Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практические занятия и упражнения↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Составьте схему, расположив в определенной последовательности базисные элементы социальной жизни:
2. Как известно, М. Вебер выделял четыре типа социального действия. Определите, какие из них относятся к социологии, социальной психологии, психологии. 3. Составьте схему, в которой назовите пять признаков социальных институтов:
4. Запишите по 4-5 социальных институтов, связанных с той или иной их группой:
5. Выберите один из социальных институтов и определите его функции и дисфункции.
6. Составьте таблицу: «Типы социальных общностей»:
ТЕМА 7. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
7.1. Классовая и стратификационная парадигмы социальной структура. 7.2. Социальная стратификация и социальная мобильность. 7.3. Изменения в социальной структуре российского общества на современном этапе.
Понятия: социальная структура, социальная дифференциация, общественное разделение труда, социальная стратификация, социальное неравенство, социальный статус, социальная роль, социальная идентификация, социальная страта, класс, сословие, каста, средний класс, социальный престиж, маргинал, маргинальная группа, люмпен; социальная мобильность, индивидуальная и групповая мобильность, вертикальная и горизонтальная мобильность, восходящая и нисходящая мобильность, внутрипоколенная и межпоколенная мобильность, канал мобильности, дистанция мобильности, объем мобильности. Литература
Беленький В.Х. Класс наемных работников или рабочий класс? // Социс. 2005. № 3. Бердышев К.В. Воспроизводство социального статуса в России: выделение стабильных групп // Мир России. 2006. № 2. Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы // Социс. 2000. № 6. Бондаренко Н.В. Особенности адаптации бедных и состоятельных семей // Вестник общественного мнения. 2006. № 1. Вебер М. Класс, сословие, партии (фрагменты) // Личность. Культура. Общество. 2003. Т. 5, Вып. 1 / 2 (15 / 16). Вебер М. Основные понятия стратификации // Социс. 1994. № 5. Вебер М. Сословия и классы // Вестник Московского университета. Серия. 18. Социология и политология. 2003. № 4. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Безработные: особенности российского бытия // Социс. 2001. № 5. Заславская Т.И. О движущих силах трансформации российского общества // Общество и экономика. 2003. № 6. Заславская Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. 2004. № 5. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. М.: Дело, 2003. Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социс. 2001. № 8. Здравомыслов Г.А. Российский средний класс – проблема границ и численности // Социс. 2001. № 5. Мкртчян Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления // Социс. 2005. № 2. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1996. Римашевская Н. Экономическая стратификация населения России // Общество и экономика. 2002. № 12. Сорокин П.А. Социальная мобильность / Пер. с англ. Под общ. ред. В.В. Сапова. М.: Acаdemia, 2005. Тарусин М.А. Реальная Россия (стратификация современного российского общества) // Мониторинг общественного мнения. 2006. № 1. Тихонова Н.Е., Мареева С.В. Средний класс: теория и реальность. М.: Альфа-М, 2009. Ушкалов И.Г., Малаха И.А. «Утечка мозгов» как мобильный феномен и его особенности в России // Социс. 2000. № 3. Черныш М.Ф. Социальные институты и мобильность в трансформирующемся обществе: Монография. М.: Гардарики, 2005. Шкаратан О.И. и др. Анализ социально-экономического неравенства россиян // Общественные науки и современность. 2005. № 5. Шулус А. и др. Образовательная стратификация и проблема неравенства // Общество и экономика. 2003. № 1. Вопросы для самопроверки 1. Какое место в социологии занимает изучение социальной структуры общества? 2. Как соотносятся понятия «социальная дифференциация», «социальная стратификация», «социальное неравенство»? 3. Перечислите основные исторические типы стратификации. 4. Может ли общество существовать без социального неравенства? Обоснуйте ответ. 5. Назовите известные Вам критерии социальной стратификации. Можно ли выделить среди них основные и дополнительные? 6. Какова роль социального статуса при изучении стратификации? 7. Почему социальная идентификация рассматривается как субъективный аспект социальной стратификации? 8. Как соотносятся понятия «географическая мобильность» и «социальная мобильность»? Могут ли эти явления совпадать? Обоснуйте ответ. 9. В чем состоит основное отличие внутрипоколенной и межпоколенной мобильности? 10. Каковы основные факторы а) способствующие социальной мобильности; б) препятствующие социальной мобильности? 11. Дайте определение понятий «маргинал», «маргинальная группа». Какое место они занимают в обществе?. 12. Какие критерии социальной стратификации, по Вашему мнению, являются наиболее важными в современной России? 13. Как трактуется понятие «средний класс» и какова специфика его становления в России? 14. Дайте определение понятия «социальный престиж». Почему престиж называют в качестве стратификационного критерия? 15. Какой смысл вкладывается в понятие «образ жизни». Какова роль образа жизни при изучении стратификации?
