Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общеизвестная информация о дурных поступках человека в прошлом.

Поиск

Допустим некий человек в прошлом совершил ряд ошибок, но сейчас он ведет себя вполне достойно. Запрещено рассказывать о его прошлых прегрешениях, даже если все об этом знают. Ведь когда человек совершает тшуву (полное раскаяние) за свои грехи, он свободен от наказания за них.

По той же причине категорически запрещено унижать человека за провинности его отца, хотя и это может быть известно всем. Важное правило: сын не несет ответственности за грехи отца, если он сам ведет себя достойно.

Еще год назад Анна часто посещала смешанные дискотеки (в которых участвуют и юноши, и девушки). Узнав, что это запрещено, она перестала на них ходить. Многие люди знают, что раньше Анна вела себя по-другому, но упоминать об этом запрещено.

Отец Гриши Ройтмана склонен к выпивке. Скрывать свою слабость он не в состоянии, поэтому об этом знают многие, что причиняет семье множество неприятностей. Запрещено кому-либо упоминать об этом с целью унизить Гришу Ройтмана.

В своей далекой юности Славик Зельц был, извините, вором-карманником. Впоследствии он раскаялся в своих грехах и сейчас известен как абсолютно честный человек. Многие знают о его прошлом, но никому не разрешено об этом упоминать.

Не повторяйте общеизвестный лашон-hара!

Если читатель тщательно рассмотрит все условия, необходимые для пересказа лашон-hара, услышанного в присутствии троих (сюда входит и пересказ общеизвестных фактов), он убедится, что это облегчающее мнение (“перед тремя”) применимо в самых редких случаях. Более того, даже если в определенном случае присутствуют все необходимые условия, Хафец-Хаим не дает однозначного ответа, можно ли так поступать, поскольку, согласно многим авторитетам Торы, это мнение вообще является необоснованным.

Поэтому: не следует повторять даже общеизвестный лашон-hара.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ЗАПРЕТ НА СПЛЕТНИ

ГЛАВА 1

1. Что такое рехилут (сплетни)?

Запрет звучит так: нельзя передавать кому-либо то, что другие сказали против него или совершили против него.

Если подобная информация необходима для конкретной, конструктивной цели, ее разрешено передавать при соблюдении определенных условий, которые будут особо оговорены в главе 9 данной части.

“Игорь Левин сказал мне, что вы — нечестный человек. Как вам это нравится?”

“Ася сообщила учительнице, что ты списывала во время экзамена”.

“Мотя, а ты знаешь, что о тебе говорит Канторович? Что ты начисто лишен чувства юмора!”

“Михаил Соломонович сделал все, чтобы вас вывели из членов правления”.

2. Где в Торе мы находим запрет на рехилут?

В Торе содержится четкий и недвусмысленный запрет на рехилут: “ Не сплетничай в своем народе ” (Ваикра 19:16). Кроме того, при произнесении сплетни нарушается еще ряд других заповедей-предписаний и запретов. Все они были перечислены в первой части книги.

Телеграфное сообщение

Когда человек посылает телеграмму, он взвешивает каждое слово. Так же следует вести себя и в обычном разговоре — ибо за каждое запрещенное слово, произнесенное вслух, нас ждет тяжелая расплата.

3. Утверждение, не унижающее, но вызывающее вражду

Сообщение вовсе не обязательно должно вызывать унижающую кого-либо информацию, чтобы быть причисленным к сплетням. Что имеется в виду? Допустим, мы знаем, что наш слушатель в плохих отношениях с человеком, о котором мы собираемся ему рассказать, причем негативную реакцию с его стороны вызовет уже одно упоминание имени того человека. В таком случае нам запрещено ему о нем рассказывать. Даже если в поступке, о котором вы хотите поведать, нет ничего предосудительного с точки зрения Торы.

Уже два года между господином Цейтлиным и господином Шацем натянутые отношения. Дошло до того, что Цейтлин считает каждого, кто оказывает услуги Шацу, своим персональным врагом. То же самое, и у Шаца.

Добродушный Саша Бейлин, готовый любить всех, отказывается принять чью-либо сторону в этой затянувшейся вражде. Когда Цейтлин попросил у него денег взаймы, Саша с радостью ссудил ему нужную сумму.

Лева Гевалдек, знакомый Шаца, рассказал тому о поступке Саши Бейлина. В результате господин Шац, ослепленный враждой к господину Цейтлину, невзлюбил теперь и Сашу.

Лева виновен в распространении слухов, хотя, когда он рассказывал о передаче денег, он похвалил Сашу, сказав, что тот поступил благородно и выполнил важную заповедь.

