Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Романова Т. Ф. , иванова О. Б. , попова Г. В. ,↑ Стр 1 из 20Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ) Романова Т.Ф., Иванова О.Б., Попова Г.В., Такмазян А.С., Карепина О.И., Отришко М.О.
ФИНАНСЫ учебное пособие
Ростов-на-Дону УДК 336 (075) Р 69
Романова Т.Ф., Иванова О.Б., Попова Г.В., Такмазян А.С., Карепина О.И., Отришко М.О. Финансы: Учеб. пособие/ РГЭУ (РИНХ). – Ростов н/Д., 2010. - ___ С. – ISBN
Рыночная экономика, как весьма подвижный организм, в своем развитии порождает условия, изменяющие роль и функции субъектов общественного производства, в т. ч. и специалистов финансово-кредитной системы. Перед ними встает задача адаптации к изменяющимся условиям путем получения новых знаний, навыков и умения. В этой связи возникает необходимость регулярного пересмотра содержания форм методов обучения, обновления учебно-методической литературы. Данное пособие является результатом обобщения опыта преподавательского состава кафедры «Финансы» РГЭУ (РИНХ) по использованию в учебном процессе, наряду с традиционными, активных форм работы со студентами, ориентированных на развитие их самостоятельной работы, в т. ч. на аудиторных занятиях и во вне аудиторное время в рамках часов, предусмотренных учебных планом.
Рецензенты: д.э.н., проф. Максимов А.В. к.э.н., проф. Кочановская О.М.
Утверждено в качестве учебного пособия Редакционно-издательским Советом РГЭУ (РИНХ).
ISBN © - РГЭУ (РИНХ), 2010. © - Романова Т. Ф., Иванова О. Б., Попова Г.В., Такмазян А. С., Карепина О.И., Отришко М. О., 2010.
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Когда на занятиях интересно – учиться легко, учиться хочется».
Коренные изменения, происходящие в экономической структуре нашего общества, требуют углубления современных методов исследования и выработки новых теоретических подходов, адекватных рыночным преобразованиям. Финансы выступают важнейшим инструментом воздействия государства на экономическую жизнь общества, с одной стороны, а с другой, представляют собой сложную систему денежных распределительных отношений, связанных с формированием и использованием фондов финансовых ресурсов. Без должного теоретического осмысления новой роли финансов в меняющейся экономической среде России невозможно построение действующего финансового механизма. Наличие длительной дискуссии и различных теоретических воззрений свидетельствует о том, что вопросы сущности финансов относятся к числу наиболее труднопознаваемых. Вместе с тем, важнейшим и непременным условием выработки новых концептуальных подходов в решении этой проблемы является использование принципа преемственности в развитии теории финансов. С переходом к рыночным отношениям неизбежны коренные изменения в экономической структуре общества, в том числе и в сфере финансовых отношений. Вполне закономерным можно считать расхождения во взглядах между экономистами, учеными и практиками по вопросам содержания, роли и конкретных форм использования финансов. Справедливой следует считать, на наш взгляд, обоснованность постановки вопроса о формировании рыночной концепции финансовых отношений, предполагающего их качественную трансформацию. Вместе с тем именно эта позитивная направленность предопределяет необходимость более четкого и обоснованного определения границ финансовых отношений в многообразной системе денежных отношений, а также учета трансформационных процессов, отражающих рыночную ориентацию функционирования финансовой системы. Процесс интеграции России в рыночную экономику, преобразования в национальной экономике, происходящие в принципиально новых политических и социальных условиях, поставили перед высшей школой ряд качественно новых требований к методологическому обеспечению учебного процесса. Если раньше основным критерием качества экономических кадров была их профессиональная подготовка, то в настоящее время требования здесь значительно расширились. Особенность этих требований состоит в том, что они не являются единственными для всех специальностей, а вырабатываются с учетом особенностей будущей деятельности конкретных специалистов в условиях рыночных отношений. Процесс обучения – это передача знаний, которые проходят через голову и сердце студента, которые в дальнейшем будут формировать поведение, стимулы, реакцию при выполнении определенных действий по достижению поставленных целей в соответствии с функциональными и должностными обязанностями будущего специалиста. И здесь определяющую роль должна сыграть высшая школа путем существенного изменения технологии подготовки соответствующих специалистов. Пути здесь самые разные и один из них – внедрение в учебный процесс активных методов преподавания, адекватных требованиям рыночных условий хозяйствования. Основными слагаемыми измененного процесса обучения, по мнению авторов данного учебного пособия, являются: - обучение чему-то (а не изучение чего-то); - взгляд в будущее, упор на созидание и воображение; - умение достигать результата; - ориентация на процесс передачи содержания учебной дисциплины; - формирование у студента умения решать проблемы; - активное обучение (закрепление результатов действием); - выполнение преподавателем роли организатора и помощника в процессе обучения. В условиях развития рыночных отношений меняются формы и методы работы учреждений финансово-кредитной системы. Появляются нетрадиционные виды деятельности и источники финансовых ресурсов, новые виды операций и услуг, внедряются прогрессивные информационные технологии, растет количество коммерческих банков, налоговых служб, страховых компаний. Сложность и многогранность финансовой, банковской и страховой деятельности предполагает соответствующий уровень квалификации кадров финансово-кредитных учреждений, их постоянный творческий рост. Факторы, формирующие качество подготовки кадров для финансово-кредитной системы, многообразны. По нашему мнению, наиболее важными из них являются: - качественная разработка рабочих учебных планов в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов и с учетом особенностей каждой специализации; - формирование пакетов методического обеспечения по специализации; - организация производственной практики; - научно-исследовательская работа студентов; - организация самостоятельной работы студентов; - выбор технологии учебного процесса. Последние два фактора особенно важны, так как в рамках объяснительно-иллюстрированной системы обучения, которая считалась долгое время традиционной, решить задачу подготовки грамотного и инициативного специалиста трудно, поскольку обучаемый в значительной степени пассивен, а обучение носит не столько продуктивный, сколько репродуктивный характер. Один из путей решения этой задачи – моделирование в учебном процессе будущей профессиональной деятельности студентов, которое достигается методическими приемами, получившими название методов активного обучения. Цель данного учебного пособия – помочь студентам, изучающим учебную дисциплину «Финансы», закрепить теоретические знания и овладеть практическими навыками в области теории финансов. При этом использование активных форм учебных занятий предусматривает максимальную активизацию самостоятельной работы студентов на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время. Необходимость такого подхода обусловлена большим объемом часов, выделяемых на самостоятельную работу студентов учебными планами (144 часа), но не подкрепленных учебно-методическими пособиями, а также отсутствием фактического контроля за степенью усвоения учебного материала, за организацией и ходом самостоятельной работы. Устранению указанных недостатков поможет рейтинговая (балльная) оценка знаний студентов, применение которой позволяет: - решить проблемы заинтересованности в подготовке студентов к семинарским и практическим занятиям; - усилить самостоятельность в изучении курса; - нацелить на систематическую работу в течение всего учебного семестра; - упростить текущий контроль успеваемости студентов; - дать более объективную итоговую оценку. Настоящее пособие предназначено для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит». Оно также может быть использовано студентами других специальностей и специализаций, изучающих учебную дисциплину «Финансы».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ» И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» в число специальных дисциплин включена учебная дисциплина «Финансы», которая преподается в следующем объеме: СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ»
Введение. Предмет и задачи учебной дисциплины «Финансы» Учение о необходимости и сущности финансов. Условия и причины функционирования финансов. Финансы как экономическая и историческая категория. Предмет и метод науки о финансах. Финансы как учебная дисциплина, ее связь с общеэкономическими, специальными дисциплинами. Структура учебной дисциплины, ее задачи. Тема 10. Содержание государственных и муниципальных финансов. Понятие государственных финансов, их экономическое содержание и роль в социально-экономическом развитии общества. Муниципальные финансы, их структура. Реформа местного самоуправления. Государственные и муниципальные доходы и расходы, изменение их состава и структуры. Роль государственных и муниципальных финансов в обеспечении экономического роста, повышение уровня качества жизни и укрепление национальной безопасности. РАЗДЕЛ 5. СТРАХОВАНИЕ. Тема 18. Сущность и значение страхования. Экономическая сущность страхования, его отличительные признаки и место в системе финансовых отношений. Функции страхования. Формы, отрасли и виды страхования. Перестрахование, его содержание Социально-экономическое содержание и назначение страховых фондов. Развитие страхового рынка.
