Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы культуры. Язык, ценности, нормы

Поиск

1. Язык. Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.

Язык является ретранслятором культуры. Очевидно, что культура распространяется и жестом, и мимикой, но язык является наиболее емким, доступным ретранслятором культуры.

2. Ценности. Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то, к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности). Различают ценности:

1) терминальные (ценности цели);

2) инструментальные (ценности средства).

Таким образом, ценности выступают, во-первых, как желательное, предпочтительное для данного субъекта состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т.д.; во-вторых, как критерий оценки реальных явлений; в-третьих, они определяют смысл целенаправленной деятельности; в-четвертых, регулируют социальные взаимодействия; в-пятых, внутренне побуждают к деятельности. Иными словами, ценность и ориентирует

человека в окружающем мире, и побуждает, мотивирует на конкретные действия.

В систему ценностей субъекта входят:

1) смысложизненные ценности - представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;

2) универсальные ценности:

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, образование, правопорядок и др.);

б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и др.);

в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность, сострадание и др.);

г) демократические (свобода слова, совести, национальный суверенитет и др.);

3) партикулярные ценности (частные):

а) привязанность к малой родине, семье;

б) фетишизм (вера в Бога, стремление к абсолютизму и т.д.).

3. Нормы. Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе и ожидания, определяющие круг допустимых действий. Различают следующие виды норм:

1) формализованные правила (все, что официально записано);

2) правила морали (связаны с представлениями людей);

3) образцы поведения (мода).

Возникновение и функционирование норм и место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию норм, распределяясь по степени их социальной значимости.

4. Убеждения и знания. Важнейшим элементом культуры являются убеждения и знания. Учреждения - это определенное духовное состояние, свойство, в котором соединяются интеллектуальный, чувственный и волевой компоненты. Любые убеждения включают в свою структуру определенные сведения, информацию о данном явлении, норме поведения, знания.

Следует иметь в виду одно важное обстоятельство: между знаниями и убеждениями людей связь устанавливается сложно и неоднозначно. Причины несогласованности знаний и убеждений могут быть различными: когда знания противоречат тенденциям развития человека, когда знания опережают реальную действительность и т.д.

5. Идеология. Как было отмечено выше, в качестве своей основы убеждения имеют определенную информацию, утверждения, обоснованные на теоретическом уровне. Соответственно, ценности могут быть описаны, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений, чувств.

В первом случае мы имеем дело с идеологией, во втором - с обычаями, традициями, обрядами, воздействующими и передающими свое содержание на социально-психологическом уровне.

Идеология предстает как сложное и многоярусное образование. Она может выступать в виде идеологии всего человечества, идеологии конкретного общества, идеологии класса, социальной группы и сословия. При этом происходит взаимодействие разных идеологий, что обеспечивает, с одной стороны, стабильность общества, а с другой - позволяет выбирать, развивать ценности, выражающие новые тенденции в развитии общества.

6. Обряды, обычаи и традиции. Обряд - это совокупность символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающих определенные коллективные чувства (например, свадебный обряд). Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей.

Обычай - воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношения людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. Обычай - неписаные правила поведения.

Традиции - социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.

Функции культуры

1. Коммуникативная. Связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в т.ч. межпоколенческого), с передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации.

2. Регулятивная. Проявляется в создании ориентиров человеческих действий и системы контроля за этими действиями.

3. Интегрирующая. Связана с созданием системы значений, ценностей и норм как важнейшим условием стабильности социальных систем.

Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.195 (0.01 с.)