Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Такмазян А.С., Карепина О.И., Отришко М.О.

Поиск

 

ФИНАНСЫ

учебное пособие

 

Ростов-на-Дону

УДК 336 (075)

Р 69

 

Романова Т.Ф., Иванова О.Б., Попова Г.В., Такмазян А.С., Карепина О.И., Отришко М.О. Финансы: Учеб. пособие/ РГЭУ (РИНХ). – Ростов н/Д., 2010. - ___ С. – ISBN

 

 

Рыночная экономика, как весьма подвижный организм, в своем развитии порождает условия, изменяющие роль и функции субъектов общественного производства, в т. ч. и специалистов финансово-кредитной системы. Перед ними встает задача адаптации к изменяющимся условиям путем получения новых знаний, навыков и умения.

В этой связи возникает необходимость регулярного пересмотра содержания форм методов обучения, обновления учебно-методической литературы. Данное пособие является результатом обобщения опыта преподавательского состава кафедры «Финансы» РГЭУ (РИНХ) по использованию в учебном процессе, наряду с традиционными, активных форм работы со студентами, ориентированных на развитие их самостоятельной работы, в т. ч. на аудиторных занятиях и во вне аудиторное время в рамках часов, предусмотренных учебных планом.

 

Рецензенты: д.э.н., проф. Максимов А.В.

к.э.н., проф. Кочановская О.М.

 

 

Утверждено в качестве учебного пособия Редакционно-издательским Советом РГЭУ (РИНХ).

 

ISBN © - РГЭУ (РИНХ), 2010.

© - Романова Т. Ф., Иванова О. Б., Попова Г.В.,

Такмазян А. С., Карепина О.И.,

Отришко М. О., 2010.

 

 


  ОГЛАВЛЕНИЕ  
1. Предисловие  
2. Цель и задачи изучения учебной дисциплины «Финансы» и ее содержание  
3. Темы и вопросы, выносимые на семинарские и практические занятия учебной дисциплины «Финансы»  
4. Методика проведения семинарских (теоретических) и практических занятий по учебной дисциплине «Финансы»  
5. Организация контроля и методика оценки знаний студентов по учебной дисциплине «Финансы»  
6.   Методика проведения итогового экзамена (зачета) и оценки знаний по учебной дисциплине «Финансы»  
7. Тематика курсовых работ и научных докладов  
8. Методические указания по написанию и оформлению курсовых работ  
9. Игровой практикум  
10. Список нормативно-законодательной и учебной литературы по дисциплине «Финансы»  
11. Вопросы к итоговому экзамену по курсу «Финансы»  
12. Глоссарий  
13. Приложения: структурно-логические схемы  

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

«Когда на занятиях интересно –

учиться легко, учиться хочется».

 

Коренные изменения, происходящие в экономической структуре нашего общества, требуют углубления современных методов исследования и выработки новых теоретических подходов, адекватных рыночным преобразованиям.

Финансы выступают важнейшим инструментом воздействия государства на экономическую жизнь общества, с одной стороны, а с другой, представляют собой сложную систему денежных распределительных отношений, связанных с формированием и использованием фондов финансовых ресурсов.

Без должного теоретического осмысления новой роли финансов в меняющейся экономической среде России невозможно построение действующего финансового механизма. Наличие длительной дискуссии и различных теоретических воззрений свидетельствует о том, что вопросы сущности финансов относятся к числу наиболее труднопознаваемых. Вместе с тем, важнейшим и непременным условием выработки новых концептуальных подходов в решении этой проблемы является использование принципа преемственности в развитии теории финансов.

С переходом к рыночным отношениям неизбежны коренные изменения в экономической структуре общества, в том числе и в сфере финансовых отношений. Вполне закономерным можно считать расхождения во взглядах между экономистами, учеными и практиками по вопросам содержания, роли и конкретных форм использования финансов.

Справедливой следует считать, на наш взгляд, обоснованность постановки вопроса о формировании рыночной концепции финансовых отношений, предполагающего их качественную трансформацию. Вместе с тем именно эта позитивная направленность предопределяет необходимость более четкого и обоснованного определения границ финансовых отношений в многообразной системе денежных отношений, а также учета трансформационных процессов, отражающих рыночную ориентацию функционирования финансовой системы.

