Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. В отношении благочестивого человека↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Постоянное повторение Известно, что шохет (еврейский резник скота) обязан постоянно повторять законы шхиты (правила правильного убоя), чтобы знать их наизусть и никогда не забывать. Точно так же каждый из нас должен тщательно изучать законы о лашон-hара. Когда мы что-то произносим, надо четко знать, что можно говорить, а что — запрещено. 2. Тридцать одна заповедь Произнося лашон-hара, человек нарушает целый ряд заповедей Торы, а именно, 31 заповедь, из которых 17 — запреты, а 14 — постановления, и все они впрямую или косвенно касаются лашон-hара. Они перечислены в первой части книги. “Кто хочет жизни?” В Талмуде говорится о рабби Александре, который шел по улице и кричал: “Кто алчет жизни? Кто хочет жить?” Привлеченная этими криками, собралась большая толпа. Люди попросили: “Дай нам жизнь, мы хотим жить”. Тогда рабби Александр начал читать отрывок из Псалмов (Теилим 34:13-14): “Кто тот человек, жаждущий жизни, любящий дни (т.е. желающий, чтобы они продлились, ибо он мечтает) увидеть хорошее? (Такой человек — это тот, кто следует следующему правилу) Береги свой язык от плохого и свои уста от обмана”. На первый взгляд, в поведении рабби Александра мало смысла. Что нового он открыл собравшимся людям, цитируя слова, известные каждому? Хафец-Хаим комментирует: когда люди услышали, что рабби Александр предлагает им жизнь, то подумали, что он торгует чудесным эликсиром, способным укрепить здоровье и продлить годы жизни. Но он всего лишь напомнил им о духовном лекарстве, которое, действительно, может обеспечить любому долгую и прекрасную жизнь как в этом мире, так и в грядущем. (Сам Хафец-Хаим прожил почти 100 лет). Каждое слово лашон-hара — отдельный грех, помноженный на число нарушенных при этом заповедей. Если человек произносит всего лишь десять слов лашон-hара в день — в течение года их накапливается много тысяч. Впрочем, тот, кто не боится произносить лашон-hара, говорит за день сотни запрещенных слов. Посчитайте, сколько их будет за год! С другой стороны, если человек осторожен, то каждый раз, удерживаясь от произнесения лашон-hара, он выполняет заповедь. Поэтому воздержание от лашон-hара всегда благотворно влияет на состояние души человека и, соответственно, на его здоровье и продолжительность жизни. 3. Нарушители лашон-hара Нарушителями лашон-hара называют людей, для которых произнесение лашон-hара — привычное действие. Даже тот, кто злословит случайно, по недомыслию, виновен в серьезном грехе. Но тот, кто постоянно сплетничает и говорит о недостатках других, гораздо более грешен, поскольку он постоянно пренебрегает одной из заповедей Всевышнего. Самые “злостные” нарушители — это те, что из раза в раз унижают окружающих, позволяя себе пренебрежительное отношение к людям. Вот несколько примеров излюбленных ими речей: “Реувен ни на что не способен. Послушайте, что он учинил вчера…” “Не думайте, что в Лее есть что-то особенное. Она из семьи, которая…” “Знаете, что я недавно услышал о Шимоне?” Перечень можно продолжать без конца. Наши мудрецы называли подобных людей “баалей лашон-hара ” (дословно — обладатели злого языка; люди, для которых злословие стало второй натурой). В Талмуде сказано, что грех произнесения лашон-hара считается более серьезным нарушением, нежели идолопоклонство, убийство и измена супружеской верности. В Иерусалимском Талмуде говорится, что “бааль лашон-hара ” не будет иметь места в будущем мире до тех пор, пока не совершит тшуву (не раскается искренне). Телефон и лашон-hара Изобретение телефона дало человеку еще одну возможность превратиться в “бааль лашон-hара ”, не выходя из своего дома и не расходуя лишней энергии. Если наш телефонный собеседник настаивает, чтобы мы рассказали ему что-нибудь дурное о ком-то, нам следует упрекнуть его. Если он не реагирует на наши упреки и продолжает просить с большей настойчивостью, надо срочно найти повод и повесить трубку: “Извините, ко мне пришли (что-то кипит на плите, меня зовут)”. 