4. Рехилут, произнесенный без намерения вызвать ненависть

Если мы, без намерения вызвать ненависть к кому-то, но подозревая, что наши слова могут вызвать негативную реакцию, все же произносим их — мы преступаем запрет на рехилут независимо от наших добрых намерений.

Сима говорит своей близкой подруге Басе, что Мира изменилась к худшему, перестав уделять внимание благотворительности, как было раньше. Встретив Миру, Бася передает ей слова Симы, добавляя от себя, что Мире следовало бы исправить свое отношение к такой важной заповеди. Бася не собиралась причинять Симе вреда — она хотела хорошо повлиять на Миру. Тем не менее, она виновна в произнесении сплетни.

Менахем сказал родителям девушки, на которой собирается жениться Хаим, что интеллигентность и образованность предполагаемого жениха оставляют желать лучшего. Таким образом он расстроил сватовство. Узнав об этом, Хаим, безусловно, вознегодовал. Он набросился на Менахема с упреками: “Почему ты так сказал обо мне? Это же заведомая ложь!” — “Нет, это правда”, — ответил Менахем. Ссылаясь на Мордехая, Менахем пытался обосновать правильность своих действий. Тем не менее, он нарушил запрет на рехилут.

“Как отвратительно выкрашен ваш дом!” — подобное утверждение, даже если оно справедливо, вызовет вражду между хозяином дома и строительным подрядчиком, выполнившим ремонтные работы. Поэтому, если данное высказывание не может принести практической пользы, это — рехилут.

5. Правдивое высказывание, которое квалифицируется как рехилут

Пусть все детали вашего рассказа кристально честны и правдивы. Все равно, если рассказ содержит рехилут, он запрещен.

Необоснованным оправданием является высказывание типа: “Но я сам слышал, как он сказал о вас именно эту фразу”, — даже если оно правдиво на сто процентов.

6. Даже если они давно враждуют…

Нет сомнений, что один из самых страшных и разрушительных видов сплетни — когда она приводит к вражде между людьми, отношения между которыми до сих пор были вполне дружескими. Но даже если они враждовали раньше, все равно не следует “подливать масла в огонь”. Т.е., и в таком случае нельзя передавать одному из них, что сказал о нем другой.

Шапиро и Кегельман выдвинули свои кандидатуры в руководители какого-то движения. В результате жесткой предвыборной борьбы они стали врагами. Аркадий Лидский случайно услышал, как Шапиро в тысячный раз злословил о Кегельмане. Ему категорически запрещено передавать услышанное Кегельману.

7. Умейте противостоять давлению!

Рехилут запрещен не только в тех случаях, когда человек пересказывает что-либо добровольно и с удовольствием. Допустим, мы встретили человека — мягкого и застенчивого по природе. Ему трудно отказать, когда кто-либо просит его пересказать то, что он услышал. Особенно, когда его собеседник — личность сильная, требовательная умеющая настоять на своем. Надо смолчать, проявив стойкость и не поддавшись давлению, — точно так же, как соблюдающий заповеди еврей не поддается на уговоры съесть что-нибудь некашерное: “Давай, Яша, ты должен непременно попробовать эту отбивную”. То же самое с предложением: “Яша, я настаиваю, чтобы ты повторил мне слова такого-то человека”, — оно лежит в том же ряду. Надо суметь проигнорировать и то, и другое!

8. Рехилут, рассказанный родителям или учителю

Если кто-либо настолько не воспитан, что позволил себе сказать дурное о ваших родителях или учителе, вы ни в коем случае не должны пересказывать им об этом. Даже если они настаивают, даже если их просьбы горячи и убедительны, — вы обязаны мягко и вежливо отказать.

Учительница входит в класс. До ее ушей случайно долетает нелестная реплика о ее внешнем виде. “Кто это сказал?” — спрашивает она. Класс молчит. Тогда она обращается к отличнице на первой парте: “Кто это сказал, Наоми?” Наоми краснеет и молчит. И правильно делает! Потому что ей нельзя отвечать на этот вопрос.

9. Даже если вам грозит потеря денег…

Допустим, нам (не дай Б-г) грозят большие финансовые потери, если мы будем упорно отказываться пересказывать кому-либо что-то дурное о нем. Ситуация, конечно, малоприятная, но будем помнить: лучше потерять все состояние, чем нарушить хотя бы один запрет Всевышнего. Рехилут исключением не является!

