Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восстановление понимания речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наряду с нарушением способности говорить при афазии часто теряется способность понимать речь. Больной перестает понимать слова и предложения или понимает многие слова неправильно. Например, ему говорят «кошка», а он думает «собака», и т.д. Особенно трудны для понимания слова, различающиеся каким-нибудь одним элементом: «точка—дочка», «почка-бочка» и т.д. Эти парные звуки требуют особого внимания при восстановлении речи у больных с афазией. Бывает и так: больной четко слышит слова, не путает входящие в него звуки, даже несколько раз правильно повторяет это слово, но не знает, что оно обозначает. Например, больного просят показать нос. Он говорит: «Нос... нос. нос... где же он? Что это такое?» Название предмета как бы отлетает от самого предмета, происходит их расслоение. В таких случаях необходимо вновь совместить слово и обозначаемый им предмет. Прежде всего необходимо вернуть больному способность понимать речь. Кроме того, имеется большое различие в степени трудности понимания фраз ситуативной и неситуативной речи. Ситуативной называют ту речь, которая соответствует ситуации общения, и вполне понятно, что окружающая обстановка «подсказывает» в этом случае смысл фразы. Если же ситуативный диалог ведется на бытовые темы, то он еще более легок. В неситуативной диалогической речи таких «подсказок» нет, и слушающий вынужден опираться непосредственно на смысл слов. Аналогичные различия существуют между диалогической и монологической речью. Диалогическая легче потому, что она «разложена» на собеседников, и один помогает другому: в ответе можно не произносить многие слова, т.к. они содержались в вопросе. Монолог требует большей строгости построения высказывания, и поэтому труднее. В связи с этим монологическую речь восстанавливают при афазии на более поздних этапах, чем диалогическую. Особое место занимает работа по восстановлению способности различать звуки речи, она направлена на восстановление фонематического знания, или, как принято его обозначать, фонематического слуха. Поскольку прежде всего страдает слуховой образ звука, т.е. на слух он воспринимается с трудом или искаженно, необходимо обратиться к другим его образам, например зрительному (буква) или артикуляционному (расположение органов артикуляции в момент произнесения данного звука). Работа, как правило, начинается не с отдельных звуков, а со слов. Например, больному, с которым отрабатывается звук «п», показывают картинки с предметами, начинающимися на этот звук, и одновременно обращают внимание на написанные рядом названия предметов. Нужная буква (звук) выделена цветным карандашом или жирным крупным шрифтом, чтобы он бросался в глаза. В момент рассматривания больным предмета и написанного слова обучающий несколько раз произносит это слово вслух. Отрабатываемый звук произносится с утрированием звучания и артикуляции. Если больной справляется с узнаванием данного звука (буквы) в разных словах, то ему предъявляют несколько букв и просят показать ту, которая соответствует отрабатываемому звуку. Затем узнавание звука проводится на слух. Обучающий называет несколько звуков и просит больного, например, поднять руку или подать какой-нибудь знак, если он услышит заданный звук. Затем больному, который уже умеет опознавать звуки зрительно и на слух, дается задание придумать слова с этим звуком, написать или прочитать эти слова. Таким образом, от пассивного различения звуков переходят к их активному использованию в слове. Научившись различать звуки, больные, как правило, начинают понимать те слова, которые раньше не понимали. Кроме того, слова, «отлетевшие» от предметов, постепенно совмещаются с ними. Услышав слово, больные сразу же представляют себе соответствующий предмет, а если он находится в поле зрения, то отыскивают и показывают его. Так, восстановление фонематического слуха обеспечивает основу для восстановления понимания речи в целом. Ниже приводится дидактический материал по восстановлению функции понимания речи и фонематического слуха.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.172.189 (0.005 с.) |