Раздел 4. Перечень основной и дополнительной литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4. Перечень основной и дополнительной литературы



Основная литература

Анастази А. Дифференциальная психология. – М., 2001.

Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001.

Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. – СПб.: РЕЧЬ, 2004.

Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности. – М.: Владос, 2001.

Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб: РЕЧЬ, 2005.

Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. – М.: ПЕРСЕ, 2001.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 2000.

Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. – Москва-Воронеж, 2003.

Дружинин В.Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. – М., СПб.: ПЕРСЭ, ИМАТОН-М, 2000.

Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. Избранные труды. – Воронеж: МОДЭК, 2000.

Купер К. Индивидуальные различия. – М.: Аспект Пресс, 2000.

Кон И.С. Психология половых различий // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М.: 2000.

Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.

Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 2000.

Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумана. –СПб., М., Харьков, Минск: ПИТЕР, 2002.

Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 2000.

Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: Эксмо, 1999.

Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. – М.: Класс, 2001.

Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике. – СПб: Речь, 2002.

Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 2000.

Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2000.

Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. – М. Флинта, 2003.

Психология индивидуальных различий Хрестоматия по психологии / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – М.: ЧеРо, 2000.

Равич-Щербо И.В., Мартина Т.М., Григоренко Е.Л Психогенетика. – М.: Аспект-Пресс, 2000.

Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. – М.: Педагогика, 2002.

Русалов В.Н. Опросник структуры темперамента. – М.: Смысл, 2000.

Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: Инфра, 2000.

Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э.А. Голубевой. – М.: Педагогика, 2005.

Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – Москва-Воронеж, 2004.

Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. – М.: Наука, 2003.

Франкл В. Воля к смыслу. – М.: Апрель Пресс: Эксмо Пресс, 2000.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СП6.: Питер, 2001.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Под ред. Б.М. Величковского. – М., 1986; 2-е изд. СПб., М., 2003.

Юнг К. Психологические типы. – СПб.: Ювента., 2002.

Юнг К. Психология бессознательного. – М.: Канон, 2005.

 

Дополнительная литература

Адлер А. Наука жить. – Киев: Рогt-royal, 1997.

Акимова М.К. Динамические характеристики нервной системы и проблема природных задатков и способностей // Вопросы психологии. – 1980. – № 3.

Алфимова М.В., Трубников В.И. Генные основы темперамента и личности // Вопросы психологии. – 2000. – № 2.

Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. – М., 1991.

Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984.

Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. – М.: Фолиум, 1998.

Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. – М., 1978.

Геллерштейн С.Г. К вопросу о профессиональной типологии // История советской психологии труда. – М.: МГУ, 1978.

Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. – М.: Наука, 2001.

Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии: учебное пособие. – Москва: «НПО МОДЭК», 1998.

Дольник В.Р. Непослушное дитя вселенной. – СПб.: ЧеРо, 1993.

Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. – Саратов, 1990.

Знаков В.В. Самооценка правдивости и понимание субъектом честности // Психологический журнал. – 1989. – №. 14.

Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. – Минск, 1988.

Коссов Б.Б. Системно-стилевая концепция личности: аспекты ее проверки // Вопросы психологии. – 2000. – № 6.

Кочубей Б.И. Исследования по психогенетике человека // Вопросы психологии. – 1982. – № 1.

Краткий психологический словарь. – 2000.

Лейтес Н.С. Теплов и психология индивидуальных различий // Вопросы психологии. – 1982. – Т. 4.

Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности // Вопросы психологии. – 2003. – № 4.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – Т. 1 и 2. – М., 1983.

Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – М., 1992.

Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души // Вопросы философии. – 1990. – № 7.

Лейтес Н.С. Одаренные дети // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982.

Литвак М.Е. Предисловие к книге К. Леонгарда «Акцентуированные личности». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

Лучшие психологические тесты. – Петроком, 1992.

Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. – СПб.: 1998.

Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. – 1987. – № 5.

Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М., 1985.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1968.

Мешкова ТА. Онтогенез функциональной асимметрии мозга человека // Вопросы психологии. – 1982. – № 4. – С. 144–151.

Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2000.

Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. – М., 1966.

Нартова-Бочавер С.К. Сорing behavior в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. – № 5. – С. 20–31.

Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. – М.: Просвещение, 1986.

Непомнящая Н.И. Целостно-личностный подход к изучению человека // Вопросы психологии. – 2005. – № 1.

Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники / Под ред. Романова В.Я. – М., 1992.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1999.

Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. – М., 1995.

Петухов В.В., Зеленкова Т.В. Развитие музыкально-исполнительного мастерства как формирование высших психических функций // Вопросы психологии. – 2002. – № 3.

