Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональные педагогические умения «прикосновения к личности»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Выявленные принципы воспитания строго предписывают характер воздействия на ребенка в ходе совместной деятельности педагога и детей. Способы прикосновения к личности во имя активного взаимодействия личности с окружающим миром тоже выявляются и конструируются под диктатом выявленных принципов. Профессиональные операции, которыми овладевает педагог, обеспечивают реализацию принципов воспитания в момент «прикосновения к личности». Каждый отдельный содержательный раздел педагогической технологии имеет свою систему профессиональных умений. Ознакомление с этой системой умении, практическое овладение всей системной совокупностью и достаточно длительный опыт использования данных операций в повседневной и профессиональной жизни образуют высокий профессионализм педагога, а взаимодействию педагога с детьми придают характер естественной непосредственности, содействуя так называемому «скрытому воспитанию», когда дети воспринимают работу педагога с ними как логический ход жизни, но не специально организованное их воспитание. Выделим из множественною разнообразия некоторые профессиональные умения для Иллюстрации содержательной стороны данного вопроса педагогической технологии. И поясним их для студента, который пока не работает с детьми, но может овладевать некоторыми умениями в житейской практике, взаимодействуя со взрослыми людьми, родными и близкими. Отбор производится с учетом ключевой роли некоторых операционных умений. Из раздела «Педагогическое общение» укажем на такие профессиональные умения, как «положительное подкрепление» и «Я-сообщение». Положительное подкрепление - это публичное провозглашение достоинств ребенка, внешних и внутренних, признание его особенности как личности от имени всех присутствующих. Парадигма такой методы - «Ты такой...» или «Он (имя) такой». Данная метода возвышает ребенка, ставит его на духовный пьедестал, укрепляет уверенность в своих силах, повышает авторитет в группе. Возрастных границ данная операция, не имеет. Например, педагог в адрес ребенка: «Ты добрый» или «Ты такой веселый, с тобою всем приятно находится». «Я-сообщение» - оглашение вслух своего состояния, самочувствия или мыслей в связи со свершившимся событием или произведенными действиями в качестве их как явления жизни. Парадигма здесь такая: «Я всегда... Мне всегда... У меня всегда...» факт как бы игнорируется - речь ведется о некоем явлении, существующем в обществе. Например: «Я всегда нервничаю, когда люди друг друга не слушают» или «Мне всегда так плохо, когда обижают кого-то». Из системы технологических умений по предъявлению педагогического (читай: культурологического!) требования укажем на «позитивное требование» и «акцент на детали». Позитивность предъявляемого педагогом требования означает раскрытие положительной программы действий, которые необходимо здесь и сейчас выполнять в силу аргументированного целесообразного предложения - как правило, это предложение звучит в универсальной форме просьбы. Бессмысленным становится негативное требование (требование чего-либо не делать), ибо оно пусто по содержанию (а что же, собственно, делать?). Педагог просит «Пожалуйста, приступим к работе!», или «Послушаем Другого - это интересно!» «Акцент на деталь» - операция, помогающая ребенку почувствовать личностную свободу при выполнении общепринятых норм поведения. Педагог, организуя работу на уровне культуры и вводя достойные нормы взаимоотношений, акцентирует внимание детей или одного ребенка на какой-то незначительной стороне исполнения требования. Тем самым - инструментуя естественное принятие детьми данной культурной нормы. Он говорит, например: «Когда будешь решать эти задачи, обрати внимание...», «Будьте осторожны, когда станете переставлять мебель, не поцарапайте рук...» Среди профессиональных умений по этической защите выделим тоже два: «окультуренное воспроизведение» и «великодушное прощение». «Окультуренное воспроизведение» используют, когда ребенок нарушил культуру общения по причине этического неумения или незнания. Педагог говорит: «Если я тебя правильно понял...» - и воспроизводит сказанное ребенком, но уже в культурном варианте. Таким образом, корректируется грубая форма поведения и предлагается инструкция кипой форме. «Великодушное прощение», как правило, используется в работе со старшеклассниками, которые способны осознать нарушение культурной нормы. В этой операции важен подтекст. Педагог говорит «нарушителю»: «Если ты хочешь, чтобы было так... пусть будет». Поло-ролевая дифференциация детей требует тоже своего