Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап поиска авторского решения

Поиск

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСОВЫХ И КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ

Учебным планом философского факультета предусмотрены различные формы самостоятельной работы студентов. Среди них: курсовые и квалификационные (или выпускные) - дипломные, магистерские работы.

Все указанные формы должны быть системно связаны и представлять собой последовательные ступени научной подготовки студентов. В дальнейшем материалы курсовых работ в качестве составляющих могут входить в тексты дипломных и магистерских работ. В идеальном варианте, курсовые работы должны содержать 1/2 дипломной или магистерской работы, а последние – 1/3 кандидатской. Таким образом, цель курсовых и дипломных работ – подготовить студента к научной работе, а также выделить, обосновать, «нащупать» проблему, которая могла бы стать темой кандидатской диссертации.

Курсовые работы выполняют студенты I-IV курсов.

Курсовая работа должна представлять собой завершенное исследование, в котором качественно освещены основные вопросы темы, а все структурные элементы работы логически упорядочены и взаимосвязаны. Текст курсовой работы составляется по общепринятым требованиям: введение, раздел с изложением результатов исследования, выводы, список использованных источников.

В соответствии с «Положением об организации учебного процесса в высших учебных заведениях», утвержденным приказом Министерства образования Украины от 2 июня 1993 года №161 (п.3.9.2.), курсовые работы являются одним из видов индивидуального задания с элементами научно-исследовательского, творческого ха­рактера.

1. Цель и задачи курсовых работ: углубление, обобщение и закрепление знаний студентов по учебной дисциплине, использование их для решения конкрет­ного профессионального задания и развитие умений и навыков самостоятельной ра­боты с учебной и научной литературой, ЭВМ, лабораторным и научным оборудова­нием с использованием современных информационных средств и технологий, при­витие студентам элементов научно-исследовательской, творческой работы.

Курсовая работа не является пересказом изученного материала, а представляет собой его творческую переработку на основе знакомства с состоянием исследований по избранной теме и самостоятельного грамотного применения понятийного и методологического аппарата науки.

Система курсовых работ обеспечивает подготовку студентов к выполнению квалификационной работы на завершающем этапе обучения.

Количество курсовых работ определяется рабочим учебным планом.

2. Тематика курсовых работ определяется кафедрами, ведущими те учебные дисциплины, по которым предусмотрены курсовые работы. Тематика курсовых ра­бот должна соответствовать содержанию и задачам учебной дисциплины и быть тесно связанной с практическими потребностями конкретной профессии, отвечать современному состоянию и перспективам развития науки, техники и культуры. Те­матика курсовой работы должна быть реальной, научной, современной и направлен­ной на получение студентами навыков самостоятельной творческой работы.

Приблизительный перечень тем курсовых работ по всем специальностям см. в Приложении.

3. Организация и руководство курсовыми работами.

Общий перечень тем курсовых работ ежегодно обновляется соответствующей кафедрой и своевременно доводится до сведения студентов. Количество предлагае­мых тем курсовых работ должно быть больше количества студентов на курсе.

Студентам дается право свободного выбора темы курсовой работы из пред­ложенного кафедрой перечня тем. Студент имеет право предложить свою тему с учетом целесообразности написания по ней курсовой работы и собственных инте­ресов.

Закрепление за студентом темы курсовой работы и её руководителя осуществляется решением кафедры в начале семестра, в котором предусмотреновыпол­нение курсовой работы, по личному заявлению студента.

Руководителями курсовых работ назначаются наиболее квалифицированные преподаватели соответствующей кафедры, обладающие методическим опытом и на­учной квалификацией, и другие специалисты, имеющие опыт научно-педагогиче­ской и практической работы.

