Этапы выполнения квалификационной (дипломной) работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы выполнения квалификационной (дипломной) работы



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..2

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЕ ……………………………………………………..2

1.1. Общие требования к содержанию квалификационной (дипломной) работы (по всем специальностям) ……………………………………………….3

1.2. Этапы выполнения квалификационной (дипломной) работы…………….3

1.3. Требования к квалификационной работе бакалавра ………………………4

1.4. Требования к дипломной работе специалиста ……………..………………5

2. НАПИСАНИЕ И ЗАЩИТА КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ …………………………………………………….6

2.1. Подготовительный этап ………………………………………………….….6

2.2.Основной этап ……………………………………………………………….10

2.2.1. Составление плана квалификационной (дипломной) работы ….10

2.2.2. Подбор, анализ и обобщение законов и иных нормативных правовых актов, учебно-методических и научных источников ……………...11

2.2.3. Сбор и анализ практического материала ………………………...12

2.2.4. Структура квалификационной (дипломной) работы ……………13

2.2.5. Написание текста квалификационной (дипломной) работы ……18

2.2.6. Оформление квалификационной (дипломной) работы …………21

2.3. Завершающий этап. Процедура защиты квалификационной (дипломной) работы студентом ……………………………………………………………….30

2.3.1. Подготовка квалификационной (дипломной) работы к защите ……………………………………………………………………………………30

2.3.2 Процедура защиты квалификационной (дипломной) работы …..31

2.3.3. Рекомендации по составлению текста выступления на защите квалификационной (дипломной) работы………………………..……………..35

2.3.4. Критерии оценки квалификационных (дипломных) работ ……..35

Образцы форм документов по организации выполнения квалификационной (дипломной) работы ……………………………………………………………38

Введение

Настоящие методические рекомендации содержат основные требования к выпускным квалификационным (дипломным) работам. Их разработка базируется на нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере образования, государственных стандартах, государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по различным специальностям и направлениям подготовки, а также рекомендациях Минобразования России. В системе образования России квалификационная (дипломная) работа является обязательным элементом государственного стандарта при получении студентами степени бакалавра и квалификации специалиста.

Методические рекомендации предназначены студентам и профессорско-преподавательскому составу вуза.

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЕ

В соответствии с Положением об итоговой государст­венной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования России от 25.03.2003 № 1155, и государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОСТ) по специальностям итоговая государственная аттестация выпускников включает:

- государственный(е) экзамен(ы) по специальности;

- защиту выпускной квалификационной (дипломной) работы.

Выпускная работа выполняется в форме квалификацион­ной (дипломной) работы.

Приступая к защите квалификационной (дипломной) ра­боты студент должен наглядно представлять все этапы ее подготовки, написания и защиты.

Этапы выполнения квалификационной (дипломной) работы

1. Подготовительный этап - выбор и утверждение темы;

2. Основной этап - сбор материала, написание квалификационной (дипломной) работы, формулирование выводов и предложений, оформление работы;

3. Завершающий этап – защита квалификационной (дипломной) работы.

1.2. Общие требования к содержанию

Требования к квалификационной работе бакалавра

Требования к итоговой государственной аттестации бакалавров установлены государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, в соответ­ствии с которыми, квалификационная работа бакалавра должна представлять собой теоретическое или экс­периментальное исследование.

Это исследование должно базироваться на знании законодательной, научной, учебной литературы, состояния практики в рамках предмета исследования. В этой работе выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками, позволяющими ему впоследст­вии самостоятельно решать профессиональные задачи.

Квалификационная работа бакалавра пред­ставляет собой некоторое законченное исследование, целью которого является систематизация, закрепление и расшире­ние теоретических и практических знаний по применению этих знаний в решении конкретных научных задач по вопросам экономики, права и т.д.; развитие навыков самостоятель­ной работы и применения методов исследования, а также отражает умение самостоятельно разработать избранную тему и сформулировать соответствующие рекомендации.

Квалификационная работа бакалавра долж­на:

- иметь научно-реферативный характер, основанный на использовании актуальных статистических данных и дейст­вующих нормативных правовых актов;

- отвечать принципам логичности, четкости, достоверности изложения фактического материала;

- отражать умения студента пользоваться научными методами и приемами исследования по отбору, обработке и систематизации информации;

- иметь четкую структуру, правильное оформление библиографических ссылок, список использованных нормативных правовых актов, научной и учебной литературы.

