Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 4. Перечень основной и дополнительной литературы ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Основная литература Анастази А. Дифференциальная психология. – М., 2001. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001. Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. – СПб.: РЕЧЬ, 2004. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности. – М.: Владос, 2001. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб: РЕЧЬ, 2005. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. – М.: ПЕРСЕ, 2001. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 2000. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. – Москва-Воронеж, 2003. Дружинин В.Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. – М., СПб.: ПЕРСЭ, ИМАТОН-М, 2000. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. Избранные труды. – Воронеж: МОДЭК, 2000. Купер К. Индивидуальные различия. – М.: Аспект Пресс, 2000. Кон И.С. Психология половых различий // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М.: 2000. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 2000. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумана. –СПб., М., Харьков, Минск: ПИТЕР, 2002. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 2000. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: Эксмо, 1999. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. – М.: Класс, 2001. Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике. – СПб: Речь, 2002. Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 2000. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2000. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. – М. Флинта, 2003. Психология индивидуальных различий Хрестоматия по психологии / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – М.: ЧеРо, 2000. Равич-Щербо И.В., Мартина Т.М., Григоренко Е.Л Психогенетика. – М.: Аспект-Пресс, 2000. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. – М.: Педагогика, 2002. Русалов В.Н. Опросник структуры темперамента. – М.: Смысл, 2000.
Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: Инфра, 2000. Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э.А. Голубевой. – М.: Педагогика, 2005. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – Москва-Воронеж, 2004. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. – М.: Наука, 2003. Франкл В. Воля к смыслу. – М.: Апрель Пресс: Эксмо Пресс, 2000. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СП6.: Питер, 2001. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Под ред. Б.М. Величковского. – М., 1986; 2-е изд. СПб., М., 2003. Юнг К. Психологические типы. – СПб.: Ювента., 2002. Юнг К. Психология бессознательного. – М.: Канон, 2005.
Дополнительная литература Адлер А. Наука жить. – Киев: Рогt-royal, 1997. Акимова М.К. Динамические характеристики нервной системы и проблема природных задатков и способностей // Вопросы психологии. – 1980. – № 3. Алфимова М.В., Трубников В.И. Генные основы темперамента и личности // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. – М., 1991. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. – М.: Фолиум, 1998. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. – М., 1978. Геллерштейн С.Г. К вопросу о профессиональной типологии // История советской психологии труда. – М.: МГУ, 1978. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. – М.: Наука, 2001. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии: учебное пособие. – Москва: «НПО МОДЭК», 1998. Дольник В.Р. Непослушное дитя вселенной. – СПб.: ЧеРо, 1993. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. – Саратов, 1990. Знаков В.В. Самооценка правдивости и понимание субъектом честности // Психологический журнал. – 1989. – №. 14. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. – Минск, 1988. Коссов Б.Б. Системно-стилевая концепция личности: аспекты ее проверки // Вопросы психологии. – 2000. – № 6. Кочубей Б.И. Исследования по психогенетике человека // Вопросы психологии. – 1982. – № 1.
Краткий психологический словарь. – 2000. Лейтес Н.С. Теплов и психология индивидуальных различий // Вопросы психологии. – 1982. – Т. 4. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности // Вопросы психологии. – 2003. – № 4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – Т. 1 и 2. – М., 1983. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – М., 1992. Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души // Вопросы философии. – 1990. – № 7. Лейтес Н.С. Одаренные дети // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982. Литвак М.Е. Предисловие к книге К. Леонгарда «Акцентуированные личности». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. Лучшие психологические тесты. – Петроком, 1992. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. – СПб.: 1998. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М., 1985. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1968. Мешкова ТА. Онтогенез функциональной асимметрии мозга человека // Вопросы психологии. – 1982. – № 4. – С. 144–151. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2000. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. – М., 1966. Нартова-Бочавер С.К. Сорing behavior в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. – № 5. – С. 20–31. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. – М.: Просвещение, 1986. Непомнящая Н.И. Целостно-личностный подход к изучению человека // Вопросы психологии. – 2005. – № 1. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники / Под ред. Романова В.Я. – М., 1992. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1999. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. – М., 1995. Петухов В.В., Зеленкова Т.В. Развитие музыкально-исполнительного мастерства как формирование высших психических функций // Вопросы психологии. – 2002. – № 3. Ратанова Т.А. Психофизиологическая основа индивидуальности. – М.: «НПО МОДЭК»,1999. Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» // Вестник МГУ. – Сер. 14. – Психология. – 1981. – № 1. Робер М-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982. Русалов В.М. Пол и темперамент // Психологический журнал. – 1993. – Т. 14. – № 4. Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психологический журнал. – 1991. – Т. 12. – № 5. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. – 1986. – Т. 7. – № – 4. Соколов Е.Н. Новые тенденции в развитии психологии // Вопросы психологии. – 2004. – № 5. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий. – М.: Педагогика, 1985. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. – М.: ИПАН, 1991. – 244 с. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1982. Фуко М. Забота о себе. История сексуальности. – Киев-М., 1998. Хорни К. Женская психология. – СПб., 1993. Хорни К. Невроз и развитие личности. – М., 1996. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2001.
