Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра инженерного и художественного проектирования одеждыСтр 1 из 8Следующая ⇒
Кафедра инженерного и художественного проектирования одежды
ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОЙ АНТРОПОЛОГИИ И БИОМЕХАНИКИ
Рабочая тетрадь Методические указания по выполнению лабораторных работ для студентов специальности 260902 заочной и очно-заочной формы обучения со сроком обучения Года и 6 лет
Москва 2010
Основы прикладной антропологии и биомеханики: Рабочая тетрадь. Методические указания по выполнению лабораторных работ/ Российский заочный институт текстильной и лёгкой промышленности. Сост.: Шершнёва Л.П., Пирязева Т.В. – М., 2010, 68с.
Предназначено для студентов специальности 260902
Таблиц – 17. Иллюстраций – 14. Библиография – 9 наименований
Рецензент: доцент, к.т.н. Баскакова Е.В.
ВВЕДЕНИЕ Лабораторные занятия по дисциплине ''Основы прикладной антропологии и биомеханики'' – связующее звено между теорией и практикой вопросов инженерного и художественного конструирования одежды. Они направлены на систематизацию и углубление знаний в области информации о признаках человека, определяющих конструктивно-композиционные решения одежды, о закономерностях, положенных в основу систематизации антропоморфологических признаков и построения размерной типологии населения. С целью совершенствования подготовки специалистов швейной отрасли Рабочая тетрадь включает лабораторные работы, содержащие элементы анализа и исследований. Ряд работ предлагается проводить с использованием компьютерной техники. Рабочая тетрадь унифицирована для студентов специальности 260902 заочной и очно-заочной форм обучения. Рабочая тетрадь рекомендуется и для дистанционного обучения студентов. К выполнению лабораторных занятий допускается студенты заочной формы обучения, выполнившие контрольные задания по курсу. Перед каждой работой студент должен самостоятельно подготовиться по литературе, указанной в каждом задании. Отчётом о выполнении лабораторных работ служат: заполненная Рабочая тетрадь и чертежи, оформленные в соответствии с требованиями, изложенными в соответствующем разделе (стр. 5). Зачёты по лабораторным заданиям проводятся в виде индивидуальных собеседований по вопросам, рассмотренным в лабораторных работах, при наличии оформленного и подписанного преподавателем отчета. После чего в зачётной книжке проставляется оценка о выполнении лабораторных работ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основной 1. Шершнёва Л.П., Пирязева Т.В., Ларькина Л.В. Основы прикладной антропологии и биомеханики. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М., 2004 – 144 с. 2. Дунаевская Т.Н., Коблякова Е.Б., Ивлева Г.С. Основы прикладной антропологии и биомеханики. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Информационно-издательский отдел МГУДТ, 2005 – 280 с. 3. Пирязева Т.В. Антропоморфологические особенности телосложения женщин больших размеров. Учебное пособие. – М.: РИО РосЗИТЛП, 2009 – 96 с. 4. Шершнёва Л.П., Пирязева Т.В. Основы прикладной антропологии и биомеханики. Методические указания по выполнению лабораторных работ. – М.: РИО РосЗИТЛП, 2007 – 79 с. 5. Шершнёва Л.П., Пирязева Т.В. Основы прикладной антропологии и биомеханики. Методические указания по выполнению курсового проекта. – М.: РИО РосЗИТЛП, 2010 – 55 с. 6. Шершнёва Л.П., Ларькина Л.В. Конструирование одежды: теория и практика: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М., 2006 – 288с
Дополнительный 7. Типовые фигуры женщин. Величины размерных признаков для проектирования одежды по обмерам 2003г. – М.: ОАО ЦНИИШП, 2004. – 108 с. 8. Типовые фигуры беременных женщин. Величины размерных признаков для проектирования одежды. – М.: ОАО ЦНИИШП, 2008. – 41 с. 9. Типовые фигуры мужчин. Размерные признаки для проектирования одежды. – М.: ОАО ЦНИИШП, 2005 – 93 с. Требования к оформлению лабораторных работ в Рабочей тетради
Для выполнения лабораторных работ № 1-5 по дисциплине «Основы прикладной антропологии и биомеханики» разработаны методические указания по их выполнению [4] и Рабочая тетрадь, которая представляется к зачёту и остаётся у студентов. Рабочая тетрадь составлена таким образом, что все измерения конкретной фигуры, расчёты и другие данные необходимо записывать в соответствующие места в тексте, пустые строки и колонки таблиц. После выполнения каждой лабораторной работы студент должен написать в Рабочей тетради выводы. Зачёт по дисциплине осуществляется при наличии заполненной Рабочей тетради, в которой должны быть выполнены все лабораторные работы № 1-5. В лабораторных работах № 3-4 необходимо построить два чертежа – абрис типовой фигуры и развёртку поверхности тела на миллиметровой бумаге в масштабе 1:4.
