Чрезвычайная экологическая ситуация: понятие, классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чрезвычайная экологическая ситуация: понятие, классификация



Зона чрезвычайной экологической ситуации – участок территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных (ст. 58 Закона РСФСР от декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды»).

Порядок объявления режима зоны экологического бедствия определяется законодательством о зонах экологического бедствия. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается Федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Согласно ст.1 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварий, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Элементы чрезвычайной ситуации:

– наличие угрозы (реальной, потенциальной, неизбежной, чрезвычайной);

– последствия (необратимые, существенные, устойчивые, отрицательные);

– необходимость принятия дополнительных мер для ликвидации, предотвращения, смягчения последствий.

Чрезвычайная ситуация классифицируется по следующим основаниям:

1) по источнику возникновения – внешние, внутренние, межнациональные конфликты, массовые беспорядки, блокада отдельных местностей, стихийные бедствия, крупные аварии;

2) по последствиям – вызвавшие необратимые, долговременные, временные, существенные последствия либо социально-политические, экономические, экологические и иные последствия;

3) по степени остроты – реальные и потенциальные, требующие введения чрезвычайного положения немедленно и без предупреждения либо с соблюдением более продолжительной процедуры;

4) по скорости развития – ситуации взрывного характера, быстротекущие, вялотекущие;

5) по сфере проявления – техногенные, экологические, природного, биогенного и фитогенного характера;

6) по масштабам – глобальные и локальные;

7) по происхождению – природные и техногенные;

8) в зависимости от нескольких показателей, взятых комплексно (размеров ущерба, количества пострадавших, границ распространения поражающих факторов) чрезвычайные ситуации делятся на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные.

Органами, уполномоченными в области управления, контроля и надзора за чрезвычайными экологическими ситуациями, являются: МЧС, геофизическая служба, сейсмическая служба Минобороны России, служба мониторинга геологической среды МПР России, Росатом России, службы геодинамических наблюдений Минпромэнерго России, службы инженерно-сейсмометрических наблюдений Росстроя России, службы контроля деформации земной поверхности Роскартографии, Росгидромет.

Экологическое бедствие

Зонами экологического бедствия объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны (ст. 59 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды»). В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещаются строительство, реконструкция хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.

Экологические бедствия могут быть природного и техногенного происхождения.

Стихийное бедствие – это чрезвычайная ситуация, обусловленная опасными явлениями и процессами, которые порождены силами природы или совместно ими и деятельностью людей.

В частности, в число опасных явлений и процессов, которые могут вызвать стихийные бедствия, входят:

опасные геофизические явления – землетрясения и извержения вулканов;

опасные геологические явления – абразии, эрозии, карстовые просадки (провалы) земной поверхности, курумы, обвалы, осыпи, оползни, повышение уровня грунтовых вод, просадки пород, сели и склоновые смывы;

опасные метеорологические (агрометеорологические) явления – бури (9—11 баллов), вертикальные вихри, заморозки, засухи, крупный град, лавины, пыльные бури, сильная жара, метели, гололед, дожди (ливни), морозы, снегопады, туманы, смерчи, торнадо, суховеи, ураганы (12–15 баллов), шквалы;

опасные гидрологические явления – высокие уровни воды (наводнения, половодья, дождевые паводки, заторы, ветровые нагоны), затирания плавсредств и их гибель под напором льда, напоры льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый (труднопроходимый) лед, низкие уровни вод, обледенение судов и портовых сооружений, отрыв прибрежных льдов, ранний ледостав, ранний ледяной покров и припай, сильное волнение (5 баллов и более), сильное колебание уровня моря, озера, сильный тегун в портах, тропические циклоны (тайфуны), цунами;

природные пожары – лесные, подземные пожары горючих ископаемых, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары.

Экологические бедствия техногенного характера бывают результатом крупных аварий, масштабного загрязнения окружающей среды и т. д.

Закон РФ от 15 мая 1991 г. в редакции от 18 июня 1992 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» устанавливает правовой статус населения и территорий в зоне экологического бедствия, права государственных органов, граждан и т. д., выделяет по ряду показателей различные участки территории, объявляемые зоной отчуждения, зоной отселения, зоной проживания с правом на отселение, зоной проживания с льготным социально-экономическим статусом, границы которых пересматриваются Правительством РФ не реже одного раза в три года с учетом изменения радиационной обстановки и других факторов.