Цылев В.Г. Об условиях, влияющих на становление характера // Вопросы психологии. – 2001. – № 5. Черноушек М. Психология жизненной среды. – М., 1989. Шрейдер Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания // Вопросы философии. – 1990. – № 7. Эйдемиллер Э.Г, Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1997. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. – М.: София, 1989. Этическая мысль. – М., 1988. Эфроимсон В.П. Предпосылки гениальности. Биосоциальные факторы повышенной умственной активности // Человек. – 1997. – № 2–6; 1998. – № 4, 1.
1. Прикладные аспекты характерологии. 2. Способы исследования темперамента в психологии. 3. Способы исследования интегральной индивидуальности. 4. Качественная специфика отдельных способностей 5. Функциональные операциональные механизмы отдельных способностей. 6. Эпигенетические теории в дифференциальной психологии. 7. Акцентуация как характеристика индивидуальности. 8. Взаимосвязь типов темперамента с типами высшей нервной деятельности. 9. Корреляция темперамента и других свойств личности. 10. Основные положения конституциональной типологии характера. 11. Психоаналитическая диагностика Н. Мак-Вильямс. 12. Использование категории «психическое состояние» человека при составлении психологического портрета личности. 13. Методический инструментарий исследования акцентуации личности. 14. Виды неврозов. 15. Диагностика пограничных личностных расстройств. 16. Характеристика психопатий в психологической науке. 17. Личностные качества, обеспечивающие успех в предпринимательской карьере. 18. Взаимосвязь характера и индивидуального стиля деятельности. 19. Взаимосвязь самооценки предпринимателя и профессиональной успешности. 20. Взаимосвязь акцентуации и профессиональной успешности индивида. 21. Индивидуальность и карьера. 22. Взаимосвязь личностного и карьерного роста индивида. 23. Взаимосвязь психологических свойств и профессионального самоопределения личности. 24. Черты личности в структуре индивидуальности. 25. Интегративное исследование индивидуальности в современной психологии. 26. Детерминанты формирования индивидуально-психологических особенностей. 27. Способы экспериментального исследования индивидуальности.
28. Взаимосвязь уровня самоактуализации и индивидуально-психологических особенностей человека. 29. Психодиагностика свойств субъекта деятельности. 30. Общетеоретическое значение индивидуально-психологического подхода к изучению личности. 31. Психодиагностика межличностных отношений. 32. Стилевые характеристики профессиональной деятельности.
1. Предмет дифференциальной психологии. 2. История дифференциальной психологии. 3. Методы дифференциальной психологии. 4. Характеристика индивидуальных различий. 5. Понятия индивида, личности, интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин). 6. Близнецовый метод в исследовании черт личности. 7. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга. 8. Понятие нормы в психологии. 9. Психология способностей. 10. Понятия одаренности и гениальности. Теории гениальности. 11. Понятие «характер». Формирование характера. 12. Типологический подход к изучению личности и характера. 13. Понятие «темперамент». 14. Соотношение характера и темперамента. 15. Черты как психологическая категория. 16. Пол в структуре индивидуальности. 17. Понятия «экзо- и эндопсихика». 18. Понятие «акцентуация» в психологии. 19. Предпосылки превращения дифференциальной психологии в самостоятельную науку. 20. L-, T-, Q-данные в дифференциально-психологическом исследовании. 21. Характеристика дифференциальной психофизиологии. 22. Формирование межполушарной асимметрии в онтогенезе. 23. Теория черт личности в теории Р.Б. Кеттелла. 24. Характеристика модели Большой Пятерки. 25. Типология личностей К.Г.Юнга. 26. Типология социальных характеров Э.Фромма. 27. Биологический и психологический пол. 28. Понятия «психотизм» и «невротизм». 29. Близнецовый метод в исследовании черт личности. 30. Психоаналитическая типология характера. 31. Понятие «психологическая защита». Виды психологических защит. 32. Модель интеллекта Дж. Гилфорда. 33. Эволюционное предназначение темперамента. 34. Теория интегральной индивидуальности. 35. Профессиональная самореализация у мужчин и женщин. 36. Соотношение между классификацией профессий и профессиональными типологиями личности. 37. Стиль общения в структуре индивидуальности. 38. Стили родительского воспитания. 39. Понятие жизненного стиля в психологии. 40. Понятие психологического преодоления и его вариации.