После закрепления на кафедре за студентами тем курсовых работ и до начала ее выполнения руководитель работы обязан выдать студенту:

1) з адание и календарный план с указанием времени выполнения основ­ных этапов курсовой работы, утвержденные заведующим кафедрой (образец прила­гается);

2) р екомендации по использованию основной учебной и научной литера­туры, других источников информации, методов исследования и оборудования для проведения практической или экспериментальной части работы;

3) м етодические указания в печатной или электронной форме, в кото­рой указывается обязательный объем требований к курсовой работе и правилам ее оформления.

Основное требование к курсовой работе является ее комплексность, т.е. ре­шение ряда взаимосвязанных между собой вопросов; вместе с тем один из частных вопросов темы может быть разработан более подробно. Задания на курсовую ра­боту должны быть индивидуализированы, согласованы с интересами и способно­стями студента без снижения общих требований. Необходимо осуществлять диффе­ренцированный подход к курсовым работам на младших и старших курсах.

Ориентировочный объем курсовых работ - до 20-30 страниц печатного текста (шрифт «Тimes New Roman», размер 13-14 пунктов, 1,5 интервал, до 25-30 тыс. знаков), включая и приложения. Курсовая работа должна быть оформлена в соответствии с требо­ваниями Госстандарта по научной работе.

Курсовая работа выполняется студентом, как правило, на кафедре с предос­тавлением ему рабочего времени в лабораториях, кабинетах, центре компьютерных технологий, научной библиотеке ТНУ. Работа, или ее часть, может выполняться на предприятии, в организации, научных и других учреждениях.

На первых этапах написания курсовых работ целесообразно проводить со студентами установочные занятия профессоров, доцентов или одного из опыт­ных руководителей курсовых работ. На установочных занятиях разъясняются зна­чение курсовой работы для данной дисциплины, предъявляемые требования к со­держанию, объему и ее оформлению и др.

Студент в установленные сроки отчитывается на заседании кафедры о степе­ни выполнения курсовой работы. Законченная курсовая работа, подписанная студен­том и руководителем, допускается к защите.

4. Защита курсовых работ является особой формой проверки их выполне­ния, осуществляется в соответствии с графиком, утвержденным заведующим кафед­рой.

Защита курсовой работы проводится перед комиссией в составе 2-3 препо­давателей кафедры при участии руководителя курсовой работы и в присутствии сту­дентов. Защита состоит в коротком докладе (8-10 минут) студента по выполненной курсовой работе и в ответах на вопросы. Студент должен при защите дать все объ­яснения по существу выполненной курсовой работы.

Желательна апробация результатов исследования на семинарах, студенческих научных конференциях или в печати. По решению Ученого Совета философского факультета курсовая работа не может быть оценена высоким баллом, если студент не выступил с работой на конференции.

Результаты защиты курсовой работы оцениваются в соответствии с рекомендациями МОН Украины по 100-бальной шкале. Предлагается таблица перевода оценок из стобальной шкалы в четырехбальную шкалу и шкалу ECTS.

 

По стобальной шкале По шкале ECTS По национальной шкале
90-100 A 5 (отлично)
83-89 B 4 (хорошо)
75-82 C 4 (хорошо)
68-74 D 3 (удовлетворительно)
60-67 E 3 (удовлетворительно)
35-59 FX 2 (не удовлетворительно)
1-34 F 2 (не удовлетворительно)

 

Оценка записывается в зачетно-экзаменационную ведомость, составляемую в двух экземплярах, один из них хранится в делах кафедры, другой представляется в дека­нат факультета (отделения). Положительная оценка записывается в зачетную книж­ку за подписью руководителя курсовой работы.

Студент, не представивший в установленный срок курсовую работу, или не защитивший ее по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.

После защиты всех курсовых работ проводится заключительная беседа ру­ководителя с анализом качества выполненных курсовых работ студентами, с указа­нием типичных ошибок и недостатков, а также недостатков организационного ха­рактера.

Курсовые работы, представляющие определенный научно-теоретический и практический интерес, следует направлять на конкурсы студенческих научных ра­бот. Содержание курсовых работ может быть использовано студентами при написа­нии квалификационных работ на завершающем этапе обучения в университете.

