Ребенок был «хорошим» и внезапно «испортился» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ребенок был «хорошим» и внезапно «испортился»



Ребенок был «хорошим» и внезапно «испортился»

Случается, что у прежде милого, послушного и позитивного ребенка резко изменяется характер: он становится вдруг несговорчивым, раздражительным, ведет себя «буйно» или даже агрессивно. Конечно, подобные перемены должны насторожить родителей.

Жалобы на внезапные изменения в поведении детей встречаются не так уж редко. Мамы годовалых малышей сетуют на капризы и беспричинный плач, мамы трехлеток – на невесть откуда взявшееся упрямство, мамы школьников – на вспышки гнева у своих чад и – так далее. И насколько различны возрастные категории нарушителей родительского спокойствия, настолько же разнообразны проявления подобных перемен и, главное, – их причины.

Почему так бывает?

Кризисный период

Как известно, детское развитие происходит неравномерно. Переломные моменты, когда ребенок начинает ощущать себя более самостоятельным и требует расширения рамок дозволенного, принято считать возрастными кризисами. Обычно выделяют:

– кризис одного года;
– кризис трех лет;
– кризис 6-7 лет;
кризис 12-14 лет.

Упрямство, негативизм, своеволие, протесты – все это верные спутники критических периодов. Однако важно понимать, что обозначенные возрастные рамки условны и тяжелое прохождение каждого из периодов отнюдь не является обязательной программой развития для всех, ведь каждый ребенок – индивидуальность. Кроме того, ряд специалистов считает, что при грамотном и гибком поведении родителей кризисы должны проходить безболезненно.

Стресс

Если ребенок только начинает адаптироваться к детскому саду, пошел в первый класс или перешел в пятый, если ему предстоит череда зачетов или экзаменов, то, скорее всего, он находится под прессом серьезной психоэмоциональной нагрузки. В некоторых случаях сложности (которые, разумеется, могут быть связаны не только со школой), а также неумение с ними справляться могут привести ребенка к неврозу. Ну а пока он всего лишь привлекает внимание к себе и своим проблемам «неудобным» поведением.

Нервозная обстановка в семье

Чтобы скрыть от ребенка трения с супругом, неприязнь к свекрови или какие-то свои серьезные переживания, страхи, опасения, нужно обладать огромной выдержкой и задатками актерского таланта. Большинству родителей это не удается: тревоги выливаются в нервные окрики, недовольство – в едкие замечания, чрезмерную строгость и так далее. Чем младше ребенок и чем он более эмоционален и впечатлителен, тем острее он реагирует на мамино или папино «ненастроение». Плохим поведением он вполне может пытаться обратить на себя внимание, заявить о том, что у него тоже кое-что может вызывать тревогу и дискомфорт – например, нервные родители.

Сложности в отношениях со сверстниками

Взаимоотношения со сверстниками являются одним из основных источников переживаний как для дошкольника, так и для подростка. Быть принятым в коллективе, иметь друзей или друга – значит, чувствовать себя уверенным, защищенным. И, наоборот, если взаимоотношения с другими детьми не складываются, ребенок чувствует себя на обочине жизни. Часто неуверенные в себе, замкнутые, нервные и зацикленные на себе дети остаются в изоляции, и это еще более усугубляет их проблемы.

Сегодня, как и раньше, в школах имеют место случи травли, а интернет-буллинг (преследование выбранной жертвы в социальных сетях) даже как будто вошел в моду. Поэтому крайне важно держать руку на пульсе и вовремя реагировать на малейшие тревожные «звоночки» и помнить, что резкое изменение поведения ребенка, его замкнутость или агрессивность в отношении к младшим братьям и сестрам может быть одним из них.

Медицинские причины

Безусловно, никогда нельзя исключать и причин чисто медицинского характера. Инфекционные болезни, травмы черепа, отравления могут ослабить нервную систему ребенка и превратить его в непредсказуемого «плохиша». Существует и так называемая невропатическая конституция, но в большинстве случаев ее признаки проявляются еще в первый год жизни ребенка.

