Группировка активов и пассивов по уровню ликвидности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группировка активов и пассивов по уровню ликвидности.



Группа активов Сроки баланса Сумма, руб. Группа пассивов Строки баланса Сумма, руб.
На нач. года На кон. года На нач. года На кон. года
Наиболее ликвидные активы (А 1) 250 + 260     Наиболее ликвидные пассивы (П 1) 620+ 630+ 660    
Быстрореализуемые активы (А 2) 240+ 270     Краткосрочные обязательства (П 2)   - -
Медленнореализуемые активы (А 3) 210+ 220 + 230     Долгосрочные обязательства (П 3)   - -
Труднореализуемые активы (А 4)       Собственный капитал (П 4) 490+ 640+ 650    
Валюта баланса       Валюта баланса      

 

Коэффициент общей текущей ликвидности – отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы и незавершенное производство, к общей сумме краткосрочных обязательств. Он показывает степень, в которой оборотные активы покрывают оборотные пассивы.

Коэффициент текущей ликвидности определяется по формуле:

Ктл = (А1 + А2 + А3)/ (П1 + П2) ≥ 2 (2.2.8)

К тл0 = (634793 + 582580 + 18617) / 1364021 = 0,9

К тл1 = (332962 + 217457 + 28358) / 757921 = 0,8

Данный коэффициент значительно меньше норматива. Это означает, что для кредиторов нет уверенности, что долги будут погашены.

Рассчитанный коэффициент общей текущей ликвидности не удовлетворяет указанным требованиям, к тому же наметилась тенденция к его понижению, т.е. возросла вероятность того, что предприятие не сможет погасить свои долги.

Коэффициент промежуточной (критической) ликвидности - отражает платежные возможности предприятия для своевременного и быстрого погашения дебиторской задолженности.

Коэффициент критической ликвидности определяется по формуле:

К кл = (А1 + А2)/ (П1 + П2) > 0,8 (2.2.9)

К кл0 = (634793 + 582580) / 1364021 = 0,9

К кл1 = (332962 + 217457) / 757921 = 0,7

В данном случае его величина на начало периода соответствует норме, но в конце периода он становится ниже нормативного уровня, т.е. ИП не сможет быстро и вовремя погасить свою дебиторскую задолженность, ему не хватит собственных денежных средств.

Коэффициент абсолютной ликвидности – определяется отношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия. Он показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов.

Коэффициент абсолютной ликвидности определяется по формуле:

К абл = А1 / (П1 + П2) ≥ 0,2 (2.2.10)

К абл0 = 634793/1364021 = 0,5

К абл1 = 332962 /757921 = 0,4

В нашем случае коэффициент превышает нормативный уровень, но наметилась тенденция к его понижению. Это говорит о том, что ИП в состоянии погасить краткосрочные обязательства за счёт денежных средств.

2.3 Оценка системы финансового планирования.

Предприятие использует метод стратегического планирования. Основным направлением является составление плана доходов и расходов денежных средств.

Проанализируем эффективность стратегического финансового планирования на предприятии в 2011 году. Для этого рассчитаем отклонения плановых показателей стратегического финансового плана от фактических в 2011 году. Для осуществления анализа составим таблицу 5.

 

 

Таблица 5

Анализ плана доходов и расходов денежных средств Глухих Л.В.

В 2011 году.