Графическую часть выполняют в соответствии с требованиями ЕСКД на листах чертёжной бумаги формата А2. Чертёж обводят рамкой, отстоящей с левой стороны на 20 мм, с остальных трёх сторон – на 5 мм. В правом нижнем углу чертежа располагают основную надпись (угловой штамп) размером 185 × 55 мм. Внешние контуры чертежей абриса и развёртки обводят толстой линией. Толщина сплошной основной линии должна быть в пределах от 0,7 до 1,4 мм. Внутренние вспомогательные линии чертежей обводят тонкой сплошной линией, толщина которой меньше основной линии в два-три раза. На чертежах должны быть указаны буквенные обозначения всех антропометрических точек и габаритные размеры. Следует показать все вспомогательные линии построения чертежей: радиусы, дуги, биссектрисы углов и т.п. Работа 1. Антропометрические характеристики тела человека
Цель работы – изучение основных закономерностей размерной типологии, освоение методики измерения тела человека и ознакомление с размерными стандартами. Пособия и инструменты: плакаты со схемами измерения тела человека, ГОСТы и ОСТы на измерения типовых фигур, сантиметровая лента, ростомер, антропометр системы Мартина, толстотный циркуль, калькулятор, шнурки для опоясывания фигуры, кружочки лейкопластыря для фиксации антропометрических точек, чертёжные инструменты. Литература: [4, 7-9]. Задание 1. Изучение приёмов измерения основных размерных признаков человека
1. Изучите название и методику определения основных антропологических точек, приведённых в таблице 1.1. Установите их месторасположение на теле человека. Зарисуйте и обозначьте указанные антропологические точки на чертеже абриса типовой фигуры, показанном на рисунке 1.1. 2. Разметьте на теле конкретной фигуры с помощью кружочков лейкопластыря положение пяти исходных антропологических точек: точки основания шеи сзади, точки основания шеи сбоку, плечевой точки, заднего угла подмышечной впадины и точки высоты линии талии. Зафиксируйте шнурком горизонтальное положение линии талии, встаньте и примите привычную для вас осанку. 3. Измерьте ведущие размерные признаки (Р, ОгІІІ, Об – для женщин, Р, ОгІІІ, Ож – для беременных женщин и Р, ОгІІІ, От – для мужчин) конкретной фигуры, делая замеры для каждого признака 3 – 5 раз. Результаты измерений занесите в колонки 2 - 6 таблицы 1.2. Таблица 1.1 Рис. 1.1. Антропометрические точки на абрисе типовой фигуры Таблица 1.2 Таблица 1.3 Таблица 1.4 Рис. 1.2. Методика измерения ведущих и подчинённых размерных признаков по стандарту Задание 3. Изучение закономерностей распределения размерных признаков 1. Установите зависимость между величиной размерного признака и частотой его встречаемости. Для выполнения этой работы необходимо собрать сводные данные измерения роста в данной группе по каждому студенту. В 4-й колонке таблицы 1.5 записывают количество человек, относящихся к каждому ростовому интервалу. Результаты частоты встречаемости роста в предыдущих группах суммированы и приведены в колонке 3. Затем находят общую частоту встречаемости признака в предыдущих группах и в данной группе. Для этого складывают значения 3-й и 4-й колонок, и результат заносят в колонку 5 таблицы 1.5.
Если студент выполняет работу не в группе, а дистанционно, тогда он ставит цифру «1» в 4-й колонке в строке, соответствующей своему ростовому интервалу, и строит график по данным колонки 3 с учётом своего значения. По данным колонки 5 строят кривую нормального распределения (рис. 1.3). Построение ведут в осях координат. По оси ''Х'' откладывают значения признака, а по оси ''У'' – частоту их встречаемости. По форме графика сделайте вывод о законе распределения исследуемого признака.
Выводы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 1.5 Исходные данные для построения кривой нормального распределения ''величина размерного признака – частота встречаемости ''
Рис.1.3. График частоты встречаемости роста 2. Установите зависимость между величиной ведущего и подчинённого размерного признака. Для выполнения этой работы необходимо для одного из подчинённых признаков, например длины спины до талии (Дт.с), установить среднее значение для каждого ростового интервала. В колонку 4 таблицы 1.6 заносят все значения Дт.с, встретившиеся в каждом ростовом интервале в данной группе. В колонке 5 определяют среднее арифметическое значение признака по формуле: По результатам колонки 5 таблицы 1.6 строят график, отражающий зависимость между ведущим и подчиненным размерными признаками (рис.1.4). Для этого находят координаты точек в осях координат. Точки соединяют последовательно, прямыми линиями. Следует построить и график для типовых фигур по данным 3-й колонки таблицы 1.6.
Если студент выполняет работу не в группе, а дистанционно, тогда он заносит своё значение Дт.с в 4-ю колонку в соответствующую своему ростовому интервалу строку, и строит график по данным типовой фигуры (табл. 1.6, 3-я колонка) с учётом своего значения. По форме построенных графиков сделайте вывод о характере зависимости между величинами ведущего и подчинённого признака у типовых и индивидуальных фигур в данной группе. У типовых фигур график имеет форму прямой линии. У нетиповых фигур и при наличии погрешности измерений график имеет форму ломаной линии. Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ Таблица 1.6 Исходные данные для построения графика зависимости между ведущим и подчинённым размерным признаком
Рис. 1.4. График зависимости подчинённого признака от ведущего Работа 2. Изучение размеров тела человека в динамике Цель работы – освоение методики определения размеров тела человека в динамике и изучение характера их изменения. Пособия и инструменты: плакаты со схемами основных движений человека, ГОСТы и ОСТы на измерения типовых фигур, сантиметровая лента, измерительные и чертёжные инструменты, шнурки для опоясывания фигуры, кружочки лейкопластыря для фиксации антропометрических точек, калькулятор. Литература: [1, 4, 7-9].