Практические задания и упражнения 1. Охарактеризуйте основные типы стратификационных систем, заполнив таблицу:
Источник: Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1996.
2. Объясните следующие зависимости, сформулированные в социологической науке: а) чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре «ячеек», рассчитанных на достигаемые статусы; б) чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее. 3. Какими методами социологических исследований целесообразно изучать социальную стратификацию? Охарактеризуйте достоинства и недостатки различных методов. 4. Определите, к каким типам социальной мобильности относятся следующие явления: развод, изменение гражданства, увольнение, избрание в парламент, разжалование в солдаты, повышение в должности, переезд из сельской местности в город, поступление в вуз, заключение под стражу. 5. Проанализируйте опыт социальной мобильности среди своих родственников и определите типы социальных перемещений по следующей схеме:
Пример: Ситуация перемещения: повышение по службе с должности заместителя начальника отдела на должность начальника отдела. Тип социальной мобильности: вертикальная, восходящая, индивидуальная, внутрипоколенная.
6. Проиллюстрируйте основные типы социальной мобильности сюжетами русских народных сказок (других литературных произведений, художественных фильмов). 7. Выделяют так называемую «мнимую мобильность», когда речь идет об изменении названия профессии без изменения ее функционального содержания. Приведите примеры «мнимой мобильности». 8. В истории любого общества есть события, вызывающие особенно интенсивную социальную мобильность. С какими событиями отечественной истории ХХ века связаны пики социальной мобильности? 9. Предложите своим знакомым ответить на вопрос: «Как Вы считаете, каковы сегодня основные показатели престижа человека в обществе?» (Обладание востребованной профессией, высокая заработная плата, наличие высшего образования, семейное положение, потребляемые товары и услуги, национальная принадлежность, возможность реализовать себя, наличие льгот, особых прав и полномочий, возможность руководить другими людьми, профессиональная компетентность, обладание профессией, требующей умственного труда, что-то иное). К каким группам людей, по мнению Ваших респондентов, принадлежать сегодня считается престижным, а к каким – нет? Считают ли они собственную группу принадлежности престижной? К какой группе людей хотели бы принадлежать, а к какой – наоборот? Проанализируйте полученные результаты с социологической точки зрения.
ТЕМА 8. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
8.1. Социологическое понимание культуры. 8.2. Структурные компоненты культуры. 8.3. Развитие социокультурной ситуации в России.
Понятия: культура, цивилизация, субкультура и контркультура, культурные универсалии, нормативно-ценностная ориентация, массовая и специализированная («высокая») культура, инкультурация, аккультурация, социализация.
Литература Ионин Л.Г. Социология культуры: учеб. пособие для вузов. 4-ое изд. М.: ГУ-ВШЭ, 2004. Ирхин Ю.В. Социология культуры: учеб. для вузов. М.: Экзамен, 2006. Иконников С.Н. История культурологических теорий. 2-ое изд. СПб.: Питер, 2005. Козлова О.Н. Культура в жизни общества // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 6. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества; 2-ое изд. М.: УРСС, 2005. Современные трансформации российской культуры / отв. ред. И.В. Кондаков. М.: Наука, 2005. Рассадина Т.А. Трансформации традиционных ценностей россиян в постперестроечный период // Социс. 2006. № 9. Шендрик А.И. Теория культуры: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX в. Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 2001. Человек как субъект культуры / отв. ред. Э.В. Сайко. М.: Наука, 2002.
