Употребляете ли вы алкоголь? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Употребляете ли вы алкоголь?



49)

50) Обозначьте, чем руководствуется исследователь при выборе метода сбора социологической информации. Аргументируйте свой ответ. Выбор адекватного метода сбора данных и его обоснование - один из важнейших и ответственных этапов любого социологического исследования. При выборе метода социологического исследования учитываются условия, время и место, цели и задачи исследования, а также его вид. Существуют три основных метода сбора социологической информации:1) Опрос, который делится на два подкласса:а) анкетный опросб) интервью2) анализ документов 3)наблюдения.Во всех отраслях науки, где для получение информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. специфика метода состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. К методу опроса исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, информированности и т.п. Во всех подобных случаях именно люди, участники изучаемых социальных процессов, выступают в роли уникального источника информации, который не может быть заменен никаким другим. Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами – анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию. Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финан­сов, одним из широко применяемых и наиболее эффективных методов сбора и анализа первичной информации, является метод анализа документов. Документы с различнойстепенью полноты отражают социум общества. В них содержатся сведения о процессах и результатах деятельности человека; вследствие этого документальная информация представляет большой интерес для социологов. социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора данных первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичной информации основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. 51) Что такое аномия? Чем опасна аномия для общества? Наблюдалось ли это явление в Казахстане и каковы его последствия? Маргинальность — это специальный социологический терминдля обозначения пограничного, переходного, структурно-неопределенного социального состояния субъекта. Людей, по разным причинам выпадающих из привычной социальной среды и неспособных примкнуть к новым общностям (зачастую по причинам культурного несоответствия), испытывающих большое психологическое напряжение и переживающих своеобразный кризис самосознания, называют маргиналами. Повсюду в современном мире происходит все расширяющееся и углубляющееся взаимодействие культур, обусловленное взаимодействием обществ. Размываются и уничтожаются этнические границы, происходит деформация культур, следствием которой оказывается маргинальный человек, принадлежащий одновременно двум культурам и не принадлежащий целиком ни той, ни другой. Современное общество переживает "переходное" состояние. Для такого состояния характерна переоценка традиционных ценностей. В процессе смены ценностей и норм в обществе формируются нетрадиционные общественные явления и процессы, в частности - маргинализация общества. Такое явление, как маргинальность, несомненно служит одной из причин преступности. Тесная взаимосвязь между маргинальностью и преступностью бесспорна и выглядит вполне определенно. Взаимосвязь маргинальности и преступности может трактоваться не только в виде предположения, что маргинал в силу ряда обстоятельств склонен к правонарушениям, совершениям преступлений, но и в виде предположения, что маргинал, находящийся на "окраине", в "придонье" социальной жизни ("люмпены", "бичи", "бомжи", проститутки, нищие и т.п.), в меньшей степени защищен в правовом отношении, чем другие, и чаще становится жертвой преступлений разного рода. Впрочем, условия жизни маргиналов подобного рода таковы, что грань между виктимностью или преступностью исчезает. Стать жертвой преступления или самим преступником в данном случае ими нередко воспринимается как норма, в порядке вещей. Маргинальность в социологическом смысле означает не просто недостаток участия в социальных институтах разного рода: в материальном производстве, в процессе принятия решений, в распределении ресурсов и т.д., но исключение из социальных структур. Растут маргинальные группы беженцев, "новых бедных", социальных аутсайдеров, представителей "социального дна". Именно маргиналы переживают наиболее глубокие, принципиальные изменения в социальном статусе, характеризующиеся неопределенностью, неустойчивостью положения, его внутренней и внешней противоречивостью, потенциальной поливекторностью социальной траектории, вызванной статусной несовместимостью и социокультурной переориентацией. В результате маргинализации в обществе растет напряженность, экстремизм, национализм. 