ГРОМЧЕ, МОЛЧАТ, МОЛЧАТЬ, КРЕПЧАЙШИЙ, ПЕЧЬ (инфинитив), СОСТЯЗАНИЕ, МЕДВЕЖИЙ, ЦВЕТНОЙ, КРАЖА, ЗАВЕЩАТЬ, ВЕЧНЫЙ, ОТЕЦ, МОРОЖЕНОЕ, РОЖДЕНИЕ, ДЫШАТЬ, ДРОЖАТ, ЗАСТЁЖКА, ВЕЩИЙ, МАЖУТ, ОВЦА, ХОЧЕТ, ОТРИЦАТЬ, НАЗНАЧАТ, НЕБРЕЖНЫЙ, МЩЕНИЕ, ПРОЖДАТЬ, НЕПРОШЕННЫЙ, ПИШУ, ИЩЕТ, ЧИЩЕ, ГРАЖДАНИН, МЫШЛЕНИЕ, ИСКАЖЕНИЕ, ВЫШКА, СВИЩУТ, МАЧЕХА, ОСВЕЩЕНИЕ, ДРОЖУ, ВЛАЖНЫЙ, УБЕЖДЕНИЕ, ВЫРАЖАТЬ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБЕЩАТЬ, ПРОЩАТЬ, ИЗВЕЩЕНИЕ, СОВЕЩАНИЕ, БОЧОК, НОШУ, ПОРОШОК.

 

Ключи. ЗАМО Ч ЕК (< *k по 1 пал.), ВЕ Ш АТЬ (< *sj), ТУ Ж Е (< *gj), НИ Ж АЙШИЙ (< *zj), СТРОЖАЙШИЙ (< *g по 1 пал.), БЕЖИТ (< *g по 1 пал.), ВОЖАК (< *dj), КРЕПЧЕ (< *kj), ГРОМЧЕ (< *kj), МОЛЧАТ (< *k по 1 пал.), МОЛЧАТЬ (< *k по 1 пал.), КРЕПЧАЙШИЙ (< *k по 1 пал.), ПЕЧЬ (инфинитив) (< *kt перед i2), СОСТЯЗАНИЕ (< *g по 3 пал.), МЕДВЕЖИЙ (< *dj), ЦВЕТНОЙ (< *k по особ. пал.), КРАЖА (< *dj), ЗАВЕЩАТЬ (< *tj, ст.-слав.), ВЕЧНЫЙ (< *k по 1 пал.), ОТЕЦ (< *k по 3 пал.), МОРОЖЕНОЕ (< *zj), РОЖДЕНИЕ (< *dj, ст.-слав.), ДЫШАТЬ (< *h по 1 пал.), ДРОЖАТ (< *g по 1 пал.), ЗАСТЁЖКА (< *g по 1 пал.), ВЕЩИЙ (< *stj), МАЖУТ (< *zj), ОВЦА (< *k по 3 пал.), ХОЧЕТ(< *tj), ОТРИЦАТЬ (< *k по 3 пал.), НАЗНАЧАТ (< *k по 1 пал.), НЕБРЕЖНЫЙ (< *g по 1 пал.), МЩЕНИЕ (< *stj), ПРОЖДАТЬ (< *g по 1 пал., ср. годить), НЕПРОШЕННЫЙ (< *sj), ПИШУ (< *sj), ИЩЕТ (< *skj), ЧИЩЕ (< *stj), ГРАЖДАНИН (< *dj, ст.-слав.), МЫШЛЕНИЕ (< *slj), ИСКАЖЕНИЕ (< *zj), ВЫШКА (< *sj), СВИЩУТ (< *stj), МАЧЕХА (< *tj), ОСВЕЩЕНИЕ (< *tj, ст.-слав.), ДРОЖУ (< *gj), ВЛАЖНЫЙ (< *g по 1 пал.), УБЕЖДЕНИЕ (< *dj, ст.-слав.), ВЫРАЖАТЬ (< *zj), ПРОСВЕЩЕНИЕ (< *tj, ст.-слав.), ОБЕЩАТЬ (< *tj, ст.-слав.), ПРОЩАТЬ (< *stj), ИЗВЕЩЕНИЕ (< *stj), СОВЕЩАНИЕ (< *tj, ст.-слав.), БОЧОК (< *k по 1 пал.), НОШУ (< *sj), ПОРОШОК (< *h по 1 пал.).

 

Упражнение 5.

Какой процесс праславянской эпохи изменил облик корня и привёл к появлению алломорфов? Восстановите праславянский облик корня.

