Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мухаммад Салех аль-Мунаджжид↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мухаммад Салех аль-Мунаджжид
Я хочу покаяться, но...
Перевод Кулиева Э. Р.
Именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Милостивому, Принимающему покаяние, Наставляющему на прямой путь, Прощающему грехи и Суровому в наказании! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного Аллаха, у которого нет сотоварища, Царя, Дарующего, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник, да благословит его Аллах и ниспошлёт мир ему, его роду и сподвижникам. Я прочёл этот труд, посвящённый покаянию и нашёл его ценным и полезным. Автор разъяснил в ней условия покаяния, доказательства этого, состояния кающихся и многие грехи, которые обязывают человека принести покаяние. Поэтому мы советуем всем, кто совершает грехи, а также всем нам действовать, руководствуясь этими знаниями, спешить принести искреннее покаяние, готовиться к тому, что Всевышний Господь принимает покаяния Своих рабов и прощает грехи, надеяться на милость Господа, верить в то, что Всевышний Аллах наставляет на благие деяния и помогает связать жизнь раба с его Господом, оставить неповиновение Ему и отдалиться от грешников. Да наставит нас Аллах на полное благо, вознаградит нашего брата, автора этой книги, и поможет мусульманам извлечь из неё пользу! Да благословит Аллах и ниспошлёт мир Мухаммаду, его роду и его сподвижникам!
? Абдуллах ибн Абд ар-Рахман аль-Джибрин 11.07.1410 г. х.
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем и просим о помощи. Кого Аллах наставит на прямой путь того никто не введёт в заблуждение, а кого Аллах собьёт, того никто не поведёт прямо. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного Аллаха, у которого нет сотоварища, и что Мухаммад — Его раб и посланник. А затем...»[1] Всевышний Аллах повелел всем верующим приносить покаяние и сказал: «Кайтесь пред Аллахом, о верующие, — может быть, вы окажетесь счастливыми!» (ан-Нур 24:31). Рабы Аллаха делятся на кающихся и несправедливых, и нет помимо этих двух третьей группы. Аллах, Велик Он и Могуч, сказал: «А кто не кается, те — несправедливые» (аль-Худжурат 49:11). В наше время многие люди удалились от религии Аллаха, среди них распространились неповиновение Аллаху и безнравственность, и не осталось никого, кто бы не был испачкан дурным поступком, кроме тех, кого сохранил Аллах. Но Аллах не желает, чтобы погас свет Его религии, Он пробуждает многих от беспечности и сна, и они осознают свои упущения в исполнении обязанностей пред Аллахом, каются в собственной халатности и неповиновении и обращаются к светочу покаяния. Иные же продолжают питать отвращение к тяжкой жизни, полной лишений, и блуждают в поисках выхода из тьмы к свету. Однако некоторая группа из этого «шествия» встречает на своем пути препятствия, полагая, что они мешают принести покаяние. Этими препятствиями являются искушения души и окружающая действительность. В связи с этим я написал эту статью, надеясь, что она разъяснит неясности и развеет сомнения, объяснит постановления Всевышнего и разрушит замыслы шайтана.[2] Эта статья состоит из введения об опасности пренебрежения грехами, в котором раскрывается смысл условий покаяния, за ним следуют советы по исцелению души, фетвы[3] для кающихся, подкреплённые доказательствами из Священного Корана и Сунны, высказывания ученых и заключение. Я прошу Аллаха, чтобы я и мои братья-мусульмане смогли извлечь пользу из этой статьи, и довольствуюсь их праведными молитвами и искренними наставлениями. Да примет Аллах наши покаяния! ? Мухаммад Салех аль-Мунаджжид
ВЕЛИКОЕ ПОКАЯНИЕ
Мы приведём пример покаяния первенцев нашей общины — сподвижников посланника Аллаха. Бурайда рассказывал, что Ма‘из ибн Малик аль-Аслами пришёл к посланнику Аллаха и сказал: «О посланник Аллаха! Я был несправедлив с собой и совершил прелюбодеяние, и теперь я хочу, чтобы ты очистил меня». Пророк отослал его. На следующий день он вновь пришел к нему и сказал: «О посланник Аллаха! Я совершил прелюбодеяние». Он отослал его во второй раз. Затем посланник Аллаха послал людей за его родственниками и спросил их: «Наблюдали ли вы за ним расстройство рассудка? В себе ли он?» Они ответили: «Мы всегда видели его в здравом уме и знаем его как одного из наших праведников». Затем он пришел к нему в третий раз, и он (пророк — Прим. пер.) вновь послал за ними и поинтересовался о нем. Они вновь сообщили ему, что он и его рассудок в порядке. Когда он пришел в четвёртый раз, для него вырыли яму, и с повеления посланника Аллаха его забросали камнями. Затем к нему (пророку — Прим. пер.) пришла