ТОП 10:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСТОРИИ



Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Волгодонский инженерно-технический институт–филиал НИЯУ МИФИ

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСТОРИИ

для студентов 1-го курса заочного отделения всех направлений и профилей.

 

(Методические указания, планы семинарских занятий, понятия. логические задания, доклады, контрольные вопросы к темам, литература, тесты, вопросы к зачёту и экзамену)

 

Составитель: старший преподаватель кафедры «Экономика и социально-гуманитарные дисциплины»

Е. И. Фролов

 

Волгодонск 2015 г

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗДАНИЙ УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИИ»

В истории человечества историческая наука постоянно находится в центре общественного внимания. Кардинальное обновление российского общества обусловило необходимость радикального изменения системы изучения общественных наук. Жизнь каждого человека находится в потоке исторического времени. Общественная практика сформировала не только те обстоятельства, в которых мы живем, но и нас самих, наше мировоззрение, менталитет и ценностные установки.

Важную роль в формировании мировоззрения студента играют семинарские занятия в высшей школе по «Истории». Они позволяют приобрести навыки самостоятельного анализа сложнейших исторических процессов, деятельности классов, партий, политических деятелей, институтов власти и раскрыть их роль в сложнейших процессах общественного развития. Эта проблема наиболее актуальна для технических вузов, где технические дисциплины преобладают над гуманитарными и объем получаемой по этим наукам информации ограничен в силу относительно небольшого количества часов, выделенных на их преподавание.

Самостоятельная работа студентов по кафедре социально-гуманитарных дисциплин преследует следующие цели:

1) углубление процесса обучения по целому ряду вопросов истории;

2) развитие навыков логического и системного анализа при выполнении практических заданий;

3) привитие студентам при выполнении творческих заданий навыков самостоятельной работы с литературой;

4) развитие неординарного мышления при решении студентами ситуационных и логических задач;

5) развитие личностной активности студента в учебном процессе;

6) оказание помощи в выявлении творческого потенциала студента как личности;

 

Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:

1) научить работе с литературой;

2) способствовать развитию самостоятельного творчества, обязательного при выполнении домашних заданий и реферативных работ;

3) развивать активность студента в учебном процессе через участие в деловых и ролевых играх;

4) привить навыки целостного, системного подхода при проработке той или иной темы;

5) научить умению логичного раскрытия изучаемой проблемы при подготовке устного выступления; дать навыки целостного представления о логике, методологии и методике изучения объекта и предмета истории;

6) познакомить студента с особенностями теории и практики науки.

 

Организационная работа.

Самостоятельная работа студентов при изучении учебного курса «Истории» начинается с первых дней занятий. Ее необходимо правильно организовать, тогда она принесет наилучшие результаты. Первым требованием успешной самостоятельной работы над рекомендуемой литературой по темам семинарских занятий является точный расчет времени в период подготовки к семинарам. От умения распределить время во многом зависит уровень усвоения материала по обсуждаемым историческим проблемам. Плановость приучает ценить фактор времени, помогает лучшей организации труда. Обычно у тех студентов, кто не имеет четкого плана работы, не хватает времени. Ссылка на недостаток времени – признак низкой культуры труда.

Второе требование к работе над книгой – это непрерывность. Здесь недопустима вредная штурмовщина. Необходимо приучать себя к регулярной и систематической работе над книгой. Навыки самостоятельной работы приобретаются постепенно, вместе с повышением политического, общеобразовательного и культурного уровня.

Достичь этого студенты смогут, лишь усвоив основные этапы работы над книгой.

Предварительное знакомство с книгой.

Изучение книги следует начинать с ее общего ознакомления, обратить внимание на титульный лист, на полное название книги, подзаголовок, эпиграф и издательство. Если в книге имеется предисловие или введение, то его следует прочитать в первую очередь, так как в них раскрывается история написания данной книги, дается характеристика работы в целом, указывается цель ее написания, источники, литература и т.д.

Необходимо так же ознакомиться с заключением, в котором даются основные выводы работы. В обязательном порядке нужно ознакомиться с указанной библиографией. Список литературы, приведенный в книге, может быть использован при более глубоком изучении исторических проблем. Большую помощь окажет научный аппарат книги: примечания, сноски, ссылки на другие источники, хронологические и литературные приложения и т.д. При чтении необходимо обращать внимание на слова и фразы, напечатанные особым шрифтом.

Характеристика процесса чтения книги.

