ТОП 10:

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ



Пояснительная записка

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.

Программа учебной дисциплины «Социология» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования и предназначена для бучения студентов по специальности - «Юриспруденция», она определяет содержание, последовательность и продолжительность изучения учебного курса.

Цельпреподавания учебной дисциплины состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов, освоение студентами основ социологических знаний, выработка на этой основе социально ответственного и рационального поведения.

Задачами познания (изучения) учебной дисциплины являются:

1. формирование личности студента как профессионального юриста, развитие его интеллекта.

2. формирование элементов социологического мышления как способности ориентироваться в социальной действительности и устанавливать связи и зависимости между проблемами личной и профессиональной деятельности, с одной стороны, и процессами, происходящими в обществе, с другой.

3. обучение практическим навыкам самостоятельного применения основных методов эмпирических исследований – опроса, наблюдения, изучения документов.

4. удовлетворение потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, совершенствовании своих способностей, получении высшего профессионального образования требуемого качества.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

 

Дисциплина «Социология относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу основных образовательных программ и является дисциплиной по выбору направления подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

Необходимыми входными знаниями, требованиями, умениями и компетенциями студента для изучения дисциплины «Социология» являются:

По дисциплине «Философия»:

- понятийно-категориальный аппарат и методологические основы философии;

- основные исторические этапы и направления развития мировой философии;

- фундаментальные проблемы бытия, познания и актуальных вопросов развития природы, общества и человека;

- анализ и аргументация философских суждений о явлениях действительности и основные тенденции развития современной философии;

- основные информационные источники философского знания.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

В результате освоения дисциплины выпускник Санкт-Петербургской юридической академии должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями (ОК)+ (ПК):

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11).

В результате изучения дисциплины «Социология» студент должен:

1. Иметь представление:

- о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения.

- о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, специфику их интересов. Знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений.

2. Знать:

- объект, предмет и методологию социологической науки, основные социологические категории и их характеристики.

- формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать.

3. Уметь:

- ориентироваться в истории социологических учений, школ и направлений.

- понимать природу, виды и исходы социальных процессов (дифференциация, интеграция, мобильность, социальный конфликт, социальный консенсус ).

4.Иметь навык:

- понимания социальных проблемы

- применения основ социологического анализа в своей профессиональной деятельности

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.

При формировании структуры учебной дисциплины соблюдены требования компетентностного подхода в учебном процессе и широко использованы активные и интерактивные формы проведения занятий

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах составляет в учебном процессе не менее 30 процентов аудиторных занятий, а занятия лекционного типа составляют не более 40 процентов аудиторного времени.

Материал (содержание) учебной дисциплины изучается студентами на лекциях и практических занятиях, а также в процессе их самостоятельной работы по усвоению курса.

На лекциях излагается содержание курса. Особое внимание уделяется анализу понимания предмета социологии на основных этапах ее развития в различных социологических традициях и соотношению социологии с другими социогуманитарными науками. В ходе курса студенты обучаются практическим навыкам самостоятельного применения основных методов эмпирических исследований – опроса, наблюдения, изучения документов.

Углубление и закрепление знаний, полученных во время лекций, формирование умений и компетенций осуществляются на практических занятиях.

Важной составной частью учебного процесса является самостоятельная работа студентов, которая имеет целью закрепление полученных знаний, навыков и умений, подготовку к предстоящим занятиям, текущему и итоговому контролю знаний, а также формирование культуры умственного труда, самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.

В структуре курса отражена основная проблематика дисциплины: предмет и метод социологии, отраслевые социологические теории, методика и техника социологических исследований, рассматриваются вопросы этики проведения исследований.

Трудоемкость курса составляет 72 ч. (2 зач. ед.), в том числе 14 часов лекций и 22 часа семинарских занятий.

Изучение учебного курса завершается сдачей студентами зачета.

 


4.1. Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»); форма обучения – очная.