Если у вас есть сомнения, обязательно обратитесь к квалифицированным специалистам, для начала – к педиатру и неврологу. Если же резкой смене поведения ребенка сопутствуют быстрая утомляемость, головные боли, снижение аппетита, апатия, отказ от общения со сверстниками и упорная склонность к уединению – к врачу следует бежать со всех ног!

Что делать?

Пока родители, заметив резкие изменения в поведении ребенка, еще не решили, к какому конкретно специалисту обратиться – психологу, врачу, педагогу, они сами могут оказать своему чаду поддержку.

Первым делом мамам и папам нужно самим успокоиться и дышать ровнее. Спокойствие родителей передается детям. Очень полезно просто поговорить со своим ребенком о жизни. Поспрашивать его, что у него происходит, что ему нравится, не нравится, что его радует или огорчает. Словом – так, как вы говорите с близкими друзьями при встрече после долгой разлуки. Такой разговор поддержит ребенка, позволит ему почувствовать дружеское участие родителей, искреннюю заинтересованность его жизнью. Да и вообще быть выслушанным – по-человечески очень приятно. Иногда оказывается, что этого детям достаточно, чтобы восстановить баланс в поведении.

Мария Лапушкина

Кроме того, по мнению Марии, хорошей поддержкой в кризисные времена может стать правило: чаще обнимать своего ребенка и говорить ему, что вы его любите. Теплые, спокойные объятия матери или крепкие, уверенные – отца – уже одним фактом своего существования помогают детям. Ну и, конечно, любовь всегда дает хорошую опору.

Вредные советы

Если и вы желаете усложнить своей дочери жизнь, сделав ее будущий брак делом по-настоящему рискованным, следуйте нижеследующим советам. У вас все обязательно получится!

За испугом следует торможение психологической активности, ступор, замирание, так называемая реакция мнимой смерти. Совершенно точно, в таком состоянии ребенку трудно понять, что от него хотят, ведь интеллектуальная активностьтоже снижается.

«Звуковое» давление на ребенка обязательно проявится в его поведении с окружающими: он становится раздражительным, боязливым, замкнутым, а в отношении с более слабыми – деспотичным и агрессивным. Ведь в этом случае ребенок делает еще один жизненный вывод: кто кричит, тот и сильнее, тот и прав.

Во взрослой жизни ребенок будет себя отвергать и ненавидеть, даже если родители не ругали, а просто не говорили о своей любви. Ведь любой человек делает с собой в психологическом плане ровно то, что с ним делали в детстве его родители.

Обзывать

К сожалению, некоторые родители могут быть очень грубыми и не выбирать выражения, когда их, уставших, начинают донимать детские «выходки»: «Воду опять пролил, криворукий!», «Сколько ты грязи нанесла на своих копытах!», «Посмотри на себя! У тебя мимика, как у обезьяны! Учись хорошим манерам!».

Суть этих наказаний сводится к доминированию над более слабым человеком. Чаще всего для того, чтобы быстро добиться «правильного» поведения от ребенка. Срабатывает? В плане изменения внешнего поведения маленького человека чаще всего срабатывает (если это не повседневный стиль общения с ребенком ). Но цена вопроса очень велика – это громадные потери в отношениях между родителями и детьми!

Такие методы наказания провоцируют детские обиды, потерю доверия взрослым, страх быть непосредственным и спонтанным (ведь это ведет к тому, что ты можешь попасть в глупое положение, которое будет высмеиваться и порицаться!).

Самое ужасное, что в результате такого наказания не рождается глубинное понимание, почему нельзя поступать тем или иным способом. Вместо этого рождается страх наказания и желание любой ценой не выглядеть дураком, ну хотя бы в глазах взрослых!

Ребенок начинает утаивать от взрослых своих проблемы, ошибки. Он может лгать и избегать прямых открытых объяснений, отказываться от своей собственной позиции. Ребенок может стать ведомым и безвольным, подвергаться чужому негативному влиянию.

Ругать публично

Бывает, что мамы и папы выносят проступки ребенка на общественное обсуждение и общественное же порицание в присутствии самого ребенка.

Взрослые прибегают к публичным наказаниям из-за внутреннего ощущения своего бессилия и невозможности повлиять на ситуацию. Иногда роль играет раздражение, а иногда и полное неприятие ребенка.