Статьи доходов и расходов Ряд План Факт Отклонение
В сумме В %
           
I. Поступления          
А. От основной деятельности          
1. Доходы от реализации продукции, работ, услуг       +192512 105,66
2. Другие операционные доходы       -632 95,00
Итого по разделу А       +191880 105,62
Б. От финансовых операций          
1. Доходы от участия в капитале   --- --- --- ---
2. Дивиденды и проценты полученные   --- --- --- ---
3. Доходы от других финансовых операций   --- --- --- ---
Итого по разделу Б   --- --- --- ---
В. От другой обычной деятельности          
1. Доходы от реализации финансовых инвестиций   --- --- --- ---
2. Доходы от реализации необоротных активов   --- --- --- ---
3. Доходы от реализации имущественных комплексов   --- --- --- ---
4. Другие доходы от обычной деятельности   --- --- --- ---
Итого по разделу В   --- --- --- ---
Г. От чрезвычайных событий          
1. Возмещение убытков от чрезвычайных событий   --- --- --- ---
2. Другие чрезвычайные доходы   --- --- --- ---
Итого по разделу Г   --- --- --- ---
Всего поступлений       +191880 105,62
II. Затраты          
А. По основной деятельности          
1. Затраты на реализованную готовую продукцию, работы, услуги       +131327 104,38
2. Административные затраты   --- --- --- ---
3. Затраты на сбыт   --- --- --- ---
4. Другие операционные затраты       +2141 107,65
Итого по разделу А   --- --- --- ---
Б. По финансовым операциям          
1. Затраты от участия в капитале   --- --- --- ---
2. Проценты за пользование кредитами   --- --- --- ---
3. Другие финансовые затраты   --- --- --- ---
Итого по разделу Б   --- --- --- ---
В. По другой обычной деятельности          
1. Затраты по реализованным финансовым инвестициям   --- --- --- ---
2. Затраты по реализованным необоротным активам   --- --- --- ---
3. Затраты по реализованным имущественным комплексам   --- --- --- ---
Итого по разделу В   --- --- --- ---
Г. По чрезвычайным событиям          
1. Затраты от стихийного бедствия   --- --- --- ---
2. Затраты от техногенных аварий   --- --- --- ---
3. Другие чрезвычайные затраты       +79757 199,70
Итого по разделу Г.   --- --- --- ---
Всего затрат       +203225 106,86
Финансовый результат (стр.16 – стр.34)       -21345 92,98

 

Анализируя процесс планирования в ИП Глухих Л.В., необходимо отметить, что на предприятии используется расчетно-аналитический метод планирования, при этом, в результате анализа таблицы 5 нами были выявлены следующие результаты.

Планирование на предприятии осуществляется по доходам и расходам связанным с основной деятельностью, т.к. доходов по финансовыми операциями и от чрезвычайных событий предприятие не имеет, а соответственно и не несет расходов по этим направлениям деятельности.

Анализируя отклонения фактических показателей финансово-хозяйственной деятельности от плановых в 2011 году, необходимо отметить, что доход от реализации работ и услуг возрос на 192512 руб. или на 5,66 %. Однако план по другим операционным доходам не был выполнен, он снизился на 632 руб. или на 5,0 %. В целом же, поступления от основной деятельности возросли на 192880 руб. или на 5,62 %.

Анализируя выполнения плана по расходам (затратам), отметим, что фактические затраты предприятия превысили на 203225 руб. или на 6,86 %.

Такие изменения произошли за счет:

1. Роста затрат на реализованную продукцию, работы, услуги на 131327 руб. или на 4,38 %;

2. Роста других операционных затрат на 2141 руб. или на 7,65 %;

3. Другие чрезвычайные затраты на 79757 руб. или на 99,7 %.

Фактически полученный финансовый результат ниже планового на 21345 руб. или на 7,02 %.

Делая общий вывод по стратегическому финансовому планированию у ИП Глухих Л.В. отметим, что на предприятии недостаточно эффективно осуществляется планирование затрат и конечного финансового результата деятельности предприятия.

 

Глава 3. Мероприятия по совершенствованию финансового планирования на предприятии.

 

Целью финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности.

Все аспекты деятельности предприятия, отраженные в финансовом, налоговом и управленческом типах учета, поддаются управлению с помощью методов, наработанных мировой практикой, совокупность которых и составляет систему управления финансами.

Основными стратегическими задачами разработки финансовой политики предприятия являются:

· максимизация прибыли предприятия;

· оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;

· достижение прозрачности финансово - экономического состояния предприятий для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов;

· обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

· создание эффективного механизма управления предприятием;

· использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

В рамках этих задач необходимо выполнить следующие мероприятия по ряду направлений в области управления финансами:

· проведение рыночной оценки активов;

· разработка мер по снижению не денежных форм расчетов;

· проведение анализа положения предприятия на рынке и выработка стратегии развития предприятия;

· проведение инвентаризации имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия.

Следует отметить тот факт, что при разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникает основная проблема совмещения интересов развития предприятия, наличия достаточного уровня денежных средств для проведения указанного развития и сохранения высокой платежеспособности предприятия.