Итоги защиты курсовых работ по дисциплине обсуждаются на заседании

кафедры.

5. Курсовые работы хранятся на кафедре в течение одного года, затем спи­сываются по акту в установленном порядке.

6. Объем времени, отведенный преподавателю за руководство и проведение защиты курсовой работы, определяется нормами времени для расчета и объема учебной работы, утвержденными приказом Министерства образования Украины от 7 июня 1996 г. См. [12, с. 21-23].

В соответствии с «Положением об организации учебного процесса в высших учебных заведениях», утвержденным приказом Министерства образования Украины от 2 июня 1993 года №161 (п.3.12.3), студенты выпускных курсов университета на завершающем этапе обучения по определенному образовательно-квалификацион­ному уровню - «бакалавр», «специалист», «магистр» - выполняют соответственно квалификационные работы: выпускные, дипломные, магистерские. На философском факультете в соответствии с учебным планом пишут только дипломные и магистерские работы.

2. Квалификационная работа - это индивидуальное задание научно-исследо­вательского, творческого или конструкторского характера и является одной из форм выявления теоретических и практических знаний, умений и навыков.

3. Квалификационная работа имеет своей целью:

• систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по избранной специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных, технических, экономических, производственных, социальных и других задач;

• развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой научного исследования и эксперимента, связанных с темой работы.

4. Дипломная работа специалиста должна иметь законченный характер по исследуемым проблемам с конкретными выводами и обобщениями, содержать элементы самостоятельного научного поиска, демонстрировать способность сту­дента к овладению современными методиками научных исследований в данной специальной области, а также способность к самостоятельному проведению науч­ных исследований или их части: может быть продолжением курсовых работ бакалавра. Объем дипломной работы должен составлять 70-80 страниц печатного текста (Шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, полуторный интервал, 50-60 тыс. знаков).

5. Магистерская работа выполняется на завершающей стадии обучения студента подготовки уровня «магистр». Требования к магистерской работе выше, чем к дипломному исследованию. Она должна содержать научную новизну, демонстрировать способность студентов к творческой, самостоятельной научно-исследовательской работе. Все полученные выводы должны быть научно обоснованы и иметь практическую ценность для данной области знаний. Автор обязан продемонстрировать безупречное владение научной терминологией и использовать в своей работе новейшие сведения по данной теме (желательно использование литературы на иностранных языках). Отдельные части работы должны пройти апробацию на научных конференциях (семинарах) или в печати.

Объем работы - 80-100 страниц (Шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, полуторный интервал; 70-80 тыс. знаков).

6. Тематика квалификационных работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, техники и культуры, по своему содержанию отвечать задачам, изложенным в п.2 настоящего Положения. При выборе тематики необходимо учитывать реальные задачи науки, техники и культуры.

7. Тематика квалификационных работ определяется выпускающими (профили­рующими) кафедрами, рассматривается и утверждается Ученым Советом факульте­та.

8. Общий перечень тем квалификационных работ ежегодно обновляется и свое­временно доводится до сведения студентов. Количество предлагаемых тем квалифи­кационных работ должно быть больше количества студентов выпускного курса.

9. Студентам предоставляется право выбора темы квалификационной работы. Студент может предложить для подготовки квалификационной работы свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки и написания. Допус­каются случаи выполнения комплексной тематики несколькими студентами.

10. Закрепление за студентом темы квалификационной работы по его личному за­явлению и представлению кафедры оформляется приказом ректора университета. Этим же приказом ректора по представлению кафедры назначаются руководители квалификационных работ из числа профессоров и доцентов и по представлению де­кана - рецензенты. Руководителями (или соруководителями) могут быть высоко­квалифицированные специалисты других учреждений и предприятий, а также наи­более опытные преподаватели и научные сотрудники университета.

