Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упрощение групп согласных в праславянскую эпоху в связи с действием тенденции к возрастанию звучности в слоге.
Причина упрощения групп согласных – противоречие тенденции к возрастанию звучности при скоплении согласных и в закрытом слоге. Пути упрощения групп согласных: - утрата одного из согласных, - ассимилятивно-диссимилятивный. Например: *ŏbvoldtĭs > область (ла- неполногласие!), ср. владеть *bv > b – выпадение согласного, *dt > tt > st – ассимиляция по глухости, затем диссимиляция по способу образования. Упрощения групп согласных отразилось на морфемном облике слов: появились алломорфы корней, например: слово ОБЛАКО образовалось присоединением префикса *ob- к корню *volk, сочетание *bv > b, т.к. противоречило ТВЗ ([b] и [v] одинаковой звучности) и упростилось, а сочетание *ol в позиции между согласными трансформировалось (см. раздел “Полногласие и неполногласие”), ср. родственные слова: ОБВОЛАКИВАТЬ, НАВОЛОЧКА. Основные группы согласных, упрощавшиеся в праславянскую эпоху: *dt > tt > st, ВЕДУ – ВЕСТИ; *tt > st, ПЛЕТУ – ПЛЕСТИ; *bv > b, ОБВЯЗКА – ОБЯЗАТЕЛЬСТВО; *dl > l, ВЕДУ – ВЁЛ; *tl > l, МЕТУ – МЁЛ; * pn, bn, tn, dn > n, КАПАТЬ – КАНУТЬ; * bm, tm, dm > m, ПЛОД – ПЛЕМЯ, ВЕРТЕТЬ – ВРЕМЯ; * pt, bt, vt > t, ЖИВУ – ЖИТЬ. Таблицы Упрощение групп согласных под действием тенденции к возрастающей звучности (ЗИС)
Упражнение 5. Какой процесс праславянской эпохи изменил облик корня и привёл к появлению алломорфов? Восстановите праславянский облик корня. ОБОЗ, ЗАВИСТЬ, ПРОПАЛ, ПЛЕСТИ, СТРАСТЬ, УВЯЛ, КАНУТЬ (ср. капать). Ключи. ОБОЗ (*vŏz-,*bv > b), ЗАВИСТЬ (*vīd-,*dt > tt > st), ПРОПАЛ (*pād-, *dl > l), ПЛЕСТИ (*plĕt-,*t t > st), СТРАСТЬ (*strād-,*d t> tt > st), УВЯЛ (*vend-,*en > е-носовое > ä > а; *dl > l), КАНУТЬ (*kāp-, *pn > n).
Упражнение 6. Какой процесс привёл к появлению алломорфов корней? ОБОД – ОБВОДИТЬ; ОБОЗ – ОБВОЗИТЬ; ОБЯЗАТЬ – ОБВЯЗАТЬ; ОБОЛОЧКА – ОБВОЛАКИВАТЬ; ВЛЕКУ – ОБЛЕКАТЬ; ОБЕРТКА – ОБВЕРНУТЬ. Ключи. Упрощение групп согласных в ПЭ в связи с действием ТВЗ: *bv > b.
Упражнение 7. Укажите корень, объясните, какие фонетические процессы в нем отразились. Восстановите праславянский облик корня.
Образец: 1) БРЕСТИ, брес-ти, ср.: бред-у, *brĕd-tei > брести, т.к. группа *dt не соответствовала принципу возрастающей звучности и перешла в *st ассимилятивно-диссимилятивным путём (УГС); 2) *ĕ > е (УКР). 2) ШЛА, ш-ла, ср.: шед-ший, ход-ить, *hĭd-la >шьла > шла, т.к. 1) *h > ш’ под влиянием *i по 1 пал.; 2) группа *dl не соответствовала принципу возрастающей звучности и *d выпал (УГС); 3) *ĭ > ь в связи с утратой количественных различий гласными (УКР) > ø (ноль звука) после падения редуцированных. ЯСТВА, КИНУТЬ, УВЛЕЧЬ, ЗАВЯНУТЬ, МЯЛ, ОБЛАСТЬ, ЗАПРЯЧЬ (ср. подпруга), СУПРУГ (ср. запряг), НЕВЕЖА, СОГНУТЬ. Ключи. ЯСТВА (*jēd-, УКР *’ē > a, УГС *dt > tt > st), КИНУТЬ (*kūd-, УКР *ū > ы > и, УГС *dn > n), УВЛЕЧЬ (*volk-, *ol > ле (неполногласие, ст.-слав.), *kt > ч’ под влиянием i2 в инфинитиве), ЗАВЯНУТЬ (*vend-, *en > е-носовое > ä > а; *dn > n), МЯЛ (*min-, *in > е-носовое > ä > а), ОБЛАСТЬ (*vold-, *dt > tt > st; *bv > b; *ol > ла (неполногласие, ст.-слав.)), ЗАПРЯЧЬ (*preng-,*en > е-носовое > ä > а; *kt > ч’ под влиянием i2 в инфинитиве), СУПРУГ (*prong-,*on > o-носовое > у), НЕВЕЖА (*dj > ж’, др.-рус.), СОГНУТЬ (*gŭb-,*bn > n, *ŭ > ъ > ø (ноль звука)).
Упражнение 8. Объясните корневой алломорфизм: ТУЖЕ – ЗАТЯГИВАТЬ – ТУГОЙ – ТЯНУТЬ – ТЯЖБА, МЕТУ – МЁЛ – МЕСТИ, ЗЕМНОЙ – ЗЕМЛЯ, ПЛЮНУТЬ – ПЛЕВАТЬ. Ключи. ТУЖЕ – ЗАТЯГИВАТЬ – ТУГОЙ – ТЯНУТЬ – ТЯЖБА У//А – 4 ряд, бывшие носовые, Ж//Г – ж < ж’ < *g – 1 палатализация перед ГПР *ĭ в слове ТЯЖЬБА; ж < ж’ < *gj – сравн. степ. в слове ТУЖЕ; Г//О звука – *gn > n – упрощ. групп согласн. в связи с ТВЗ в слове ТЯНУТЬ. МЕТУ – МЁЛ – МЕСТИ Т//С//ø – *tt > st; *tl > l – упрощ. групп согласн. в связи с ТВЗ. ЗЕМНОЙ – ЗЕМЛЯ М//МЛ’ – *mj > ml – влияние j и появление эль-эпентетикума в связи с ЗСС. ПЛЮНУТЬ – ПЛЕВАТЬ У//ЕВ – *eu > у – монофтонгизация перед согласным, *eu > ев расщепление дифтонга перед гласным по ЗИС.
Происхождение согласных современного русского языка Дальнейшая история развития консонантизма связана со следующими процессами древнерусского языка: - вторичное смягчение согласных,
- упрощение групп согласных после падения редуцированных, - отвердение шипящих и Ц. Упражнение 9. Укажите, какого происхождения звуки Л и Л в следующих словах современного русского языка: БЛАГОДАРИТЬ, ЛЮБЛЮ, ОСКОРБЛЁН, ПЛАКАТЬ, ПЛАМЯ, ЛЕСТИ, ПЛЮНЬ, КУПЛЕН, ЯРОСЛАВЛЬ, ТРАВЛЯ, КРОВЛЯ, МЛЕКОПИТАЮЩЕЕ, КРЕМЛЬ, КОРМЛЕНИЕ, ВЛЕЧЕНИЕ, СТРЕМЛЕНИЕ, ПЕТЛЯ, БОЛЬ, МОЛЮСЬ. Ключи.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.191 (0.009 с.) |