После первого этапа работы над книгой можно перейти ко второму этапу – внимательно прочитать рекомендуемые параграфы, главы, разделы и части, добиваясь усвоения их содержания. Следует внимательно проследить, как автор обосновывает главную мысль рядом доказательств, аргументов, приводящих к определенным выводам.

Трудности в понимании содержания книги затрудняются иностранными словами и терминами, незнакомыми именами. Поэтому рекомендуется при чтении пользоваться энциклопедиями, справочниками и т.д.

При работе над книгой важное значение имеет пользование системой подчеркивания, пометок, подписей. Подчеркивать нужно только наиболее важное и нужное. Несомненно, этот метод работы возможен только лишь в книгах из личной библиотеки. При изучении библиотечной литературы пользуются закладками.

Прочитав необходимый материал книги необходимо прибегнуть к активной памяти – вспомнить основное его содержание и главные положения. Это способствует глубокому и прочному усвоению изучаемого материала.

Завершающим этапом самостоятельной работы над книгой является запись прочитанного, основную форму которой представляет конспектирование, сводящееся к сжатому изложению основного содержания положений книги и документов.

 

Запись прочитанного. Виды записей.

 

Вдумчивое чтение предполагает ведение записей как самостоятельного изложения текста. Точность и ясность изложения свидетельствует о ясности мысли пишущего. Запись организует умственный труд, приучает понимать и оценивать прочитанное, накапливать факты для обобщений и выводов.

Основные формы записей: план (простой и развернутый), выписки, тезисы, аннотации, конспект (текстуальный и тематический).

 

План.

Является наиболее краткой формой записей. Простой план – это последовательный перечень основных вопросов, рассматриваемых по теме семинарского занятия. В развернутом плане каждый пункт простого плана подразделяется на подпункты. План формулирует и перечисляет вопросы, которые излагаются по данной проблеме, но не раскрывает их содержание. План позволяет студенту предельно сжато излагать прочитанное и правильно мыслить. План является составной частью большинства других форм ведения записей.

Выписки.

При изучении материала необходимо в обязательной порядке делать выписки, которые содержат существенные мысли автора по интересующим вопросам, характерные факты, статистические данные и т.п. Выписки и цитаты должны иметь в конце ссылку на источник с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, года и места ее издания и нумерацию страниц. Без выписок трудно обойтись при подготовке доклада, реферата, устного выступления. Они позволяют избежать неточностей и ошибок в ходе анализа вопроса. Однако не следует особенно увлекаться цитатами, большое количество которых свидетельствует и недостаточной самостоятельности выступающего.

 

Тезисы.

Более сложной и более совершенной формой записей являются тезисы, представляющие сжато сформулированные, категорически выраженные основные положения произведения, документа или выступления. В тезисах должны раскрываться главные мысли автора, формулируется краткий, обобщающий вывод по изучаемой проблеме.

 

Аннотации.

Она представляет собой очень краткое изложение статьи, произведения, часто с критической оценкой его.

Ею удобно пользоваться, когда необходимо сохранить лишь общее представление о книге, брошюре или статье. Для составления аннотации следует полностью прочитать и хорошо осмыслить произведение, рекомендуемое к семинарским занятиям.

К аннотации очень близко резюме – краткая оценка прочитанной работы. Принципиальное различие между ними состоит в том, что при аннотации характеризуется содержание произведения, а резюме – его главные выводы, его главные итоги.

Конспект.

Хорошее владение изложенными нами методами, формами изучения литературы позволит студентам грамотно составлять конспект. Он представляет собой сжатый пересказ содержания работы, статьи по интересующей проблеме. Конспектирование позволяет выработать умение ясно, сжато и точно выражать свои собственные мысли. Ни в коем случае нельзя конспектировать при первом чтении. Чтение, обдумывание, запись являются тремя сторонами процесса усвоения, в котором осмысливание содержания материала должно занимать большую часть времени. Вести конспект следует тезисным порядком, выделяя каждый из них. Полезно подчёркивать цветным карандашом, фломастером важнейшие положения, выписанные из текста работы или документа.

 

 

Тема № 1. РУСЬ В !Х –ХУ1 ВЕКАХ.

План:

1. Проблема этногенеза восточных славян: их территория, образ жизни и общественный строй.

2. Образование древнерусской государственности. Политический и социальный строй Древней Руси. Русская Правда.- свод законов.