Работа бакалавра обязательно включает в себя как теоретическую часть, в которой студент должен показать знания основ теории по предмету исследования, так и практическую часть.

Таким образом, квалификационная работа бакалавра показывает уровень знания студентом методов научного исследования сложных социальных явлений, умения обобщать и делать выводы, обоснованные предложения и давать рекомендации в рамках предмета исследования.

Квалификационная работа бакалавра оформляется в виде текста с приложениями, графиками, таблицами, схемами. Оптимальный объем квалификационной работы бакалавра - 2 – 2,5 п.л. (50 - 60 стр. машинописного текста включая список литературы).

 

Требования к дипломной работе специалиста

Выпускная дипломная работа специалиста представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой студент демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

Выпускная дипломная работа специалиста показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области.

Выпускная дипломная работа специалиста должна:

- носить творческий характер с использованием актуальных статистических данных и действующих нормативных правовых актов;

- отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;

- отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами;

- должна быть правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения).

Выпускная квалификационная работа специалиста оформляется в виде текста с приложением графиков, таблиц, схем и других материалов, иллюстрирующих содержание работы.

Оптимальный объем выпускной квалификационной ра­боты – 2,5 - 3 п.л. (60 - 70 страниц машинописного текста включая список литературы).

 

Подготовительный этап

Выбор темы квалификационной (дипломной) работы и назначение научного руководителя.

Тема квалификационной (дипломной) работы должна отражать актуальность одной из социально-правовых проблем общественной жизни.

Тему студент выбирает из примерного пе­речня квалификационных (дипломных) работ, утверждаемых выпускающей кафедрой.

Перечень тем ква­лификационных (дипломных) работ ежегодно обновляется кафедрой с учетом новейших социально-пра­вовых и политических потребностей общества.

Студент также может самостоятельно предложить тему квалификационной (дипломной) работы в рамках соответствующих направлений специальности, которая впоследствии должна быть согласована с выпускающей кафедрой.

Однако в каждом из случаев выбранная тема квалифика­ционной (дипломной) работы должна быть актуальной, от­личаться научной новизной и иметь практическую значи­мость.

Выбор темы квалификационной (дипломной) работы, как правило, должен быть связан с проблемами преддипломной и производственной практик, где целесообразно собрать материал для будущей работы.

Наиболее выигрышными темами также могут быть темы на стыке различных дисциплин, например, таких, как управление и право; экономика и право и т.п.

Наибольшей сложностью отличаются те темы, которые связаны с общетеоретическими исследованиями, так как студент должен не только показать хорошее знание теории имеющихся научно-теоретических работ, но и сделать самостоятельные новые выводы и предложения теоретического характера, а также убедительно доказать их обоснованность. Поэтому выполнение чисто теоретических тем может быть разрешено кафедрой лишь в исключительных случаях.

Основным критерием при выборе темы квалификационной (дипломной) работы служит научно-практический интерес студента. Это прежде всего относится к студентам, которые продолжительное время целеустремленно собирали и обрабатывали материал по той или иной теме, участвовали в научно-практических конференциях, круглых столах, семинарах, студенческих научных кружках или имеют публикации по избранной теме исследования.

По одной проблеме могут выполняться квалификационные (дипломные) работы несколькими студентами, если тема, цели и задачи исследования различны. Это различие также находит свое отражение в плане квалификационной (дипломной) работы.

Тема работы закрепляется за студентом по его личному письменному заявлению на имя заведующего кафедрой и представляется на кафедру.

Заявления студентов рассматриваются на одном из заседаний соответствующей выпускающей кафедры. Решением кафедры тема квалификационной (дипломной) работы утверждается, либо изменяется; назначается научный руководитель.

Заведующий выпускающей кафедры, а также заведующие других кафедр и подразделений вуза могут оказывать методическую, консультационную помощь студенту в период всего цикла подготовки квалификационной (дипломной) работы.

Утверждение темы квалификационной (дипломной) работы и назначение научного руководителя и рецензента по представлению кафедры оформляется приказом ректора института.

Научным руководителем квалификационной (дипломной) работы студента может быть только преподаватель выпускающей кафедры или практический работник с большим стажем работы.

Научный руководитель квалификационной (дипломной) работы:

- осуществляет непосредственное руководство и контроль за процессом исследования;

- оказывает студенту помощь в составлении календарного плана-графика на весь период выполнения квалификационной (дипломной) работы;

- рекомендует студенту необходимые основные законодательные, нормативные правовые акты, научную, методическую литературу; справочные материалы, учебники, учебные пособия и другие источники по теме;

- оказывает предусмотренные расписанием студента консультации;

- проверяет выполнение работы (по частям и в целом).

