Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория и методология исторической наукиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
РОСЖЕЛДОР Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВПО РГУПС)
Л.Н. Харченко
ИСТОРИЯ
Учебно-методическое пособие
РОСТОВ-НА-ДОНУ 2015
УДК 008
Рецензент:
Харченко Л.Н История: учебно-методическое пособие / Л.Н. Харченко; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д: РГУПС, 2015. – 35 с.
Учебное пособие содержит круг вопросов, предполагающих получение необходимых знаний по курсу «История» в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта третьего поколения. Даны методические рекомендации по изучению основных проблем курса. Пособие может быть использовано при подготовке к практическим занятиям студентами1-го курса всех специальностей всех факультетов по дисциплине «История». Одобрено к изданию кафедрой «Философия и история Отечества».
© Харченко Л.Н., 2015 © ФГБОУ ВПО РГУПС, 2015 Оглавление
Введение……………………………………………………………… 4 Объем дисциплины и виды учебной работы……………………… 6 Тематика семинарских занятий ……………………………………. 7 Примерная тематика рефератов …………………………………... 35 Экзаменационные вопросы ………………………………………... 38 Основная литература ………………………………………………. 40 Электронный ресурс ……….………………………………………. 41 Введение
Преподавание истории и других дисциплин гуманитарного цикла – важная составляющая современного высшего образования независимо от направления подготовки. Ее преподавание основано на Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения, с 1 сентября 2011 г. внедренных в вузах на всей территории РФ. Учебная дисциплина «История» логически вытекает из преподававшейся ранее (1991-2011) «Отечественной истории», являвшейся базовой и обязательной в отечественном высшем образовании на протяжении длительного времени. Ее появление обусловили изменениями, происшедшие в общественно-политическом и экономическом развитии России в 1990-е гг. (распад ССР, формирование рыночных отношений, складывание многопартийной системы, идеологический плюрализм), которые способствовали формированию иной, в корне отличной от советской, исторической реальности. Кардинальные изменения в экономике и политике обусловили возникновение новой ситуации в исторической науке и образовании, сделали необходимым критическое осмысление методологических основ истории России в соответствии с новыми подходами. Преподавание в РГУПС дисциплины «История» осуществляется в соответствии с ФГОС и направленно на формирование у студентов элементов исторического сознания, складывание определенного мировоззрения, основанного на понимании себя как составной части исторического процесса. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте вмировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированныезнания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение вкруг исторических проблем, связанных с областью будущейпрофессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа иобобщения исторической информации. Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний,умений и навыков личности: -понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России; - знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества; - воспитание нравственности, морали, толерантности; - понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса; -понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами; - способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников; - навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; - умение логически мыслить, вести научные дискуссии; - творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.
Требования к освоению содержания дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - основные направления, проблемы, теории и методы истории; - движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества; - различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории; - основные этапы и ключевые события истории России и мира от древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; - важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; Уметь: - логически мыслить, вести научные дискуссии; - работать с разноплановыми источниками; - осуществлять эффективный поиск информации и критики источников; - получать, обрабатывать и сохранять источники информации; - преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; - формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории; - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; - извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения. Владеть: - представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма; - навыками анализа исторических источников; - приемами ведения дискуссии и полемики. Темы семинарских занятий
Раздел I Семинар 1 Вопросы для самоконтроля 1. Что такое история и какова ее роль в человеческом обществе? 2. Охарактеризуйте объект и предмет исторической науки. 3. Основные функции исторического познания и их содержание. 4. Опишите структуру и функции исторического познания. 5. Какие методы исторического исследования вам известны? 6. Что такое принципы изучения исторических фактов и какие основные принципы вам известны? 7. Что такое исторический факт и исторический источник?
Раздел II Семинар 2 Терминологический аппарат Путь «из варяг в греки», вервь (мир), хакан (каган), дружина, «мужи», военная демократия, полюдье, норманнская теория, антинорманская теория, политеизм, монотеизм, язычество, двоеверие, раннефеодальная монархия, вече, аристократия, подсечное земледелие, барщина, натуральный оброк, десятина, гривна, вира, тиуны, холопы, челядь, рядовичи (закупы), изгои, смерды, уделы, «Русская правда», кормление, вотчина, «лествичный» принцип наследования.