3. Политические и социально-экономические предпосылки образования русского централизованного государства. Иван 111. Судебник 1497 г.

4. Реформы Ивана 1У (Грозного): административная, судебная, военная, налоговая и церковная.

 

Понятия: Этногенез, этнос, государство, вотчина, поместье, вервь, огнищанин, отрок, тиун, вирник, татьба, тать, язычество, норманнская теория,.

барщина, оброк, «пожилое», «урочные лета», «Юрьев день», «Москва – третий Рим», сословно-представительная монархия, земский собор, Избранная рада, приказы, иосифляне, нестежатели, опричнина.

 

Логические задания:

1. Доказать, что в VII – VIII вв. н. э. у восточных славян складываются предпосылки для возникновения государства.

2. Сравнить традиционное древнерусское общество с восточным обществом «азиатского» типа.

3. Заполнить хронологическую таблицу «Древняя Русь в IX – XIII вв.»

 

Дата Событие Содержание
   
   
   
   
1237 – 1240    
   
   

 

4. Сравнить вотчинное и условное землевладение.

5.Доказать, что в конце XV века образовалось единое централизованное государство.

6.Изложить структуру власти русского централизованного государства.

Доклады:

1. Культура Древней Руси

2. Внешняя политика России во второй половине XVI в.

3. .Русская культура в XV – XVI вв.

 

Контрольные вопросы :

1. В каком веке появились первые письменные свидетельства о славянах? Какие вы знаете союзы и союзы союзов восточных славян?

2.Как происходил распад родовых отношений у славян?

3.В каком веке и в какой форме сложилось древнерусское государство? Какая форма правления сложилась в Великом Новгороде?

4.Изложите структуру власти Киевской Руси.

5.Что собой представляла структура власти Великого Новгорода?

6.Назовите первый свод законов Древней Руси, его автора, источники и год разработки.

7.Что понимала «Русская Правда» под преступлением? Какие формы договорных отношений нашли отражение в статьях этого свода законов?

8.По каким основным направлениям происходило формирование клласса феодалов в древнерусском государстве?

9.Назовите основные формы феодального землевладения. Раскройте их сущность.

10.В каком году и кем было введено христианство на Руси? Чем была обусловлена необходимость принятия христианства в Древней Руси?

11.Какие причины привели к распаду Киевской Руси на удельные княжества?

12.В каком веке татаро-монголы вторглись в пределы Руси? Кто, где и когда из русских князей нанёс первое крупное поражение татаро-монголам?

13.В чём состояла специфика взаимоотношений Руси и Золотой Орды? В каком году и при каком великом князе Россия окончательно освободилась от монгольского ига?

14.В каком веке в России начался процесс централизации? Сформулируйте предпосылки этого процесса и его особенности по сравнению со странами Западной Европы.

15.Назовите первый свод законов русского централизованного государства, его автора и год создания.

16.Как регулирует Судебник Ивана 111 взаимоотношения между феодалами и крестьянами? В чём значение данной статьи?

17.Что собой представлял политический строй русского централизованного государства?

18.Кто и когда первым из русских монархов получил официальный титул царя?

19.Как называлась единица налогообложения введенная Иваном Грозным? Какие критерии брались за основу при определении её величины?

 

Литература:

1. Орлов. А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. М.: 2006. с. 16 – 33, 69-80.

М.: Проспект, 2010, с.3-6, 17-42, 90-126.

2. Орлов. А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. М.: 2000. с. 6-23, 45-55, 113-121.

3. Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: 2002. с.20-45, 102-108

4. История России. Учебник. Том I. М.: 2003. Под ред. А.Н. Сахарова. с. 26-33, 37-55, 314-336, 376-379

 

 

Азовские сидения.

4. Реформы в России в начале XVIII в. «модернизация» или «консервативная революция»?

5. Внешняя политика России в годы правления Петра Великого и
Екатерины II.

6. Культура России в XVШ веке.

 

Контрольные вопросы:

1.Изложите хронологические рамки Смуты в России в конце ХУ1-начале ХУ11 вв и её основные причины.

2.В каком году и кем было разработано Соборное уложение и какое положение в нём закреплялось в отношении крестьян и пасадских людей?

3.Сформулируйте предпосылки, обусловившие перерастание сословно-представительной монархии в абсолютную.

4.Раскрыть сущность абсолютизма, его признаки и особенности в России.

5..Какая структура власти сложилась в России в результате реформ Петра 1?

. 6.Просветительство что это?

