Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интегрированного модуля на 2013 – 2014 учебный год

Поиск

ПОЛИТОЛОГИЯ

Учебная программа

Интегрированного модуля на 2013 – 2014 учебный год

Для специальности 1-89 01 01 Туризм и гостеприимство

Институт туризма  
   
Факультет туризма и гостеприимства  
   
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин в туризме и гостеприимстве
   
Курс 2  
Семестр 4  
Лекции 8  
Практические(сем.)занятия 8 – Фиксированный зачет 4 семестр
Лабораторные занятия –  
Всего аудиторных часов по дисциплине 16  
Всего часов по дисциплине 36 часов, Форма получения высшего образования дневная

Составил(а) Черкасов И.А. кандидат философских наук, доцент

 

Минск 2013


Учебная программа составлена на основе экспериментальной учебной программы интегрированного модуля для учреждений высшего образования, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 12.06.2012 Регистрационный № ТД-СГ.03/эксп.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин в туризме и гостеприимстве (протокол № ____, "_____" __________2013г.)

Заведующий кафедрой

 

______________В.Н.Новиков

 

 

Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией факультета туризма и гостеприимства Института туризма БГУФК

(протокол № ____, "_____" __________2013г.)

Председатель комиссии

 

____________А.Н.Котко

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная программа интегрированного модуля «Политология» построена с учетом принципов последовательностиисистематичности,оптимального соотношения уровня трудности и доступности материала. Структура модуля включает четыре взаимосвязанных уровня рассмотрения вопросов политологии и идеологии.

Первый, теоретико-методологический уровень – теория, история, методология политики и идеологии.

Второй уровень – динамика политических и идеологических процессов – представляет собой “процессуальный уровень” рассмотрения вопросов теории политики и идеологии. Он охватывает культуру и ментальность народа, которые формируют общественное мнение, общественно-политический и идеологический курс государства.

Третий уровень взаимосвязи политологии и идеологии белорусского государства – «Государственные институты и идеологические процессы» - посвящен непосредственно центрам принятия политических и идеологических решений. Ключевые институты государственной власти – Президент, Парламент, Правительство, органы местного управления – призваны действовать в интересах народа, процветания страны, защищать суверенитет, национальную целостность.

Четвертый уровень, инструментальный, включает механизмы реализации государственного и идеологического курса. Механизмы взаимодействия политики и идеологии основаны на сущностных характеристиках каждого из феноменов. Политика и идеология регулируют поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества.

Учебная программа интегрированного модуля «Политология» предназначена для реализации на первой ступени высшего образования в рамках цикла социально-гуманитарных дисциплин. В рамках совместной учебной деятельности преподавателя и студента программа выступает в качестве своеобразного «навигатора» в получении и усвоении знаний, новой информации и приобретении практико-ориентированных умений.

Общие требования к формированию

СОДЕРЖАНИЕ

ИНТЕГРИРОВАННОГО МОДУЛЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

 

 

Тема 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

 

Предмет курса и задачи изучения интегрированного модуля «Политология» в части «Основы идеологии белорусского государства». Особенности современного этапа общественного развития как причина, обусловливающая актуальность научного анализа и необходимость изучения идеологии белорусского государства. Необходимость постоянной работы по формированию, систематизации и совершенствованию социально-политических идей, теорий и концепций, лежащих в основе организации и деятельности белорусского общества и государства.

Предмет и задачи изучения идеологии белорусского государства. Источники идеологии белорусского государства.

Идеология и ее общественное предназначение. Введение в научный оборот и политический лексикон понятия «идеология» и эволюция его содержания. К. Маркс и Ф. Энгельс, К. Манхейм об идеологии. Современное понимание идеологии. Носители, формы проявления, уровни функционирования и процесс формирования идеологий. Функции идеологии. Идеология и мировоззрение. Теории деидеологизации и реидеологизации.

Основания классификации идеологий. Идеологии социальных групп, классов, общностей и их объединений. Идеологии тотальные (глобальные), локальные и частичные (частные). Идеологии прогрессивные, консервативные и реакционные, реформистские (умеренные) и революционные (радикальные), праворадикальные и леворадикальные. Понятие идейно-политического течения и идейно-политического спектра. Традиционные (классические) и современные идеологии.