4. Вынужденный лашон-hара Нет разницы между тем, говорим ли мы лашон-hара свободно, по желанию, или делаем это по принуждению. Скажите, разве можно есть некашерную пищу только потому, что кто-то настойчиво нам ее предлагает и мы боимся его обидеть или утратить его расположение? Безусловно, нельзя. То же самое — с запретом на лашон-hара. Давид сгорает от любопытства, желая установить личность человека, который совершил некий дурной поступок: “Ты можешь мне смело все рассказать. Ведь мы с тобой приятели много лет. Обещаю, не скажу об этом ни одной живой душе, дай лишь намек. Но если не скажешь, то еще пожалеешь… Я с места не сдвинусь, пока не услышу от тебя всю правду”. Друг Давида должен, не обращая внимания на его настойчивость, твердо стоять на своем и ничего не рассказывать. 5. Отказать своим родителям или учителю Если ваши родители или учитель просят рассказать о каком-то происшествии и вы знаете, что ответ будет содержать лашон-hара, запрещено исполнять их просьбу, несмотря на повелевающую заповедь их уважать. Конечно, сама форма отказа должна быть предельно вежливой, мягкой и сдержанной. Надо уметь отказывать с уважением. Но если информация нужна им для полезных целей, если они, получив ее, могут как-то исправить создавшееся тяжелое положение или решить трудную проблему, вы можете сообщить ее им, не впадая в грех лашон-hара. В таком случае позволено выполнить их просьбу и пересказать им то, о чем они просят. 6. Финансовые издержки и лашон-hара Лашон-hара нельзя оправдать даже тогда, когда нарушение запрета на злословие спасает от большой финансовой потери. Тора требует от человека, чтобы он не нарушал ее запретов, даже если есть риск потерять все состояние. Глава фирмы, где служит Гольдберг, любит, когда работники в разговоре с ним посмеиваются над сотрудниками конкурирующей фирмы. Чем язвительнее высказывания, тем лучше босс относится к работнику. Гольдберг в этих разговорах участия не принимал — и вот его увольняют. Он не желает участвовать в лашон-hара. В результате он теряет свои доходы, что не может не создать трудности ему и его семье. Но в данной ситуации он не может поступить иначе. 7. Когда тяжело хранить молчание Если вы оказались в группе людей, злословящих о других, и нет никакой возможности покинуть их компанию (например, все происходит на высоте десяти километров в салоне самолета, совершающего трансатлантический рейс), то, извините, вам придется хранить молчание, даже если вы будете испытывать при этом сильный дискомфорт, оставаясь единственным человеком, не участвующим в общем разговоре. Ведь никому не нравится выглядеть в глазах остальных людей скучной или малообщительной личностью. Но вы получите награду за это молчание — в прямой пропорции к перенесенным трудностям. Запомните, лучше человеку всю жизнь выглядеть неумным, чем на одно мгновение предстать перед Создателем злословящим и порочным. “За каждую секунду молчания человек получает награду такой величины, что ее не способны оценить даже ангелы”, — так говорили наши мудрецы о ситуациях, одну из которых мы только что описали. 8. Лашон-hара в письменном виде Унижающая чье-то достоинство информация, содержащаяся в личных письмах, книгах, газетах, рекламных проспектах, настенных плакатах, афишах и т.д., — также является грехом лашон-hара. “Дорогая Сара. С тех пор как ты уехала, наша подруга Лея стала еще невыносимей, чем раньше. Хана и Рахель продолжают не успевать по многим предметам. Впрочем, их трудно винить, т.к. учителя плохо готовятся к урокам. Не забудь написать обо всех новостях, которые происходят вокруг тебя. Твоя Ривка”. Прежде чем отправить письмо, проверьте, нет ли там лашон-hара! 9. Передача письма другим с целью унизить его автора Запрещено не только читать чужие письма, но и показывать адресованное вам письмо другим людям, чтобы унизить его автора. Даже если мы не комментируем письмо, у читателя может возникнуть представление о настоящих или мнимых недостатках автора. В данном случае лашон-hара проявляется в виде косвенного намека или упоминания. Мордехай получил от Хаима письмо, изобилующее неправильно приведенными цитатами, а также логическими и грамматическими ошибками. Ему запрещено показывать это письмо кому-либо с целью поднять Хаима на смех. 10. Язык намеков Запрещено передавать лашон-hара посредством намеков, знаков, движения пальцев или мимики лица. “Господин Зюскинд — тактичный человек, я (саркастическим тоном) уверен в этом. Ицхак тоже очень честен (покашливание). Сара образованна и умна (подмигивание)”. Если мы произносим нечто, унижающее человека, то фразы типа: “Я не хочу ничего сказать”, “Я не говорю ничего дурного, но…” — нас не оправдывают. 