7..Какими правами наделила Екатерина 11 дворянское сословие?

8.Как называлась новая система управления, созданная Александром 1 в 1802 г.?

Литература:

ГОДЫ ХХ в.

План:

 

1. Политическое и социально-экономическое положение России накануне октябрьского революционного переворота. Октябрь 1917 г.. Образование органов власти диктатуры пролетариата.

2. Военный коммунизм: суть, опыт, уроки.

3. Новая экономическая политика.

4. Индустриализация, коллективизация и культурная революция в СССР.

 

Понятия: Альтернативная ситуация, Учредительное собрание, военный коммунизм, аннексия, национализация, право наций на самоопределение, совнарком, ВЦИК, декларация, продразверстка, синдикаты, тресты, движение зеленых.

Концессии, НЭП, социализм, индустриализация, коллективизация, культурная революция, продналог, совнархозы, ГПУ, «рабочая оппозиция», ВЧК, федерация, тоталитаризм.

 

Логические задания:

1. Сравните позиции меньшевиков, эсеров и большевиков по вопросу об отношении к Временному правительству.

2. Докажите, что в годы гражданской войны обе воюющие стороны использовали террор как средство классовой борьбы.

 

Заполнить хронологическую таблицу «Советская Россия в 1917 – 1920 гг.».

 

Дата Событие Содержание
1917, 25 октября    
1918, 6 – 7 января    
1918, 4 – 10 июля    
1918 – 1920    

3..Докажите, в чем состояли преимущества НЭПа по отношению к политике военного коммунизма.

4..Раскройте содержание национально-государственного строительства в Советской России.

 

Заполнить хронологическую таблицу «Советское государство в 20-30-е годы».

Дата Событие Содержание
1921, февраль – март    
1921, март    
1922, апрель – март    
1922, декабрь    
1924, январь    
1925, декабрь    
1927, декабрь    

 

Доклады:

1. Учредительное собрание в России.

2. Красный и белый террор в годы гражданской войны.

3. Дискуссия о путях строительства социализма в СССР в 20-30-е годы XX века.

4.Культурная революция в СССР.

 

Контрольные вопросы:

1.Раскрыть содержание причин общенационального кризиса, приведшего к октябрьскому 1917 г. революционному перевороту.

2..Раскрыть содержание причин общенационального кризиса, приведшего к октябрьскому 1917 г. революционному перевороту.

3.Какие альтернативы развития страны существовали осенью 1917г.?

4.В чем, на ваш взгляд, причины победы большевиков в борьбе за власть?

5.События Октября 1917г.: революция или переворот?

6.Были ли шансы у Учредительного собрания?

7.Брестский мир: “за” и “против”.

8.В чём заключалась сила и слабость белого движения?

9.Почему гражданскую войну выиграли красные?

10.Что заставило большевиков перейти к нэпу?

11. Каковы были причины кронштадтского восстания?

12. Могли ли восставшие победить? Почему?

13.Как понимали нэп большевики и их политические оппоненты?

14. Каковы были основные социально- экономические проблемы в 20-е гг?

15.Какие этапы можно выделить в создании СССР?

16. На почве, каких событий сформировались в конце 20-х гг. альтернативные проекты развития советского общества? Почему победил сталинский вариант ?

17. Существовала ли взаимосвязь между форсированной индустриализацией и сплошной коллективизацией?

18. Каковы особенности и результаты индустриализации, коллективизации и культурной революции в СССР?

 

 

Литература:

1. Орлов. А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. М.: 2006, . с. 336-346, 352-360, 366-370.

М.: 2010, с.456-476, 482-489, 494-501.

2. Орлов. А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. М.: 2000. с. 400-403, 404-413, 415-419, 447-449, 462-464..

3. История России. Учебник. Том II. М.: 2003. Под ред. А.Н. Сахарова. с. 469-478, 494-501, 515-525, 534-589.

 

 

Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Волгодонский инженерно-технический институт–филиал НИЯУ МИФИ

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСТОРИИ

для студентов 1-го курса заочного отделения всех направлений и профилей.

 

(Методические указания, планы семинарских занятий, понятия. логические задания, доклады, контрольные вопросы к темам, литература, тесты, вопросы к зачёту и экзамену)

 

Составитель: старший преподаватель кафедры «Экономика и социально-гуманитарные дисциплины»

Е. И. Фролов

 

Волгодонск 2015 г







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.194.210 (0.033 с.)