52) Что такое аномия? Чем опасна аномия для общества? Наблюдалось ли это явление в Казахстане и каковы его последствия? АНОМИЯ (букв. – безнормность) – состояние общества, характеризующееся распадом норм, регулирующих социальные взаимодействия, индивидуальное поведение. Понятие введено в социологию Э.Дюркгеймом. По Дюркгейму, у человека отсутствуют какие-либо "естественные" ограничения потребностей и желаний. Аномия возникает тогда, когда общество не в состоянии установить рамки социальных норм, когда в обществе имеется слабый консенсус относительно ценностей и целей, что ведет к утрате эффективности их воздействия на индивида. Аномия одинаково пагубна и для личности, и для общества. Личность десоциализируется, утрачивает навыки моральной, правовой регуляции своего поведения, мотивация становится утилитарной, примитивно-гедонистической, на уровне физиологических потребностей. Общество начинает распадаться, так как не воспроизводятся некогда устойчивые социальные связи и отношения. Таким образом, аномию следует также рассматривать в качестве важного социально-экономического феномена, выступающего катализатором процессов трансформации в обществах, находящихся на разных стадиях развития. Этот феномен демонстрирует несоответствие существующих в обществе императивов, регулирующих отношения как между индивидом и обществом, так и между отдельными индивидами во всех сферах жизнедеятельности этого общества, новой фазе развития последнего. За все лето в Казахстане произошло столько событий: где-то взрывали, в жилых массивах якобы ликвидировали террористических групп, в горах совершено массовое убийство, в Атырау арестовали главу области и т.д. смотря на все это, думаешь: не к аномии ли это ведет? за то время, которое я живу в Казахстане, мне не доводилось наблюдать за социальной аномией. Но если вдруг события, которые сейчас происходят, приведут нас к аномии, то последствия нельзя будет предотвратить: общество погибнет. 53) Каковы современные формы брака и каково отношение к ним общества в Казахстане? Каково ваше отношение к ним? Еще совсем недавно, с исторический точки зрения, единственно приемлемой считалась лишь одна форма семейного союза – брак между мужчиной м женщиной, зарегистрированный в Загсе. Однако буквально за последние полвека появились совершенно новые, ранее просто немыслимые, формы брака. Принимать или не принимать их, считать правильным или нет – сугубо личное дело каждого из нас. Самое главное в браке – любовь, счастье и взаимопонимание супругов. При этом не стоит забывать, что человек – существо социальное, и его семейное счастье не должно разрушать общество и приносить зло окружающим людям. Гражданский брак – это брак, который официально оформляется в учреждениях государственной власти, например, в отделах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Фактический брак - это реально существующий брак, однако не оформленный в установленном законом порядке. Фиктивный брак – это официальная регистрация брака изначально без действительного намерения создать полноценную семью и поддерживать брачные отношения. Полигиния – это брачные отношения одного мужчины с несколькими женщинами одновременно. Важно отметить, что при этом официальный брак заключается мужчиной отдельно с каждой из женщин. Полиандрия – это брачные отношения одной женщины с несколькими мужчинами одновременно. Групповой брак – это фактическое сожительство нескольких мужчин с несколькими женщинами. Часто можно услышать другое название подобных отношений - «шведская семья», хотя сами шведы абсолютно против такого определения. Однополый брак – это официально зарегистрированные брачные отношения гомосексуальной пары. Уже значительное время данный вопрос вызывает в обществе серьезные разногласия и горячие споры. Казахстанцы против такого рода заключения брака. Это однозначно. Люди, заключившие брачный союз в соответствии одной из этих форм, могут попасть и чаще всего попадают под строгий прицел общественного мнения, конечно, здесь не учитывается гражданский брак. Я воспитанная в соответствии с традициями своего народа не признаю никакие формы брака, кроме никяха или брака, зарегистрированного в Загсе. Новые формы брака меня пугают, потому что дети, растущие в таких семьях, завтра превратятся в наше будущее. И мне бы не хотелось, чтобы мой ребенок рос в обществе, где заключение однополого брака считалось бы нормальным.