11. Когда вы не щадите даже себя… Если мы, злословя о ком-либо, прибавляем унижающую информацию также и о себе, это не меняет положения, — все равно мы говорим лашон-hара, даже если рассказ о дурном поступке, совершенной глупости, бестактности или некомпетентности мы начинаем с самих себя. “Мы с Ури Капланом в молодости занимались магазинными кражами”. “Честно говоря, в нашей группе никто не учится как следует”. “Я мало помогаю бедным, но и Левитан тоже скуповат”. ГЛАВА 2 1. Лашон-hара перед группой людей Лашон-hара нельзя произносить ни в присутствии одного человека, с глазу на глаз, ни перед группой людей. Чем больше людей слышат произносимый неким человеком лашон-hара, тем серьезнее его грех, так как жертва разговора будет унижена в глазах не одного, а многих. Более того, он заставил больше людей совершить грех, слушая его лашон-hара. Аркадий Витебский, произнося речь перед большой аудиторией, вскользь упомянул о некоторых недостатках Льва Левина. Серьезность вины Витебского пропорциональна числу присутствующих в зале людей. 2. Высказывания, допустимые в присутствии трех человек Существуют некоторые виды высказываний, которые допустимы в кругу трех или более человек. Считается, что в этом случае двусмысленные заявления обычно истолковываются, как вполне безвредные. Впрочем, много зависит от манеры их произнесения, от тона голоса, жестов и других нюансов. Откуда взялось такое правило? Когда три человека слышат некоторую информацию о ком-либо, то вероятность того, что эта информация получит дальнейшее распространение, очень велика, так что человек, о котором идет речь, в конце концов, об этом узнает. Осознавая это, говорящий, скорее всего, будет соблюдать осторожность и построит свое утверждение так, чтобы оно не выглядело унижающим. Тем не менее, если утверждение недвусмысленно унижающее, оно запрещено для слушателей, а тем более для последующей передачи, независимо от количества присутствующих людей. Реувен, впервые попавший в город, обратился к Шимону, проходящему мимо с друзьями: “Простите, не скажете ли, где я могу найти горячий ужин в столь поздний час?” Шимон ответил: “Идите к Леви, у него всегда полно еды”. И показал, как туда пройти. Ответ Шимона может быть истолкован двояко: либо Леви слишком сосредоточен на еде, и тогда это издевка в его адрес, высказанная перед товарищами; либо Леви очень добрый человек и у него всегда есть угощение для гостей. Поскольку в ситуации участвуют не менее трех человек, Шимон понимает, что рано или поздно Леви узнает о его словах. Поэтому он, естественно, не будет говорить в манере, унижающей Леви. Но если в словах Шимона содержится явный намек на обжорство Леви, то его слова все равно расцениваются как лашон-hара. 3. Лашон-hара в виде информации, известной всем Многие люди ошибочно полагают, будто повторение общеизвестной унижающей информации не является злословием. Однако многие авторитетные толкователи hалахи (еврейского закона) не видят разницы между лашон-hара, который является общеизвестной информацией, и лашон-hара, который еще никто не слышал. Впрочем, есть и такое мнение, согласно которому, если кто-то произносит лашон-hара в присутствии трех или более человек и слушатели впоследствии повторяют эту информацию, они не совершают греха лашон-hара. Но тот, кто произнес ее первым, виновен в грехе злословия. В одиннадцатой главе нашей книги будут перечислены ограничения, связанные с указанным мнением. Эти ограничения столь многочисленны, что применение их возможно в крайне редких случаях. Отметим, что Хафец Хаим сомневается, можно ли на это мнение вообще полагаться. Поэтому — даже известный всем лашон-hара не следует повторять перед людьми. Господин Луцкий прочел в газете, что его друг Штокман арестован за нарушение закона. Этот номер газеты, скорее всего, прочли все. Информация дошла до большинства. Но вдруг кто-то ее не прочел. Можно рассказать? Нет! Рассказывать о прочитанном Луцкий никому не имеет права. 4. Рассказ о дискуссии на собрании Членам советов директоров и преподавателям школ и университетов нередко приходится устраивать на своих собраниях дискуссии, которые кем-то могут быть приняты неодобрительно. Для участников существует запрет на упоминание вне стен собрания имен людей, говоривших или голосовавших против чьих-либо интересов. Даже не упоминая имен, запрещено говорить: “Лично я был на вашей стороне, но что я мог сделать? Остальные проголосовали против”. Запрет разглашать информацию остается в силе даже тогда, когда протокол собрания не засекречен. Марк Злотник зол из-за решения, принятого на собрании, где он не присутствовал, и нападает на Семена Саинского за то, что тот проголосовал против него. Семену запрещено перекладывать ответственность за участие в общем голосовании на других, даже если он на самом деле не голосовал против Марка. 