ОБОЗ, ЗАВИСТЬ, ПРОПАЛ, ПЛЕСТИ, СТРАСТЬ, УВЯЛ, КАНУТЬ (ср. капать).

Ключи. ОБОЗ (*vŏz-,*bv > b), ЗАВИСТЬ (*vīd-,*dt > tt > st), ПРОПАЛ (*pād-, *dl > l), ПЛЕСТИ (*plĕt-,*t t > st), СТРАСТЬ (*strād-,*d t> tt > st), УВЯЛ (*vend-,*en > е-носовое > ä > а; *dl > l), КАНУТЬ (*kāp-, *pn > n).

 

Упражнение 6.

Какой процесс привёл к появлению алломорфов корней?

ОБОД – ОБВОДИТЬ; ОБОЗ – ОБВОЗИТЬ; ОБЯЗАТЬ – ОБВЯЗАТЬ; ОБОЛОЧКА – ОБВОЛАКИВАТЬ; ВЛЕКУ – ОБЛЕКАТЬ; ОБЕРТКА – ОБВЕРНУТЬ.

Ключи. Упрощение групп согласных в ПЭ в связи с действием ТВЗ: *bv > b.

 

Упражнение 7.

Укажите корень, объясните, какие фонетические процессы в нем отразились. Восстановите праславянский облик корня.

Образец:

1) БРЕСТИ, брес-ти, ср.: бред-у,

*brĕd-tei > брести, т.к. группа *dt не соответствовала принципу возрастающей звучности и перешла в *st ассимилятивно-диссимилятивным путём (УГС); 2) *ĕ > е (УКР).

2) ШЛА, ш-ла, ср.: шед-ший, ход-ить,

*hĭd-la >шьла > шла, т.к. 1) *h > ш’ под влиянием *i по 1 пал.; 2) группа *dl не соответствовала принципу возрастающей звучности и *d выпал (УГС); 3) *ĭ > ь в связи с утратой количественных различий гласными (УКР) > ø (ноль звука) после падения редуцированных.

ЯСТВА, КИНУТЬ, УВЛЕЧЬ, ЗАВЯНУТЬ, МЯЛ, ОБЛАСТЬ, ЗАПРЯЧЬ (ср. подпруга), СУПРУГ (ср. запряг), НЕВЕЖА, СОГНУТЬ.

Ключи. ЯСТВА (*jēd-, УКР *’ē > a, УГС *dt > tt > st), КИНУТЬ (*kūd-, УКР *ū > ы > и, УГС *dn > n), УВЛЕЧЬ (*volk-, *ol > ле (неполногласие, ст.-слав.), *kt > ч’ под влиянием i2 в инфинитиве), ЗАВЯНУТЬ (*vend-, *en > е-носовое > ä > а; *dn > n), МЯЛ (*min-, *in > е-носовое > ä > а), ОБЛАСТЬ (*vold-, *dt > tt > st; *bv > b; *ol > ла (неполногласие, ст.-слав.)), ЗАПРЯЧЬ (*preng-,*en > е-носовое > ä > а; *kt > ч’ под влиянием i2 в инфинитиве), СУПРУГ (*prong-,*on > o-носовое > у), НЕВЕЖА (*dj > ж’, др.-рус.), СОГНУТЬ (*gŭb-,*bn > n, *ŭ > ъ > ø (ноль звука)).

 

Упражнение 8.

Объясните корневой алломорфизм: ТУЖЕ – ЗАТЯГИВАТЬ – ТУГОЙ – ТЯНУТЬ – ТЯЖБА, МЕТУ – МЁЛ – МЕСТИ, ЗЕМНОЙ – ЗЕМЛЯ, ПЛЮНУТЬ – ПЛЕВАТЬ.

Ключи. ТУЖЕ – ЗАТЯГИВАТЬ – ТУГОЙ – ТЯНУТЬ – ТЯЖБА

У//А – 4 ряд, бывшие носовые, Ж//Г – ж < ж’ < *g – 1 палатализация перед ГПР *ĭ в слове ТЯЖЬБА; ж < ж’ < *gj – сравн. степ. в слове ТУЖЕ; Г//О звука – *gn > n – упрощ. групп согласн. в связи с ТВЗ в слове ТЯНУТЬ.

МЕТУ – МЁЛ – МЕСТИ

Т//С//ø – *tt > st; *tl > l – упрощ. групп согласн. в связи с ТВЗ.

ЗЕМНОЙ – ЗЕМЛЯ

М//МЛ’ – *mj > ml – влияние j и появление эль-эпентетикума в связи с ЗСС.

ПЛЮНУТЬ – ПЛЕВАТЬ

У//ЕВ – *eu > у – монофтонгизация перед согласным, *eu > ев расщепление дифтонга перед гласным по ЗИС.