аль-Гамидия и сказала: «О посланник Аллаха! Я совершила прелюбодеяние, очисти же меня». Он отослал её. На следующий день она сказала: «О посланник Аллаха! Зачем ты отослал меня? Наверное, ты отсылаешь меня, как отсылал Ма‘иза. Но — клянусь Аллахом! — я беременна». Он сказал: «Нет! Уходи, пока не родишь ребёнка». Когда она родила, то пришла к нему с мальчиком, укутанном в кусок материи. Он сказал: «Уходи и корми его, пока не оторвёшь от груди». Когда она оторвала его от груди, то пришла к пророку с мальчиком, держащим в руках ломоть хлеба, и сказала: «Вот, о посланник Аллаха, я оторвала его от груди, и он самостоятельно ест. Он передал мальчика (на воспитание — Прим. пер.) одному мусульманину, и приказал вырыть для неё яму по грудь, а затем повелел людям забросать её камнями. Халид ибн аль-Валид взял камень и бросил его в её голову. Кровь брызнула в лицо Халиду, и тогда он обругал её. Пророк Аллаха услышал, как он обругал её, и сказал: «Тише, о Халид! Клянусь Тем, в чьих руках моя душа, она принесла такое покаяние, что если бы его принёс сборщик налогов, Аллах бы простил его».[13] Затем он повелел приготовить тело и совершил погребальную молитву, и её похоронили». В другой ривайе говорится, что Умар сказал: «О посланник Аллаха! Ты забросал её камнями, а теперь совершаешь погребальную молитву по ней?» Он сказал: «Она принесла такое покаяние, что если его разделить между семидесятью жителями Медины, оно бы охватило их. Знаешь ли ты что-либо лучше, чем пожертвовать собой ради Аллаха, Велик Он и Могуч».[14]
ПРОСТИТ ЛИ МЕНЯ АЛЛАХ?
Ты говоришь: «Я хочу покаяться, но моих грехов очень много, и не осталось ни одного непристойного деяния, которого бы я не содеял, ни одного греха, который ты можешь вообразить себе или даже не можешь, которого бы я не совершил. И теперь я не знаю, возможно ли, что Аллах простит мне всё содеянное мной в течении этих долгих лет?!» О мой благородный брат! Это не только твоя проблема, это — проблема многих, кто желает покаяться. К примеру я приведу историю молодого парня, который с ранних лет начал совершать грехи, и когда достиг всего лишь семнадцати лет, уже имел длинный список развратных деяний, как больших, так и малых, которые он совершал с различными людьми, маленькими и взрослыми. Он даже изнасиловал маленькую девочку и совершил ряд ограблений. Он сказал: «Я покаялся Аллаху, Велик Он и Могуч, бодрствую по ночам и простаиваю их в молитве, соблюдаю пост по понедельникам и четвергам, читаю Благородный Коран после утренней молитвы. Есть ли для меня покаяние?» Основой Ислама является то, что мусульмане всегда обращаются за постановлениями и решениями к Книге Аллаха и Сунне. Когда мы возвращаемся к Корану, то встречаем высказывание Великого и Могучего Аллаха: «Скажи: «О рабы Мои, которые преступили против самих себя, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью; ведь Он — Прощающий, Милостивый! С раскаянием обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему» (аз-Зумар 39:53-54). Это верное решение упомянутой проблемы, и ответ ясен и не нуждается в дополнительном объяснении. А ощущение того, что грехов больше, чем Аллах может простить, возникает, во-первых, из-за недостатка убеждённости раба в обширности милости его Господа. Во-вторых, из-за недостатка веры в могущество Аллаха на прощение всех грехов. В-третьих, из-за слабости надежды на Аллаха, а это одно из важных деяний сердца. В-четвёртых, из-за отсутствия признания способности покаяния стирать грехи. Мы ответим на каждое из них. 1) Для разъяснения этого достаточно привести высказывание Всевышнего Аллаха: «Милость Моя объемлет всякую вещь» (аль-А‘раф 7:156). 2) Для этого достаточно привести достоверный священный хадис: «Всевышний сказал: “Кто знает, что Я способен прощать грехи, и не приобщает ко Мне равных, того Я простил несмотря ни на что”».[15] Это произойдёт в будущей жизни, когда раб встретит своего Господа. 3) От этого заблуждения избавит знание великого священного хадиса: «О сын Адама! Поистине, когда ты взываешь ко Мне и надеешься на Меня, Я прощаю тебе всё, что ты сделал несмотря ни на что. О сын Адама! Если твои грехи достигнут небесных облаков, и ты попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя несмотря ни на что. О сын Адама! Если ты предстанешь предо Мной с грехами величиной с землю и встретишь Меня, не придав Мне сотоварища, то Я приду к тебе с таким же прощением».[16] 4) Для этого достаточно привести хадис посланника Аллаха: «Покаявшийся в грехе подобен тому, кто не совершал греха».[17] Для каждого, кто сомневается в том, что Аллах может простить его и его многочисленные непристойные деяния, мы приведем следующий хадис.
