Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Самолеченіе простаго народа по травникамъ.
Самолеченіе простаго народа по травникамъ.
Первый на Руси лекарь съ научнымъ образованіемъ, какъ извѣстно, явился въ XV вѣкѣ. Какъ же лечился простой народъ до XV в. и съ XV в. до сихъ поръ, да и теперь какъ онъ лечится, избѣгая помощи земскихъ врачей и фельдшеровъ? Домашними средствами, скажутъ на это. Но тѣми ли домашними средствами, какія обыкновенно мы разумѣемъ подъ ними. Со всѣмъ нѣтъ, а лечится народъ травами и заговорами: лечатъ его знахари и колдуны. Причины такого явленія, конечно, извѣстны каждому. Прежде всего — продолжительное невѣжество, доставшееся по наслѣдству и теперешнему поколѣнію, и невозможность для простаго народа выхода изъ этого положенія собственными средствами; затѣмъ незнакомство его съ нынѣшнимъ способомъ леченія, а также и сохраняющаяся въ народѣ вѣра въ знахарей и колдуновъ, упорствующая противъ довѣрія современнымъ докторамъ и фельдшерамъ. Народъ создалъ свою медицину и самымъ простымъ способомъ. Появлялась какая-либо болѣзнь; естественно нужно было освободиться какъ-нибудь отъ незванной гостьи. И вотъ онъ пробовалъ лечить ее травами, подобно тому какъ и теперь доктора пробируютъ извѣстную болѣзнь. Лечилъ одной травкой, не помогаетъ, другой — тоже. Но иногда и имѣлъ успѣхъ: трава дѣйствовала, и онъ запоминалъ ея свойство. Такимъ образомъ, испробовалъ въ различныхъ болѣзняхъ многія травы и узнавши ихъ свойства, онъ составилъ цѣлыя коллекціи — полные гербаріи лечебныхъ травъ. Знаніе въ леченіи передавалось другъ другу и, чтобы не забыть, стали записывать; и такъ-то составились «травники» и появился рядъ знахарей и колдуновъ. Благодаря написаннымъ травникамъ, обладатели ими пользовались сильною вѣрою своихъ паціентовъ. А дѣйствительно ли травы, описываемыя въ травникѣ, имѣютъ приписываемую имъ силу? И употребляются ли онѣ теперь въ микстурахъ, составляемыхъ въ аптекахъ? Въ видахъ ознакомленія съ леченіемъ простаго народа по травникамъ, настоящая статья посвящается изложенію пріобрѣтенной мною рукописи, подъ названіемъ: «Дознаніе желающимъ о травахъ, цѣлящихъ болѣзни». Рукопись эта въ четверку, писана полу-уставомъ,
заключаетъ въ себѣ 38 листовъ и 146 описаній травъ. Переписывалъ ее въ 1767 г. Петровскихъ заводовъ государственный крестьянинъ Илья Ивановъ. Она содержитъ въ себѣ описаніе травъ, съ указаніемъ мѣстонахожденія и лечебныхъ ихъ свойствъ. Приписываемыя нѣкоторымъ травамъ свойства слишкомъ курьезны, не говоря уже о невозможности дѣйствія, отнесенной имъ силы. Порча людей, колдуны и привораживаніе стоятъ на первомъ планѣ. Средство освобожденія и отъ порчи колдуновъ народъ отыскалъ въ травахъ. Имѣющій разрывъ-траву достигаетъ всего: его не удержатъ никакіе замки. Обладающій какими-нибудь другими травами узнаетъ мысли людей, получитъ оправданіе на судѣ, избавится отъ пьянства и запоя, а если онъ торговый человѣкъ, то получитъ большую выгоду отъ торговли. Можно бы провести полную параллель суевѣрій и предразсудковъ настоящаго времени съ тѣми, которые представляютъ въ рукописи, если бы позволяли знаніе и силы. Но и означенная рукопись уясняетъ много понятій, убѣжденій и вѣрованій, таковыя до сихъ поръ держатся въ народѣ. Это новая область этнографіи, въ изученіе которой слѣдуетъ вникнуть. Матеріала для этого достаточно. Кромѣ историческихъ памятниковъ по вопросу, живой матеріалъ представляютъ практикующіе нынѣ въ деревняхъ леченіе травами. Они имѣютъ и хранятъ у себя полныя коллекціи лечебныхъ травъ. Собраніе гербарія такихъ травъ могло бы составить новый отдѣлъ въ музеумѣ мѣстнаго статистическаго комитета. Обратимся къ самой рукописи.
(Продолженіе будетъ). Самолечение простого народа по травникам // Олонецкие губернские ведомости. 1884. № 41. С. 395 — 396.
Самолеченіе простаго народа по травникамъ. _____ Способъ приготовленія травъ по травнику и употребленіе ихъ. (Продолженіе см. № 40). Собранныя травы прежде употребленія ихъ варились въ винѣ, уксусѣ, въ молокѣ, меду, кислыхъ щахъ, въ сѣмянномъ питьѣ и въ водѣ и принимались на тощее сердце, прикладывались на больные члены, завязывались въ тряпки и носились при себѣ, привязанныя ко кресту и подпоясанныя вѣнкомъ, зашивались въ подушки, держались въ домахъ и дворахъ, или полагались домашнимъ животнымъ въ шерсть, прилѣпляемыя посредствомъ воска.
