Шпаргалка по экологическому праву 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шпаргалка по экологическому праву



Шпаргалка по экологическому праву

Ольга Сергеевна Кулакова Шпаргалка по экологическому праву

Понятие экологического права, его особенности

Экологическое право – самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой.

Самостоятельность экологического права обусловлена наличием собственного предмета регулирования – экологически значимого поведения людей – и специфических задач, к которым относятся: сохранение окружающей среды, улучшение ее состояния и качества, восстановление средообразующих элементов, обеспечение экологической безопасности населения и территорий, экологического правопорядка и др. Эти задачи не могут быть решены другими отраслями права. Комплексность экологического права объясняется тем, что оно включает в себя собственно экологические нормы и привлекает для решения поставленных перед ним задач нормы других отраслей права, как фундаментальных, так и производных, вторичных.

Экологическое право характеризуется рядом сущностных проявлений, черт, особенностей, которые помогают раскрыть его содержание и предназначение, уяснить его роль в современной правовой системе России и в мировой правовой системе.

Одна из черт данной отрасли права – ее молодость. В отличие от фундаментальных отраслей экологическое право начало формироваться как отрасль во второй половине XX в. Это произошло в связи с обострившейся социально-экологической обстановкой в мире, в первую очередь в послевоенной Европе, усилением воздействия антропогенных факторов, особенно промышленного производства, сменой технологий, ростом потребления и т. п. Формирование экологического права и на международном, и на национальных уровнях было в основном завершено в 80-е гг. прошедшего века.

С этой чертой экологического права связана и такая его особенность, как чрезвычайная интенсивность развития.

К особенностям экологического права относится и специфичность терминологии, специализированность юридического языка в целом, узкопрофессиональная ориентированность текстов нормативных правовых актов.

Универсальность олицетворяет тенденцию сближения различных правовых систем.

Юстициарность характеризует включенность того или иного права в устоявшуюся систему юстиции.

С содержанием и предметом экологического права и его разнообразием связана и такая его особенность, как смешанность методов правового регулирования.

Глобальность и значимость экологического права в современном мире – важнейшие его характеристики. Эти черты определяют и такую особенность экологического права, как взаимозависимость (и взаимодополняемость) международного и национального регулирования.

Открытость экологического права – важнейшее его свойство.

Исключительные обновляемость и новизна экологического права как его свойства проявляются за счет обособления в нем новых предметов правового регулирования. Эти свойства отражают современную концептуальность и высокий уровень адаптированности экологического права к реальным проблемам.

Российское экологическое право характеризуется значительной ориентированностью на реализуемую государственную экологическую политику.

Можно указать на такую черту экологического права, как конфликтность, которая проявляется в первую очередь между экологическими и экономическими интересами, необходимостью сбережения природных ресурсов и ростом потребления и т. п.

Экологическая доктрина РФ

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала РФ обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.

Экологическая доктрина Российской Федерации – это важнейший документ, отражающий идеологию государства и общества. Она включает приоритетные направления государственной экологической политики в экономической, промышленной, социальной, финансовой, правовой и иных сферах. Доктрина сориентирована на повышение экономической ценности природных ресурсов. Ее проект и План действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования РФ были одобрены распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г.

Экологическая доктрина базируется на Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, международных договорах РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения России; признании важного значения природных систем РФ для глобальных биосферных процессов; учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

Доктрина учитывает также рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и последующих международных форумов по вопросам окружающей среды и обеспечения устойчивого развития.

Экологическая доктрина Российской Федерации не только формулирует стратегические цели, задачи и принципы государственной политики, ее основные (например, ресурсосбережение) и приоритетные направления (в частности, контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов; предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды), но и указывает средства реализации поставленных задач, обозначает факторы, которые должны быть преодолены, в том числе такие процессы, приводящие к деградации окружающей среды в нашей стране, как преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в экономике, высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов, низкий уровень экологической культуры населения. Значительная роль отводится научному обеспечению, созданию современного правового механизма, совершенствованию правоприменительной практики.

