Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Социальное обслуживание и стандартизация социальных услуг
Квалификация (степень) «бакалавр»
Форма обучения
Очная
Москва 2010 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Социология социальной работы» подготовлена Осадчей Галиной Ивановной, д.с.н., профессором кафедры социологии социальной работы
Рецензенты:
1. Родина И.В., д.с.н., профессор
2. Старовойтова Л.И., д.и.н., профессор
Рабочая программа учебной дисциплины «Социологии социальной работы» утверждена на заседании кафедры социального менеджмента и туризма (Протокол № __ от «______» __________- 20___ г.).
1. Цели освоения дисциплины
Целями учебной дисциплины является введение в предметное поле социологии социальной работы, формирование навыков использования социологического знания для повышения эффективности социальной работы
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Социология социальной работы» читается в гуманитарном, социальном и экономическом цикле ООП. Она знакомит студентов с возможностями социологического анализа эффективности социальной работы и дает первые навыки использования социологического инструментария в этой работе. Она развивает и углубляет знания, полученные студентами в ходе изучения дисциплины «Социология», способствует формированию общекультурных, профессиональных компетенций, решению организационно-управленческих, исследовательских и профессиональных задач учебного процесса. Для профиля «Социология социальной работы» является вводным курсом в дисциплины профиля.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Овладеть культурой мышления, обобщения, анализа, восприятия информации, быть готовым к постановке цели и выбору путей ее достижения
| ОК-1
| научиться логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
| ОК-2
| использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
| ОК-9
| использует в профессиональной деятельности основные законы естественно-научных дисциплин, в том числе медицины, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
| ОК-10
| научиться учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни
| ОК-17
| владеет способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического
| ОК-18
| способен использовать специфику этнокультурного развития своей страны
для формирования и эффективного использования социоинженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы
| ОК-19
| быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества
| ПК-1
| быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента
| ПК-7
| быть способным исследовать особенности, культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных культуры, благополучия, поведения в социальной сфере, различных национально этнических и половозрастных групп, а также социально-классовых групп
| ПК-13
| быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья
| ПК-17
| быть способным составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований,
| ПК-18
| представить результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений
| ПК-19
| обеспечить высокую социальную культуру своего участия в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения
| ПК-20
| быть способным к участию в работе научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям обеспечения социального благополучия
| ПК-21
| быть способным учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия
| ПК-23
| быть способным к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи,
| ПК-24
| быть готовым к обеспечению высокой социальной культуры своего участия в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения.
| ПК-30
| быть способным учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы,
| ПК-31
| быть готовым к разработке инновационных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи
| ПК-32
| быть способным участвовать в пилотных прое5ктах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы
| ПК-33
| быть способным создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей
| ПК-35
|
ЗНАТЬ
| Основные социологические школы социологии социальной работы, основные концепции социологии личности, семьи, молодежи, методы сбора первичной информации
| УМЕТЬ
| Давать объективную оценку социальным явлениям и процессам, учитывать специфику анализируемого явления, социального факта, логически обосновывать высказанное положение, понимать потребности общества, личности, группы в решении возникающих проблем, использовать социологический инструментарий как механизм регулирования социальных действий,
| ВЛАДЕТЬ
| Понятийным аппаратом социологии социальной работы, методами социологического анализа,
| Быть компетентным
| В применении приобретенных знаний в организационно-управленческой и исследовательской деятельности.
| 4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Количество часов по учебному плану
(очная форма обучения)
Всего 108 часов, ЗЕТ - 3
Аудиторные занятия* 48 часов, в том числе интерактивных занятий 10 часов**
Самостоятельная работа 60 часов
№
п/п
| Раздел, тема
| Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации
| Всего
| Самос-
тоят. работа
| Аудиторные занятия
| Всего
| Лекционные
| Групповые (семинары, практические)
| Лабораторные
| Конт. раб.
| Рефераты / эссе
| Курсов. раб/ проект
| Расчетно-графическая работа
| Зачет*
| Экзамен
| Контр. точки
по мод.-рейтинг.
системе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 1 Теоретические основы социологического анализа социальной работы как социального процесса и социального действия
|
| Тема 1.
Социология и социальная работа
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 2.
Социологическая теория в анализе социальной работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная точка по разделу
| Х
| Раздел 2.. Социологические практики анализа эффективности социальной работы
|
| Тема 3.
Количественная стратегия в оценке эффективности социальной работы
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 4.
Качественная стратегия в оценке эффективности социальной работы
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 5.
Особенности социологического анализа социальной работы в регионе
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 6.
