Политические концепции античного мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические концепции античного мира



 

На современные политические воззрения и ориентации, теорию и практику наших дней оказывают несомненное влияние идеи и опыт прошлого. В них отражены основные направления, этапы и итоги предшествующих исследований мира политики. Понимание текущих проблем и перспектив политического развития невозможно без ознакомления с достижениями теоретической мысли предыдущих эпох.

Первые теоретические социально-политические концепции в законченном и сформировавшемся виде появляются в развитом рабовладельческом обществе и связаны, прежде всего, с именами древнегреческих и древнеримских мыслителей. Прежде всего здесь следует назвать Демокрита. Выступая как активный приверженец рабовладельческой демократии, он считает, что только она отвечает истинной природе человека для обеспечения его гармоничного и необходимого появления общества в результате длительной эволюции природы. Государство же возникает уже как результат развития общества и представляет собой условное соглашение между людьми, к чему вынудила их естественная потребность жить в каком-то установленном порядке. Важное место в жизнедеятельности общества Демокрит отводит воспитанию и обучению, за которые должно отвечать государство. Значительный этап в истории социально-политической мысли занимает концепция основоположника идеализма Платона (427-347 гг. до н.э.).

Политические идеи Платона изложены наиболее полно в диалоге "Государство". Участники диалога пытаются смоделировать облик идеального государства, где царила бы подлинная справедливость. Побудительной причиной создания государства Платон считает многообразие материальных потребностей человека, невозможность удовлетворить их в одиночку. Залогом стабильности государства является разделение труда по склонности души. Управлять государством должно особое сословие философов, специально подготовленных для этой миссии. Защищать государство призвано сословие стражей. Третье сословие - земледельцы и ремесленники - обязано добросовестно трудиться на благо государства. В таком государстве достигается полная справедливость, так как каждое сословие занимается своим делом.

Другой великий мыслитель Древней Греции Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был учеником Платона, но критически относился к его идеям. Он выдвинул предположение о естественном происхождении государства из семьи и поселений, назвав человека политическим существом. Классифицируя формы государственного устройства по числу властвующих, правильными формами (монархия, аристократия) он считал те, где преследуются лишь собственные интересы и цели, власть имущих.

Залогом стабильности государства он считал наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных граждан. Высказывал идею верховенства закона, ввёл понятие "естественного закона" и др.

Развивая идеи Аристотеля, греческий историк Полибий (210-128 гг. до н.э.) выдвинул идею разделения властей, оказавшую большое влияние на теорию политических учений и практику государственного управления. Он утверждает необходимость равновесного и взаимно сдерживающего разделения властей: царя, народа и власти старейших и установления смешанной формы правления. Тогда не будет возможности преобладания и самовырождения любой из властей.

Римские философы интерпретировали идеи своих древнегреческих предшественников в духе условий своей страны. Цицерон (106-43 гг. до н.э.) создал учение о государстве как публично-правовой общности, ввёл понятие юридического лица. Много сделали для развития политической мысли Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. В первые столетия новой эры в пределах Римской империи распространяется христианство. Раннехристианские богословы мало интересовались проблемами политики, считая, что нужно отдать "кесарю кесарево, а богу - богово". Однако к середине IV в. христианская церковь начинает разработку собственных воззрений на политику. Одним из первых обратил на неё внимание видный авторитет церкви Августин Блаженный (354-430 гг.). Его трактат "О граде божьем" содержит рассуждения о государственных и правовых учреждениях, которые, как считает автор, посланы человеку свыше за грехи его. Сложившиеся политические отношения он называет "естественным порядком человеческой жизни", указывая, что это временное явление (до судного дня). Учение Августина легло в основу новой идеологии католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.005 с.)