РАЗДЕЛ 6. РОЛЬ ФИНАНСОВ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА. Тема 19. Воздействие финансов на экономику. Воздействие финансов на международный интеграционный процесс. Общая характеристика финансовой глобализации. Роль международных финансов в развитии процесса глобализации.
ТЕМЫ И ВОПРОСЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ»
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ (ТЕОРЕТИЧЕСКИХ) И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСЫ» В связи со сложностью и новизной задач по подготовке высококвалифицированных специалистов для финансово-кредитной системы представляется вполне оправданным и многообещающим использование в учебном процессе разнообразных форм семинарских занятий и их дальнейшее развитие. Некоторые из них приведены ниже:
Методика проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Финансы» исходит из задач и общей направленности таких занятий, которые призваны способствовать более полному изучению содержания курса и вместе с тем активизировать участие студентов в проведении семинарских занятий, направлена на развитие их умения самостоятельно анализировать рассматриваемые вопросы, определить подходы к решению проблем. Выбор конкретной методики и формы проведения занятий по учебной дисциплине «Финансы» определяется: - общими задачами проведения семинарских занятий; - содержанием разделов, отдельных тем; - особенностью задач, которые ставятся перед отдельными семинарскими занятиями Семинарские (теоретические) занятия, проводимые в форме диспута[1] или дискуссии[2], являются одной из активных форм учебных занятий, которая побуждает студентов к сознательному и творческому изучению тем курса «Финансы» и современных проблем финансовой науки и практики. Темы диспута или дискуссии определяются по каждому из шести разделов программы учебной дисциплины «Финансы». Сценарий подготовки и проведения семинарского занятия в форме диспута или дискуссии: - лекции по соответствующему разделу программы учебной дисциплины «Финансы»; - выбор темы или постановка проблемы и обоснование их актуальности; - распределение ролей между студентами; - самостоятельная работа студентов над проблемой во внеаудиторное время; - взаимодействие участников с помощью дискуссии; - критерии оценки участвующих и выступающих; - консультации преподавателя; - выводы и предложения. Игровой режим семинарского занятия в форме делового совещания («круглый стол») предполагает обсуждение практических аспектов проблем организации финансовых отношений в современных условиях. Например, используя законодательный материал, проанализировать основные направления бюджетной политики; обсудить основные показатели финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и др. Сценарий подготовки и проведения семинарского занятия в форме делового совещания («круглый стол»): - моделирование конкретной ситуации; - выбор «руководства» или экспертной группы; - распределение специальных индивидуальных заданий и заданий малым группам студентов; - взаимодействие участников совещания с «руководством», членами экспертной группы; - оценка выполненных заданий; - оглашение решения «руководства» и оценка выступающих игровых команд, аргументация выбора; - выводы и предложения. Проведение семинара в форме делового совещания («круглого стола»), несомненно, позволит глубже изучить отдельные темы, студенты смогут приобрести практические навыки обмена мнениями, поиска конкретных и оптимальных решений. Объективная самооценка знаний дает толчок дальнейшему развитию активности студентов в учебном процессе, учебный материал изучается комплексно во взаимосвязи теории и практических ситуаций. Публичная защита рефератов, рецензий на статьи, публикуемые в экономической печати на заданные темы, вырабатывает у студента критический подход к различным экономическим идеям и учит аргументировано излагать свои мысли.