11. После закрепления приказом ректора темы квалификационной работы и до начала ее выполнения руководитель работы обязан выдать студенту:

1) з адание и календарный план выполнения квалификационной работы, ут­вержденные заведующим кафедрой (прилагается);

2) р екомендации по использованию основной научной литературы, спра­вочных материалов и других источников информации, методов исследования и оборудования для проведения экспериментальной части работы;

3) методические указания в печатной или электронной форме, в которых устанавливается обязательный объем требований к квалификационной работе и к правилам ее оформления.

12. В случае необходимости кафедре предоставляется право по предложению ру­ководителя магистерской работы приглашать консультантов по отдельным разде­лам работы за счет лимита времени, отведенного на ее руководство. Консультанта­ми могут назначаться профессора и преподаватели других кафедр, факультетов и ву­зов, а также высококвалифицированные специалисты и научные работники других учреждений и предприятий. Консультанты проверяют соответствующую часть вы­полненной студентом магистерской работы и ставят на ней свою подпись.

13. Студент может по рекомендации кафедры представить квалификационную работу на одном из иностранных языков; защита может сопровождаться вопросами к студенту на этом же языке.

14. Работа выполняется студентом, как правило, на кафедре с предоставлением ему рабочего места в лабораториях, кабинетах, Центре Компьютерных Технологий, научной библиотеке ТНУ. Работа (или ее часть) также может выполняться в организации, в научных и других учреждениях.

15. Студент, в установленные заведующим кафедрой сроки, отчитывается на за­седании кафедры о степени выполнения квалификационной работы.

16. Законченная квалификационная работа, подписанная студентом и консультан­тами, предоставляется научному руководителю. После одобрения работы руководи­тель подписывает ее и вместе со своим письменным отзывом предоставляет заве­дующему кафедрой. В отзыве должна быть характеристика проделанной работы по всем ее разделам. Заведующий кафедрой на основании этих материалов решает во­прос о допуске студента к защите, делая об этом соответствующую запись на работе. В случае, если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите работы, то этот вопрос выносится на заседание кафедры с участием руково­дителя и затем на Ученый Совет факультета, где принимается окончательное реше­ние о допуске к защите.

17. Квалификационная работа, допущенная выпускающей (профилирующей) ка­федрой к защите, направляется заведующим кафедрой на рецензию, а затем - вместе с рецензией в ГЭК для защиты.

18. Порядок защиты квалификационных работ определяется «Инструкцией об ор­ганизации работы государственной экзаменационной комиссии в Таврическом на­циональном университете им. В, И. Вернадского», утвержденной ректором 24 апре­ля 2001г. Студент, который не выполнил в установленный срок дипломной работы или при ее защите получил «неудовлетворительно», не допускается к сдаче государственных экзаменов. При этом студент имеет право защитить работу повторно через год, в том случае, если ГЭК, проанализировав исследование, принимает решение, что работа может быть соответствующим образом исправлена. Иначе студент должен выбрать другую тему дипломной работы.

19. Квалификационные (дипломные, магистерские) работы хранятся на кафедре в течение 3-х лет, затем списываются в установленном порядке. Луч­шие магистерские работы, представляющие значительный научный (практиче­ский) интерес, по решению ГЭК передаются по акту в библиотеку (на правах ав­торской рукописи). См. [11, с. 24-26].

 

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Как уже отмечалось, курсовая, дипломная и магистерская работы представляют собой различные формы и ступени научной деятельности. Их различие – в объеме, глубине решения и значимости результатов. Вместе с тем, каждая из указанных форм идентична другой по творческой сути, процессуальной организации, направленности на новый, значимый результат. В п. 2.3.2. приведены соответствующие ГОСТы (государственные стандарты), общепринятые нормы и правила по выполнению и оформлению курсовых, дипломных и научных работ.