Процесс интеграции России в рыночную экономику, преобразования в национальной экономике, происходящие в принципиально новых политических и социальных условиях, поставили перед высшей школой ряд качественно новых требований к методологическому обеспечению учебного процесса. Если раньше основным критерием качества экономических кадров была их профессиональная подготовка, то в настоящее время требования здесь значительно расширились. Особенность этих требований состоит в том, что они не являются единственными для всех специальностей, а вырабатываются с учетом особенностей будущей деятельности конкретных специалистов в условиях рыночных отношений.

Процесс обучения – это передача знаний, которые проходят через голову и сердце студента, которые в дальнейшем будут формировать поведение, стимулы, реакцию при выполнении определенных действий по достижению поставленных целей в соответствии с функциональными и должностными обязанностями будущего специалиста. И здесь определяющую роль должна сыграть высшая школа путем существенного изменения технологии подготовки соответствующих специалистов. Пути здесь самые разные и один из них – внедрение в учебный процесс активных методов преподавания, адекватных требованиям рыночных условий хозяйствования.

Основными слагаемыми измененного процесса обучения, по мнению авторов данного учебного пособия, являются:

- обучение чему-то (а не изучение чего-то);

- взгляд в будущее, упор на созидание и воображение;

- умение достигать результата;

- ориентация на процесс передачи содержания учебной дисциплины;

- формирование у студента умения решать проблемы;

- активное обучение (закрепление результатов действием);

- выполнение преподавателем роли организатора и помощника в процессе обучения.

В условиях развития рыночных отношений меняются формы и методы работы учреждений финансово-кредитной системы. Появляются нетрадиционные виды деятельности и источники финансовых ресурсов, новые виды операций и услуг, внедряются прогрессивные информационные технологии, растет количество коммерческих банков, налоговых служб, страховых компаний. Сложность и многогранность финансовой, банковской и страховой деятельности предполагает соответствующий уровень квалификации кадров финансово-кредитных учреждений, их постоянный творческий рост.

Факторы, формирующие качество подготовки кадров для финансово-кредитной системы, многообразны. По нашему мнению, наиболее важными из них являются:

- качественная разработка рабочих учебных планов в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов и с учетом особенностей каждой специализации;

- формирование пакетов методического обеспечения по специализации;

- организация производственной практики;

- научно-исследовательская работа студентов;

- организация самостоятельной работы студентов;

- выбор технологии учебного процесса.

Последние два фактора особенно важны, так как в рамках объяснительно-иллюстрированной системы обучения, которая считалась долгое время традиционной, решить задачу подготовки грамотного и инициативного специалиста трудно, поскольку обучаемый в значительной степени пассивен, а обучение носит не столько продуктивный, сколько репродуктивный характер. Один из путей решения этой задачи – моделирование в учебном процессе будущей профессиональной деятельности студентов, которое достигается методическими приемами, получившими название методов активного обучения.

Цель данного учебного пособия – помочь студентам, изучающим учебную дисциплину «Финансы», закрепить теоретические знания и овладеть практическими навыками в области теории финансов. При этом использование активных форм учебных занятий предусматривает максимальную активизацию самостоятельной работы студентов на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время.

Необходимость такого подхода обусловлена большим объемом часов, выделяемых на самостоятельную работу студентов учебными планами (144 часа), но не подкрепленных учебно-методическими пособиями, а также отсутствием фактического контроля за степенью усвоения учебного материала, за организацией и ходом самостоятельной работы. Устранению указанных недостатков поможет рейтинговая (балльная) оценка знаний студентов, применение которой позволяет:

- решить проблемы заинтересованности в подготовке студентов к семинарским и практическим занятиям;

- усилить самостоятельность в изучении курса;

- нацелить на систематическую работу в течение всего учебного семестра;

- упростить текущий контроль успеваемости студентов;

- дать более объективную итоговую оценку.

Настоящее пособие предназначено для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит». Оно также может быть использовано студентами других специальностей и специализаций, изучающих учебную дисциплину «Финансы».

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ» И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» в число специальных дисциплин включена учебная дисциплина «Финансы», которая преподается в следующем объеме:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.1.38 (0.009 с.)