Романова Т. Ф. , иванова О. Б. , попова Г. В. , 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Романова Т. Ф. , иванова О. Б. , попова Г. В. ,



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)

Романова Т.Ф., Иванова О.Б., Попова Г.В.,

Такмазян А.С., Карепина О.И., Отришко М.О.

 

ФИНАНСЫ

учебное пособие

 

Ростов-на-Дону

УДК 336 (075)

Р 69

 

Романова Т.Ф., Иванова О.Б., Попова Г.В., Такмазян А.С., Карепина О.И., Отришко М.О. Финансы: Учеб. пособие/ РГЭУ (РИНХ). – Ростов н/Д., 2010. - ___ С. – ISBN

 

 

Рыночная экономика, как весьма подвижный организм, в своем развитии порождает условия, изменяющие роль и функции субъектов общественного производства, в т. ч. и специалистов финансово-кредитной системы. Перед ними встает задача адаптации к изменяющимся условиям путем получения новых знаний, навыков и умения.

В этой связи возникает необходимость регулярного пересмотра содержания форм методов обучения, обновления учебно-методической литературы. Данное пособие является результатом обобщения опыта преподавательского состава кафедры «Финансы» РГЭУ (РИНХ) по использованию в учебном процессе, наряду с традиционными, активных форм работы со студентами, ориентированных на развитие их самостоятельной работы, в т. ч. на аудиторных занятиях и во вне аудиторное время в рамках часов, предусмотренных учебных планом.

 

Рецензенты: д.э.н., проф. Максимов А.В.

к.э.н., проф. Кочановская О.М.

 

 

Утверждено в качестве учебного пособия Редакционно-издательским Советом РГЭУ (РИНХ).

 

ISBN © - РГЭУ (РИНХ), 2010.

© - Романова Т. Ф., Иванова О. Б., Попова Г.В.,

Такмазян А. С., Карепина О.И.,

Отришко М. О., 2010.

 

 


  ОГЛАВЛЕНИЕ  
1. Предисловие  
2. Цель и задачи изучения учебной дисциплины «Финансы» и ее содержание  
3. Темы и вопросы, выносимые на семинарские и практические занятия учебной дисциплины «Финансы»  
4. Методика проведения семинарских (теоретических) и практических занятий по учебной дисциплине «Финансы»  
5. Организация контроля и методика оценки знаний студентов по учебной дисциплине «Финансы»  
6.   Методика проведения итогового экзамена (зачета) и оценки знаний по учебной дисциплине «Финансы»  
7. Тематика курсовых работ и научных докладов  
8. Методические указания по написанию и оформлению курсовых работ  
9. Игровой практикум  
10. Список нормативно-законодательной и учебной литературы по дисциплине «Финансы»  
11. Вопросы к итоговому экзамену по курсу «Финансы»  
12. Глоссарий  
13. Приложения: структурно-логические схемы  

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

«Когда на занятиях интересно –

учиться легко, учиться хочется».

 

Коренные изменения, происходящие в экономической структуре нашего общества, требуют углубления современных методов исследования и выработки новых теоретических подходов, адекватных рыночным преобразованиям.

Финансы выступают важнейшим инструментом воздействия государства на экономическую жизнь общества, с одной стороны, а с другой, представляют собой сложную систему денежных распределительных отношений, связанных с формированием и использованием фондов финансовых ресурсов.

Без должного теоретического осмысления новой роли финансов в меняющейся экономической среде России невозможно построение действующего финансового механизма. Наличие длительной дискуссии и различных теоретических воззрений свидетельствует о том, что вопросы сущности финансов относятся к числу наиболее труднопознаваемых. Вместе с тем, важнейшим и непременным условием выработки новых концептуальных подходов в решении этой проблемы является использование принципа преемственности в развитии теории финансов.

С переходом к рыночным отношениям неизбежны коренные изменения в экономической структуре общества, в том числе и в сфере финансовых отношений. Вполне закономерным можно считать расхождения во взглядах между экономистами, учеными и практиками по вопросам содержания, роли и конкретных форм использования финансов.