Наиболее оптимальным является следующий план-график подготовки студентом квалификацион­ной (дипломной) работы.

 

Примерный план – график выполнения студентом квалификационной (дипломной) работы

№ п/п Этап подготовки Рекомендуемый срок
1. 2. 3.
1. Выбор темы работы  
2. Подбор и предварительное ознакомление с литературой по избранной теме  
3. Составление первоначального плана работы  
4. Подбор материала, его анализ и обобщение  
5. Написание текста дипломной работы, представление первоначального варианта дипломной работы научному руководителю  
6. Доработка работы в соответствии с замечаниями руководителя  
7. Предзащита дипломной работы на заседании выпускающей кафедры  
8. Доработка дипломной работы в соответствии с замечаниями, высказанными на предзащите, окончательное оформление  
9. Получение отзыва научного руководителя, передача дипломной работы на рецензирование  
10. Получение рецензии, передача завершенной работы, отзыва руководителя и рецензии на выпускающую кафедру  
11. Подготовка к защите (подготовка доклада и раздаточного материала, разработка презентации в MS PowerPoint)  
12. Защита дипломной работы  

 

 

Основной этап

2.2.1. Составление плана квалификационной

(дипломной) работы

Правильно составленный план служит основой в подготовке квалификационной (дипломной) работы студентом; помогает ему систематизировать научно-методический, научно-практический материал, обеспечить последовательность его изложения.

Предварительный план квалификационной (дипломной) работы студент составляет самостоятельно, а затем согласовывает и утверждает его с научным руководителем.

Согласно традиционной структуре квалификационная (дипломная) работа должна состоять из введения, двух-трех глав, заключения, списка литературы, приложений. В каждой главе должно быть, как правило, 2-3 параграфа.

План квалификационной (дипломной) работы имеет динамичный характер. В процессе работы план может уточняться: расширяться отдельные главы и параграфы, вводить­ся новые параграфы с учетом собранного материала; другие параграфы, наоборот, могут сокращаться.

Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем, который его утверждает в окончательном варианте.

 

Актуальность

Обоснование актуальности темы исследования - одно из основных требований, предъявляемых к квалификационной (дипломной) работе студента.

Для студента выбор темы исследования начинается прежде всего с выбора наиболее интересующего его предмета из ранее изученных, а также с учетом его интересов в дальнейшей профессиональной деятельности.

Определение актуальности происходит на основе реальных жизненных противоречий между новыми фактами и явлениями и отсутствием нормативной базы, теоретическим обоснованием этих явлений, что заставляет начать поиск нового и ответить на вопрос: «Почему именно этой проблемой необходимо заниматься в нашем учреждении (организации, отрасли и т.д.)?»

Необходимо подчеркнуть, что обоснование актуальности темы невозможно без предварительного изучения научной, учебной литературы, нормативной базы и имеющейся практики.

Кроме того, в разделе обоснования актуальности должны быть раскрыты основные термины в том значении, которое подразумевается в данном контексте.

Когда актуальность обоснована, нужно перейти к формулированию темы. Формулировка темы дипломного исследования определяет его содержание. Прежде чем выбрать окончательный вариант, необходимо вместе с научным руководителем продумать несколько формулировок, сравнить их и выбрать ту, которая точнее всего отражает предмет будущего исследования. Четкое формулирование темы ставит перед студентом-дипломником вопрос: «А есть ли у меня необходимые возможности для разработки данной темы?»

Выбор темы квалификационной (дипломной) работы и обоснование ее актуальности (значимости) представляет собой одну из важнейших и сложнейших задач квалификационной (дипломной) работы. Умение сформулировать тему исследования и впоследствии доказать ее актуальность является первым шагом к успешной защите квалификационной (дипломной) работы.

Цель исследования

Цель исследования - это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки квалификационной (дипломной) работы студентом.

Между целью, проблемой и предметом исследования существует логическая связь, которую необходимо учитывать при проведении дипломного исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы разрешить какую-то проблему. Для более успешного формулирования цели нужно ответить себе на вопрос: «Что ты хочешь получить в результате исследования?» или «Какой результат работы (предприятия, организации, учреждения и т.д.) хочу описать в квалификационной (дипломной) работе?»

Удобно начинать формулирование цели с глаголов: выяснить, выявить, сформировать, обосновать, провести, определить, создать, построить.