54) Разработайте программу социологического исследования на тему по вашему выбору. Обоснуйте, почему перед проведением исследования составляется программа. Программа социологического исследования. I. Теоретическая часть. 1. Описание проблемной ситуации. В жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные с табакокурением, наркоманией и алкоголем. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности. И поэтому мы решили провести данное социологическое исследование, чтобы наглядно увидеть распространение вредных привычек среди молодёжи, т.к. молодёжь является основой нашего общества.

1. Проблема исследования. Проблема - это сложный вопрос, требующий изучения, исследования и решения. Проблема данного социологического исследования заключается в изучении распространения алкоголя, наркотиков и табакокурения в жизни современной молодёжи.

3. Цель исследования. Цель исследования – выявить состояние этой проблемы на данный момент времени, в нашем городе.

4. Задача исследования: собрать как можно больше информации по данной проблеме с помощью социологического опроса.

 

5. Объект исследования: Молодёжь в возрасте 15 – 23 года.

 

6. Предмет исследования: Вредные привычки (алкоголь, наркотики, курение)

 

7. Гипотеза исследования: Мы считаем, что данные вредные привычки глубоко укоренились среди молодежи. Большинство случаев потребления вредных средств молодыми людьми связано с целью повысить свое настроение, и причиной, по которой они впервые стали их употреблять (спиртные напитки, сигареты, наркотики) является желание попробовать.

8. Расчет выборочной совокупности. В нашем исследовании генеральной совокупностью является вся молодежь в возрасте от 15 до 23 лет. Выборочная совокупность равна 30 человек: 20 муж. пола и 10 жен.

Результаты исследования

Анализируя результаты нашего исследования, мы сделали следующие выводы.

II Процедурная часть

 


I Алкоголь

II Курение

Курите ли Вы?

а) да

б) нет

III Наркотики

Если да, то с какой целью?

а) желание новых ощущений

б) под воздействием других людей

в)ваш вариант ответа

49)