Вопросы для самоконтроля 1. Какие народы стали соседями славян после расселения их по Восточно-Европейской равнине? 2. Какие сведения дают представление можно о ранней истории восточных славян? 3. На какие племенные союзы делились восточные славяне в VI-VIII вв.? 4. Назовите предпосылки образования государства восточных славян? 5. Какова роль варягов Рюрика и Олега в русской истории? 6. Объясните основные положения норманской теории образования Древнерусского государства и назовите ее основателей. 7. Кто стал автором антинорманской теории происхождения Древнерусского государства и в чем ее смысл? 8. Каково значение образования Древнерусского государства для последующей истории восточных славян? 9. Какова роль первых киевских князей в истории становления древнерусской государственности? 10. Назовите время и причины принятия князем Владимиром христианства в качестве общегосударственной религии? 11. В чем проявились древнерусско-византийские связи? Семинар 3 Основные события Съезд князей в Любече 1097 г. Начало раздробленности Руси 1132 г. Битва на Калке 1223 г. Невская битва 15 июля 1240 г. Ледовое побоище 5 апреля 1242 г. Битва на Синих Водах 1362 г. Куликовская битва 1380 г. Поход Тахтамыша на Москву 1382 г. Великое стояние на р. Угре 1480 г. Кревская (Личная) уния 1385 г.
Терминологический аппарат Феодальная раздробленность, удельные века, удельные князья, натуральное хозяйство, общинная собственность, феодальная вотчина, феодальная рента, бояре, боярская дума, боярская республика, вече, «оспода», посадник, посадское население, гости, тысяцкий, волостели, уния, автокефалия. Золотая Орда, иго, баскак, ордынский выход, ярлык, нойоны, нукеры, тумен, «Яса», курултай, мечеть, медресе, тамга, улус, Невская битва, Ледовое побоище, крестоносцы, крестовые походы, Ливонский орден, орден Меченосцев, уния, шляхта, католическая экспансия, полонизация.
Вопросы для самоконтроля 1. Каковы причины и хронологические рамки феодальной раздробленности? 2. Назовите основные политические центры периода феодальной раздробленности Руси и проанализируйте особенности их функционирования. 3. В чем состояли особенности социально-экономического развития Новгородско-Псковской земли? 4. Владимиро-Суздальская Русь и ее социально-экономическое развитие в середине XI-началеXIII вв. 5. Галицко-Волынские земли и особенности их развития. 6. Когда возникло государство Золотая Орда и кто его основатель? 7. Охарактеризуйте этнический и социальный состав государства Золотая Орда, уровень экономического развития государства Золотая Орда? 8. Какова роль Чингисхана в мировой истории? 9. Каковы последствия монгольского ига в русской истории? 10. Когда и кем было основано Литовско-Русское государство и каковы его взаимоотношения с русскими землями? 11. Какова роль князя Ягайло в литовско-русской истории? 12. Охарактеризуйте роль Дмитрия Донского в русской истории. 13. В чем состоят заслуги Сергия Радонежского? 14. Охарактеризуйте роль Александра Невского в русской истории. 15. Назовите причины и последствия немецко-шведской экспансии в русские земли. Раздел III Образование и развитие Московского государства XIV-XVII вв. Семинар 4 Терминологический аппарат Собирание зе6мель, стояние на Угре, иосифляне, нестяжатели, Судебник, боярская дума, дьяки, подьячие, княжата, дети боярские, тяглое население, служилые по отечеству, служилые по прибору, дворяне, поместье, вотчина, тягло, «Москва – Третий Рим», уния, избы, кормления. Избранная рада, политика компромиссов, Земский собор, Стоглавый собор, Судебник, избранная тысяча, приказы, кормления, местничество, опричнина, опричное войско, опричная дума, земщина, заповедные лета, сословно-представительная монархия, губные старосты, земские старосты, стрелецкое войско, большая соха, форсированная централизация.
