Развитие общества в концепциях культурно-исторических типов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие общества в концепциях культурно-исторических типов.



Культурно-исторические типы – это исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои характерные только для них особенности культурного и социального развития» [Данилевский Н. Я.] Этот подход ориентирован на познание истории общества, с учетом специфики стран и регионов. Этот подход способствовал тому, что историками «славянофилами» был признан самобытный путь развития России, и ее самобытного менталитета. История развития, с точки зрения цивилизационного подхода, является многолинейным и многовариантным процессом.

 

 

33. Глобализация - термин для обозначения ситуации изменения всех сторон жизни общества под влиянием всемирной тенденции к взаимозависимости и открытости. Двигателем глобализации выступает современный капитализм, понимаемый как фаза истории человечества и как несущий определенную (неолиберальную) геополитическую и политическую программу.

В последствии данное понятие стало трактоваться как процесс развития политических и экономических отношений в масштабах всей планеты, историческими свидетельствами которого стали многочисленные факты нового этапа развития мира. Накопление информации способствовало проблемно-теоретическому анализу общественными дисциплинами новых явлений и тенденций. Постепенно с увеличением объема научных знаний, систематизацией и осмыслением информации о происходящих мировых событиях стало приходить понимание сущности данного понятия, что привело к созданию новых теоретических моделей мирового развития (С.Хантингтон, Ф.Фукуяма, М.Фридман, А.Гидденс и др.). Все явственней становилось и проблемное поле «глобализации», составляющими элементами которого стали такие понятия как «глобальность», «глобализм», «глобальные проблемы» и т.п.

 

35.Понятие социальной структуры первым применил к социальному объекту Герберт Спенсер в своей книге "Принципы социологии". Под структурой Спенсер понимал устойчивые связи между социальным организмом и его частями. Само понятие структура означает, по Спенсеру, расположение, порядок или совокупность функционально связанных между собой элементов, связей и зависимостей, образующих внутреннюю структуру объекта.

Социальная структура общества – иерархически упорядоченная совокупность индивидов, групп, сообществ, организаций, институтов, объединенных устойчивыми связями и отношениями.

Иными словами, это внутреннее устройство общества, который состоит из соответственно расположенных, упорядоченных элементов, взаимодействующих между собой. Понятие «социальная структура» охватывает системно-организационный и стратификационный аспекты.

Согласно системно-организационным аспектам главное содержание структуры создают институты, прежде всего экономика, политика (государство), наука, образование, семья, сохраняя и поддерживая существующие в обществе отношения и связи. Эти институты нормативно регулируют, контролируют и направляют поведение людей в жизненно важных сферах, а также определяют устойчивые, регулярно воспроизводимые их ролевые позиции (статусы) в различных типах организаций

36.Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статусы) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как групповая, классовая, общностная и т.д. система.

Основными элементами социальной структуры общества являются: -классы; -страты; -сословия (основанные не только на экономическом, разделении, но и на традициях);-люди города и деревни; - представители умственного и физического труда; - социально-демографические группы(мужчины, женщины, старики, молодежь) –национальные общности. По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода: - классовый, согласно которому все общество делится на классы (распространен в марксистской философии). -стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп – профессиональных, демографических и т.д. взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии. Особое значение имеет социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина в число рабочих)

Соц.стр-ра общ-ва исторически изменяется. Можно выделить следующие подструктуры:

1) соц.-этническая стр-ра, связанная с биологич.природой и включающая в себя:2) соц.-демографическая - в качестве фундаментальной общности выступает народонаселение как непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей.

соц.-пространственная,, выражающая отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения

4) соц.-классовая, 5) профессиоиально-образовательная, в рамках которой общество характеризуется с точки зрения профессиональных и образовательных параметров.

1. 37. Исторические типы социальной структуры.

 

Выделяют четыре основных исторических типа социальной сруктуры общества: рабовладельческий, кастовый, сословный и классовый.