Правовой статус органов Министерства природных ресурсов РФ

Головным в системе органов управления в сфере охраны окружающей среды продолжает оставаться Министерство природных ресурсов РФ, которое в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 160 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, включая:

– управление государственным фондом недр и лесным хозяйством;

– использование и охрану водного фонда;

– использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов;

– эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений.

Министерство природных ресурсов РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по следующим вопросам:

– геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;

– использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;

– использование и охрана водных объектов;

– эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечение их безопасности;

– охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;

– особо охраняемые природные территории;

– охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

– охрана атмосферного воздуха;

– обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных);

– совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Министерство природных ресурсов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию.

Министерство природных ресурсов РФ осуществляет лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами, принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении лицензии (разрешения).

Министерство природных ресурсов РФ в сфере экологопользования и охраны окружающей среды не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, установленных указами Президента РФ.

Министерство природных ресурсов РФ осуществляет возложенные на него полномочия либо непосредственно, либо через свои территориальные органы. Свою деятельность оно осуществляет во взаимодействии с другими органами федеральной исполнительной власти, исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и с общественными организациями.

Правовой статус Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 6 апреля № 161 и от 22 июля № 370 Федеральная служба по надзору сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль и надзор в сфере природопользования, уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования находится в ведении Министерства природных ресурсов РФ. Она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Основными функциями Федеральной службы по надзору в сфере природопользования являются:

1) государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

2) государственный контроль за использованием, охраной, защитной лесного фонда и воспроизводством лесов;

3) государственный контроль за использованием и охраной водных объектов;

4) государственный контроль за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений;

5) государственный контроль в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания в пределах своей компетенции;

6) государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд и особо охраняемых природных территорий;

7) надзор за соблюдением законодательства РФ в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов в особо охраняемых природных территориях в пределах своей компетенции;

8) надзор за соблюдением законодательства РФ и международных норм и стандартов в отношении объектов морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;

9) государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения в пределах своей компетенции;

10) организация и проведение государственной экологической экспертизы;

11) выдача и аннулирование разрешений и лицензий в соответствии с компетенцией Службы, в частности:

– на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ;

– вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию палеонтологических, минералогических и зоологических коллекций;

12) осуществляет мониторинг объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних вод и территориального моря РФ;

13) осуществляет ведение Красной книги РФ;

14) осуществляет ведение кадастров особо охраняемых природных территорий федерального значения;

15) обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, и другие функции.

Экологический мониторинг

Экологический мониторинг – это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими с ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами.

Виды мониторинга:

– в зависимости от масштабов системы мониторинга – глобальный, национальный, региональный, локальный;

– от уровня измененности человеком окружающей среды – фоновый и импактный;

– от объекта мониторинга – собственно экологический, воздуха, вод, земли, животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический;

мониторинг развития, основывающийся на показателях демографических, экологических, социальных и экономических.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» использует только два понятия:

1) мониторинг окружающей среды – комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза его изменений под воздействием природных и антропогенных факторов;

2) государственный экологический мониторинг – мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти и ее субъектов.

Цели государственного экологического мониторинга (ст. 63):

– наблюдение за состоянием окружающей среды, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия;

– наблюдение за воздействием антропогенных источников на окружающую среду;

– обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Субъекты экологического мониторинга – органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, специализированные организации, уполномоченные на осуществление функций экологического мониторинга, субъекты экономической деятельности, общественные организации.

Экологический мониторинг проводится специальной наблюдательной сетью. Это система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров бюро, обсерваторий. Значительная часть наблюдательной сети функционирует в рамках Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов.