Самостоятельная работа студентов (индивидуальная и в составе звена, команды, малой группы) в объеме 144 часов. Самостоятельная работа студентов может быть представлена разнообразными формами. Ими могут быть: - письменные тексты (вопросы программы учебной дисциплины «Финансы», выделенные лектором для самостоятельного изучения и конспектирования); - выполнение комплексных схем-таблиц, отражающих основное содержание темы, вопроса, проблемы; - рецензирование и составление аннотаций на монографии и статьи отечественных и зарубежных специалистов; - составление и решение кроссвордов; - подготовка рефератов по заданной тематике; - подготовка кратких сообщений о новостях в области финансовых отношений; - подготовка экспертных заключений, например, по структуре доходной и расходной частей бюджетов различного уровня; - написание критических рецензий на статьи, публикуемые в экономической печати в последнее время на заданную тему; - подготовка научных докладов для выступления на заседаниях научных студенческих кружков, научных студенческих конференциях, конкурсах; - подготовка тезисов и статей в сборник научных трудов кафедры «Финансы»; - выполнение экспертиз важнейших нормативных документов; - подготовка к тестированию; - выполнение письменных индивидуальных заданий; - обзор новинок финансовой литературы и презентация интересных публикаций; - подготовка к участию в семинарах – дискуссиях (диспутах), заседаниях круглых столов, в работе пресс-конференций, в ролевых играх и др. Одним из самых простых видов работы на семинарских занятиях является сообщение. Как правило, сообщение готовится по одному вопросу и посвящено более глубокому его изложению, чем обычно, на семинарском занятии. Объемом оно не превышает 3-5 страниц печатного или рукописного текста и не требует специального оформления. Для подготовки сообщения необходимо найти журнальную или газетную статью по конкретной теме, отличающуюся актуальностью и новизной, а также воспользоваться специальной учебной или научной литературой (монография, брошюра, сборник научных статей, рецензия, аннотация, тезисы доклада, учебное и методическое пособия), выбрать из этого материала интересные факты и сведения и изложить их аудитории. Реферат представляет собой краткое изложение в письменной форме содержания научного труда по определенной теме, возможно выходящего за рамки учебной программы, а также изложение книги, статьи, исследования. Иными словами, реферат – это индивидуальная научная работа студента, раскрывающая содержание исследуемой проблемы с различных позиций и точек зрения, с формированием самостоятельных выводов. Целью написания рефератов является сообщение определенной информации, заключенной в 7-10 страницах печатного текста для развития навыков научной работы студентом. В процессе подготовки реферата студенты глубже постигают вопросы изучаемого предмета, поскольку: - анализируются различные точки зрения, факты и события; - ведется научно обоснованная полемика; - обобщается материал; - лаконично излагаются мысли; - правильно оформляется работа с составлением плана, библиографии и систематизацией информации. Подготовка реферата включает в себя: - выбор и формулирование темы, которая должна обладать новизной, актуальностью и оригинальностью; - прочтение необходимого раздела учебника и конспектов лекций; - подбор литературы и изучение основных источников; - составление содержания, раскрывающего название работы; - выписки из литературных источников с целью накопления теоретического и практического материала; - написание реферата и его оформление; - составление списка использованной литературы. Доклад – это развернутое, глубокое изложение отдельной темы или вопроса. Данный вид работы характеризует уровень познавательной деятельности, самостоятельности, активности студентов в учебной и научной работе за определенный период (семестр, учебный год). По структуре и содержанию доклады представляют более полный, чем рефераты, информационный материал, а также отличаются от них тем, что способствуют формированию навыков исследовательской работы, расширяют рамки познания предмета, учат критически мыслить и имеют более высокий творческий потенциал. Объем доклада колеблется от 10 до 15 печатных страниц. К докладу по теме с большим объемом, кроме основного докладчика, могут определяться и содокладчики по отдельным вопросам и направлениям. С целью наглядности и более точного уяснения излагаемого материала, к выступлению по докладу рекомендуется готовить таблицы и иллюстративный материал. Иллюстративный материал можно включать в текст, но лучше выполнить его на отдельных листах. Это дает возможность продемонстрировать его с помощью технических средств обучения слушателям во время выступления. Содержание доклада, как правило, носит проблемно-тематический характер. Доклад должен состоять из: - титульного листа; - содержания, с указанием вопросов и номеров страниц по ним; - основной части, содержащей изложение каждого вопроса плана, возможно с представлением таблиц и иллюстрированного материала; - списка использованной литературы.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСЫ»