Справедливой следует считать, на наш взгляд, обоснованность постановки вопроса о формировании рыночной концепции финансовых отношений, предполагающего их качественную трансформацию. Вместе с тем именно эта позитивная направленность предопределяет необходимость более четкого и обоснованного определения границ финансовых отношений в многообразной системе денежных отношений, а также учета трансформационных процессов, отражающих рыночную ориентацию функционирования финансовой системы.

Процесс интеграции России в рыночную экономику, преобразования в национальной экономике, происходящие в принципиально новых политических и социальных условиях, поставили перед высшей школой ряд качественно новых требований к методологическому обеспечению учебного процесса. Если раньше основным критерием качества экономических кадров была их профессиональная подготовка, то в настоящее время требования здесь значительно расширились. Особенность этих требований состоит в том, что они не являются единственными для всех специальностей, а вырабатываются с учетом особенностей будущей деятельности конкретных специалистов в условиях рыночных отношений.

Процесс обучения – это передача знаний, которые проходят через голову и сердце студента, которые в дальнейшем будут формировать поведение, стимулы, реакцию при выполнении определенных действий по достижению поставленных целей в соответствии с функциональными и должностными обязанностями будущего специалиста. И здесь определяющую роль должна сыграть высшая школа путем существенного изменения технологии подготовки соответствующих специалистов. Пути здесь самые разные и один из них – внедрение в учебный процесс активных методов преподавания, адекватных требованиям рыночных условий хозяйствования.

Основными слагаемыми измененного процесса обучения, по мнению авторов данного учебного пособия, являются:

- обучение чему-то (а не изучение чего-то);

- взгляд в будущее, упор на созидание и воображение;

- умение достигать результата;

- ориентация на процесс передачи содержания учебной дисциплины;

- формирование у студента умения решать проблемы;

- активное обучение (закрепление результатов действием);

- выполнение преподавателем роли организатора и помощника в процессе обучения.

В условиях развития рыночных отношений меняются формы и методы работы учреждений финансово-кредитной системы. Появляются нетрадиционные виды деятельности и источники финансовых ресурсов, новые виды операций и услуг, внедряются прогрессивные информационные технологии, растет количество коммерческих банков, налоговых служб, страховых компаний. Сложность и многогранность финансовой, банковской и страховой деятельности предполагает соответствующий уровень квалификации кадров финансово-кредитных учреждений, их постоянный творческий рост.

Факторы, формирующие качество подготовки кадров для финансово-кредитной системы, многообразны. По нашему мнению, наиболее важными из них являются:

- качественная разработка рабочих учебных планов в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов и с учетом особенностей каждой специализации;

- формирование пакетов методического обеспечения по специализации;

- организация производственной практики;

- научно-исследовательская работа студентов;

- организация самостоятельной работы студентов;

- выбор технологии учебного процесса.

Последние два фактора особенно важны, так как в рамках объяснительно-иллюстрированной системы обучения, которая считалась долгое время традиционной, решить задачу подготовки грамотного и инициативного специалиста трудно, поскольку обучаемый в значительной степени пассивен, а обучение носит не столько продуктивный, сколько репродуктивный характер. Один из путей решения этой задачи – моделирование в учебном процессе будущей профессиональной деятельности студентов, которое достигается методическими приемами, получившими название методов активного обучения.

Цель данного учебного пособия – помочь студентам, изучающим учебную дисциплину «Финансы», закрепить теоретические знания и овладеть практическими навыками в области теории финансов. При этом использование активных форм учебных занятий предусматривает максимальную активизацию самостоятельной работы студентов на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время.

Необходимость такого подхода обусловлена большим объемом часов, выделяемых на самостоятельную работу студентов учебными планами (144 часа), но не подкрепленных учебно-методическими пособиями, а также отсутствием фактического контроля за степенью усвоения учебного материала, за организацией и ходом самостоятельной работы. Устранению указанных недостатков поможет рейтинговая (балльная) оценка знаний студентов, применение которой позволяет:

- решить проблемы заинтересованности в подготовке студентов к семинарским и практическим занятиям;

- усилить самостоятельность в изучении курса;

- нацелить на систематическую работу в течение всего учебного семестра;

- упростить текущий контроль успеваемости студентов;

- дать более объективную итоговую оценку.

Настоящее пособие предназначено для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит». Оно также может быть использовано студентами других специальностей и специализаций, изучающих учебную дисциплину «Финансы».