Начальник конторы, где служит Рафаил Мендель просто взбешен: на стене конференц-зала нацарапаны слова, оскорбляющие его лично. Мендель — эксперт по почеркам; у него хранятся образцы почерков всех сотрудников фирмы. Однако он отказывается выполнить распоряжение босса и назвать виновного. Начальник грозится уволить его со службы в случае отказа, но Мендель предпочитает пуститься на поиски новой работы, нежели произнести рехилут.

10. Даже если вас оскорбят…

Вполне возможно, что за отказ повторять рехилут вас невзлюбят, будут оскорблять и проклинать за то, что вы молчите. Не огорчайтесь, мир создан Всевышним таким образом, что за каждое благое деяние, совершенное человеком, он получает вечную награду. С ней не могут сравниться все преходящие неудобства и неприятности нашего мира.

11. Ложь для предотвращения сплетен

Человек настоятельно просит у нас информацию, которую передавать ему запрещено: “Что этот тип сказал обо мне?”, “Они поддержали мою кандидатуру на собрании?”

Что мы должны делать? Можно просто отказаться отвечать, но тогда спрашивающему станет ясно, что кто-то поступил по отношению к нему плохо или дурно отозвался о нем. Как поступить? Солгать, чтобы предотвратить рехилут?

Ответ таков: если возможно избежать прямой лжи, лучше обойтись без нее. Очень часто, ловко скрыв несколько деталей происходящего, мы избавляем свой рассказ от сплетни. Но если это невозможно — можно солгать во имя мира между людьми. Хотя при этом надо помнить: ложную клятву нельзя давать в любом случае.

12. Без упоминания имен

Многие считают, что если в беседе не упоминаются имена и фамилии людей, то диалог автоматически не содержит рехилут. Это серьезная ошибка. Если слушатель может догадаться, о ком мы говорим, наши слова будут содержать рехилут.

13. Намеки и знаки

Слушатель информирован об определенном действии против себя, но не знает человека, ответственного за это. Если мы указываем ему на эту личность, не называя ее по имени, например, с помощью знаков или намеков, то мы преступаем запрет на рехилут.

14. Скрытый рехилут

Запрещено напоминать человеку, что кто-либо оскорбил его, даже если это делается окольным путем. Намекая на инцидент, который может вызвать в слушателе неприязнь к другому, мы произносим запрещенный рехилут.

Каминский купил машину у Эфроса и вскоре обнаружил, что тот его попросту надул: уже через два месяца машину пришлось выбросить. Кляйнер, один из сослуживцев Каминского, терпеть не может Эфроса и получает истинное удовольствие, когда кто-то поносит его при нем. Услышав о неудаче Каминского с машиной, он хочет посудачить “об этом негодяе Эфросе” и сказать о нем что-либо дурное, но пытается сделать это окольным путем, так как прямо произносить рехилут он считает ниже своего достоинства. Как поступает наш Кляйнер? Он ловко заводит беседу с Каминским о злополучной машине. Безусловно, он виновен в нарушении запрета на рехилут, так как уже в первой его фразе слышен намек на Эфроса.

15. Письменный рехилут

Рехилут запрещен как в устной, так и письменной форме. Когда мы пишем письмо другу, будем осторожны, чтобы не намекнуть или не сказать прямо о том, что кто-то в чем-то перед ним виновен.

16. Рехилут и бизнес

Запрещено говорить владельцу магазина или предприятия, что кто-то дурно отзывался о качестве его товаров, так как это вызовет вражду между людьми.

В течение многих месяцев Шейндл покупала рыбу для субботнего стола в лавке у Дойча. Когда тот заболел, Шейндл пришлось покупать рыбу у другого лавочника, Вебера, который предложил ей стать его постоянной покупательницей. Но как предложил! Он позволил себе сказать Шейндл, что в магазине у Дойча рыба часто несвежая. Шейндл не обратила внимания на его слова и снова стала покупать рыбу у Дойча, как только тот выздоровел. Спустя некоторое время она вдруг высказалась: “Решительно не понимаю, откуда Вебер взял, что у вас несвежая рыба. Я ее нахожу исключительно качественной и вкусной”.

Этот комплимент в адрес Дойча содержит рехилут.

ГЛАВА 2

1. Рехилут в присутствии группы людей

Рехилут запрещено произносить в присутствии одного человека и, тем более, перед группой людей.

2. Беседа с мнительным человеком

Встречаются мнительные люди, которые постоянно подозревают, будто все помыслы окружающих только и направлены на то, чтобы сделать или сказать им какую-либо пакость. Будьте предельно осторожны, общаясь с подобным человеком. Старайтесь избегать даже малейшего намека на то, что может вызвать у него подозрение против кого-либо.

