Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия покаяния и его дополняющие

Поиск

 

Слово «покаяние» — великое слово, оно имеет глубокий смысл в отличии от того, что думают о нём многие. Покаяние приносится языком, но человек сожалеет о своём грехе и размышляет над высказыванием Всевышнего:

«Чтобы вы просили прощения у вашего Господа, а затем покаялись пред Ним» (Худ 11:3).

Осознай, что покаяние нечто большее, чем мольба о прощении. Как и у всякого вели­кого деяния, у покаяния есть условия. Учёные назвали несколько условий покаяния, взятых из стихов Корана, аятов, и хадисов. Вот некоторые из них:

1) Немедленное оставление греха.

2) Раскаяние в содеянном.

3) Твёрдое намерение не повторять это.

4) Возмещение прав тех, кого ты обидел, или просьба их о прощении.

Некоторые ученые относят к условиям покаяния также искренность и совершенство, при которых:

1) Раб оставляет грех ради Аллаха, а не ради чего-либо иного, например, в связи с неспособ­ностью совершать либо повторять его или из-за страха перед порицанием со стороны людей.

Не называется покаявшимся тот, кто оставил грехи ради сохранения здоровья и про­питания, кто оставил прелюбодеяние и распутство из-за боязни смертельных инфекционных заболеваний или из-за того, что это ослабляет его тело и память.

Не называется покаявшимся тот, кто отказался ограбления, потому что он не смог попасть в дом, или не смог вскрыть кассу, или испугался охранника или полицейского.

Не называется покаявшимся тот, кто бросил пить вино и употреблять наркотики по причине материальной несостоятельности.

Также не называется покаявшимся тот, кто не в состоянии совершать греховное дея­ние против своей воли, например, лгун, которого парализовало, и он потерял речь; прелюбодей, который лишился способности совершать половой акт; вор, который по­пал в происшествие и лишился рук.

Покаяние непременно должно сопровождаться раскаянием, отказом от желания со­вершить грех и сожалением о содеянном. Об этом сказал пророк: «Раскаяние — это покаяние».[7]

Аллах поместил человека, неспособного совершить деяние, но выражающего поже­лания этого на словах, на одну ступень с совершившим его. Пророк сказал: «Поистине, ближняя жизнь достаётся четы­рём: рабу, которого Аллах наделил богатством и знанием, и он боится своего Гос­пода, поддерживает родственные связи и признаёт свои обязанности перед Аллахом — он находится на высшей ступени; рабу, которого Аллах наделил знанием, но не наделил богатством, и он искренен в своём намерении, когда говорит: «Если бы у меня было бо­гатство, то я бы поступил, как такой-то», — и стремится к этому — вознаграждение этих двоих равно; рабу, которого Аллах наделил богатством, но не наделил знанием, и он расходует богатство без знания и не боится своего Господа, не поддерживает родст­венные связи и не признает обязанностей перед Аллахом — это самый скверный чело­век; и рабу, которого Аллах не наделил ни богатством, ни знанием, и он говорит: «Если бы у меня было богатство, то я бы поступил, как такой-то», — и стремится к этому — эти двое равны в грехе».[8]

2) Раб осознаёт скверность греха и его вред.

Это означает, что подлинное покаяние не совместимо с удовлетворением и радостью при воспоминании о прошлых грехах либо с желанием повторить их в будущем.

Ибн аль-Каййим, да смилостивиться над ним Аллах, в своих книгах «ад-Да’ ва ад-Дава’» («Недуг и лекарство») и «аль-Фава’ид» («Польза») перечислил многочислен­ный вред от грехов. Раб теряет знания, испытывает беспокойство в душе, трудности в делах, слабость в теле, лишается покорности, благословения, счастья, ощущает стеснение в груди. Грехи начинают порождать грехи, входят в привычку, и грешник позорится пред Аллахом и позорится пред людьми, на него обращаются проклятия животных, он облекается в одежды унижения. Аллах накладывает печать на его сердце, и он попадает под проклятие Аллаха, а его мольба остаётся безответной. Он распространяет порок на суше и в море, теряет честь, стыд, лишается милости. Его постигает нака­зание в мирской жизни, в его сердце вселяется страх, он попадает в плен шайтана. Грешника постигает плохой конец и наказание в будущей жизни.

Знание рабом подобного вреда, причиняемого грехами, заставляет его отдалиться от грехов целиком. Однако некоторые люди по различным причинам впадают из одного греха в другой:

а) раб считает, что это более незначительный грех;

б) душа больше склоняется к этому греху, и страсть к нему ощущается сильнее;

в) условия совершения этого греха проще и не требуют подготовки, в отличие от другого греха, не имеющего готовых многочисленных путей к нему;

г) друзья и приятели человека совершают этот грех, и ему трудно разниться с ними;

д) определённый грех обеспечил человеку высокое положение и сан среди окружения, ему тяжело лишиться этого положения и он продолжает совершать этот грех. Например, некоторые руководители сегодня не могут избавиться от своих злостных и порочных банд. Приведу вам другой пример: когда поэт-проповедник Абу аль-Атахийа порицал поэта-циника Абу Навваса за распущенность в грехах, Абу Наввас воспевал:

 

О Атахи! Ты считаешь, что я оставлю эту забаву?

Разве стану я благочестием разрушать в народе свою славу?

 

3) Раб должен стремиться к покаянию, поскольку отсрочка покаяния в сущности является грехом и тоже требует принесения покаяния.

4) Раб должен опасаться недостатка в своём покаянии и не быть уверенным в том, что оно уже принято, не должен полагаться на себя и чувствовать себя в безопасности от хитрости Аллаха.

