Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кадровая безопасность бизнеса достигается решением следующих задач:

Поиск
  • Выявление и пресечение угроз, исходящих от персонала: криминальная деятельность, разглашение коммерческой тайны, негативные психолого-физиологические и морально-нравственные проявления.
  • Сбор сведений о кандидатах на работу для принятия руководством решений о приеме или отказе.
  • Сбор и анализ сведений о сотрудниках для принятия решений о допуске к конфиденциальным документам или участию в важных проектах.
  • Социально-психологическое обеспечение управления персоналом, изучение обстановки в трудовых коллективах и взаимоотношений между сотрудниками для укрепления безопасности предприятия.
  • Обучение и подготовка персонала по вопросам соблюдения мер безопасности и правил обращения с конфиденциальной информацией.
  • Участие в служебных расследованиях по фактам поведения сотрудников, наносящих ущерб безопасности предприятия.
  • Участие в юридическом сопровождении трудовых споров, связанных с нарушениями мер безопасности или иных договорных обязательств.
  • Анализ и оценка организационных факторов, угрожающих безопасности предприятия: ошибки целеполагания и выбора организационной структуры, неверное распределения функциональных обязанностей и полномочий, технологическое несовершенство и техногенные опасности.

 

Кадровая проверка обычно производится ступенчато. Прежде всего, проверяются открытые данные – паспортные, регистрационные, трудовая книжка, прописка. Далее процесс распространяется на информацию правоохранительных органов – выявление судимостей, нахождения под следствием и так далее. Следующий этап это психологическая кадровая проверка, составление полного отчета и собеседование с руководством фирмы.

Существует широко распространенное заблуждение – кадровой безопасностью должна заниматься только служба безопасности. Но это не так: по причине того, что от кадровой безопасности зависит успешная деятельность предприятия, можно сказать, что вопросами кадровых проверок должны заниматься и кадровые службы - вербовщики и менеджеры по персоналу. Только такая комплексная работа может серьезно уменьшить риски.

Именно кадровая безопасность, как одна из основных оставляющих экономической безопасности компании, нацелена на создание прочных, «безубыточных» отношений со своими сотрудниками. Вне сомнения, это невозможно без содействия руководства – однако в комплексе можно достигнуть просто невероятных результатов. В идеальном случае система кадровой безопасности подразумевает потенциальную опасность от любого сотрудника компании, что относится как к старым, так и к новым людям.

 

Следует различать внешние и внутренние угрозы для кадровой безопасности ОУ.

Внешние негативные воздействия - это действия, явления или процессы, не зависящие от воли и сознания сотрудников предприятия и влекущие нанесение ущерба. В свою очередь, к внутренним негативным воздействиям относятся действия (умышленные или неосторожные) сотрудников предприятия, также влекущие нанесение ущерба.

 

Примеры внутренних опасностей:

· несоответствие квалификации сотрудников предъявляемым к ним требованиям;

· недостаточная квалификация сотрудников;

· слабая организация системы управления персоналом;

· слабая организация системы обучения;

· неэффективная система;

· ошибки в планировании ресурсов персонала;

· снижение количества рационализаторских предложений и инициатив;

· уход квалифицированных сотрудников;

· сотрудники ориентированы на решение внутренних тактических задач;

· сотрудники ориентированы на соблюдение интересов подразделения;

· отсутствие или “слабая” корпоративная политика;

· некачественные проверки кандидатов при приеме на работу.

 

Примеры внешних опасностей:

· условия мотивации у конкурентов;

· установка конкурентов на переманивание;

· давление на сотрудников извне;

· попадание сотрудников в различные виды зависимости;

· инфляционные процессы (невозможно не учитывать при расчете заработной платы и прогнозировании ее динамики).

 

Бесспорно, все эти негативные воздействия внешней среды оказывают влияние на процессы внутри предприятия, в целом, на ее безопасность по кадровой составляющей. Поэтому решает вышеперечисленные проблемы и, таким образом, обеспечивает кадровую безопасность менеджер по персоналу (руководитель «Отдела кадров»).