3. Оскорбительное замечание, которое слышали многие

В мире авторитетов Торы существует не очень принятое мнение, согласно которому оскорбительное замечание о ком-либо, высказанное в присутствии трех или более человек, разрешено повторять тому, в чей адрес оно прозвучало; по крайней мере, греха в таком повторении нет. Это мнение опирается на предположение, что коль скоро три человека все равно получили информацию, то она неизбежно распространится и дальше. В случае если соблюдены семь условий (изложенные нами выше в законах о лашон-hара), то пересказ услышанного многими не будет считаться запрещенной сплетней.

Хафец-Хаим считает, что к практической жизни такое мнение неприменимо, поскольку большинство авторитетов с ним не согласны. Поэтому, даже если “все уже знают”, что Реувен дурно отозвался о Шимоне, все же их знакомому Леви запрещено сообщать об этом Шимону.

Господин Закс, просматривая еженедельную газетную колонку, заинтересовался статьей, подписанной неким Горовицем. В статье он обнаружил оскорбительное замечание о Зидмане, друге мистера Закса. Журналист Горовиц, безусловно, виновен в злословии на страницах газеты, которую прочтут много людей. Тем не менее, если мистер Закс не хочет нарушать запрет на рехилут, он не должен показывать эту статью Зидману.

4. Сообщать кому-либо о планах прекратить партнерство

Один из участников совместного бизнеса планировал прекратить свое сотрудничество с компаньоном, но впоследствии передумал. Людям, посвященным в обстоятельства дела, категорически запрещено сообщать об этом другому партнеру, поскольку, очевидно, что такой рассказ вызовет с его стороны негативную реакцию.

Не делайте этого, даже если, кроме вас, в первоначальные планы первого компаньона было посвящено несколько человек.

То же самое в отношении ситуации, когда жених (или невеста) вначале решил разорвать помолвку, но потом изменил свое решение: другому незачем знать об этом.

Некая фирма пригласила эксперта Розенбойма выявить причины, из-за которых сбыт продукции фирмы перестал приносить прибыль. Сначала проверку прошли связи в административном аппарате. Вывод Розенбойма был категоричен: “Просто удивительно, как вы можете столько времени держать на главных постах господина Баума?” Так он сказал господину Хейфицу, члену совета директоров фирмы. На это Хейфиц конфиденциально сообщил эксперту, что некоторое время назад он и сам подумывал начать компанию против участия Баума в руководстве, но потом передумал. Через пару дней, случайно встретив Баума, Розенбойм пересказал ему свой разговор с его партнером. Господин Баум был настолько рассержен, что компания едва не прекратила существование. Розенбойм, безусловно, виновен в нарушении запрета на рехилут.

Вот уже пятнадцать лет рабби П. — духовный руководитель небольшой еврейской общины. На днях ему предложили другую должность, которая даст ему возможность преподавать Тору перед более широкой аудиторией. Рабби П. обдумывает это предложение, но, в конце концов, решает остаться на прежней должности. Если кто-либо скажет одному из членов общины про колебания их рава, он будет виновен в нарушении запрета на рехилут, т.к. в результате этого рассказа отношение общины к рабби П. может измениться к худшему.

ГЛАВА 3

1. В присутствии человека, на которого ссылаются

Допустим, при вас за глаза оскорбили одного человека. Вы не имеете права пересказывать ему эту некрасивую историю, даже если уверены, что могли бы повторить свой рассказ в присутствии того, кто его оскорбил. Более того, вести такой рассказ в присутствии автора высказывания категорически запрещено, поскольку так слушатель скорее поверит тому, что его действительно оскорбили, что приведет к вражде между людьми.

“Алла Зискина по секрету сообщила мне, что ты, Перл, ханжа, каких свет не видел”, — сказала Мария Кантор своей подруге по работе. Перл вначале не хотела верить, что Алла Зискина могла так дурно отозваться о ней. Однако Мария настаивала на своем, добавив, что готова повторить то же самое в присутствии автора высказывания. До конца рабочего дня у Марии было достаточно времени, чтобы убедить Перл в правоте своих слов. Дальше ситуация сложилась так: Мария Кантор действительно повторила свои слова в присутствии Аллы. Та покраснела. Перл восприняла ее смущение как подтверждение слов подруги. Естественно, после этого о дружбе между Аллой и Перл не могло быть и речи.

Мария виновна в нарушении запрета на рехилут, даже если ее слова содержали чистую правду.

