ТОП 10:

Раздел 1. Базовые понятия информатики.



Раздел 1. Базовые понятия информатики.

Тема 1. Информация как основной объект изучения информатики.

Подходы к определению информации, носители информации, дискретные и непрерывные сигналы. Виды и свойств информации. Кодирование информации, языки кодирования, избыточные и экономные коды. Измерение информации, единицы измерения.

Тема 2. Информационные процессы

Поиск информации, методы поиска. Хранение информации, основные задачи, возникающие при хранении информации. Обработка информации. Принцип «черного ящика». Способы и алгоритмы обработки. Передача информации, канал передачи, способы кодирования и декодирования информации, теоремы Шеннона. Защита информации. Методы зашиты информации. Проблемы зашиты информации в технических системах. Использование информации. Информационное общество. Информационная культура пользователя.

Тема 3. Социально-экономические предпосылки развития информационно-вычислительной техники (ИВТ).

История и общие закономерности развития ИВТ. Поколения ЭВМ и их основные характеристики. Признаки и этапы «компьютерной революции».

 

Раздел 2. Техническое и программное обеспечение.

Тема 4. Арифметические основы ЭВМ

Представление числовой, символьной, графической информации в ЭВМ. Таблицы кодировки. Системы счисления (СС). Позиционные СС. Алгоритмы перевода чисел из одной позиционной СС в другую. Двоичная арифметика.

Тема 5. Физические основы ЭВМ. Аппаратное обеспечение ПЭВМ. Технико-эксплуатационные характеристики и выбор аппаратных средств для обработки экономической информации различных видов. Архитектура ЭВМ принципы фон Неймана. Принцип открытой архитектуры современных ПК. Основные устройства ПЭВМ. Устройства ввода-вывода информации. Устройства отображения информации. Устройства хранения информации. Устройства передачи информации. Устройства обработки информации.

Тема 6. Программное обеспечение ЭВМ

Классификация программного обеспечения. Современные технологии, используемые для организации пользовательского интерфейса. Операционные системы ЭВМ.

Тема 7. Специальное и прикладное программное обеспечение ПЭВМ.

Специальное ПО. Языки программирования. Трансляторы и интерпретаторы. Архиваторы и антивирусные программы. Прикладные аспекты использования ЭВМ в профессиональной деятельности экономиста.

 

Раздел 4. Телекоммуникационные технологии.

Тема 13. Сетевые технологии

История развития сетевых технологий. Типы сетей. Сеть Интернет. Основные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, поисковые системы и т.п.

 

Раздел 5. Базовые понятия алгоритмизации и программирования.

Тема 14. Алгоритмизация в профессиональной деятельности экономиста

Возрастание роли алгоритмизации в современной информационной среде. Алгоритмизация и процесс автоматизированной обработки экономической информации. Алгоритмическая культура специалиста.

Тема 15. Алгоритмы и исполнители

Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Основные алгоритмические конструкции. Понятие исполнителя алгоритма и его свойства. Формальное исполнение алгоритма. Способы записи алгоритмов обработки экономической информации

 

Раздел 7. Прикладное программирование.

Тема 21. Подготовка и решение экономических задач на ПЭВМ

Этапы решения задач с помощью ЭВМ. Экономико-математическое описание задачи. Выбор метода и сценария решения задачи. Выбор (построение) алгоритма решения задачи и перевод его в программу. Отладка и тестирование программы. Анализ результатов решения задачи.

 

 

Методически указания по изучению теоретического курса дисциплины

 

Раздел 1. Базовые понятия информатики

 

Раздел 2. Техническое и программное обеспечение.

Тема 13. Сетевые технологии

Компьютерные сети

 

Компьютерная сеть – совокупность компьютеров и терминалов, соединенных с помощью каналов связи в единую систему, удовлетворяющую требованиям распределенной обработки данных.

Распределенная обработка данных – обработка данных, выполняемая на независимых, но связанных между собой компьютерах.

Абоненты сети – объекты генерирующие или потребляющие информацию в сети. Могут быть отдельные ЭВМ, комплексы ЭВМ, терминалы, промышленные роботы, станки с ЧПУ и т.д. каждый абонент сети подключается к станции.

Станция – аппаратура, которая выполняет функции, связанные с передачей приемом информации.

