Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Степени умственной отствлости

Поиск

Принято различать три степени умственной отсталости: де-бильность (самая легкая), имбецильность (более глубокая) и идиотия (наиболее тяжелая).

Дебилы, заканчивая вспомогательную школу, достигают в ре­зультате обучения сравнительно высокого уровня психического развития. Они становятся самостоятельными гражданами, т. е. несут ответственность за свои поступки, овладевают профессия­ми, требующими средней квалификаци, имеют право быть вла­дельцами комнат, домов и т. д. В ряде случаев возникают сомне­ния в нх вменяемости, дееспособности и трудоспособности, и тог­да тот факт, что юноша или девушка окончили вспомогательную школу, может послужить основанием для психиатрической экс­пертизы. Однако сама по себе умственная отсталость в степени Дебильности не может быть причиной невменяемости, нетрудоспо­собности либо недееспособности человека. Причиной этого мо­гут оказаться лишь те основные заболевания, которые привели к умственной отсталости. К военной службе дебилов не до­пускают.

В специальных классах, существующих почти при всех вспо­могательных школах, обучаются глубоко отсталые дети — имбе-цилы. Они не усваивают общих понятий, правил арифметики и


грамматики. За много лет школьного обучения с трудом усваива­ют лишь элементарные навыки чтения и письма. Трудно, но прак­тически возможно приспособить их к выполнению некоторых ви­дов производительного труда. Однако самостоятельно жить им-бецилы не могут, так как нуждаются в опеке и надзоре.

Дети-идиоты не могут быть направлены во вспомогательную школу. Они подлежат содержанию в учреждениях социального обеспечения. У них почти не развита речь, отсутствуют навыки самообслуживания, нарушена координация движений. Такие де­ти нуждаются в уходе.

Они не подлежат обучению в школе. Однако у них можно вос­питать элементарные навыки и умения в домашних условиях, ес­ли этим занимается олигофренопедагог. При умелом подходе можно даже добиться значительных сдвигов в их состоянии.

Рубинштейн С. Я. Психология ум­ственно отсталого школьника. М., 1970, с. 12—16, 26—28, 38—39.

8*


КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Амонашвили Шалва Александрович (р. 1931). Доктор психо­логических наук, профессор, член-кор. АПН СССР, директор НИИ педагогики Грузинской ССР. Ведет исследования в области пе­дагогической психологии и педагогики; развивает концепцию лич-ностно-гуманного подхода к организации педагогического про­цесса; руководит психолого-педагогическим экспериментом обу­чения и воспитания младших школьников с шестилетнего воз­раста.

Основные работы: «Основы формирования навыков письма в развитии речи у младших школьников» (1971); «Обучение. Оцен­ка. Отметка» (1980); «Созидая Человека» (1982); «Здравствуй­те, дети!» (1983); «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников» (1984).

Ананьев Борис Герасимович (1907—1972). Доктор психологи­ческих наук, профессор, академик АПН СССР. Вел исследования в области общей и детской психологии и ее истории. Основные работы: «Психология педагогической оценки» (1935); «Очерки истории русской психологии XVIII—XIX веков» (1947); «Про­странственное различение» (1955); «Психология чувственного по­знания» (1960); «Теория ощущений» (1961); «Человек как пред­мет познания» (1969); «О проблемах современного человекозна-ния (1977).

Бассин Филипп Вениаминович (р. 1905). Доктор психологи­ческих наук. Ведет исследования в области психологии и нейро­физиологии, по проблеме неосознаваемого в психической дея­тельности. Основные работы: «Проблема бессознательного» (1968); «Бессознательное и деятельность» (1977; на нем. яз.).

Бодалев Алексей Александрович (р. 1923). Доктор психологи­ческих наук, профессор, академик АПН СССР. Ведет исследова­ния в области общей, педагогической и социальной психологии. Основные работы: «Педагогика и психология самовоспитания» (соавт., 1958); «Восприятие человека человеком» (1965); «Фор­мирования понятия о другом человеке как личности (1970); «Со­циальная психология личности» (ред.) (1974); «Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга»


(ред.) (1975); «Психолого-педагогические проблемы общения» (ред. 1979); «Психология межличностного познания» (ред.) 1981); «Восприятие и понимание человека человеком» (1982); «Личность и общение» (1983); «Актуальные проблемы современ­ной психологии» (ред.) 1983).