Основные идеологии современности в контексте идеологии белорусского государства. Либерализм как идейно-политическое течение Запада. Социально-экономические и теоретические предпосылки возникновения и принципы классического либерализма. Кризис классического либерализма в XХ веке. Современный, или социальный, либерализм.

Консерватизм – идейная основа политики сохранения сложившихся форм общественной жизни. Фундаментальные ценности и положения консерватизма. Отношение консерватизма к революционным и эволюционным социальным изменениям. Социальные носители консервативной идеологии в различные исторические эпохи. Эволюция консерватизма во второй половине ХХ века. Сущность неоконсерватизма.

Социализм и его разновидности. Социальные предпосылки возникновения социалистических идей. Социальное равенство и справедливость – базовые ценности социализма. Марксистское понимание социализма. Интерпретация марксистского понимания социализма в идейных доктринах коммунистического и социал-демократического движений.

Национализм и подходы к его пониманию. Базовый принцип национализма (по Э.Геллнеру) и практические следствия из него. Национализм как стремление осознавшей себя нацией культурно отличительной общности людей к созданию или сохранению собственного государства и национализм как идейная установка превосходства и политика утверждения господства одной нацией над другими. Национализм политический, языковый, культурный и экономический; национализм либеральный, консервативный и экспансионистский. Фашизм как крайняя форма экспансионистского национализма.

Базовые социально-политические идеи анархизма, пацифизма, феминизма, экологизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фундаментализма.

Государственная идеология как социально-политический феномен. Идеология – атрибутивный признак государства. Государственная идеология как целостная, относительно систематизированная совокупность идей, ценностей и представлений, в которых образующая данное государство общность людей (народ) осознает себя и свое положение в существующей действительности, выражает свои потребности и интересы как единого целого, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути их достижения посредством осуществления государственной власти. «Государственная идеология» как видовое понятие. Соотношение понятий «национальная идеология», «государственная идеология», «национально-государственная идеология», «идеология государства» и их взаимозаменяемость в соответствующих контекстах. Определение понятия «идеология белорусского государства».

Национальная идеология – выражение самосознания нации, ее интересов, чаяний и устремлений. Национальная идея – выражение этнокультурной или территориальной группой людей осознания себя особой общностью – нацией – и своего стремления к самоорганизации или самосохранению в качестве нации-государства.

Роль идеологии государства как основы духовного единства народа, внутренней целостности и консолидации общества, программы социальной жизнедеятельности нации, средства политической мобилизации граждан. Познавательная, прагматическая (оправдывающая) и мобилизационная функции государственной идеологии.

Культурно-историческая (цивилизационная), политическая, экономическая и социокультурная составляющие идеологии государства. Уровни и механизм функционирования идеологии государства. Понятие идеологической работы, ее организационное и кадровое обеспечение в Республике Беларусь.

Идейный плюрализм гражданского общества и национально-государственная идеология. Сосуществование и взаимовлияние государственной и частных идеологий в гражданском обществе. Обеспечение соответствия содержания частных идеологий законодательству государства.

И современном мире

Политический институт как организационная структура системы политических отношений. Институционализация политических отношений.

Государство как основной институт политической системы общества. Подходы к исследованию сущности и происхождения государства: политологический, юридический, социологический, философско-этический. Динамика форм правления и государственного устройства в современном мире: сравнительный аспект. Гражданские и правовые основы современного государства.

Институт главы государства: сравнительный анализ.

Законодательная власть в политической системе. Сравнительный анализ структуры и полномочий институтов законодательной власти в современном мире.

Исполнительная власть в политической системе. Сравнительный анализ структуры и полномочий институтов исполнительной власти в современном мире. Правительство, государственный аппарат, органы исполнительной власти на местном уровне.

Институты государственной власти в Республике Беларусь.

И современном мире

Понятие политического процесса. Государственная политика и управление. Цели и задачи внутренней политики Республики Беларусь. Сущность, структура и стадии политического процесса. Режимы существования политического процесса. Виды политических процессов: внутри- и внешнеполитические; открытые и скрытые; эволюционные и революционные. Концепция политического цикла. Принятие политических решений в структуре политического процесса. Риск принятия политических решений. Утопии в политическом процессе.