2. Сплетня о вас

Предположим, вам говорят, что кто-то злословил о вас. Известие принес Леви, который сообщает вам, что Реувен дурно и в некрасивом тоне о вас отозвался. Вам запрещено спрашивать у Реувена, зачем он сказал о вас такие-то и такие-то слова. Более того, если Реувен поймет, что Леви виновен в пересказе злословия, то вы виновны в нарушении запрета на рехилут, несмотря на то что вашим единственным намерением было опротестовать заявление Реувена и вы не собирались причинять Леви вреда (и даже не упомянули о нем ни слова).

К несчастью, многие люди неверно толкуют это постановление Торы, что приводит к серьезным ошибкам. Поэтому следует быть чрезвычайно осторожным.

3. Рехилут, содержащийся в пересказе инцидента третьему лицу

Предположим, Реувен дурно отозвался о Шимоне. Вы пересказываете этот отзыв третьему лицу — и, безусловно, совершаете рехилут, т.к. Шимон, в конце концов, узнает о словах Реувена и почувствует к нему неприязнь. Вдобавок ваши слова почти неизбежно приведут к массовому злословию. Поэтому нельзя ничего никому говорить о выходке Реувена против Шимона, даже если добавить при этом, что вы лично эту выходку осуждаете.

И только если ваша единственная цель состоит в том, чтобы некий третий человек упрекнул Реувена за злословие (подразумевается, что он имеет на него влияние), тогда вы можете передавать ему эту информацию. Но прежде чем вы так поступите, проследите за тем, чтобы непременно были соблюдены все условия, сформулированные выше.

ГЛАВА 4

1. Известна информация, но неизвестен ее унижающий смысл

Любое утверждение, которое вызывает вражду и ненависть, содержит рехилут, даже если в нем нет новой информации. Например: Реувен уже знает о том, что сказал о нем Шимон, но не считает, что у того были дурные намерения. Если вы “доброжелательно” и “с лучшими намерениями” объясните Реувену, что он ошибается, то будете виновны в нарушении запрета на рехилут.

Две подруги, Файнберг и Кипнис, нанесли визит своей знакомой по фамилии Киршинская.

“О, у тебя так же опрятно, как у Сегалов”, — высказалась Кипнис. Киршинская не знакома с Сегалами и никогда не бывала у них. Решив, что ей сказали комплимент, она тепло поблагодарила гостью. Когда та ушла, Файнберг ехидно заметила: “Не обижайся на Кипнис, она не очень удачно пошутила. Всем известно, что у Сегалов дома жуткий беспорядок”.

Файнберг виновна в нарушении запрета на сплетни, ибо она указала на скрытый оскорбительный смысл высказывания своей подруги.

Лео Перельман оказался вовлеченным в спор с Эдди Лернером по поводу собственности. Дело дошло до раввинского суда, который решил вопрос не в пользу Лернера. Тем не менее, Лернер воспринял свою неудачу достаточно легко и пребывал в хорошем настроении, пока случайно не повстречал Элазара Городецкого. Элазар, будучи человеком ученым и сведущим в различных тонкостях, попросил Эдди перечислить обстоятельства дела и аргументы, с которыми тот выступил перед раввинами. Выслушав друга, Элазар Городецкий безапелляционно заявил, что суд обязан был решить дело в его пользу. Комментарий Элазара содержит рехилут. Возможно, что если бы он выслушал обе стороны, то согласился бы с решением суда. Но даже в том случае, если судьи действительно ошиблись, нашему Элазару следовало обсудить этот вопрос с ними, но никак не с Эдди Лернером.

2. Рехилут, давно известный всем

Реувен произнес плохие слова в адрес Шимона в присутствии двух человек, один из которых рассказал об этом Шимону. Второй свидетель не имеет никакого права пересказывать Шимону инцидент, даже если он будет скрупулезно точен и не прибавит ничего к рассказу первого свидетеля. Почему? Потому, что даже если Шимон уже поверил первому рассказу, повторение заставит его относиться к Реувену еще более враждебно.

3. Законы раскаяния, если нарушен запрет на рехилут

Чтобы совершить тшуву (раскаяние) за нарушение запрета на рехилут, нарушитель должен попросить прощения у человека, перед которым он виновен. Это необходимо в том случае, если ему поверили и его слова вызвали вражду. Но если ему не поверили, прощения просить не нужно, хотя исправить свое поведение ему все равно следует.