Божович Лидия Ильинична (1908—1981). Доктор психологи­ческих наук, профессор. Вела исследования в области детской и педагогической психологии. Основные работы: «Вопросы психо­логии личности школьника» (ред. и соавт., 1961); «Личность и ее формирование в детском возрасте» (1968); «Изучение мотива­ции поведения детей и подростков» (ред. и соавт., 1972); «Психо­логическое развитие школьника и его воспитание» (соавт.) 1979).

Ветер Леонид Абрамович (р. 1925). Доктор психологических наук, профессор. Ведет исследования в области детской психоло­гии. Основные работы: «Воспитание и действие» (соавт., 4967); «Восприятие и обучение» (1969); «Педагогика способностей» (1973), «Генезис сенсорных способностей» (ред., 1975); «Домаш­няя школа мышления» (соавт., 1983).

Власова Татьяна Александровна (1905—1986). Доктор пси­хологических наук, академик АПН СССР. Вела исследования в области специальной.психологии. Основные работы: «О влиянии. нарушения слуха на развитие ребенка» (1954); «Основы обучения и воспитания аномальных детей» (ред.) 1966); «О детях с откло­нениями в развитии» (соавт., 1973).

Выготский Лев Семенович (1896—1934). Советский психолог, автор многочисленных работ по общей, детской, педагогической психологии. Первым сделал попытку реализовать марксистский тезис об общественно-исторической природе сознания в конкрет­ных психологических исследованиях. Создал теорию обществен­но-исторического происхождения высших психических функций у человека. Разработал новые методы исследования различных пси­хических процессов. Основные работы: «Проблемы психического развития ребенка» (1929—1934); «История развития высших пси­хических функций» (1931); «Лекции по психологии» (1932), «Мышление и речь» (1934). Собр. соч. в 6-ти т. (1982—1983). I

Гальперин Петр Яковлевич (р. 1902). Доктор психологических наук, профессор. Ведет исследования в области общей, детской и педагогической психологии. Основные работы: «Развитие ис­следований по формированию умственных действий» (1959); «Ос­новные результаты исследований по проблеме формирование ум­ственных действий и понятий» (1965); «Психология мышлениям учение о формировании умственных действий» (1966); «Экспери­ментальное формирование внимания» (соавт., 1974); «Введение в психологию» (1976); «Актуальные проблемы возрастной пси­хологии» (соавт., 1978); «Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения» (ред., 1979).


Грегори Ричард Лэнгтон (р. 1930). Профессор ботаники Эдин­бургского университета, специалист по психологии зрения, автор книг: «Глаз и мозг» (1970); «Разумный глаз» (1972).

Давыдов Василий Васильевич (р. 1930). Доктор психологиче­ских наук, профессор, академик АПН СССР, Ведет исследования в области возрастной и педагогической психологии. Основные ра­боты: «Анализ строения счета как предпосылка построения про­граммы по арифметике» (авт. й ред., 1962); «Возрастные воз­можности усвоения знаний» (ред. и соавт., 19GG); «Логико-пси->ологические проблемы начальной математики» (авт. и ред., 1966); «Связь теории обобщения с программированием обучения» (1966); «Психологический анализ действия умножения» (авт. и ред., 1969); «Психологические возможности младших школьни­ков в усвоении математики» (ред., 1969); «О возможности при­менения диалектической логики при решении психолого-дидак­тических проблем» (ред. и соавт., 1970); «Виды обобщения в обу­чении» (1972); «Основные вопросы современной психологии де­тей младшего школьного возраста» (соавт., 1978); «Возрастная и педагогическая психология» (соавт., 1979); «Учебная деятель­ность и моделирование» (соавт., 1981); «Психология личности: теория и эксперимент» (отв. ред., 1982); «Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности» (ред., 1983).