Объекты экологического мониторинга – это окружающая среда в целом и отдельные ее элементы; негативные изменения качества окружающей среды, способные оказать отрицательное влияние на здоровье и имущество людей, безопасность территорий; виды деятельности, оцениваемые законодательством как представляющие потенциальную угрозу для окружающей среды, здоровья людей и экологической безопасности территорий; оборудование, технологии, производственные и иные технические объекты, существование, использование, преобразование и уничтожение которых представляет опасность для окружающей среды и здоровья людей; чрезвычайные и иные внезапно возникшие физические, химические, биологические и иные обстоятельства, способные оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье людей; обладающие особым правовым статусом территории и объекты.

Понятие и виды кадастров

Кадастры – это систематизированная система сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей. Кадастры служат основой планирования и информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды, в целом управления ими.

Порядок ведения кадастров устанавливается в основном или федеральным законом, или постановлениями Правительства.

На сегодняшний день в РФ существуют следующие виды кадастров, имеющих статус государственных и формируемых в зависимости от объекта учета – природного ресурса:

1) земельный кадастр – это систематизированный свод получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектах. Документы земельного кадастра делятся:

– на основные – Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты;

вспомогательные – книги учета документов, выданных сведений, каталоги координат пунктов опорной межевой сети;

производные – документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности РФ, ее субъектов, муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры и иные справочные аналитические документы. Для надлежащего учета земель и ведения кадастра Указом Президента РФ была создана Федеральная служба земельного кадастра РФ, в результате административной реформы 2004 г. преобразованная в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;

2) лесной кадастр – свод сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов РФ, в том числе о составе древесных пород, возрастном составе леса, групп и категорий защитности, экономической оценке и др.;

3) кадастр животного мира – систематизированные сведения о географическом распространении, численности, составе, хозяйственном использовании, мерах охраны, о среде обитания объектов животного мира;

4) водный кадастр – это систематизированный свод данных о водных объектах и их водных ресурсах, их использовании, категориях пользователей;

5) кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает систематизированные сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных и совместно залегающих ископаемых, условиях их разработки, геоэкономической оценке;

6) кадастр особо охраняемых природных территорий – свод данных о статусе, географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, научной, экологической и иной ценности этих территорий;

7) кадастр отходов включает сведения об отходах с учетом их опасности, источниках образования, мерах по использованию, местах размещения и т. п.;

8) территориальные кадастры природных ресурсов и объекта содержат данные о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их социально-экономическую и экологическую оценку. Они носят комплексный характер, так как отражают сведения о всех природных ресурсах на территории субъекта РФ.

Экологический контроль

Экологический контроль представляет собой проверку соблюдения хозяйствующими или иными субъектами требований экологического законодательства, одно из наиболее масштабно применяемых средств управления охраной окружающей среды. Экологический контроль осуществляется на всех этапах природопользования. В нем задействованы многие органы и лица, различающиеся по своему статусу, ведомственной принадлежности, используемым методам, масштабам полномочий.

Виды экологического контроля:

– государственный;

– муниципальный;

– ведомственный;

– производственный;

– общественный.

Государственный экологический контроль подразделяется в зависимости от стадии контролируемой деятельности на предупредительный и текущий; по критерию субъекта контроля – общий и специальный. Государственный контроль осуществляется от имени государства; специально уполномоченными на то органами и должностными лицами; носит вне– и надведомственный характер; представляет собой одну из функций государственного экологического управления; сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения (приостановление деятельности, лишение права природопользования, штраф и т. п.).

Муниципальный экологический контроль осуществляется на территории муниципального образования в отношении тех объектов производственного и социального назначения, которые не относятся к объектам федерального государственного экологического контроля, органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Ведомственный экологический контроль производится центральными органами управления по отношению к подчиненным им структурным образованиям и организациям, учреждениям, предприятиям в рамках конкретной отрасли.