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ» И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» в число специальных дисциплин включена учебная дисциплина «Финансы», которая преподается в следующем объеме:

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ»

 

Введение. Предмет и задачи учебной дисциплины «Финансы»

Учение о необходимости и сущности финансов. Условия и причины функционирования финансов. Финансы как экономическая и историческая категория.

Предмет и метод науки о финансах.

Финансы как учебная дисциплина, ее связь с общеэкономическими, специальными дисциплинами. Структура учебной дисциплины, ее задачи.

Тема 10. Содержание государственных и муниципальных финансов.

Понятие государственных финансов, их экономическое содержание и роль в социально-экономическом развитии общества. Муниципальные финансы, их структура. Реформа местного самоуправления.

Государственные и муниципальные доходы и расходы, изменение их состава и структуры.

Роль государственных и муниципальных финансов в обеспечении экономического роста, повышение уровня качества жизни и укрепление национальной безопасности.

РАЗДЕЛ 5. СТРАХОВАНИЕ.

Тема 18. Сущность и значение страхования.

Экономическая сущность страхования, его отличительные признаки и место в системе финансовых отношений. Функции страхования. Формы, отрасли и виды страхования. Перестрахование, его содержание Социально-экономическое содержание и назначение страховых фондов. Развитие страхового рынка.

 

РАЗДЕЛ 6. РОЛЬ ФИНАНСОВ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА.

Тема 19. Воздействие финансов на экономику.

Воздействие финансов на международный интеграционный процесс. Общая характеристика финансовой глобализации. Роль международных финансов в развитии процесса глобализации.

 

 

ТЕМЫ И ВОПРОСЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ»

 

№№ практи- ческих занятий Содержание практических занятий Количество часов
     
1-3 1. Возникновение финансов как науки. Место финансовой науки в системе экономических наук. Исторические этапы развития финансовой науки в России и за рубежом. 2. Объективные условия возникновения финансов. Финансы в системе экономических отношений и их специфические признаки. Эволюция взглядов экономистов на сущность финансов. 3. Сущность и содержание финансов. Финансы в системе экономических отношений и их специфические признаки. 4. Дискуссионные вопросы сущности финансов. Семинар в форме круглого стола.  
4-6 1.Функции финансов как проявление их сущности. Взгляды экономистов на содержание функций финансов. Распределительная функция финансов, ее содержание и значение в условиях рыночных отношений. Механизм первичного и вторичного распределения валового общественного продукта. 2. Территориальный и отраслевой аспекты распределения. Трансформация распределительных отношений в условиях рынка. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в процессе распределения. 3.Контрольная функция финансов, ее содержание и проявление в распределительном процессе.  
7-8 1.Объективные предпосылки и возможности целенаправленного использования финансов в общественном воспроизводстве. Финнсовые ресурсы, их источники формирования, виды и факторы роста. 3.Необходимость и мезанизмы государственного финансового регулирования экономики на макро- и микроуровнях. Роль финансового регулирования и финансового стимулирования в социально-экономическом развитии страны.  
9-10 1.Понятие финансовой системы России, экономические основы ее построения. Направления классификации финансовых отношений. Взгляды экономистов на состав и структуру финансовой системы России. 2. Финансы хозяйствующих субъектов – исходная сфера финансовой системы. Государственные и муниципальные финансы. Страхование. Финансовый рынок.  
11-14 1.Содержание и значение финансовой политики. Финансовая политика на разных этапах развития экономики. 2. Понятие финансового механизма. Взаимосвязь финансов, финансовой политики и финансового механизма. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики. Составные части, звенья и элементы финансового механизма. 3.Финансовая политика современного российского государства в условиях реализации комплексных реформ федеративных отношений и местного самоуправления, бюджетного процесса.  
     