Дарвин Чарлз Роберт (1809—1882). Английский естествоиспы­татель, творец эволюционного учения, основоположник научной эволюционной биологии. Основные работы: «Происхождение ви­дов путем естественного отбора» (1859); «Прирученные живот­ные и возделывание растений» (1868); «Происхождение человека и половой отбор» (1871); «О выражении эмоций у человека и животных» (1872); «О насекомоядных растениях» (1875); «О способности растений к движению» (1880).

Жинкин Николай Иванович (1893—1979). Доктор психологи­ческих наук, профессор. Работал в области психологии речи и мышления. Основные работы: «Механизм речи» (1959); «Сенсор­ная абстракция» (1978); «Речь как проводник информации» (1982).

Запорожец Александр Владимирович (1905—1981). Доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР. Основ­ные исследования посвящены проблеме развития произвольных движений, роли практической деятельности в формировании пси­хических процессов у ребенка, развитию сенсорных процессов в онтогенезе, дошкольному воспитанию. Основные работы: «Вос­становление движений» (соавт., 1945); «Развитие произвольных движений» (1960); «Психология» (1961); «Восприятие и дейст­вие» (ред. и соавт., 1969).

Зинченко Владимир Петрович (р. 1931). Доктор психологиче­ских наук, профессор, член-кор. АПН СССР. Ведет исследования


в области общей, инженерной психологии. Основные работы: «Проблемы инженерной психологии» (соавт., 1964); «Инженер­ная психология» (ред., 1964); «Восприятие и действие» (соавт., 1967); «Формирование зрительного образа» (соавт., 1969); ра­боты в сборнике «Эргономика» (1970—1983); «Методологические проблемы психологического анализа деятельности» (соавт., 1976); «Основы эргономики» (соавт., 1979); «Функциональная структу­ра зрительной памяти» (соавт., 1980); «Функциональная струк­тура действия» (соавт., 1982); «Методологические вопросы пси­хологии» (соавт., 1983).

Иванников Вячеслав Андреевич (р. 1940). Кандидат психоло­гических наук, доцент каф. общей психологии ф-та психологии МГУ. Ведет исследования в области психофизиологии и общей психологии, проблем мотивации и волевой регуляции. Основные работы: «Вероятностное прогнозирование и преднастройка к дви-. жениям» (соавт., 1978); «Психология сегодня» (1981); «Пробле­ма потребностей в теории деятельности» (1983); «Формирование побуждения к действию» (1985).

Китаев-Смык Леонид Александрович (р. 1931). Кандидат ме­дицинских наук, ведет исследования в области космической био­логии, медицины, психологии. Основные работы: «Некоторыесен­сорные нарушения у людей в невесомости» (1963); «Установка тела (позные реакции) у животных в условиях невесомости» (1963); «Исследование установочных рефлексов животных в не­весомости» (1968); «К вопросу об адаптации и невесомости» (1979); «Сенсомоторная активность оператора подвижных средств при гравитационном стрессе» (1981); «Психология стресса» (1983).

Кон Игорь Семенович (р. 1928). Доктор философских наук, профессор, работает в области социологии, философии, психоло­гии и этнографии. Основные работы: «Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли» (1959); «Позитивизм в социологии» (1964); «Социология личности» (1967); «Открытие «Я»» (1978); «Психология юношеского возраста» (1979); «Друж­ба» (1980); «Этнография детства» (отв. ред. и соавт., 1983); «Словарь по этике» (отв. ред. и соавт., 1983); «В поисках себя» (1984).

Крутецкий Вадим Андреевич (р. 1917). Доктор психологиче­ских наук, профессор. Ведет исследования в области возрастной и педагогической психологии и психологии способностей. Основ­ные работы: «Психология подростка» (соавт., 1965); «Психоло­гия математических способностей школьников» (1968); «Пробле­ма способностей в психологии», (1971); «Основы педагогической психологии», (1972); «Психология» (ред. и соавт., 1974, 1980), «Психология обучения и воспитания школьников» (1976, 1979). «Психологические проблемы формирования педагогической на­правленности и педагогических способностей» (ред., 1982).