В целях выработки кредитной политики предприятия необходимо провести анализ структуры пассива баланса и уровень соотношения собственных и заемных средств.

На основании этих данных предприятие решает вопрос о достаточности собственных оборотных средств либо об их недостатке. В последнем случае принимается решение о привлечении заемных средств, просчитывается эффективность различных вариантов.

В отдельных случаях предприятию целесообразно брать кредиты и при достаточности собственных средств, так как рентабельность собственного капитала повышается в результате того, что эффект от вложения средств может быть значительно выше, чем процентная ставка.

Предприятию может быть выгодно взять вексельный кредит, при этом следует сравнить процентные ставки по векселю и кредиту.

Финансовой службе предприятия необходимо:

· рассчитать потребность в заемных средствах (при ее отсутствии возможную выгоду от их привлечения);

· правильно выбрать кредитную организацию (учитывая наличие лицензии, размер процентной ставки, способы ее расчета - сложным процентом или простым процентом, сроки погашения, формы выдачи, репутацию на рынке ценных бумаг, условия пролонгации кредитов и т.д.);

· составить план погашения заемных средств и расчет процентной суммы с учетом особенностей налогообложения прибыли.

Управление оборотными средствами (денежными средствами, рыночными ценными бумагами), дебиторской задолженностью, кредиторской задолженностью, начислениями и другими средствами краткосрочного финансирования (кроме производственных запасов), а также решение вопросов по этим проблемам требует значительного количества времени, и на этом направлении наиболее ярко проявляется основная проблема управления финансами: выбор между рентабельностью и вероятностью неплатежеспособности (стоимость активов предприятия становится меньше его кредиторской задолженности).

Финансовой службе предприятия целесообразно постоянно контролировать очередность сроков финансирования активов, выбирая один из нескольких существующих на практике способов:

· хеджирование (компенсация активов обязательствами при равном сроке погашения);

· финансирование по краткосрочным ссудам;

· финансирование по долгосрочным ссудам;

· финансирование преимущественно по краткосрочным ссудам (агрессивная политика).

В настоящих условиях предприятие может поддерживать обеспеченность взятых ссуд следующими методами:

· увеличение доли ликвидных активов;

· удлинение сроков, на которые выдаются ссуды предприятию.

Однако следует учесть, что эти методы ведут к снижению прибыльности:

· в первом - путем вложения средств в малоприбыльные активы;

· во втором - посредством возможности выплаты процентов по ссуде в период наличия собственных средств.

Кроме того, может быть применен метод финансирования за счет откладывания выплат по обязательствам, однако существуют пределы, установленные законодательством, до которых предприятие может относить сроки платежей.

В результате анализа оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности с учетом их нормативных значений необходимо принять решения о замене не денежных форм расчетов или, по крайней мере, об установлении их оптимального критического уровня на основе анализа эффективности вексельных расчетов или операций по переуступке прав требования долга.

В результате такого анализа необходимо провести полную инвентаризацию задолженности в целях реализации возможности взаимного погашения либо ее реструктуризации или провести анализ и списание безнадежных долгов и невостребованных сумм. В ряде случаев предприятию следует начать претензионную работу или обращаться с исками в арбитражный суд.

Планово-экономическим службам (ПЭО) целесообразно периодически проводить анализ структуры издержек производства, производя сравнение с различного рода базовыми данными и изучая природу отклонений от них.

При разработке учетной политики ПЭО, совместно с бухгалтерией следует правильно выбрать базу для распределения косвенных расходов между объектами калькулирования либо выбрать метод отнесения косвенных расходов на себестоимость реализованной продукции.

В целях создания предпосылок для эффективной аналитической работы и повышения качества принимаемых финансово - экономических решений необходимо четко определить и организовать раздельный управленческий учет затрат по следующим группам:

· переменные затраты, которые возрастают либо уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы;

· постоянные затраты, изменение которых не связано непосредственно с изменением объемов производства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, затраты на содержание аппарата управления, административные расходы и др.;

· смешанные затраты, состоящие из постоянной и переменной части. К таким затратам относятся, например, затраты на текущий ремонт оборудования, почтовые и телеграфные расходы и др.