15-16 1. Содержание и задачи финансового планирования и прогнозирования. Изменение назначения, принципов и методов финансового планирования и прогнозирования. Понятие индикативного планирования, его роль и значение. 2. Виды финансовых планов, их характеристика, взаимосвязь. Развитие территориального финансового планирования и прогнозирования. Переход к многолетнему планированию (бюджетированию), ориентированному на результат.  
  Понятие об управлении финансами. Финансы как объект управления. Органы управления финансами и финансовый аппарат, изменения организационно-институциональной системы управления финансами в рамках реализации административной реформы в России. Автоматизированные системы управления финансами, их значение и развитие.  
  Содержание и значение финансового контроля. Организация финансового контроля, его виды, формы и методы. Контрольные органы, их права и обязанности.  
19-20 1. Характеристика финансовых отношений, составляющих содержание финансов хозяйствующих субъектов, функции. 2. Принципы организации финансов хозяйствующих субъектов и их трансформации в условиях рыночных отношений. 3. Влияние на организацию финансовых отношений форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования. 4. Современное состояние финансов хозяйствующих субъектов на современном этапе и пути их оздоровления.  
21-22 1. Финансовые ресурсы предприятий, особенности их формирования в условиях рынка. 2. Некоммерческие организации: структура и цели деятельности. Ро Роль и значение некоммерческих организаций в реализации социально-экономических программ. Изменение организационно-правовых форм бюджетных учреждений в свете Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"  
23-24 1. Понятие государственных финансов, их экономическое содержание. Бюджет государства и его функции. Роль и значение бюджета в условиях рыночных отношений. 2. Бюджетная политика российского государства в современных условиях. Бюджетный дефицит (профицит), их экономическое содержание. Резервный фонд и Фонд будущих поколений: источники формирования и направления использования.  
25-26 1. Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства в Российской Федерации. Принципы организации бюджетной системы, их новое значение. Содержание бюджетного федерализма, его принципы. 2.Основы и принципы разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Сущность и содержание межбюджетных отношений, принципы их организации. Механизм оказания финансовой помощи регионам из федерального бюджета, роль и значение субсидий, субвенций, бюджетных ссуд, трансфертов. Содержание комплексной реформы федеративных отношений и местного самоуправления.  

 

     
27-28 1. Экономическая сущность бюджетного планирования, его принципы и методы. Развитие бюджетного планирования на среднесрочную перспективу. Бюджетирование, ориентированное на результат. 2. Бюджетный процесс: стадии и реформирование. Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации.  
  Экономическое содержание доходов бюджета, их классификация. Налоги в системе финансовых отношений, их экономическое содержание и функции. Понятие налоговой системы, основы построения. Налоговая политика государства в условиях рынка. Основные направления налоговой реформы в России.  
  Сущность и значение государственного кредита. Понятие государственного долга. Формы государственных и муниципальных заимствований, их роль в финансовом обеспечении общегосударственных, региональных и муниципальных потребностей. Управление государственным и муниципальным долгом.  
  Экономическое содержание, состав и структура расходов государственного бюджета. Структурная и инвестиционная политика государства, ее социальная переориентация в условиях рыночных отношений.  
  Состав и структура расходов на социально-культурные мероприятия, их изменение в условиях реструктуризации бюджетной сферы и повышение эффективности расходов. Расходы на содержание органов государственной власти и управления в рамках реализации административной реформы.  
  Внебюджетные фонды социального назначения, их роль и значение в экономическом и социальном развитии общества. Пенсионный фонд: порядок формирования и направления использования. Основные приоритеты Пенсионной реформы в Российской Федерации. Фонд социального страхования, его назначение, основные условия формирования и использования. Фонды обязательного медицинского страхования: источники, направления использования. Реформа системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.  
  Страхование как экономическая категория. Специфические признаки страхования. Функции страхование как проявление его сущности. Взгляды экономистов на содержание функций страхования. Страховой рынок и его развитие.  
  Классификация страхования в Российской Федерации и за рубежом. Формы страхования. Имущественное страхование, его подотрасли и виды. Личное страхование. Подотрасли и виды личного страхования, его развитие. Страхование ответственности и экономических рисков. Государственное регулирование деятельности страховых организаций.  
  Понятие финансовой глобализации. Воздействие финансов на международный интеграционный процесс. Общая характеристика международной финансовой глобализации. Роль международных финансов в развитии процесса глобализации.  
  ИТОГО:  

 

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ (ТЕОРЕТИЧЕСКИХ) И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСЫ»