50) Обозначьте, чем руководствуется исследователь при выборе метода сбора социологической информации. Аргументируйте свой ответ. Выбор адекватного метода сбора данных и его обоснование - один из важнейших и ответственных этапов любого социологического исследования. При выборе метода социологического исследования учитываются условия, время и место, цели и задачи исследования, а также его вид. Существуют три основных метода сбора социологической информации:1) Опрос, который делится на два подкласса:а) анкетный опросб) интервью2) анализ документов 3)наблюдения.Во всех отраслях науки, где для получение информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. специфика метода состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. К методу опроса исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, информированности и т.п. Во всех подобных случаях именно люди, участники изучаемых социальных процессов, выступают в роли уникального источника информации, который не может быть заменен никаким другим. Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами – анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию. Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финан­сов, одним из широко применяемых и наиболее эффективных методов сбора и анализа первичной информации, является метод анализа документов. Документы с различнойстепенью полноты отражают социум общества. В них содержатся сведения о процессах и результатах деятельности человека; вследствие этого документальная информация представляет большой интерес для социологов. социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора данных первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичной информации основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. 51) Что такое аномия? Чем опасна аномия для общества? Наблюдалось ли это явление в Казахстане и каковы его последствия? Маргинальность — это специальный социологический терминдля обозначения пограничного, переходного, структурно-неопределенного социального состояния субъекта. Людей, по разным причинам выпадающих из привычной социальной среды и неспособных примкнуть к новым общностям (зачастую по причинам культурного несоответствия), испытывающих большое психологическое напряжение и переживающих своеобразный кризис самосознания, называют маргиналами. Повсюду в современном мире происходит все расширяющееся и углубляющееся взаимодействие культур, обусловленное взаимодействием обществ. Размываются и уничтожаются этнические границы, происходит деформация культур, следствием которой оказывается маргинальный человек, принадлежащий одновременно двум культурам и не принадлежащий целиком ни той, ни другой. Современное общество переживает "переходное" состояние. Для такого состояния характерна переоценка традиционных ценностей. В процессе смены ценностей и норм в обществе формируются нетрадиционные общественные явления и процессы, в частности - маргинализация общества. Такое явление, как маргинальность, несомненно служит одной из причин преступности. Тесная взаимосвязь между маргинальностью и преступностью бесспорна и выглядит вполне определенно. Взаимосвязь маргинальности и преступности может трактоваться не только в виде предположения, что маргинал в силу ряда обстоятельств склонен к правонарушениям, совершениям преступлений, но и в виде предположения, что маргинал, находящийся на "окраине", в "придонье" социальной жизни ("люмпены", "бичи", "бомжи", проститутки, нищие и т.п.), в меньшей степени защищен в правовом отношении, чем другие, и чаще становится жертвой преступлений разного рода. Впрочем, условия жизни маргиналов подобного рода таковы, что грань между виктимностью или преступностью исчезает. Стать жертвой преступления или самим преступником в данном случае ими нередко воспринимается как норма, в порядке вещей. Маргинальность в социологическом смысле означает не просто недостаток участия в социальных институтах разного рода: в материальном производстве, в процессе принятия решений, в распределении ресурсов и т.д., но исключение из социальных структур. Растут маргинальные группы беженцев, "новых бедных", социальных аутсайдеров, представителей "социального дна". Именно маргиналы переживают наиболее глубокие, принципиальные изменения в социальном статусе, характеризующиеся неопределенностью, неустойчивостью положения, его внутренней и внешней противоречивостью, потенциальной поливекторностью социальной траектории, вызванной статусной несовместимостью и социокультурной переориентацией. В результате маргинализации в обществе растет напряженность, экстремизм, национализм. 52) Что такое аномия? Чем опасна аномия для общества? Наблюдалось ли это явление в Казахстане и каковы его последствия? АНОМИЯ (букв. – безнормность) – состояние общества, характеризующееся распадом норм, регулирующих социальные взаимодействия, индивидуальное поведение. Понятие введено в социологию Э.Дюркгеймом. По Дюркгейму, у человека отсутствуют какие-либо "естественные" ограничения потребностей и желаний. Аномия возникает тогда, когда общество не в состоянии установить рамки социальных норм, когда в обществе имеется слабый консенсус относительно ценностей и целей, что ведет к утрате эффективности их воздействия на индивида. Аномия одинаково пагубна и для личности, и для общества. Личность десоциализируется, утрачивает навыки моральной, правовой регуляции своего поведения, мотивация становится утилитарной, примитивно-гедонистической, на уровне физиологических потребностей. Общество начинает распадаться, так как не воспроизводятся некогда устойчивые социальные связи и отношения. Таким образом, аномию следует также рассматривать в качестве важного социально-экономического феномена, выступающего катализатором процессов трансформации в обществах, находящихся на разных стадиях развития. Этот феномен демонстрирует несоответствие существующих в обществе императивов, регулирующих отношения как между индивидом и обществом, так и между отдельными индивидами во всех сферах жизнедеятельности этого общества, новой фазе развития последнего. За все лето в Казахстане произошло столько событий: где-то взрывали, в жилых массивах якобы ликвидировали террористических групп, в горах совершено массовое убийство, в Атырау арестовали главу области и т.д. смотря на все это, думаешь: не к аномии ли это ведет? за то время, которое я живу в Казахстане, мне не доводилось наблюдать за социальной аномией. Но если вдруг события, которые сейчас происходят, приведут нас к аномии, то последствия нельзя будет предотвратить: общество погибнет. 53) Каковы современные формы брака и каково отношение к ним общества в Казахстане? Каково ваше отношение к ним? Еще совсем недавно, с исторический точки зрения, единственно приемлемой считалась лишь одна форма семейного союза – брак между мужчиной м женщиной, зарегистрированный в Загсе. Однако буквально за последние полвека появились совершенно новые, ранее просто немыслимые, формы брака. Принимать или не принимать их, считать правильным или нет – сугубо личное дело каждого из нас. Самое главное в браке – любовь, счастье и взаимопонимание супругов. При этом не стоит забывать, что человек – существо социальное, и его семейное счастье не должно разрушать общество и приносить зло окружающим людям. Гражданский брак – это брак, который официально оформляется в учреждениях государственной власти, например, в отделах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Фактический брак - это реально существующий брак, однако не оформленный в установленном законом порядке. Фиктивный брак – это официальная регистрация брака изначально без действительного намерения создать полноценную семью и поддерживать брачные отношения. Полигиния – это брачные отношения одного мужчины с несколькими женщинами одновременно. Важно отметить, что при этом официальный брак заключается мужчиной отдельно с каждой из женщин. Полиандрия – это брачные отношения одной женщины с несколькими мужчинами одновременно. Групповой брак – это фактическое сожительство нескольких мужчин с несколькими женщинами. Часто можно услышать другое название подобных отношений - «шведская семья», хотя сами шведы абсолютно против такого определения. Однополый брак – это официально зарегистрированные брачные отношения гомосексуальной пары. Уже значительное время данный вопрос вызывает в обществе серьезные разногласия и горячие споры. Казахстанцы против такого рода заключения брака. Это однозначно. Люди, заключившие брачный союз в соответствии одной из этих форм, могут попасть и чаще всего попадают под строгий прицел общественного мнения, конечно, здесь не учитывается гражданский брак. Я воспитанная в соответствии с традициями своего народа не признаю никакие формы брака, кроме никяха или брака, зарегистрированного в Загсе. Новые формы брака меня пугают, потому что дети, растущие в таких семьях, завтра превратятся в наше будущее. И мне бы не хотелось, чтобы мой ребенок рос в обществе, где заключение однополого брака считалось бы нормальным.