Лебедев Владимир Иванович (р. 1929). Кандидат медицин­ских наук. Ведет исследования в области космической психоло­гии и медицины. Основные работы:-«Психология и космос» (соавт., 1968); «Восприятие пространства и времени в космосе» (соавт., 1968); «Психологические особенности деятельности космонавтов» (соавт., 1971); «Психология и психопатология одиночества» (со­авт., 1972); «Психологические проблемы межпланетного полета» (соавт., 1975); «Психоневрологические аспекты труда оператора (1975); «Профессия века» (1978).

Лейтес Натан Семенович (р. 1918). Доктор психологических наук. Ведет исследования в области дифференциальной психоло­гии. Основные работы: «Об умственной одаренности» (1960); «Умственные способности и возраст» (1971).

Леонов Алексей Архипович (р. 1934). Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, Герой социалистического тру­да НРБ, Герой ДРВ. Автор ряда психологических трудов. Основ­ные работы: «Первый выход человека в Космос» (1965); «Об ори­ентации человека в космическом пространстве» (соавт., 1965); «Восприятие пространства и времени в Космосе» (соавт., 1968); «Психологические особенности деятельности космонавтов» (соавт., 1971); «Психологические проблемы межпланетного полета» (со­авт., 1975).

Леонтьев Алексей Николаевич (1903—1979). Доктор психоло­гических наук, профессор, академик АПН СССР, лауреат Ленин­ской премии (1963), присужденной v3a книгу «Проблемы развития психики» (1959). Научные исследования охватывают широкий круг проблем общей психологии. Основные работы: «Развитие памяти» (1931); «Проблемы развития психики» (1959, 1965, 1972); «Потребности^ мотивы, эмоции» (1972); «Проблемы дея­тельности в психологии. Деятельность и сознание» (1972); «Дея­тельность и личность» (1974); «Деятельность. Сознание. Лич­ность» (1975); избр. психол. произв. в 2-х т. (1983).

Ломов Борис Федорович (р. 1927). Доктор психологических наук, профессор, член-кор. АН СССР и АПН СССР. Ведет иссле­дования в области общей и инженерной психологии. Основные работы: «Человек и техника» (1963, 1965, 1966); «Человек в си­стемах управления» (1967); «Военная инженерная психология» (ред., 1970); «Проблемы психофизики» (ред., 1974); «Психофизика сенсорных систем» (отв. ред., 1979); «Антиципация в структуре деятельности» (соавт., 1980); «Проблема общения в психологии» (ред., 1981); «Методология инженерной психологии, психологии труда и управления» (ред., 1981); «Психологическая наука в со циалистических странах» (ред., 1981); «Справочник по инженер­ной психологии» (ред., 1982); «Инженерная психология в воен­ном деле» (ред., 1983); «Методологические и теоретические про­блемы психологии» (1984),


Лурия Александр Романович (1902—1977). Доктор психоло­гических и медицинских наук, профессор, академик АПН СССР. Известен трудами по вопросам нарушения высших психических процессов при локальных поражениях мозга. Основные работы: «Высшие корковые функции человека» (1962, 1969); «Мозг чело­века и психические процессы» (1963, 1970); «Основы нейропси­хологии» (1972); «Нейропсихология памяти» (1974, 1976); «Ос­новные проблемы нейролингвистики» (1975); «Язык и сознание» (1979).

Макаренко Антон Семенович (1888—1939). Выдающийся со­ветский педагог и талантливый писатель. Педагогический труд Макаренко — значительный вклад в науку о коммунистическом воспитании. В центре его внимания стояла проблема воспитания советского патриота, строителя социалистического общества, им разработана система организации воспитательного процесса и ряд принципов и методов воспитания коллектива и отдельной личности, нравственного, семейного воспитания. Работы: Соч., тт. I—VII. М, 1957—1958.