Ратанова Т.А. Психофизиологическая основа индивидуальности. – М.: «НПО МОДЭК»,1999.

Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» // Вестник МГУ. – Сер. 14. – Психология. – 1981. – № 1.

Робер М-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988.

Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982.

Русалов В.М. Пол и темперамент // Психологический журнал. – 1993. – Т. 14. – № 4.

Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психологический журнал. – 1991. – Т. 12. – № 5.

Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. – 1986. – Т. 7. – № – 4.

Соколов Е.Н. Новые тенденции в развитии психологии // Вопросы психологии. – 2004. – № 5.

Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий. – М.: Педагогика, 1985.

Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. – М.: ИПАН, 1991. – 244 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1982.

Фуко М. Забота о себе. История сексуальности. – Киев-М., 1998.

Хорни К. Женская психология. – СПб., 1993.

Хорни К. Невроз и развитие личности. – М., 1996.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2001.

Цылев В.Г. Об условиях, влияющих на становление характера // Вопросы психологии. – 2001. – № 5.

Черноушек М. Психология жизненной среды. – М., 1989.

Шрейдер Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания // Вопросы философии. – 1990. – № 7.

Эйдемиллер Э.Г, Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1997.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996.

Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. – М.: София, 1989.

Этическая мысль. – М., 1988.

Эфроимсон В.П. Предпосылки гениальности. Биосоциальные факторы повышенной умственной активности // Человек. – 1997. – № 2–6; 1998. – № 4, 1.


Раздел 5. Тематика контрольных работ:

 

1. Прикладные аспекты характерологии.

2. Способы исследования темперамента в психологии.

3. Способы исследования интегральной индивидуальности.

4. Качественная специфика отдельных способностей

5. Функциональные операциональные механизмы отдельных способностей.

6. Эпигенетические теории в дифференциальной психологии.

7. Акцентуация как характеристика индивидуальности.

8. Взаимосвязь типов темперамента с типами высшей нервной деятельности.

9. Корреляция темперамента и других свойств личности.

10. Основные положения конституциональной типологии характера.

11. Психоаналитическая диагностика Н. Мак-Вильямс.

12. Использование категории «психическое состояние» человека при составлении психологического портрета личности.

13. Методический инструментарий исследования акцентуации личности.

14. Виды неврозов.

15. Диагностика пограничных личностных расстройств.

16. Характеристика психопатий в психологической науке.

17. Личностные качества, обеспечивающие успех в предпринимательской карьере.

18. Взаимосвязь характера и индивидуального стиля деятельности.

19. Взаимосвязь самооценки предпринимателя и профессиональной успешности.

20. Взаимосвязь акцентуации и профессиональной успешности индивида.

21. Индивидуальность и карьера.

22. Взаимосвязь личностного и карьерного роста индивида.

23. Взаимосвязь психологических свойств и профессионального самоопределения личности.

24. Черты личности в структуре индивидуальности.

25. Интегративное исследование индивидуальности в современной психологии.

26. Детерминанты формирования индивидуально-психологических особенностей.

27. Способы экспериментального исследования индивидуальности.

28. Взаимосвязь уровня самоактуализации и индивидуально-психологических особенностей человека.

29. Психодиагностика свойств субъекта деятельности.

30. Общетеоретическое значение индивидуально-психологического подхода к изучению личности.

31. Психодиагностика межличностных отношений.

32. Стилевые характеристики профессиональной деятельности.


Раздел 6. Вопросы к экзамену:

1. Предмет дифференциальной психологии.

2. История дифференциальной психологии.

3. Методы дифференциальной психологии.

4. Характеристика индивидуальных различий.

5. Понятия индивида, личности, интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин).

6. Близнецовый метод в исследовании черт личности.

7. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга.

8. Понятие нормы в психологии.

9. Психология способностей.

10. Понятия одаренности и гениальности. Теории гениальности.

11. Понятие «характер». Формирование характера.

12. Типологический подход к изучению личности и характера.

13. Понятие «темперамент».

14. Соотношение характера и темперамента.

15. Черты как психологическая категория.

16. Пол в структуре индивидуальности.

17. Понятия «экзо- и эндопсихика».

18. Понятие «акцентуация» в психологии.

19. Предпосылки превращения дифференциальной психологии в самостоятельную науку.

20. L-, T-, Q-данные в дифференциально-психологическом исследовании.

21. Характеристика дифференциальной психофизиологии.

22. Формирование межполушарной асимметрии в онтогенезе.

23. Теория черт личности в теории Р.Б. Кеттелла.

