Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предпосылки индустриализации и сопутствующие ей явленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Перемены в рассматриваемый период происходили не только в промышленной, но также в социальной, интеллектуальной, коммерческой, финансовой, сельскохозяйственной и политической сферах. Распутать эту «бесшовную паутину» исторического процесса с присвоением каждому фактору приоритета и веса трудно, но резонно предположить, что интеллектуальные предпосылки были все же наиболее фундаментальными, ибо открывали путь и способствовали другим переменам. Некоторые ученые считают приложение достижений науки к производству определяющей характеристикой промышленности нового времени. В отношении 18 века справедливость такого взгляда проблематична. До второй половины 19 в. научное знание было слишком слабо и фрагментарно, чтобы научные теории становились фундаментом новых технологий и производственных отраслей. Иное дело – методы науки (в особенности, наблюдение и эксперимент), бесспорно широко применявшиеся в утилитарных целях еще с конца 17 в., и далеко не всегда учеными. В рассматриваемый период технический прогресс осуществлялся в значительной мере силами ремесленников-рационализаторов, механиков-самоучек и т.п., метод работы которых следовало бы назвать скорее методом проб и ошибок, чем научно-эксперементаторским. Будучи первой в мире страной крупномасштабной индустриализации, Англия первой повысила и продуктивность сельского хозяйства. Уже к концу 17 в. она опередила в этом отношении почти все страны континентальной Европы, и лишь для примерно 60% английских тружеников сельское хозяйство оставалось основным занятием. В дальнейшем доля рабочей силы, занятой в с.х., неуклонно снижалась – до ~36% в начале, ~22% в середине 19-го столетия и менее 10% в начале 20-го (впрочем, абсолютная численность занятых в отрасли продолжала расти до середины 19 в.). Повышение производительности было достигнуто посредством селекции в животноводстве, введения новых культур (в частности кормовых) и новых способов севооборота, в особенности чередования пашни с временным пастбищем. Важным условием успеха этой работы было «огораживание» полей, т.к. при старой системе чересполосицы внедрение новых культур и севооборотов было бы почти невозможным. Наиболее известны огораживания, проведенные актами парламента в 1760г. и в конце наполеоновских войн, породившие значительную литературу протеста Однако к 1760г. более половины пашни в стране уже было огорожено по частной договоренности в результате постепенного процесса, особенно активного с конца 17 в. В результате огораживаний, на смену компактным деревням, окруженным нарезанными на полосы «открытыми» полями, пришел новый аграрный ландшафт с огороженными консолидированными фермами площадью, как правило, в 100 – 300 акров. Постепенно возобладала тенденция к укрупнению хозяйств: к 1851г. около трети культивируемых площадей принадлежала фермам, имевшим более 300 акров, и лишь 22% - фермам площадью менее 100 акров. При этом, однако, мелких фермеров было почти вдвое больше, т.к. это были преимущественно крестьяне-собственники, использовавшие лишь семейный труд, в то время как крупное хозяйство вели капиталистические фермеры-арендаторы, выплачивавшие денежную ренту и нанимавшие безземельных сельскохозяйственных рабочих. Бытовавшее прежде мнение об «обезлюденьи» деревни в результате огораживаний неверно: новые приемы земледелия на самом деле повышали спрос на рабочую силу. Лишь во второй половине 19 столетия с началом механизации абсолютная численность занятых в сельском хозяйстве начала сокращаться. Тем временем растущая продуктивность сельского хозяйства позволила неуклонно улучшать стандарты питания быстро растущего населения. В период приблизительно с 1660 по 1760гг. Англия даже экспортировала продовольствие – пока демографический рост не обогнал рост продуктивности. Кроме того, относительно более зажиточное, специализированное и коммерчески ориентированное, чем большинство крестьянства на континенте, английское сельское население составляло готовый рынок для промышленных товаров. Коммерциализация сельского хозяйства отражала общий процесс коммерциализации всей нации. Уже в конце 17 в. Англия по объему внешней торговли в пересчете на душу населения опережала все страны кроме Нидерландов. В период с 1688 по 1801гг., в то время как доля сельского хозяйства в национальном доходе упала с 40% до 32,5%, доля горнодобывающей, перерабатывающей промышленности и строительства возросла с 21% всего лишь до 23,6%, доля торговли и транспорта выросла с 12% до 17,5%, т.