Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Власть как социально-политический феноменСодержание книги
Поиск на нашем сайте
_________________________________________________________
Сущность, основания и ресурсы власти, ее легитимность. Современные концепции власти. Сущность, основания и ресурсы власти, Ее легитимность Есть четкое различие между обыденной и научной трактовкой термина «власть». Это связано не только с многозначностью самого слова «власть», но и с разными способами употребления.
Различные трактовки понятия «власть» тем не менее указывают, что власть – это основной и необходимый элемент жизнедеятельности любой социальной системы, это специфическое отношение по крайне мере между двумя субъектами(отдельными людьми, социальными группами, политическими институтами). Нет отношений – нет власти. Власть – это социальный феномен. Но его социальное содержание неоднозначно, так как властное начало может: § быть конструктивным и созидающим, т.е. может быть реализовано путей гармонизации интересов и потребностей большинства населения; § иметь разрушительные последствия, так как может осуществляться вопреки интересам индивида и общества в целом и поддерживать целостность общества посредством прямого подавления интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих). Так, одним из признаков политической системы советского типа после Октябрьской революции 1917 г. было преобладание методов революционного насилия в осуществлении властных функций. Это было обусловлено неблагоприятными внешними и внутренними условиями формирования политической системы (интервенция, гражданская война, низкий уровень общей и политической культуры трудящихся и др.). В результате была создана разветвленная карательная система. Необходимо также учитывать социальную сущность власти, которая определяется тем, что она: 1) возникает в обществе, поскольку без власти наступает хаос, саморазрушение социальных связей; 2) обеспечивает целостность и упорядочение разнообразных интересов и отношений между людьми, создавая общие для всех правила поведения; 3) выступает в качестве универсального механизма интеграции с помощью различных средств, в том числе и принуждения (дело в том, что люди занимают в обществе неодинаковое социальное положение, имеют различный уровень жизни, материального богатства, образования, заняты разными видами труда и т.д.). Представление об основных компонентах власти можно получить из приведенной ниже схемы.
Власть функционирует и существует на общественном, публичном и личном уровнях социальной структуры общества, поэтому существуют различные виды власти: экономическая, семейная, партийная, судебная, законодательная и т.д. Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это способность и возможность группы, индивида, класса проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политика – причина и средство власти, власть – причины, условия и средство политики.
Итак, специфика политической власти в том, что она всегда носит общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей. Для осуществления политической власти необходимо: § доминирование властной воли; § наличие особого аппарата управления; § монополия на регламентацию жизни общества; § право на принуждение в отношении общества и личности; § легитимность; § суверенитет. Обратите внимание на принципы суверенитета и легитимности. Функционирование политической власти осуществляется на базе именно этих общепризнанных принципов. Они характеризуют политическую власть с разных сторон: 1) с точки зрения выделения внутри нее главного звена – государства (государство является центральным институтом политической власти и имеет право и обязанность говорить от имени народа и всего организуемого им сообщества); 2) определения правомерности использования тех или иных средств, включая принуждение при достижении политических целей.
Сегодня популярной является модель политической власти как формы обмена и конкуренции с позиции «теории сетей». Если объединить существующие направления в рамках обозначенной теории, то можно определить «сеть» как относительно устойчивый и упорядоченный механизм между институтами власти и их социальным окружением и выделить пять типов политических сетей (политические сообщества, профессиональные сети, межуправленческие сети, сети производителей, проблемные сети). Такой подход позволяет создать систематизированную картину политической власти. Исследователи подразделяют политическую власть на государственную и корпоративную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламентом, правительством, судебными органами и т.д.). Государство осуществляет публичную политическую власть. Корпоративная власть осуществляется или общественными, или партийными структурами, или независимыми средствами массовой информации. Одним из проявлений политической власти является теневая власть, которая отличается отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли. Открытость власти приобретает сегодня большое значение. Одним из критериев открытости и «прозрачности» власти и ее решений является легитимность. Следует обратить внимание на то, что термин «легитимность» был введен в научный обиход М. Вебером. М. Вебер выделил три основных типа легитимного господства.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.50.1 (0.008 с.) |