Вопросы для самоконтроля 1. Какова роль Ивана III в образовании Московского государства? 2. Охарактеризуйте основные факторы, оказавшие влияние на формирование характера управления в Московском государстве. 3. Судебник – первый свод законов Московского государства. 4. Кто такие иосифляне и какова их роль в формировании идеологии Московской Руси? 5. Кто такие Нестяжатели и их идеология. 6. Охарактеризуйте систему управления Московского государства во второй половине XV-первой половине XVI вв. 7. Назовите хронологические рамки и основные черты «боярского правления». 8. Что такое «политика компромиссов» и в чем она выражалась? 9. Назовите причины и охарактеризуйте содержание и последствия реформ, проведенных в эпоху Ивана IV. 10. Что такое Стоглавый собор и каковы его основные решения? 11. Проанализируйте состояние Царской власти и Земского собора в условиях опричнины. 12. Назовите причины перехода от политики реформ 40-х-50-х гг. к опричнине. 13. Охарактеризуйте основные черты российской внешней политики в эпоху Ивана Грозного.
Семинар 5 Россия в XVII в. 5.1. «Смутное время», выбор пути развития. В процессе изучения темы необходимо установить связь событий «Смутного времени» с эпохой Ивана Грозного. Выявить причины обострения сословно-классовых, династических и международных противоречий на рубеже XVI-XVII вв., сформулировать представление о Смуте как кризисе московской государственности, выявить ее основные этапы. Хозяйственный упадок 1570–1580-х гг. Указы о крестьянах и холопах. «Заповедные лета». «Урочные» годы. 5.2. Борьба за власть в период правления Федора Ивановича. Борис Годунов и основные черты его политики. Внутренняя и внешняя политика. Установление патриаршества. Крепостническое законодательство и обострение социальных противоречий. Казачество. Голод 1601–1602 гг. Восстание холопов под предводительством Хлопка. 5.3. Международное положение России. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Война и Тявзинский мир со Швецией. Строительство крепостей и укрепление западной и южной границ. «Перемирные годы» с Речью Посполитой. 5.4. Самозванчество. Самозванческая интрига и планы Речи Посполитой. Лжедмитрий I. Василий Шуйский. Лжедмитрий II. Семибоярщина 5.5. Последствия Смуты и ее оценки в отечественной историографии. Россия и первые Романовы Воцарение династии Романовых. Складывание абсолютизма. Россия после Смуты: формирование и укрепление российской политической системы после Смуты. Первые Романовы: Михаил Федорович (1613-1645), Алексей Михайлович «Тишайший» (1645-1676), Федор Алексеевич (1676-1682). Соборное уложение 1649 г. Социально-экономическое развитие России в XVII в. Структура населения: служилые и тяглые люди, казачество. Укрепление крепостничества. Мануфактура. Формирование всероссийского рынка. Освоение Сибири. Поход Ермака. Историческое значение присоединения Сибири к России. Церковная реформа и раскол Русской православной церкви. Патриарх Никон. Причины и цели церковной реформы. Ревнители древнего благочестия. Стефан Вонифатьев. Иван Неронов. Протопоп Аввакум. Последствия раскола для истории отечественной культуры. Международное положение России. Ликвидация последствий Смутного времени. Воссоединение Украины с Россией. Налаживание взаимоотношений со странами Востока.
Основные события XVII век – время выбора дальнейшего пути развития для России. Этапы смуты: 1) династический (1598-1606); 2) социальный (война «всех против всех», 1606-1610); 3) национальный (1611-1612). XVII век получил в отечественной истории название «бунташного». Смута (1598-1613). Крестьянская война: 1 этап – Хлопко Косолап (1602-1603); 2 этап – И.И. Болотников (1606-1607); 3 этап – спад войны (1608-1615)- выступления крестьян, горожан, казачества. «Соляной» бунт (1648 г.). «Медный» бунт (1662 г.). Восстание Степана Разина (1670-1671). Соловецкое восстание (1668-1676). Стрелецкие бунты Деулинское перемирие 1618 г. Смоленская война 1632-1634 гг. Поляновский мир 1634 г. Азовское сидение (1637–1642 гг.). Соборное уложение 1649 г. Реформы патриарха Никона 1653-1656 гг. Освободительная война 1648–1654 гг. под руководством Богдана Хмельницкого. Переяславская Рада 1654 г. Русско-польская война 1654–1667 гг. Андрусовское перемирие и Вечный мир с Польшей. Воссоединение Украины и России. Русско-шведская война 1656–1661 гг. Кардисский мир 1661 г. Русско-турецкая война 1677–1681 гг. Бахчисарайский мир 1681 г. Нерчинский трактат 1689 г.