5. Насмешка над уроками Торы Многие ошибочно полагают, будто нет ничего дурного в высмеивании лекции по Торе. К сожалению, это очень распространенное явление, приносящее серьезный вред. Даже если манера изложения действительно была слабой, а содержание — неглубоким, нам запрещено высмеивать или передразнивать лектора. Наша оценка по многим причинам субъективна. Согласитесь, на всех угодить очень трудно: один слушатель предпочитает слушать монолог, другой — участвовать в дискуссии, третьему по душе увлекательные рассказы и притчи, четвертому философские рассуждения. Вам что-то понравилось на лекции; но именно это привело вашего друга в расстройство, и он считает время, проведенное в зале, потраченным впустую. Еще кому-то понравилось то, что вы не оценили. В любом случае, никогда не стоит унижать лектора за глаза (а тем более в глаза). Единственное, что можно сделать, — вежливо и спокойно обратиться к лектору наедине, попросив его, если возможно, чуть-чуть разнообразить уроки, побольше приводить примеров и т.д. “Все знают, что у раввина П. очень скучные лекции”. “Он сам не понимает того, о чем говорит”. “Занятия рабби Р. можете смело пропустить. У него нет новых идей. Он цитирует чужие мысли”. “Он учит тому, во что сам не верит. Ему платят, вот он и рассказывает”. Безусловно, можно спорить на тему лекции или урока или обсуждать то, что осталось непонятным, приводить свои аргументы, не соглашаться. Однако делать все это следует, относясь с уважением к лектору или учителю. Если на лекции по иудаизму какое-то замечание лектора содержит недопустимые с точки зрения Торы мысли, причем он не обмолвился и стоит на своем, более того, настаивает на своей правоте, то высмеять его — ваша обязанность. В этом случае нет никакого запрета лашон-hара. 6. Личная информация Если кто-то сообщает нам информацию о своем бизнесе или личных делах, нам запрещено делиться услышанным с другими людьми. Если мы так поступим, это может навлечь финансовые и личные неприятности на доверившегося нам человека. Даже если собеседник не сказал впрямую, что просит не посвящать в секрет других, мы не имеем права разносить услышанное. Но если сведения указанного характера услышаны нами в группе из трех и более человек, причем говорящий не просил их не разглашать, то мы можем смело рассказывать об этом другим. В таком случае очевидно, что говоривший не имеет ничего против того, чтобы информация стала известна другим лицам. Господин Берман, владелец фабрики по производству напитков, дружит с господином Цацкисом. Однажды Берман поделился с Цацкисом секретом состава нового популярного напитка, который он производит. Цацкису ни в коем случае нельзя делиться секретом этого состава с другими людьми, даже если Берман специально не попросил его об этом. Но если информация была сообщена в компании трех и более человек, рассказать об этом можно. Хотя и в этом случае, стоит Берману предупредить о неразглашении, слушателям сразу же будет запрещено раскрывать секрет состава перед другими. Аня по секрету сообщила Лине о своей неофициальной помолвке. Даже если Аня не попросила Лину не разглашать ее секрет, само собой разумеется, что Лина не должна говорить об этом никому. Но если Аня рассказывает о своей неофициальной помолвке в кругу трех или более человек и не прибавляет при этом: “пока это секрет”, или: “не говорите об этом никому”, — то слушательницы могут поделиться этой новостью с подругами (но только без насмешек и колких замечаний!). 