Самолечение простого народа по травникам // Олонецкие губернские ведомости. 1884. № 43. С. 414 — 415.
Самолечение простого народа по травникам // Олонецкие губернские ведомости. 1884. № 44. С. 423 — 424.
Самолечение простого народа по травникам // Олонецкие губернские ведомости. 1884. № 45. С. 430 — 431.
Самолеченіе простаго народа по травникамъ.
Первый на Руси лекарь съ научнымъ образованіемъ, какъ извѣстно, явился въ XV вѣкѣ. Какъ же лечился простой народъ до XV в. и съ XV в. до сихъ поръ, да и теперь какъ онъ лечится, избѣгая помощи земскихъ врачей и фельдшеровъ? Домашними средствами, скажутъ на это. Но тѣми ли домашними средствами, какія обыкновенно мы разумѣемъ подъ ними. Со всѣмъ нѣтъ, а лечится народъ травами и заговорами: лечатъ его знахари и колдуны. Причины такого явленія, конечно, извѣстны каждому. Прежде всего — продолжительное невѣжество, доставшееся по наслѣдству и теперешнему поколѣнію, и невозможность для простаго народа выхода изъ этого положенія собственными средствами; затѣмъ незнакомство его съ нынѣшнимъ способомъ леченія, а также и сохраняющаяся въ народѣ вѣра въ знахарей и колдуновъ, упорствующая противъ довѣрія современнымъ докторамъ и фельдшерамъ. Народъ создалъ свою медицину и самымъ простымъ способомъ. Появлялась какая-либо болѣзнь; естественно нужно было освободиться какъ-нибудь отъ незванной гостьи. И вотъ онъ пробовалъ лечить ее травами, подобно тому какъ и теперь доктора пробируютъ извѣстную болѣзнь. Лечилъ одной травкой, не помогаетъ, другой — тоже. Но иногда и имѣлъ успѣхъ: трава дѣйствовала, и онъ запоминалъ ея свойство. Такимъ образомъ, испробовалъ въ различныхъ болѣзняхъ многія травы и узнавши ихъ свойства, онъ составилъ цѣлыя коллекціи — полные гербаріи лечебныхъ травъ. Знаніе въ леченіи передавалось другъ другу и, чтобы не забыть, стали записывать; и такъ-то составились «травники» и появился рядъ знахарей и колдуновъ. Благодаря написаннымъ травникамъ, обладатели ими пользовались сильною вѣрою своихъ паціентовъ. А дѣйствительно ли травы, описываемыя въ травникѣ, имѣютъ приписываемую имъ силу? И употребляются ли онѣ теперь въ микстурахъ, составляемыхъ въ аптекахъ? Въ видахъ ознакомленія съ леченіемъ простаго народа по травникамъ, настоящая статья посвящается изложенію пріобрѣтенной мною рукописи, подъ названіемъ: «Дознаніе желающимъ о травахъ, цѣлящихъ болѣзни». Рукопись эта въ четверку, писана полу-уставомъ,
заключаетъ въ себѣ 38 листовъ и 146 описаній травъ. Переписывалъ ее въ 1767 г. Петровскихъ заводовъ государственный крестьянинъ Илья Ивановъ. Она содержитъ въ себѣ описаніе травъ, съ указаніемъ мѣстонахожденія и лечебныхъ ихъ свойствъ. Приписываемыя нѣкоторымъ травамъ свойства слишкомъ курьезны, не говоря уже о невозможности дѣйствія, отнесенной имъ силы. Порча людей, колдуны и привораживаніе стоятъ на первомъ планѣ. Средство освобожденія и отъ порчи колдуновъ народъ отыскалъ въ травахъ. Имѣющій разрывъ-траву достигаетъ всего: его не удержатъ никакіе замки. Обладающій какими-нибудь другими травами узнаетъ мысли людей, получитъ оправданіе на судѣ, избавится отъ пьянства и запоя, а если онъ торговый человѣкъ, то получитъ большую выгоду отъ торговли. Можно бы провести полную параллель суевѣрій и предразсудковъ настоящаго времени съ тѣми, которые представляютъ въ рукописи, если бы позволяли знаніе и силы. Но и означенная рукопись уясняетъ много понятій, убѣжденій и вѣрованій, таковыя до сихъ поръ держатся въ народѣ. Это новая область этнографіи, въ изученіе которой слѣдуетъ вникнуть. Матеріала для этого достаточно. Кромѣ историческихъ памятниковъ по вопросу, живой матеріалъ представляютъ практикующіе нынѣ въ деревняхъ леченіе травами. Они имѣютъ и хранятъ у себя полныя коллекціи лечебныхъ травъ. Собраніе гербарія такихъ травъ могло бы составить новый отдѣлъ въ музеумѣ мѣстнаго статистическаго комитета. Обратимся къ самой рукописи.
(Продолженіе будетъ). Самолечение простого народа по травникам // Олонецкие губернские ведомости. 1884. № 41. С. 395 — 396.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.43.74 (0.008 с.) |