Социологическое обеспечение деятельности социальных учреждений и социальных служб
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольная точка по разделу
| Х
| Раздел 3 Объекты социологического анализа эффективности социальной работы
|
| Тема 7.
Социологический анализ эффективности социальной работы с дезадаптированными семьями
|
|
|
|
|
| -
|
| Х
|
|
|
|
|
|
| Тема 8.
Социологический анализ эффективности социальной работы с инвалидами
|
|
|
|
|
| -
|
| Х
|
|
|
|
|
| 9.
| Тема 9.
Социологический анализ эффективности социальной работы с детьми и подростками
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
| 10.
| Тема 10.
Социологический анализ эффективности социальной работы с пенсионерами
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная точка по разделу
| Х
| Общая трудоемкость
| часы
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
| з.е.3
|
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| | | | | | | | | | | | | | | | |
*Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 % аудиторных занятий в целом по ООП (определяется соответствующим ФГОС)
** Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом по дисциплине они должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП и учебным планом).
5. Содержание дисциплины
№
п/п
| Наименование разделов и
тем дисциплины
| Содержание темы
| Раздел 1 Теоретические основы социологического анализа социальной работы как социального процесса и социального действия
| Тема 1
| Социология и социальная работа
| Взаимосвязь социологии и социальной работы. Критерии социологического знания в применении к социальной работе. Определение "масштабов" социальной работы: индивид, общества, сообщества, глобальное человечество. Способность увидеть общее в частном. Индивидуальность в социальном контексте. Понятия «социальные факт», «социальная реальность» и «социальное действие». Проблема социального взаимодействия в социальной работе. Макроуровневые взаимодействия в социальной работе: социальные структуры, перемены, конфликты интересов основных социальных групп. Микроуровневые взаимодействия в социальной работе: личность, семья, возрастные группы, адресная помощь/защита и др.
Теоретико - методологические основания социологических концепций социальной работы. Системно- теоретическая концепция, концепция социального действия, социолого-ориентированный подход (марксистско-социологический), кризисная концепция социальной работы, теоретическая концепция социальных сетей, социальная работа как
явление и профессиональная деятельность, опирающаяся на традиции, нормы и ценности общества, концепции социальной работы как теории организации взаимодействия социального работника и клиента, практической деятельности..
| Тема 2
| Теоретическая социология в анализе социальной работы
| Применение социологического подхода в социальной работе. Практическое использование социологических парадигм в анализе социальной работе. Структурно-функциональная парадигма. Определение структурно-функциональных механизмов социальной работы по содействию устойчивости социальной системы. Парадигма социального конфликта. Решение конфликтов социального неравенства через систему социальной работы. Парадигма символического интеракционизма. Социальная работа как непрерывный процесс символической интеракции.
| Раздел 2Социологические практики анализа эффективности социальной работы
| Тема 3
| Количественная стратегия в оценке эффективности социальной работы
| Основы социологического исследования в социальной работе. Обоснование категорий социальной работы в социологическом анализе. Понятия, переменные и измерение. Исследование с помощью вопросов: опрос. Полевое исследование: включенное наблюдение. Проверка гипотезы: эксперимент. Использование уже имеющихся данных: вторичный и исторический анализ. Мониторинг как повторное социологическое исследование. Взаимодействие теории и метода. Интерпретативные и критические координаты социологического исследования социальной работы.Особенности количественной методологии в социологии, обусловленность позитивными, классически рациональными представлениями о возможности измерения общества и общественных отношений. Понятие и виды социологических исследований. Проблематика количественных исследований. Показатели эффективности социальной работы. Измерение и типы шкал. Количественные методы сбора первичной информации. Программа социологического исследования Понятие и построение выборки в классическом исследовании.Обработка и обобщение социологической информации в количественном исследовании. Оценка качества социологического исследования в количественном подходе. Требования к отчету по итогам социологического исследования
| Тема 4
| Качественная стратегия в оценке эффективности социальной работы
| Качественная методология как изучение микропроцессов, практики повседневной жизни, социальной реальности производится с позиции действующего индивида, интерпретирующего мир вместе с другими людьми и действующего в нем в соответствии со своими интерпретациями. Проблематика качественных исследований в социальной работе. Показатели эффективности и их измерение. Качественные методы сбора первичной информации. Программа качественного социологического исследования Организация качественного исследования,интерпретация и уровни репрезентации информации. Анализ и представление результатов качественного исследования. Истина и качество в качественном исследовании
| Тема 5
| Особенности социологического анализа социальной работы в регионе
| Социологические исследования социальной работы в регионе. Проблематика. Обоснование категорий социальной работы в социологическом анализе. Понятия, переменные и измерение. Прикладное исследование. Работа в поле Использование уже имеющихся данных: вторичный и исторический анализ. Мониторинг как повторное социологическое исследование. Взаимодействие теории и метода. Интерпретативные и критические координаты социологического исследования социальной работы.