Вопросы для самопроверки 1. В чем специфика социологической трактовки культуры? 2. Из каких структурных элементов состоит культура? 3. Какие функции выполняет культура? 4. По каким основаниям можно классифицировать культуру? 5. Что понимается под универсалиями культуры? 6. Чем отличается культура от цивилизации и что между ними общего? 7. Чем объясняется существование субкультуры и контркультуры? 8. Как происходит взаимодействие культур и какие принципы лежат в его основе? 9. Какую роль в развитии общества играют культурные традиции? 10. Какие тенденции развития культуры характерны для современного периода? 11. Каковы особенности российской культуры на фоне мировой культуры?
Практические задания и упражнения 1. Используя учебную литературу, определите, какие науки изучают культуру и в чем специфика каждой из них. 2. Найдите в учебных пособиях и справочниках высказывания знаменитых социологов о культуре (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Л. Уайт, П.А. Сорокин и др.). Что каждый из них подчеркивает в культуре? 3. По каким коренным вопросам существуют различия в культурных традициях Запада и Востока? Приведите примеры. 4. Покажите на примерах взаимопроникновение и взаимосвязь между высокой массовой, элитарной и народной культурами. Чем Вы это объясняете? 5. Прокомментируйте следующие высказывания о культуре: А) Душа культуры – это культура души (И. Гофмиллер, немецкий писатель); Б) Культура и внешний лоск – совершенно разные вещи (Р. Эмерсон, американский философ и поэт); В) Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры (А.И. Куприн, известный русский писатель); Г) Культура – это то, что остается, когда все забыто (Эд. Эррио, франц. политический деятель и ученый). 6. Кратко назовите характерные черты субкультуры: городской, сельской, столичной, провинциальной, молодежной, предпринимательской, маргинальной, субкультуры социологов. 7. Проанализируйте, какой вклад вносят современные средства массовой информации в выполнение культурно-просветительной функции. 8. В настоящее время существуют коммерческий и некоммерческий секторы культуры. Укажите плюсы и минусы в их деятельности. 9. В чем проявляется «вестернизация» (озападнивание) отечественной культуры в современный период. Приведите примеры и дайте оценку данному процессу. 10. Используя материалы прессы и личные наблюдения, подготовьте сообщение о состоянии культуры в г. Туле и Тульской области. Выделите достижения в этой области и отметьте узкие места. 11. Попробуйте назвать 10 произведений литературы, театрального искусства, кино, живописи, скульптуры, архитектуры, музыкального и исполнительского искусства, которые на Вас произвели глубокое воздействие. Осмыслите, в чем их сила. Свои впечатления оформите в виде эссе.
ТЕМА 10. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО 10.1. Понятие личности в социологии. 10.2. Социологические концепции личности. 10.3. Социализация и социальная субъектность личности.
Понятия: социализация, агенты социализации, адаптация, аскрипция, диспозиция, интериоризация, личность, индивид, индивидуальность, десоцилизация, ресоциализация, структура личности, типология личности, ценностные ориентации, теория «зеркального Я», социальная роль, социальный статус, ролевой набор, ролевой конфликт.
Литература Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 2000. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 1996 Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. М., 1996 Козлова О.Н. Личность – граница и безграничность социального // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 4. Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000. Общая социология: учеб. пособие/ под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М., 2002. Раздел VII. Личность. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности. Опыт комплексного анализа. М., 2002 Ромм М.А. Адаптация личности в социуме. Новосибирск, 2002. Спасибенко С.Г. Методологические проблемы социологии человека // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1 Спасибенко С.Г. Критерии социальной типологии человека // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 4. Тощенко Ж.Т. Пародоксальный человек. М., 2001. Вопросы для самопроверки 1. В каком соотношении находятся понятия «человек», «индивид», «личность»? 2. Как связаны между собой социальная роль и социальный статус? 3. В чем особенность предписанных статусов? 4. На какие статусы ориентируется индустриальное общество? 5. Какие социологические концепции личности Вы знаете? 6. В чем особенности процесса социализации? 7. Кому из социологов принадлежит диспозиционная теория личности? 8. Как проявляется автономия личности в обществе? 9. В чем различие биологического и социального в личности? 10. Какие этапы духовного развития личности вы знаете? 11. Какие компоненты включены в модель личности по З. Фрейду? 12. Кому из социологов принадлежат теории «зеркального –Я», «обобщенного другого»? 13. Каковы взгляды Дж. Мида на процесс становления личности?
