Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древности, Средневековья, начала нового времени

Поиск

ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

ДРЕВНОСТИ, СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ

(VI-XVIII ВЕКА)

 

 

Самара

2009

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ

ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

ДРЕВНОСТИ, СРЕДНЕВЕКОВЬЯ,

НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ

(VI-XVIII ВЕКА)

 

 

Самара

Издательство «Самарский университет»

2008
Печатается по решению Редакционно-издательского совета

Самарского государственного университета

 

Составители:доктор исторических наук, проф. Л.М. Артамонова,

доктор исторических наук, проф. Ю.Н. Смирнов

Рецензент кандидат исторических наук, доц. Т.И. Ведерникова

 

История русской культуры древности, средневековья, начала нового времени (VI-XVIII века): методические указания для студентов/ сост. Л.М. Артамонова, Ю.Н. Смирнов. - Самара: Издательство «Самарский университет», 2008. - 44 с.

 

 

© Артамонова Л.М., Смирнов Ю.Н., составление, 2008

© Самарский государственный университет, 2008

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение к программе и методическим указаниям…………….……........3

Программа курса…………………………………………………….……....4

Сокращения названий основных музейных собраний, упоминаемых в списке памятников русской культуры.………………………………….……..........10

Памятники русской культуры.........................................…………………...11

Задания к семинарским занятиям...............................................…………...31

Вопросы к экзамену по истории русской культуры................…………...36

Рекомендуемая литература...……………………………………………….38

Ключевые слова и словосочетания................................................................43

ВВЕДЕНИЕ К ПРОГРАММЕ И МЕТОДИЧЕСКИМ УКАЗАНИЯМ

Выделение истории культуры в отдельную дисциплину позволяет более цельно подойти к этой важнейшей стороне жизни об­щества, которая несколько терялась в общем ряду с другими пробле­мами отечественной истории. Становится возможным ближе познакомиться с конкретными памятниками русской культуры, научить студента узнавать знакомые и понимать неизвестные ему творения национальной материальной и духовной культуры, исходя из хронологических, стилистических, жанровых и других признаков.

Курс истории русской культуры рассчитан на освоение как теоретического, так и конкретного материала. Этими задачами определена структура данной программы. Она вклю­чает, во-первых, перечень основных разделов и вопросов, выделен­ных по хронологическому и тематическому признакам. Во-вторых, в ней содержится список тех памятников русской культуры, знакомство с которыми является обязательным. В-третьих, прог­рамму дополняют перечень семинаров и экзаме­национных вопросов, указатель рекомендуемой литературы.

Изучение истории культуры предусматривает большую самостоя­тельную работу студентов с литературой по данному курсу. На это нацеливает большой объем изучаемого материала, с одной стороны, и отсутствие полноценных учебников, соответствующих данной програм­ме, с другой стороны. Как общий список рекомендуемой литературы, так и указатели публикаций произведений литературы, драматургии, фольклора не яв­ляются закрытыми. Студенты могут использовать не указанные здесь издания, если они содержат материалы и сведения по изучаемым темам, эпохам, памятникам.

Перечень произведений изобразительного искусства до­полнен указанием на основные музейные собрания, где хранятся дан­ные произведения. Это поможет найти изображение и описание памят­ников искусства в альбомах и каталогах указанных музеев. Архитек­турные памятники даны под принятыми в литературе названиями с указанием их местонахождения, что также ориентирует не только на специальные работы по истории зодчества, но и на путеводители, спутники, альбомы по отдельным городам. В программе приведены на­иболее известные и имеющие большой тираж грамзаписи русской музы­ки.

Основным критерием оценки знания памятников культуры будет умение узнать по слайдам, фотографиям, репродукциям, фонозаписям произведения архитектуры, изобразительного искусства, музыки, пе­редать содержание литературных и фольклорных произведений, ука­зать главные временные, жанровые, стилистические, авторские приз­наки всех этих памятников. Ответы на теоретические вопросы должны представлять собой связный рассказ по тому или иному хронологическому и тематическо­му разделу программы. Упоминание памятников культуры, которые от­носятся к указанным разделам, является обязательным. При этом четко следует представлять исторические условия возникновения, существования явлений и памятников культуры с учетом знаний, по­лученных как в ходе занятий по истории культуры, так и при изуче­нии общего курса отечественной истории.

 

ПРОГРАММА КУРСА

Введение

Понятие культуры. Материальная и духовная культура. Многооб­разие видов искусства и творчества. Предмет и задачи курса исто­рии отечественной культуры. Его связь с историческими и другими дисциплинами. Историография и периодизация русской культуры.

Источники по истории отечественной культуры. Значение куль­турного наследия и задачи его сохранения. Крупнейшие хранилища памятников отечественной культуры. Города-музеи, историко-архи­тектурные и этнографические музеи-заповедники, исторические, кра­еведческие, мемориальные и художественные музеи, архивы и библио­теки.

