Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
От волшебников до зомби - туда и обратноСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Конечно, нет ничего страшного в том, что кто-то заставляет ребёнка ложиться спать в 21:00, если у него такая зомби-программа. Все родители, в конце концов, не без заскоков. Хуже другое. Хуже, когда таким устоявшимся программам мы начинаем стопроцентно доверять, истово веря в их правильность и незыблемость. Потому что: · Тогда «зомбирование» не даёт нам возможности услышать и понять истинные потребности своего малыша, а значит, уважать его мысли и чувства и доверять в первую очередь ему, а не тому, что засело в нашей, родительской голове. · Тогда мы так увлекаемся и вкладываемся в «воспитательный процесс», так много отдаём ребёнку эмоций, энергии и времени, так много, что на нормальное воспитание - в любви и радости - сил уже почти не остаётся.
И тогда неизбежно мы подменяем любовь без условий на иную, обусловленную любовь. Мы предлагаем детям любовь на наших, а не на их условиях. Мы начинаем требовать и добиваться от любимого чада того, что нужно в первую очередь не ему, а нам самим. А дети между тем растут сами. Как цветы. Суетиться, дёргаться, контролировать и конфликтовать - зачем? Создайте благоприятную среду для роста и развития - и это будет лучший метод воспитания. Представляете, как это здорово: не мучить и не мучиться в «воспитательном процессе», а растить детей и расти самим! Но как же родители, искренне желающие своему ребёнку только добра, умудряются делать все с точностью до наоборот? Осуществить такую замечательную программу нам мешают три тайных врага. Это: · собственный жизненный опыт, · борьба за идеал и · чувство вины. Тайных - потому что их разрушительную силу мы почувствуем не сразу. Но это они загоняют нас в те самые «ловушки для родителей», превращают из волшебников в зомби, а безусловную любовь подменяют её бледной копией, суррогатом—любовью обусловленной. Об-условленной, то есть зависящей от каких-то (нами же придуманных) условий.
Чувство вины заставляет родителей всё делать «слишком»: слишком напрягаться, чтобы окружить деточку вниманием и заботой, заваливать подарками и опекать, закрывать глаза на неблаговидные поступки, попустительствовать. И оно же, это чувство вины, может толкнуть в другую крайность: предъявлять явно завышенные требования к своему наследнику, контролировать, критиковать, наказывать. Погоня за идеалом превращает жизнь родителей и детей в сплошную «гонку за...». Идеалы-то у людей разные, и каждый гонится за своим, но результат для всех одинаково печален: усталость и разочарование. И наконец, личный жизненный опыт -груз радостей и печалей, ошибок и обретений, который мы несём на своих плечах, а потом, медленно и незаметно, перекладываем на плечи своих детей. Если честно, во врагов мы их превращаем сами. Как и почему - об этом и пойдёт речь дальше.
ВЫВОДЫ 1. Многие наши чувства, поступки и мысли - результат навязанных где-то когда-то программ. 2. Когда мы говорим ребёнку: «Я делаю это для твоей же пользы», вполне вероятно, что делаем это мы не для него, а для себя. 3. Программа заставляет выбирать только одну, привычную (запрограммированную) схему действий. 4. Она не даёт рассмотреть и использовать другие варианты действия (поведения). 5. Программа диктует один вариант поведения - самый привычный и потому он кажется самым эффективным и самым лёгким.
6 Если вы обнаружили программу, выясните, откуда она к вам пришла, кто её автор. 7 Программу всегда можно пересмотреть, оценить и подправить. 8 Придумайте ещё несколько вариантов (своих действий) - и только потом выбирайте, как вам поступить. 9. Постарайтесь привлечь к такому выбору и ребёнка.
Глава вторая ВРАГ ПЕРВЫЙ: Жизненный опыт
- Мам-пап, я загадку придумал: «В огороде стоит, лохматое и к солнцу тянется. Что это?» Родители хором: - Подсолнух! - А вот и нет. Чучело!