7. Кто-то рассказывает нам о своих грехах Если человек делится с нами совершенным им грехом, запрещено рассказывать об этом другим людям. Но, как мы только что выяснили, если он сообщает о своих оплошностях в кругу трех или более человек, мы можем рассказать о них, соблюдая необходимые условия. Однако даже при соблюдении всех условий запрещено рассказывать о чужих грехах с целью унизить этого человека. Наоми сказала своей подруге Мирьям: “Я не слишком осторожна в произнесении лашон-hара ”. Если Мирьям — единственная слушательница, ей запрещено передавать информацию дальше. Но если признание было высказано в кругу трех или более человек, Наоми, рассказав об этом кому-нибудь еще, не будет виновна в злословии (если, разумеется, Наоми не попросила о неразглашении). Однако если Мирьям будет рассказывать об услышанном с выражением злобы на лице или в словах, унижая тем самым Наоми, то она совершит грех лашон-hара. 8. Секреты Если кто-то раскрывает нам некую нейтральную информацию, но манера его рассказа дает нам понять, что он бы хотел сохранить сказанное в секрете, — нам запрещено повторять эту информацию другим, даже если тот человек впрямую не попросил нас об этом. Очень хорошая привычка — никогда не пересказывать то, что мы услышали, если нам не дано прямое разрешение. Таким образом, мы никогда не расскажем ничего, что может кому-то нанести вред. Беня позвал Матвея в соседнюю комнату и наедине сказал ему: “Я планирую поездку на две недели”. Матвей должен хранить информацию в секрете. Юдит прошептала подруге, чтобы никто не услышал: “У меня на банковском счету тысяча долларов”. Подруга, безусловно, не должна рассказывать об этом никому другому даже под большим секретом, хотя Юдит явным образом ее об этом не просила. Моисей сообщил Шалому: “Мой кузен гостил у Ицхака на прошлой неделе”. “Очень любопытно, — ответил рассерженно Шалом. — Твой кузен всегда жалуется на невероятную занятость и отказывается от моих приглашений. Но если он находит время для Ицхака, почему у него никогда нет времени для меня?” В принципе, Моисей не знал, что можно разозлить человека такой, казалось бы, безвредной информацией. Привычка не сообщать никому информацию, не содержащую никакой важности, и побольше молчать поможет в будущем Моисею не попадать в подобные положения. ГЛАВА 3 1. Оговор Если человек намеренно злословит о ком-то за его спиной и не хочет, чтобы тот знал, что его порочат, то, кроме того что им нарушается запрет на лашон-hара, он еще и навлекает на себя проклятие Торы (Дварим 27:24): “ Да проклят тот, кто тайно наносит удар своему другу ”. 2. Лашон-hара, который говорящий готов произнести даже в присутствии того, о ком он говорит Если вы чувствуете, что кипите от возмущения и готовы с гневом высказать свои претензии тому, кто это возмущение вызвал, — знайте, что (в большинстве случаев) так поступать запрещено. Каким бы праведным ни был ваш гнев! Но если вы не утерпели и все-таки высказали человеку в лицо все, что вы о нем думаете, — все равно запрещено повторять другим унижающие его слова. Нахум Абаевский говорит: “Даже если бы Фридман присутствовал здесь, я сказал бы ему, что он шарлатан, а не ученый”. И добавляет для подкрепления правоты своих слов: “Я говорю серьезно. Это не лашон-hара ”. Реплика Фиры: “Наша соседка Дина очень бесхозяйственна, у нее в доме вечный беспорядок. Я готова повторить эти слова при ней”. Алик Меламед доверительно сообщает: “Если я говорю, что Давид ленив, то это вовсе не лашон-hара: вчера я ему сказал то же самое”. Все три приведенных случая — классические примеры лашон-hара! 3. Лашон-hара, произнесенный в присутствии того, о ком идет речь Говорить лашон-hара о ком-то в его присутствии — очень серьезный проступок. Даже если мы намерены высказывать человеку критические замечания о его недостатках, сделать это мы вправе только с глазу на глаз, наедине. Обидеть кого-то публично — тяжелый грех. Мы не только произносим лашон-hара, но тут же, на месте, обижаем и унижаем человека. Менахем, Дов и Шломо прогуливаются по улице. Менахем спрашивает у Дова: “Знаешь ли ты, что Шломо вечно опаздывает на молитву?” Мало того что Менахем произнес лашон-hара, он ставит Шломо в неудобное положение. Если Менахем хочет помочь Шломо исправить свой недостаток, он должен указать на него в беседе с глазу на глаз. На многолюдной и оживленной вечеринке миссис Юзефович попросила миссис Фельдман оказать ей услугу. “Извините, я сейчас очень занята”, — отказалась миссис Фельдман. “Я уже не в первый раз замечаю, что вы не очень-то отзывчивы, — проговорила миссис Юзефович достаточно громко, чтобы все слышали. — Почему вы всегда думаете только о себе?” Миссис Юзефович совершила грех лашон-hара. 4. Примеры высказываний, которые разрешены, если говорящий готов повторить их в присутствии того, о ком говорит Определенные утверждения не считаются лашон-hара, если говорящий готов их повторить также в присутствии того, о