Глоссарий к курсу «Дифференциальная психология» Анализ продуктов деятельности (творчества) – опосредствованное изучение психологической реальности через распредмечивание (восстановление деятельности по ее результату. Акцентуации – варианты норм, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим (по А.Е. Личко). Аутизм – уход в себя, в свои переживания от внешнего мира; аутизм как состояние присущ каждому человеку. Беседа – метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком.
Биогенетические теории – учения, в которых формирование индивидуальности понимается как предопределенное врожденными и генетическими задатками. Биографический и автобиографический методы – описание развития человека на протяжении длительного периода времени, основанное на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте. Валидность эксперимента – пригодность, понимаемая как соответствие целей, методов и результатов; степень приближения данного эксперимента к бесконечному безупречному эксперименту. Время реакции – время между восприятием раздражителя и ответом на него; свидетельствует о процессуальности психики. Гендерная роль – переживание себя мальчиком или девочкой без осознания перспектив своей полоролевой идентичности; возникает у ребенка в период раннего детства. В дальнейшем подкрепляется гендерной схемой. Гендерная схема – обусловленные полом нормы поведения, представление о превращении мальчика в мужчину и девочки в женщину; является результатом когнитивного развития ребенка и формируется на протяжении первых 6–7 лет жизни. Гениальность – это интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующая воображения, оригинального мышления, изобретения или открытия. Гениальность в значительной мере обусловлена генетическими механизмами, проявляется в сверхконцентрации на значимой деятельности и нередко сопровождается нарушениями физического и психического здоровья. Динамичность нервной системы – скорость образования условных реакций. Деперсонализация – неспособность испытывать чувства, адекватные ситуации; чувство своей эмоциональной измененности. Депрессивные состояния (от лат. depression, подавление) – состояния подавленного настроения и угнетения потребностей. По К. Ясперсу, выделяют депрессивные реакции – психологически понятные ответы на жизненные стрессы, актуальные для человека независимо от его начального настроения, и фазы – состояния, возникающие сами по себе, эндогенно, как обострение трудных особенностей характера. Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая психологические различия между индивидами и группами людей, а также природу, источники и последствия этих различий (наука о закономерностях психического варьирования). Понятие введено В. Штерном в 1900 году. Идеографический подход в науке утверждает в качестве основной ценности индивидуальные особенности явления, применяет метод отдельных случаев (case-method). Индивид – это физический носитель психологических характеристик человека. Интегральная индивидуальность – особая форма бытия отдельного человека; саморегулируемая биосоциальная система многоуровневых связей, в рамках которой он живет и сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних изменений (по B.C. Мерлину). Интервью – особая форма беседы, при которой один из партнеров является лидером, а другой – ведомым. Индивидуальный стиль деятельности – это устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная личными качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. Это фенотипическое (приобретаемое прижизненно) качество, возникающее на основе свойств нервной системы в ответ на требования типов деятельности, привычных для субъекта; интегральный эффект взаимодействия человека со средой. Наблюдение – целенаправленное систематическое восприятие человека, по результатам которого дается экспертная оценка. Норма – понятие, используемое для оценки темпа и содержания психического развития человека. Основана на статистических данных, клинических показателях, социальных стереотипах и субъективных ожиданиях человека; культурно обусловлена и меняет свое содержание. Нормальные значения показателей – расположенные в средней части кривой нормального распределения. Обычно их больше, чем субнормальных или супернормальных. Ноогенные неврозы – неврозы, вызванные фрустрацией экзистенциальных потребностей (по В. Франклу). Одаренность можно понимать как: – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности; – общие способности (в отличие от специфических), обусловливающие широту возможностей человека; – умственный потенциал – интеллект, предполагающий широту обобщения, логичность (а не способности к искусствам); – совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой-либо деятельности (наличие врожденных предпосылок); – талантливость (условия для успехов самого высокого уровня). Основной психофизический закон Фехнера–Вебера: Е = const In R, где Empfindung – величина ощущения, a Reiz – величина раздражителя. Лабильность нервной системы – скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития и обладающее свойствами активности, субъектности, пристрастности, осознанности (по А.