 

Разобравшись в том, что такое кадровая безопасность и для чего она нужна, можно ответить на вопрос: а от чего, от каких основных факторов зависит эта самая кадровая безопасность?

Ответ: она зависит от трех основных факторов.

 

1. Найм.

Под этим фактором понимается целый комплекс мер безопасности при приеме на работу и прогнозирования благонадежности. Здесь работает формула – “как примете на работу, такие люди у вас и будут работать” или “скажите мне, как вы принимаете на работу, и я скажу, какие у вас проблемы”. В условное наименование первого фактора “найм” входит рассмотрение вопросов безопасности учреждения на таких этапах в работе менеджера по персоналу, как поиск кандидатов, процедуры отбора, документальное и юридическое обеспечение приема на работу, испытательный срок и даже адаптация, а также процедуры безопасности в деятельности кадровиков при подготовке аттестации, при планировании обучения.

 

2. Лояльность.

Т.е. комплекс мер по установлению позитивных отношений работников к работодателям. От того, кем ощущает себя сотрудник предприятия, - заменимым “винтиком” или уважаемым передовиком производства - действительно, зависят и проблемы предприятия. В эту составляющую работы по предотвращению угроз безопасности традиционно вкладывается мало средств. Однако экономя на этом, предприятие вынуждено будет затратить еще больше ресурсов на мероприятия следующего, третьего блока.

 

3. Контроль.

Он представляет собой комплекс мер из установленных для персонала, в том числе для администрации, регламентов, ограничений, режимов, технологических процессов, оценочных, контрольных и других операций, процедур безопасности. Этот комплекс уже непосредственно нацелен на ликвидацию возможностей причинения ущерба и отрабатывается, как правило, службой безопасности или другими подразделениями, но в меньшей степени службой персонала.

 

При этом, надо отметить, что работает принцип "компенсации недостаточности внимания" к отдельным факторам. Если не сделать прием на работу частью системы безопасности, не заботиться об укреплении лояльности персонала - серьезные ресурсы потратите на контроль, выявление и расследование убытков.

Таким образом, кадровая безопасность, являясь элементом экономической безопасности компании, нацелена на такую работу с персоналом, на установление таких трудовых и этических отношений, которые можно было бы определить как "безубыточные". Вся эта деятельность не является отдельным направлением в функционале менеджера по персоналу, а лишь органично вписывается в него. И здесь практически не привлекаются какие-либо дополнительные ресурсы, при условии, что в учреждении присутствуют все этапы организации и управления персоналом.

 

 

Служба безопасности

Служба безопасности (СБ) является самостоятельной организационной единицей, подчиняющейся непосредственно руководителю предприятия. Такая структура управления системой безопасности, имеющая четкую вертикаль, характерна для области обеспечения безопасности, где требуется определенность, четкие границы, регламентация отношений на всех уровнях – от рядового сотрудника до менеджеров высшего звена. Как показывает практика, только на предприятиях, где проблемы безопасности находятся под постоянным контролем руководителя предприятия, достигаются наиболее высокие результаты.

 

Возглавляет службу безопасности ОУ начальник службы в должности заместителя директора по безопасности. При этом руководитель СБ должен обладать максимально возможным кругом полномочий, позволяющим ему влиять на другие подразделения и различные области деятельности учреждения, если этого требуют интересы безопасности.

 

Основными задачами службы безопасности являются:

· обеспечение безопасности производственно-торговой деятельности и защиты информации и сведений, являющихся коммерческой тайной;

· организация работы по правовой, организационной и инженерно-технической (физической, аппаратной, программной и математической) защите коммерческой тайны;

· организация специального делопроизводства, исключающего несанкционированное получение сведений, являющихся коммерческой тайной;

· предотвращение необоснованного допуска и доступа к сведениям и работам, составляющим коммерческую тайну;

· выявление и локализации возможных каналов утечки конфиденциальной информации в процессе повседневной производственной деятельности и в экстремальных (аварийных, пожарных и др.) ситуациях;

· обеспечение режима безопасности при проведении всех видов деятельности, включая различные встречи, переговоры, совещания, заседания;

· обеспечение охраны зданий, помещений, оборудования, продукции и технических средств обеспечения производственной деятельности;

· обеспечение личной безопасности руководства и ведущих сотрудников и специалистов, а также учеников;

· оценка неправомерных действий злоумышленников и конкурентов.