ком говорит. Речь идет о высказываниях, которые могут быть истолкованы как абсолютно нейтральные либо как слегка обидные. Интерпретация этих утверждений зависит от тона говорящего, его жестов, мимики. В присутствии человека, которого мы критикуем, нам вряд ли захочется говорить о нем в неприятной манере. Наша готовность к тому, чтобы он услышал критику, доказывает, что высказанное нами замечание в его адрес не следует толковать как унижающее. Тем не менее, если ясно, что наше замечание унизительно, произносить его запрещено всегда! Независимо от присутствия или отсутствия субъекта. Этот пример мы уже использовали. Обратимся к нему еще раз. Реувен, оказавшийся в чужом городе, встретил на улице Шимона и Леви. Он спросил, не могли бы они ему указать, где находится кашерный ресторан. “Зачем вам ресторан? — спросил Шимон. — У Леви дома всегда много еды”. Эта фраза может показаться оскорбительной, намекающей на обжорство и расточительность Леви. Однако следует предположить, что Шимон хотел сделать Леви комплимент, — тогда фраза имеет положительный смысл: Леви щедр, гостеприимен, он хороший хозяин. Но если Шимон хотел создать впечатление о Леви как о прожорливом человека, эта фраза запрещена даже в присутствии Леви. 5. Лашон-hара, сказанный в шутку Тора запрещает делать заявления, унижающие честь кого-либо, даже если они не содержат ненависти и намерения унизить человека, о котором говорят. Арье упрекнули в том, что он произнес лашон-hара в адрес Нафтали. На это он ответил: “Нафтали мой друг, все об этом знают. Я просто пошутил по его поводу”. Утверждение, что человек “просто пошутил”, не может служить оправданием злословию. Однажды группа студентов ешивы в Радине ставила пуримский спектакль в доме Хафец-Хаима. В одном из эпизодов можно было усмотреть тонкий намек на случай, вокруг которого в свое время шли острые дебаты в ешиве. Хафец-Хаим немедленно предупредил артистов: “Даже в Пурим следует воздерживаться от лашон-hара ”. 6. Лашон-hара без упоминания имен Чтобы утверждение считалось лашон-hара (а следовательно, попадало под запрет), необязательно упоминать чье-либо конкретное имя. Если слушатель может догадаться, на кого направлен намек, т.е. последний достаточно прозрачен, — перед нами лашон-hара! Согласитесь, если рассказчик артистичен и умело имитирует (даже невольно) манеру говорить, жесты, речевые особенности человека, о котором он рассказывает, если он цитирует характерные для того выражения, это может помочь окружающим легко догадаться, о ком идет речь. Самое лучшее — полностью воздерживаться от каких-либо пренебрежительных и едких замечаний. Даже если мы считаем, будто говорим о человеке, незнакомом нашим слушателям, что у них нет возможности догадаться, о ком идет разговор, — мы можем ошибиться, ибо мир, как известно, тесен. “Конечно, только один человек, которого мы знаем, способен на такое”. 7. Даже не произнося ничего унижающего, можно причинить вред Вспомним определение: любое утверждение, которое может вызвать боль, душевные страдания или финансовые потери, — это лашон-hара. И оно остается таковым быть, даже если внешне не содержит ничего оскорбительного или унижающего. Пример из Талмуда. Рабби Йеуда, рабби Йосе и рабби Шимон бар Йохай сидели и обсуждали обычаи римлян, захвативших Эрец Исраэль. Рабби Йеуда похвалил их за некоторые полезные вещи, которые они принесли с собой (умение прокладывать дороги, строить бани и т.п.). Рабби Йосе промолчал. А рабби Шимон бар Йохай возразил, сказав, что все, что делают римляне, они делают не для блага еврейского народа, а в личных интересах. При этой дискуссии присутствовал Йеуда бен Герим, который пошел и по душевной простоте рассказал в кругу семьи все, что слышал. В результате такого не очень умного поступка поползли слухи о дискуссии трех мудрецов, достигшие в конце концов римских ушей. Рабби Шимону пришлось скрываться, поскольку римляне приговорили его к смертной казни за критические высказывания об их власти. Заметьте, Йеуду бен Герим никто не предупреждал, чтобы он молчал. Он вовсе не намеревался причинить рабби Шимону вред. Просто он поделился информацией со своими родными, близкими людьми. Но он был обязан подумать о том, что произойдет, если римляне узнают о словах рабби Шимона бар Йохай. Следовательно, Йеуда бен Герим не имел права пересказывать этот разговор. Он обязан был хранить его в тайне. 