Вид учебной работы Всего часов /зачетных единиц Семестры
 
Аудиторные занятия (всего)    
В том числе:      
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С)      
Контрольные работы (КР)      
Лабораторные работы (ЛР)      
Самостоятельная работа (всего)    
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям:      
Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям.    
Практикум      
Подготовка к контрольной работе      
Другие виды самостоятельной работы      
Курсовая работа      
Реферат      
Подготовка к промежуточной аттестации: зачёт    
Вид промежуточной аттестации: зачет    
Общая трудоемкость часы зачетные единицы    
   

 


И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

(примерный тематический план)

Очная форма обучения

Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные занятия: зачет самостоятельная работа
всего лекции практич. занятия
Тема 1. Социология как наука. Предмет социологии. Структура и функции социологии    
Тема 2. Этапы и основные направления развития социологии. Современные социологические школы    
Тема 3. Общество как система: социологический анализ  
Тема 4. Социальные взаимодействие и социальные отношения.    
Тема 5. Социальные институты и организации. Социальные группы. Возникновение и виды социальных групп  
Тема 6. Норма и отклонение в обществе. Социальный контроль  
Тема 7. Культура и система норм. Формы проявления культуры в жизни человека    
Тема 8. Личность как предмет социологического изучения. Основные факторы развития личности. Социализация личности. Социальные роли и личность.    
Тема 9 Социальные слои, страты, классы. Социальное неравенство. Социальная мобильность  
Тема 10 Социальные движения и социальные конфликты    
Тема 11 Методология, методы и техника социологических исследований. Процесс и проблемы социального исследования  
Зачет      
Итого:

4.2. Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»); форма обучения – заочная (на базе среднего (полного) общего образования).

Вид учебной работы Всего часов Курс (год обучения)
 
Аудиторные занятия (всего)
Лекции (Л)  
Семинары (С)    
Практические занятия (ПЗ)  
Лабораторные работы (ЛР)    
Контрольная работа (КР)    
Самостоятельная работа (всего)  
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям:    
Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям  
Практикум    
Подготовка к контрольной работе    
Другие виды самостоятельной работы    
Курсовая работа    
Реферат    
Подготовка к промежуточной аттестации: зачёту  
Промежуточная аттестация: зачет  
Общая трудоемкость: часы зачетные единицы  

И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

(примерный тематический план)

И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

(примерный тематический план)

Заочная форма обучения

на базе среднего профессионального образования

 

Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные занятия: зачет самостоятельная работа
всего лекции ПЗ (семинары)
Тема 1. Социология как наука. Предмет социологии. Структура и функции социологии    
Тема 2. Этапы и основные направления развития социологии. Современные социологические школы
Тема 3. Общество как система: социологический анализ    
Тема 4. Социальные взаимодействие и социальные отношения.
Тема 5. Социальные институты и организации. Социальные группы. Возникновение и виды социальных групп
Тема 6. Норма и отклонение в обществе. Социальный контроль    
Тема 7. Культура и система норм. Формы проявления культуры в жизни человека
Тема 8. Личность как предмет социологического изучения. Основные факторы развития личности. Социализация личности. Социальные роли и личность.
Тема 9 Социальные слои, страты, классы. Социальное неравенство. Социальная мобильность        
Тема 10 Социальные движения и социальные конфликты
Тема 11 Методология, методы и техника социологических исследований. Процесс и проблемы социального исследования    
Зачет      
Итого:

содержание РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЕМЫМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ) ДИСЦИПЛИНАМИ.

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1. Юридическая техника
2. История отечественного государства и права
3. Жилищное право
4. Прокурорский надзор
5. Наследственное право
6. Коммерческое право
7. История политических и правовых учений

 

5.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

(нормативные правовые акты, научная, учебная,

методическая и справочная литература)

 

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Жилищный кодекс РФ. М., 2012.

2. Закон РФ «Об образовании». С изменениями и дополнениями. - М.: 2010.

3. Семейный кодекс РФ. М., 2011.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кравченко А.И. Социология. М.: Проспект, 2012.

2. Волков Ю.Г. Социология. М.: Феникс, 2012.

3. Фролов С.С. Общая социология. М.: Проспект, 2011.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бабосов Е.М. Общая социология. М.: Тетрасистемс, 2010.

2. Бабосов Е.М. Социология науки. М.: Харвест, 2009.

3. Гречихин В.Г., Гречихина В.Л. Социологические очерки. М.: Канон, 2010.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М.: Инфра-М, 2011.

5. Кравченко А.И. Краткий социологический словарь, Проспект, М, 2009.

6. Сорокин П.А. Система социологии. - М.: Астрель, 2008.

7. Общая социология / под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М.: Инфра, 2011.

8. Тощенко Ж.Т Социология. М.: Юнити-Дана, 2012.

9. Сырых В.М. Социология права. М.: ЮстицИнформ, 2012.

10. Социологический словарь// под ред. Г.В.Осипова. М.: Норма, 2010.

11. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Омега-Л, 2011.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Методические рекомендации преподавателю

 

Выполнение индивидуальных практических заданий проводится в виде самостоятельной работы.

Оценка теоретических знаний, практических навыков и компетенций осуществляется согласно действующим нормативным документам на всех видах занятий и зачете.

Методические рекомендации студентам

 

Основными видами занятий при изучении дисциплины являются лекционные и практические занятия, а также самостоятельная работа, на которую отводится более 70% времени изучения дисциплины.

Детализация и доведение до студентов методических рекомендаций по освоению учебного материала в ходе практических занятий и во время самостоятельной работы, выполнению контрольных работ по дисциплине осуществляется преподавателем.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЗАЧЕТУ)

 

1. Предмет и понятие социологии.

2. Структура и функции социологии. Соотношение социологии с другими науками.

3. Методология и методы социологических исследований.

4. Программа социологического исследования.

5. Опрос как метод социологического исследования.

6. Исторические предпосылки возникновения социологии.

7. Русская социологическая мысль.

8. О.Конт - основоположник позитивной социологии.

9. Г.Спенсер и органицизм.

10.Социологические взгляды К.Маркса.

11.Социологическая теория Э.Дюркгейма.

12.Социология М.Вебера.

13.Социологическая мысль в России (вторая половина XIX века - начало XX века).

14.Развитие социологии в США и ее характерные черты.

15.Cоциология П.А.Сорокина.

16.Личность как предмет социологического изучения.

17.Социальный статус. Статусный набор личности.

18.Ролевая теория личности.

19.Социализация. Непрерывность социализации.

20.Социальные общности и социальные группы.

21.Группа как социологическое понятие. Классификация социальных групп.

22.Социальное взаимодействие и социальные отношения.

23.Социальные процессы и их обусловленность.

24.Социальные конфликты и их разрешение.

25.Социальные институты.

26.Социальные организации.

27.Социальный контроль.

28.Общество как социальная система.

29.Социальная стратификация и мобильность.

30.Норма и отклонение в обществе.

31.Институт семьи.

32.Взаимоотношения института семьи и государства.

33.Государство как институт власти и регулятор социальных отношений.

34.Бюрократия как социальная организация.

35.Социальная стратификация. Ее виды и флуктуации.

36.Церковь как социальный институт.

37.Личность и церковь.

38.Общественное мнение и его роль в общественном развитии.

39.Социология культуры.

40.Социология права.

 

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Дополнения и изменения в рабочей программе вносятся ежегодно перед началом нового учебного года.

Основанием для внесения изменений являются:

- предложения преподавателей, ведущих занятия по данной дисциплине или по дисциплинам, взаимодействующим с данной дисциплиной по итогам учебной работы в семестре.

- предложения Методического Совета академии и (или) заведующего кафедрой по результатам посещения занятий и обсуждения на кафедре.

Список литературы должен обновляться с учетом приобретенной и изданной в академии новой литературы.

Изменения должны оформляться документально и вноситься во все учтенные экземпляры в виде вкладыша «Дополнения и изменения в рабочей программе».

При накоплении относительно большого числа изменений или внесении существенных изменений в программу она должна переутверждаться.

КУЛАГИН РОМАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

кандидат исторических наук, доцент

 

 

Пояснительная записка

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.

Программа учебной дисциплины «Социология» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования и предназначена для бучения студентов по специальности - «Юриспруденция», она определяет содержание, последовательность и продолжительность изучения учебного курса.

Цельпреподавания учебной дисциплины состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов, освоение студентами основ социологических знаний, выработка на этой основе социально ответственного и рационального поведения.

Задачами познания (изучения) учебной дисциплины являются:

1. формирование личности студента как профессионального юриста, развитие его интеллекта.

2. формирование элементов социологического мышления как способности ориентироваться в социальной действительности и устанавливать связи и зависимости между проблемами личной и профессиональной деятельности, с одной стороны, и процессами, происходящими в обществе, с другой.

3. обучение практическим навыкам самостоятельного применения основных методов эмпирических исследований – опроса, наблюдения, изучения документов.