операционного оснащения, выделим и поясним тоже лишь два умения: «номинация» и «инициирование». Номинация производится через дифференцированное обращение («Дамы и господа!», «Девушки и юноши!»), через обозначение присутствия в группе представителей двух полов («У нас есть сильные мужчины в группе... Здесь присутствуют нежные дамы...»). Инициирование активного поло-ролевого поведения легко произвести путем собственного примера («У меня нет стула, кто-нибудь из юношей заметил, что дама стоит?»), путем намека («У нас ведь есть мужчины...»). Из множества операций ораторского искусства (информативная речевая технология) поясним «логическое основание» и «инструментовка совместной мыслительной работы». Логическим основанием любого выступления является формула «тезис - аргумент- иллюстрация». Выстраивая таким образом свою речь, педагог достигает два результата: обеспечивает понятность сказанного и оснащает логическими умениями своих учеников. Пример: «Дисциплина необходима человеку - только при таком условии каждый в группе обретает свободу - вспомним, как себя чувствуем, когда нас слушают и не перебивают...» Инструментовка совместной мыслительной работы производится постановкой вопросов, апелляцией к воспоминаниям, сохранением позиции «мы». Педагог начинает занятия: «Мы с вами сегодня...», или при завершении встречи: «Нам удалось хорошо поработать...» Из раздела «Педагогический конфликт» выделим для примера такие операции, как «компромисс» и «третейский суд». Компромисс - обоюдная уступка двух субъектов, решение вопроса в пользу обоих субъектов при некотором усечении желаний обоих субъектов. Выглядит это так: «Я согласен... но при условии, что ты...» Педагог говорит детям: «Да, я не возражаю, чтобы вечер танцев продолжался дальше, но при условии, что каждую девушку юноши проводят до дома...» К третейскому суду обращаются, если есть какое-то третье лицо, одинаково авторитетное для детей и для педагога. Тогда: «Давайте спросим Ивана Ивановича, которому мы все доверяем...» - предлагает один субъект конфликта. Обозревая краткий перечень технологических умений педагога, можно легко заметить, что все они направлены на пробуждение у субъекта осмысления происходящего и пробуждение его воли, на обнаружение за предметами их ценностной сущности, а также на актуализацию всех сторон отношения целостной личности — то есть операции обслуживают функции, заданные принципами. Практическое воплощение найденных и описанных педагогической технологией профессиональных умений — это гармоничное единство нескольких операций в одном педагогическом акте. Приведем пример самого обыденного школьного эпизода. Педагог экспонирует диапозитив картины художника, предлагает детям высказать свои суждения «Что я вижу» Дети робеют, и тогда педагог говорит: «Мне нравится, когда человек не торопится высказать мнение, думает основательно... Вы всегда отличались умением думать... Любое высказывание будет интересным - здесь нет неверных суждений... Поделимся, дамы и господа, своим духовным богатством!.. Поверхностное непрофессиональное восприятие эпизода не отыщет профессиональных операций, но оценит культуру воздействия и заметит эффективность такого обращения к детям, отнеся плодотворность ситуации к личным достоинствам педагога. На самом деле в этом кратком эпизоде несколько операционных воздействий — именно они сыграли свою роль в дальнейшей активной работе детей и их общении. Подчеркнем еще раз: никто не придумывал систему умений, их порождала практика воспитания по мере осознания гуманистического воспитания. Более того, в истории педагогической практики выдающиеся педагоги последовательно расширяли веер профессиональных умений прикосновения к личности. Первым «технологом» можно назвать Сократа, древнегреческого философа, методика работы с учениками которого полна поразительных находок2. Но теперь, когда они достаточно осознаны, овладеть новыми технологиями можно разом в процессе профессионального обучения. Чтобы овладеть операциями педагогической технологии, следует их использовать сознательно и целенаправленно много раз выстраивая аутотренинг либо групповой профессиональный тренинг. Почти все профессиональные операции обладают столь же сильнейшим благодатным влиянием на взрослых, как и на детей. Поэтому оснащенный педагогической технологией педагог, как правило, становится способным улучшить личные взаимоотношения в собственной семье, со своими родными, близкими, друзьями, коллегами и администрацией. Репутация педагога повышается, самочувствие растет, педагог начинает ощущать профессиональное удовольствие. И профессиональную гордость.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.45.90 (0.01 с.) |