Матюшкин Алексей Михайлович (р, 1927). Доктор психологи­ческих наук, профессор, член-кор. АПН СССР. Ведет исследова­ния в области психологии мышления и обучения. Основные рабо­ты: «Психология мышления» (1965); «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» (1972); «Проблемное и программирован­ное обучение» (ред., 1973); «К характеристике продуктивных про­цессов мышления» (1973). «Исследование и диагностика мышле­ния в условиях совместной деятельности» (1979); «Психологиче­ские предпосылки групповых форм проблемного обучения» (со­авт., 1981).

Мерлин Вольф Соломонович (1898—1982). Доктор психоло­гических наук, профессор. Вел исследования в области диффе­ренциальной психологии и психологии личности. Основные рабо­ты: «Своеобразие условных реакций в структуре волевого акта» (1953); «Очерк теории темперамента» (1963, 1973); «Проблемы экспериментальной психологии личности» (1968, 1970).

Мясищев Владимир Николаевич (1893-—1973). Доктор меди­цинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, член-кор. АПН СССР. Научные исследования охватывают широ- • кий круг вопросов психологии, психоневрологии, психофизиоло­гии, общей и педагогической психологии, медицинской психоло­гии. Основные работы: «Личность и неврозы» (1960); «Психиче­ские особенности человека» (соавт., т. I, 1957; т. II, 1960); «Вве­дение в медицинскую психологию» (соавт., 1966).

Натадзе Реваз Григорьевич (1903—1984). Доктор психологи­ческих наук, профессор, академик АН ГрузССР, член-кор. АПН СССР. Основные работы: «Общая психология» (1956); «Рука как


фактор восприятия направлений пространства» (1957); «О роли установки в константности восприятия величины» (1966); «Вообра­жение как фактор поведения» (1972); «Генезис формирования понятия» (1976), «Краткий курс психологии» (1983).

Небылицын Владимир Дмитриевич (1930—1972). Доктор пси­хологических наук, профессор, член-кор. АПН СССР. Вел иссле­дования психофизиологических основ индивидуальных различий. Основные работы: «Основные свойства нервной системы челове­ка» (1966); работы в кн.: «Типологические особенности высшей нервной деятельности» (1956—1971).

Павлов Иван Петрович (1849—1936). Академик, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности че­ловека и животных. Разработал новые принципы физиологиче­ского исследования, обеспечивающие познание деятельности ор­ганизма как единого целого, находящегося в единстве и постоян­ном взаимодействии с окружающей его средой. Работы: Поли, собр. соч. Изд. 2-е, т. I—VII. М. — Л., 1951—1952.

Певзнер Мария Семеновна (р. 1901). Доктор психологических наук, профессор. Ведет исследования в области специальной пси­хологии. Основные работы: «Дети-психопаты и лечебно-педаго­гическая работа с ними» (1941); «Дети-олигофрены» (1959); «О детях с отклонениями в развитии» (соавт., 1967, 1973); «Пси­хическое развитие детей с нарушениями умственной работоспособ­ности» (соавт., 1982).

Петровский Артур Владимирович (р. 1924). Доктор психоло­гических наук, профессор, академик АПН СССР. Ведет исследо­вания в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности. Основные работы: «Психология» (соавт., 1956); «История советской психологии» (1967); «Общая психоло­гия» (ред. и соавт., 1970, 1976, 1986); «Возрастная и педагогиче­ская психология» (ред. и соавт., 1973, 1979); «Популярные беседы о психологии» (1976, 1984); «Психологическая теория коллектива» (ред., 1979); «Личность. Деятельность. Коллектив» (1982); «Воп­росы истории и теории психологии». Избр. труды (1984).

Пиаже Жан (1896—1980). Швейцарский психолог. Специалист в области общей психологии, психологии мышления и детской психологии, создатель так называемой «генетической эпистемоло­гии». Основные работы (переведенные на русский язык): «Речь и мышление ребенка» (1932); «Генезис элементарных логических структур» (соавт., 1963); «Экспериментальная психология» (со­авт., 1966); «Избранные психологические труды» (1969).