Основными требованиями, предъявляемыми к цели, являются ее достигаемость, диагностичность, реальность, конечность во времени.

Поскольку цель предвосхищает будущие результаты, то постановка задач намечает пути ее достижения.

Задачи исследования

Задачи, как правило, - это те шаги, с помощью которых достигается цель, т.е. более частные конкретизированные цели.

Задачи исследования квалификационной (дипломной) работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.

Методы исследования

Метод исследования - это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности.

Метод - это совокупность приемов. Другими словами, прием - это часть метода.

Методы условно делят на две группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы (основанные на опыте) включают:

- изучение литературы по теме квалификационной (дипломной) работы, нормативных и инструктивно-методических материалов;

- анализ различной документации;

- наблюдение, опросы (интервью, анкетирование), тес­тирование;

- определение рейтинга;

- изучение и обобщение опыта, отечественной и зару­бежной практики и др.

Теоретические методы включают:

- историко-генетический метод;

- моделирование;

- сравнение;

- обобщение;

- абстрагирование;

- классификацию;

- систематизацию;

- синтез;

- аналогию и др.

Научная новизна. Определение научной новизны относится ко всему исследованию в целом.

Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.

Важнейшее значение в определении научной новизны исследования при подготовке квалификационной (дипломной) работы имеет также прогнозирование результата (цели исследования).

 

Глава 1

Как правило, первая глава содержит описание проблемы, вводит саму проблему, описывает состояние в теории иссле­дования на эту тему, анализирует исторический опыт (исторические проблемы).

Глава 2

Традиционно во второй главе уже проводится подроб­ный анализ предмета исследования, описываются его основ­ные параметры и характеристики.

Глава 3

Обычно в этой главе приводятся доказательства ранее выдвинутых положений, даются аргументация, расчеты, формулируются выводы и предложения.

Безусловно, представит определенный интерес сравнительное исследование зарубежного опыта по решению аналогичных проблем.

Заключение (или выводы и предложения)

В заключении дается краткий перечень наиболее значимых выводов и предложений (рекомендаций), содержатся обобщенные выводы и предложения по совершенствованию общественных отношений в сфере экономики, управления, права и т.д., указание дальнейших перспектив работы над проблемой.

Допустима нумерация сделанных выводов (предложений, рекомендаций) с указанием их адресатов, например, органам федеральной власти, органам государственного управления, органам местного самоуправления, организациям, предприятиям либо их подразделениям.

Каждая рекомендация, сделанная в квалификационной (дипломной) работе, должна быть обоснована с позиций эффективности, целесообразности и перспектив использования в практической деятельности.

 

Оформление квалификационной (дипломной) работы

Написание квалификационной (дипломной) работы начинается с составления черновой рукописи. В черновой рукописи необходимо отредактировать весь написанный текст.

Все страницы текста нумеруются, кроме титульного листа и оканчивая приложениями сквозной нумерацией. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы.

Каждая глава, а также введение и заключение начинаются с новой страницы.

На титульном листе квалификационной работы указывается наименование вуза и выпускающей кафедры, специальность, фамилия и инициалы студента (полностью), тема работы, ученое звание, фамилия и инициалы научного руководителя.

Квалификационная работа должна быть оформлена в соответствии с общими требованиями к оформлению научных работ.

Любое графическое изображение материала (фотографии, рисунки, чертежи, эскизы, схемы, диаграммы, графики, ксерокопии и т.д.) в квалификационной (дипломной) работе считается рисунком. Не допускается применение рисунков, схем и пр., вырезанных из книг, журналов, отчетов и т.д.

Иллюстрации могут быть расположены как по тексту документа (возможно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце его. Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, например: рисунок 3. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой: Рисунок 1.1. Порядковый номер рисунка и его название проставляются под рисунком.

При ссылках на иллюстрации следует писать «см. рисунок 2» при сквозной нумерации и «см. рисунок 1.2.» при нумерации в пределах раздела.

Все цифровые (буквенные) обозначения на иллюстрации должны быть объяснены или в подрисуночной подписи, или в тексте.

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей. При переносе части таблицы на ту же или другие страницы название помещают только над первой частью.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. Символ «№» при этом не пишется. Например, следует писать: таблица 1 «Формы правления».

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точек не ставят. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия.

Таблицы слева, справа, сверху и снизу, как правило, ограничивают линиями.

Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, а при необходимости в приложении к документу.

Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой или рядом, при этом в каждой части таблицы повторяют ее головку и боковик. При делении таблицы на части допускается ее головку или боковик заменять соответственно номером граф или строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы или строки первой части таблицы.

Слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы.

Приложение - часть текста, имеющая дополнительное (справочное или второстепенное) значение, необходимое для более полного освещения темы проекта. Приложения должны относиться к тексту квалификационной (дипломной) работы в целом или к отдельным ее разделам, а не к отдельным частным вопросам. Не допускаются приложения, не имеющие прямого отношения к теме проекта.

Приложения оформляют как продолжение дипломной работы. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом углу страницы слова «Приложение» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают с прописной буквы отдельной строкой. Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на подразделы и пункты, нумеруемые арабскими цифрами в пределах каждого приложения.

В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы.

Иллюстрации и таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Цитаты в тексте требуют точного воспроизведения, они заключаются в кавычки и приводятся в той грамматической форме, в какой даны в первоисточнике. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник. Если цитата полностью воспроизводит текст, то она начинается с прописной буквы. Например: Еще М.В. Ломоносов в свое время отмечал: «Декарту мы особливо благодарны за то, что он ободрил ученых людей против Аристотеля и прочих философов — в их праве спорить и тем открыл дорогу к вольному философствованию».

Цитата начинается со строчной буквы, если вводится в середину авторского текста не полностью: С.И. Вавилов требовал «...всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг».

Строчная буква пишется и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике: С.Л. Рубинштейн считает, что в процессе деятельности мотивы личности «изменяются, перестраиваются и обогащаются все новым содержанием».

Как правило, квалификационная (дипломная) работа студента пишется сначала рукописно, а затем переносится в файл на компьютер. Однако при наличии регулярного доступа к компьютерному рабочему месту квалификационная (дипломная) работа может изначально создаваться в текстовом редакторе. При этом следует соблюдать следующие рекомендации, носящие в значительной мере общий характер, т.е. относящиеся к правилам создания больших деловых документов.

Квалификационная (дипломная) работа разбивается на файлы в соответствии с утвержденным планом (структурой) работы. Иными словами, выпускнику рекомендуется работать с файлами типа «Глава 1» или «Chapt 3», помещенными в папку «Диплом».

Оформительской стороне работы над текстом следует уделять внимание в последнюю очередь, когда будет собрана вся работа. К собранному документу следует применить стили, примеры которых приведены ниже. При создании документа и цитировании источников текста, данных, формул, рисунков следует сразу вставлять сноски, куда помещаются ссылки на соответствующие издания.

После объединения всех компонентов глав следует проверить нумерацию страниц квалификационной (дипломной) работы.

Технические требования к оформлению:

Размер бумаги - А 4

Поля: левое - 30 мм, правое - 15 мм, сверху - 20 мм, снизу - 20 мм

Полезно также создать стили для текстов таблиц, их за­головков и подписей под рисунками.

Настройки основного стиля

Шрифт - 14 кегль, типа Times New Roman

Межстрочный интервал - полуторный

Отступ красной строки - 1,25 см

Отступы до и после абзаца - 0

Выравнивание – по ширине

Библиографический аппарат в квалификационной (дипломной) работе - это выражение научной этики и культуры научного труда. Именно по нему члены Государственной аттестационной комиссии, присутствующие на защите квалификационной (дипломной) работы, могут судить о степени осведомленности студента о состоянии проблемы в теории и практике.

Библиографический аппарат квалификационной (дипломной) работы представляется библиографическим списком и библиографическими ссылками, которые оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическое описание документов. Общие требования и правила составления».

Рассмотрим вначале оформление библиографического списка, который в квалификационных (дипломных) работах обычно следует озаглавливать как «Список использованной литературы».

Библиографическое описание можно условно разделить на две части: нормативные правовые акты и научная методическая литература.

Нормативные правовые акты располагаются в соответствии с их юридической силой:

§ международные законодательные акты - по хронологии;

§ Конституция РФ;

§ кодексы - по алфавиту;

§ законы РФ - по хронологии;

§ указы Президента РФ - по хронологии;

§ акты Правительства РФ - по хронологии;

§ акты министерств и ведомств в последовательности - приказы, постановления, положения, инструкции министерства - по алфавиту, акты - по хронологии.

В списке использованной литературы должно быть указано полное название акта, дата его принятия, номер, а также официальный источник опубликования. Например:

Об акционерных обществах: федер. закон РФ от 26 февр. 1995 г. № 208-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1996. -№1. (ст. 1).

Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью, без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п.