Если возможно, надо попытаться убедить человека, которому сказан рехилут, что рассказчик ошибся. Например: “На самом деле Реувен не сказал о тебе ничего дурного. Я ослышался (либо неправильно понял)”. Если такое объяснение будет принято, нет необходимости просить прощения.

ГЛАВА 5

1. Слушать рехилут

Слушать рехилут запрещено, даже если вы дали себе слово, что не поверите ему.

Господин Кон очень огорчился, услышав саркастическое высказывание господина Кушнера о господине Левитском. На следующий день Кон, повстречав Левитского, решил передать ему, как дурно отозвался о нем Кушнер.

“Не желаю ничего слушать”, — сразу же заявил Левитский, как только Кон сказал несколько первых слов.

“Но ведь вы должны знать, кто ваш враг”, — настаивал Кон.

“Сомневаюсь, что это принесет мне какую-либо пользу”, — твердо возразил Левитский и добавил: “Я уверен, что у вас благие намерения, господин Кон, благодарю вас, но нет ли в таком сообщении нарушения запрета на рехилут?

Мужественное поведение Левитского не просто похвально: он может поступить только таким образом и ни как иначе!

2. Не верить сплетням!

Но даже если случилось так, что мы все-таки услышали рехилут, у нас нет права воспринимать его как правду.

3. Слушать рехилут в целях защиты от ущерба

Если мы уверены в том, что нам необходимо знать информацию, содержащую рехилут, чтобы защитить себя от будущего ущерба, нам разрешено ее выслушать. Но даже в таких случаях запрещено принимать то, что нам сказали, за истину. Единственное, что мы можем сделать — соблюдать осторожность, приняв информацию к сведению.

4. Расспрашивать о ком-то для предотвращения ущерба

Допустим, у нас есть основания предполагать, что некто собирается причинить нам вред. В этом случае мы имеем право расспросить о нем других людей, чтобы выяснить, как и каким образом обезопасить себя от его действий. Так разрешено поступать, даже если мы рискуем услышать о нем злословие, которому мы, конечно же, не поверим, поскольку наша единственная цель — уберечь себя от возможного ущерба.

И как всегда, если наше расследование покажет, что нам действительно хотят причинить вред, мы не можем принять полученные сведения за истину, несмотря на то что получили эти сведения от многих людей. Тем более, запрещено смущать этого человека или вредить ему каким-либо способом. Фактически мы обязаны не испытывать к нему неприязни. Единственное, что можно сделать — быть по отношению к нему осторожным.

5. Привычка выяснять, что о тебе говорят другие

У некоторых людей существует вредная привычка постоянно выспрашивать, что о них говорят остальные люди их круга. В большинстве случаев такие расспросы происходят из обыкновенного любопытства, но настойчивость, с которой они расспрашивают других, часто приводит к тому, что им действительно начинают пересказывать чужие слова.

Как правило, если им сообщают, что тот, кем они интересуются, дурно отозвался о них, они верят эти словам — и отсюда происходит много неприятностей. Поэтому не стоит спрашивать у других: “Что он сказал обо мне? Что он обо мне думает?”, — если мы не уверены в том, что данная информация нам по-настоящему необходима.

6. Судить о другом, оправдывая его

Представим себе, что нам достоверно известно, что некто сказал о нас или совершил против нас нечто дурное. Возможно, он вовсе не собирался причинять нам вред — поэтому мы обязаны не осуждать его, а допустить возможность, что он поступил так нечаянно, без злого умысла, или нам сообщили не всю информацию, или она далека от правды, или человек, который нам об этом рассказывает, “сгущает краски” и т.д. и т.п. Но если, вместо того чтобы оправдать того человека в своих глазах, мы на основании чьих-то слов признаем, что тот человек причинил нам неприятности, мы виновны в том, что поверили сплетням.

Еще весной господин Збарский подыскал себе симпатичную дачу на лето. Владелец, ничего не обещая, сказал, что подумает о готовности Збарского снять домик с участком. Но подписание договора о сдаче почему-то откладывалось, кончилась весна, и тут Збарский с ужасом узнал, что домик сдан его приятелю Житловскому. Делать нечего, надо срочно искать для своей семьи другое место. Збарский даже не задумывался, почему хозяин дачи передумал: наверное, у него были на то веские основания (например, Житловский раньше обратился с предложением о съеме). Но тут позвонил сам Житловский и сказал: “Ты просто не понравился хозяину”. Согласитесь, неприятное известие.

Даже если Збарский не поверил этому сообщению, господин Житловский виновен в распространении злой сплетни. Даже после этих слов Збарский должен продолжать …… Збарского, причинам. Он не может причинить ущерб хозяину ни словом, ни делом.