Институты представительства интересов и обеспечения связей между центрами принятия политических решений и гражданским обществом. Представительство как неформальное отношение и институционализированные формы представительства. Каналы выявления и выражения интересов в различных типах политических систем. Политические партии. Типология и сравнительный анализ партийных систем. Политические партии в Республике Беларусь.

Политико-электоральный цикл. Представительство и выборы. Основные принципы избирательного права. Виды избирательных систем. Основные этапы и динамика избирательных кампаний. Референдум. Электоральное поведение. Абсентеизм и его причины.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению учебного проекта по курсу:

Основы идеологии белорусского государства» .

 

Учебный проект по курсу: Основы идеологии белорусского государства»

представляет собой инновационную технологию, которая направлена на реализацию требований, предъявляемых к социально-гуманитарной подготовке студентов, в частности, по формированию и развитию социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.

- Подготовкой данного учебного проекта студенты демонстрируют освоение умений пользоваться в практической деятельности идеями и понятиями, посредством которых выражается идеология белорусского государства;

- раскрывать содержание основных положений белорусской национально-государственной идеологии;

- анализировать и оценивать социально-политические процессы в стране и мире.,

кроме того, демонстрируют приобретенные навыки:

- изложения и отстаивания идей, ценностей, принципов, целей и представлений, составляющих основу организации и деятельности белорусского общества и государства;

- ориентирования в процессах, происходящих в политической, социально-экономической и духовно-культурной сферах белорусского общества;

- осознанного участия в общественно-политической жизни Республики Беларусь.

Учебный проект по курсу: Основы идеологии белорусского государства»

представляет собой идеологическую программу, выполненную в форме сочинения на тему: Республика Беларусь – ХХI век. (Государство моей мечты.).

В этом сочинении в концентрированном виде должна быть представленаопределенная совокупность ценностных приоритетов перспективного развития государства, модель общества и политической системы, которая, по мнению автора, является лучшей, обеспечивающей создание условий для максимальной реализации неповторимого творческого потенциала каждого человека, приходящего в этот мир по воле Господа и проживающего в Республике Беларусь.

В своем сочинении студенты должны отразить все главные структурные элементы идеологии белорусского государства. 1. Правовой элемент, которым является Конституция. 2. Экономическую модель.3 политическую модель 4.Мировоззренческую составляющую идеологии государства в качестве которой выступает белорусская идеологическая доктрина - национальная идея.

Требования к оформлению проекта

- Общий объем сочинения не должен превышать 10-12 страниц формата А4, включая титульный лист и краткие сведения об авторе;

- текст тезисов набирается в формате MS Word, шрифт Times New Roman, 14 pt, межстрочный интервал – полуторный; все поля – 20 мм.

На титульном листе указывается название научной работы, сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, место учебы, курс факультет, специальность).

Защита студенческих учебных проектов осуществляется на одном из завершающих занятий по предмету Студенты выступают с подготовленной идеологической программой, отвечают на вопросы преподавателя и студентов. Общий итог осуществляет преподаватель.

перечень тем лекций по дисциплине «политология»:

1. Теория и методология политической науки (2 часа).

2. Международные отношения и внешняя политика государств(2 часа)

 

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ по дисциплине «политология»

1. Политические институты в Республике Беларусь и современном мире(2 часа)

2. Политические процессы в Республике Беларусь и современном мире (2 часа)

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

Политическая власть

Ø.Ресурсы власти и базы влияния.

Ø Борьба за власть и борьба за ограничение власти.

Ø М.Вебер об основах легитимности политической власти.

Ø Проблема делегирования властных полномочий.

Политическое развитие

Ø Формирование теории политической модернизации и ее основные направления: консервативное и либеральное.

Ø Основные условия успешного эволюционного развития.

Ø Особенности политического развития Республики Беларусь на современном этапе.

Представительство и выборы.

1. Выборы в политической системе общества.

2. Виды избирательных систем (достоинства и недостатки).

ПОЛИТОЛОГИЯ

Учебная программа

интегрированного модуля на 2013 – 2014 учебный год



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.255.58 (0.009 с.)