Совокупность абонента и станции называют абонентской системой. Для организации взаимодействия абонентов необходима физическая передающая среда, т.е. линии связи или пространство, в котором распространяются электрические сигналы, и аппаратура передачи данных.

На базе физической передающей среды строится коммуникационная сеть, которая обеспечивает передачу информации между абонентскими системами.

 

Обобщенная структура КС

 

Классификация КС

В зависимости от территориального расположения абонентов систем КС можно разделить на 3 класса:

– глобальные (WAN – Wide Area Network) – объединяет абонентов, удаленных друг от друга. Взаимодействие осуществляется на базе телефонных линий связи, радиосвязи, систем спутниковой связи;

– региональные (MAN – Metropolitan Area Network) – включает абонентов внутри большого города, экономического региона, отдельной страны;

– локальные (LAN – Local) – объединяет абонентов, расположенных в пределах небольшой территории. К классу ЛВС относят сети отдельных предприятий, фирм, банков, офисов и т.д.

Объединение Г, Р, ЛВС позволяет создать многосетевые иерархии.

 

 

Они обеспечивают мощные, экономически целесообразные средства обработки информационных массивов и доступ к информационных ресурсам.

Основные компоненты сети:

– передатчик – устройство (источник данных);

– сообщение – данные определенного формата;

– средства передачи – физическая передающая среда и аппаратура;

– приемник – устройство, принимающее данные.

Режимы работы данных:

– симплексный – передача в одном направлении (от датчиков устройств);

– полудуплексный – попеременная передача информации, при которой источник и приемник последовательно меняются местами;

– дуплексный – одновременные передача и прием информации (наиболее скоростной режим).

Процессы передачи информации в ВС могут быть привязаны к определенным временным периодам, т.е. один процесс может быть активизирован после полного получения данных от другого процесса. Такие процессы называются синхронными.

Те процессы, в которых нет привязки к временным интервалом и есть возможность выполняться независимо от полноты переданных данных, называются асинхронными.

Синхронизация данных – согласование различных процессов во времени. В ВС используют два способа передачи данных:

1 Синхронный – информация передается блоками, сопровождающимися специальными управляющими символами и синхро символами, которые обеспечивают контроль состояния передающей среды и позволяет обнаружить ошибки при обмене информации.

 

 

2 Асинхронный – данные передаются в канал связи как последовательность битов, из которых при приеме выделяют некоторые для последующей обработки каждый байт информации ограничивается стартовым стоповым битом.

 

 

Аппаратные средства ВС

Сетевой адаптер – техническое устройство выполняющее функции сопряжения ЭВМ с одним каналом связи.

Мультиплексор передачи данных – устройство сопряжения ЭВМ с несколькими каналами связи.

Модем – устройство, выполняющее модуляцию и демодуляцию информационных сигналов при передачи их из ЭВМ в канал связи и при приеме в ЭВМ из канала связи.

Концентратор – устройство, коммутирующее несколько каналов связи на одни путем частотного разделения (позволяет сэкономить на каналах связи).

Повторить – устройство, обеспечивающее сохранение формы и амплитуды сигнала при передаче его на большее расстояние, чем предусмотрено типом физической передающей среды.

Характеристики ВС

1 Скорость передачи данных по каналу связи – количество бит информации/единицы времени (сек.). зависит от типа и качества канала связи, типа используемых модема и принятого способа синхронизации.

2 Пропускная способность – количество знаков передаваемых по каналу в секунду. Зависит от способа передачи, качества канала, условий его эксплуатации, структуры сообщения информации.

3 Достоверность передаваемой информации – отношение количества ошибочно передаваемых знаков к общему числу переданных знаков должно быть в пределах 1006 – 10-7 ош/зн.

4 Надежность – определяется долей времени исправного состояния в общем времени работы (или среднее время безотказности работы – примерно несколько тысяч часов).

 

Формы взаимодействия абонентов в сети

1 Терминал – удаленный процесс;

2 Терминал – доступ к удаленному файлу;

3 Терминал – доступ к удаленной базе данных;

4 Терминал – терминал;

5 Электронная почта.

 

Архитектура ВС описание ее общей модели

 

уровни:

прикладной; прикладной процесс

6 представительный

сеансовый;

4 транспортный;

сетевой;

канальный;

1 физический.