 

Рабовладельческий тип социальной структуры характерен прежде всего для античных обществ. Формой социальной связи в таких обществах выступает прямое насилие.

 

Кастовый тип социальной структуры характерен для ряда восточных государств, прежде всего Индии. В этих обществах социальные связи носят наследственно предписанный социально-профессиональный характер и закрепляются религиозным порядком. Каждая каста представляет собой замкнутую группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии: существует четкий перечень занятий для членов определенной касты, и изменить свое положение в кастовой системе на протяжении жизни человек не может.

 

Сословный тип социальной структуры характерен для государств периода развитого феодализма.

В данном случае социальная связь основывается на четком закреплении социальных прав и обязанностей представителей каждого сословия. Эти права и обязанности также по преимуществу предаются по наследству. Однако здесь в отличие от кастовой системы допускается ограниченный переход из одного сословия в другое.

 

Классовый тип социальной структуры. Данный тип получил научную разработку в трудах родоначальников марксизма. Класс определяется ими как большая группа людей, объединённых по своему социально-экономическому статусу, который включает обычно три переменные – престиж профессии, уровень образования и уровень дохода. Классы представляют собой социальные группы свободных в правовом отношении людей, обладающих равными основными (конституционными) правами. В отличие от предыдущих типов принадлежность к классам не регламентируется государством, не установлена законом и не передается по наследству.

 

 

38. Социальная стратификация общества

Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.

 

В случае первобытного общества то неравенство было не столь значительным, и в силу этого явление стратификации почти отсутствовало. С тем как общество развивалось - неравенство только росло и росло. В сложных обществах оно поделило людей по уровню образования, доходам, власти. Возникали касты, потом сословия, а не так давно классы. Некоторые общества запрещают переход от одного класса к другому, некоторые его ограничивают, а есть и такие где он разрешен полностью. Именно свобода социальных перемещений помогает определить то, каким является общество: открытым или закрытым.

 

Термин «стратификация» изначально термин геологический. Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему и сделала строение общества, наподобие строения Земли размещая социальные слои общества тоже вертикали. Основанием для данной схемы строения служит так званая лестница доходов, где бедняки имеют самую низшую ступеньку, средний класс населения - среднюю, а богатый слой - верхнюю.

 

Стратификация общества происходит с применением нескольких факторов: дохода, богатства, власти и престижа. Доход можно охарактеризовать как количество денег, что получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени. К таким деньгам можно отнести: заработную плату, алименты, пенсии, гонорары, и т. п.

 

 

39. Критерии социальной стратификации в концепциях М.Вебера, Р.Дарендорфа, Т.Парсонса.

 

М. Вебер выступал против марксистского признания антагонизма классов и революционного характера классовой борьбы. По его мнению, источником социального неравенства может быть не только собственность, но и знания, квалификация, профессиональное мастерство. Сохраняя классовую структуру общества и допуская наличие классовых конфликтов, он ввел в качестве стратификационных показателей богатство, престиж и власть. Если богатство как основной стратификационный показатель определяется индексом собственности, то престиж и власть — социальным статусом.

Социальную структуру М. Вебер определял как «способ, каким социальные почести распределяются в сообществе между типичными группами, участвующими в таком распределении». Поэтому, утверждал он, что, если класс детерминирован экономической ситуацией, то статусные группы — «специфическим социальным оцениванием почести». При этом Вебер признавал, что «классовые различия самыми разнообразными способами связаны со статусными различиями». По его мнению, с одной стороны, собственность не всегда признается в качестве статусной характеристики, хотя, в конечном счете, проявляет себя. С другой стороны, статусная почесть необязательно связана с «классовой ситуацией». Вебер считал нормальным, когда статусная почесть находится в оппозиции с собственностью.

В классово-статусной структуре общества М. Вебер выделил следующие основные компоненты:

· класс собственников,

· средний класс,

социальный класс.