Жизненный опыт, несомненно, штука полезная. Во многом благодаря ему мы добиваемся успехов, избегаем глупых ошибок и удачно организуем свою жизнь. Ну и конечно, растим и воспитываем собственных детей. Такой опыт в чём-то сродни мудрости - поприветствуем его. Но он же, этот мудрец-опыт, нас способен и подвести. Ведь как получается: маленький ребёнок во всём зависит от нас, взрослых. И, ухаживая за ним, поначалу таким беспомощным, мы проникаемся мыслью о собственной значимости (что, в сущности, верно); малыш растёт, а мы им руководим (что тоже верно), но постепенно та-а-ак к этому руководству и значительности своей персоны привыкаем, что начинаем считать свои решения и свою позицию единственно верной, правильной и неколебимой. И что получается? А то, что мы неизбежно приходим к выводу: мы старше, мы мудрее, ну кому, как ни нам, учить ребёнка жить?! Собственный жизненный опыт упрямо твердит: «Я знаю, как лучше, делай так!» Руководствуясь благими намерениями, родители хотят ребёнка научить, «как делать правильно», предостеречь от ошибок и вырастить успешным человеком. Нормально? Нормально. Но если при этом они строят детское счастье по тому образцу, по которому представляют счастье сами (на основе своего жизненного опыта), - то получается что-то совсем не то. Химеры прошлого - голоса из собственного детства Это только кажется, что мы выросли и наше детство осталось где-то там, в туманном прошлом. Со своими детьми мы заново проживаем его - на эмоциональном уровне. Вернее, оно оживает в нас. Подспудно и мамы, и папы постоянно сравнивают своего ребёнка с собой, с тем, как сами они вели себя в детстве, как чувствовали себя рядом со своими родителями. И вспоминают, как реагировали родители на их поступки-проступки. Если собственные «предки» осуждали вас, а вы возмущались и злились, то теперь сами (как родитель) в подобной ситуации запросто перенесёте на своего ребёнка и осуждение, и возмущение, и злость. Причём сделаете это совершенно неосознанно. Просто в какой-то момент детские эмоции выскочат - и захлестнут вас. Почему? Потому что в вас заговорил опыт прошлого. А поведение собственных детей зачастую становится своеобразным катализатором: ребёнок «капнул» - и пошла бурная цепная реакция - у вас. Как поведёт себя взрослый человек, если в нём заговорили какие-то детские комплексы, разбуженные родной деточкой? Тут уж не до разумного совета... Тут - кто как. Одни хватаются за голову, другие - за ремень... Ну, например, очень многие отцы учились в школе плохо, но когда их сыновей ругают на родительском собрании, они жутко злятся, кричат, заставляют учиться. Ведь, казалось бы, им нетрудно понять лентяев, но они выбирают ту же модель поведения, от которой страдали сами. Логики в таком родительском поведении - никакой, ведь здесь срабатывает не разум и не любовь, а комплексы, унаследованные от родителей. Указывая ребёнку «делай то... не делай этого», очень часто мы на самом деле доказываем своим мамам и папам, какие мы хорошие (мы словно отчитываемся перед ними - за прошлое). Зачем? Да всё затем же: чтобы ощутить, что достойны любви. Ни время, ни возраст, ни прожитые годы тут уже не властны - настолько это важно для человека. Опыт прошедших лет способен спровоцировать нас на лихой поступок или ввести в заблуждение. Так что же, своему жизненному опыту и доверять нельзя? Нет, доверять можно и нужно. Но при этом неплохо бы чуточку сомневаться в его назойливых подсказках. Собственный жизненный опыт дезориентирует нас, если мы, родители: · слышим испуганные голоса из своего детства и подчиняемся им; · рвёмся во что бы то ни стало предостеречь детей от тех ошибок, которые совершили когда-то сами; · уверены, что наш опыт - опора и главное руководство в жизни ребёнка; · хотим сделать ребёнка счастливым по тому образцу, по которому представляем счастье сами; · опасаемся за своё будущее. Если вы думаете, что вас это не касается и вы совсем не такие, - пройдите тест. ТЕСТ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.116.55 (0.007 с.) |