Всякий творческий процесс (в том числе курсовая или квалификационная работа) состоит из следующих основных этапов:

- открытия, поиска актуальной ситуации, постановки проблемы и выдвижение авторской гипотезы ее решения;

- поиска и нахождение решения проблемы;

- изложение и соответствующие оформления найденного решения;

- защиты полученных результатов и указание перспектив использования полученных знаний.

- Далее проводится более подробная характеристика отдельных этапов научного исследования.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

2.1.1.Выбор темы

Важнейшей задачей подготовительного этапа являются поиск, открытие и формулировка актуальной, творческой, потенциально богатой новыми результатами, и в то же время интересной и перспективной для студента темы.

Тематика курсовых и квалификационных работ на философском факультете утверждается кафедрами в соответствии с существующими специализациями. Списки тем курсовых и квалификационных работ предлагаются преподавателями, ведущими дисциплины (по которым и предполагается их написание). Приблизительный перечень тем курсовых работ по всем специальностямсм. в Приложении.

Студенты выбирают из предложенного списка тему курсовой работы и научного руководителя. Ориентируясь на собственный научный интерес и направления научной работы кафедр и преподавателей, студент также может предложить свою формулировку темы с обоснованием необходимости и целесообразности ее разработки, уточнив и согласовав её редакцию с предполагаемым руководителем.

Необходимо рационально подбирать темы курсовых работ, выполняемых студентами за весь период обучения, таким образом, чтобы они вместе с дипломной работой составляли единую систему последовательно усложняемых и взаимосвязанных работ. Курсовая работа оценивается руководителем только по итогам проведения процедуры защиты. При защите работы студент учится не только правильно излагать свои мысли, но и аргументировано отстаивать, защищать выдвигаемые положения.

При подготовке научной работы, следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована её тема – тем лучше. Не следует увлекаться слишком широкими, общими темами, например: «Проблема человека», «Сущность развития», «Бытие и мир», «Проблема истины», «Сущность искусства», «Политическая система», «Политические режимы». Невозможно на 30-80 страницах представить серьезный анализ таких фундаментальных тем. Чем конкретнее тема, тем проще сконцентрировать усилия для ее успешного завершения. Стиль и содержание курсовых и дипломных работ, несомненно, должны отвечать характеристикам научной работы (как, к примеру, в статьях, но не в учебниках, словарях и справочниках). Однако это не значит, что следует выбирать такие темы для исследований, разработка которых потребовала бы многолетних усилий целого научного коллектива.

Если работу нужно написать в предельно сжатые сроки, то при выборе темы можно воспользоваться следующими советами:

· выбрать чрезвычайно узкую, конкретную тему;

· тема должна быть близка к современности, чтобы не прорабатывать огромный массив литературы историко-философского характера;

· материал для работы должен быть доступен.

При выборе темы также следует помнить, что современный предмет всегда сложнее классического, так как трудности возникнут не только в сборе материала, но и из-за недостаточной степени его разработанности. Однако если современная тема Вас привлекла, нужно отнеситесь к данному предостережению как к совету, а не запрету. Подробнее об этом см. [15, с. 28-31].

Прежде чем утверждать тему, необходимо продумать первоначальную библиографию и составить предварительный план работы. Не исключено, что современная тематика вызовет большие трудности в сборе литературы, нежели классическая. Весьма выигрышной и уникальной будет тема, по которой имеются оригиналы и источники на разных языках. Если Вы хорошо владеете иностранными языками или одним из них, попробуйте самостоятельно перевести какую-то основную, проблемную часть работы на этом языке и использовать в Вашей работе.

Следует отметить, что «легких» тем не бывает. Более того, к «легким» темам часто могут предъявить требования новизны или более глубокого анализа, что потребует от автора особой творческой и скрупулезной работы.

 

2.1.2.Сбор материала и составление предварительного плана исследования

К написанию работы приступают со сбора материала (литературы).

Качественные характеристики курсовой и дипломной работы зависят от того, насколько удачно подобраны источники и литература для их написания.