Производственный экологический контроль ограничен рамками конкретного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации и осуществляется либо его руководителем, либо руководителями отдельных служб, либо специально организованными экологическими службами на основании предоставленных им прав и обязанностей нормативным актом либо специальным приказом, уполномочием. Формы и виды контрольных структур предприятия зависят от его организационно-правовой формы. Производственный экологический контроль включает проверку выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, соблюдение экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности, строительства природоохранных объектов, проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранение иных негативных последствий производственной деятельности.

Общественный экологический контроль основывается на многих международных экологических документах, предусматривающих участие общественности в принятии решений, способных повлиять на состояние окружающей среды, уменьшить экологические риски и угрозу наступления экологического вреда. По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах: общественные слушания (парламентские слушания); референдумы; общественная экологическая экспертиза; обращения в средства массовой информации; направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд.

Экологическое нормирование

Экологическое нормирование представляет собой процесс определения видов, размеров, содержания вредных воздействий на окружающую среду в целом или на отдельные средообразующие элементы, что позволяет гарантировать непричинение вреда жизни и здоровью человека, иным охраняемым правом объектам. Это один из самых сложных и интенсивно развивающихся правовых инструментов охраны окружающей среды.

Целью нормирования является установление предельно допустимых масштабов воздействия на окружающую среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.

Российскую систему экологических нормативов составляют установленные Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и другими актами:

– нормативы качества окружающей среды;

– нормативы предельно допустимых вредных воздействий на ее состояние;

– нормативы (лимиты) использования природных ресурсов;

– нормативы санитарных и защитных зон.

В числе нормативов качества окружающей среды предусмотрены:

– нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

– нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

– нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видами и группами растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на состояние окружающей среды – компромисс между экономикой и экологией, вынужденный, но позволяющий и развивать хозяйство, и охранять здоровье человека.

Систему нормативов допустимого воздействия образуют:

– нормативы предельно допустимых выбросов веществ и микроорганизмов;

– нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

– нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных, иных физических воздействий);

– нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

– нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Данный список нормативов не является исчерпывающим.

В российском законодательстве система нормативов использования (изъятия) природных ресурсов часто применима и устанавливается с учетом экологической обстановки в регионе, возможностей самостоятельного восстановления природных ресурсов или возрождения его человеком в целях предупреждения истощения природных ресурсов и нарушения экологического равновесия, а также обеспечения максимальных экономических выгод от использования природного ресурса.

Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются законодательством для охраны источников питьевого водоснабжения, водоемов, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

Данный вид ответственности предусмотрен за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его профессиональных обязанностей, связанных с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду, а также за нарушение экологического законодательства. К виновным лицам могут быть применены следующие виды дисциплинарных взысканий (ст. 192 ТК РФ): замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Возможны и иные дисциплинарные взыскания, такие как депремирование, понижение в должности и др. Трудовое законодательство подробно регламентирует порядок наложения взысканий, разрешения споров по поводу их наложения и другие вопросы.

Основания, круг субъектов, перечень взысканий дисциплинарной ответственности определяются Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Трудовым кодексом РФ, а также иными нормативно-правовыми актами (уставами, положениями и другими, регулирующими деятельность предприятий, организаций, учреждений, правилами внутреннего трудового распорядка).

Объектом дисциплинарных правонарушений выступает порядок деятельности, обязательный для соблюдения указанными в соответствующем нормативном или правоприменительном акте лицами (руководителями и работниками), специальные и общие требования к безопасности деятельности, определенные в законном порядке планы, программы и иные комплексные или отдельные мероприятия, реализация которых или контроль за которыми включены в служебные функции.

Объективная сторона представляет собой деяние, состоящее в нарушении установленных законом и другими нормативно-правовыми актами общих и специальных требований, правил, планов, определяющих организацию и осуществление деятельности руководителя (работника) предприятия, учреждения. В ряде случаев необходимо причинение вреда окружающей среде в результате выполнения должностных функций.

