Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-политические взгляды казахских просветителей и философов (Абай Кунанбаев, Ч.Валиханов, И.Алтынсарин).

Поиск

Глубокая сущность философского осмысления политики Ч. Валихановым состояла в обосновании органической связи политики с властью и способом ее устройства. Здесь важно обратить внимание на то обстоятельство, что политика, согласно казахскому просветителю, это не только власть. Что политика связана с властью, было хорошо понятно многим и до и после него. А вот, что политика есть не только и не просто власть, а есть еще и способ ее устройства, учитывали далеко не многие. Именно в этом заключается глубочайший смысл валихановского подхода к философским проблемам политики.Ч. Валиханов полагал, что любая власть, будь то европейская, российская или азиатская, особенно российская и азиатская, страдает вопиющими злоупотреблениями и не останавливается, когда это выгодно ей, перед попранием законов, ею же принятых и ею же охраняемых. Это заложено в природе самой власти, которая, как справедливо считал просветитель, упивается своим мнимым могуществом и выражает уверенность в том, что вокруг нет никаких сил, способных обуздать ее волю. «Оно и правда, что законы у нас на Руси пока еще пишутся не для генералов», - с величайшим сокрушением констатировал он.Кроме того, любое правительство, олицетворяющее власть, полагал он, подвержено коррупции, т.е. подкупу со стороны бесчисленного множества желающих воспользоваться услугами членов этого правительства во имя своих корыстных целей. Высшие эшелоны власти получают этот подкуп в виде дорогостоящих даров и подношений по всякому поводу или даже без всяких поводов, а низшие - скрытно, без всякой помпезности и шума, но зато основательно.В целом, вероятно, следует отметить, что мысли Ч. Валиханова об общих основаниях развития политики и права и особенностях их проявления в различных условиях общественной жизни и уровнях достижения культуры и образования (просвещения) не утратили своего значения по сей день. Как и все прогрессивные мыслители своего времени, Абай Кунанбаев превосходно понимал полную несостоятельность и реакционную сущность религии. Поэтому он подверг ее беспощадной критике и развернул непримиримую борьбу против ее проповедников и защитников, всякого рода служителей религиозного культа и благочистивых богословов мусульманской мечети. Он хорошо знал, что верой во всемогущество Аллаха пытаются прикрыть свою гнусную душу и свои коварные, грабительские цели господствующие силы общества. Таким образом Бог Абая - это Творец, Создатель, но не Владыка. Поэтому ни в коем случае нельзя ссылками на Бога оправдывать зло, как это постоянно делают священнослужители ислама, обнаруживая тем самым свое невежество в религиозных вопросах и выставляя на показ свою полную безнравственность.Центральным вопросом своей философии Абай сделал важные во все исторические эпохи, но в то же время чрезвычайно трудные для своего разрешения, особенно в Казахстане второй половины XIX века, нравственно-этические проблемы. Жизнь становилась все более невыносимой. Обесценивание человека труда и его обезличивание достигли своего предела. Нравственно-этические проблемы при всей своей принципиальной важности не могли быть решены без относительно к решению более общих вопросов философии. Одним из таких вопросов был вопрос об общих основаниях бытия и познания, об отношении природы, Бога и человека.

 

Служение своему народу станет целью педагогической деятельности Ибрая Алтынсарина (1841-1889). В условиях колониальной политики царской России Алтынсарин вел «титаническую работу по организации учебных заедений, подбору кадров, оснащению и снабжению школ, заботы о детях, мелочах быта, финансовой отчетности и т.д. и т.п.». [5,78] Гуманистическая позиция просветителя проявилась в критике «цивилизаторской миссии» русской империи, прикрывавшей колонизаторскую политику «пользой оседлости». «Не разумнее ли прежде нежели решиться перевернуть искусственным образом народную жизнь степняков, - восклицает Ибрай, - изучить сначала этот народ и эту жизнь,… дабы не сделать опасной ошибки, т.к. принудительная ломка быта целой нации способна бывает превратить нацию, иногда самую способную, в апатичную…, так как в законах природы нет примера, чтобы возможно было враз превращать малолетнего ребёнка во взрослого мужа». [5,79] Исторический опыт прошлого бывшего СССР доказал правоту идей Алтынсарина о «естественном ходе дел». Революционный путь развития науки и общества привел к природным катаклизмам, нарушению связи человека с природой, к потере духовных ценностей.

Целью литературной деятельности И.Алтынсарина является воспитание в детях чувства патриотизма, беззаветного служения народу, преданности идеалам добра, дружбы. Реализации этих целей служит весомый труд просветителя «Мактубат» (с арабского «письма»). Из 45 рассказов особенно примечательны «Злу добро», «Справедливость», «Вред лжи». Одним из главных качеств для подрастающего поколения Ибрай считает трудолюбие, так как без него невозможно нравственное существование человека и его стремление к знаниям. Так, в рассказе «Щедрый человек» главный герой, будучи состоятельным, переодевшись в рабочую одежду, сам трудится в своем хозяйстве, не забывая заботиться об обездоленных. Атымтай, мотивируя свой поступок, выражает жизненную позицию Алтынсарина:

1.Хороший конь, красивая одежда, излишнее богатство порождает пороки.