Поиск литературы можно начать со статей из энциклопедий и энциклопедических словарей, последних годов издания (поиск осуществляется по ключевому слову), которые дадут общую базовую информацию. Статьи, при этом, помогут студенту определить круг авторов, занимающихся данной проблемой. Далее можно расширить список источников по теме, отбирая литературу по фамилии автора или по ключевым словам, работая с библиотечными каталогами, в том числе и электронными, имеющимися в Интернете на сайтах различных университетов, академий и др. образовательных и научных структур, (например, в электронной библиотеке ТНУ имеется превосходная картотека ИНИОН РАН со специализацией – Философия).

Для подготовки курсовых и квалификационных работ требуется изучить и использовать научные достижения в исследуемой области. При сборе материала следует обращаться к библиотечным ресурсам, используя систематический и алфавитный каталоги. В систематическом каталоге карточки располагаются по отраслям знаний, а в пределах одной отрасли – по отдельным темам. Следует использовать также ресурсы поисковых систем сети Интернет (например, таких, как Bing, Google, Rambler, Yahoo, Yandex и др.) и электронных библиотек.

Приступая к подбору литературы, полезно ознакомиться с периодическими изданиями, монографиями, материалами конференций, сборниками научных статей. Методом поиска подобной литературы может стать обзор специализированных периодических изданий (как правило, в последнем номере журнала за тот или иной год, дается перечень материалов, опубликованных в данном издании ). Фиксировать внимание нужно не только на работах, затрагивающих вопросы выбранной темы, но и на авторах, которые занимались когда-либо данными проблемами. Продолжая накапливать источники по выбранной теме в уже отобранных работах, следует обратить внимание на имеющихся в них ссылки на другие работы по данной либо близкой по смыслу проблематике, обращаясь к которым, можно обогатить и расширить круг источников.

Перед написанием курсовой или квалификационной работы, стоит также просмотреть список авторефератов, защищенных в Украине диссертаций (в электронной библиотеке ТНУ находится более 10 000 полных текстов работ, относящихся к различным сферам науки). Обращение к электронному каталогу поможет сориентироваться в основных направлениях современного научного поиска, быть в курсе последних достижений в той или иной области знания.

Для того, чтобы достаточно быстро составить представление о большом массиве литературы, Вы можете воспользоваться советом У. Эко:

· внимательно проработать оглавление книги – это поможет быстро уяснить суть затрагиваемых автором проблем;

· обратить особое внимание на прочтение «введения» и «заключения» – это даст возможность, не теряя времени, составить первое впечатление и решить, достойна она вашего внимания или нет [14, Глава III].

К изучению источников следует подходить серьезно: необходимо проанализировать их содержание, осмыслить позицию автора, дать собственную оценку и интерпретацию раскрываемой в них проблематике. Целесообразно в ходе работы делать соответствующие выписки (заметки и цитаты) из текста с указанием источника, его исходных данных, общего количества страниц, чтобы в последующем при оформлении библиографического списка избежать повторного поиска использованного библиотечного ресурса.

При работе в сети Интернет и с другими электронными источниками информации следует быть внимательным. Это связано с тем, что организации, заносящие информацию в Интернет или на диски, зачастую не обладают должной компетентностью для отбора строго научной информации по той или иной тематике. В результате этого:

· при публикации в электронном виде научных трудов, как правило, встречается множество опечаток, неверных библиографических ссылок (или полное их отсутствие), фактических ошибок и элементарная научная небрежность. Это может привести к существенному изменению первоначального смысла оригинального источника, а Ваша работа потеряет свою обоснованность;

· известная доля электронных копий с типографского оригинала имеет не оговоренные сокращения, упрощения и т. д., что создает неполную или искаженную картину об источнике;

· некоторые переводы иностранной литературы на русский язык осуществляются с помощью электронных переводчиков, без дальнейшего редактирования текста. Подобная практика приводит к значительному искажению оригинала;

· огромный массив информации, помещенный в Интернете или тиражируемый на дисках, является откровенным плагиатом. Его использование в Вашей работе без ссылки на первоисточник запрещено, к тому же это знак слабой осведомленности в исследуемом вопросе;

· многие Интернет-сайты недолговечны, поэтому повторное обращение к ним затруднено, и, следовательно, теряет смысл ссылка на источник получения информации.