ОНИ УГРОЖАЮТ МНЕ
«Я хочу покаяться, но мои старые друзья угрожают мне тем, что опозорят меня и раскроят мои тайны в обществе. У них есть фотографии и документы. Я опасаюсь за свою репутацию. Я боюсь!!!» Сражайся с клевретами шайтана. Поистине, козни шайтана слабы. Давление всех помощников Иблиса обрушится на тебя, но оно не замедлит рассеяться и спасть перед терпением и стойкостью верующего. Знай, что если ты будешь потакать им и уступишь, то они найдут против тебя и другие улики, и ты окажешься в убытке как в этой, так и в будущей жизни. Не подчиняйся им и проси помощи Аллаха в избавлении от них. Говори: «Довольно мне Аллаха. Он — лучший защитник! «Когда посланник Аллаха опасался людей, он говорил: «О Аллах! Сожми их грудь. К Тебе мы прибегаем от их зла».[27] Верно, что эта несчастная девушка, принесшая покаяние, находится в трудном положении. Её злостный приятель позвонил к ней и угрожал: «Я записал твои разговоры, у меня твоя фотография... Если ты откажешься выйти со мной, то я опозорю тебя перед семьёй!!» Верно, она находится в незавидном положении! Посмотри на борьбу клевретов шайтана с певцами и певицами, актёрами и актрисами. Они бросают зло своего бывшего бизнеса на рынке вопреки душевному давлению и сопротивлению. Но Аллах — с богобоязненными и кающимися. Аллах — Покровитель верующих. Он не бросает и не покидает их. Никогда не окажутся обманутыми надежды раба, который ищет у Него убежища. Знай, что с трудностью приходит облегчение, а со стеснением — радость. Послушай, о мой покаявшийся брат, эту трогательную историю, которая внесёт ясность в то, о чём мы говорим. Это история славного сподвижника Мурсида ибн Абу Мурсида аль-Ганави, партизана, который помогал мусульманам тайно бежать из Мекки в Медину. «Был человек, которого звали Мурсид ибн Абу Мурсид. Он перевозил пленных из Мекки в Медину. В Мекке жила распутница по имени Анак, она была его подругой. Как-то он пообещал одному пленному в Мекке перевезти его. Мурсид рассказывал: «Я прибыл лунной ночью и добрался до тени одной из мекканских стен. Тут подошла Анак, она заметила мою тень и приблизилась к стене. Когда она подошла ко мне, то узнала меня и спросила: «Мурсид?» «Мурсид» — ответил я. «Добро пожаловать! Не проведёшь ли ты у нас ночь?» — сказала она. Я ответил: «О Анак! Аллах запретил прелюбодеяния». Тогда она воскликнула: «О люди в шатре! Вот человек, который перевозит ваших пленных!» За мной погнались восемь человек. Я направился к аль-Хундаме (известная гора у одного из въездов в Мекку). Я достиг какой-то пещеры и вошёл в неё. Вскоре они прибыли туда и встали над моей головой, но Аллах скрыл меня от их глаз, и они ушли. Тогда я вернулся и взял моего друга. Я донес его до аль-Изхара, где развязал его оковы, а затем понес его дальше. Он был тяжёлым, и я сильно устал. Так мы достигли Медины. Затем я пришёл к посланнику Аллаха и дважды спросил: «О посланник Аллаха, жениться ли мне на Анак?» Посланник Аллаха смолчал и ничего не ответил мне, пока не было ниспослано: «Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а прелюбодейка — на ней женится только прелюбодей или многобожник» (ан-Нур 24:3). Тогда посланник Аллаха сказал: «О Мурсид! Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а прелюбодейка — на ней женится только прелюбодей или многобожник. Потому не женись на ней!»[28] Видел ли ты, как Аллах защищает тех, кто уверовал, как Аллах не оставляет тех, кто творит благое? В худших случаях, когда наступит то, чего ты боялся, или обнаружатся некоторые вещи и понадобится объяснение, разъясни людям своё положение и будь откровенен. Скажи: «Да, я совершал грехи, но теперь я покаялся пред Аллахом. Чего же вы хотите?» Давайте вместе помнить, что подлинным позором является позор перед Аллахом в День Воскресения, в День величайшего позора. Подлинным является не позор перед сотней или двустами, тысячью или двумя тысячами людей, а позор на глазах бесчисленного множества свидетелей, перед всеми творениями — ангелами, джиннами и людьми от Адама до самого последнего человека. Обратимся же к мольбе Ибрахима: «И не позорь меня в день, когда они будут воскрешены, в тот день, когда не помогут ни богатство, ни сыны, кроме тех, кто придёт к Аллаху с беспорочным сердцем!» В критических ситуациях оберегай себя, взывая к Аллаху молитвой пророка: «О Аллах! Покрой наши недостатки и защити нас от страха. О Аллах Назначь наше возмездие на тех, кто был несправедлив с нами, и даруй нам победу над теми, кто притеснял нас. О Аллах! Не позволь врагам и завистникам злорадствовать нам».