 

Служба безопасности имеет следующие общие функции:

· организует и обеспечивает пропускной и внутриобъектовый режим в здании и помещениях, порядок несения службы охраны, контролирует соблюдение требований режима сотрудниками и посетителями;

· руководит работами по правовому и организационному регулированию отношений по защите коммерческой тайны;

· участвует в разработке основополагающих документов с целью закрепления в них требований обеспечения безопасности и защиты коммерческой тайны, в частности, Устава, Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, Положений о подразделениях, а также трудовых договоров, соглашений, подрядов, должностных инструкций и обязанностей руководства, специалистов, рабочих и служащих;

· разрабатывает и осуществляет совместно с другими подразделениями мероприятия по обеспечению работы с документами, содержащими сведения, являющиеся коммерческой тайной, при всех видах работ организует и контролирует выполнение требований «ИНСТРУКЦИИ по защите коммерческой тайны»;

· изучает все стороны коммерческой, производственной, финансовой и другой деятельности для выявления и закрытия возможных каналов утечки конфиденциальной информации, ведет учет и анализ нарушений режима безопасности, накапливает и анализирует данные о злоумышленных устремлениях конкурентов и других организаций, о деятельности учреждения;

· организует и проводит служебные расследования по фактам разглашения сведений, утрат документов и других нарушений безопасности предприятия; разрабатывает, ведет, обновляет и пополняет «Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну» и другие нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения безопасности и защиты информации;

· обеспечивает строгое выполнение требований нормативных документов по защите коммерческой тайны;

· организует и регулярно проводит учебу сотрудников предприятия и службы безопасности по всем направлениям защиты коммерческой тайны, добиваясь, чтобы к защите коммерческих секретов был осознанный подход;

· ведет учет сейфов, металлических шкафов, специальных хранилищ и других помещений, в которых разрешено постоянное или временное хранение конфиденциальных документов;

· ведет учет выделенных для конфиденциальной работы помещений, технических средств в них, обладающих потенциальными каналами утечки информации;

· поддерживает контакты с правоохранительными органами и службами безопасности соседних предприятий в интересах изучения криминогенной обстановки в районе.

 

Единой методики формирования структуры службы безопасности не существует. Возможен следующий алгоритм построения СБ:

1) определить жизненно важные интересы предприятия на момент создания службы безопасности;

2) выявить угрозы безопасности для данного объекта;

3) провести анализ угроз и выявить степень риска при их реализации;

4) наметить пути локализации каждой из угроз и просчитать затраты на проведение соответствующих мероприятий;

5) исходя из полученных данных, финансовых и трудовых возможностей, разработать структуру службы безопасности;

6) поддерживать работоспособность СБ и корректировать ее структуру в зависимости от изменяющихся условий.

 

Исходя из рассмотренного выше алгоритма в МОУ гимназии №12 для обеспечения безопасности ОУ и предотвращения всех видов опасностей, а также ликвидации их последствий, создана следующая «Служба безопасности»:

 


1 отдел:

Информационно-аналитический отдел.

Данный отдел предназначен для организации и обеспечения эффективного функционирования системы защиты информации. Основными задачами отдела являются:

1) организация работ по защите документальных материалов;

2) разработка и организация защиты автоматизированных систем обработки информации и электронного документооборота;

3) распределение между пользователями необходимых реквизитов защиты;

4) обучение пользователей автоматизированных систем правилам безопасной обработки информации;

5) принятие мер реагирования на попытки НДС и нарушения правил функционирования системы защиты;

6) тестирование системы защиты и контроль за ее функционированием;

7) устранение слабостей в системе защиты и совершенствование механизмов обеспечения безопасности.