 

Устное народное творчество

Прозаические жанры русского фольклора. Сказки: о животных, волшебные, бытовые. Предания, легенды, былички. Поэтические жанры фольклора. Героические былины. Былины-новеллы. Баллады. Истори­ческие песни. Духовные стихи и их исполнители - "калики перехо­жие". Скоморохи и "смеховой мир" в русском фольклоре. Лирика сва­дебного и других народных обрядов. Хороводные, игровые, необрядо­вые лирические песни. Собирание и исследование памятников фоль­клора.

4. Письменность, грамотность, образование в Древней Руси и Российском государстве до конца XVII века

Зарождение письменности. Создание славянской азбуки. Кирил­лица и глаголица. Распространение грамотности и книжности на Ру­си. Берестяные грамоты. Искусство рукописной книги: материалы и орудия письма, графика, миниатюра. Появление книгопечатания (Иван Федоров) и его развитие в ХVI-ХVII вв. Школа. Буквари Василия Бурцева и Кариона Истомина. Славяно-греко-латинская академия.

Древнерусский календарь. Естественнонаучные знания. Русские путешественники и землепроходцы.

5. Русская литература, общественно-политическая и
историческая мысль до конца XVII века

Своеобразие бытования древнерусских литературных произведе­ний. "Литературный этикет" и традиционность. "Средневековый исто­ризм", гражданственность и патриотизм древнерусской литературы. Ее основные жанры: агиография, слова и поучения, хождения, воинс­кие, нравоучительные и сатирические повести, притчи, стихотворс­тво. Переводы. Летописи как памятник художественной литературы и исторической мысли. Летописные своды. Степенная книга. Историчес­кие повести. Хронографы. "Великие Минеи Четии". Русские писатели и книжники: Нестор, Владимир Мономах, Афанасий Никитин, Ермо­лай-Еразм, митрополит Макарий, протопоп Сильвестр и др.

Общественная мысль и публицистика. Их расцвет в конце XV-XVII вв. Иосифлянские и нестяжательские традиции. Иосиф Волоц­кий. Нил Сорский. Максим Грек. Поиск места Российской державы в истории и современности. Теория "Москва - третий Рим" и "Сказание о князьях Владимирских". Споры о путях политического развития страны. Иван Пересветов. Иван Грозный. Андрей Курбский. Уроки "Смутного времени". Авраамий Палицын. Иван Тимофеев. Отражение в публицистике раскола русской церкви. Протопоп Аввакум и его сов­ременники. Предтечи "новой" культуры. Юрий Крижанич. Симеон По­лоцкий. Сильвестр Медведев.

Древнерусская живопись

Изобразительное искусство в Киевской Руси и русских землях X-XIII веков. Особенности средневековой живописи. Техника мозаики, фрески, иконописи, миниатюры. Композиция храмовой росписи. Византийские иконы и греческие художники на Руси. Византийская традиция в русской иконе XII-XIII вв. Зарождение живописных школ в русских землях.

Расцвет средневековой живописи в XIV-XV вв. Иконопись Новгорода и Северо-восточной Руси в первой половине и середине XIV в. Феофан Грек. Андрей Рублев. Иконостас и его чины: местный, деисусный, праздничный, пророческий, праотеческий. Живопись конца XV-ХVI веков. Дионисий, его сотрудники и ученики. Монументальные росписи Ферапонтова монастыря и Московского Кремля. Пути развития русской живописи в XVI в.

Монументальная и станковая живопись XVII века. Зарождение новой художественной системы. Иконописцы "строгановской школы". Симон Ушаков и его современни­ки. Храмовые росписи XVII вв. Артели Гурия Никитина, Дмит­рия Григорьева-Плеханова и других мастеров. Парсуны. Лубок.

Живопись XVIII века

Живопись и графика в первой половине и середине XVIII в. Изменение художественной системы и техники: светская живопись, рисунок, гравюра. Начало расцвета портретного жанра. Первые русские художники-портретисты. И.Н.Никитин. А.М.Матвеев. Портрет середины XVIII в. в творчестве И.Я. Вишнякова, А.П.Антропова, И.П.Аргунова и др. Провинциальный портрет. Гравюра и рисунок. А.Ф.Зубов. М.И.Махаев. Мозаики М.В.Ломоносова. Художники-иностранцы в России (Россика).

Живопись второй половины XVIII в. Великие русские портретисты Ф.С.Рокотов, В.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский и их современники. Академия Художеств и академическая школа в живописи. Исторические и мифологические полотна А.П.Лосенко, Г.И.Угрюмова, П.И.Соколова. Начало русской пейзажной и жанровой живописи и графики: И.А.Ерменев, М.Шибанов, Г.И.Скородумов, С.Ф.Щедрин, Ф.Я.Алексеев, М.М.Иванов.

Скульптура XVIII века

Скульптура барокко. Б.К.Растрелли-старший. Декоративная скульптура.

Скульптура русского классицизма. Обращение к наследию античности, темам патриотизма и гражданственности в творчестве М.И.Козловского, Ф.Г.Гордеева, И.П.Прокофьева, Ф.Ф.Щедрина. Надгробия. И.П.Мартос. Скульптура в архитектурных ансамблях, сооружениях и парках. Э.М.Фальконе. Скульптурный портрет. Ф.И.Шубин.