ГРЕХИ ОТРАВИЛИ МНЕ ЖИЗНЬ
Ты можешь сказать: «Я совершил много грехов и покаялся пред Аллахом. Но мои грехи преследуют меня, и воспоминания о том, что я совершил, отравляют мне жизнь, беспокоят меня, лишают меня сна и не дают покоя. Как же мне обрести покой?!» О брат-мусульманин, эти чувства являются свидетельством искреннего покаяния. Это — подлинное раскаяние, а раскаяние — это покаяние. Посмотри на свой прошлое с надеждой — с надеждой на прощение Аллаха. Не отчаивайся в милости Аллаха. Аллах сказал: «А кто отчаивается в милости Господа своего, кроме заблудших?» (аль-Хиджр 15:56). Ибн Мас‘уд сказал: «Величайшим из грехов является приобщение сотоварищей к Аллаху, чувство безопасности от хитрости Аллаха и отчаяние в милости Аллаха».[29] Верующий стремится к Аллаху со страхом и надеждой. Одно из них преобладает в разные времена в зависимости от необходимости. Когда раб ослушивается Господа, он склоняется к страху, чтобы покаяться, а когда покается, то склоняется к надежде, прося прощения от Аллаха.
ДОЛЖЕН ЛИ Я ИСПОВЕДАТЬСЯ?
Человек спрашивает удручённым голосом: «Я хочу покаяться, но должен ли я пойти и признаться в своих грехах? Является ли условием моего покаяния признание перед кадием (судьей — Прим. пер.) в суде во всём, что я совершил, и просьба о показании? Что означает рассказ, который я недавно прочёл, о покаянии Ма‘иза, женщины и мужчины, который поцеловал женщину в саду?» О брат-мусульманин! Связь раба с его Господом без посредников является одним из достоинств великого единобожия, таухида. Аллах доволен им и предписал его Своим рабам: «А когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я — Близок, отвечаю на мольбу взывающего, когда он взывает ко Мне» (аль-Бакара 2:186). Когда мы уверовали в то, что покаяние приносится Аллаху, то и признание и исповедь должны быть обращены к Нему. В молитве, которая называется «лучшей мольбой о прощении», саййид аль-истигфар, говорится: «Я исповедуюсь в своём грехе». Хвала Аллаху, мы не похожи на христиан. Священник, кафедра для исповеди, расписка о прощении... и прочие комические правила. Аллах сказал: «Разве они не знают, что Аллах принимает покаяние от Своих рабов» (ат-Тауба 9:104). Он принимает покаяния Своих рабов без посредников. А что касается претворения в жизнь приговора о наказании, то человек не обязан приходить и признаваться в содеянном, если об этом не узнал имам, судья или кадий. Тот, кого покрыл Аллах, может покрыть самого себя. Для него достаточно принести покаяние, которое останется между ним и Аллахом. Одним из прекрасных имён Аллаха является Покрывающий, и Он любит покрывать Своих рабов. Что же касается тех сподвижников — Ма‘иза и женщины, которые совершили прелюбодеяние, а также мужчины, который поцеловал женщину в саду, да будет доволен ими Аллах, — то они сделали то, что не относится к обязательным предписаниям, и это является свидетельством их стремления очистить свою душу. Доказательством этого является то, что посланник Аллаха, когда пришёл Ма‘из и женщина, вначале отвернулся от них. Об этом свидетельствуют и слова Умара о мужчине, который поцеловал женщину в саду, о том, что Аллах покрыл бы его, если бы он покрыл сам себя, и пророк промолчал в подтверждение. Поэтому нет необходимости идти в суд для официальной регистрации признания, если раб согрешил, а его Господь покрыл его. Также нет необходимости идти к имаму в мечеть и просить наказания за содеянное, как и просить друга отхлестать розгами в доме, что приходит в голову некоторым. При этом становится очевидным отвратительное положение некоторых невежественных мусульман, покаявшихся в грехах, примером которого является следующий рассказ. Один согрешивший мусульманин отправился к неграмотному имаму мечети, исповедался в совершённых грехах и попросил отпустить их. Имам сказал ему, что он непременно должен пойти в суд и завершить свои признания на основании шариата, после чего приговор приведут в исполнение и рассмотрят твоё дело. Когда несчастный понял, что не вынесет огласки этого, он отвернулся от покаяния и вновь впал в грехи. Я воспользуюсь представившимся случаем, чтобы сделать важный комментарий. О мусульмане! На нас лежит ответственность за изучение положений нашей религии, на нас лежит