5) Он должен восполнить упущенные обязанности перед Аллахом, если это возможно, например, выплатить обязательное ежегодное пожертвование, закят, который он удержал в прошлом, а также исполнить обязательства перед нуждающимися.[9]

6) Он должен избегать мест и обстоятельств прегрешения, если же он останется в прежних условиях, то может вновь впасть в грех.

7) Он должен избегать тех, кто содействовал его прегрешению. Это и предыдущее условия являются выводами из хадиса о том, кто убил сто человек, и вскоре мы приведём его.

Аллах сказал:

«Друзья в тот день станут врагами друг другу, кроме богобоязненных» (аз-Зухруф 43:67).

В День воскресения друзья в плохом будут проклинать друг друга. В связи с этим, о покаявшийся брат, ты должен избегать их, порвать с ними, остерегаться их, если ты не в состоянии призвать их на прямой путь. Остерегайся, чтобы шайтан не притянул тебя и не приукрасил для тебя возвращение к ним под видом призыва их к истине, если ты знаешь, что слаб и не сможешь сопротивляться искушению.

Многие люди возвращаются к грехам, когда возобновляют отношения со старыми друзьями.

8) Уничтожение запретных предметов, имеющихся при себе, например, спиртных напитков, музыкальных инструментов: лютни, кларнета, трубы и других — запретных фильмов, циничных рассказов и им подобного. Их следует сломать, уничтожить или сжечь.

Проблема уничтожения всех одеяний времен невежества на пороге прямого пути также требует непременного разрешения. Сколько же случаев известно, когда сохранение подобных запретных вещей у покаявшихся являлось причиной их отвращения от покаяния, причиной их заблуждения после наставления на прямой путь. Мы просим у Аллаха твёрдости!

9) Следует выбирать для себя праведных товарищей, отказаться от дурных спутников, стремиться в круг праведных верующих, на научные религиозные собрания и проводить время в полезных занятиях, чтобы шайтан не нашёл свободного времени для напоминания о прошлом.

10) Следует обратиться к своему телу, направить все свои силы на подчинение Аллаху и придерживаться только дозволенного Аллахом, пока не построится здоровое тело.

11) Покаяние должно быть принесено до предсмертного хрипа и до восхода солнца на западе.[10]

Предсмертный хрип — это звук, выходящий из горла при извлечении ангелами души. Покаяние же должно быть принесено раньше малого и великого воскресения, о чём сказал посланник Аллаха: «Аллах принимает покаяние того, кто принёс его до посмертного хрипа».[11] Он также сказал: «Аллах принимает покаяние того, кто принёс его до восхода солнца на западе».[12]

 

ВЕЛИКОЕ ПОКАЯНИЕ

 

Мы приведём пример покаяния первенцев нашей общины — сподвижников посланника Аллаха.

Бурайда рассказывал, что Ма‘из ибн Малик аль-Аслами пришёл к посланнику Аллаха и сказал: «О посланник Аллаха! Я был несправедлив с собой и совершил прелюбодеяние, и теперь я хочу, чтобы ты очистил меня». Пророк отослал его. На следующий день он вновь пришел к нему и сказал: «О посланник Аллаха! Я совершил прелюбодеяние». Он отослал его во второй раз. Затем посланник Аллаха послал людей за его родственниками и спросил их: «Наблюдали ли вы за ним расстройство рассудка? В себе ли он?» Они ответили: «Мы всегда видели его в здравом уме и знаем его как одного из наших праведников». Затем он пришел к нему в третий раз, и он (пророк — Прим. пер.) вновь послал за ними и поинтересовался о нем. Они вновь сообщили ему, что он и его рассудок в порядке. Когда он пришел в четвёртый раз, для него вырыли яму, и с повеления посланника Аллаха его забросали камнями.

Затем к нему (пророку — Прим. пер.) пришла аль-Гамидия и сказала: «О посланник Аллаха! Я совершила прелюбодеяние, очисти же меня». Он отослал её. На следующий день она сказала: «О посланник Аллаха! Зачем ты отослал меня? Наверное, ты отсылаешь меня, как отсылал Ма‘иза. Но — клянусь Аллахом! — я беременна». Он сказал: «Нет! Уходи, пока не родишь ребёнка». Когда она родила, то пришла к нему с мальчиком, укутанном в кусок материи. Он сказал: «Уходи и корми его, пока не оторвёшь от груди». Когда она оторвала его от груди, то пришла к пророку с мальчиком, держащим в руках ломоть хлеба, и сказала: «Вот, о посланник Аллаха, я оторвала его от груди, и он самостоятельно ест. Он передал мальчика (на воспитание — Прим. пер.) одному мусульманину, и приказал вырыть для неё яму по грудь, а затем повелел людям забросать её камнями. Халид ибн аль-Валид взял камень и бросил его в её голову. Кровь брызнула в лицо Халиду, и тогда он обругал её. Пророк Аллаха услышал, как он обругал её, и сказал: «Тише, о Халид! Клянусь Тем, в чьих руках моя душа, она принесла такое покаяние, что если бы его принёс сборщик налогов, Аллах бы простил его».[13] Затем он повелел приготовить тело и совершил погребальную молитву, и её похоронили».

В другой ривайе говорится, что Умар сказал: «О посланник Аллаха! Ты забросал её камнями, а теперь совершаешь погребальную молитву по ней?» Он сказал: «Она принесла такое покаяние, что если его разделить между семидесятью жителями Медины, оно бы охватило их. Знаешь ли ты что-либо лучше, чем пожертвовать собой ради Аллаха, Велик Он и Могуч».[14]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.2.239 (0.011 с.)