Музыка и театр в XVIII веке

Многоголосое хоровое пение. Канты. Инструментальная музыка и оркестры. Оперное искусство. Балет. Музыка в придворном, городском и крестьянском быту. Возникновение национальной композиторской школы. Е.И.Фомин. И.Е.Хандошкин. Д.С.Бортнянский. М.С.Березовский. А.О.Козловский.

Попытки создания общедоступного публичного театра при Петре Первом. Любительские спектакли при дворе. Школьные театры в духовных и светских учебных заведениях. Профессиональные труппы иностранных актеров.

Драматургия русского классицизма: трагедии и комедии. Влияние сентиментализма на театральный репертуар. Появление драмы и комической оперы на русской сцене. А.П.Сумароков - драматург и театральный деятель. Создатель русского профессионального театра, актер и режиссер Ф.Г.Волков. Его друг и последователь И.А.Дмитревский. Массовые театральные зрелища.

Крепостной театр. Труппа графа П.Б.Шереметева. П.И.Ковалева-Жемчугова, Т.В.Шлыкова-Гранатова и другие артисты. Дворец-театр в Останкине. Народный театр.

ПАМЯТНИКИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

КУЛЬТОВЫЕ ПОСТРОЙКИ

1. Клетские церкви: церковь Лазаря из Муромского монастыря (14-16 вв.) - заповедник "Кижи"; церковь Ризоположения из села Бородавы (15 в.) - Кирилло-Белозерский музей-заповедник; церковь Преображения из села Спас-Вежи (17 в.) - Костромской музей-запо­ведник; Никольская церковь из села Тухоля (17 в.) - Новгородский музей-заповедник "Витославлицы"; часовня Михаила Архангела из де­ревни Леликозеро (18 в.) - музей-заповедник "Кижи"; церковь Николы из села Глотова (18 в.) - Суздальский музей-заповедник.

2. Шатровые церкви: Никольская церковь в селе Лявля (16 в.); церковь Георгия из села Вершина (17 в.) - Архангельский музей-за­поведник "Малые Корелы"; Воскресенская церковь из села Патакино (18 в.) - Суздальский музей-заповедник; церковь Успения (18 в.) в городе Кондопоге.

3. Кубоватые церкви: Вознесенская церковь из села Кушерека (17 в.) - Архангельский музей-заповедник "Малые Корелы"; Никольская церковь в селе Бережная Дубрава (17 в.).

4. Ярусные церкви: Ильинская церковь в городе Белозерске (конец 17 в.); церковь Иоанна Богослова на реке Ишне (конец 17 в.); церковь Преображения из села Козлятьева (18 в.) - Суздальский музей-заповедник.

5. Ярусные многоглавые церкви: Покровская церковь (18 в.) и Преображенская церковь (18 в.) погоста Кижи, Карелия.

КРЕПОСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Надвратная башня Николо-Карельского монастыря и угловая башня Братского острога (17 в.) - музей-заповедник "Коломенское".

КАМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА

ЖИВОПИСЬ

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Сказки: "Жадная старуха"; "Василиса Прекрасная"; "Марья Моревна"; "Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке"; "Волшебный конь"; "Две доли".

Новгородские былины: "Про Василья Буслаева"; "Василей Бусла­ев молиться ездил"; "Садке".

Былины о богатырях: "Добрыня и Змей"; "Илья-Муромец и Ка­лин-царь"; "Волх Всеславьевич"; "Алеша Попович и Тугарин Змее­вич"; "Дюк Степанович"; "Михайло Потык"; "Иван Годинович".

Былины-новеллы, баллады, скоморошины: "Про Соловья Будимировича"; "Про Ставра боярина"; "Князь Роман жену терял"; "По долам девица копала коренья лютая"; "Про гостя Терентишша"; "Из монас­тыря Боголюбова старец Игренище"; "Вавило и скоморохи".

Духовные стихи: "Сорок калик со каликою"; "Аника-воин"; "Го­лубиная книга"; "Федор Тирон"; "Алексей - божий человек"; "Об ис­ходе души от тела"; "Хождение святой Девы"; "Плач Иосифа Прекрас­ного"; "Два брата Лазаря"; "Егорий, царевна и змей".

Исторические песни: "Щелкан Дудентьевич"; "Взятье Казанское царство"; "Михайло Скопин"; "Гришка Расстрига"; "Под Канатопом под городом".

Обрядовые свадебные песни и причитания: "Долина, долинушка, раздолье широкое"; "У ворот трава растет"; "Вьюн над водой"; "Собрала собор я во свой дом"; "Недолго же светику во поле цвес­ти"; "На зореньке, на зоре"; "Уж ты Волга наша, Воложка"; "Земля­ничка-ягодка"; "Как по погребу бочоночек катается"; "Мы зайдем, да красны девицы"; "Ты прости, моя да воля вольная".