Примеры библиографического описания различных видов произведений печати

Автореферат диссертаций

Борисов, С.Н. Методы машинной номографии и их приложения: автореф. дис.... д-ра техн. наук / С.Н. Борисов. -М., 1986.-32 с.

Книги одного, двух, трех авторов

Рузавин, Г.И. Научная теория: логико-методол. анализ / Г.И. Рузавин. - М.: Мысль, 1978. - 237 с.

Госс, B.C. Категории современной науки: становление и развитие / B.C. Госс, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул. - М.: Мысль, 1984.-268 с.

Книги четырех и более авторов

Планирование, организация и управление транспортным строительством / A.M. Коротеев [и др.]; под ред. A.M. Kopo-теева. - М.: Транспорт, 1989. - 286 с.

Многотомное издание (в целом)

Бригхем, Ю. Финансовый менеджмент: полный курс: в 2 т. / Ю. Бригхем, Л. Гапенски; пер. с англ. под ред. В.В. Ковалева. - СПб.: Экон. шк., 1998. - 2 т.

Отдельный том

История государства и права зарубежных стран. Учеб. для вузов. В 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. - 2-е изд., стереотип. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 703 с.

Сборник одного автора

Методологические проблемы современной науки / сост. А.Т. Москаленко. - М.: Политиздат, 1979. - 295 с.

Сборник с коллективным автором

Непрерывное образование как педагогическая система: сб. науч. тр. / НИИ высш. образования; отв. ред. Н.Н. Нечаев. - М.: НИИВО, 1995. – 156 с.

Материалы конференций, съездов

Проблемы вузовского учебника: тез. докл. Третья всесоюз. науч. конф. - М.: МИСИ, 1988. - 156 с.

Статья из газеты

Райцын, Н. В окопах торговых войн / Н. Райцын // Деловой мир. - 1993. - 7 окт.

Статья из журнала

Егорова-Гантман, Е. Портрет делового человека / Е. Егорова-Гантман, И. Мантусов // Проблемы теории и практики упр. - 1992. —№ 6. - С. 14 - 15.

Статья из продолжающегося издания

Сафронов, Г.П. Итоги, задачи и перспективы развития книжной торговли / Г.П. Сафронов // Кн. торговля. Опыт, пробл., исслед. - 1981. - Вып. 8. - С. 3 - 17.

Статья из ежегодника

Народное образование и культура // СССР в цифрах в 1985 г. - М., 1986. - С. 241 - 255.

Статья из энциклопедии и словаря

Бирюков, Б.В. Моделирование / Б.В. Бирюков, Ю.Л. Гастев, Е.С. Геллер // БСЭ. - 3-е изд. - М., 1974. - Т. 16. -С. 393-395.

 

Правила

оформления библиографических ссылок

Справочно-библиографическая ссылка – совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте работы том или ином документе (его составной части или группе документов), необходимых для его общей характеристики, идентификации и поиска.

При оформлении таких ссылок допускаются некоторые отклонения от общих правил библиографического описания источников. При включении элементов описания в основной текст соблюдаются правила оформления текста, а не библиографического описания, в частности, при употреблении кавычек (основное заглавие, заглавие сериальных изданий пишут в кавычках), при расположении инициалов или имен (они предшествуют фамилиям авторов, а не следуют за ними).

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или иному источнику, то ссылку следует начинать словами «Цит. по:...», либо «Цит, по кн.:...», или «Цит. по ст.:.,.».

Когда текст, к которому относится ссылка, не цитируется, а лишь упоминается, то пользуются начальными словами «См.», «См. об этом».

Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, - лишь один из многих, где подтверждается, или высказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях используются слова «См., например,...», «См., в частности,...».

Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу (информацию), следует указать «См. также:...».

По месту расположения относительно основного текста квалификационной (дипломной) работы библиографические ссылки разделяются на:

- внутритекстовые, т.е. являются частью основного текста;

- подстрочные, т.е. вынесенные из текста в низ страницы.

Внутритекстовые ссылки используются, когда значительная часть ссылок вошла в основной текст квалификаци­онной (дипломной) работы неразрывно. Изъять ее из текста невозможно, не заменив этот текст другим. В этом случае в скобках указываются лишь выходные данные и номер страницы, на которой напечатано цитируемое место, или только выходные данные (если номер страницы указан в тексте), или только номер страницы (если ссылка повторная). Например: сделки, совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности (Гражданский кодекс РФ, ст. 169)*.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.162.113 (0.158 с.)