ответственность за получение их от достоверных источников. Аллах сказал: «И спрашивайте обладателей напоминания, если вы не знаете» (ан-Нахль 16:43). Он также сказал: «Милосердный — спроси о Нём о знающего» (аль-Фуркан 25:59). Не каждый проповедник годится для вынесения шариатского указа, фетвы, не каждый имам мечети или муэдзин годится для вынесения шариатского постановления по судебным вопросам, хукма, не каждый просвещённый мусульманин или рассказчик годится для передачи фетв. Мусульманин несёт ответственность за то, от кого он просит фетву, поскольку этот вопрос касается поклонения Всевышнему. Пророк опасался появления в мусульманской общине, умме, вводящих в заблуждение имамов. Один из праведных предков, салафов, сказал: «Поистине, эти знания — религия, посему смотрите, от кого вы берёте свою религию». Остерегайтесь подобных ошибок и обращайтесь к учёным за разъяснением того, что вам неясно. И Аллах — наш Помощник!
ВАЖНЫЕ ФЕТВЫ ДЛЯ КАЮЩИХСЯ
Ты можешь сказать: «Я хочу покаяться, но я не знаю религиозных постановлений, хукмов или ахкамов, по вопросам покаяния, в моей голове возникает множество вопросов о достоверности покаяния в некоторых грехах, о возмещении обязанностей перед Аллахом, в которых я допустил упущение, о способе возмещения прав другого раба, на которые я посягнул. Есть ли ответы на эти вопросы?» Для тебя, о возвращающийся к Аллаху, я собрал фетвы по наиболее важным вопросам, которые, если будет на то воля Аллаха, утолят твою жажду. Вопрос 1: Я пребывал в грехе и покаялся в нём, но затем моя повелевающая зло душа одолела меня, и я вновь согрешил! Становится ли моё первое покаяние недействительным? Остаётся ли на мне первый грех и всё, что было после него? Ответ 1: Большинство учёных считают, что условием достоверности покаяния является не неповторение греха, а отказ от его совершения, раскаяние в нём и твёрдая решимость не возвращаться к нему. Тот, кто вернулся к нему, становится подобен тому, кто совершает новое прегрешение, требующее нового покаяния, а первое покаяние остаётся в силе. Вопрос 2: Является ли покаяние в грехе верным, если я привержен к другому греху? Ответ 2: Покаяние является верным, даже если ты привержен к другому греху, если он не является разновидностью первого и не связан с ним. Например, если человек, зарабатывающий на лихве, риба, и пьющий вино, покаялся в лихве и не покаялся в употреблении вина, то его покаяние в лихве остаётся в силе, и наоборот. Если же он покаялся в лихве посредством наценки, но продолжает зарабатывать на лихве посредством отсрочки, то его покаяние не принимается. Не принимается и покаяние того, кто покаялся в употреблении гашиша, но продолжает пить вино, или наоборот, кто покаялся в совершении прелюбодеяния с одной женщиной, но продолжает грешить с другой. Подобные покаяния не имеют силы, и большее, что сделали эти люди, это перешли от одного греха к другому. Вопрос 3: В прошлом я оставил все обязанности перед Аллахом, не совершал молитв, не постился, не выплачивал закят. Что же мне делать сейчас? Ответ 3: Более предпочтительное мнение об оставившем молитву состоит в том, что он не должен восполнять пропущенные молитвы, поскольку время их уже упущено. Их следует возместить частыми покаяниями и мольбой о прощении и множеством дополнительных молитв. Может быть, Аллах простит это... Пропустивший пост, если он был в это время мусульманином, должен возместить его и накормить бедняка за каждый пропущенный в месяце рамадане день до того, как наступит следующий рамадан. Пример: человек пропустил три дня в рамадане 1400 г.х. и 5 дней в рамадане 1401 г.х. по небрежности. Спустя несколько лет он покаялся перед Аллахом. Ему следует возместить пост за восемь дней и накормить одного бедняка за каждый из восьми дней. Другой пример: Девушка достигла совершеннолетия в 1400 г.