Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политический конфликт: понятие, типология, функцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Конфликт как социально-политическое явление присущ любому обществу. Он является одной из форм проявления политического процесса, способом разрешения его противоречий. Важную роль конфликта отмечали уже древние мыслители, утверждавшие, что источник движения всего сущего лежит в образовании противоположностей и их борьбе. Конфликт как социальное явление впервые был исследован в трудах Г. Зиммеля, Политический конфликт – это столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы, связанные с борьбой за обретение или удержание власти, обусловленное противоположностью их политических интересов и ценностей. По сравнению со всеми другими видами конфликтов, присущих общественной жизни, политический конфликт имеет свою специфику: его доминантой является борьба за власть. Если власть передается не по наследству, то уже возникает конфликт между людьми за право занять властные позиции. В обществах, где власть имеет абсолютное значение и дает массу привилегий, политический конфликт приобретает особо острый характер. При этом борьба за власть почти никогда не декларируется открыто. Стремление к власти обычно облекается в какие-либо другие «одежды» (религиозные, нравственные, идеологические и др.), чтобы обеспечить поддержку общественного мнения. Отсюда рождается критика существующей власти, правящей элиты. Объектом и предметом политических конфликтов является политическая государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти данного общества. В качестве субъектов политического конфликта могут выступать индивид, малые и большие социальные группы (в том числе этнические – род, племя, нация), государства и их коа-лиции. В политологической традиции существует несколько основных методологических подходов к изучению конфликтов, связанных с разными парадигмами политической науки. Натуралистическая парадигма объясняет природу политики, исходя из доминирующего значения внесоциальных факторов, которые имеют врожденный и по сути неизменный для человека и общества характер. Одно из направлений натуралистической парадигмы – биополитика - объясняет существование конфликта в политической жизни общества наличием и доминированием у человека инстинктивных свойств и естественной агрессивности, проявляющейся в борьбе за обладание жизненными ресурсами. Другое направление натуралистической парадигмы – геополитика - рассматривает конфликт как проявление и способ реализации политических интересов целых государств в обеспечении благоприятных для себя географических преимуществ. Стремление больших и сильных государств к захвату территорий, за выход к морю, либо стремление небольших по размеру стран к нейтралитету является, с точки зрения геополитики, иллюстрацией доминирующего влияния природных факторов на содержание политики. Из доминирования натуралистических факторов при объяснении природы конфликта исходит еще одно направление – психологизаторство. Психологические свойства людей рассматриваются как главная составляющая часть возникновения, развития и окончания конфликтов. Таким образом, в рамках натуралистической парадигмы политический конфликт рассматривается как естественное явление человеческой жизни. Социальная парадигма рассматривает характер политических процессов в обществе в тесной взаимосвязи с внешними по отношению к политике факторами (экономическими, социальными, идеологическими и др.). Например, широко известно теоретическое положение марксизма, объясняющее природу политики воздействием на нее экономических отношений в обществе. Борьба за обладание собственностью на средства производства порождает антагонизм классов, обрекает их на противодействие, а политический конфликт (то есть борьба за политическую власть) является не самостоятельным явлением, а отражением процесса перераспределения собственности. Наряду с этим подходом существуют попытки представить в качестве причины, порождающей политику, право. Р. Моор, Рационально-критическая парадигма стремится объяснить природу политического взаимодействия людей не внешними по отношению к политике факторами (природными, общесоциальными или экономическими), а ее внутренними причинами и свойствами. Так, вне зависимости от конкретной исторической эпохи и господствующих в обществе социально-экономических отношений политический конфликт играет, с точки зрения рационально-критической парадигмы, одну и ту же роль – он является внутренним двигателем развития человеческой цивилизации. Таким образом, несмотря на разные подходы в объяснении природы политического конфликта, он признается закономерным явлением, а не аномалией, выходящей за пределы норм политической жизни общества. Попытки понять природу и разнообразие политических конфликтов порождают стремление выделить их типы. Типология конфликтов является способом выявить специфику каждого из них и в зависимости от нее выработать наиболее приемлемые способы урегулирования. Конфликты можно типологизировать по разным основа-ниям.
Приведенная типология конфликтов может быть расширена в каждом своем пункте. Так, например, по сферам проявления более детально рассматриваются конфликты внутригосударственные и межгосударственные:
Существует более детальное рассмотрение конфликтов по формам проявления, например:
Такое многообразие типологий конфликта не случайно. Конфликт как явление в жизни общества выступает в качестве многогранного явления: в нем в единый узел сплетаются самые различные по содержанию и характеру социальные связи. Иногда очень сложно выделить политический конфликт в чистом виде. Особо опасными являются конфликты, затрагивающие государство как основной институт политической системы и переходящие в политический кризис. Политический кризис – это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Политический кризис характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, образованием парламентских властных структур, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, ростом стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и др.). Среди внутриполитических кризисов наиболее часто встречаются: правительственный кризис – потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в поддержке и отправить в отставку. В Италии, например, правительственный кризис – довольно частое явление. С 1945 г. там сменилось 52 правительства. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров, форм правления и т.д.; парламентский кризис – это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. Результатом может стать роспуск парламента и назначение новых выборов; конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр. Одной из причин принятия в Российской Федерации новой Конституции в декабре 1993 г. явилась сложная ситуация того периода: реальная политическая власть была в руках президентских структур, вообще не предусмотренных прежней Конституцией. Это усиливало противоречия между старой и новой политическими элитами, вылилось в их вооруженное противостояние в октябре 1993 г., привело к применению силовых методов, устранению лидеров оппозиции. Способом легитимации новых властных структур стало принятие новой Российской Конституции. Обстоятельством, способствующим перерастанию политических конфликтов в политические кризисы, является зачастую нерациональное поведение, преобладание эмоций, политических амбиций конфликтующих сторон. Однотипные политические конфликты в разных странах могут приобретать неодинаковую степень остроты и приводить к различным последствиям. На характер протекания и результаты конфликта влияет много факторов: конкретная историческая обстановка, в условиях которой протекает конфликт; социально-экономические условия жизни общества; степень развитости демократических отношений; общий уровень культуры в обществе и уровень политической культуры; плотность населения, половозрастной, национальный При большой пестроте национального состава населения многие конфликты неизбежно принимают характер этнополитических. Под ними понимается форма межгруппового политического действия, участники которого выступают как противоборствующие этнические общности. Географические факторы. Среди них особую роль играет само пространство: в большом пространстве конфликт имеет тенденцию к незавершенности. В России, например, частым явлением был уход крестьянина на Дон, в Сибирь в периоды усиления налогового и крепостного гнета государства. Это не способствовало формированию в общественном сознании отношения к конфликту как к социальной норме и выработке навыков его разрешения. Психологические факторы: сложившиеся типы характера, темпераменты. Преобладание в обществе либо конфронтальных типов характера, либо консенсусных. Являясь постоянно действующим фактором, политический конфликт выполняет определенные функции, которые можно разделить на позитивные и негативные:
Для конфликтов в трансформирующихся обществах, к которым сегодня относится Россия, характерны значительная острота и скорость протекания, наличие существенных противоречий между регионами и центром, особая роль национально-этнического и религиозного факторов, приоритеты национального и «местного» самосознания, недостаточный уровень демократической и политической культуры, опыта разрешения конфликтов. В связи с этим политические конфликты в трансформирующихся обществах имеют тенденцию к преобладающему проявлению именно негативных функций и требуют поиска правильных методов разрешения.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.185 (0.013 с.) |