4. удовлетворение потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, совершенствовании своих способностей, получении высшего профессионального образования требуемого качества.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

 

Дисциплина «Социология относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу основных образовательных программ и является дисциплиной по выбору направления подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

Необходимыми входными знаниями, требованиями, умениями и компетенциями студента для изучения дисциплины «Социология» являются:

По дисциплине «Философия»:

- понятийно-категориальный аппарат и методологические основы философии;

- основные исторические этапы и направления развития мировой философии;

- фундаментальные проблемы бытия, познания и актуальных вопросов развития природы, общества и человека;

- анализ и аргументация философских суждений о явлениях действительности и основные тенденции развития современной философии;

- основные информационные источники философского знания.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

В результате освоения дисциплины выпускник Санкт-Петербургской юридической академии должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями (ОК)+ (ПК):

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11).

В результате изучения дисциплины «Социология» студент должен:

1. Иметь представление:

- о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения.

- о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, специфику их интересов. Знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений.

2. Знать:

- объект, предмет и методологию социологической науки, основные социологические категории и их характеристики.

- формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать.

3. Уметь:

- ориентироваться в истории социологических учений, школ и направлений.

- понимать природу, виды и исходы социальных процессов (дифференциация, интеграция, мобильность, социальный конфликт, социальный консенсус ).

4.Иметь навык:

- понимания социальных проблемы

- применения основ социологического анализа в своей профессиональной деятельности

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.

При формировании структуры учебной дисциплины соблюдены требования компетентностного подхода в учебном процессе и широко использованы активные и интерактивные формы проведения занятий

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах составляет в учебном процессе не менее 30 процентов аудиторных занятий, а занятия лекционного типа составляют не более 40 процентов аудиторного времени.

Материал (содержание) учебной дисциплины изучается студентами на лекциях и практических занятиях, а также в процессе их самостоятельной работы по усвоению курса.

На лекциях излагается содержание курса. Особое внимание уделяется анализу понимания предмета социологии на основных этапах ее развития в различных социологических традициях и соотношению социологии с другими социогуманитарными науками. В ходе курса студенты обучаются практическим навыкам самостоятельного применения основных методов эмпирических исследований – опроса, наблюдения, изучения документов.

Углубление и закрепление знаний, полученных во время лекций, формирование умений и компетенций осуществляются на практических занятиях.

Важной составной частью учебного процесса является самостоятельная работа студентов, которая имеет целью закрепление полученных знаний, навыков и умений, подготовку к предстоящим занятиям, текущему и итоговому контролю знаний, а также формирование культуры умственного труда, самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.

В структуре курса отражена основная проблематика дисциплины: предмет и метод социологии, отраслевые социологические теории, методика и техника социологических исследований, рассматриваются вопросы этики проведения исследований.

Трудоемкость курса составляет 72 ч. (2 зач. ед.), в том числе 14 часов лекций и 22 часа семинарских занятий.

Изучение учебного курса завершается сдачей студентами зачета.

 


4.1. Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»); форма обучения – очная.

Вид учебной работы Всего часов /зачетных единиц Семестры
 
Аудиторные занятия (всего)    
В том числе:      
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С)      
Контрольные работы (КР)      
Лабораторные работы (ЛР)      
Самостоятельная работа (всего)    
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям:      
Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям.    
Практикум      
Подготовка к контрольной работе      
Другие виды самостоятельной работы      
Курсовая работа      
Реферат      
Подготовка к промежуточной аттестации: зачёт    
Вид промежуточной аттестации: зачет    
Общая трудоемкость часы зачетные единицы    
   

 


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ

И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

(примерный тематический план)

Очная форма обучения

Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные занятия: зачет самостоятельная работа
всего лекции практич. занятия
Тема 1. Социология как наука. Предмет социологии. Структура и функции социологии    
Тема 2. Этапы и основные направления развития социологии. Современные социологические школы    
Тема 3. Общество как система: социологический анализ  
Тема 4. Социальные взаимодействие и социальные отношения.    
Тема 5. Социальные институты и организации. Социальные группы. Возникновение и виды социальных групп  
Тема 6. Норма и отклонение в обществе. Социальный контроль  
Тема 7. Культура и система норм. Формы проявления культуры в жизни человека    
Тема 8. Личность как предмет социологического изучения. Основные факторы развития личности. Социализация личности. Социальные роли и личность.    
Тема 9 Социальные слои, страты, классы. Социальное неравенство. Социальная мобильность  
Тема 10 Социальные движения и социальные конфликты    
Тема 11 Методология, методы и техника социологических исследований. Процесс и проблемы социального исследования  
Зачет      
Итого:

4.2. Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»); форма обучения – заочная (на базе среднего (полного) общего образования).







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.224 (0.037 с.)