24. Характеристика модели Большой Пятерки.

25. Типология личностей К.Г.Юнга.

26. Типология социальных характеров Э.Фромма.

27. Биологический и психологический пол.

28. Понятия «психотизм» и «невротизм».

29. Близнецовый метод в исследовании черт личности.

30. Психоаналитическая типология характера.

31. Понятие «психологическая защита». Виды психологических защит.

32. Модель интеллекта Дж. Гилфорда.

33. Эволюционное предназначение темперамента.

34. Теория интегральной индивидуальности.

35. Профессиональная самореализация у мужчин и женщин.

36. Соотношение между классификацией профессий и профессиональными типологиями личности.

37. Стиль общения в структуре индивидуальности.

38. Стили родительского воспитания.

39. Понятие жизненного стиля в психологии.

40. Понятие психологического преодоления и его вариации.

 

 

Глоссарий к курсу «Дифференциальная психология»

Анализ продуктов деятельности (творчества) – опосредствованное изучение психологической реальности через распредмечивание (восстановление деятельности по ее результату.

Акцентуации – варианты норм, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим (по А.Е. Личко).

Аутизм – уход в себя, в свои переживания от внешнего мира; аутизм как состояние присущ каждому человеку.

Беседа – метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком.

Биогенетические теории – учения, в которых формирование индивидуальности понимается как предопределенное врожденными и генетическими задатками.

Биографический и автобиографический методы – описание развития человека на протяжении длительного периода времени, основанное на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте.

Валидность эксперимента – пригодность, понимаемая как соответствие целей, методов и результатов; степень приближения данного эксперимента к бесконечному безупречному эксперименту.

Время реакции – время между восприятием раздражителя и ответом на него; свидетельствует о процессуальности психики.

Гендерная роль – переживание себя мальчиком или девочкой без осознания перспектив своей полоролевой идентичности; возникает у ребенка в период раннего детства. В дальнейшем подкрепляется гендерной схемой.

Гендерная схема – обусловленные полом нормы поведения, представление о превращении мальчика в мужчину и девочки в женщину; является результатом когнитивного развития ребенка и формируется на протяжении первых 6–7 лет жизни.

Гениальность – это интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующая воображения, оригинального мышления, изобретения или открытия. Гениальность в значительной мере обусловлена генетическими механизмами, проявляется в сверхконцентрации на значимой деятельности и нередко сопровождается нарушениями физического и психического здоровья.

Динамичность нервной системы – скорость образования условных реакций.

Деперсонализация – неспособность испытывать чувства, адекватные ситуации; чувство своей эмоциональной измененности.

Депрессивные состояния (от лат. depression, подавление) – состояния подавленного настроения и угнетения потребностей. По К. Ясперсу, выделяют депрессивные реакции – психологически понятные ответы на жизненные стрессы, актуальные для человека независимо от его начального настроения, и фазы – состояния, возникающие сами по себе, эндогенно, как обострение трудных особенностей характера.

Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая психологические различия между индивидами и группами людей, а также природу, источники и последствия этих различий (наука о закономерностях психического варьирования). Понятие введено В. Штерном в 1900 году.

Идеографический подход в науке утверждает в качестве основной ценности индивидуальные особенности явления, применяет метод отдельных случаев (case-method).

Индивид – это физический носитель психологических характеристик человека.

Интегральная индивидуальность – особая форма бытия отдельного человека; саморегулируемая биосоциальная система многоуровневых связей, в рамках которой он живет и сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних изменений (по B.C. Мерлину).

Интервью – особая форма беседы, при которой один из партнеров является лидером, а другой – ведомым.

Индивидуальный стиль деятельности – это устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная личными качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. Это фенотипическое (приобретаемое прижизненно) качество, возникающее на основе свойств нервной системы в ответ на требования типов деятельности, привычных для субъекта; интегральный эффект взаимодействия человека со средой.

Наблюдение – целенаправленное систематическое восприятие человека, по результатам которого дается экспертная оценка.

Норма – понятие, используемое для оценки темпа и содержания психического развития человека. Основана на статистических данных, клинических показателях, социальных стереотипах и субъективных ожиданиях человека; культурно обусловлена и меняет свое содержание.

Нормальные значения показателей – расположенные в средней части кривой нормального распределения. Обычно их больше, чем субнормальных или супернормальных.

Ноогенные неврозы – неврозы, вызванные фрустрацией экзистенциальных потребностей (по В. Франклу).