Ссылки на источники, цитирование – это Ваши аргументы, с помощью которых обосновываются идеи работы. Если эти аргументы некачественные, то такой же окажется и Ваша работа. Так, если Вы нашли понравившийся Вам текст без имени автора и ссылок на использованную литературу, не переносите фрагменты этого текста в свою работу, так как может оказаться, что этот текст известного автора, а Вы будете уличены в плагиате.

Чтобы избежать ошибок при использовании подобного рода информации, целесообразно выполнять ряд требований.

1. Существуют статьи, посвященные анализу сайтов по разнообразным тематикам с научным анализом содержащейся в них информации (см. профилирующий журнал по вашей теме). Их изучение поможет избегнуть множества ошибок и недоразумений при работе с электронной информацией.

2. При обращении к электронным информационным ресурсам, в первую очередь, следует обратить свое внимание на его автора и ссылку на источник. Приоритет в выборе информации, размещенной на разных сайтах, следует отдавать научным организациям и образовательным учреждениям (ВУЗам, Академиям наук, научным институтам и пр., которые сами осуществили подбор исследовательского материала).

3. При работе с материалом стоит посмотреть библиографическую справку того или иного источника. Если это данные конференции, то, выяснить когда и где она проводилась, кто был ее организатором и кто принимал участие в ее работе. Если Вы работаете с электронной версией книги, необходимо составить полную библиографическую справку о ней и по возможности свериться с библиотечным каталогом.

4. При работе над курсовой, а уж тем более над квалификационной работой, нецелесообразно использовать сайты (диски) рефератов. Во-первых, они, как правило, имеют крайне низкую степень качества, зачастую это плагиат, при этом установить авторство практически невозможно. Во-вторых, их использование - это признак неспособности к самостоятельному анализу материала. Одним из важнейших требований, предъявляемых к научным работам студентов, является самостоятельное, творческое их выполнение. Механическое списывание текстов, заимствованных из Интернета, компиляция различных частей и объединение заимствованных положений из учебников и любых других источников является недопустимым, приравнивается к «плагиату» и оценивается неудовлетворительной оценкой.

5. При работе с электронными источниками информации, необходимо тщательно вычитать текст, а при цитировании желательно свериться с его типографским аналогом.

 

ЭТАП ОФОРМЛЕНИЯ АВТОРСКОГО РЕШЕНИЯ

Название работы

Если возникла необходимость уточнить название работы, то можно воспользоваться следующими рекомендациями. «Название работы должно быть по возможности коротким, соответствовать сути разрешенной научной задачи, указывать на цель исследования и его законченность. Иногда для большей конкретизации к названию следует добавить небольшой (4-6 слов) подзаголовок. В названии нежелательно использовать усложненную терминологию псевдонаучного характера. Необходимо избегать названий, которые начинаются со слов «Исследование вопроса...», «Исследование некоторых путей», «Отдельные вопросы...», «Материалы к исследованию...», «К вопросу» и т. д., где не отражена в достаточной мере суть проблемы» [8, с. 29].

Оглавление, или содержание (правила оформления см. в разделе 2.3.2.)

Содержание располагается в начале работы и включает перечень разделов, подразделов и пунктов (с указанием соответствующего номера страницы).

Перечень условных обозначений, символов, единиц, сокращений и терминов (в очень редких случаях)

«Если в работе использована специфическая терминология, а также использованы малоизвестные сокращения, новые символы, и т. д., то их перечень может быть подан в виде отдельного списка, который помещают перед введением.