54) Разработайте программу социологического исследования на тему по вашему выбору. Обоснуйте, почему перед проведением исследования составляется программа. Программа социологического исследования. I. Теоретическая часть. 1. Описание проблемной ситуации. В жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные с табакокурением, наркоманией и алкоголем. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности. И поэтому мы решили провести данное социологическое исследование, чтобы наглядно увидеть распространение вредных привычек среди молодёжи, т.к. молодёжь является основой нашего общества.

1. Проблема исследования. Проблема - это сложный вопрос, требующий изучения, исследования и решения. Проблема данного социологического исследования заключается в изучении распространения алкоголя, наркотиков и табакокурения в жизни современной молодёжи.

3. Цель исследования. Цель исследования – выявить состояние этой проблемы на данный момент времени, в нашем городе.

4. Задача исследования: собрать как можно больше информации по данной проблеме с помощью социологического опроса.

 

5. Объект исследования: Молодёжь в возрасте 15 – 23 года.

 

6. Предмет исследования: Вредные привычки (алкоголь, наркотики, курение)

 

7. Гипотеза исследования: Мы считаем, что данные вредные привычки глубоко укоренились среди молодежи. Большинство случаев потребления вредных средств молодыми людьми связано с целью повысить свое настроение, и причиной, по которой они впервые стали их употреблять (спиртные напитки, сигареты, наркотики) является желание попробовать.

8. Расчет выборочной совокупности. В нашем исследовании генеральной совокупностью является вся молодежь в возрасте от 15 до 23 лет. Выборочная совокупность равна 30 человек: 20 муж. пола и 10 жен.

Результаты исследования

Анализируя результаты нашего исследования, мы сделали следующие выводы.

II Процедурная часть

 


I Алкоголь

Употребляете ли вы алкоголь?

а) да

б) нет

2. С какой целью вы употребляете спиртные напитки? (возможны несколько вариантов ответов)

а) чтобы снять напряжение (стресс)

б) чтобы повысить своё настроение

в) чтобы поддержать компанию

3. г) ваш вариант ответа Всегда ли Вы можете отказаться от предложения выпить?

а) да

б) нет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.033 с.)