Чрезвычайное положение

Чрезвычайное положение в российском законодательстве выступает как угроза безопасности, специфическая кризисная ситуация, существующая объективно и представляющая угрозу для населения, территорий, хозяйственных и других объектов, окружающей среды и т. д., и как особый правовой режим, осуществляемый в определенных пределах, основывающийся на конституционных нормах и международных обязательствах и устанавливаемый в определенных законом рамках с учетом особенностей и сферы проявления регулируемого кризиса, интересов государства, общества и населения отдельных территорий, граждан.

Режим чрезвычайного положения охватывает как социальные конфликты и кризисы, так и бедствия, вызванные иными причинами (стихийные, экологические, техногенные и пр.).

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» таковой означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные законом отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Чрезвычайное положение вводится при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, конституционному строю России, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

В частности, это чрезвычайные ситуации природной и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, и том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений и катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайное положение может быть объявлено на всей территории РФ сроком не более 30 дней, в отдельных регионах – не более чем на 60 дней указом Президента РФ с немедленным уведомлением Совета Федерации и Государственной Думы, а также с уведомлением в трехдневный срок Генерального секретаря ООН об ограничении прав и свобод граждан, состоящем в отступлении от обязательств по Международному пакту о гражданских и политических правах, объеме отступлений и причинах решения. Ограничения, допускаемые введением чрезвычайного положения, широки и касаются многих политических, личных и других прав. При этом сохраняют свое действие основные правовые институты (суды, прокуратуры, адвокатуры, формы судопроизводства), а создание чрезвычайных судов, внесудебных органов уголовного судопроизводства запрещается.

Введение и осуществление чрезвычайного положения имеют уголовно-правовое значение. Совершение преступления в условиях чрезвычайного положения является обстоятельством, отягчающим наказание (ст. 63 УК РФ).

Анализ экологических рисков

Анализ экологических рисков осуществляется по плану, прогностически или в зависимости от уже возникшей ситуации; свернуто или развернуто; на основе нормативно-правовых процедур или вне их.

Целью анализа экологических рисков является:

– выявление существующего или потенциального риска;

– оценка ситуации риска, вида и интенсивности угрозы состоянию окружающей среды или конкретным объектам;

– установление степени неопределенности развития ситуации, т. е. ее предсказуемости или непредсказуемости;

– оценка абстрактной и реальной возможности устранения угрозы;

– определение степени и стоимости устранения угрозы.

В методическом плане осуществляемый анализ экологических рисков предполагает определение:

– понятия риска в его фактическом и правовом выражении;

– источников риска;

– ситуации риска;

– правовых основ анализа риска;

– механизма управления рисками.

В гражданском и уголовном праве понятие риска определяется как «обоснованный риск». В соответствии с УК РФ риск признается обоснованным и исключает преступность деяния, если указанная цель не может быть достигнута не связанным с риском действием (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» определяет риск как вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

Под источниками риска понимается деятельность экологического характера, как правило, правомерная, поскольку в случае осуществления неправомерной деятельности она подлежит прекращению без установления риска, в силу его презумпции.

Под ситуациями экологического риска понимается совпадение относительно устойчивых или быстро меняющихся природных, географических, экономических, организационных, механических, иных обстоятельств, внутри и (или) под влиянием которых возникает и развивается риск, т. е. неопределенность, несущая в себе опасность того или иного характера. Указанные и иные обстоятельства выявляются на основе экологического мониторинга и оцениваются экологической экспертизой.

К правовым средствам управления экологическими рисками относятся способы воздействия на деятельность и субъектно определяемую ситуацию, которые состоят в применении или реализации норм права, в том числе: государственная и общественная экологическая экспертиза (наиболее важное правовое средство); процедура принятия и согласования экологических решений; регламентирование отдельных показателей, которые используются в ходе анализа; лицензирование деятельности, связанной с использованием источников риска для окружающей среды; представление декларации безопасности; страхование риска; сертификация; юридическая ответственность.

Вся экологически значимая деятельность есть источник риска, и все меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и есть механизм управления рисками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 919; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.135 (0.021 с.)