Хороводно-игровые и необрядовые песни: "Ах вы сени, мои сени"; "Скоморох ходит по улице"; "Ой мы просо сеяли"; "Хожу-гуляю вдоль по каравану"; "Скажи, скажи воробушек"; "Уж как шло Горе по дороженьке"; "Не шуми, мати, зеленая дубрава"; "Как за барами житье было привольное".

ЛИТЕРАТУРА

Литература Древней Руси IX-XIII вв.

"Повесть временных лет" (начало XII в.): недатированная часть, записи под годами 6367-6420 (852-912), 6453-6505 (945-997), 6530-6532 (1022-1024), 6544-6545 (1036-1037), 6579 (1071), 6601 (1093), 6605 (1097), 6610-6611 (1102-1103); "Поуче­ние Владимира Мономаха" (рубеж XI-XII вв.); "Хождение игумена Да­ниила" (XII в.); "Слово о полку Игореве" (XII в.); "Моление Дани­ила Заточника" (XII-XIII вв.); "Слово о погибели Русской земли" (XIII в.); "Повесть с битве на Калке" (XIII в.); "Повесть о разо­рении Рязани Батыем" (XIII в.); "Житие Феодосия Печерского" (XI-XII вв.).

Литература Русских земель и княжеств XIV - XV вв.

"Задонщина" (XIV в.); "Сказание о Мамаевом побоище" (конец XIV - начало XV вв.); "Летописная повесть о Куликовской битве" (XV в.); "Повесть о Дракуле" (XV в.); "Хождение за три моря Афа­насия Никитина" (XV в.); "Житие Сергия Радонежского" (XV в.). "Повесть о псковском взятии" (начало XVI в.); "Повесть о новго­родском белом клобуке" (конец XV - начало XVI в.).

Литература и публицистика Российского государства XVI в.

"Домострой"; "Повесть о Петре и Февронии"; "Казанская исто­рия"; "Сказание о Магмете Салтане" из Большой челобитной Ивана Пересветова; Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским; "Посла­ние в Кирилло-Белозерский монастырь" и "Послание Василию Грязно­му" царя Ивана Грозного.

Литература и драматургия Российского государства XVII в.

"Сказание Авраамия Палицына"; "Повесть о преставлении князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского"; "Повесть об Азовском осад­ном сидении донских каэаков"; "Повесть о Горе и Злочастии"; "По­весть о Савве Грудцыне"; "Повесть о Ерше Ершовиче"; "Повесть о Шемякином суде"; "Азбука о голом и небогатом человеке"; "Каля­зинская челобитная"; "Сказание о куре и лисице"; "Повесть о браж­нике"; "Служба кабаку"; "Повесть о Карпе Сутулове"; "Повесть об Ульянии Осорьиной (Юлиании Лазаревой)"; "Повесть о Тверском Отро­че монастыре"; "Житие протопопа Аввакума"; Сочинения Симеона По­лоцкого: "Комедия притчи о блудном сыне", вирши "Монах", "Купецс­тво", "Жабы послушливые".

МУЗЫКА

АРХИТЕКТУРА

1. Русское барокко первой трети XVIII в. ("петровское барокко")

Доменико Трезини: Летний дворец Петра I (1710-1714 гг.) в Петербурге, Петропавловский собор (1712-1733 гг.), Петровские ворота (1717-1718 гг.) Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий (ныне здание университета) в Петербурге (1721-1742 гг.).

М.Д. Фонтана и И.Г.Шедель: дворец А.Д.Меншикова в Петербурге (1710-1720 гг.).

М.Г.Земцов: церковь Симеония и Анны в Петербурге (1731-1734 гг.).

И.П.Зарудный: церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня) в Москве (1701-1707 гг.)

Г.И.Маттарнови, Н.Ф.Гербель, Г.Киавери, М.Г.Земцов: Кунсткамера (1718-1734).

Барокко середины XVIII в.

Ф.Б.Растрелли: Смольный монастырь в Петербурге (1748-1764 гг.), Андреевская церковь в Киеве (1747-1753), дворец С.Г.Строганова (1752-1754 гг.) и Зимний дворец (1754-1762 гг.) в Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1745-1752 гг.), Екатерининский дворец в Царском селе (1752-1757 гг.).

И.Я.Шумахер, И.Ф.Мичурин, Д.В.Ухтомский: Колокольня Троице-Сергиевой лавры (1740-1770 гг.).

С.И.Чевакинский: Никольский военно-морской собор в Петербурге (1758-1762 гг.).

Ранний классицизм

А.Ринальди: Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 гг.), дворец в Гатчине (1766-1781 гг.).

А.Ф.Кокоринов, Ж.-Б.Валлен-Деламот: здание Академии Художеств (1764-1788 гг.).

Ю.М.Фельтен: Большой Эрмитаж в Петербурге (1771-1787 гг.), Чесменская церковь в Петербурге (1777-1780 гг.), ограда Летнего сада в Петербурге (1770-1784 гг.) при участии П.Е.Егорова.

Строгий классицизм

В.И.Баженов: Пашков дом в Москве (1784-1786 гг.), Михайловский (Инженерный) замок в Петербурге (1797-1800 гг.) при участии В.Ф. Бренна.