х. и постеснялась сообщить об этом семье. Она постилась в запрещенном состоянии восемь дней (например) и не возместила их. Затем она покаялась перед Аллахом, и на неё тоже распространяется предыдущее постановление. Следует знать, что между оставившим молитву и оставившим пост есть разница. Но среди учёных есть и такие, которые считают, что возмещения для того, кто пропустил пост преднамеренно, без оправдания, не существует. Что же касается не выплатившего обязательное ежегодное пожертвование, закят, то он обязан выплатить его, ибо это является правом Аллаха с одной стороны и правом нуждающихся — с другой (за дополнительной информацией обратитесь к труду «Мадаридж ас-Саликин» 1/383). Вопрос 4: Каким должно быть покаяние, если грех коснулся права другого человека? Ответ 4: Следует основываться на хадисе посланника Аллаха: «Кто поступил несправедливо со своим братом, посягнув на его честь или имущество, пусть возместит это и попросит прощения сегодня, до того, как с него будет удержано за это в день, когда не будет ни динара, ни дирхама. (В тот день — Прим. пер.), если будет у него праведное деяние, то он лишится его в зависимости от степени своей несправедливости; если же у него не будет праведного деяния, то снимут плохие деяния его брата и прибавят к его плохим деяниям». Этот хадис передал аль-Бухари. Покаявшийся может искупить совершённую несправедливость либо вернув полагающееся его хозяевам, либо попросив их прощения, если же они не простят его, то необходимо возместить содеянное. Вопрос 5: Я погряз в сплетнях об одном или нескольких лицах, других я оклеветал в том, к чему они были непричастны... Является ли условием покаяния сообщить им об этом и попросить прощения, а если нет, то как мне покаяться?! Ответ 5: Ответ на этот вопрос опирается на оценку пользы и вреда от этого. Если ты сообщишь им о том, в чём заключались твои сплетни и клевета о них, и они не будут разгневаны и опечалены, то сообщи им обо всём откровенно и попроси прощения, даже если придётся объяснить все в общих чертах. Скажи, например, что ты совершил грех в прошлом и посягнул на его право или был несправедлив о нём в речи, но теперь покаялся перед Аллахом и просишь его прощения. Можно при этом не раскрывать сущность своего прегрешения. Если же, когда ты сообщишь им о том, в чём заключались сплетни и клевета, они разгневаются и рассердятся, — как правило, так и происходит, — или не удовлетворятся поверхностными объяснениями и потребуют подробного изложения всего, услышав которое усилится их ненависть, то совершенно необязательно сообщать им об этом, потому что шариат не повелевает увеличивать вред. Сообщение человеку, который испытывает спокойствие, того, что вызовет его ненависть, противоречит цели шариата, состоящей в сплочении сердец и укреплении братских чувств между мусульманами. Возможно, что это приведёт к вражде, после которой сердце его никогда не очистится в отношении сплетника. В этих случаях для покаяния достаточно: 1) Раскаяться и молить Аллаха о прощении, осознать мерзость подобного преступления и иметь убеждённость в его запрещенности. 2) Раскрыть свою ложь перед тем, кто слышал сплетню либо клевету, и оправдать оклеветанного брата. 3) Восхвалять того, за кем ты сплетничал, в том круге, где ты был несправедлив к нему, и упомянуть перед ними о его благих делах. 4) Защищать того, за кем ты сплетничал, и возражать, если кто-либо захочет опорочить его. 5) Молить Аллаха о прощении для него в его отсутствии («аль-Мадаридж» 1/291, «аль-Мугни» с комментариями 12/78). О брат-мусульманин, обрати внимание на разницу между имущественными и телесными преступлениями с одной стороны и между сплетней и пересудом — с другой. Имущественные права отличаются тем, что их обладатели извлекают пользу из того, что им сообщили о покаянии и вернули принадлежащее им по праву, и они рады этому. Поэтому не разрешается сокрытие этого в отличие от прав в вопросах, касающихся чести, сообщение о которых не добавит ничего, кроме вреда и раздражения. Вопрос 6: Как покаяться в преднамеренном убийстве? Ответ 6: Совершивший преднамеренное убийство имеет три обязанности: перед Аллахом, перед убитым и перед его наследниками. Обязанность перед Аллахом можно выполнить только покаянием. Обязанность перед наследниками состоит в том, чтобы отдаться в их руки для возмещения их прав местью, выкупом или прощением. Остаётся обязанность перед убитым, отплатить которую невозможно в мирской жизни. Учёные сказали, что если покаяние убийцы было искренним, то Аллах избавит его от обязанности перед убитым, а убитому Великий и Могучий Аллах возмещает благом от Себя в День воскресения. Это является лучшим