Терминологический аппарат Династический кризис, самозванчество, боярский царь, раскол Русской православной церкви, старообрядчество, «заповедные лета», «урочные» годы, «тушинский вор», скрытая интервенция, открытая интервенция, «семибоярщина», ополчение, кружок ревнителей древнего благочестия, «бунташный» век, «хованщина», полки «нового» строя.
Вопросы для самоконтроля 1. Назовите причины и повод начала Смутного времени. 2. Какие этапы можно выделить в Смуте? 3. Назовите хронологические рамки и основные события династического периода Смуты. 4. Охарактеризуйте социальный период Смуты и назовите основных его представителей. 5. Каковы основные черты и события национального периода Смуты? 6. Почему XVII в. получил название «бунташного» в российской истории? 7. Кто первые представители династии Романовых и каковы основные черты их реформаторской деятельности? 8. Причины и основные события реформы в Русской православной церкви, вызвавшие ее раскол? 9. Охарактеризуйте оппозиционную деятельность протопопа Аввакума и его сторонников.
Раздел IV Семинар 6 Основные события Стрелецкие бунты (1682, 1698), Азовские походы (1695-1696), Великое посольство (1697-1698), Северная война (1700-1721), битва под Нарвой (30 ноября 1700), Полтавская битва (27 июня 1709), Русско-турецкая война (1710-1711), Прутский поход (1711), Андрианопольский мирный договор (1713), Гангутское сражение 1714 г., бой у острова Гренгам 1720 г. Каспийский (Персидский) поход (1722-1724), Указ о престолонаследии (5 февраля 1722). Терминологический аппарат «Потешные полки», стрелецкие бунты, немецкая слобода, абсолютная монархия, империя, коллегии, сенат, Святейший синод, местоблюститель патриаршего престола, обер-прокурор, генерал-прокурор, генерал-губернатор, «Табель о рангах», губернии, провинции, дистрикты, рекрутский набор, протекционизм, меркантилизм, подушная подать, фискалы, прибыльщики, рекруты, пасессионные крестьяне, единонаследие. Вопросы для самоконтроля 1. В чем состоят причины и основные черты петровских преобразований? 2. Россия и Западная Европа в первой половине XVIII в.: основные направления развития. 3. Охарактеризуйте реформы Петра в области государственного управления. 4. Реформа Церкви и ее историческое значение. 5. В чем состояла роль западнорусского духовенства в реформаторской деятельности Петра? 6. Смысл и значение военной реформы. 7. Каковы основные черты петровской политики в области промышленного производства? 8. Основные направления внешней политики в эпоху Петра. 9. Назовите основные события и итоги Северной войны.
Семинар 7 Основные события Основание Московского университета 1755 г. Указ о создании императорского театра 1756 г. Семилетняя война 1756-1763 гг. Расширение сословных привилегий дворянства. Ужесточение крепостного права. Создание условий для экономического прогресса страны. Отмена монополий в торговле и промышленности (1762). Появление первых элементов гражданского общества. Ликвидация политической автономии Украины. Отмена самоуправления на Дону. Крестьянская вона под предводительством Е. Пугачева (1773-1774). Губернская реформа (Учреждение для управления губерний Всероссийской империи, 1775).