В связи со сложностью и новизной задач по подготовке высококвалифицированных специалистов для финансово-кредитной системы представляется вполне оправданным и многообещающим использование в учебном процессе разнообразных форм семинарских занятий и их дальнейшее развитие. Некоторые из них приведены ниже:

 

№№ пп Виды учебных занятий Форма проведения учебного занятия
     
I. Семинарские (теоретические) занятия - дискуссия (диспут); - «деловое совещание» («круглый стол»); - занятие с участием работников финансовой системы; - экспресс-опрос; - блиц-опрос; - экспресс-контрольная; - проверка остаточных знаний по смежным дисциплинам, внутрисеместровое тестиро-вание, итоговое тестирование по курсу; - публичная защита рефератов на вольную или заданную тему; - публичная защита критических рецензий на статьи, публикуемые в экономической печати на заданные темы; - обзор финансовой литературы с презентацией интересных новинок; - краткие сообщения о новостях в финансовой, бюджетной, страховой сферах; - составление и решение кроссвордов.

 

Методика проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Финансы» исходит из задач и общей направленности таких занятий, которые призваны способствовать более полному изучению содержания курса и вместе с тем активизировать участие студентов в проведении семинарских занятий, направлена на развитие их умения самостоятельно анализировать рассматриваемые вопросы, определить подходы к решению проблем.

Выбор конкретной методики и формы проведения занятий по учебной дисциплине «Финансы» определяется:

- общими задачами проведения семинарских занятий;

- содержанием разделов, отдельных тем;

- особенностью задач, которые ставятся перед отдельными семинарскими занятиями

Семинарские (теоретические) занятия, проводимые в форме диспута[1] или дискуссии[2], являются одной из активных форм учебных занятий, которая побуждает студентов к сознательному и творческому изучению тем курса «Финансы» и современных проблем финансовой науки и практики. Темы диспута или дискуссии определяются по каждому из шести разделов программы учебной дисциплины «Финансы».

Сценарий подготовки и проведения семинарского занятия в форме диспута или дискуссии:

- лекции по соответствующему разделу программы учебной дисциплины «Финансы»;

- выбор темы или постановка проблемы и обоснование их актуальности;

- распределение ролей между студентами;

- самостоятельная работа студентов над проблемой во внеаудиторное время;

- взаимодействие участников с помощью дискуссии;

- критерии оценки участвующих и выступающих;

- консультации преподавателя;

- выводы и предложения.

Игровой режим семинарского занятия в форме делового совещания («круглый стол») предполагает обсуждение практических аспектов проблем организации финансовых отношений в современных условиях. Например, используя законодательный материал, проанализировать основные направления бюджетной политики; обсудить основные показатели финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и др.

Сценарий подготовки и проведения семинарского занятия в форме делового совещания («круглый стол»):

- моделирование конкретной ситуации;

- выбор «руководства» или экспертной группы;

- распределение специальных индивидуальных заданий и заданий малым группам студентов;

- взаимодействие участников совещания с «руководством», членами экспертной группы;

- оценка выполненных заданий;

- оглашение решения «руководства» и оценка выступающих игровых команд, аргументация выбора;

- выводы и предложения.

Проведение семинара в форме делового совещания («круглого стола»), несомненно, позволит глубже изучить отдельные темы, студенты смогут приобрести практические навыки обмена мнениями, поиска конкретных и оптимальных решений. Объективная самооценка знаний дает толчок дальнейшему развитию активности студентов в учебном процессе, учебный материал изучается комплексно во взаимосвязи теории и практических ситуаций.

Публичная защита рефератов, рецензий на статьи, публикуемые в экономической печати на заданные темы, вырабатывает у студента критический подход к различным экономическим идеям и учит аргументировано излагать свои мысли.

 

Самостоятельная работа студентов (индивидуальная и в составе звена, команды, малой группы) в объеме 144 часов.