2.Когда при наличии богатства человек трудится – это не порок.

3.Когда человек свой каждодневный кусок хлеба зарабатывает п поте лица, это полезно для утробы.

4.Любовь к труду укрепляет в человеке его нравственность. [2,83]

Продолжая тему любви к труду, тему нравственного роста человека, педагог создает поэтический цикл наставительных песен для казахской молодежи. Это добрые советы подрастающему поколению умудренного жизненным опытом человека. Взгляды Алтынсарина созвучны идеям современной педагогики: культурное развитие народа неразрывно связано с изучением и приобщением его к духовному достоянию других народов

15. Социально-политические взгляды казахских либеральных демократов (А.Байтурсынов, А. Букейханов, М.Дулатов).

Ученый, преподаватель, журналист, этнограф, публицист и социолог, на долю которого выпала тяжелая, сложная историческая миссия возглавить народ национального освободительного движения, быть главой первой казахской автономии Алаш-Орда. Относил себя к "западническому направлению" общественного движения киргизской (казахской) интеллигенции, которая "видит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры - в самом широком смысле этого слова". Просто невозможно охватить многогранную деятельность этого выдающегося человека. В попытке проследить хронологическую последовательность становлении политических, научных и других взглядов А. Букейханова, обратимся к истории. "Киргизы", в книге: Формы национального движения в современных государствах, СПб., 1910, с. 599 В 1903 году в Петербурге вышел 18-й том собрания под общим названием "Россия. Полное географическое описание нашего края". В этом томе, посвященном Казахстану, одним из авторов был Букейханов, написавший раздел "Распределение населения киргизского (т.е. казахского) края по территории, его этнографический состав, быт и культура". В этом разделе он дал общую характеристику культуры казахского народа, привлекая материалы "народной литературы", остановившись в особенности на анализе поэмы "Козы-Корпеш и Баян Сулу". Начитанность М.Дулатова и знакомство с произведениями русских писателей 19 века способствовали выходу из-под его пера одного из первых прозаических произведений о судьбе казахской женщины «Несчастная Жамал». Что послужило толчком к написанию этого политического в сущности памфлета, в котором гражданин Дулатов отдает свой голос в защиту прав современницы, трудно сегодня ответить точно. Образ Жамал - обобщенный образ сотен казашек, не имевших возможности противопоставить свое мнение стереотипам быта в степи. Сила дулатовского слога, его социальная драматургия, правда жизни - все перечисленные и иные особенности сделали автора популярным.Просвещенный автор, переложивший свои взгляды на окружавшую его действительность, своим произведением бичевал вековые патриархальные традиции родного народа. В этом заключается социальный излом того времени, -надо было иметь мужество для того, чтобы повернуться лицом к проблемам общества и представить их во всей неприглядности. Сколько молодых сердец билось учащенно при чтении этого произведения! Ведь оно подало надежды на то, что браки без любви, духовное закрепощение женщины когда-нибудь перестанут быть роком для влюбленных.

Появление этой элиты на политической сцене региона было подготовлено "Казахским интеллектуальным ренессансом" периода последней четверти XIX - начала XX вв., когда на фоне резкого повышения престижа европейского светского образования и вестернизированной городской субкультуры среди традиционной правящей верхушки казахов, "дети" прежней государствленной степной элиты - (сыновья, внуки и правнуки бывших "старших султанов", "султанов-правителей", самопровозглашенных ханов-протестантов, некогда выступавших против колониальной политики царизма; волостных управителей, биев и батыров), получившие солидную общеобразовательную подготовку в высших и средних специальных учебных заведениях России, стали интенсивно осваивать интеллектуальные профессии и вливаться в разные административно-управленческие и культурно-просветительские учреждения края. Байтурсынов был одним из первых просветителей Казахстана, которые осознали, что просвещение, образование принест ощутимую пользу народу только в условиях свободы, публичных перемен. Он часто выступал с разоблачением произвола местных управителей и колониальной политики царского самодержавия.
Революция 1905-1907 годов вызвала в нём надежду на перемены, он активно участвует в народных волнениях, частенько выступает перед демонстрантами, организует группу казахских интеллигентов, совместно с ними составляет петицию в адрес правительства в Петербурге.В годы пришествия реакции продолжает работу в подпольных организациях. Жандармы арестовывают Байтурсынова и его товарищей и в 1909 году заключают в Семипалатинскую тюрьму, продержав под следствием восемь месяцев. Потом его отправили за пределы казахской земли, длительное время он находился под надзором милиции, но борьбу за свободу собственного народа не прекращал.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.169 (0.008 с.)