М.Ф.Казаков: Петровский дворец (ныне Военно-Воздушная академия им. Н.К.Жуковского) в Москве (1775-1782 г..), здание Сената в Московском Кремле (1776-1787 гг.), Голицынская (ныне 1-ая Градская) больница в Москве (1796-1801 гг.), здание Московского университета (1786-1793 гг., перестроено Д.И.Жилярди в 1817-1819 гг.), зал дома Благородного собрания (ныне Колонный зал Дома Союзов) в Москве (1780-е гг.)

Д.Кваренги: Главное здание Академии наук (1783-1789 гг.) в Петербурге, Эрмитажный театр (1783-1787 гг.), в Петербурге, Странноприимный дом (ныне Институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского) в Москве (1792-1807 гг.) при участии Е.С.Назарова.

И.Е.Старов: Таврический дворец (1783-1769 гг.), Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778-1790 гг., оба - Петербург).

5. Дворцово-парковые ансамбли XVIII века в окрестностях
Петербурга и Москвы

Царское Село (г.Пушкин), Петергоф (г.Петродворец), Павловск, Гатчина, Ораниенбаум (г.Ломоносов), Кусково, Останкино, Царицыно (все три в городской черте современной Москвы) - дворцы, парковые павильоны и скульптура, регулярные и пейзажные парки, фонтаны.

 

ЖИВОПИСЬ

Портретная живопись

И.Н.Никитин: портреты Прасковьи Ивановны, племянницы Петра I (1714 г.); Анны Петровны, дочери Петра I (до 1716 г., ГТГ); царевны Натальи Алексеевны (не позднее 1716 г., ГРМ и ГТГ); напольного гетмана (1720-е гг., ГРМ); государственного канцлера Г.И.Головкина (1720-г гг., ГРМ); Петра I на смертном одре (1726 г., ГРМ); С.Г.Строганова (1726 г., ГРМ).

А.М.Матвеев: парные портреты И.А.и А.П.Голицыных (1728 г., частное собрание Голицыных), автопортрет с женой (1729, ГРМ).

И.Я.Вишняков: парные портреты Сарры и Вильгельма Фермор (1750 г., ГРМ), портрет князя Ф.Н.Голицына в детстве (1760 г., ГТГ).

А.П.Лосенко: портрет актера Ф.Г.Волкова (1763 г., ГРМ).

А.П.Антропов: портреты статс-дам А.М.Измайловой (1759 г., ГТГ) и М.А.Румянцевой (1764 г., ГРМ), портрет атамана Ф.И.Краснощекова (1761 г., ГРМ), парные портреты Д.И. и А.В.Бутурлиных (1762 г., ГТГ), портрет Петра III (1762 г., ГТГ и ГРМ).

П.С.Дрождин: портрет А.П.Антропова с сыном перед портретом жены (1776 г., ГРМ).

И.П.Аргунов: парные портреты князя И.И.Лобанова-Ростовского и его жены (1750-е гг., ГРМ); ретроспективные парные портреты Б.П. и Л.П. Шереметевых, А.М. и А.Ю.Черкасских (1760-е гг., музей Кусково); автопортрет (1760-е гг., ГРМ); портрет Толстой, урожденной Лопухиной (1768 г., Музей Русского искусства в Киеве); портрет неизвестной крестьянки или "Девушка в кокошнике" (1785 г., ГТГ); портрет С.М.Голицына (XVIII в., СХМ).

Н.И.Аргунов: портреты П.И.Ковалевой-Жемчуговой (графини Шереметевой) (1802 г., музей Кусково), крепостной актрисы Т.В.Шлыковой-Гранатовой (1789 г., музей Кусково).

Г.Х.Гроот: конный портрет Елизаветы Петровны с арапчонком (1743 г., ГТГ), портрет Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино (1749 г.).

Ф.С.Рокотов: портреты великого князя Петра Федоровича (1758 г., ГРМ и ГТГ), графа Г.Г.Орлова в латах (1762-1763 гг., ГТГ), его жены Е.Н.Орловой (около 1779 г., ГТГ), И.Г.Орлова (1760-е гг., ГТГ), коронационный портрет Екатерины II (1763 г., ГТГ), парные портреты Н.Е. и Л.П.Струйских (1772 г., ГТГ), портреты поэтов В.И.Майкова (1770-е гг., ГТГ), А.П.Сумарокова (около 1777 г., ГИМ), портреты Неизвестного в треуголке (1770-е гг., ГТГ), В.Е.Новосельцевой (1780-е гг., ГТГ), В.Н.Суровцевой (конец 1780-х гг., ГРМ), портрет неизвестной в розовом платье (1770-е гг., ГТГ), портрет В.П.Лачинова (2-я половина XVIII в., СХМ), портрет неизвестной (2-я половина XVIII в., СХМ).