Н. Леонтьеву). Локус-контроль – склонность человека возлагать ответственность за все происходящее с ним на внешние обстоятельства или себя самого (понятие введено Дж. Роттером). Интерналы – люди с внутренним локусом-контролем. Мезоморфный тип – отличающийся могучим сложением, имеющий квадратную голову, широкие ладони и ступни, склонный к соматотонии (от лат. soma – тело). Метод – в переводе с греческого путь (познания). Пластичность в структуре темперамента – показатель вязкости или гибкости мышления и поведения, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию (по В.М. Русалову). Подвижность нервной системы – переделка знаков раздражителей, скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением. Это свойство является основой обучаемости. Полезависимость/поленезависимостъ – умение сопротивляться воздействию фоновых признаков при выделении фигуры. Половой диморфизм – наличие различий в анатомофизиологических признаках у мужских и женских особей. Половой дипсихизм – наличие различий психических качеств и процессов у представителей различного пола. Половой дихрономорфизм – временное несовпадение проявления женских и мужских признаков. Профессиограмма – описание социально-экономических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Профессионально значимый признак – характеристика индивидуальности, которая имеет значение для успешности протекания данной профессиональной деятельности. Психограмма – характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека. Психологическое преодоление (coping) – это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. В широком смысле слова «coping» включает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера – попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации. Психогенетика – область психологии, предметом которой является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль среды и генотипа в их формировании. Психогностика – форма донаучного познания психики людей, выявляющая и устанавливающая отношения между определенными движениями, анатомическими характеристиками и особенностями характера человека. Репрезентативность эксперимента – представительность выборки и соответствие ее структуры той популяции, на которую распространяются выводы эксперимента Самоактуализация – это развертывание потенциала личности из самого себя, из внутренних противоречий и намерений (по А. Маслоу). Стремление и способность человека стать тем, чем он должен стать, т.е. открыть свое призвание и реализовать таланты и способности. Сила (выносливость) нервной системы к возбуждению – это способность выдерживать длительное или часто повторяющееся возбуждение. Сила нервной системы к торможению – это способность выдерживать часто повторяемое действие тормозного раздражителя, что необходимо для создания дифференцировок. Склонности – феномены, имеющие хронический и потенциальный характер (в терминологии В. Штерна). Смещение – вторичная психологическая защита, состоящая в перенаправлении драйва или аффекта с одного объекта на другой, потому что его направленность изначально скрывается. Социогенетические теории – учения, в которых формирование индивидуальности понимается как обусловленное внешними условиями (средой), а человек изначально – чистая доска (tabula rasa). Социоэтология – наука об инстинктивных основах социального поведения. Специальная теория индивидуальности – это учение о происхождении, функционировании и месте темперамента в общей структуре индивидуальных свойств человека. Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Среда – изменяющийся ряд стимулов, на которые индивид реагирует в течение всей жизни. Срезы, «поперечные» – исследование, ведущееся на отдельных и различных по возрасту группах людей; термин введен А. Гезеллом. Срезы «продольные» (лонгитюдные) – исследование, ведущееся на одной и той же выборке в течение продолжительного времени. Использовались в исследованиях Щелованова, Фигурина по фиксации ежедневного поведения детей, самый длинный, Боннский, лонгитюд продолжался 60 лет. Стиль лидерства (руководства) – способ управления группой или организацией, основанный на типичном методе принятия решения (по К. Левину). Чаще всего выделяют стили автократический (авторитарный, директивный), демократический (кооперативный, недирективный) и свободный (попустительский). В современной психологии управления выделяют также сосредоточенный на поставленной задаче («функциональный» стиль) и сосредоточенный на взаимоотношениях в группе («аффективный» стиль), цели которых открываются самими названиями. Стиль жизни – уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, определяющих неповторимую картину существования человека. Стиль общения – результат образования устойчивых привычных связей между доминирующими потребностями, целями, ценностями и способами общения, психологическое образование, формирующееся в результате взаимодействия с другими людьми и представляющее