Самостоятельная работа студентов может быть представлена разнообразными формами. Ими могут быть:

- письменные тексты (вопросы программы учебной дисциплины «Финансы», выделенные лектором для самостоятельного изучения и конспектирования);

- выполнение комплексных схем-таблиц, отражающих основное содержание темы, вопроса, проблемы;

- рецензирование и составление аннотаций на монографии и статьи отечественных и зарубежных специалистов;

- составление и решение кроссвордов;

- подготовка рефератов по заданной тематике;

- подготовка кратких сообщений о новостях в области финансовых отношений;

- подготовка экспертных заключений, например, по структуре доходной и расходной частей бюджетов различного уровня;

- написание критических рецензий на статьи, публикуемые в экономической печати в последнее время на заданную тему;

- подготовка научных докладов для выступления на заседаниях научных студенческих кружков, научных студенческих конференциях, конкурсах;

- подготовка тезисов и статей в сборник научных трудов кафедры «Финансы»;

- выполнение экспертиз важнейших нормативных документов;

- подготовка к тестированию;

- выполнение письменных индивидуальных заданий;

- обзор новинок финансовой литературы и презентация интересных публикаций;

- подготовка к участию в семинарах – дискуссиях (диспутах), заседаниях круглых столов, в работе пресс-конференций, в ролевых играх и др.

Одним из самых простых видов работы на семинарских занятиях является сообщение. Как правило, сообщение готовится по одному вопросу и посвящено более глубокому его изложению, чем обычно, на семинарском занятии. Объемом оно не превышает 3-5 страниц печатного или рукописного текста и не требует специального оформления.

Для подготовки сообщения необходимо найти журнальную или газетную статью по конкретной теме, отличающуюся актуальностью и новизной, а также воспользоваться специальной учебной или научной литературой (монография, брошюра, сборник научных статей, рецензия, аннотация, тезисы доклада, учебное и методическое пособия), выбрать из этого материала интересные факты и сведения и изложить их аудитории.

Реферат представляет собой краткое изложение в письменной форме содержания научного труда по определенной теме, возможно выходящего за рамки учебной программы, а также изложение книги, статьи, исследования. Иными словами, реферат – это индивидуальная научная работа студента, раскрывающая содержание исследуемой проблемы с различных позиций и точек зрения, с формированием самостоятельных выводов.

Целью написания рефератов является сообщение определенной информации, заключенной в 7-10 страницах печатного текста для развития навыков научной работы студентом.

В процессе подготовки реферата студенты глубже постигают вопросы изучаемого предмета, поскольку:

- анализируются различные точки зрения, факты и события;

- ведется научно обоснованная полемика;

- обобщается материал;

- лаконично излагаются мысли;

- правильно оформляется работа с составлением плана, библиографии и систематизацией информации.

Подготовка реферата включает в себя:

- выбор и формулирование темы, которая должна обладать новизной, актуальностью и оригинальностью;

- прочтение необходимого раздела учебника и конспектов лекций;

- подбор литературы и изучение основных источников;

- составление содержания, раскрывающего название работы;

- выписки из литературных источников с целью накопления теоретического и практического материала;

- написание реферата и его оформление;

- составление списка использованной литературы.

Доклад – это развернутое, глубокое изложение отдельной темы или вопроса. Данный вид работы характеризует уровень познавательной деятельности, самостоятельности, активности студентов в учебной и научной работе за определенный период (семестр, учебный год).

По структуре и содержанию доклады представляют более полный, чем рефераты, информационный материал, а также отличаются от них тем, что способствуют формированию навыков исследовательской работы, расширяют рамки познания предмета, учат критически мыслить и имеют более высокий творческий потенциал.

Объем доклада колеблется от 10 до 15 печатных страниц. К докладу по теме с большим объемом, кроме основного докладчика, могут определяться и содокладчики по отдельным вопросам и направлениям. С целью наглядности и более точного уяснения излагаемого материала, к выступлению по докладу рекомендуется готовить таблицы и иллюстративный материал.

Иллюстративный материал можно включать в текст, но лучше выполнить его на отдельных листах. Это дает возможность продемонстрировать его с помощью технических средств обучения слушателям во время выступления.

Содержание доклада, как правило, носит проблемно-тематический характер.

Доклад должен состоять из:

- титульного листа;

- содержания, с указанием вопросов и номеров страниц по ним;

- основной части, содержащей изложение каждого вопроса плана, возможно с представлением таблиц и иллюстрированного материала;

- списка использованной литературы.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСЫ»

 

Известно, что прочность и глубина полученных знаний во многом определяются последовательностью и систематичностью их накопления, выработки навыков их практического применения. Для этого необходимо, чтобы процесс усвоения материала учебной дисциплины шел постепенно и сопровождался входным контролем и текущим внутрисеместровым контролем по каждому разделу программы курса.