Следует учесть, что провести определенную границу между переменными и постоянными затратами достаточно сложно. Например, в затратах на электроэнергию может быть как переменная составляющая, непосредственно зависящая от объемов производства, так и постоянная связанная, например, с освещением помещений, работой охранных систем, компьютерных сетей и т.п. Во всех случаях целесообразно стремиться к такой организации учета, при которой вся совокупность затрат четко разделена по названным группам. В случае решения этой проблемы на предприятии возникнут условия для проведения углубленного операционного анализа (анализ безубыточности, текущий функционально - стоимостный анализ и функционально - стоимостный анализ на будущие периоды).

Информационной базой для расчетов по определению вышеупомянутых групп затрат и разработки амортизационной политики являются бухгалтерские группировочные ведомости по учету затрат, журналы - ордера, отчеты цехов и структурных подразделений.

 

Заключение.

Изучив теоретические основы финансового планирования, можно заключить, жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

Рассмотрев цели и методы финансового планирования, а также различные аспекты практики составления финансовых планов, можно сделать заключение, что финансовый план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии.

Разработка финансовых планов должна проводиться на постоянной основе. Необходимо учитывать, что они быстро устаревают, поскольку ситуация на рынке меняется динамично. В связи с этим рабочие версии должны постоянно обновляться. В компании должны иметься варианты финансовых планов, предназначенные для различных адресатов в зависимости от целей, например, для банка, для соинвестора, для совместной деятельности и пр. Финансовый план, ориентированный на определенный тип инвестора (или даже конкретную фирму), дает больший шанс на успех, чем массовая рассылка.

Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.

В настоящее время стратегический анализ является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать любому менеджеру. Процесс стратегического планирования включает в себя ряд важных операций: планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и финансовое планирование. Стратегическое планирование позволяет предприятию так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно, это связано с неизбежным финансовым риском, особенно в современных Российских условиях, но правильно проведенное планирование позволит свести риск к минимуму.

Данная работа имела целью доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.

Разработка финансовых планов является одним из основных средств контактов с внешней средой: поставщиками, потребителями, дистрибьюторами, кредиторами, инвесторами. От их доверия зависят стоимость активов организации и возможность ее эффективной деятельности, поэтому финансовый план должен быть хорошо продуман и серьезно обоснован.

 

Список литературы.

1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. – 4-е изд. – М.: Издательство “Дело и сервис”, 2007. – 256 с.

2. Александрова Е. И. Финансы и кредит. Журнал 4 (118). 2008. – 114с

3. Артеменко В. Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: “ДИС”, НГАЭ и У, 2007 г. – 456 с.

4. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В. М. Попова и С. И. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 672 с.: ил.

5. Бизнес-планы. Полное справочное руководство / Под ред. И. М. Степнова – М.: Лаборатория базовых знаний, 2007. – 240 с.: ил.

6. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2008. – 328 с.

7. Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Финпресс», 2004. – 208 с.

8. Деньги. Кредит. Финансы. / С. В. Галицкая. – М.: Экзамен, 2005. – 224 с.

9. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учебное пособие в 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование/под общ. ред. А.И.Ильина. – Мн.: ООО «Новое знание», 2007. – 416 с.

10. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: ЗАО “Центр экономики и маркетинга”, 2008 г. – 412 с.

11. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 560 с.

12. Ковалёва А. М., Лапуста М. Г. Сканай Л. Г. Финансы фирмы: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 416 с

13. Любушин Л.Н Анализ финансово-экономической деятельности предприятия, - М., - 2008

14. Погостинская Н.Н., Погостинский Ю.А. Системный анализ финансовой отчетности. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2008. – 96 с.

15. Положение по бухгалтерскому учёту 10/99 «Расходы организации».

16. Положение по бухгалтерскому учёту 9/99 «Доходы организации».

17. Финансы предприятий. Учебное пособие / Е. И. Бородина, Ю. С. Голикова, Н. В. Колчина, З. М. Смирнова; Под ред. Е. И. Бородиной – М.: банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. – 208 с.

18. Журнал "Финансовый менеджмент" №1, 2004

19. Финансы организаций / Под ред. С.С. Артемьевой. 2004.

20. Финансовый менеджмент на предприятии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.051 с.)