Одаренность можно понимать как:

– качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности;

– общие способности (в отличие от специфических), обусловливающие широту возможностей человека;

– умственный потенциал – интеллект, предполагающий широту обобщения, логичность (а не способности к искусствам);

– совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой-либо деятельности (наличие врожденных предпосылок);

– талантливость (условия для успехов самого высокого уровня).

Основной психофизический закон Фехнера–Вебера: Е = const In R, где Empfindung – величина ощущения, a Reiz – величина раздражителя.

Лабильность нервной системы – скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития и обладающее свойствами активности, субъектности, пристрастности, осознанности (по А.Н. Леонтьеву).

Локус-контроль – склонность человека возлагать ответственность за все происходящее с ним на внешние обстоятельства или себя самого (понятие введено Дж. Роттером). Интерналы – люди с внутренним локусом-контролем. Мезоморфный тип – отличающийся могучим сложением, имеющий квадратную голову, широкие ладони и ступни, склонный к соматотонии (от лат. soma – тело).

Метод – в переводе с греческого путь (познания).

Пластичность в структуре темперамента – показатель вязкости или гибкости мышления и поведения, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию (по В.М. Русалову).

Подвижность нервной системы – переделка знаков раздражителей, скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением. Это свойство является основой обучаемости.

Полезависимость/поленезависимостъ – умение сопротивляться воздействию фоновых признаков при выделении фигуры.

Половой диморфизм – наличие различий в анатомофизиологических признаках у мужских и женских особей.

Половой дипсихизм – наличие различий психических качеств и процессов у представителей различного пола.

Половой дихрономорфизм – временное несовпадение проявления женских и мужских признаков.

Профессиограмма – описание социально-экономических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии.

Профессионально значимый признак – характеристика индивидуальности, которая имеет значение для успешности протекания данной профессиональной деятельности.

Психограмма – характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека.

Психологическое преодоление (coping) – это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. В широком смысле слова «coping» включает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера – попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации.

Психогенетика – область психологии, предметом которой является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль среды и генотипа в их формировании.

Психогностика – форма донаучного познания психики людей, выявляющая и устанавливающая отношения между определенными движениями, анатомическими характеристиками и особенностями характера человека.

Репрезентативность эксперимента – представительность выборки и соответствие ее структуры той популяции, на которую распространяются выводы эксперимента

Самоактуализация – это развертывание потенциала личности из самого себя, из внутренних противоречий и намерений (по А. Маслоу). Стремление и способность человека стать тем, чем он должен стать, т.е. открыть свое призвание и реализовать таланты и способности.

Сила (выносливость) нервной системы к возбуждению – это способность выдерживать длительное или часто повторяющееся возбуждение.

Сила нервной системы к торможению – это способность выдерживать часто повторяемое действие тормозного раздражителя, что необходимо для создания дифференцировок.

Склонности – феномены, имеющие хронический и потенциальный характер (в терминологии В. Штерна).

Смещение – вторичная психологическая защита, состоящая в перенаправлении драйва или аффекта с одного объекта на другой, потому что его направленность изначально скрывается.

Социогенетические теории – учения, в которых формирование индивидуальности понимается как обусловленное внешними условиями (средой), а человек изначально – чистая доска (tabula rasa).

Социоэтология – наука об инстинктивных основах социального поведения.

Специальная теория индивидуальности – это учение о происхождении, функционировании и месте темперамента в общей структуре индивидуальных свойств человека.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Среда – изменяющийся ряд стимулов, на которые индивид реагирует в течение всей жизни.

Срезы, «поперечные» – исследование, ведущееся на отдельных и различных по возрасту группах людей; термин введен А. Гезеллом.

Срезы «продольные» (лонгитюдные) – исследование, ведущееся на одной и той же выборке в течение продолжительного времени. Использовались в исследованиях Щелованова, Фигурина по фиксации ежедневного поведения детей, самый длинный, Боннский, лонгитюд продолжался 60 лет.

Стиль лидерства (руководства) – способ управления группой или организацией, основанный на типичном методе принятия решения (по К. Левину). Чаще всего выделяют стили автократический (авторитарный, директивный), демократический (кооперативный, недирективный) и свободный (попустительский). В современной психологии управления выделяют также сосредоточенный на поставленной задаче («функциональный» стиль) и сосредоточенный на взаимоотношениях в группе («аффективный» стиль), цели которых открываются самими названиями.

Стиль жизни – уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, определяющих неповторимую картину существования человека.

Стиль общения – результат образования устойчивых привычных связей между доминирующими потребностями, целями, ценностями и способами общения, психологическое образование, формирующееся в результате взаимодействия с другими людьми и представляющее собой устойчивый способ реализации определенных мотивов.