Известно, что прочность и глубина полученных знаний во многом определяются последовательностью и систематичностью их накопления, выработки навыков их практического применения. Для этого необходимо, чтобы процесс усвоения материала учебной дисциплины шел постепенно и сопровождался входным контролем и текущим внутрисеместровым контролем по каждому разделу программы курса. Входной контроль является своего рода комплексной оценкой уровня остаточных знаний, полученных в процессе изучения ряда смежных экономических дисциплин. Полученные результаты помогут определенным образом корректировать глубину изучаемого содержания учебной дисциплины «Финансы» в зависимости от общего уровня знаний ключевых экономических понятий. Текущий внутрисеместровый контроль, осуществляемый по учебной дисциплине «Финансы», проводится в разных формах: - выполнение экспресс-контрольных; - проведение экспресс-опроса; - оценка индивидуальных заданий; - тестирование; - проверка глубины проработки рекомендованной литературы и др.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО ЭКЗАМЕНА (ЗАЧЕТА) И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСЫ»
Методика проведения итогового экзамена (зачета) и оценки знаний по учебной дисциплине «Финансы» основана на системе текущего контроля за выполнением требований учебного плана (например, для специальности 080501 «Финансы и кредит»: лекции – 72 часов, семинарские и практические занятия – 72 часов, самостоятельная работа студента – 144 часа). В этой связи итоговая оценка, выставляемая в зачетную книжку и экзаменационную ведомость, является результатом суммирования двух составляющих – оценки (в баллах) за внутрисеместровую учебную работу (аудиторную и самостоятельную) и оценки (в баллах), выставляемой за ответы на вопросы экзаменационного теста (в письменной форме). Максимальное количество баллов, которое может «заработать» студент по каждой из составляющих – 60; при этом методика подсчета баллов и определение дифференцированной оценки осуществляется по следующей схеме. Первоначально устанавливается контрольное количество баллов – 60 баллов (семестр – 18 недель, если на каждом занятии студент будет «зарабатывать» по 3 балла, то за семестр сумма баллов составит 54, дополнительно можно «заработать» за активную работу в целом – 6 баллов). Это минимальная планка, означающая допуск к экзамену (зачету). Если число баллов меньше минимально допустимого (60 баллов), то студент не допускается к экзамену (зачету), т.е. предусматривается дополнительные формы самостоятельной работы по согласованию с преподавателем. Можно заработать не только положительные, но и отрицательные баллы, например, за отсутствие на занятиях минус 3 балла (в случае отсутствия аргументации неявки). Отрицательный балл студент получает за отказ от ответа, за неудовлетворительное выполнение экспресс-контрольной и даже за пассивное присутствие на семинаре (минус 2 балла). Отрицательный балл (по согласованию с группой) распространяется в случае некорректного или недисциплинированного поведения студента. Практические занятия в форме разбора деловых ситуаций и решения задач предусматривают экспресс-опрос по текущей теме, оценка ответов которого идет по системе «+ 1 балл» и «- 1 балл» (плюс – есть ответ на вопрос; минус – нет ответа, затруднения в ответе), блиц-опрос – схема «да», «нет». Экспресс – опросом охватывается вся группа, причем принцип добровольного ответа применяется только в порядке дополнения, уточнения и обобщения предыдущих ответов студентов. Пропуск учебного занятия сопровождается фиксированием текущей задолженности, которая должна быть ликвидирована, что и оценивается дополнительно. На первом семинарском занятии по учебной дисциплине «Финансы» преподаватель сообщает студентам, какие виды заданий игрового практикума запланированы к выполнению в течение семестра и как они будут оцениваться. Подсчет баллов осуществляется следующим образом: - за выполненное индивидуальное задание «отлично» - 2 балла «хорошо» - 1 балл «удовлетворительно» - 0,5 балла - за выполненную экспресс - контрольную «отлично» - 2 балла «хорошо» - 1 балл «удовлетворительно» - 0,5 балла - публичная защита реферата – 1 балл; - интересные вопросы, подготовленные в ходе защиты реферата, критических рецензий – 0,5 балла; - представленный доклад на научно-исследовательскую конференцию, на внешний конкурс – 10 баллов; - представленные тезисы в сборник научных трудов – 5 баллов и т.д. В период зачетной недели студенты попадают в сложную сит
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.68.161 (0.016 с.) |