В.Г.Левицкий: портрет П.А.Демидова (1773 г., ГТГ), портреты смольнянок: "Е.Н.Хрущева и Е.Н.Хованская", "Е.И.Нелидова" (1770-е гг., ГРМ); портрет архитектора Н.А.Львова (1780-е гг., ГТГ) и его невесты М.А.Дьяковой (1778 г., ГТГ), портрет В.И. и М.А.Митрофановых (1790-е гг., ГРМ), "Екатерина-законодательница"(1782 г., ГРМ и ГТГ), портрет Урсулы Мнишек (1782 г., ГТГ), портрет книгоиздателя Н.И.Новикова (до 1792 г., ГТГ), портрет архитектора и директора Академии Художеств А.Ф.Кокоринова (1769 г., ГРМ), портрет неизвестного (XVIII в., СХМ). М.И.Бельский: портрет Д.С.Бортнянского (1788 г., ГТГ). М.И.Бельский (?): Учитель с двумя ученицами (1773 г. СХМ). В.Л.Боровиковский: портреты Екатерины II на прогулке (1795 г., ГТГ), поэта Г.Р.Державина (1795 г., ГТГ), Е.Н.Арсеньевой (1796 г., ГРМ), М.И.Лопухиной (1797 г., ГТГ), вице-канцлера А.Б.Куракина (1801-1802 г., ГТГ), двойной портрет сестер В.Г. и А.Г.Гагариных (1802 г., ГТГ), портрет Скобеевой (1790-е гг., ГРМ), портрет генерал-майора Л.Боровского (1799, ГРМ), женский портрет (XVIII в., СХМ).

Неизвестный провинциальный художник: парные портреты И.Г. и Н.С. Черевиных (1741 г., Костромской областной музей изобразительных искусств).

Г.Островский: два портрета костромской помещицы Е.П.Черевиной, детские портреты А.П. и Д.П.Черевиных, портреты Н.С. и М.М. Черевиных (1770-е гг., Костромской областной музей изобразительных искусств).

Неизвестный художник: портреты П.И. и А.А. Вешняковых (XVIII в., СХМ).

Неизвестный художник: портреты Е.И.Пустошкина и М.Ф.Пус­тошкиной (XVIII в., СХМ).

Сердюков Г.: мужской и женский портреты (XVIII в., СХМ).

Неизвестный художник круга Ф.С.Рокотова: портрет Н.З.Евлашова (1770 г., СХМ).

Неизвестные художники: портрет П.С.Волкова (вторая половина XVIII в., СХМ), портрет канцлера И.И.Воронцова (XVIII в., СХМ)

Историческая живопись

А.П.Лосенко: "Владимир и Рогнеда" (1770 г., ГРМ), "Прощание Гектора с Андромахой" (1773 г., ГТГ).

Г.И.Угрюмов: "Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами" (1793 г., ГРМ), "Испытание силы Яна Усмаря" (1796-1797 гг., ГРМ), "Взятие Казани 2-го сентября 1552 г." (1797-1799 гг., ГРМ), "Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года" (до 1800 г., ГРМ).

П.И.Соколов: "Меркурий и Аргус"(1776 г., ГРМ), "Дедал привязывает крылья Икару" (1777, ГТГ).

Мозаика

М.В.Ломоносов и его мастерская (1750-60-е гг.): "Апостол Павел" (ГЭ), "Петр I" (ГЭ), "Александр Невский" (Музей Ломоносова), "М.И.Воронцов" (ГЭ), "П.И.Шувалов" (ГЭ), "Полтавская баталия" (Академия Наук, Санкт-Петербург).

СКУЛЬПТУРА

Б.К.Растрелли: бюст Петра I (1723-1729 гг,, ГЭ), конная статуя Петра I у Инженерного замка в Петербурге (XVIII в.), статуя Анны Иоанновны с арапчонком (1732-1741 гг., ГРМ).

Ф.И.Шубин: скульптурные портреты А.М.Голицына (1770-е гг., ГТГ), П.А.Румянцева-Задунайского (1778 г., ГРМ), Е.М.Чулкова (1792 г., ГРМ), братьев А.Г.Орлова-Чесменского, И.Г., Ф.Г., Г.Г. и В.Г.Орловых (1770-е гг,, ГРМ и ГТГ), М.В.Ломоносова (1793 г., ГРМ), Павла I (1797, 1798, 1800 гг., ГРМ и ГТГ), Г.А.Потемкина (1780-е гг., ГРМ), И.И.Бецкого (1790-е гг., ГТГ), "Екатерина II - законодательница" (1789-1790 гг., ГРМ).

Э.М.Фальконе: памятник Петру I "Медный всадник" (1765-1782).

Ф.Г.Гордеев: "Прометей" (1769, ГРМ и Музей Останкино), надгробия Н.М.,А.М.,Д.М.Голицыных (1780,1788,1799 гг.; ГНИМА и ГМГС).

И.П.Прокофьев: "Морфей" (1783 г., ГРМ), "Актеон" (1784 г., ГРМ).

Ф.Ф.Щедрин: "Венера" (1792, ГРМ), "Марсий" (1776 г., ГРМ и ГТГ), "Спящий Эндимион" (1779 г., ГРМ и ГТГ).