Терминологический аппарат Верховный тайный совет, Тестамент, Кондиции, Конференция при высочайшем дворе, бироновщина Просвещенный абсолютизм. Общественный договор. Наказ. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Жалованная грамота дворянству. Жалованная грамота городам. Крестьяне-отходники. Податное сословие. Сословные суды. Комиссия об учреждении народных училищ. Древняя Российская Вивлиофика. Обмирщение культуры. Интеллигенция. Фаворитизм.
Вопросы для самоконтроля 1. Причины, основные действующие лица и последствия эпохи дворцовых переворотов. 2. Причины дворцового переворота 28 июня 1762 г. и его главные участники. 3. Назовите причины и основные черты политики просвещенного абсолютизма в России и в Западной Европе. 4. Чьи идеи послужили основой воплощения политики просвещенного абсолютизма в европейских державах во второй половине XVIII в.? 5. Каковы причины отказа Екатерины II от политики просвещенного абсолютизма? 6. В чем смысл реформы образования в эпоху Екатерины II? 7. «Жалованные грамоты» - отражение политики сословных привилегий. 8. Охарактеризуйте основные черты внешней политики Екатерины II. Семинар 8 В первой половине XIX в. 8.1. Изучение темы необходимо начать с характеристики основных тенденций мирового развития в первой половине XIX в., когда основное содержание определялось модернизационными процессами, происходившими в странах Европы и США. Затем следует выявить общее и особенное в развитии России и европейских государств в этот период. Остановитесь на характеристике завоевательной политики Наполеона и отношении Россия к этой политике. Проанализируйте международное положение России в первой половине XIX века: причины и последствия Отечественной войны 1812 г.; образование «Священного союза» и роль России в его деятельности. Рассмотрите следующие вопросы. 8.2. Основные аспекты реформаторской деятельности Александра I: проекты реформ и консервативные тенденции во внутренней политике. Роль М.М. Сперанского и А.А. Аракчеева во внутренней политике России в первой четверти XIX в. Истоки декабристского движения и его роли в последующей истории России. 8.3. Эпоха Николая I и ее основные аспекты: социальная политика, роль П.Д. Киселева и Е.Ф. Канкрина в реформаторской деятельности, промышленный переворот, деятельность Его императорского величества канцелярии. Основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в. Завершая изучение темы, выявите противоречия, которые, сложились в российской истории к середине XIX в., а Крымская война стала зеркалом, отразившим их.
Основные события Реформа образования 1803 г. Основание университетов: Дерптского (1802), Виленского (1803), Харьковского (1804), Казанского (1804). Реформы М.М. Сперанского. Битва под Аустерлицем (ноябрь 1805). Битва под Фридландом (май 1807). Русско-шведская война, присоединее Финляндии (1808-1809). Отечественная война 1812 г. Заграничные походы рус ской армии (1814-1815), Венский конгресс (1814-1815). Вхождение в состав России Грузии, Бессарабии, большей части Польши. Создание военных поселений 1815 г. Деятельность тайных обществ в России. Восстание декабристов (1825). Кодификация законов Российской империи (1826-1832). Начало развития железнодорожного транспорта (1837). Развитие системы образования. Русско-иранская война (1826-1828). Туркманчайский трактат 10 февраля 1828 г. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Адрианопольский мирный договор 14 сентября 1829 г. Восстание в Польше (1830-1831). Крымская (Восточная) война (1853-1856), Синопское сражение 1853 г. Терминологический аппарат «Непременный совет», негласный комитет, Комитет министров, министерства, вольные хлебопашцы, «Введение к уложению государственных законов», Государственный совет, военные поселения, аракчеевщина, оброк, барщина, натуральные повинности, удельные крестьяне, Конституция, «Уставная грамота российской империи». Тайные общества, декабристы, «Союз спасения», «Союз благоденствия», «Северное общество», «Южное общество», «Русская правда», междуцарствие. Петрашевцы. Россия – «жандарм Европы». «Чугунный» устав (1826). Третье отделение Императорской канцелярии. Промышленный переворот, буржуазия. Николаевская железная дорога. Вопросы для самоконтроля 1. Назовите основные события мировой и отечественной истории, определившие развитие в XIX веке? 2. промышленный переворот в Западной Европе и его последствия. 3. Что вам известно об Отечественной войне 1812 г. и ее последствиях для России? 4. Охарактеризуйте правление Александра I? 5. Какова роль М.М. Сперанского в реформаторской деятельности Александра I? 6. Когда в России начался промышленный переворот и в чем его суть? 7. Каковы последствия восстания декабристов? 8. Каковы основные черты правления Николая I и изменения, произошедшие в российском обществе при нем? 9. В чем состояла специфика развития рыночных отношений в дореформенной России?