8. Скрытый лашон-hара Если мы произносим нечто, способное причинить боль или неприятности, и делаем это не в откровенной форме, завуалировано — тем не менее, мы виновны в произнесении лашон-hара. Еще один пример из Талмуда. Римские власти приступили к постройке большого моста, но для осуществления проекта не хватало средств для найма рабочей силы. Поэтому решили разделить еврейское население города на шесть групп, так чтобы каждый день одна из групп работала бесплатно на строительстве моста. Однажды утром еврей по имени Тапуах решил, что лучше остаться дома и учить Тору, чем работать на стройке. Но группа рабочих, задумав ему отомстить, составила хитрый план. В какой-то момент один из строителей громко окликнул другого: “Эй, что ты взял сегодня на завтрак?” Тот ответил: “Яблоко”. Услышал надсмотрщик слово “яблоко” и по простейшим законам ассоциативного мышления сообразил, что он не видит Тапуаха в числе рабочих. Тут же он отправил стражника за Тапуахом, и тот сильно пострадал. Перед нами — лашон-hара бецина (скрытый лашон-hара). Имя еврея Тапуаха не было упомянуто открыто. Тем не менее, строители собирались нанести вред своему товарищу. Их поступок — произнесение лашон-hара. 9. Унижающие высказывания, не приносящие вреда Если кто-то говорит слова, унижающие достоинство человека, он виновен в произнесении лашон-hара, даже если его высказывание и не может принести вреда. (Такое бывает, например, в случае, если слушатель не верит в то, что ему рассказывают о третьем лице). Даже если рассказчик заранее знает, что его злословие бессильно принести вред, все равно злословить нельзя. Тора запрещает передачу любой унижающей информации, независимо от того, принесет она вред или нет. Аба не может оправдать свое злословие о Гади тем, что Гади живет в Нью-Йорке, а разговор о нем идет в Эрец Исраэль, поэтому, дескать, Гади никогда не узнает о том, что о нем говорили. Фаина, оговаривая свою учительницу, добавила, что у той пожизненный контракт, а значит, она не потеряет работу, даже если до начальства дойдет неприятная информация. Такое оправдание необоснованно. 10. Судить о человеке с хорошей стороны В любой ситуации надо расценивать поступок или слова другого человека с хорошей стороны. На иврите это называется — ладун коль адам лехаф зхут, судить о каждом, оправдывая его (а не осуждая). Если мы, сомневаясь в оценке поступка другого человека, можем поступить согласно одной из двух стратегий: или предположить наличие какого-то неизвестного нам извиняющего момента, или выступить с обвинением, отвергнув все оправдывающие мотивы, — то мы обязаны выбрать первый путь. Применительно к правилам о лашон-hара: если кто-то, осуждая чей-то поступок, не судит своего ближнего с хорошей стороны, а выставляет того как нарушителя, то он не только совершает грех лашон-hара, но и нарушает заповедь: “ Справедливо суди о своем ближнем ”. Только в том же городе. Лашон-hара, высказанный в присутствии трех людей, можно пересказывать только в том же городе (местности), где он был высказан первоначально. В другом городе (даже если между городами существует постоянная связь и их жители постоянно путешествуют из одного в другой) повторять эту информацию запрещено. Если город, в котором мы услышали злословие, очень большой, то особое разрешение “перед тремя” не имеет силы. Двое рассказывают двум. Особое разрешение “перед тремя” применяется лишь тогда, когда один человек злословит в присутствии троих. Но если два человека злословят в присутствии еще двоих, то, несмотря на то что всего их четверо, вопрос о том, можно ли об этом рассказывать, остается открытым — ведь двое злословящих могут пожалеть о том, что причинили человеку вред своими необдуманными речами, и тогда “распространителей” останется только двое. 7) Сомневайтесь в услышанном! Три человека услышали дурное о ком-либо. Они не могут принимать это утверждение в качестве истины. И еще: им запрещено пересказывать лашон-hара кому-либо другому, если известно, что он поверит в этот рассказ. Сообщение должно выглядеть спорным как в глазах первых трех слушателей, так и тех, кому они его перескажут дальше. Приукрашивание рассказа. Три человека, услышавшие дурные слова о ком-то, пересказывая их, не имеют права добавить к рассказу хотя бы единое слово либо комментировать его, выражая согласие. Люди, которым они об этом рассказывают, также не имеют права приукрашивать рассказ, “обогащая” его новыми деталями, фактами или комментариями о человеке, о котором идет речь. Поэтому такой пересказ не надо вести в присутствии человека, известного своей склонностью к приукрашиванию и комментированию сказанного. Если мы все же сделаем это, то нарушим запрет “не ставь преграду перед слепым”, т.