Пушкин Вениамин Иоевич (1931—1979). Доктор психологиче­ских наук, профессор. Вел исследования в области общей психо­логии и психологии труда. Основные работы: «Оперативное мыш­ление в больших системах» (1965); «Эвристика — наука о твор­ческом мышлении» (1967); «Психология и кибернетика» (1971); «Психологические возможности человека» (1973).


Рубинштейн Сергей Леонидович (1889—1960). Доктор психо­логических наук, профессор, академик АПН РСФСР, член-кор. АН СССР. Лауреат государственной премии СССР (1941). Вел исследования в области философские проблем психологии, про­блем человека в плане онтологии, гносеологии и этики. Основные работы: «Основы общей психологии» (1946); «Бытие и сознание» (1957); «Проблемы общей психологии» (1973); «Основные прин­ципы марксистской психологии» (соавт., 1982).

Рубинштейн Сусанна Яковлевна (р. 1911). Доктор психологи­ческих наук. Ведет исследования в области патопсихологии. Ос­новные работы: «О воспитании привычек у детей» (1958); «Мето­дика экспериментальной патопсихологии» (1970); «Психология умственно отсталого школьника» (19/0).

Симонов Павел Васильевич (р. 1920). Доктор медицинских наук, профессор, член-кор. АН СССР. Работает в Институте выс­шей нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР, где в 1965 г. возглавил вновь созданную лабораторию физиологии эмо­ций. Основные работы: «Метод К. С Станиславского и физиоло­гия эмоций» (1962); «Что такое эмоция?» (1966); «Теория отра жения и физиология эмоций» (1970); «Высшая нервная дея тельность человека. МотивациоинО-эмоциональные аспекты» (1975); «Эмоциональный мозг» (1981).

Скороходова Ольга Ивановна (р. 1914, 1982). Кандидат психо­логических наук. Человек необычной судьбы. Будучи слепоглухо­немой, она получила среднее и высшее образование, защитила кан­дидатскую диссертацию по психологии, автор научных публика­ций и литературных произведений. Основные работы: «Как я воспринимаю окружающий мир» (1047); «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир» (1954, 1956); «Как я восприни­маю, представляю и понимаю окружавший мир» (1972).

Смирнов Анатолий Александрович (1894—1980). Доктор пси­хологических наук, профессор, академик АПН СССР, заслужен­ный деятель науки РСФСР. Вел исследования в области зритель­ных ощущений, психологии памяти, истории психологии. Основ­ные работы: «Психология ребенка и подростка» (1926, 1980); «Психология профессий» (1927); «Психология» (соавт., 1933, 1962); «Психология запоминания» (1948); «Вопросы психологли памяти» (ред., 1966); «Развитие и современное состояние психо­логической науки в СССР» (1975).

Сухомлинский Василий Александрович (1918—1970). Гер>й Социалистического труда, член-корреспондент АПН СССР, за­служенный учитель Украинской ССР. Основная педагогическая деятельность была связана с проблемами воспитания и развития школьников. Основные работы: Собр. соч. т. 1—5 (1976). Избр. нед. соч. т. 1—3 (1979—1981).

Талызина Нина Федоровна (р. 1923). Доктор психологических


наук, профессор, член-кор. АПН СССР. Ведет исследования по теории обучения в области педагогической психологии, дидакти­ки высшей школы и программированного обучения. Основные ра­боты: «Теоретические проблемы программированного обучения» (1969); «Проблема управления процессом воспитания» (1971); «Управление процессом усвоения знаний» (1975); «Методика со­ставления обучающих программ» (1980); «Формирование позна­вательной деятельности учащихся» (1983).

Теплое Борис Михайлович (1896—1965). Доктор психологиче­ских наук, профессор, академик АПН РСФСР, заслуженный дея­тель науки РСФСР. Наиболее значительные исследования посвя­щены индивидуально-психологическим особенностям человека. Основные работы: «Психология музыкальных способностей» (1940); «Способности и одаренность» (1941); «Ум полководца» (1945); «Психология» (1946); «Проблемы индивидуальных раз­личий» (1961); «Типологические особенности высшей нервной дея­тельности» (ред., 1956—1965).