Раздел V Российская империя во второй пол. XIX - нач. XX вв.
Семинар 9 Основные события Отмена крепостного права (Манифест 19 февраля 1861). Земская реформа (1864). Городская реформа (1870). Судебная реформа (1864). Военная реформа (1862-1874). Университетский Устав 1863 г. Реформы в области образования и просвещения 1864. Общественные движения в России второй половины XIX в. Нарастание революционной ситуации. Манифест о незыблемости самодержавия (29 апреля 1881). Положение к охранению государственного порядка и общественного спокойствия (14 августа 1881). Новые временные правила о печати (август 1882). Университетский Устав (1884). Циркуляр о кухаркиных детях (1887, «О сокращении гимназического образования»). Деятельность К.П. Победоносцевана посту обер-прокурора Св. Синода. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали (1891-1902). Зарождение марксизма: группы «Освобождение труда» (Г.В. Плеханов, 1883, Женева); «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (В.И. Ленин, 1895, Санкт-Петербург). Парижский мир (1856). Айгунский договор (1858). Пекинский трактат (1860). Берлинский трактат 1878 г. Продажа Аляски США (30 марта 1867).
Терминологический аппарат Выкупные платежи, «временнообязанные» крестьяне, удельные крестьяне, государственные крестьяне, царане, община, адвокатура, присяжные заседатели, военные округа, церковно-приходские школы. Консерватизм, либерализм, народничество, марксизм, экстремизм. Конституция Лорис-Меликова, инородцы, черта оседлости,
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте сравнительную характеристику «Эпохи великих реформ» в России с развитием Европы в этот же период. 2. Каковы хронологические рамки и основные черты Крестьянской реформы? 3. В чем состоял смысл земской реформы? 4. Каковы итоги реформ Александра II по оценкам отечественной историографии. 5. В чем проявилась противоречивость реформ второй половины XIX в.? 6. Почему эпоха правления Александра III вошла в отечественную историю с названием эпохи контрреформ? 7. Какова роль К.П. Победоносцева в политической и культурной истории России эпохи Александра III? 8. Охарактеризуйте основные направления российской внешней политики во второй половине XIX в.
Семинар 10 В конце XIX - начале XX в. 10.1. Обсуждение темы необходимо начать с характеристики особенностей политического, экономического, внешнеполитического и социального развития Российской империи в начале ХХ в. Определите основные направления, характер и тактику буржуазной модернизации России, а также ее отличие от аналогичных процессов в европейских странах. Затем необходимо показать особенности правового и экономического положения сословий в начале ХХ в., отметить изменения, которые происходили в их положении на рубеже XIX-ХХ вв. Выявите особенности складывания и функционирования общественно-политических движений начала ХХ в. Охарактеризуйте деятельность крупнейших политических партий и партийных блоков, обозначив время их возникновения, социальный состав, программу, тактику и лидеров. 10.2. Цивилизационное своеобразие России. Политический строй, система управления, социально-классовая структура общества на рубеже XIX-XX вв. Особенности капиталистической модернизации на рубеже XIX-XX вв. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина: замыслы и результаты. 10.3. Опыт парламентской деятельности в России (1906-1917). I-IV Государственные Думы; их лидеры, партийный состав, законодательная деятельность.
Основные события Стремительное развитие капитализма в России. Наслоение эпох. Патерналистский тип развития экономики: преобладание государственного сектора над частным. Патриархальность сознания основной массы населения. Индустриальная модернизация. Железнодорожное строительство. Промышленный подъем. Столыпинская аграрная реформа. Противоречия между необходимостью демократизации общества и абсолютизмом. Формирование трех революционных лагерей: правительственного, либерально-буржуазного, революционно-демократического. Национальные движения. Русско-японская война (1904-1905). Кровавое воскресенье (9 января 1905). Первая русская революция (1905-1907).Закон о военно-полевых судах (19 августа 1906).