собой устойчивый способ реализации определенных мотивов. Стиль родительского воспитания – способ воздействия на детей, характеризующийся уровнем контроля за их поведением и эмоциональной теплотой отношений. Чаще других выделяют авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный стили. Стиль человека (от греч. stylos) – устойчивая субъектно-специфическая система способов осуществления человеком разных видов активности; интегральная характеристика формально-динамической сферы индивидуальности, проявляющаяся в предпочтении субъектом определенной формы взаимодействия с предметной или социальной средой. Тестирование – краткое, стандартизованное испытание, предназначенное для установления межиндивидуальных, внутрииндивидуальных или межгрупповых различий. Тревожность – склонность переживать реальные и мнимые опасности; отрицательно окрашенное переживание внутреннего беспокойства, озабоченности, необходимости поисков, горячки, взбудораженности, переходящих в ажитацию, возбуждение, часто имеющее непродуктивный и демобилизующий характер. Уровень притязаний – те цели и задачи, которые человек считает для себя выполнимыми. Факторный анализ – один из методов установления качеств, не поддающихся непосредственному наблюдению. Физиогномика – область психогностики, в которой основой для предсказания поведения человека являются черты личности, мимика и даже просто изображение силуэта человека. Основана Лаватером. Функциональная асимметрия и специализация полушарий – характеристика распределения психических функций между правым и левым полушариями. Характер – своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности и в первую очередь – в отношениях к профессии, людям, самому себе. Это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характерология – форма донаучного познания психики людей, стремящаяся свести различия между людьми к простым типам. Иногда термин используют для обозначения области дифференциальной психологии, посвященной изучению характера. Черта – это присущая индивидууму предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций (по Г. Олпорту). Экзопсихика – отношение личности к внешним объектам (природе, людям, духовным благам, душевной жизни самого человека и пр.). Экзопсихика идентична предметно-содержательным характеристикам психической жизни и всегда испытывает влияние средовых условий (по А.Ф. Лазурскому). Эксперимент – метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Виды эксперимента: лабораторный, камерный, естественный, психолого-педагогический, формирующий. Экологическая среда – система взаимодействий человека и мира (по У. Бронфенбреннеру). Представляет собой систему из четырех концентрических структур. Микросистема – структура деятельностей, ролей и межличностных взаимодействий в данном конкретном окружении. Мезосистема – структура взаимоотношения двух и более сред. Экзосистема – среда, в пространстве которой происходят значимые события. Макросистема – ценности, законы и традиции культуры, в которой живет субъект. Экспозиционная модель средовых влияний на интеллект: чем больше времени родители и дети проводят вместе, тем выше корреляция коэффициента интеллектуальности со старшим родственником (Зайонч и Маркус). Экстраверсия – обращенность к объектам окружающего или внутреннего мира (по К.-Г. Юнгу). Влечение к людям и способность легко вступать с ними в контакт (по Г.Ю. Айзенку). Экстрапунитивная реакция – обвинение других людей и внешних обстоятельств. Эктоморфный тип – худой и высокий, обладающий слабым развитием внутренних органов, худым лицом, узкой грудной клеткой, тонкими длинными конечностями, обычно отличается церебротонией (от лат. cerebrum – мозг). Эмоциональность в структуре темперамента – мера чувствительности к расхождению реального и желаемого результата (по В.М. Русалову). Эндоморфный тип – с большим животом, большим количеством жировых отложений на плечах и бедрах, слабыми конечностями, проявляет склонность к висцеротонии (от лат. viscera – внутренности). Эндопсихика – основные психические и психофизиологические функции (чувствительность, память, внимание, мышление, воображение, воля, быстрота и сила моторики и т.п.). Эндопсихика в целом близка понятию «формально-динамические характеристики»; в основном задается врожденными биологическими механизмами (по А.Ф. Лазурскому). Эргичность в структуре темперамента – желание умственного и физического напряжения, показатель избытка или недостатка сил (по В.М. Русалову). Я-концепция – система наиболее общих установок субъекта на самого себя. Выделяют разные модусы Я-концепции: реальное Я, идеальное Я и так называемое «зеркальное Я» (т.е. Я в глазах других). L (life record data) – данные, основанные на регистрации поведения человека в повседневной жизни. Т (objective test data) – данные объективных тестов (испытаний) с контролируемой экспериментальной ситуацией. Q (questionnaire data) – данные, получаемые при помощи опросников, анкет и прочих стандартизованных методов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.098 с.) |