М.И.Козловский: "Поликрат" (1790 г. ГРМ), "Бдение Александра Македонского" (1780-е гг., ГРМ), "Спящий Амур" (1792 г., ГРМ), "Геркулес на коне" (1799 г., ГРМ), памятник А.В.Суворову в Петербурге (1799-1801 гг.), "Самсон, разрывающий пасть льва" (1801-1802 гг., Большой Каскад, Петродворец).

И.П.Мартос: надгробия М.П.Собакиной (1782 г., ГНИМА), Е.С.Ку­ра­киной (1792 г., ГМГС), Н.П.Панина (1790-е гг., ГМГС).

 

Эмали

Мусикийский Г.С.: Петр I (1732, ГЭ).

Овсов А.Г.: Портрет Петра I на табакерке (1720-е гг., ГОП).

Фабрика Поповых в Великом Устюге: Шкатулка с эмалью (третья четверть XVIII в., ВМДПНИ).

Шпалеры (гобелены)

Бегагль-сын Ф., Кобыляков И.: Полтавская баталия (1722 г., ГЭ).

Полтавская баталия (1723 или 1764 г., ГРМ).

Борьба диких зверей (1747 и 1757 гг., ГЭ).

Ронде Ж.-Б.: Портрет великого князя Петра Федоровича (начало 1760-х гг., ГРМ).

Куликов С.: Портрет Петра I. (1762 г., ГРМ).

Фарфор

Императорский завод: Табакерки с росписями Андрея Черного ("с нотами", с "мопсиками"), Екатерины Алексеевны, с портретом Елизаветы Петровны (1750-1760-е гг., ГРМ, ГЭ).

Императорский завод: Предметы собственного столового сервиза императрицы Елизаветы Петровны (середина XVIII в., ГРМ, ГЭ, Кусково).

Императорский завод: Серия скульптуры "Народы России" (1780-е гг., Кусково, ГРМ, ВМДПНИ).

Императорский завод: Рюмочная передача. Фигура Хроноса (вторая половина XVIII в., СХМ).

Императорский завод: Предметы Арабескового и Кабинетского сервизов (1784, 1790-е гг.; ГРМ, ВМДПНИ, СХМ).

Завод Ф.Я.Гарднера: Сливочник. Корзинка для десерта. Солонки. Сосуд для фруктовой воды. Скульптурная группа "Садовники" (1770-1790-е гг., СХМ).

Императорский завод: Зеленый туалетный гарнитур с зеркалом и двумя канделябрами (конец XVIII в., дворец-музей в Павловске).

Художественное стекло

Кубок с гербом А.Д.Меншикова (1711 г., ГЭ).

Стаканы "Виват, царь Петр Алексеевич" (начало XVIII в., ГЭ).

Фишер И. и др. петербургские мастера: Люстры и настольные светильники (последняя четверть XVIII в., ГРМ, ГЭ, Останкино).

Императорский стеклянный завод: Кружки из цветного и молочного стекла с росписью и позолотой (конец XVIII в., ГЭ, ГИМ).

Знаки российских орденов

Андрея Первозванного, Александра Невского, святой Екатерины, святого Георгия, святого Владимира, святой Анны (конец XVII-XVIII вв., различные собрания).

ЛИТЕРАТУРА И ДРАМАТУРГИЯ

"Юности честное зерцало".

"Гистория о российском матросе Василии Кариотском".

"Буря море раздымает" (кант).

Феофан Прокопович. "Слово на погребение Петра Великого".

Л.Д.Кантемир. Сатира "На хулящих учение. К уму своему".

В.К.Тредиаковский. "Телемахида". "Песенка любовна". "Стихи похвальные России".

М.В.Ломоносов. "Ода на взятие Хотина". "Вечернее размышление". "Утреннее размышление". "Гимн бороде".

А.Н.Сумароков. "Дмитрий Самозванец". Притчи "Жуки и пчелы", "Болван". Эпиграммы.

А.С.Аблесимов. "Мельник - колдун, обманщик и сват".

М.И.Попов. "Анюта".

М.Д. Чулков. "Горькая участь". "Пригожая повариха".

М.М. Херасков. "Знатная порода".

В.И. Майков. "Елисей или раздраженный Вакх".

И.Ф. Богданович. "Душенька".

Я.Б.Княжнин. "Несчастие от кареты". "Вадим Новгородский".

Н.И.Новиков. "Трутень". "Живописец".

Д.И.Фонвизин. "Бригадир". "Недоросль". "Лисица - кознодей".

И.А.Крылов. "Наиб. Восточная повесть". "Урок дочкам".

Екатерина II. "О время". "Обманщик".

Г.Р.Державин. "На смерть князя Мещерского". "Бог". "Вельможа". "Памятник". "Снигирь".

А.Н.Радищев. "Путешествие из Петербурга в Москву".

Н.М.Карамзин. "Бедная Лиза". "Наталья, боярская дочь".

И.И.Дмитриев. "Стонет сизый голубочек". "Чужой толк". "Ермак". "Отставной вахмистр". Басни.

МУЗЫКА РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Неизвестный автор. Кант для хора "Буря море раздымает".