Терминологический аппарат Третьеиюньский переворот (3 июня 1906), Третьеиюньская монархия, патриархальность, индустриализация, теория эшелонного развития капитализма, монополии, концерны, синдикаты, тресты, концессии, аграрная перенаселенность, столыпинская аграрная реформа, хутора, отруба, чересполосица, «столыпинский вагон». Государственная дума, избирательные курии, либерализм, социализм, консерватизм, «крестьянский социализм», социал-демократы, большевики, меньшевики, кадеты, октябристы, эсеры, трудовики, прогрессисты, черносотенцы, военно-полевые суды, «столыпинский галстук», оппозиция.
Вопросы для самоконтроля 1. Каковы основные отличия индустриального общества от традиционного? 2. Назовите основные черты индустриализации в России в конце XIX – начале XX вв. и роль С.Ю. Витте в этом процессе. 3. В чем состоял смысл аграрной реформы П.А. Столыпина и каковы ее итоги? 4. Охарактеризуйте причины и итоги первой русской революции. 5. Первый российский парламент: причины создания и основные черты функционирования. 6. Какова историческая роль деятельности политических партий в России? 7. Какие пролетарские партии, действовавшие в России вам известны? Приведите пример деятельности крупнейшей. 8. Расскажите о деятельности монархических партий в России. 9. Какие крупные либеральные партии, действовавшие в России вам известны и в чем состоял смысл их деятельности? 10. Что такое Третьеиюньская монархия и каковы ее основные черты?
Семинар 11 Россия в 1914-1917 гг. 11. 1. Приступая к рассмотрению данной проблемы, необходимо, прежде всего, выявить причины, приведшие к возникновению противоречий между блоками крупнейших держав в начале XX в., которые затем переросли в глобальный вооруженный конфликт - Первую мировую войну. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса. Внешняя политика России накануне войны. Роль России на разных этапах войны. Отношение классов и партий России к войне. Обстановка в России накануне Февральской революции: время и причины наступления политического кризиса. Итоги первой мировой войны. 11.2. 1917 г. – смена политических режимов в России. Причины кризиса самодержавия в России. Противостояние власти и общества. Правительственный лагерь. Либерально-оппозиционный лагерь. Революционно-демократический лагерь. Падение самодержавия. Двоевластие: причины возникновения, итоги. Н.С. Чхеидзе, А.Ф. Керенский. Российские политические кризисы 1917 г. Проблемы исторического выбора после падения самодержавия. 11.3. Октябрьская революция: закономерность или случайность? Образование Республики Советов. Создание советского правительства – Совета народных комиссаров. Первые мероприятия Советской власти. Созыв и разгон Учредительного собрания. Установление Советской власти как пролог гражданской войны.
Основные события Первая мировая война (1914-1918). Битва на Марне (5-13 сентября 1914), Галицкая битва (5 августа – 13 сентября 1914). Бруссиловский прорыв 22 мая-31 июля 1916 г. Верденское сражение (21 февраля-18 декабря 1916) Брестский мир (3 марта 1918). Путиловская стачка (январь-февраль 1917), Хлебный бунт (21 февраля 1917), Манифест об отречении Николая II от престола, Февральская революция 1917 г., Корниловский мятеж (август 1917), Россия провозглашена Республикой (1 сентября 1917), Октябрьская революция (25-26 октября 1917 г.), II Всероссийский съезд Советов. Терминологический аппарат Антанта, Тройственное согласие, Тройственный союз, Четверной союз, блок Центральных держав, мобилизация, план Шлиффена, Бруссиловский прорыв, Верденская мясорубка. Двоевластие, Временный комитет государственной думы, Временное правительство, Петросовет, теория социалистической революции, диктатура пролетариата, «Апрельские тезисы», Военно-революционный комитет, Учредительное
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.237.246 (0.016 с.) |