е. дадим кому-то возможность совершить грех. Телеграфное сообщение Когда человек посылает телеграмму, он взвешивает каждое слово. Так же следует вести себя и в обычном разговоре — ибо за каждое запрещенное слово, произнесенное вслух, нас ждет тяжелая расплата. 3. Утверждение, не унижающее, но вызывающее вражду Сообщение вовсе не обязательно должно вызывать унижающую кого-либо информацию, чтобы быть причисленным к сплетням. Что имеется в виду? Допустим, мы знаем, что наш слушатель в плохих отношениях с человеком, о котором мы собираемся ему рассказать, причем негативную реакцию с его стороны вызовет уже одно упоминание имени того человека. В таком случае нам запрещено ему о нем рассказывать. Даже если в поступке, о котором вы хотите поведать, нет ничего предосудительного с точки зрения Торы. Уже два года между господином Цейтлиным и господином Шацем натянутые отношения. Дошло до того, что Цейтлин считает каждого, кто оказывает услуги Шацу, своим персональным врагом. То же самое, и у Шаца. Добродушный Саша Бейлин, готовый любить всех, отказывается принять чью-либо сторону в этой затянувшейся вражде. Когда Цейтлин попросил у него денег взаймы, Саша с радостью ссудил ему нужную сумму. Лева Гевалдек, знакомый Шаца, рассказал тому о поступке Саши Бейлина. В результате господин Шац, ослепленный враждой к господину Цейтлину, невзлюбил теперь и Сашу. Лева виновен в распространении слухов, хотя, когда он рассказывал о передаче денег, он похвалил Сашу, сказав, что тот поступил благородно и выполнил важную заповедь. 4. Рехилут, произнесенный без намерения вызвать ненависть Если мы, без намерения вызвать ненависть к кому-то, но подозревая, что наши слова могут вызвать негативную реакцию, все же произносим их — мы преступаем запрет на рехилут независимо от наших добрых намерений. Сима говорит своей близкой подруге Басе, что Мира изменилась к худшему, перестав уделять внимание благотворительности, как было раньше. Встретив Миру, Бася передает ей слова Симы, добавляя от себя, что Мире следовало бы исправить свое отношение к такой важной заповеди. Бася не собиралась причинять Симе вреда — она хотела хорошо повлиять на Миру. Тем не менее, она виновна в произнесении сплетни. Менахем сказал родителям девушки, на которой собирается жениться Хаим, что интеллигентность и образованность предполагаемого жениха оставляют желать лучшего. Таким образом он расстроил сватовство. Узнав об этом, Хаим, безусловно, вознегодовал. Он набросился на Менахема с упреками: “Почему ты так сказал обо мне? Это же заведомая ложь!” — “Нет, это правда”, — ответил Менахем. Ссылаясь на Мордехая, Менахем пытался обосновать правильность своих действий. Тем не менее, он нарушил запрет на рехилут. “Как отвратительно выкрашен ваш дом!” — подобное утверждение, даже если оно справедливо, вызовет вражду между хозяином дома и строительным подрядчиком, выполнившим ремонтные работы. Поэтому, если данное высказывание не может принести практической пользы, это — рехилут. 5. Правдивое высказывание, которое квалифицируется как рехилут Пусть все детали вашего рассказа кристально честны и правдивы. Все равно, если рассказ содержит рехилут, он запрещен. Необоснованным оправданием является высказывание типа: “Но я сам слышал, как он сказал о вас именно эту фразу”, — даже если оно правдиво на сто процентов. 6. Даже если они давно враждуют… Нет сомнений, что один из самых страшных и разрушительных видов сплетни — когда она приводит к вражде между людьми, отношения между которыми до сих пор были вполне дружескими. Но даже если они враждовали раньше, все равно не следует “подливать масла в огонь”. Т.е., и в таком случае нельзя передавать одному из них, что сказал о нем другой. Шапиро и Кегельман выдвинули свои кандидатуры в руководители какого-то движения. В результате жесткой предвыборной борьбы они стали врагами. Аркадий Лидский случайно услышал, как Шапиро в тысячный раз злословил о Кегельмане. Ему категорически запрещено передавать услышанное Кегельману. 7. Умейте противостоять давлению! Рехилут запр
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.47.222 (0.016 с.) |