Практические задания и упражнения 1. «Человек, согласно известной формуле, есть существо двойственное. В нем два существа: существо индивидуальное, имеющее свои корни в организме, и круг деятельности которого вследствие этого оказывается узко ограниченным, и существо социальное, которое является в нем представителем наивысшей реальности интеллектуального и морального порядка, какую мы только можем познать путем наблюдения, - я разумею общество» (Э. Дюркгейм). 2. Дайте комментарий высказыванию социолога. 3. Выскажите отношение к следующим положениям: 4. - личность творит сама себя, потому то, что она представляет собой есть результат ее самовоспитания; 5. - личность формируется общественными отношениями, поэтому процесс ее становления определяется ими. 6. 3. Какое из определений личности характеризует социологический подход к личности: 7. Личность – это социальный феномен. 8. Личность – это единство социального, психологического, биологического. 9. Личность – это всегда конкретный человек в единстве всех его психологических качеств и сил, направляющих его практическую деятельность. 10. Согласны ли вы с утверждением, что в основе отношений между людьми лежат не столько интересы и потребности, сколько установки и ценностные ориентации? 11. Какую роль играет язык в процессе социализации? Опишите эту роль. 12. Выявите отличия социализации взрослых и детей. Приведите примеры из вашей личной жизни. 13. Место индивида в социальной структуре общества, которое определяется присущими ему от рождения качествами – знатностью происхождения, возрастом, полом, этнической принадлежностью – характеризуется как предписываемый статус. Приведите примеры предписываемого статуса и достигаемого. 14. Какое место занимают детские игры в процессе социализации с точки зрения символического интеракционизма? Кто из социологов является представителем этого подхода.
ТЕМА 11. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ
11.1. Социальные нормы и девиации. 11.2. Социальный контроль и социальные санкции. 11.3. Виды социальных отклонений. 11.4. Социальные девиации в современном российском обществе.
Понятия: социальный контроль, социальные нормы, социальные санкции, девиация, девиантное поведение, аномия, асоциальное, антисоциальное поведение, делинквентное поведение, ресоциализация, традиции.
Литература Афанасьев В.С., Гилинский В.С. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса общества. СПб., 1995. Бабосов Е.М. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения //Прикладная социология. Минск, 2000. Бачинин В.А. Антропосоциология анормативного поведения // Общественные науки и современность. 2001. № 3. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля // Социология в России. М., 1996. Денисов Б.П., Сикевич В.И. Динамика эпидемии. ВИЧ/ СПИД // Социс. 2004. № 1. Климова С.В. Подростковая преступность в зеркале социологической экспертизы // Социс. 2006. № 9. Кривошеев В.В. Особенности аномии в современном российском обществе // Социс. 2004. №3. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних // Социс. 2006. № 1. Романович Н.А., Звоновский В.Б. Общественное мнение о наркотизме: опыт региональных исследований // Социс. 2004. № 6. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. Шипунова Т.В. Проблема синтеза теорий девиантности // Социс. 2004. № 12. Щербакова Е.М. Наркошествие в России // Социс. 2004. № 1. Вопросы для самопроверки 1. Какую роль выполняет социальный контроль в обществе? 2. Кто ввел в научный оборот понятие социального контроля? 3. Как относился Т.Парсонс к социальному контролю? 4. Какие социальные нормы существуют в обществе? 5. Какую типологию социальных санкций Вы знаете? 6. Кто такие девианты? 7. Чем отличается девиантное от делинквентого поведения? 8. Какую роль играет культура в предотвращении девиантных поступков? 9. Как в социологии характеризуется девиантное поведение? 10. Назовите представителей теории аномии. 11. Можно ли ужесточением наказания предотвратить девиантные поступки?