мнением по этому поводу («аль-Мадаридж» 1/299). Вопрос 7: Как покаяться в воровстве? Ответ 7: Если украденная вещь осталась у совершившего воровство, то он должен вернуть её хозяину. Если же она пропала или упала в цене из-за использования или по прошествии времени, то он обязан компенсировать убытки, если только хозяин не простил его, за что он должен воздавать хвалу Аллаху. Вопрос 8: Я ощущаю сильное стеснение, когда оказываюсь лицом к лицу с тем, у кого я украл, и не могу ни признаться им, ни попросить у них прощения. Что же мне делать? Ответ 8: Не запрещается искать пути для того, чтобы избежать подобного стеснения, с которым ты не можешь справиться. Ты можешь отправить то, что по праву принадлежит другому, с другим человеком и попросить его не упоминать твоего имени, можешь переслать это почтой, можешь скрытно оставить это у них, можешь притвориться и сказать, что это принадлежит вам и было у одного человека, но он не хотел, чтобы я упомянул его имя. Самое главное — это возврат принадлежащего другому его хозяину. Вопрос 9: Я тайно украл деньги из кармана моего отца и хочу покаяться, но я не знаю точно сколько я украл. Я стесняюсь признаться ему в лицо... Ответ 9: Ты должен предположительно оценить украденное либо завысить его сумму. Нет ничего страшного в том, что ты вернёшь деньги отцу тайно, как и взял их. Вопрос 10: Я украл у многих людей, но не знаю их адресов... Другой вопрос: Я присвоил имущество компании путём хищения, но теперь компания закрылась и я переехал в другую страну... Третий вопрос: Я украл товары в торговой фирме, а она сменила адрес, и я не знаю её хозяина... Ответ 10: Ты должен искать их по мере своих возможностей и способностей. Если ты найдёшь их, то выплати им должное и восславь Аллаха. Если хозяин имущества умер, то верни это его наследнику. Если же, несмотря на упорные поиски, ты не смог найти их, то пожертвуй это имущество за них, имея на это намерение, даже если они являются неверными, потому что Аллах одарит их в мирской жизни и не одарит в будущей. Этот вопрос похож на то, о чём упомянул Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, в книге «аль-Мадаридж» (1/388). Один мусульманин в армии украл один из трофеев, а затем покаялся спустя некоторое время. Он пришёл с тем, что украл, к эмиру армии, но тот отказался принять у него это, сказав: «Как я доставлю это в ту армию, когда она уже распущена?» Тогда он (покаявшийся — Прим. пер.) пришёл к Хаджаджу ибн аш-Ша‘иру, (прося его вынести фетву — Прим. пер.). Он сказал ему: «Поистине, Аллах знает эту армию, имена солдат и их родственников, поэтому заплати пятую часть этого обладателю хумса и пожертвуй оставшуюся часть. Аллах доведёт её до них». Он сделал это. Когда он сообщил об этом Му‘авии, он сказал: «Если бы я издал для тебя такую фетву, то это было бы для меня желаннее, чем половина моего владения». Подобную фетву вынес и шейх-уль-ислам Ибн Теймийа, да смилостивится над ним Аллах. Она схожа с той, что описана в «аль-Мадаридже». Вопрос 11: Я присвоил имущество сирот, торговал за счёт него и получил большую прибыль. Но я испугался Аллаха и раскаялся... Как мне покаяться в этом грехе? Ответ 11: Учёные разошлись во мнениях по этому вопросу. Самое среднее и справедливое мнение заключается в том, что ты должен вернуть сиротам основной капитал и половину прибыли, после чего ты и сироты становитесь подобны компаньонам в прибыли, а первоначальная сумма возвращается им. На это указывает ривайа от имама Ахмада. Таково также и мнение шейх-уль-ислама Ибн Теймийи и его ученика Ибн аль-Каййима, да смилостивится над ними Аллах («аль-Мадаридж» 1/392). Таким же образом, если насильно увели стадо верблюдов или овец, и оно увеличилось, то половина прироста голов принадлежит законному владельцу. Если же скот погиб, то покаявшийся должен возместить владельцу половину ущерба. Вопрос 12: Человек работает на воздушной погрузке. Однажды там были забыты товары, и он похитил оттуда магнитофон. Спустя несколько лет он покаялся. Должен ли он вернуть сам магнитофон, или его стоимость, или похожий на него магнитофон, если знает, что такие модели на рынке закончились? Ответ 12: Ты должен вернуть сам магнитофон и компенсировать приемлемым образом, не причиняя себе