е. почти на 50%. Коммерциализация взаимодействовала с развитием финансовой организации. Зарождение английской банковской системы связывают прежде всего с деятельностью ряда лондонских «золотых дел мастеров» (ювелиров), начавших функционировать в качестве банкиров (выписанные ими депозитные квитанции обращались фактически как банкноты) с 1660-х гг. Учреждение Английского банка в 1694г. в качестве утвержденного законом монопольного акционерного банка вынудило частных лондонских банкиров прекратить выпуск банкнот, но они продолжали действовать как депозитные банки, принимая тратты и дисконтируя векселя. В провинции формальная банковская система, впрочем, отсутствовала: некоторые элементарные ее функции (учет векселей, перевод фондов в Лондон) брали на себя денежные маклеры, стряпчие и богатые купцы-оптовики. У Английского банка не было местных филиалов, его банкноты не имели хождения за пределами столицы, а официально чеканившихся металлических денег малых номиналов остро не хватало – недостаток восполнялся частными предпринимателями, выпускавшими всякого рода купоны и жетоны, имевшие местное хождение. Из этих разнородных источников и возник институт «местных» (т.е. не лондонских) банков, переживших стремительный рост во второй половине 18 столетия – к 1810г. их число дошло почти до 800. Эйфория, порожденная «Славной революцией», а затем удачным для Англии завершением войны «за испанское наследство», привела к созданию, в конце 17 – начале 18 столетия, ряда акционерных компаний, часть из которых получала королевские хартии на монополию. Спекулятивный финансовый бум, связанный с надеждами на быстрое обогащение от колониальной торговли, и последовавший скандальный крах некоторых из этих компаний привели, в 1720г., к законодательному запрету на учреждение акционерных обществ иначе, чем с особого разрешения парламента (дававшегося крайне неохотно). Закон действовал до 1825г., и в результате Англия вступила в «промышленный переворот» с законодательным барьером против корпоративной формы организации бизнеса, принимавшего, следовательно, форму товариществ или простого частного предприятия. Еще одним важным следствием «Славной революции» было окончательное установление контроля парламента над государственными финансами: это значительно удешевило государственные заимствования и, следовательно, высвободило капитал для частных инвестиций. Накоплению капитала для инвестиций способствовало также и в высокой степени регрессивное налогообложение (налоговое бремя было пропорционально более тяжелым для более бедной части населения). Сомнительно, что очень большая часть этих накоплений вкладывалась непосредственно в промышленность, т.к. большинство промышленных предприятий начинало со скромных масштабов и росло за счет реинвестиции прибыли. Однако косвенно, через вложения в инфраструктуру, особенно транспортную, этот капитал внес значительный вклад в процесс индустриализации. Перевозка больших количеств объемных низкостоимостных грузов (зерно, строительный лес, уголь, руда) требовала дешевого и надежного способа транспортировки. До появления железных дорог самыми экономичными и эффективными транспортными артериями были водные пути. Островное положение Британии, наличие большой по протяженности береговой линии, множества естественных гаваней и судоходных рек давали стране важное преимущество, сокращая потребность в сухопутных перевозках, неэффективность которых столь затрудняла рост торговли и промышленности в континентальной Европе. Экономическое развитие, однако, требовало постоянного улучшения этих водных путей. В период между 1690 и 1749гг. парламент принял около 190 частных постановлений об улучшении состояния рек и гаваней. С середины 18 столетия началось массовое строительство сети судоходных каналов (иногда даже дополненных акведуками и подземными туннелями), связывавших реки друг с другом, а также шахты и карьеры с их рынками. В целом в период с 1750 по 1820гг. около 3000 миль судоходных водных путей было добавлено к уже существовавшей тысяче миль. Строительство и эксплуатация каналов велись частными чартерными компаниями, учреждавшимися с особого разрешения парламента (главное исключение из общего порядка, установленного вышеупомянутым ограничением на организацию акционерных обществ), которые взимали плату за проход с частных судовладельцев, а иногда и сдавали в аренду баржи. Превосходная для своего времени сеть водных артерий была дополнена улучшенными колесными дорогами. Начиная с 1690-х гг. частными постановлениями парламента стали учреждаться местные дорожные тресты, строившие и улучшавшие участки дорог и взимавшие подорожный сбор со всякого проезжающего и проходящего. Эти тресты не были коммерческими компаниями, но управлялись попечительскими советами, состоявшими из местных землевладельцев, фермеров и предпринимателей, заинтересованных в снижении своих обязательств по местным налогам и в улучшении доступа к рынкам. Хотя большинство таких платных участков были короткими, они со временем образовали густую сеть, выросшую с 3400 миль в 1750г. до 15 000 миль в 1770г. и достигшую пика в 22 000 миль к 1836г., когда железнодорожный транспорт начал уже теснить гужевой и водный.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.60 (0.009 с.) |