7. Законы раскаяния в грехе, когда мы поверили сплетням

Допустим, мы поверили в рехилут, но теперь хотим исправиться. В первую очередь, необходимо принять твердое решение, что больше мы этого делать никогда не будем. Иногда тяжело представить себе, что человек, сообщивший нам некоторые сведения, просто оговорил другого человека, выставив его в ложном свете. Согласитесь, трудно не верить людям! В таких случаях мы можем признать, что какие-то детали рассказа были им присочинены или, напротив, опущены, в результате чего смысл сказанного исказился. Более того, первоначальное утверждение (о котором нам сообщают и которое было высказано в наш адрес) могло быть сказано таким тоном и с такой эмоциональной окраской, что ничего унижающего и порочащего нас не содержало.

Итак, мы не считаем, что кто-то плохо о нас высказался или плохо нам сделал. После чего мы говорим себе со всей твердостью, что прекращаем верить в этот рехилут, и затем признаем свой грех перед Всевышним.

ГЛАВА 6

1. Не верьте сплетням, произнесенным в присутствии группы людей

Реувен в присутствии нескольких человек говорит нам, что Шимон сказал о нас неприятные слова или совершил против нас что-то нехорошее. Нам запрещено верить Реувену.

Но если из высказываний Реувена следует, что слова или действия Шимона могут причинить нам вред в будущем, мы имеем право быть осторожными по отношении к Шимону и проверить правдивость сказанного. Если же из сообщенной информации мы не можем извлечь никакой практической пользы — надо полностью игнорировать то, что мы услышали.

2. Не верьте сплетням, произнесенным в присутствии того, о ком говорят

Допустим, рехилут рассказан нам в присутствии человека, о котором идет речь — в том плане, что, дескать, вот что он о вас говорит или вот что он против вас делает (или сделал). Причем этот человек молчит, не опровергая сказанное. Нам не следует принимать его молчание за знак согласия! Быть может, он хочет избежать спора или смущен, или молчит еще по какой-либо причине. Не будем верить сплетне!

3. Не верьте, что кто-то явился причиной вашей потери

Страшно сказать, но допустим, мы пережили финансовый крах: потеряли работу, разорились на бирже, лопнула наша фирма. Причем нам указывают на виновника нашего несчастья. Закон гласит, что мы не имеем права принимать за истину сообщение о его причастности к нашим несчастьям. Все, что мы можем сделать, это всего лишь быть осторожными с ним в дальнейшем, чтобы предотвратить будущие потери. И даже если кто-то обвинил подозреваемого в нашем присутствии и тот молчит — молчание не может само по себе считаться доказательством его вины. Возможно, он опасается, что его оправданиям не поверят, и считает за лучшее промолчать.

Зелигман готовится к свадьбе дочери. Он обошел несколько ресторанов, чтобы снять подходящий зал. Наконец находит симпатичное заведение под названием “Семь сорок”, которым владеет Зусман. Устно они договариваются о цене и дате проведения торжества. Зусман считает сделку совершенной. Но Зелигман, расставшись с Зусманом, решает, что надо попытаться найти лучший вариант и заходит еще в несколько ресторанов. Вначале его попытки оказываются тщетными, но в конце концов Зильбер, владелец “Одессы”, соглашается уступить ему зал за цену на 5% дешевле той, что запросил Зусман. Если бы Зильбер знал, что Зелигман уже договорился с Зусманом, он бы даже не стал назначать цену, но Зелигман не поставил его в известность.

Приближался день свадьбы. Зусман, встретив Зелигмана на улице, удивленно спрашивает, почему тот не приходит обсудить меню. Смущенный Зелигман признается, что решил провести свадьбу в “Одессе”, но виноват в этом не он, а Зильбер, который, дескать, перехватил его при выходе из “Семи сорок” и предложил свой зал за более низкую цену, и, как он ни отказывался, тот все-таки убедил его в более высоком уровне обслуживания в своем ресторане и в том, что его кухня самая популярная в городе.

Зусман обязан считать, что Зелигман пытается свалить вину на другого и что Зильбер ни в чем перед ним не виноват. Но, если он, поверив Зелигману, затаит зло на Зильбера, он будет виновен в том, что принял за правду злую сплетню, она же рехилут.

4. Рехилут, который мы слышим от двух (или более) людей

Мы не имеем права верить в рехилут, даже если мы слышим его от двух или более людей. И даже если повсюду распространился слух о том, что некто нас оклеветал, тем не менее, нам запрещено воспринимать этот слух как истину.