Задание1. Определение величин динамического эффекта для основных участков тела человека
1. Зафиксируйте на теле антропологические точки и определите необходимые измерения тела в статике: Шс, ШгII, Дт.сI, Дт.пI, Др.зап, Др.лок. Данные занесите в колонку 5 таблицы 2.1. Можно воспользоваться ранее измеренными значениями признаков из таблицы 1.4 лабораторной работы № 1. 2. Примите позы, приведенные в табл. 2.1. и показанные на рисунке 2.1, а, б, в, г. Измерьте расстояние между отмеченными антропологическими точками тела в динамике. Данные занесите в колонку 6 таблицы 2.1. 3. Рассчитайте величины динамических эффектов для каждого из признаков в сантиметрах и в процентах по формулам: Дэф1 = Рд - Рс; . Данные занесите соответственно в колонки 7 и 8 таблицы 2.1. 4. Сделайте вывод о влиянии различных движений тела человека на изменение его размеров.
Таблица 2.1 Исходные данные для определения величин динамического эффекта
Задание 2. Изучение влияния динамического эффекта на выбор материала по растяжимости 1. Определите размер тела в статике на участке от правого запястья до левого с учётом длины рук и ширины спины первой (ШсI), измеренной между плечевыми точками: Друк.сп = 2 • Др.зап + ШсI. Данные размеров запишите в тетради: Друк.сп = _______________см. 2. Примите динамическую позу, приведенную на рисунке 2.1, д, и определите размер названного выше участка тела, записав данные в тетрадь: Друк.сп.д = ______________см. 3. Определите динамический эффект для исследуемого участка и рассчитайте величину приращения в процентах по формуле: Дэф = (Друк.сп.д – Друк.сп) / Друк.сп • 100% = _______________________см. 4. Зная растяжимость трикотажного полотна (1 группа 0 – 40%, 2 группа 40 – 100% и 3 группа более 100%), определите, полотно какой группы растяжимости необходимо применять для компенсации динамического эффекта. Ответ:________________________________. Задание 3. Изучение влияния динамического эффекта на выбор параметров одежды 1. Установите длину внутренней поверхности руки от подмышечной впадины до запястья (Др.вн) в статике (рис. 1.2). Др.вн = _______см. 2. Установите длину этого участка в динамике (Др.вн.д) при подъёме руки вверх (рис. 2.1, е). Др.вн.д = ________см. 3. Определите величину прибавки к обхвату запястья (Пзап) и минимальную ширину рукава внизу (Шрук.вн) для свободного перемещения изделия относительно руки при выполнении названного выше движения. Для этого необходимо измерить обхват запястья первый (Озап1) на том уровне, на который сместится рукав. Этот уровень определяют по формуле: Др.вн.д – Др.вн = __________см. Минимальную ширину рукава внизу определяют по формуле: Шрук.вн = Озап1 = ____________см. Затем измеряют обхват запястья (Озап) и определяют минимальную величину прибавки к обхвату запястья: Пзап = Озап1 – Озап = ______________см. Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Работа 3. Построение чертежа абриса тела типовой фигуры и изучение его антропоморфологических признаков Цель работы – изучение антропоморфологических признаков телосложения женщин и построение чертежа абриса типовой фигуры по методике РосЗИТЛП. Пособия и инструменты: масштабная линейка (М 1:4), сантиметровая лента, циркуль, лекала, транспортир, треугольник, карандаши простые разной твёрдости, миллиметровая бумага 40 х 60 см., калькулятор. Литература: [4]
Задание 1. Построение чертежа абриса тела типовой фигуры
Постройте чертёж абриса типовой женской фигуры 164-96-102 в масштабе 1:4 на миллиметровой бумаге. Построение ведётся по 68 дискретным антропометрическим признакам, приведённым в таблице 3.1. Участки измерения фигуры показаны на рисунках 3.1 и 3.2. Методика построения чертежа абриса тела разработана на кафедре ИХПО РосЗИТЛП и приведена в таблице 3.2. По данным, приведённым в 4-й колонке таблицы 3.2. выполняют построение чертежа абриса типовой среднесложенной женской фигуры, показанной на рис. 3.3.
Таблица 3.1
Антропометрические измерения, используемые для построения чертежа абриса тела и определения типа фигуры
Продолжение таблицы 3.1
Продолжение таблицы 3.1
Рис. 3.1. Участки измерения фигуры для построения чертежа абриса тела
Рис. 3.2. Участки измерения фигуры для построения чертежа абриса тела Таблица 3.2 Продолжение таблицы 3.2
Продолжение таблицы 3.2
Продолжение таблицы 3.2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.069 с.) |