Тема 2. История возникновения и развития социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. История возникновения и развития социологии



 

2.1. Особенности возникновения и развития и развития социологического знания.

2.2. Западноевропейская социологическая традиция.

2.3. Развитие социологической науки в ХХ-XXI вв.

2.4. Социология в России.

 

Понятия: натурализм, позитивизм, биологизм, географический детерминизм, релятивизм, органицизм, механицизм, исторический материализм, антипозитивизм, неокантианство, неопозитивизм.

 

Литература

 

1. Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. М.: ИД «Высшее образование и наука», 2007.

2. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс,1990.

3. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социс. 1994. № 5.

4. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

6. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. 3-е издание, доп. и испр. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2008.

7. Западноевропейская социология XIX века: Тексты. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996.

8. Западноевропейская социология XIX - начала ХХ веков: Тексты. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996.

9. Зборовский Г.Е. История социологии: классический и современный этапы. Учебник для вузов. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2003.

10. Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник. М.: Гардарики, 2004.

11. Кравченко С.А. Динамика социологического воображения: всемирная культура инновационного мышления. М.: Анкил, 2010.

12. Кукушкина Е.И. История социологии: Учебник. М.: Высшая школа, 2009.

13. Российская социология шести­десятых годов в воспоминаниях и документах / Отв. ред. и авт. предисл. Г.С. Батыгин; Ред.-сост. С.Ф. Ярмолюк. СПб.: РХГИ, 1999.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы главные особенности становления и развития социологической науки?

2. Что такое предыстория социологии? Какие идеи мыслителей прошлого получили развитие в социологии, обоснованной О. Контом?

3. Почему позитивизм стал ведущей парадигмой развития социологии в XIX в.?

4. Какое значение для развития социологии имело обоснование М. Вебером понимающей социологии?

5. Какое значения для развития социологической науки в ХХ столетии имело становление эмпирической социологии?

6. Какова специфика становления и развития социологии в России?

7. Как развивалась отечественная социология после событий 1917 г.?

8. Как происходило возрождение отечественной социологии в 1950-1960-е гг. и ее последующее развитие до конца 1980-х гг.?

9. Что характеризует развитие российской социологии в 1990-2010-е гг.?

 

Практические задания и упражнения

 

1. Заполните таблицу:

ВЫДАЮЩИЕСЯ УЧЕНЫЕ-СОЦИОЛОГИ

№ пп Ученый, годы жизни Страна Вклад в науку, название основных работ
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      
7.      
8.      

 

Прокомментируйте содержание таблицы. Сделайте выводы. Количество имен не ограничено, таблицу можно продолжить.

 

2. Подъем и расцвет эмпирической социологии приходится на 1920-1930-е гг. Важнейшую роль в отработке методологии и методики социологических исследований сыграли ученые Чикагской школы. Подготовьте сообщение о научных достижениях лидеров этой школы Р. Парка и Э. Берджесса в области исследований городской проблематики.

 

3. Ознакомьтесь с содержанием книги: Российская социология шести­десятых годов в воспоминаниях и документах / Отв. ред. и авт. предисл. Г.С. Батыгин; Ред.-сост. С.Ф. Ярмолюк. СПб.: РХГИ, 1999. Подготовьте творческие характеристики российских ученых второй половины ХХ в. (И. Кон, А. Здравомыслов, В. Ядов, Т. Заславская. В. Шубкин, Ю. Левада, Б. Грушин и др.).

 

ТЕМА 3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Социологическое исследование (СИ) как элемент социально­го познания.

3.2. Программа социологического исследования и его этапы.

3.3. Методы социологического исследования:

а) опрос (интервью и анкетирование);

б) наблюдение;

в) социологический эксперимент;

г) анализ документ (традиционный анализ документов и контент-анализ);

д) социометрия.

3.4. Анализ и интерпретация эмпирических данных.

 

Понятия: социологическое исследование (конкретно-социологическое исследование), методология, метод, методика, пилотажное (зондажное), описательное, аналитическое, точечное, разовое, панельное, лонгитюдное и мониторинговое исследования, программа социологического исследования, проблема, предмет, объект, цель и задачи, гипотеза социологического исследования, интерпретация и операционализация понятий, репрезентативность, генеральная и выборочная совокупность, инструментарий, респондент.

 

Литература

Бабосов Е.М. Прикладная социология: учеб. пособие для вузов сов. М.: Тетрасистемс, 2001.

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник. М.: Аспект-Пресс, 1995.

Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учеб. пособие для вузов. М.: Флинта, 2005.

Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: учеб. пособие. М.: Издательство Московского ун-та, 1998.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: учебник для вузов. М.: Инфра-М, 2004.

Основы прикладной социологии: учебник для вузов/ под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М.: Интерпракс, 1996.

Прикладная социология: учеб. пособие для вузов/ под ред. Ю.С. Колесникова. Ростов-н/Д: Феникс, 2001.

Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. М. и др.: Питер, 2005.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие. М.: Добросвет, 2003.

 

Вопросы для самопроверки

1. Почему конкретно-социологическое исследование составляет неотъемлемую часть в структуре социологического знания?

2. В чем отличие социологического исследования от других видов социальных исследований?

3. Чем вызвана необходимость составления программы в научном исследовании? Почему так важно составление программы в начале исследовательской работы?

4. Что содержит в себе программа социологического исследования? Почему необходимо соблюдать последовательность элементов программы при ее разработке и применении?

5. В чем различия между понятиями «методология», «метод», «методика»?

6. Что означает понятие инструментарий? Назовите различные виды инструментария.

7. Что означает требование репрезентативности выборки?

8. Почему опрос считается универсальным методом?

9. Есть ли ограничения в применении опроса при исследовании различных тем и сфер социальной жизни?

10. Каковы основные недостатки метода опроса?

11. Какие виды вопросов используются при разработке анкеты (или бланка интервью) социологического исследования?

12. Чем отличается использование метода наблюдения в естественных и общественных науках?

13. В чем преимущества применения метода наблюдения в социологическом исследовании?

14. Обоснуйте тезис: без документальной информации не может обойтись ни одно социологическое исследование.

15. В чем специфические особенности метода контент-анализа?

16. Что измеряется с помощью социометрического метода?

17. В чем недостатки использования метода социометрии?

 

Практические задания и упражнения

1. Дайте развернутую характеристику каждого вида социологического исследования: его назначение, характер решаемых задач, особенности организации.

2. Охарактеризуйте особенности каждого из этапов конкретно-социологического исследования, используя следующую таблицу:

Название этапов КСИ Содержание Задачи Протяженность Основные проблемы
         

 

3. Сформулируйте сами любые актуальные, по Вашему мнению, темы исследования. Выделите основные проблемы в каждой из тем исследования.

4. Используя рекомендованную литературу, определите, какие типы и виды выборок чаще всего используются в социологических исследованиях. Укажите их достоинства и недостатки.

5. Укажите основные правила работы с документами. Всегда ли возможно соблюдение этих правил? К каким последствиям могут привести нарушения правил работы с документами?

 

ТЕМА 4. БАЗИСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

 

4.1. Социальное действие и социальное взаимодействие.

4.2. Социальные институты и их функции.

4.3. Социальные общности.

4.4. Социальные группы.

 

Понятия: социальное, социальная жизнь, социальное действие, социальная связь, социальный контакт, социальное взаимодействие, социальные отношения, социальные институты, социальные организации, социальные общности, социальные группы.

 

Литература

 

Бабосов Е.М. Практикум по социологии: учеб. пособие для студентов вузов. Мн. «ТетраСистемс», 2003. Гл. 18,19.

Бороноев А.О., Смирнов П.И. О понятиях «общество» и «социальное» // Социс. 2003. № 8.

Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Тексты по истории социологии XIX – XX вв. Хрестоматия / сост. и отв. ред. В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова.М.: Наука, 1994.

Волков Ю.Е. Базисные понятия и логика социологической парадигмы // Социс. 1997. № 1.

Зборовский Г.Е. Общая социология: учебник для вузов. М.: Гардарики, 2004.

Зборовский Г.Е. Теоретические основания изучения социальной общности // Социс. 2010. № 4.

Козырев Г.И. Социальное действие, взаимодействие, поведение и социальный контроль // Социс. 2005. № 8.

Комаров М.С. Социология: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003.

Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. 8-е изд. Раздел III.

Масионис Дж. Социология. 9-е изд. СПб.: Питер, 2004. Гл. 7,15,16,17,18,19.

Мертон Р.К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль тексы / под ред. В.И. Добренькова. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996.

Общая социология: учеб. пособие для вузов / А.Г. Эфендиев [и др.]/ под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М, 2005. Гл. IV,V,VII,IX,X,XI,XII,XXV.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснения, понимание социальной реальности: учебник для вузов. М.: Добросвет, 1998.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что составляет содержание понятия «социальное»?

2. Какова типология социального действия М. Вебера?

3. Каковы элементы социального действия?

4. Что представляет собой социальное взаимодействие?

5. Как объяснить термин «социальные отношения»?

6. Что такое институциональный подход к анализу социальных явлений? В чем его суть?

7. Почему понятие социального института занимает одно из центральных мест в социологии?

8. Как характеризуются основные признаки социального института.

9. В чем состоят причины дифференциации и специализации социальных институтов?

10. В чем могут проявляться функции и дисфункции социальных институтов?

11. Каковы основные подходы к определению понятия «социальная общность» в современной зарубежной и отечественной социологии?

12. Каковы основные критерии типологии социальных общностей?

13. Каково содержание понятия «социальная группа»?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.024 с.)