5. Рехилут от человека, которому мы доверяем

Мы доверяем некоторому человеку — тем не менее, мы не имеем права верить в рехилут, который от него слышим. Будем настороже, если то, что он нам говорит, необходимо для практических целей, но не станем принимать сказанное им за истину.

6. Рехилут, произнесенный ненамеренно

Запрещено верить сплетням, даже если они произнесены без намерения вызвать вражду: случайно, заодно во время беседы, в простодушии и т.п.

7. Косвенные доказательства истинности сообщения

Допустим, нам говорят, что кто-то сказал или совершил против нас нечто неприятное. При этом мы усматриваем в сообщении косвенную улику, которая дает нам основание поверить услышанному. Можно ли в таком случае верить рассказу? Можно — если соблюдены следующие условия:

а) нет никакой возможности оправдать слова или действия того, кто выступил против нас. Если есть малейший шанс представить событие, извиняя намерения того человека, — мы обязаны сделать это и не имеем права заключать, что информация, полученная нами, правдива;

б) косвенная улика, подтверждающая истинность сказанного, реальна и не может быть интерпретирована никаким другим способом;

в) косвенные доказательства очевидны нам, мы их видим сами, т.е. они не внушены нам рассказчиком или кем-то другим;

г) мы испытываем практическую нужду в данной информации — в противном случае нам запрещено слушать тот рассказ.

При наличии этих условий мы можем поверить рассказанному, но косвенные доказательства не дают вам права повторять рехилут перед кем-либо еще.

8. Обвинять доносчика

Если мы пострадали в результате доноса, и у нас есть косвенное доказательство против некоего еврея, что именно он на нас донес, мы все же не имеем права доносить на него, платя той же монетой.

Прежде всего упомянем о единственном случае, когда можно донести на доносчика — если такое обвинение необходимо нам для защиты и у нас нет другого выхода. Но если нашей целью является месть, то выдавать доносчика властям запрещено. Более того, даже если мы только хотим защитить себя, нам разрешено доносить на этого человека исключительно в том случае, когда мы сами были свидетелями его вины. Все, что косвенное доказательство позволяет нам сделать, — дать нам право проявить осторожность, но ни в коем случае не предпринимать какие-либо действия против подозреваемого.

ГЛАВА 7

1. Передавать рехилут родителям

Представим себе, что мы услышали злословие в адрес наших родителей. Нас, безусловно, возмущает тот факт, что кто-то относится к ним неуважительно. Тем не менее, мы не можем сообщать им об этом. В противном случае мы будем виновны в распространении сплетен, которые ведут к вражде внутри еврейского народа.

2. Рехилут о детях

Многие не осознают, что могут произнести рехилут, когда речь заходит о детях. Важно знать, что, если разговор ведется не о взрослых людях, а о детях, запрет на рехилут надо соблюдать не менее строго, чем во всех остальных случаях.

Например, мы видим, что детская игра перешла в спор и драку. Если мы пойдем и сообщим родителям одного из них, что второй ударил их ребенка (причем мы видели это своими глазами!), то мы преступим запрет на рехилут.

Чем такая сплетня может обернуться? Скорее всего, родители первого ребенка выступят против второго ребенка, что приведет к длительной ссоре между двумя семьями. Нет нужды говорить, что, если мы не знаем, кто виноват, запрещено рассказывать об инциденте родителям обеих сторон. Но даже если же мы знаем, кто виноват, разрешено рассказать о случившемся только в конструктивных целях и только в том случае, если соблюдены все необходимые условия.

Дети Всевышнего

Любой отец ужасно огорчится, когда узнает, что кто-то плохо говорит о его детях. Поэтому следует помнить: когда мы говорим лашон-hара или рехилут о еврее, мы позорим одного из детей Всевышнего!

3. Рехилут о невежде

Произносить рехилут запрещено, даже когда речь идет о невежде. Допускается, что невежда (человек, который не учит законы иудаизма, а значит, не знает, как себя вести) может оклеветать человека без видимой причины; тем не менее, нам запрещено сообщать об этом человеку, которого он оговорил.

4. Рехилут о мудреце Торы

Если кто-то произносит рехилут о талмид-хахаме (мудреце Торы), то он совершает серьезнейшее нарушение. Почему?

а) Как правило, рехилут, высказанный о талмид-хахаме, лжив. Поэтому грех произнесения такой сплетни более серьезен, чем правдивый рехилут. Ибо мы не можем допустить, будто талмид-хахам станет говорит



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.54.196 (0.022 с.)