2 отдел:

1) Отдел кадров

2) Отдел, регулирующий отношения по воинской службе, судимостям и вооруженным силам.

Отдел выполняет следующие функции:

1) Обеспечение взаимодействия с военкоматами и вооруженными силами по поводу воинского учета старшеклассников.

2) Организация кадровой безопасности учреждения и проверка сотрудников.

3) Обеспечение взаимодействия с Комитетами по делам несовершеннолетних и местными отделениями РУВД по поводу судимостей учеников.

 

3 отдел:

Физическая защита:

1) КПП с оператором.

2) ЧОП.

3) ГБР.

 

В его задачи входит:

2) разработка системы предотвращения несанкционированного;

3) организация и поддержание пропускного режима, организация прохода сотрудников и учеников в различные зоны доступа;

4) организация охраны аттестованных конфиденциальных помещений;

5) организация охраны учреждения;

6) наблюдение за обстановкой вокруг и внутри объекта;

7) контролирование работоспособности элементов защиты в повседневных и в особых условиях (стихийные бедствия, поломки, аварии, беспорядки и т. п.).

 

4 отдел:

Инженерно-техническая поддержка.

Основной задачей инженерно-технической группы является обеспечение безопасности деятельности учреждения с помощью технических средств защиты. А именно:

1) определение границ охраняемой (контролируемой) территории (зоны) с учетом возможностей технических средств;

2) определение технических средств, используемых для передачи, приема и обработки конфиденциальной информации в пределах охраняемой (контролируемой) территории (зоны);

3) обследование выделенных помещений с целью установления потенциально возможных каналов утечки конфиденциальной информации через технические средства, конструкции зданий и оборудования;

4) выявление и оценка степени опасности технических каналов утечки информации;

5) разработка мероприятий по ликвидации (локализации) установленных каналов утечки информации организационными, организационно-техническими или техническими мерами, используя для этого физические, аппаратные и программные средства и математические методы защиты.

5 отдел:

Юрист-эксперт

Обеспечивает правовую поддержку и защиту интересов учреждения и службы безопасности, в частности.

 

План эвакуации.

Еще одним важным элементом системы обеспечения безопасности МОУ гимназии №12 является план эвакуации (он показан в III раделе)/

План эвакуации при пожаре – документ, в котором указаны эвакуационные пути и выходы, установлены правила поведения людей, а также порядок и последовательность действий обслуживающего персонала на объекте при возникновении пожара.

Учитывая важность планов эвакуации для обеспечения безопасности людей, необходимость их разработки и размещения в зданиях и сооружениях различного назначения регламентируется рядом требований стандартов, правил пожарной безопасности, а также других нормативных документов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14 08 2002. № 595 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных произв. объектов» одним из лицензионных требований при осуществлении деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов является наличие плана эвакуации (далее П.э.) людей и действий персонала в случае возникновения пожароопасной ситуации или пожара.

Согласно Правилам пожарной безопасности в РФ, П. э. (схемы эвакуации) людей разрабатываются и вывешиваются в зданиях и сооружениях (кроме жилых зданий) в случаях единовременного нахождения на этаже более 10 чел. Для объектов с массовым пребыванием людей (50 чел. и более) в дополнение к П. э. должны разрабатываться инструкции, определяющие действия обслуживающего персонала по обеспечению безопасной и своевременной эвакуации людей при пожаре, по которым не реже 1 раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всего задействованного для эвакуации обслуживающего персонала.

В П. э. необходимо условными графическими обозначениями указывать направления движения к эвакуационным выходам, первичные средства тушения пожара, места размещения телефонов и внутренних пожарных кранов.

 

Планы эвакуации при пожаре рекомендуется использовать для обучения обслуживающего персонала действиям при пожаре.

П. э. утверждает руководитель объекта.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.220.219 (0.011 с.)