 

Происхождение согласных современного русского языка

Дальнейшая история развития консонантизма связана со следующими процессами древнерусского языка:

- вторичное смягчение согласных,

- упрощение групп согласных после падения редуцированных,

- отвердение шипящих и Ц.

Упражнение 9.

Укажите, какого происхождения звуки Л и Л’ в следующих словах современного русского языка: БЛАГОДАРИТЬ, ЛЮБЛЮ, ОСКОРБЛЁН, ПЛАКАТЬ, ПЛАМЯ, ЛЕСТИ, ПЛЮНЬ, КУПЛЕН, ЯРОСЛАВЛЬ, ТРАВЛЯ, КРОВЛЯ, МЛЕКОПИТАЮЩЕЕ, КРЕМЛЬ, КОРМЛЕНИЕ, ВЛЕЧЕНИЕ, СТРЕМЛЕНИЕ, ПЕТЛЯ, БОЛЬ, МОЛЮСЬ.

Ключи.

< *l < *lj эль-эпентетикум
БЛАГОДАРИТЬ, ПЛАКАТЬ, ПЛАМЯ, МЛЕКОПИТАЮЩЕЕ, ВЛЕЧЕНИЕ, БОЛЬ. Л ЮБЛЮ, ЛЕСТИ, ПЕТЛЯ, МОЛЮСЬ. ОСКОРБЛЁН, ЛЮ БЛ Ю, ПЛЮНЬ, КУПЛЕН, ЯРОСЛАВЛЬ, ТРАВЛЯ, КРОВЛЯ, КРЕМЛЬ, КОРМЛЕНИЕ, СТРЕМЛЕНИЕ.

Напишите по-древнерусски

Чтобы написать слово по-древнерусски, нужно

1) разобрать слово по составу,

2) в приставке и суффиксе необходимо проверить наличие беглых гласных, подбирая одноструктурные слова. На месте беглого гласного был редуцированный: съшити (ср. сожгу, сошью), купьци (ср. купец, отец);

3) если в корне есть сочетания ОР, ОЛ, ЕР, ЕЛ между согласными, то в древнерусском языке это сочетание редуцированного с плавным в закрытом слоге: зьрно, вьрба, пълкъ;

4) проверить, нет ли беглого гласного в корне. Беглость может быть исконная (сънъ, дьнь, ручька). Подражательная беглость наблюдается в ряде слов на месте гласных полного образования: ровъ, ледъ, потолокъ. Вставной гласный развивается рядом с сонорным на пустом месте как один из способов упрощения групп согласных после падения редуцированных: огнь, хытръ, сестръ (сестёр), земльныи (земельный);

5) полногласные сочетания оро, оло, ере, ело, возникшие в праславянском языке в результате действия ЗОС, в древнерусском языке передаются без изменений: берегъ, молоко, молодыи, городъ. В словах со вторым полногласием (верёвка, бестолочь, сумеречный, пОлон, дОлог), возникших в древнерусском языке после падения редуцированных, в корне содержат сочетание «редуцированный + плавный» в закрытом слоге: вьрвъка, пълнъ, дългъ, бестълчь, сумьрчьныи;

6) на месте [е] в древнерусском языке мог быть Е этимологический или звук, обозначаемый буквой?. Известно, что этимологический Е подвергался лабиализации. Следовательно, нужно создать такие условия (после мягкого согласного перед твёрдым под ударением): нести (ср. нёс). Отсутствие лабиализации при соблюдении всех условий свидетельствует о происхождении Е из?????????

5. Объясните причины отсутствия лабиализации

Порядок выяснения причины отсутствия лабиализации [е]: 1) проверить, есть ли условия для лабиализации; если они есть, установить причину можно сразу; 2) если условий нет, попытаться их создать и только потом делать выводы.

Образец записи: 1) репа – условия есть, но [е] из?; 2) ларец – условия есть, но [ц] поздно отвердел; 3) пень – нет условий, т.к. второй согласный мягкий, ср. опёнок; 4) верба – условия есть, но [р] в закрытом слоге поздно отвердел, др.рус. вьрба.