Субъектами дисциплинарной ответственности являются руководители, должностные лица и работники предприятий, организаций, учреждений. Для привлечения должностных лиц, виновных в экологических правонарушениях, к дисциплинарной ответственности (невыполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию, нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства, вытекающее из трудовой функции или должностного положения) государственный инспектор в области охраны окружающей природной среды направляет руководству предприятия, организации, учреждения (или вышестоящему органу, если виновным является руководитель) представление о наложения на виновных определенного вида дисциплинарного взыскания. В таком представлении излагаются конкретные факты экологических правонарушений.

Субъективная сторона – вина в форме умысла, чаще по неосторожности.

Особую опасность представляют дисциплинарные экологические правонарушения, совершенные в сфере повышенного экологического риска (в ходе деятельности, связанной с генно-инженерными работами, обращением с отходами и др.).

Содержание права собственности на землю и права землепользования

Объем прав, принадлежащих собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, зависит от того, кто является субъектом этого права, в какую часть земельного фонда входят соответствующие земельные участки, каково целевое назначение этих участков.

В соответствии с Конституцией РФ, ЗК РФ и другими актами земельного законодательства право собственности на землю устанавливается в формах: государственной, частной и муниципальной. ЗК РФ регламентирует постоянное (бессрочное) пользование земельными участками, вводя ограничения по субъектам, исключая из их числа граждан и некоторые категории юридических лиц (не являющихся государственными и муниципальными учреждениями, федеральными казенными предприятиями). Однако право постоянного (бессрочного) пользования сохраняется за гражданами и юридическими лицами, если оно возникло до вступления ЗК РФ в силу. Следовательно, предусмотренное ограничение лишает указанных лиц права распоряжаться земельными участками. Таким образом, за указанными субъектами сохраняются только два полномочия права собственности: пользование и владение.

Землевладелец обладает большими правами, чем землепользователь. Земельный участок может быть изъят у него для государственных или общественных надобностей соответствующей местной администрацией только с его согласия. Он ничем не ограничен при осуществлении своей хозяйственной деятельности. В случае причинения ущерба или изъятия земли все убытки возмещаются в полном объеме, включая упущенную выгоду.

Землепользователь может хозяйствовать на земле лишь в пределах целевого назначения предоставленных ему земель, указанных в актах отвода. При изъятии у него земель для государственных или общественных надобностей ему возмещаются убытки в меньшем объеме, чем землевладельцу.

Схожим образом регламентируется право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие ЗК РФ. Исключение по распоряжению земельным участком – возможность перехода права на него по наследству.

ЗК РФ содержит важные положения о праве на аренду. В частности, расширен круг субъектов землепользования за счет включения иностранцев и лиц без гражданства, т. е. частично снимаются дискриминирующие ограничения, а также предусматривается довольно обширный перечень полномочий по распоряжению. Регулируются и порядок установления, сроки и виды публичных сервитутов, т. е. прохода или проезда через земельные участки; использование в целях ремонта инфраструктуры, забора воды, прогона скота и т. д. Сервитуты могут быть срочными и постоянными и подлежат обязательной государственной регистрации. Определяется состав земель, которые могут быть предоставлены в безвозмездное срочное пользование.

В законодательстве установлены гарантии прав собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

Прекращение прав собственности на землю, землевладения, землепользования или аренды допускается по основаниям, предусмотренным законом. Такими основаниями являются юридические факты (события или действия как правомерные, так и неправомерные).

Лесопользование и его виды

Лесопользование имеет свою специфику в зависимости от того, в лесах какой группы и категории защитности оно осуществляется.

Лесопользование осуществляется по разрешительной системе в соответствии с выдаваемыми в специальном порядке лицензиями, лесорубочными билетами, лесными билетами, ордерами, а также на основании договоров аренды, концессии, безвозмездного пользования.

Виды лесопользования

1. Заготовка древесины – основной вид лесопользования, осуществляется в порядке рубок главного и промежуточного пользования тесом (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений, а также имеющие защитные, водоохранные и другие природоохранные функции) и прочих рубок (расчистка лесных площадей).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.08 с.)