Предприятие, фирма - основные звенья рыночной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предприятие, фирма - основные звенья рыночной экономики



 
 


 

           
 
 
   
 
   

 

 


Предпринимательские способности - это экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру.

 
 


Предпринимательский потенциал – это потенциальные возможности по реализации предпринимательских способностей.

 
 


Предпринимательство – процесс создания нового, обладающего ценностью, предполагающий финансовую, моральную и социальную ответственность и приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым.

 
 


Объект предпринимательства – осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода.

 
 


Сущность предпринимательства:

ü Цель – получение прибыли, т.е. превышение денежной выручки, полученной от реализации товара, над затратами на его производство и реализацию.

ü Содержание – получение таких комбинаций, имеющихся в распоряжении предпринимателя ресурсов, которые обеспечивают ему достижение указанной цели.

 
 


Предпринимательский доход – это та плата, которую получает предприниматель за свою организаторскую работу по объединению и использованию экономических ресурсов, за риск убытков от использования этих ресурсов, за хозяйственные инициативы (инновации) и монопольную рыночную власть.

 
 


Фирма – предприятие или совокупность специализированных организаций любой формы собственности, являющихся юридическими лицами и объединяющих под одним управлением (и общим фирменным наименованием) производство и сбыт товаров.

 
 


Поведенческая теория фирмы делает акцент на природе крупных компаний как сложных организаций, внутри которых у разных подразделений существуют разные главные цели (задачи), одновременное максимальное достижение которых приводит к противоречиям между этими подразделениями.

Управленческие теории фирмы полагают, что цели фирмы – это максимизация выручки, т.е. валового дохода от продажи продукции, и максимизации темпов роста активов.

 
 


Гипотеза социальной ответственности фирмы состоит в том, что у фирмы, особенно крупной есть социальная ответственность как перед своими акционерами и работниками, так и перед всем обществом. Преследование цели прибыли должно сопровождаться у фирмы реализацией общественно полезных задач: улучшение жизни сотрудников, ведение благотворительной деятельности и т.д.

 
 


Предприятие – это форма организации предпринимательской деятельности, которая выступает в качестве основного звена национальной экономики, и в котором осуществляется непосредственный процесс производства.

 
 


Хозяйствующий субъект называется предприятием, если он создан в порядке, установленном действующим законодательством и осуществляет производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

 
 


Взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы внешней среды.

 
 


Сложность внешней среды - это число факторов, на которые производственная система обязана реагировать в целях своего выживания, а также уровень вариаций каждого фактора.

 
 


Подвижность (или динамичность) среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.

 
 


Неопределенность внешней среды является функцией, зависящей от количества информации, которой располагает предприятие по поводу конкретного фактора внешней среды, а также функцией уверенности в точности располагаемой информации.

 

 


Преимущества и недостатки основных форм предприятий

 

 

Факторы внешней среды функционирования фирмы

 


СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 
 

           
 
 
   
 
   


Спрос - это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

Платежеспособный спрос - спрос, обеспеченный величиной платежных средств у покупателей.

 
 


Индивидуальный спрос – спрос конкретного субъекта.

 
 


Рыночный спрос – спрос всех покупателей на данный товар.

 
 


Совокупный спрос – общий объем спроса на товары и услуги в экономике.

 
 


Функциональный спрос – спрос, возникающий в силу потребительских характеристик товара.

 
 


Нефункциональный спрос – спрос, возникающий под влиянием не потребительских характеристик товара.

 
 


Спрос, обусловленный внешними воздействиями на полезность товара, что означает, что полезность какого-либо товара для потребителя увеличивается или уменьшается в зависимости от того, покупают ли его другие люди, либо вследствие того, что товар имеет более высокую цену по сравнению с другими товарами:

 

- эффект массового потребления (или эффект вагона) – величина, на которую возрастает индивидуальный спрос на товар вследствие того, что расширяется рыночный спрос на него, или, другими словами, из-за того, что другие люди также покупают этот самый товар.

 

- эффект сноба - величина, на которую индивидуальный спрос сокращается вследствие того, что другие тоже потребляют данный товар.

 

- эффект показательного потребления отражает такое явление, как увеличение спроса на некоторые товары в силу того, что они имеет более высокие цены по сравнению со своими аналогами. Эффект показательного потребления наблюдается в том случае, когда потребитель ассоциирует повышенную цену с большей престижностью.

 
 


Спекулятивный спрос возникает в условиях реального или искусственно нагнетаемого дефицита того или иного товара, когда рыночное предложение по какой-либо причине оказывается недостаточным.

 
 


Нерациональный спрос объединяет все покупки, которые не планируются потребителем, а происходят под воз действием внезапного минутного желания.

 
 


Закон спроса – между ценой и количеством покупок существует обратная зависимость, т.е. при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.

Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество этого товара.

 
 


Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

 
 


Эластичность это мера реакции одной величины на изменение другой.

 
 


Эластичность спроса по цене (или ценовая эластичность спроса) показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

 
 


Эластичность спроса по доходу определяется соотношением между относительными изменениями объема спроса на товар и доходами потребителей.

 
 


Перекрестная (косвенная) эластичность показывает, на сколько процентов изменяется спрос данного товара при изменении цены другого товара на 1%.

 
 


Предложение – это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.

 

Закон предложения - между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая зависимость, т.е. чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот.

 
 


Эластичность предложения – соотношение между относительным изменением цены и относительным изменением предлагаемого количества какого-либо продукта.

Ценовая эластичность спроса (Эластичность спроса по цене) характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности.

 

,

 

.

Эластичность спроса по доходу определяется соотношением между относительными изменениями объема спроса на товар и доходами потребителей. Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная).

где ∆I/I - изменение дохода (в %);

∆Q/Q - изменение спроса (в %).

Нормальный товар имеет Ei >0, что означает изменение дохода и спроса в одном и том же направлении. Для низшего товараприсуща отрицательная эластичность спроса по доходу Ei <0, т.е. увеличение дохода вызывает уменьшение спроса на него.

Перекрестная (косвенная) эластичность позволяет измерить, насколько чувствителен спрос на продукт а к изменению цены на продукт b.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает, на сколько процентов изменяется спрос данного товара при изменении цены другого товара на 1%.

 

 

Зависимость между ценой и предложением, так же как и в случае спроса, можно описать алгебраически и графическим способами.

Если функция предложения носит линейный характер, то алгебраически уравнение предложения имеет вид:

Qs = a + bP,

где Qs – величина предложения;

P – цена товара;

a, b – постоянные коэффициенты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.055 с.)