Модуль (раздел) 1. Введение в экономику 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль (раздел) 1. Введение в экономику



МОДУЛЬ (РАЗДЕЛ) 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

МОДУЛЬ (РАЗДЕЛ) 2. ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ

РЫНОК И ЕГО ВИДЫ

       
   
 
 

       
   
 
 


Рынок:

- это система экономических отношений, возникающая на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения;

- это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции;

- это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.

 
 


Объекты рынка - это все те блага и услуги, по поводу которых возникают рыночные отношения.

 
 


Инфраструктура рынка ( в узком смысле) трактуется как система организаций, учреждений и служб, обслуживающих функционирование структурных подразделений рынка.

 
 


Инфраструктура рынка ( в широком смысле) рассматривается как совокупность материально-технических и организационно-экономических условий, обеспечивающих нормальное функционирование сферы товарного обращения и актов купли-продажи.

 
 


Рыночная инфраструктура – это совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

 
 


Товарная биржа - учреждение, в котором осуществляются оптовые сделки по купле-продаже по образцам и стандартам на основе предварительной биржевой экспертизы.

 
 


Фондовая биржа - организация торгующих предприятий и лиц, создаваемая для осуществления свободной купли-продажи ценных бумаг по рыночным ценам.

 
 


Биржа труда - организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы.

 

Аукцион - публичная продажа на основе торгов в заранее установленное время и в заранее установленном месте определенных товаров или их образцов.

 
 


Ценообразующая функция заключается в том, что в процессе взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена, причем эта оценка происходит не до обмена, а в ходе него.

Информационная функция - концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

 
 


Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего, на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность.

 
 


Посредническая функция - рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи.

 
 


Санирующая функция - рынок постоянно производит естественный отбор среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективного функционирующих предприятий.

 

 


Группировка рынков на основе признаков

 

 

 

 


СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 
 

           
 
 
   
 
   


Спрос - это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

Платежеспособный спрос - спрос, обеспеченный величиной платежных средств у покупателей.

 
 


Индивидуальный спрос – спрос конкретного субъекта.

 
 


Рыночный спрос – спрос всех покупателей на данный товар.

 
 


Совокупный спрос – общий объем спроса на товары и услуги в экономике.

 
 


Функциональный спрос – спрос, возникающий в силу потребительских характеристик товара.

 
 


Нефункциональный спрос – спрос, возникающий под влиянием не потребительских характеристик товара.

 
 


Спрос, обусловленный внешними воздействиями на полезность товара, что означает, что полезность какого-либо товара для потребителя увеличивается или уменьшается в зависимости от того, покупают ли его другие люди, либо вследствие того, что товар имеет более высокую цену по сравнению с другими товарами:

 

- эффект массового потребления (или эффект вагона) – величина, на которую возрастает индивидуальный спрос на товар вследствие того, что расширяется рыночный спрос на него, или, другими словами, из-за того, что другие люди также покупают этот самый товар.

 

- эффект сноба - величина, на которую индивидуальный спрос сокращается вследствие того, что другие тоже потребляют данный товар.

 

- эффект показательного потребления отражает такое явление, как увеличение спроса на некоторые товары в силу того, что они имеет более высокие цены по сравнению со своими аналогами. Эффект показательного потребления наблюдается в том случае, когда потребитель ассоциирует повышенную цену с большей престижностью.

 
 


Спекулятивный спрос возникает в условиях реального или искусственно нагнетаемого дефицита того или иного товара, когда рыночное предложение по какой-либо причине оказывается недостаточным.

 
 


Нерациональный спрос объединяет все покупки, которые не планируются потребителем, а происходят под воз действием внезапного минутного желания.

 
 


Закон спроса – между ценой и количеством покупок существует обратная зависимость, т.е. при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.

Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество этого товара.

 
 


Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

 
 


Эластичность это мера реакции одной величины на изменение другой.

 
 


Эластичность спроса по цене (или ценовая эластичность спроса) показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

 
 


Эластичность спроса по доходу определяется соотношением между относительными изменениями объема спроса на товар и доходами потребителей.

 
 


Перекрестная (косвенная) эластичность показывает, на сколько процентов изменяется спрос данного товара при изменении цены другого товара на 1%.

 
 


Предложение – это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.

 

Закон предложения - между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая зависимость, т.е. чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот.

 
 


Эластичность предложения – соотношение между относительным изменением цены и относительным изменением предлагаемого количества какого-либо продукта.

Ценовая эластичность спроса (Эластичность спроса по цене) характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности.

 

,

 

.

Эластичность спроса по доходу определяется соотношением между относительными изменениями объема спроса на товар и доходами потребителей. Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная).

где ∆I/I - изменение дохода (в %);

∆Q/Q - изменение спроса (в %).

Нормальный товар имеет Ei >0, что означает изменение дохода и спроса в одном и том же направлении. Для низшего товараприсуща отрицательная эластичность спроса по доходу Ei <0, т.е. увеличение дохода вызывает уменьшение спроса на него.

Перекрестная (косвенная) эластичность позволяет измерить, насколько чувствителен спрос на продукт а к изменению цены на продукт b.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает, на сколько процентов изменяется спрос данного товара при изменении цены другого товара на 1%.

 

 

Зависимость между ценой и предложением, так же как и в случае спроса, можно описать алгебраически и графическим способами.

Если функция предложения носит линейный характер, то алгебраически уравнение предложения имеет вид:

Qs = a + bP,

где Qs – величина предложения;

P – цена товара;

a, b – постоянные коэффициенты.

МОДУЛЬ (РАЗДЕЛ) 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.036 с.)