Входной контроль является своего рода комплексной оценкой уровня остаточных знаний, полученных в процессе изучения ряда смежных экономических дисциплин. Полученные результаты помогут определенным образом корректировать глубину изучаемого содержания учебной дисциплины «Финансы» в зависимости от общего уровня знаний ключевых экономических понятий.

Текущий внутрисеместровый контроль, осуществляемый по учебной дисциплине «Финансы», проводится в разных формах:

- выполнение экспресс-контрольных;

- проведение экспресс-опроса;

- оценка индивидуальных заданий;

- тестирование;

- проверка глубины проработки рекомендованной литературы и др.

 

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО ЭКЗАМЕНА (ЗАЧЕТА) И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСЫ»

 

Методика проведения итогового экзамена (зачета) и оценки знаний по учебной дисциплине «Финансы» основана на системе текущего контроля за выполнением требований учебного плана (например, для специальности 080501 «Финансы и кредит»: лекции – 72 часов, семинарские и практические занятия – 72 часов, самостоятельная работа студента – 144 часа).

В этой связи итоговая оценка, выставляемая в зачетную книжку и экзаменационную ведомость, является результатом суммирования двух составляющих – оценки (в баллах) за внутрисеместровую учебную работу (аудиторную и самостоятельную) и оценки (в баллах), выставляемой за ответы на вопросы экзаменационного теста (в письменной форме).

Максимальное количество баллов, которое может «заработать» студент по каждой из составляющих – 60; при этом методика подсчета баллов и определение дифференцированной оценки осуществляется по следующей схеме.

Первоначально устанавливается контрольное количество баллов – 60 баллов (семестр – 18 недель, если на каждом занятии студент будет «зарабатывать» по 3 балла, то за семестр сумма баллов составит 54, дополнительно можно «заработать» за активную работу в целом – 6 баллов). Это минимальная планка, означающая допуск к экзамену (зачету). Если число баллов меньше минимально допустимого (60 баллов), то студент не допускается к экзамену (зачету), т.е. предусматривается дополнительные формы самостоятельной работы по согласованию с преподавателем.

Можно заработать не только положительные, но и отрицательные баллы, например, за отсутствие на занятиях минус 3 балла (в случае отсутствия аргументации неявки). Отрицательный балл студент получает за отказ от ответа, за неудовлетворительное выполнение экспресс-контрольной и даже за пассивное присутствие на семинаре (минус 2 балла). Отрицательный балл (по согласованию с группой) распространяется в случае некорректного или недисциплинированного поведения студента.

Практические занятия в форме разбора деловых ситуаций и решения задач предусматривают экспресс-опрос по текущей теме, оценка ответов которого идет по системе «+ 1 балл» и «- 1 балл» (плюс – есть ответ на вопрос; минус – нет ответа, затруднения в ответе), блиц-опрос – схема «да», «нет». Экспресс – опросом охватывается вся группа, причем принцип добровольного ответа применяется только в порядке дополнения, уточнения и обобщения предыдущих ответов студентов.

Пропуск учебного занятия сопровождается фиксированием текущей задолженности, которая должна быть ликвидирована, что и оценивается дополнительно.

На первом семинарском занятии по учебной дисциплине «Финансы» преподаватель сообщает студентам, какие виды заданий игрового практикума запланированы к выполнению в течение семестра и как они будут оцениваться.

Подсчет баллов осуществляется следующим образом:

- за выполненное индивидуальное задание

«отлично» - 2 балла

«хорошо» - 1 балл

«удовлетворительно» - 0,5 балла

- за выполненную экспресс - контрольную

«отлично» - 2 балла

«хорошо» - 1 балл

«удовлетворительно» - 0,5 балла

- публичная защита реферата – 1 балл;

- интересные вопросы, подготовленные в ходе защиты реферата, критических рецензий – 0,5 балла;

- представленный доклад на научно-исследовательскую конференцию, на внешний конкурс – 10 баллов;

- представленные тезисы в сборник научных трудов – 5 баллов и т.д.

В период зачетной недели студенты попадают в сложную сит



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.139 с.)