Тихомиров Олег Константинович (р. 1933). Доктор психологи­ческих наук, профессор МГУ. Ведет исследования в области об­щей психологии, психологии мышления. Основные работы: «Струк­тура мыслительной деятельности человека» (1969); «Психологи­ческие исследования творческой деятельности» (ред. и соавт., 1975); «Искусственный интеллект и психология» (ред. и соавт,, 1976); «Психологические механизмы целеобразования» (ред. и соавт., 1977); «Интеллект человека и программы ЭВМ» (ред. и соавт., 1979); «Психологические исследования интеллектуальной деятельности» (ред. и соавт., 1979); «Психология мышления» (1984).

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886—1950). Доктор философ­ских наук, профессор, академик АН ГрузССР, Основатель гру­зинской школы психологов. Автор первых университетских учеб­ников и систематических курсов на грузинском языке по различ­ным отраслям психологической науки. Вел исследования по про­блемам языка, образования понятий и т. д. Основным предметом деятельности в лабораториях и институте психологии АН ГрузССР стала экспериментальная психология установки. Обобщаю­щий труд: «Экспериментальные основы психологии установки» (1949).

Фельдигтейн Давид Иосифович (р. 1929). Доктор психологи­ческих наук, профессор, ведет исследования в области возраст­ной и педагогической психологии по проблемам онтогенеза пси­хического и личностного развития, психологических механизмов формирования ответственной социальной позиции детей разных школьных возрастов, закономерностей личностного, в том числе и профессионального самоопределения подростков и юношества. Основные работы: «Психологические основы общественно полез­ной деятельности подростков» (1982); «Психология воспитания


подростка» (1978); «Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса» (1975); «Труд­ный подросток» (1972); «Психологические закономерности соци­ального развития личности в онтогенезе» (1985).

Шовен Реми (р. 1913). Французский биолог, профессор. Тро­екратный лауреат Французской Академии наук, занимается это-логическими исследованиями. Автор многих статей и книг по фи­зиологии и психологии животных. Основные работы: «Физиоло­гия насекомых» (1951); «Жизнь и нравы насекомых» (1958); «От пчелы до гориллы» (1965).

Яроигевский Михаил Григорьевич (р. 1915). Доктор психоло­гических наук, профессор. Ведет исследования в области теории и истории психологии, психологии научного творчества, социаль­ной психологии науки. Основные работы: «Проблема детерминиз­ма в психофизиологии XIX в.» (1961); «История психологии» (1966, 1976, 1985); «И. М. Сеченов» (1968); «Научное творчест­во» (соавт., 1969); «Об историческом пути психофизиологии» (1970); «Психология в XX столетии» (1971, 1976); «Проблемы научного творчества в современной психологии» (ред. и соавт., 1971); «Научное открытие и его восприятие» (ред. и соавт., 1971); «Социально-психологические проблемы науки (ред. и соавт., 1973); «Развитие и современное состояние зарубежной психоло­гии» (соавт., 1974); «Человек науки» (ред. и соавт., 1974); «Уол­тер Кеннон» (соавт., 1976); «Школы в науке» (ред. и соавт., 1976), «И. М. Сеченов» (соавт., 1980), «И. М. Сеченов и мировая психо­логическая мысль» (1981).


СОДЕРЖАВ И Е

От составителя...................... 3

Часть I. Общая психология

Введение в психологию

С. Л. Рубинштейн. Проблемы психологии в трудах К- Маркса.. *, 6

А. И. Леонтьев. Понятие отражения н его значение для психологии,, 18

М. Р. Ярошевский. Категориальный аппарат психологии...... 25

Б. Ф. Ломов. Психология в системе научного знания.,,,.... 39

П. Фресс. О психологии будущего............... 50

Ф. В. Бассин. В вестибюле осознания............. 56

А. И. Леонтьев. Общая характеристика психики животных...... 62

Р. Шовен. Общества насекомых................ 6Н

И. П. Павлов. Условный рефлекс............... 76

А. Р. Лурия. Мозг и психика................ 83



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.20 (0.015 с.)