 

Т. Парсонс выделил три группы стратификационных показателей. Первая группа — прирожденные: пол, врожденные способности, этническая принадлежность, родственные связи. Вторая — виды ролевой профессиональной деятельности. Третья — объем «обладания» материальными и духовными ценностями. По Парсонсу, в традиционном обществе принадлежность к высшему слою определяется, главным образом, показателями первой группы стратификационных показателей, а в современном — третьей группы.

 

 

Немецкий социолог Р. Дарендорф работе «Социальный класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» [1957] делит все современное общество на две страты: управляющие и управляемые. К управляющим он относит собственников и менеджеров, а к управляемым — рабочую аристократию и неквалифицированных рабочих. Промежуточное положения, согласно его концепции стратификации, занимает средний класс как результат ассимиляции рабочей аристократии и служащих с управляющими.

 

 

40. Социальный статус: понятие, структура

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС (лат. status - положение) - соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы. С.С. как элементы социальной организации общества сложно скоординированы и ранжированы относительно господствующей системы ценностей, что придает им особую значимость в общественном мнении, престиж. С.С. зависит от социальных определений реальности в целом и сам является социально олределенным, осознается личностью в качестве объекта ориентации социального действия. Каждый С.С. - прежде всего оценка, добиваясь которой субъект усваивает социальные нормы и представления, фиксируемые как предписанная данному положению совокупность прав и обязанностей, реализация которых формирует социальную роль (Р. Линтон). Различают прирожденный, или наследуемый С.С. и достигнутый, связанный с активностью субъекта по его обретению; а также личный, определяющий положение субъекта в системе межличностных отношений (особенно в малой группе) в зависимости от признания его личностных качеств. Т.к. каждый участник социальных взаимодействий вписан в систему многообразных связей и дея-тельностей по поводу обеспечения социальных функций, то субъект одновременно занимает несколько статусных позиций. Возможное расхождение требует предпочтения одного С.С. другому или приводит к конфликту как между ними, так и между субъективно определенными С.С. и объективно (интерсубъективно) предзаданными (Парсонс).

 

 

41. Понятие статусного портрета. Основной статус и эпизодические статусы.

 

статусный портрет человека, как и он сам, не остается неизменным. Человек взрослеет, стареет, переезжает из деревни в город, делает служебную карьеру, женится, его выбирают в депутаты. Меняется человек, меняется и его статусный портрет. Такой процесс называется динамикой статусного портрета.

 

Итак, людям свойственно изменяться во времени - расти, стареть, умирать. На протяжении своей жизни индивид набирает и теряет статусы по мере того, как он расширяет (или сужает после выхода на пенсию) свою социальную активность, устраивается на работу, продвигается по служебной лестнице и т.п.

 

Дисфункция - невыполнение предписанной ролью обязанностей в силу субъективных причин, в частности, нежелания (отсутствие высокой или устойчивой положительной мотивации) или неумения (отсутствие или нехватка знаний и навыков к выполнению роли).

 

Функции и дисфункции относительны. Так, длительная отлучка мужа из дома, связанная, например, с заграничной командировкой или морским плаванием, считается функциональным явлением. Но длительная отлучка женщины воспринимается как дисфункция.

Статусный портрет, составленный только лишь из социальных статусов, оказывается неполным. Мы не включили в него лич ные статусы и статусы ситуационные, или эпизодические. Если за образование социальных статусов отвечает общественное разделение труда, то про личные, или межличностные стату сы такого сказать нельзя. Они – плод системы распределе ния ролей в малой группе. Если мы добавим к совокупности социальных еще и личные статусы, то будем иметь портрет человека, который живет в этой квартире, относится к этому полу и имеет эту профессию.

Личные и социальные статусы именуются постоянными, или основными. Наряду с ними существует группа неоснов ных, или эпизодических

Эпизодическим считается такой статус, который принад лежит человеку достаточно короткое время.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.187.36 (0.035 с.)