Сущность, формы проявления, социально-экономические последствия инфляции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, формы проявления, социально-экономические последствия инфляции.



Виды инфляции.

Причины инфляции.

Особенности инфляции в России.

Методы регулирования инфляции.

1 вопрос.Сущность, формы проявления,

Социально-экономические последствия инфляции

Инфляцияэто обесценение денег, проявляющееся в устойчивом повышении общего уровня цен. Главная форма проявления инфляции – общий рост цен, который не исключает отсутствие повышения цен на отдельные товары или даже их снижение. Основной показатель инфляции – индекс потребительских цен: при индексе 109% уровень инфляции – 9%.

Вторая форма проявления инфляции - снижение курса национальной валюты. Однако влияние различных курсообразующих факторов может привести к тому, что в условиях инфляции номинальный курс национальной валюты не понизится и даже повысится.

При планово-распределительной системе инфляция носит скрытый характер и проявляется в товарном дефиците при относительно стабильном уровне цен, устанавливаемых государством. Такая инфляция называется подавленной (скрытой). Она может иметь место и в условиях рыночной экономики, например, когда правительство, пытаясь снизить инфляцию, задерживает платежи по государственным заказам, выдачу пенсий и пособий. Инфляция проявляется при этом в хронических неплатежах, развитии бартера, появлении большого количества денежных суррогатов.

Социально-экономические последствия инфляции охватывают все аспекты ее воздействия на платежеспособный спрос, процесс производства, финансовую и кредитную системы, международные экономические отношения.

Инфляция выступает как фактор:

1) перераспределения доходов между группами населения, сферами производства, регионами, государством, предприятиями, населением, кредиторами и заемщиками;

2) обесценения денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов, средств государственного бюджета;

3) снижения реальных денежных доходов населения, особенно получателей фиксированных доходов;

4) сокращения реального объема платежеспособного спроса на предметы потребления, а значит и их производства;

5) деформации структуры потребительского спроса;

6) усугубления неравномерности и непропорциональности развития различных отраслей экономики;

7) ухудшения инвестиционного климата в стране, снижения экономической активности;

8) отвлечения капиталов из сферы производства в сферу обращения, усиления спекуляции;

9) обесценения амортизационных фондов предприятий, что затрудняет процесс расширения и обновления основного капитала;

10) снижения покупательной способности национальной валюты и искажения ее реального курса по отношению к иностранным валютам;

11) увеличения оттока капитала из страны;

12) обострения социальных и экономических противоречий.

 

Вопрос. Виды инфляции

Виды инфляции можно классифицировать по различным критериям.

1. По форме проявления различаетсяинфляция:

открытая (проявляется в росте цен и снижении валютного курса); скрытая, подавленная (проявляется в товарном дефиците при относительно стабильном уровне гсударственных цен, хронических неплатежах, натурализации хозяйственных отношений).

2. По темпам роста цен можно выделить низкую инфляцию (среднегодовой темп прироста цен составляет от 2 до 4%); умеренную, или ползущую (от 4 до 10%); галопирующую (от 10 – до 600%); гиперинфляцию (600% и выше).

До сих пор нет единого мнения по вопросу, какой темп прироста цен считать «низкой», «умеренной», «галопирующей» инфляцией или «гиперинфляцией», каков «приемлемый» уровень инфляции. В большинстве развитых стран трехпроцентный темп инфляции считается допустимым и более того признается в качестве фактора стимулирования экономического роста и снижения безработицы. В странах ЕС в качестве приемлемого рассматривается двухпроцентный уровень инфляции.

В 2006 г. темп инфляции составил в Японии 0,3%, в странах Европейского Союза - 2,2%; США – 2,5%, Китае – 2,8%, Индии – 6,9%. В России за 2006 г. потребительские цены выросли на 9%.

3.По причинам (факторам) выделяют: инфляцию спроса (вызванную денежными (монетарными) факторами) и инфляцию издержек (вызванную неденежными факторами)

4.По показателю – виду индекса потребительских цен, используемого для определения уровня инфляции различают: инфляцию «общую», уровень которой определяется сводным индексом потребительских цен (СИПЦ), и «базовую», уровень которой определяется базовым индексом потребительских цен (БИПЦ – рассчитывается без учета цен, регулируемых государством и подверженных воздействию сезонных факторов). Базовая инфляция - это та часть инфляции, которая непосредственно зависит от денежно-кредитной политики и политики валютного курса. В 2006 г. уровень базовой инфляции составил 7,8% (при уровне «общей» инфляции 9%).

 

Вопрос. Причины инфляции

 

Современная инфляция - многофакторный процесс, т.е. она вызывается различными причинами. Основные причины (факторы) инфляции делятся на две группы.

К первой группе относятся денежные (монетарные) факторы, вызывающие нарушение закона денежного оборота, т.е. выпуск денег сверх потребностей в них товарооборота. Избыточная денежная масса порождает неоправданное расширение спроса, реакцией на которое является рост цен.

Вторая группа объединяет неденежные факторы, обуславливающие рост издержек производства, который, в свою очередь, вызывает рост цен, поддерживаемый последующим подтягиванием денежной массы к возросшему уровню последних.

В действительности обе группы факторов переплетаются и взаимодействуют друг с другом, вызывая рост общего уровня цен на товары и услуги. В зависимости от преобладания факторов той или иной группы различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек.

Инфляцию спроса вызывают три основные денежные (монетарные) фактора.

1. Дефицит государственного бюджета. Покрытие бюджетного дефицита может происходить двумя путями: размещением государственных займов на денежном рынке или получением ссуды в центральном банке. Эмиссию денег сверх потребности товарооборота в деньгах и соответственно инфляцию спроса вызывает кредитование правительства центральным банком в форме покупки государственных ценных бумаг на первичном рынке или предоставления ссуды правительству.

2. Избыточное кредитование, т.е. расширение масштабов кредитования сверх потребностей экономики. Оно ведет к созданию платежных средств в объеме, превышающем потребность товарооборота, и созданию избыточного спроса.

3. Внешнеэкономический фактор -эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке центральным банком иностранной валюты (в целях регулирования курса иностранной валюты и/или объема официальных валютных резервов).

Инфляцию издержек характеризует воздействие шести основных неденежных факторов на процессы ценообразования.

1. Структурные диспропорции в общественном воспроизводстве.

2. Монополистическое ценообразование.

3. Увеличение издержек производства на единицу продукции в результате роста заработной платы темпами, опережающими темпы роста производительности труда, в основных отраслях хозяйства.

4. Рост затрат на сырье, энергоносители, транспортные и коммунальные услуги.

5. Рост косвенных налогов, входящих в цену товаров.

6. Внешнеэкономический фактор:

а) рост мировых цен на товары,

б) снижение курса национальной валюты.

Как правило, не встречается инфляция спроса или издержек в «чистом виде»: имеют место отдельные факторы как одного, так и другого вида инфляции.

Особенности современной инфляции:

во - первых, классическая инфляция возникала, как правило, в результате чрезмерного по сравнению с потребностями товарооборота выпуска денег, а современная инфляция - многофакторный процесс;

во - вторых, раньше инфляция имело место время от времени в той или иной стране, а теперь она имеет (за редким исключением) хронический и всеобщий характер;

в-третьих, в силу глобализации экономики возросло значение внешнего фактора инфляции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 883; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.011 с.)