Перечень нужно печатать в виде двух колонок, в которых слева по алфавиту, например, приводят сокращения, справа – их детальную расшифровку.

Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т. п. повторяются меньше трех раз, то перечень не составляют, а их расшифровку дают в тексте при первом упоминании» [8, с. 29].

 

Структура введения

В этой части исследования дается общая характеристика работы в рекомендованной ниже последовательности. Указанная систематизация основных элементов исследования позволит студенту методически верно выстроить структуру работы и сделать обоснованные и конкретные выводы. В исследовании постоянно помните о выдвигаемых Вами пунктах введения, это поможет Вам абстрагироваться от второстепенных задач и сосредоточиться на главном – реализации цели исследования.

Актуальность темы

Основная часть

«Основная часть складывается из разделов, подразделов, пунктов и подпунктов. Каждый раздел начинают с новой страницы. Раздел должен начинаться предисловием с коротким описанием выбранного направления исследования и обоснованием применяемых методов исследований. В конце каждого раздела формулируют выводы со сжатым изложением полученных в разделе результатов, что даст возможность освободить заключение от второстепенных подробностей» [8, с. 31].

Следует помнить, что изложение материала подчиняют одной ведущей идее, четко обозначенной студентом во Введении.

Работа будет более обоснованной, если в первом разделе студент представит обзор литературы по теме и выбор путей исследования. «В обзоре литературы необходимо очертить основные этапы развития научной мысли по выбранной теме. Кратко, критично рассматривая работы предшественников, исследователь должен назвать те вопросы, которые остались нерешенными и, следовательно, обозначить свое место в решении проблемы. Далее «обосновывают выбор направления исследования, рассматривают методы решения задач [8, с. 31].

Каждый раздел должен сопровождаться выводами, которые необходимо формулировать в виде конкретных суждений (о чем говорится и что утверждается). Собственные результаты необходимо четко выделять, указывая при этом их отличия от результатов других авторов.

Распространенные ошибки, совершаемые при написании основной части работы

Одной из распространенных ошибок при написании работы является неправильное понимание сущности теоретического анализа, когда вся курсовая работа сводится к переписыванию целых страниц из нескольких источников. Чтобы работа не граничила с плагиатом, серьезные теоретические положения необходимо давать со ссылкой на первоисточники.

Другая крайность состоит в перегрузке работы длинными цитатами из авторитетных теоретических публикаций. Давая, например, то или иное определение надо своими словами пересказать, кто из ученых и в каких источниках дает определение (понятия) этого термина и обязательно сравнить разные точки зрения, показать совпадения и расхождения, а также наиболее доказательные выводы в их рассуждениях.

В курсовой и магистерской работе, анализируя литературу по теме исследования, автору необходимо обязательно высказывать свое мнение и отношение к затрагиваемым сторонам проблемы. Например, таким образом:

«...С нашей точки зрения, анализ источников позволяет сформулировать некоторые выводы, касающиеся состояния рассматриваемого явления. Во-первых, … Во-вторых, … И, наконец, в-третьих…»

 

Выводы

В заключении дается оценка содержания работы с точки зрения соответствия целям исследования, с позиции подтверждения гипотезы. Заключение включает перечень результатов исследования, которые имеют обобщенный вид, раскрывают их смысл и формулируются в виде выводов. Отмечается, были ли результаты известны ранее, кем получены, соответствуют ли известным ранее, противоречат или дополняют их. Кроме того, в заключении намечаются возможные перспективы исследования и возможность применения полученных результатов на практике.

«Излагают наиболее важные результаты, полученные в работе.

В первом пункте выводов кратко оценивают состояние вопроса. Далее в выводах раскрывают предложенные автором способы решения поставленной проблемы, сопоставляя с уже известными способами решения» [8, с. 31-32].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.216 (0.014 с.)