Практические задания и упражнения 1. Выделяются 4 типа социальных санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа, которые можно изобразить в виде логического квадрата (см. рисунок). Приведите примеры каждой из этих санкций.
2. Выступите в роли экспертов и определите комплекс объективных и субъективных факторов, вызывающих рост преступности в российском обществе. Проранжируйте эти факторы, определите их «удельный вес». 3. Разработайте экспертный лист для опроса экспертов по проблеме роста молодежной преступности в Тульской области. Обоснуйте критерии отбора экспертов. 4. Разделитесь на пары. В течение 10-15 минут вместе со своими партнером подготовьте вопросы для свободного интервью. Интервью проводится с целью выяснения причин нарушения норм поведения студентами нашего университета в его пределах. Один из вас – интервьюер, другой – респондент. Проведите интервью. Длительность интервью – не более 20 минут. Поменяйтесь ролями. 5. Разработайте анкету для опроса студентов ТулГУ о выяснении их отношения к закону. Время подготовки – 20-25 минут. 6. Предложите основные положения концепции программы диагностики, профилактики и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Обоснуйте главные положения программы. Время работы – 30-40 минут.
ТЕМА 12. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
12.1. Сущность и структура народонаселения. 12.2. Демографичечкие процессы в современных обществах. 12.3. Демографическая ситуация в современной России.
Понятия: социально-демографическая структура населения, возрастная структура населения, состав населения по полу, возрастно-половая пирамида, демографическое старение населения, национальный состав населения, расовый состав населения, брачный состав населения, формы брака, семья, структура семьи, типы семьи, функции семьи, ядро семьи, молодежь. Литература Антонов А.И. Демографическое будущее России: депопуляция навсегда? // Социс. 1999. № 3. Батанина И.А. и др. Социально-демографические процессы и положение семьи в Тульском регионе; изд. второе, дополненное. Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. М.: Мысль, 1989. Гл.5. Введение в демографию / под ред. В.А. Ионцева, А.А. Саградова. М.: Экономический ф-т МГУ, ТЕИС, 2002. Разд. III, гл. 7. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998. Жернакова Т. Демографическая ситуация в России в региональном аспекте // Власть. 2003. № 9. Карцева Л.В. Модели семьи в условиях трансформации российского общества // Социс. 2003. № 3. Кризис семьи и депопуляция России (круглый стол) // Социс. 1999. № 11. Народонаселение. Энциклопедический словарь/ под ред. Г.Г. Меликьяна. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. С.: Возрастная структура населения, Половой состав населения, демографическое старение, Молодое население, семья, Типология семьи. Население России на рубеже XX-XXI веков: проблемы и перспективы / под ред. В.А. Ионцева, А.А. Саградова. М.: МАКС Пресс, 2002. Основные итоги всероссийской переписи населения 2002 года. М., 2003. Романюк А.И. Демографическое будущее развитых обществ: между детерминизмом и свободой выбора // Социс. 1999. № 3. Вопросы для самопроверки 1. Что представляет собой социально-демографическая структура населения? 2. Существует ли отличие социально-демографической структуры населения от социальной стратификации? 3. Чем определяются различия в социально-демографической структуре населения различных стран и регионов? 4. Почему семья является социальным институтом и социальной группой? 5. Каковы особенности развития современной семьи в России? 6. Как видят ученые различных стран пути выхода из кризиса современной семьи? 7. Каковы отличия молодежи как социально-демографической группы от других групп населения?
Практические задания и упражнения 1. Используя статистические сборники, рекомендации социологов и демографов, приведенные в указанном выше списке литературы, постройте возрастно-половую пирамиду населения: а) России; б) Тульской области. Сравните их. 2. Определите функции семьи и соотнесите их на схеме с разными сферами жизни общества (экономической, духовной). 3. Определите известные вам формы брака и отметьте, какие из них преобладают в современной России. 4. Предложите перечень вопросов, позволяющих исследовать социальную адаптацию первокурсников ТулГУ.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНО-КУРСОВЫХ РАБОТ
ПОЛОЖЕНИЕ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.223 (0.017 с.) |