страданий, разницу за то, что его цена упала из-за использования или в связи с прошествием времени. Если же не удастся сделать это, то пожертвуй его стоимость от имени истинного владельца. Вопрос 13: У меня было имущество, заработанное на лихве, но я израсходовал его полностью, и у меня ничего из него не осталось. Сейчас я покаялся перед Аллахом. Что мне надо сделать? Ответ 13: Ты должен только принести искреннее покаяние Великому и Могучему Аллаху. Лихва — опасный грех, и Аллах не объявил войну в Благородном Коране никому, кроме погрязших в лихве. Твое имущество, заработанное на лихве, не сохранилось, а исчезло целиком, поэтому ты не должен ничего предпринимать по этому поводу. Вопрос 14: Я купил машину на деньги, часть которых заработана дозволенным путём, а часть — запрещенным, и сейчас она находится у меня. Что же мне делать? Ответ 14: Кто приобрёл вещь, которую невозможно разделить, например, дом или машину, на имущество, часть которых заработана дозволенным путём, а часть — запрещенным, то ему достаточно вытащить сумму соответствующую той, что заработана запрещённым путём, из другого имущества и пожертвовать её для очищения своего имущества. Если часть, приобретённая запрещённым путём, является правом других людей, то необходимо вернуть им, как это было описано ранее. Вопрос 15: Что делать с богатством, которое является прибылью от торговли сигаретами, а также, если оно смешано с другим имуществом, приобретённым разрешённым путём? Ответ 15: Кто торговал запрещёнными изделиями, например, музыкальными инструментами, запрещёнными кассетами, сигаретами, зная о шариатском запрете на это, а затем покаялся, тому следует потратить прибыль, полученную от запрещённой торговли на благие дела для избавления от него, а не в качестве пожертвования, потому что Аллах — Благой и принимает только благое. Если же незаконно приобретённое имущество смешалось с законно приобретённым, например, когда деньги хозяина бакалейной лавки, полученные от продажи сигаретами, смешиваются с прибылью от торговли свободными (разрешёнными) товарами, то он должен оценить незаконно приобретённое имущество, исходя из своих возможностей, и извлечь его, будучи уверенным, что очистил своё состояние от незаконной прибыли. Всевышний же возместит это добром, ибо Он — Всеобъемлющий, Благородный. В целом, если имеющий незаконно приобретённое имущество хочет покаяться, то: 1) Если он был неверным, когда приобретал его, то нет необходимости при покаянии извлекать его, потому что посланник Аллаха не обязывал сподвижников извлекать незаконно приобретённое ими имущество, когда они принимали Ислам. 2) Если же при приобретении незаконного имущества, он был мусульманином и зная о шариатском запрете, то он должен при покаянии извлечь всё имущество, заработанное незаконным (запретным) путём. Вопрос 16: Если человека, который брал взятки, Аллах наставил на прямой путь, то что он должен делать с имуществом, которое получено путём взяток? Ответ 16: Этот человек непременно будет относиться к одной их двух категорий: 1) Если он взял взятку от человека, который имел право на определённую вещь, угнетённого и вынужденного платить для получения принадлежащего ему по праву, потому что у него не было выхода для достижения этого другим путём, то этот покаявшийся обязан вернуть имущество его подлинному владельцу, потому что он был принуждён к взяткодательству против своей воли. 2) Если он взял взятку от несправедливого человека, такого же, как и он сам, пытавшегося путём взятки получить то, что ему не принадлежало по праву, то он не должен возвращать имущество тому, от кого получил. Принесший покаяние должен избавиться от незаконно приобретённого имущества, израсходовав его для благих целей, например, раздав его бедным. Подобное покаяние приносится, когда человек совершил деяние, ставшее причиной лишения кого-то его прав. Вопрос 17: Я совершил запрещённые греховные деяния, в результате чего приобрёл имущество. Сейчас я покаялся. Обязан ли я вернуть это имущество тем, кто заплатил его мне? Ответ 17: Человек, который совершает греховные деяния или оказывает греховные услуги и получает за них вознаграждение или плату, а затем кае
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.1.23 (0.02 с.) |