Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод, предпринимательского права, источники предпринимательского права

Поиск

Предметом предпринимательского права являются общественные отношения, урегулированнные нормами предпринимательского права, т.е. это регулируемая ПП совокупность отношений, складывающихся в процессе предпринимательской деятельности.

В предмет предпринимательского права входят:

• профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;

• отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и т. п.;

• предпринимательская деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью;

• хозяйственно-правовое регулирование предпринимательской деятельности;

• государственное воздействие на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью. Как правило, каждая отрасль предполагает лишь для нее специфичные юридические средства воздействия на определенный вид общественных отношений. Однако в целом ряде случаев отрасли права регулируют не только типичные для них общественные отношения, но и отношения, так или иначе тесно связанные с этими типическими. Тогда и метод правового регулирования включает характерные не только для данной отрасли, но и для других отраслей права юридические средства. Кроме того, в сложных отраслях, к которым, вне всякого сомнения, относится предпринимательское право, обычно используется не один, а сочетание нескольких методов правового регулирования.

В общетеоретическом плане метод правового регулирования общественных отношений определяется с учетом следующих компонентов:1

а) порядок установления прав и юридических обязанностей;

б) степень определенности предоставленных прав и автономности действий их субъектов;

в) подбор юридических фактов, влекущих правоотношения;

г) характер правового положения сторон в правоотношениях, в которых реализуются нормы, распределение прав и обязанностей между субъектами;

д) пути и средства обеспечения субъективных прав.

Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы.

В Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства и конституционные ограничения. Конституция разграничивает компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим разграничением проводит дифференциацию источников права.

кодексы: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ и др.

федеральные законы.Сгруппировать законы, выбрав в качестве критерия сферу предпринимательства, которая тем или иным актом регулируется:

- законы, регулирующее общее состояние определенного вида рынка, например ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ ≪О рынке ценных бумаг≫;

- законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», от 8 сентября 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах», от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

- законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например Закон РСФСР от 26 июня 1991г. № 1488-1 ≪Об инвестиционной деятельности≫, федеральные законы от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ ≪О связи≫, от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ ≪О рекламе≫, от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и др.;

- законы, устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках

и банковской деятельности», Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 ≪О товарных биржах и биржевой торговле≫ и др.;

- законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например федеральные законы от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ ≪О лицензировании отдельных видов деятельности≫, от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ ≪О техническом регулировании≫, от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и др.

Подзаконные акты также играют большую роль в деле регулирования предпринимательской деятельности. Среди них мы должны в первую очередь назвать указы Президента РФ. Указы призваны восполнить пробелы в решении законом тех или иных вопросов. Постановления Правительства РФ. Акты Правительства должны издаваться в развитие и во исполнение законов и указов.

Большой массив источников предпринимательского права - нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.55.63 (0.005 с.)