Призываются свидетели и общественные обвинители взамен уставшим, измученным родителям. Цель таких общественных собраний – вызвать чувство стыда у «неразумного» сына или дочери.

Что дает этот способ в плане воспитания? Чаще всего – ничего. «Весь мир против меня» – вот основной внутренний лейтмотив детского переживания, которое влечет за собой желание защищаться, закрываться и противостоять, желание, чтобы все это скорее закончилось.

Часто такие наказания наносят глубокую психологическую травму. Они совершенно никак не способствуют рождению новых жизнеутверждающих смыслов в душе ребенка, не дают правильную оценку происходящему.

Привлечение посторонних свидетельствует о несформированном или утраченном взаимопонимании между родителями и детьми, об отсутствии глубоких личных отношений в семье или, что еще хуже, говорит о полном равнодушии взрослых к детским чувствам и переживаниям.

Наказывать надолго

Мамы и папы могут растягивать свои «исправительные меры» не на один день.

Родителями в выборе такого наказания, особенно по отношению к активным, подвижным, испытывающим особые трудности в регуляции своего поведения детям, чаще всего движет желание, «чтобы ребенок лучше запомнил, что так себя вести нельзя!». Запоминает ребенок точно надолго, но только что?

Длительное наказание за один проступок может стать причиной искажения личности, разрушения отношений между родителями и детьми, особенно если разговор идет о младших школьниках, и тем более о дошкольниках.

То, что для подростка, да и то не всякого, может стать толчком к внутренним изменениям, для детей младшего возраста является губительным.

Для младших школьников время течет медленнее, ребенок живет в настоящем моменте, все происходящее с ним совершается для него раз и навсегда. Поэтому длительное наказание воспринимается как «казнь навсегда».

Невозможность прощения и возвращения в родительские объятия воспринимается им как мука, конца которой нет. Ребенок надолго запомнит внутреннюю боль отлучения от родительской любви, одиночество и страх. Это может привести к нервозности, тревожности, возникновению страхов.

Конечно, после наказания все же наступает прощение и примирение, но впечатление от длительного наказания всегда будет сильнее, чем память о наступившем затем примирении.

Если вы в растерянности и не знаете, как выстраивать отношения с собственным ребенком, лучше обратитесь за помощью к специалистам.

Ребенок был «хорошим» и внезапно «испортился»

Случается, что у прежде милого, послушного и позитивного ребенка резко изменяется характер: он становится вдруг несговорчивым, раздражительным, ведет себя «буйно» или даже агрессивно. Конечно, подобные перемены должны насторожить родителей.

Жалобы на внезапные изменения в поведении детей встречаются не так уж редко. Мамы годовалых малышей сетуют на капризы и беспричинный плач, мамы трехлеток – на невесть откуда взявшееся упрямство, мамы школьников – на вспышки гнева у своих чад и – так далее. И насколько различны возрастные категории нарушителей родительского спокойствия, настолько же разнообразны проявления подобных перемен и, главное, – их причины.

Почему так бывает?

Кризисный период

Как известно, детское развитие происходит неравномерно. Переломные моменты, когда ребенок начинает ощущать себя более самостоятельным и требует расширения рамок дозволенного, принято считать возрастными кризисами. Обычно выделяют:

– кризис одного года;
– кризис трех лет;
– кризис 6-7 лет;
кризис 12-14 лет.

Упрямство, негативизм, своеволие, протесты – все это верные спутники критических периодов. Однако важно понимать, что обозначенные возрастные рамки условны и тяжелое прохождение каждого из периодов отнюдь не является обязательной программой развития для всех, ведь каждый ребенок – индивидуальность. Кроме того, ряд специалистов считает, что при грамотном и гибком поведении родителей кризисы должны проходить безболезненно.

Стресс

Если ребенок только начинает адаптироваться к детскому саду, пошел в первый класс или перешел в пятый, если ему предстоит череда зачетов или экзаменов, то, скорее всего, он находится под прессом серьезной психоэмоциональной нагрузки. В некоторых случаях сложности (которые, разумеется, могут быть связаны не только со школой), а также неумение с ними справляться могут привести ребенка к неврозу. Ну а пока он всего лишь привлекает внимание к себе и своим проблемам «неудобным» поведением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.023 с.)