 

7 обеспечивает поддержку прикладных процессов конечных пользователей. Определяет круг, прикладных задач, реализуемых в данной ВС. Содержит все необходимые элементы сервиса для прикладных программ пользователя.

6 определяет синтаксис данных в модели, т.е. их представление в кодах и форматах, принятых данной системе.

5 реализует установление и поддержку сеанса связи между абонентами через сеть. Позволяет производить обмен данными в определенном прикладной программой режиме.

4 обеспечивает интерфейс между процессами и сетью. Устанавливает логические каналы между процессами и обеспечивает передачу по каналам информационных пакетов.

3 определяет интерфейс оборудования пользователя с сетью коммутации пакетов. Отвечает за маршрутизацию пакетов в сети и за связь между сетями, т.е. межсетевое взаимодействие.

2 уровень звена данных – реализует процесс передачи информации по информационному каналу. Обеспечивает управление потоком данных, обнаруживает ошибки передачи и реализует алгоритм восстановления информации в случае сбоев или потерь данных.

1 выполняет все необходимые процедуры в канале связи. Управляет аппаратурой передачи данных и подключенным к ней каналом связи.

При передачи информации от прикладного процесса в сеть происходит ее обработка уровнями модели взаимодействия открытых систем. Каждый уровень добавляет к информации процесса свой заголовок – служебную информацию, которая необходима для адресации сообщений и контрольных функций.

 

Протоколы сетей

Протокол – набор правил, определяющий взаимодействие двух одноименных уровней модели взаимодействия открытых систем в различных абонентских ЭВМ. Каждый уровень имеет свой протокол. Конкуренция открытых систем предусматривает разработку стандартов для протоколов различных уровней.

Типы протоколов

Протоколы канального уровня делятся на :

1 байт – ориентированные BSC$

2 бит – ориентированные HDLC.

Протоколы верхнего уровня X.400 – 21. почта

FTAM – передача файлам, доступ и управление файлами и т.д.

 

Локальные вычислительные сети

 

Представляют собой совокупность серверов и рабочих станций.

Сервер – компьютер, подключенный к сети и обеспечивающий ее пользователей определенными услугами:

– хранение данных;

– управление БД;

– удаленную обработку заданий;

– печать заданий.

Рабочая станция – ПК, подключенный к сети, через который пользователь получает доступ к ее ресурсам.

 

Типы:

одно-ранговая – сетевая ОС распределена по всем рабочим станциям. Каждая станция может выполнять функции сервера (обслуживать запросы от других ВС и направлять свои запросы на обслуживание в сеть).

– Достоинства: низкая ст-ть, высокая надежность;

– Недостатки: зависимость эффективности от количества РС, сложность управления сетью, сложность процессов защиты информации, трудность обновления и изменения ПО на РС.

– Сеть с выделенным сервером – один из ПК выполняет функции хранения данных и управления взаимодействия между РС. На сервере устанавливается сетевая ОС.

– Достоинства: надежная система защиты информации, быстродействие, отсутствие ограничений на кол. РС простота управления сетью;

– Недостатки: высокая стоимость сервера, зависимость от сервера, меньшая гибкость.

 

Топологии ЛВС

Схемы соединения узлов сети.

1 Кольцевая

 

 

2 Шинная

 

 

3 Звездообразная

 

 

Раздел 1. Базовые понятия информатики.

Тема 1. Информация как основной объект изучения информатики.

Подходы к определению информации, носители информации, дискретные и непрерывные сигналы. Виды и свойств информации. Кодирование информации, языки кодирования, избыточные и экономные коды. Измерение информации, единицы измерения.

Тема 2. Информационные процессы

Поиск информации, методы поиска. Хранение информации, основные задачи, возникающие при хранении информации. Обработка информации. Принцип «черного ящика». Способы и алгоритмы обработки. Передача информации, канал передачи, способы кодирования и декодирования информации, теоремы Шеннона. Защита информации. Методы зашиты информации. Проблемы зашиты информации в технических системах. Использование информации. Информационное общество. Информационная культура пользователя.

Тема 3. Социально-экономические предпосылки развития информационно-вычислительной техники (ИВТ).

История и общие закономерности развития ИВТ. Поколения ЭВМ и их основные характеристики. Признаки и этапы «компьютерной революции».

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.215.196 (0.011 с.)