Методология мониторинга как повторного социологического исследования.
Мониторинг качества социального обслуживания как части государственной системы социальной защиты населения и одного из секторов социальной сферы. Стандарты в области социального обслуживания, виды стандартов, применяющихся в сфере социального обслуживания в России, группы стандартов, действующих в области социального обслуживания в России, типы учреждений социального обслуживания, виды учреждений социального обслуживания.
Выбор методов социологической оценки качества социального обслуживания населения, система показателей мониторинга, категории информации в системе мониторинга результативности, типичные характеристики качества услуг для мониторинга результативности, выборка, периодичность, использование результатов, практическая значимость.
| Тема 6
| Социологическое обеспечение деятельности социальных учреждений и социальных служб
| Социологическая культура социального работника, социологические службы, методы и методики социологической оценки эффективности социальных технологий помощи конкретным людям. Понятие технология помощи, типы и виды технологий помощи конкретным людям, понятие и показатели эффективности, способы, методы и методики измерения, оценки и интерпретации, методы и методики обработки данных, презентации результатов
| Раздел 3Объекты социологического анализа эффективности социальной работы
| Тема 7
| Социологический анализ эффективности социальной работы с дезадаптированными семьями
| Семья как социальный институт и малая группа, структура и функции социального института семьи, социокультурная природа девиаций семейных отношений, общесоциологические предпосылки исследования социально-дезадаптированной семьи,
специально-социологические основания изучения социально-дезадаптированной семьи, социально-дезадаптированная семья как объект социологического исследования, типологический анализ социально-дезадаптированных семей, показатели эффективности социальной работы социально-дезадаптированных семей.
| Тема 8
| Социологический анализ эффективности социальной работы с инвалидами
| Семья инвалида в социальной структуре общества,
социальная дифференциация, механизмы социальной эксклюзии и инклюзии инвалидов. функциональная система эффекта эксклюзии и социальная интеграция, социальные индикаторы выявления уязвимых категорий населения,
методики измерения, оценки и интерпретации социальных показателей и индикаторов (бедность, нуждаемость, безработица, сиротство и т.п.).
| Тема 9
| Социологический анализ эффективности социальной работы с детьми и подростками
| Социальные общности и группы, отклоняющегося поведения школьника
Понятия «человек», «индивид», «индивидуум», «личность», личность как активный субъект. Структура и факторы формирования личности; социальный статус и социальная роль; ролевые концепции личности; социально-ролевой конфликт; социальные неравенство, мобильность, маргинальность личности; социализация, инкультурация, аккультурация, интернализация/интериоризация культурного опыта и социальная адаптация личности; механизм социальной адаптации, типология личности;
| Тема 10
| Социологический анализ эффективности социальной работы с пенсионерами
| Пенсионеры как особая социально-демографическая группа, факторы социальной дезадаптации, компенсаторные поведенческие реакции, позитивное конструирование старосты, ресоциализация пожилых людей, направления социальной работы с социальной группой, показатели эффективности
| | | | | 6. Планы групповых занятий и образовательные технологии
Семинар. Тема 1. Социология и социальная работа
Цель занятия: Изучение взаимосвязи социологического знания и социальной работы, оценка возможностей социологии в повышении эффективности социальной работы. Овладение понятийным аппаратом социологии социальной работы, формирование следующих компетенций: ОК-1, ПК-13, ПК-16, ПК-17
Вопросы для обсуждения:
- Взаимосвязь социологии и социальной работы.
- Социологическое воображение в социальной работе на контактном и организационном уровне социальной работы.
- Социологическое знание в социальной работе. Категории индивид, личность, группа, общность, общество. Понятия «социальные факт», «социальная реальность» и «социальное действие».
- Социологические проблема социального взаимодействия в социальной работе на макро и микро уровнях. Понятия: социальные структуры, социальные изменения, конфликты интересов основных социальных групп, семья, возрастные группы, адресная помощь/защита и др.
- Социология социальной работы: предметное поле
Темы докладов/рефератов:
1. Социология для социальной работы: критический анализ.
2. Социологическое воображение в повседневной социальной жизни и анализе социальных проблем.
3. Сценарии практической социальной работы в контексте социологических теорий.
4. Социологические перспективы социальной работы с конкретными группами населения.
5. Социологическое понимание социальной работы.
6. Социологические исследования как фактор повышения эффективности социальной работы
Образовательные технологии
- Моделирование семинарского занятия с использованием технологии кейс-стади;
- Использование мультимедийных технологий.
Задания для самостоятельной работы студентов
- Подготовка сообщений и докладов
Формы контроля самостоятельной работы студентов
|