Стиль родительского воспитания – способ воздействия на детей, характеризующийся уровнем контроля за их поведением и эмоциональной теплотой отношений. Чаще других выделяют авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный стили.

Стиль человека (от греч. stylos) – устойчивая субъектно-специфическая система способов осуществления человеком разных видов активности; интегральная характеристика формально-динамической сферы индивидуальности, проявляющаяся в предпочтении субъектом определенной формы взаимодействия с предметной или социальной средой.

Тестирование – краткое, стандартизованное испытание, предназначенное для установления межиндивидуальных, внутрииндивидуальных или межгрупповых различий.

Тревожность – склонность переживать реальные и мнимые опасности; отрицательно окрашенное переживание внутреннего беспокойства, озабоченности, необходимости поисков, горячки, взбудораженности, переходящих в ажитацию, возбуждение, часто имеющее непродуктивный и демобилизующий характер.

Уровень притязаний – те цели и задачи, которые человек считает для себя выполнимыми.

Факторный анализ – один из методов установления качеств, не поддающихся непосредственному наблюдению.

Физиогномика – область психогностики, в которой основой для предсказания поведения человека являются черты личности, мимика и даже просто изображение силуэта человека. Основана Лаватером.

Функциональная асимметрия и специализация полушарий – характеристика распределения психических функций между правым и левым полушариями.

Характер – своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности и в первую очередь – в отношениях к профессии, людям, самому себе. Это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

Характерология – форма донаучного познания психики людей, стремящаяся свести различия между людьми к простым типам. Иногда термин используют для обозначения области дифференциальной психологии, посвященной изучению характера.

Черта – это присущая индивидууму предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций (по Г. Олпорту).

Экзопсихика – отношение личности к внешним объектам (природе, людям, духовным благам, душевной жизни самого человека и пр.). Экзопсихика идентична предметно-содержательным характеристикам психической жизни и всегда испытывает влияние средовых условий (по А.Ф. Лазурскому).

Эксперимент – метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Виды эксперимента: лабораторный, камерный, естественный, психолого-педагогический, формирующий.

Экологическая среда – система взаимодействий человека и мира (по У. Бронфенбреннеру). Представляет собой систему из четырех концентрических структур. Микросистема – структура деятельностей, ролей и межличностных взаимодействий в данном конкретном окружении. Мезосистема – структура взаимоотношения двух и более сред. Экзосистема – среда, в пространстве которой происходят значимые события. Макросистема – ценности, законы и традиции культуры, в которой живет субъект.

Экспозиционная модель средовых влияний на интеллект: чем больше времени родители и дети проводят вместе, тем выше корреляция коэффициента интеллектуальности со старшим родственником (Зайонч и Маркус).

Экстраверсия – обращенность к объектам окружающего или внутреннего мира (по К.-Г. Юнгу). Влечение к людям и способность легко вступать с ними в контакт (по Г.Ю. Айзенку).

Экстрапунитивная реакция – обвинение других людей и внешних обстоятельств.

Эктоморфный тип – худой и высокий, обладающий слабым развитием внутренних органов, худым лицом, узкой грудной клеткой, тонкими длинными конечностями, обычно отличается церебротонией (от лат. cerebrum – мозг).

Эмоциональность в структуре темперамента – мера чувствительности к расхождению реального и желаемого результата (по В.М. Русалову).

Эндоморфный тип – с большим животом, большим количеством жировых отложений на плечах и бедрах, слабыми конечностями, проявляет склонность к висцеротонии (от лат. viscera – внутренности).

Эндопсихика – основные психические и психофизиологические функции (чувствительность, память, внимание, мышление, воображение, воля, быстрота и сила моторики и т.п.). Эндопсихика в целом близка понятию «формально-динамические характеристики»; в основном задается врожденными биологическими механизмами (по А.Ф. Лазурскому).

Эргичность в структуре темперамента – желание умственного и физического напряжения, показатель избытка или недостатка сил (по В.М. Русалову).

Я-концепция – система наиболее общих установок субъекта на самого себя. Выделяют разные модусы Я-концепции: реальное Я, идеальное Я и так называемое «зеркальное Я» (т.е. Я в глазах других).

L (life record data) – данные, основанные на регистрации поведения человека в повседневной жизни.

Т (objective test data) – данные объективных тестов (испытаний) с контролируемой экспериментальной ситуацией.

Q (questionnaire data) – данные, получаемые при помощи опросников, анкет и прочих стандартизованных методов.


































Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.098 с.)