Неизвестный автор. Песня "На пострижение Евдокии Лопухиной".

Неизвестный автор. Петровские торжественные песнопения "Стихи победительные во славу и честь Петру Алексеевичу".

Неизвестный автор. Кант в честь полтавской победы "Орле российский".

В.Титов. "Концерт Полтавскому торжеству" для хора.

Неизвестный автор. Кант "На взятие Дербента".

М.Березовский. Концерт "Не отвержи мене во время старости".

Д.С.Бортнянский. Концерты для хора №3 и №24. Xерувимская песнь №7.

Е.И.Фомин. Опера "Орфей".

О.А.Козловский. Увертюры и танцы из музыки к трагедиям "Эсфирь", "Дебора", "Фингал"; полонез.

И.Хандошкин. Вариации на темы русских песен.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XVII ВЕКА

1.Особенности культуры русского средневековья.

2.Устное народное творчество и его жанры. Отражение в нем древней мифологии, исторических событий, быта и нравов русского народа.

3.Письменность, грамотность, образование, естественнонаучные знания в Древней Руси, русских землях и княжествах, Российском государстве до конца XVII века.

4.Литература Древней Руси (IX-XIII вв.)

5.Литература, публицистика, общественная мысль и исторические идеи XIV-XVI вв.

6.Развитие русской литературы, публицистики, общественной мысли и исторических знаний в ХVII веке.

7.Музыка и театр в средневековой Руси.

8.Языческие и христианские традиции в культуре. Декоративно-прикладное искусство восточных славян и языческой Руси.

9.Русское народное деревянное зодчество. Жилые, хозяйственные, крепостные и культовые постройки.

10. Каменное зодчество в Киевской Руси и русских землях X - начала XIII вв. Архитектура - ведущий вид средневекового искусства. Крестовокупольный стиль каменного храмового зодчества. Особенности местных архи­тектурных школ.

11. Возрождение и развитие каменного зодчества на Руси (середина XIII-XV вв.) «Классический» период архитектуры Новгорода. Зод­чество Пскова. Раннемосковская архитектура XIV - первой половины XV вв.

12. Подъем русской архитектуры в конце XV-XVI вв. Создание ансамбля Московского Кремля. Крестовокупольные, бесс­толпные и шатровые сооружения культового зодчества конца XV-XVI веков.

13. Архитектурные школы и направления XVII века.

14. Изобразительное искусство в Киевской Руси и русских землях X-XIII вв. Основные техники живописи: мозаика, фреска, икона, миниатюра. Памятники живописи XI - начала XIII вв.

15. Расцвет средневековой живописи в XIV-XV вв. Иконостас и его чины.

16. Живопись конца XV-ХVI веков.

17. Монументальная и станковая живопись XVII века.

18. Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси, русских земель и Российского государства X-XVI вв.

19. Декоративно-прикладное искусство ХVII века.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVIII ВЕКА

1.Понятие "новой" культуры. Особенности русской культуры нового времени.

2.Возникновение и развитие науки в XVIII веке.

3.Образование и воспитание в XVIII веке.

4.Книжное дело и печать в XVIII веке.

5.Общественно-политическая мысль XVIII века.

6.Литература XVIII века.

7.Живопись и графика в первой половине и середине XVIII века.

8.Живопись второй половины XVIII века. Создание Академии художеств. Исторический и бытовой жанр, пейзаж и графика. Расцвет искусства портрета в творчестве Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л Боровиковского.

9.Архитектура барокко в России первой трети XVIII века.

10. Расцвет архитектурного стиля барокко в России середины XVIII века.

11. Переход к классицизму в русской архитектуре. Ранний классицизм. Строгий классицизм.

12. Скульптура первой половины и середины XVIII века.

13. Скульптура русского классицизма второй половины XVIII века.

14. Декоративно-прикладное искусство первой половины и середины XVIII в.

15. Декоративно-прикладное искусство во второй половине XVIII века.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

История русской культуры IX-XX вв.: учеб. пособие / Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Зезина, В.С. Шульгин. - М., 2006.

Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство: учебник/ Т.В. Ильина. - М., 2007.

Черный, В.Д. Искусство средневековой Руси / В.Д. Черный. - М., 1997.

Рапацкая, Л.А. История художественной культуры России (от древних времен до конца XX века): учеб. пособие / Л.А. Рапацкая. - М., 2008.

Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева. - М., 2004.

Краснобаев, Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века: кн. для учителя/ Б.И. Краснобаев. - М., 1987.

История русского искусства. Т.1. Искусство X - первой половины XIX века. - М., 1991.

Глинка, Н.И. Беседы о русском искусстве. XVIII век /Н.И. Глинка. - СПб., 2001.

Кусков, В.В. История древнерусской литературы / В.В. Кусков. - М., 2006.

Архангельская, А.В. Русская литература ХI-ХVII вв.: учеб. пособие / А.В. Архангельская, А.А. Пауткин. - М., 2003.

Древнерусская литература. ХI-ХVII вв.: учеб. пособие для студ. высш.



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.28.116 (0.019 с.)