6.Опишите в хронологической последовательности все фонетические процессы в слове

Праславянские фонетические процессы:

Ранняя эпоха (РЭ) 1) УКР гласных * ā * ō > [a]; * ă *ŏ > [o]; * ě> [e]; *ē > [ě]?; *ē > [a] (после мягких согласных); *ĭ > [ь]; *ī > [и]; * ŭ > [ъ]; *ū > [ы]; 2) ЗСС, 1 палатализация заднеязычных, изменение согласных в сочетании с * j (кроме*tj *dj)

Поздняя эпоха (ПЭ) 1) ЗИС, изменение дифтонгов и дифтонгоидов «гласный + носовой согласный», УГС; 2) ЗСС, 2 и 3 палатализации заднеязычных

Поздняя эпоха, эпоха диалектных зон 1) изменение дифтонгических сочетаний «гласный + плавный», 2) особая палатализация, 3) изменение *tj *dj

Древнерусские фонетические процессы:

1 с. с. – деназализация, утрата носовых гласных, сер. 10 века

2 с. с. – вторичное смягчение согласных (ВСС), сер. 11 века

3 с. с. – падение редуцированных (ПР), лабиализация, 12 -15 вв.

4 с. с. – появление мягких заднеязычных у восточных славян, отвердение шипящих (12 - 14 вв.) и ц (15 в.), развитие аканья, преобразование фонемы [ē] (').

ШЁЛ, др.рус. ШЬЛЪ [шʾь-лъ] *hĭdlǒs

Праславянские процессы

РЭ: УКР [ь] < *ĭ, [ъ] < *ǒ; ЗСС *h + ГПР, 1 палатализация заднеязычных

ПЭ: ЗИС, УГС *dl < l

Древнерусские процессы

1 с. с. – 2 с. с. – 3 с. с. ПР [ь] > ø, лабиализация [е], 4 с.с. отвердение [шʾ]

 

Определение классов глагола

Определите, относится ли данный глагол к числу атематических

Определите спряжение глагола
5 класс
да нет

 
 


1спряжение 2 спряжение


Поставьте глагол в 1 л. ед. ч. наст времени. Найдите конечный согласный основы
2 класс
да нет

 

 

 
 


3 класс
1 класс
согласный твёрдый согласный мягкий

 

Настоящее время

  yjcbnb [dfkbnb ,snb
Ед.ч. 1 л. ytce [dfk. 5cvm
2 л. ytctib [dfkbib 5cb
3 л. ytctnm [dfkbnm 5cnm
Мн.ч. 1.л. ytctv] [dfkbv] 5cv]
2 л. ytctnt [dfkbnt 5cnt
3 л. ytcenm [dfkznm cenm
Дв.ч. 1 л. ytctd' [dfkbd' 5cd'
2-3 л. ytctnf [dfkbnf 5cnf

Прошедшее время Аорист

         
  yjcbnb [dfkbnb ,snb ,snb
Ед.ч. 1 л. ytcj[] [dfkb[] ,s[] ,'[]
2, 3л. ytct [dfkb ,s ,'
Мн.ч. 1 л. ytcj[jv] [dfkb[jv] ,s[jv] ,'[jv]
2 л. ytcjcnt [dfkbcnt ,scnt ,'cnt
3 л. ytcjif [dfkbif ,sif ,'if
Дв.ч. 1 л. ytcj[jd' [dfkb[jd' ,s[jd' ,'[jd'
2, 3 л ytcjcnf [dfkbcnf ,scnf ,'cnf

Имперфект

  yjcbnb [dfkbnb ,snb
Ед.ч. 1 л. ytcz[] [dfkz[] ,z[]
2 л. ytczit [dfkzit ,zit
3 л. ytczitnm [dfkzitnm ,zitnm
Мн.ч. 1.л. ytcz[jv] [dfkz[jv] ,z[jv]
2 л. ytczcnt [dfkzcnt ,zcnt
3 л. ytcz[enm [dfkz[enm ,z[enm
Дв.ч. 1 л. ytcz[jd' [dfkz[jd' ,z[jd'
2-3 л. ytczcnf [dfkzcnf ,zcnf

Перфект и плюсквамперфект

  [jlbnb
    перфект плюсквамперфект
Ед.ч. 1 л. 5cvm [jlbk], f, j ,z[] [jlbk], f, j
2 л. 5cb [jlbk], f, j ,zit [jlbk], f, j
3 л. 5cnm [jlbk], f, j ,zitnm [jlbk], f, j
Мн.ч. 1.л. 5cv] [jlbkb, s, f ,z[jv] [jlbkb, s, f
2 л. 5cnt [jlbkb, s, f ,zcnt [jlbkb, s, f
3 л. cenm [jlbkb, s, f ,z[enm [jlbkb, s, f
Дв.ч. 1 л. 5cd' [jlbkf, ', ' ,z[jd' [jlfkf, ', '
2-3 л. 5cnf [jlbkf, ', ' ,zcnf [jlbkf, ', '

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ

(образцы разбора и комментарии)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.219 (0.17 с.)