Тема 2. Власть как социально-политический феномен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Власть как социально-политический феномен



_________________________________________________________

 

Сущность, основания и ресурсы власти, ее легитимность.

Современные концепции власти.

Сущность, основания и ресурсы власти,

Ее легитимность

Есть четкое различие между обыденной и научной трактовкой термина «власть». Это связано не только с многозначностью самого слова «власть», но и с разными способами употребления.

 

Трактовки понятия «власть»
§ влияние, оказываемое на других людей; § достижение определенных целей; § возможности использования определенных средств; § особый тип действий, основанный на возможности изменять поведение других людей; § особый вид отношений между управляющим и управляемым; § возможности принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях.

 

Различные трактовки понятия «власть» тем не менее указывают, что власть – это основной и необходимый элемент жизнедеятельности любой социальной системы, это специфическое отношение по крайне мере между двумя субъектами(отдельными людьми, социальными группами, политическими институтами). Нет отношений – нет власти. Власть – это социальный феномен. Но его социальное содержание неоднозначно, так как властное начало может:

§ быть конструктивным и созидающим, т.е. может быть реализовано путей гармонизации интересов и потребностей большинства населения;

§ иметь разрушительные последствия, так как может осуществляться вопреки интересам индивида и общества в целом и поддерживать целостность общества посредством прямого подавления интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих).

Так, одним из признаков политической системы советского типа после Октябрьской революции 1917 г. было преобладание методов революционного насилия в осуществлении властных функций. Это было обусловлено неблагоприятными внешними и внутренними условиями формирования политической системы (интервенция, гражданская война, низкий уровень общей и политической культуры трудящихся и др.). В результате была создана разветвленная карательная система.

Необходимо также учитывать социальную сущность власти, которая определяется тем, что она:

1) возникает в обществе, поскольку без власти наступает хаос, саморазрушение социальных связей;

2) обеспечивает целостность и упорядочение разнообразных интересов и отношений между людьми, создавая общие для всех правила поведения;

3) выступает в качестве универсального механизма интеграции с помощью различных средств, в том числе и принуждения (дело в том, что люди занимают в обществе неодинаковое социальное положение, имеют различный уровень жизни, материального богатства, образования, заняты разными видами труда и т.д.).

Представление об основных компонентах власти можно получить из приведенной ниже схемы.

 

Структура власти
§ источники власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.; § основания власти: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные; § субъекты власти: государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии; § объекты власти: индивид, социальная группа, масса, класс и т.д.; § функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация; § ресурсы власти: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх мифы и т.д.

 

Власть функционирует и существует на общественном, публичном и личном уровнях социальной структуры общества, поэтому существуют различные виды власти: экономическая, семейная, партийная, судебная, законодательная и т.д.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это способность и возможность группы, индивида, класса проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Политика – причина и средство власти, власть – причины, условия и средство политики.

 

Основные черты политической власти
§ верховенство и обязательность ее решений для всякой иной власти и обращение ко всем гражданам; § моноцентричность (наличие единого центра принятия решений); § наличие особого аппарата управления и принуждения; § использование легальной силы, опора на традиции и чувства; § публичность т.е. всеобщность и безличность (обращается ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права).  

 

Итак, специфика политической власти в том, что она всегда носит общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей.

Для осуществления политической власти необходимо:

§ доминирование властной воли;

§ наличие особого аппарата управления;

§ монополия на регламентацию жизни общества;

§ право на принуждение в отношении общества и личности;

§ легитимность;

§ суверенитет.

Обратите внимание на принципы суверенитета и легитимности. Функционирование политической власти осуществляется на базе именно этих общепризнанных принципов. Они характеризуют политическую власть с разных сторон: 1) с точки зрения выделения внутри нее главного звена – государства (государство является центральным институтом политической власти и имеет право и обязанность говорить от имени народа и всего организуемого им сообщества); 2) определения правомерности использования тех или иных средств, включая принуждение при достижении политических целей.

 

 

Принципы суверенитета Принципы легитимности
§ Верховенство государственной власти – это право государства устанавливать в обществе единый правопорядок и его верховенство над другими политическими институтами, политическими партиями, учреждениями и т.д.; § Независимость государственной власти – это самостоятельность и равноправие в отношениях с другими государствами. § Способность власти создавать у населения веру в то, что существующие политические институты являются наилучшими; § Формирование убежденияв правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять, через соответствие этих решений ценностям, разделяемым большинством общества.

 

Сегодня популярной является модель политической власти как формы обмена и конкуренции с позиции «теории сетей». Если объединить существующие направления в рамках обозначенной теории, то можно определить «сеть» как относительно устойчивый и упорядоченный механизм между институтами власти и их социальным окружением и выделить пять типов политических сетей (политические сообщества, профессиональные сети, межуправленческие сети, сети производителей, проблемные сети). Такой подход позволяет создать систематизированную картину политической власти.

Исследователи подразделяют политическую власть на государственную и корпоративную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламентом, правительством, судебными органами и т.д.). Государство осуществляет публичную политическую власть. Корпоративная власть осуществляется или общественными, или партийными структурами, или независимыми средствами массовой информации.

Одним из проявлений политической власти является теневая власть, которая отличается отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли. Открытость власти приобретает сегодня большое значение. Одним из критериев открытости и «прозрачности» власти и ее решений является легитимность.

Следует обратить внимание на то, что термин «легитимность» был введен в научный обиход М. Вебером. М. Вебер выделил три основных типа легитимного господства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.006 с.)